Аутизм ppt

Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Расстройства аутистического спектра:

2. Синдром Аспергера

3. Детское дезинтегративное расстройство

4. Синдром Ретта

5. Неспецифическое первазивное нарушение развития (или атипичный аутизм).

Одного симптома недостаточно

для определения аутизма, требуется наличие характерной триады :

• недостаток социальных взаимодействий;

• нарушенная взаимная коммуникация;

• ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

Выраженность симптомов зависит от тяжести проявления аутизма.

Степень проявления аутизма

Индивидуальные проявления аутизма охватывают широкий спектр, от лиц с тяжёлыми нарушениями — немых и умственно

неполноценных, проводящих время в покачивании, непрестанно машущих руками — до социально активных высокофункциональных аутистов, расстройство которых проявляется в странностях при общении, узости интересов и многословной, педантичной речи. Иногда синдром подразделяют на низко-, средне- и высокофункциональный аутизм, используя для этого шкалу IQ или оценивая уровень поддержки, в котором нуждается человек в повседневной жизни; для этого типирования не выработано стандарта и вокруг него ведутся споры.

Аутисты отнюдь не предпочитают одиночество, но им сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения. Согласно исследованиям, чувство

одиночества у них связано скорее с низким качеством имеющихся отношений, нежели с небольшим числом друзей.

Человек с аутизмом неспособен к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать состояние другого человека.

• Свое объяснение проблемы дают и нейрофизиологи. В 1990-х годах группа итальянских исследователей опубликовала первую статью о группе нейронов в головном мозге человека, которые ответственны за подражательное поведение у животных. Эти нейроны назвали зеркальными. Подражание — это нечто большее, чем зевание при наблюдении за другим зевающим. Именно подражание лежит в основе эмпатии, то есть способности понимать эмоции других и сопереживать им, в основе языка и речи. Без него было бы невозможно развитие культуры и возникновение цивилизации. Серьезные нарушения в работе зеркальных нейронов, обнаруженные, например, у аутистов, делают людей неспособными не только сопереживