Агрессия у ребенка с умственной отсталостью

Проявление агрессии у подростков с легкой степенью умственной отсталости

Агрессивное поведение само по себе заложено в нас природой и служит защитой в экстремальных ситуациях, но постоянное агрессивное поведение у ребенка приводит к негармоничному развитию личности. Тема агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью остается не достаточно раскрытой, но при этом весьма актуальной.

Цель данной работы состояла в изучении особенностей агрессивных проявлений у подростков с умственной отсталостью в различных формах умственной отсталости по классификации Д. Н. Исаева.

Гипотеза: предполагается, что проявления агрессии у подростков, относящихся к разным формам умственной отсталости, будет иметь свою особенность в каждой группе.

В исследовании приняли участие 60 подростков с легкой степенью умственной отсталости.

В результате пилотажного исследования были сформированы 4 группы подростков с умственной отсталостью, которые соответствуют астенической, атонической, дисфорической и стенической формам умственной отсталости по классификации Д.Н. Исаева. В исследовании были использованы следующие методики: «Hand-test», «Личностная агрессивность и конфликтность», «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка».

Обратимся к результатам исследования. Данные, полученные по методики «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка», позволяют сделать следующие выводы. У группы с дисфорической формой умственной отсталости по некоторым показателям результаты выше, чем удалось обнаружить в других сравниваемых группах. Так, в группе подростков с дисфорической формой умственной отсталости значительно выше показатели возбуждаемости, капризности, плаксивости, злобности, зависимости, ревности, обидчивости, жесткости, упрямства, агрессивности, нетерпеливости, высокий уровень самомнения и низкий уровень сочувствия. Высокий уровень зависимости, может говорить о несамостоятельности детей. Жестокость, агрессивность и обидчивость говорят о конфликтности ребят с окружающими. Дети не терпят шуток, злопамятны, агрессивно настроены. В остальных группах показатели по данным параметрам значительно ниже.

Подростки стенической формы умственной отсталости выделяются высокими показателями веселости и ласковости по сравнению с другими формами. Это говорит о положительном настрое на окружающий мир и способности к эмпатии. Такие дети больше тянутся к общению и более адаптивны к внешней среде.

Проведенное при помощи методики «Личностная агрессивность и конфликтность» исследование показало, что обидчивость в большей степени, но с незначительным перевесом выражена у подростков стенической формы умственной отсталости. Показатель мстительности выше в группах астенической и дисфорической формы умственной отсталости.

Результаты, полученные по методике «Hand-test», свидетельствуют о том, что уровень агрессии в большей степени встречается в дисфорической группе подростков с умственной отсталостью (56,8%). Уровень агрессии в остальных группах значительно ниже — 14,3% в группе подростков со стенической и атонической формой и 21,4% — в группе подростков с астенической формой. Среднегрупповые значения, полученные по шкалам «агрессивность» и «директивность» практически не отличаются в четырех изученных группах, в то время как среднегруппо- вые значения по шкале «коммуникативность» в группе подростков с дисфорической формой ниже, чем в остальных группах.

В результате исследования были получены следующие выводы.

1. Для подростков атонической и дисфорической форм обнаружено характерное проявление негативных эмоций. Подростки атонической формы показали достаточно ярковыраженные проявления; для подростков дисфорической формы, несмотря на низкое проявление эмоций, также присуще в большей степени негативное отношение к окружающему миру.

2. Агрессивное поведение превалирует в группах атонической и дисфорической форм умственной отсталости. Проявление повышенной агрессивности в данных группах оказывает влияние на сочетание таких черт характера, как: капризность, злобность, обидчивость, жестокость, агрессивность, нетерпеливость.

3. Наименее агрессивное поведение обнаружено в группе стенической формы умственной отсталости. Подростки данной формы способны к сопереживанию, могут проявить доброжелательные чувства к собеседнику.

www.psyhodic.ru

Как справиться с детской агрессией

Агрессия у детей: методы коррекции и профилактики. Причины и последствия детской агрессии.

Всегда ли детская агрессия является негативным фактором или же она служит во благо ребёнку? Австрийский зоопсихолог Конрад Лоренц рассматривал агрессивность и конфликтность как один из аспектов инстинкта самосохранения. С этой точки зрения, враждебность является полезным навыком, существующим для отстаивания своих прав и интересов. Однако если вовремя малышу не объяснить, что неконтролируемые вспышки агрессии недопустимы, последствия могут быть очень серьезными. Конфликтность превратиться из конструктивного инструмента в деструктивный. Так как же вовремя распознать агрессию у детей и подростков, как правильно реагировать на агрессию ребенка? И что делать, чтобы научить ребенка контролировать свои эмоции?

Причины детской агрессии

  1. Кризисные периоды в развитии. Через конфликтность и капризность дети пытаются найти свое место в изменившейся обстановке, выстроить новый тип коммуникации с окружающими.
  2. Проявление соматического заболевания. Агрессивное поведение ребёнка может быть связано с имеющимися у него психическими или неврологическими заболеваниями.
  3. Ухудшение самочувствия в преддверии простудного заболевания. Малыш чувствует недомогание, но в силу возраста не понимает, что его беспокоит, и не может объяснить это взрослым. Он начинает плохо вести себя, пытаясь привлечь внимание.
  4. Чрезмерная любовь к одному из родителей. Объектом агрессии становится второй родитель.
  5. Сильный стресс, связанный с потерей близкого человека, тяжелой болезнью родственника, другой серьёзной семейной проблемой. Так он снимает напряжение, выплёскивает наружу страх, обиду, злость.
  6. Недостаток любви, равнодушие со стороны родителей. Ребёнок проявляет агрессию, чтобы получить от них хоть какой-то эмоциональный отклик. Причины подростковой агрессии часто кроются в холодном отношении со стороны матери.
  7. Копирование поведения взрослых. Если мама с папой каждый день ссорятся, дерутся, кричат, ругаются с посторонними, то сложно ожидать от малыша другого поведения.
  8. Когда агрессию у ребёнка не стоит подавлять?

    Матери важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от желания защитить свои интересы.

    Пример 1. К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество.

    Пример 2. Вы пообещали сыну почитать на ночь книгу, если он наведёт порядок на столе. Мальчик убрал карандаши на место, но вы не сдержали слово, сославшись на занятость. Малыш имеет право рассердиться и обидеться на вас.

    Из этого праведного гнева в будущем вырастет умение отстаивать свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях вы будете ругать своё чадо, то у него закрепится убеждение, что защищать себя – плохо.

    Диагностика состояния агрессии у подростков и детей

    Существуют различные методики выявления детской агрессии. Рассмотрим некоторые из них.

  9. Схема наблюдения, составленная Алвордом и Бейкер. Она включает в себя 8 критериев. Необходимо отслеживать поведение ученика (воспитанника) не менее 6 месяцев. Если ребёнок агрессивный, то за это время проявится минимум 4 признака.
  10. Анкета Лаврентьевой и Титаренко содержит 20 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет» (бланк заполняет педагог). Данный опросник помогает определить уровень агрессивности школьника.
  11. Тест «Руки» Вагнера позволяет выявить у детей не только склонность к насилию, но и другие особенности эмоционально-волевой сферы ребёнка. Его используют так же для обследования детей с ОВЗ.
  12. Рисуночные тесты («несуществующее животное», «кактус») выявляют скрытую агрессию, могут применяться при диагностических обследованиях младших дошкольников и детей с нарушениями развития.
  13. Виды детской агрессии

    • Физическая. Она проявляется в нанесении физического и материального вреда обидчику. Агрессор может укусить, ударить другого человека или животного, сломать какую-то вещь.
    • Словесная или вербальная агрессия включает в себя оскорбления, клевету, крики. Девочки гораздо чаще прибегают к этому способу, используя вместо кулаков бойкотирование, интриги и манипуляции.
    • Конфликтующий человек может проявлять её:

    • прямо (сделать больно, оскорбить в лицо);
    • косвенно (сломать вещь обидчика, распускать о нём неприятные слухи или нелестно отзываться «за спиной»);
    • символически (угрожать).
    • Это открытые проявления агрессивности у детей. Если ребёнок не умеет открыто конфликтовать, то он начинает это делать скрыто (пассивно): отказывается выполнять домашнее задание или есть, беспричинно враждует с другими детьми, отказывается идти на компромисс. Скрытая агрессия у подростков мешает выстроить здоровые отношения, становится причиной неконтролируемой ревности и подозрительности, приводит к саморазрушению.

      Как справиться?

      Агрессия у детей дошкольного возраста: чем она вызвана? Как справиться с агрессией ребёнка-дошкольника?

      Детская агрессия – очень частое явление. Почему дети ведут себя, казалось бы, не свойственным для такого юного возраста образом? Это связано с высокими темпами развития и неумением контролировать эмоции. У детей дошкольного возраста преобладает физическая агрессия. Дошкольники дерутся, кусаются, обзываются, капризничают, устраивают истерики и пытаются манипулировать взрослыми.

      Агрессия у детей от 1,6 до 3х лет

      На полтора года приходится первый кризис. У малыша появляются новые желания, эмоции, интересы, но нет возможности выразить их словами. Агрессия у детей 1,6-2 лет может быть связана с переизбытком чувств. Так от прилива любви к матери, малыш может начать бить её. Что делать в этом случае?

      Маме следует перехватить руку ребёнка, с серьёзным выражением на лице строго и спокойно сказать: «Нет, нельзя!». Ни в коем случае не стоит улыбаться или говорить ласково, т.к. малыш может решить, что мама играет.

      Если чадо пытается укусить кого-то, нужно подставить под его зубы напряженную ладонь. Почему? Потому что по ней зубы будут скользить. Малыш предпримет ещё несколько попыток укусить, но быстро потеряет интерес к тому, что у него не получается.

      Агрессивное поведение детей в 3 года

      Второй кризисный период: дети начинают стремиться к самостоятельности. Малыш отбирает чужие игрушки, выгоняет других детей из песочницы, не пускает их на горку. Любимые фразы трёхлетки: «Я сам!», «Это моё!».

      Агрессия у дошкольников не проходит сама по себе, но подчёркивать её не стоит. Если мама слишком эмоционально реагирует на незначительные конфликты, то может только усугубить ситуацию. Правильней будет отойти с малышом в сторону, спокойно поговорить и предложить ему другую игру. Приятная особенность этого возраста: дошкольники легко переключаются на другое занятие и забывают обиды.

      Причины агрессии у детей от 4 до 6 лет

      В старшем дошкольном возрасте дети активно познают социум. Они учатся уважительно относиться к воспитателям, строить отношения со сверстниками, проверяют «на прочность» окружающих людей. В 4 года дошкольник начинает выстраивать свои личные границы и ревностно их охранять. Он становится агрессивен, если кто-то посягает на его территорию. С 5 лет девочки стараются скрывать своё конфликтное поведение. Они переходят от физической агрессии к речевой, что начинает проявляться в придумывании обидных прозвищ, отказе дружить с кем-то, настраивании всех против «врага».

      Агрессия младших школьников

      Ещё один важный этап в жизни ребёнка приходится на 6,5-7 лет. Он идёт в 1 класс. Начальная школа влечёт за собой много изменений: игровая деятельность сменяется учебной, новоиспеченный ученик попадает в новый коллектив, начинает получать отметки.

      Речевая агрессия у младших школьников становится более изощренной. Если у детей дошкольного возраста вспышки злости связаны с неумением контролировать себя, то в 7 лет они совершают акты физического насилия осознанно и целенаправленно. У младших школьников появляется новая черта характера – мстительность.

      Если родители не боролись с проявлениями агрессии у ребёнка в дошкольном возрасте (или делали это неправильно), то при переходе в школу его конфликтность и жестокость резко возрастёт. Работа по коррекции поведения потребует больше усилий.

      Специфика агрессии в подростковом возрасте

      Подростковая агрессия является ярким индикатором начала переходного возраста. Даже те дети, которые всегда хорошо себя вели, становятся подверженными вспышкам ярости. У подростка происходят активные гормональные изменения, влекущие за собой неуравновешенность, подозрительность, раздражительность, с которыми он не всегда умеет справляться. Агрессия в школе становится способом выразить себя, завоевать авторитет. Эти факторы делают подростков наиболее уязвимым перед негативным влиянием окружающей среды.

      Опасный подводный камень агрессии подростков – скрытая агрессия, приводящая к немотивированной «холодной» борьбе со всеми и всем. Она может стать причиной саморазрушительного поведения, суицидальных мыслей.

      Причины агрессии у подростков могут крыться в неправильном воспитании: гиперопека (чрезмерная забота) или гипоопека (заброшенность, недостаток внимания со стороны матери и отца), авторитарные, жестокие методы воспитания.

      Агрессия у детей с ограниченными возможностями здоровья

      Любой дефект накладывает отпечаток на характер человека. Агрессия у детей с ОВЗ чаще наблюдаются при умственной отсталости, задержке психического развития (ЗПР) и аутизме.

      У детей с ЗПР психические процессы мозга развиваются неравномерно, с отставанием от нормы. Среди них – процессы возбуждения и торможения. Это является основной причиной агрессивности детей с ЗПР. В ответ на раздражитель школьник становится агрессивен. Этот всплеск враждебности должен «снять» процесс торможения, но он не способен погасить возбуждение.

      У детей с аутизмом чаще встречается аутоагрессия. Аутист может кусать, царапать, бить себя, чтоб избавиться от дискомфорта.

      Как бороться с агрессией у ребёнка с ОВЗ

      Ребёнок с ОВЗ ведёт себя агрессивно, из-за особенностей развития и наличия серьёзных заболеваний. В первую очередь, его нужно лечить. Лечение агрессии у детей с ОВЗ обязательно включает постоянное наблюдение у психиатра и невролога, приём выписанных препаратов, выполнение лечебных процедур.

      Если не научить особенного малыша в раннем возрасте справляться с гневом, то неконтролируемая агрессия в подростковом возрасте может привести к очень серьёзным и непредсказуемым последствиям.

      Коррекционно-развивающая работа содержит общие (подходящие всем детям) и специфические игровые упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревожности, умение понимать чужие эмоции и адекватно выражать свои чувства.

      Коррекция агрессивного поведения: рекомендации родителям и педагогам

      Работа по устранению физической агрессии основывается на обучении ребёнка понимать чувства и контролировать эмоции. Агрессивные дети должны уметь выражать свою злость безопасными способами.

      Дошкольнику можно предложить топать ногами или кидать мяч, когда он злится. Внутреннее напряжение помогают снять игры с сыпучими материалами (пересыпание круп, просеивание манки, рисование дорожек на поверхности песка) и водой (переливание, запускание корабликов, «тонет – не тонет»).

      Избавиться от речевой агрессии поможет мешочек, в который дети могут «выкричать» весь негатив.

      Учеников средних и старших классов учат анализировать последствия своих действий и использовать «Я-высказывания» («Я злюсь, когда ты так делаешь.» вместо «Прекрати так делать!»). Им предлагают упражнение «спусти пар» (одноклассники по очереди говорят, что им не нравится друг в друге), проигрывание неприятных ситуаций с дальнейшим обсуждением.

      Школьная парта может быть снабжена «листками гнева», которые ученики могут скомкать или порвать, когда чувствуют злость.

      Иногда агрессивное поведение подростков требует вмешательства психотерапевта. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, не бойтесь обратиться за помощью к специалисту.

      Профилактика детской агрессивности

      Характер человека во многом зависит от микроклимата в семье. Родителям следует придерживаться одного стиля воспитания, мирно улаживать возникшие разногласия, относиться к ребёнку с уважением, хвалить его даже за самые незначительные успехи и достижения.

      Взрослые должны сами уметь контролировать себя и подавать детям правильный пример.

      Родители должны озвучивать чувства малыша и причины, по которым они появились. Так он быстрей научится понимать, что с ним происходит. («Ты злишься, потому что Серёжа сломал твою машинку.»)

      Не стоит скрывать смерть близкого человека от него. Позже, когда правда станет известна, он почувствуют себя преданным, обманутым.

      Если агрессивный поступок не опасен, матери не следует акцентировать на нём внимание.

      Не стоит накалять обстановку во время общения с детьми, склонными к насилию.

      Осуждать стоит поступок, а не ребёнка («Ты поступил очень безответственно», а не «Какой же ты безответственный!»).

      Уделяйте своему ребёнку время, обнимайте его и играйте с ним. Учите своего малыша разговаривать, делиться своими переживаниями и страхами. Тогда ему не понадобится добиваться вашего внимания и доказывать свою значимость агрессивными методами.

      opsihoze.ru

      Агрессивное поведение детей с нарушением интеллекта

      Нарушение поведения умственно отсталых детей, в частности агрессивное поведение, связано с рядом биологических и социальных факторов, вступающих во взаимодействие:

      — общие признаки психического недоразвития, имеющиеся при любой форме умственной отсталости;

      — частные проявления недоразвития, свойственные отдельным формам умственной отсталости;

      — специфические, общие и частные поражения головного мозга, присущие отдельным формам умственной отсталости;

      — особенности высшей нервной деятельности;

      — своеобразная система отношений, которая устанавливается между умственно отсталым ребенком и его ближайшим социальным окружением.

      Во многом агрессивное поведение умственно отсталого ученика заведомо связано с тем, что у него недоразвита (может быть, и извращена) система высших потребностей и мотивов действий. У него недоразвиты высшие потребности: интеллектуальные, морально-нравственные, этические и преобладают потребности низшие. Торможение низших потребностей в связи с недоразвитем воли затруднено. Поэтому часто приходится наблюдать у умственно отсталых детей агрессию, разрушительные действия, возбуждение (моторное и речевое) и т. д.

      Е.С. Иванов предлагает следующую классификацию агрессивного поведения умственно отсталых детей в возрасте 7-12 лет:

      — как проявление компенсаторной реакции при инфантильно-гедонистической мотивации в связи с трудностями учебной деятельности;

      — как проявление эксплозивности;

      — как проявление извращенных влечений (сексуального, инстинкта самосохранения и др.);

      — при психомоторном и аффективном возбуждении больных;

      — как реакция протеста на трудности во взаимоотношениях;

      — при дистрофических нарушениях;

      — как проявление групповой солидарности.

      Громадное значение при этом приобретает положительный или отрицательный микросоциальный фактор. Большое количество умственно отсталых детей находится в проблемных семьях с отрицательным средовым фактором. В учреждениях же для умственно отсталых детей (специализированные детские сады, специальные (коррекционные) школы, школы-интернаты) пока еще не всегда имеется тот благоприятный климат, посредством которого можно было бы возместить ущербность в развитии и воспитании ребенка, полученную им в проблемной семье. Многие из этих детей могут быть включены в группу риска по нарушениям в поведении, в частности агрессивности.

      Таким образом, социально-психологические и физические характеристики нормального ребенка и связанные с ними нарушения поведения свойственны и умственно отсталому ребенку. И у здоровых детей, и у умственно отсталых могут возникать аффективные реакции с агрессией, самодеструктивное поведение, грубые нарушения дисциплины и т.д. Но, учитывая, что различные факторы, которые ведут к этим проявлениям, в большей степени действуют на умственно отсталого ребенка, можно предположить, что нарушения поведения умственно отсталых детей, в частности агрессивное поведение, будут более тяжелыми, грубыми и более частыми, чем у нормального ребенка.

      Установлено, что у ‘умственно отсталого ребенка имеется качественно иное реагирование на биологические и психологические вредности окружающей среды. Источником этих вредностей может быть семья, чаще дисгармоничная, школа, детские и подростковые группы. Психологические вредности чаще возникают в процессе становления отношений умственно отсталого ребенка с окружающими, которые не знают или не хотят учитывать психические особенности ребенка. Умственно отсталый ребенок постоянно находится в ситуации, при которой неблагоприятные социально-психологические факторы могут вступить во взаимодействие с неблагополучной биологической почвой.

      В ходе наблюдения за детьми оказалось, что умственно отсталые школьники наиболее агрессивны к своим сверстникам и ко взрослым: количество этих детей, проявивших агрессивные действия, в 2,5 раза больше, чем среди учеников массовой школы. Кроме этого, агрессивность умственно отсталых детей носит устойчивый характер, в отличие от ситуативной агрессивности детей с нормальным развитием. Это, видимо, связано с неспособностью умственно отсталых детей регулировать собственное поведение, им далеко не всегда удается направить собственную деструктивную энергию в конструктивное русло. Произвольная активность лиц с умственной отсталостью отличается слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных, личностных мотивов. Поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны, отсутствует борьба мотивов. Поведение в связи с этим крайне непоследовательное, неожиданное. Оно отличается либо пассивностью, либо прерывается неожиданными и обычно неуместными поступками, что, безусловно, затрудняет приспособление умственно отсталого человека к социуму.

      Даже устраненное нарушение поведения имеет тенденцию повторяться, т.е. имеется своеобразная поведенческая стереотипия. Экспериментальные исследования высшей нервной деятельности у детей с умственной отсталостью показали, что среди многих нарушений ведущим является патологическая инертность нервных процессов. Наблюдения показывают, что такие дети в игровой деятельности и в поведении стереотипно повторяют одни и те же формы и с большим трудом переходят от старых стереотипных связей к новым формам игры и поведения детей.

      По оценкам педагогов, агрессивные реакции у подростков с умственной отсталостью наблюдаются чаще, чем в норме. Умственно отсталые дети менее чувствительны к помощи: замечания взрослых не тормозят проявлений как физической, так и вербальной агрессии. Недоразвитие всех сторон речевой функции, пассивной и активной сторон речи, искажение семантики слов затрудняет коррегирование поведения ребенка. Дети с недоразвитием интеллекта некритично относятся к проявлениям собственной агрессии, у них редко возникает чувство вины. По мнению педагогов, умственно отсталым детям свойственна как физическая, так и вербальная агрессия. Причем если дети с нормальным развитием физическую агрессию чаще направляют на предмет, то подростки с умственной отсталостью — на сверстников.

      Экспериментальные данные, полученные при использовании методики Розенцвейга, показывают, что адаптированность умственно отсталых детей ниже, чем детей массовой школы. В связи с тем, что умственно отсталые дети недостаточно адаптированы к социальному окружению, у них чаще происходят конфликты с окружающими их людьми, чем у их сверстников из массовой школы.

      Отрицательное воздействие на формирование поведения оказывают детские и подростковые асоциальные группы, в которые может попасть умственно отсталый ребенок. Роль асоциальных подростковых групп особенно возрастает в условиях, когда семья и школа утрачивают авторитет для ребенка. Об этом хорошо сказал Л.С. Выготский: «Ребенок может компенсировать трудности ответными агрессивными действиями по отношению к социальной среде, в которой он находится. Именно у таких детей агрессивность является извращенной компенсаторно-защитной реакцией».

      Резюмируя сказанное выше, следует отметить, что в условиях семейной, в первую очередь материнской, депривации у большой группы детей и подростков искажаются условия ранней социализации. Это сопровождается у многих из них пребыванием в условиях острых или хронических стрессовых ситуаций с риском психического и физического насилия, риском развития нервно-психических расстройств с разнообразными девиациями поведения.

      У других детей искаженные условия ранней социализации сопровождаются аморально-криминальным окружением с риском вовлечения в преступную деятельность, с формированием асоциальных личностных деформаций и устойчивыми формами делинквентной и далее криминальной активности.

      Для воспитанников детских домов большое значение приобретает диагностика последствий материнской и социально-эмоциональной депривации. Разработка направлений работы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у детей и подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях и неблагополучных семьях, — серьезная проблема, имеющая мультидисциплинарный характер и требующая повышенного внимания со стороны различных государственных, юридических и научных инстанций.

      Высокий уровень тревожности и агрессивности у детей из детского дома дает основание для разработки психолого-педагогических программ, направленных на их снижение и организацию психотерапевтической работы.

      Проведение этой работы затрудняют: отсутствие системного подхода, недостаточность психолого-педагогических знаний о природе школьной дезадаптации и нарушенного поведения и путей их предупреждения. Неправильное общение педагога с детьми-сиротами может привести к конфликтам, такое отношение может быть спровоцировано социально негативной установкой общества и незнанием особенностей детей с психическим недоразвитием. Неблагоприятное отношение со стороны педагога — серьезная помеха для адаптации ребенка к условиям детского дома, а также серьезная опасность для возникновения агрессивности, враждебности, стойких отклонений в поведении.

      Основным путем оказания помощи дезадаптированным детям-сиротам с трудностями в обучении, общении, поведении должен быть путь последовательной социальной интеграции их в нормально развивающуюся среду сверстников.

      В этом процессе должны быть взаимосвязаны и скоррегированы интересы ученика, учителя, школы и детского дома. Создание микросоциума, готового понять и принять проблемного ребенка, не может быть осуществлено без специально организованной помощи и поддержки. Для их организации необходимо внедрение в интернатные учреждения системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития каждого учащегося с момента начала поступления в детский дом. Это сопровождение предполагает комплексную диагностику проблем ребенка в динамике развития, составление индивидуальной программы, включающей не только коррекцию проблем учащегося, но и одновременную помощь учителю и воспитателю. В основу программы должны быть положены коррекция психических функций и эмоционально-личностной сферы ребенка, формирование самооценки, навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

      Указанные меры, несомненно, будут способствовать социализации ребенка-сироты, гармонизации его отношении с окружающей средой, что позволит снизить риск школьной дезадаптации и девиантного, и в первую очередь агрессивного, поведения воспитанников интернатных учреждений. Л.М. Шипицына “Психология детей- сирот”. Изд. СПб.- Университета. 2005г. Стр. 238-243.

      studbooks.net

      Возможности коррекции агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.

      Важнейшей задачей специального (коррекционного) образования на современном этапе является социальная адаптация и интеграция в общество детей с различными нарушениями в развитии. Социальная адаптация предполагает формирование у детей с нарушением интеллекта поведения, адекватного принятым в обществе морально-этическим и правовым нормам. Анализ статистических данных показывает, что формирование нормативного поведения детей и подростков с нарушением интеллекта является одной из самых актуальных проблем. Одним из аргументов может служить тот факт, что частота нарушений поведения у детей с лёгкой степенью умственной отсталости, обучающихся в специальных учебных заведениях, представлена следующими цифрами: побеги и бродяжничество – 72%; агрессия – 50%; грубость, непослушание – 43% (по данным Шипициной Л. М.).

      Многие авторы отмечают, что агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении несовершеннолетних. Агрессивные дети часто обнаруживают ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создаёт значительные трудности в их воспитании. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом.

      Опыт школьного воспитания детей с нарушением интеллекта свидетельствует, что благодаря раннему включению их в коррекционно-воспитательный процесс, предполагающий комплексное решение задач физического, умственного и нравственного развития, можно в значительной степени преобразить их личностный облик.

      В связи с этим нами была сформулирована цель исследования – поиск эффективных арт-методов для психокоррекции агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.

      Объектом исследования выступили отклонения в поведении подростков с лёгкой степенью умственной отсталости, предметом – агрессивные проявления в поведении подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.

      Гипотезабыла сформулирована следующим образом: предложенный комплекс коррекционных упражнений и арт-методов способствует профилактике и коррекции агрессивных проявлений в поведении подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.

      В связи с целью исследования мы решали следующие задачи:

      — междисциплинарное, теоретическое исследование проблемы агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости;

      — экспериментально выявить особенности агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости;

      -апробация коррекционных упражнений и арт-методов, способствующих профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью, оценка её эффективности.

      Была использована методика «Карта наблюдения за проявлением агрессии в поведении подростков»(автор А.Г. Долгов), целью которой является определить уровень агрессии и измерить её отдельные проявления.

      Базой исследования выступил Диаконический центр «Прикосновение» города Оренбурга.

      Данное исследование имеет практическое значение как для специалистов узкого профиля (психологов, дефектологов), так и для воспитателей специальных коррекционных учреждений, педагогов дополнительного образования, работающих с умственно отсталыми подростками. Разработанный комплекс коррекционных занятий поможет педагогам и другим специалистам более эффективно проводить работу по профилактике и коррекции агрессивного поведения, эмоциональной сферы подростков с нарушением интеллекта.

      Теоретический анализ заявленной проблемы показал, что агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведёт к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на появление детской агрессивности одно из наиболее распространённых явлений у родителей и воспитателей.

      Существует различные подходы к определению данного феномена:

      Нормативный подход означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. Так О.Мартынова определяет агрессию как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе.

      Глубинно-психологические подходы утверждают инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека (Танатос, тень).

      Подходы, акцентирующие внимание на последствиях агрессии, описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии, например, агрессия – это реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.

      Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. Поэтому, агрессия понимается как проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности – антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти и др. (Трифонов Е. В.). Ю. Щербина понимает речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений».

      Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию. Здесь агрессия понимается как целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряженности, подавленности [3]. Агрессивность рассматривается как системное социальное свойство, которое формируется в процессе социализации человека и которое описывается тремя группами факторов: субъективными, объективными и социально-нормативными, оценочными факторами, такими как морально-этические нормы или уголовный кодекс (Соловьева С.Л.).

      При проведении исследования мы опирались на данные клинико-эпидемиологического обследования популяции умственно отсталых детей 8-14 лет, проживающих в крупном промышленном городе, в котором было выявлено, что среди всех обследованных нарушения поведения встречаются в 31,1%. Из всех учеников с умственной отсталостью, выпускаемых коррекционными заведениями, – около половины с нарушениями поведения. Удельный вес нарушений поведения у детей и подростков с различной выраженностью снижения интеллекта различен. Так, среди легко умственно отсталых детей и подростков 28,2% имеют нарушения поведения, среди умеренно умственно отсталых – 55,2%, а среди тяжело отсталых – 33,3%

      Высокой степенью риска возникновения различных нарушений поведения у умственно отсталых школьников отличается подростковый возраст. Большинство исследователей признают, что среди различных форм нарушений поведения у умственно отсталых детей преобладают побеги и агрессивное поведение.

      Результаты диагностики агрессивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью были обработаны и сделаны следующие выводы: у агрессивных подростков с умственной отсталостью наиболее выражена физическая агрессия (удары, щипки, порча предметов и т.д.), вербальная агрессия, аутоагрессия (нанесение физических травм самому себе), вспыльчивость в действиях (неожиданно могут бросаться предметами, выбежать из класса и т.д.), вспыльчивость в речи (могут неожиданно нагрубить), негативизм в физических действиях выражен более всего (все делает наоборот, мешает работать и т.д.), отказы от занятий, конфликтность. Платонова Н. М. [1].

      В целях профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью нами были подобраны и апробированы коррекционные упражнения с использованием приёмов арт — методов: изотерапии, музыкотерапии, игротерапии.

      Мы исходили из того, что целью коррекции отклонений в поведении подростка является оказание ему помощи в реализации индивидуального потенциала, в становлении его как полноценного члена общества через создание условий для осознания ребёнком необходимости переоценки своего поведения. Это осуществлялось в ходе игровой художественной деятельности, с использованием следующих техник: рисование пальцами, музыкорисование; расслабляющее рисование на доске, на большом листе бумаги, на песке; лепка (глина, пластилин), наслоение; простые техники печатания, монотипия, печать с картонного и текстильного коллажа. [2]

      Предложенный комплекс упражнений и арт-приёмов дал существенное снижение в показателях агрессивности, а, значит, позволяет осуществлять профилактику и коррекцию агрессивного поведения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости.

    • Агрессия у детей и подростков./ Под ред. Платоновой Н. М. – СПб.:
  1. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями
  2. развития // Сост. Астапов В. М., Микадзе Ю. В. СПб, 2002. – 256 с.

  3. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии //
  4. www.b17.ru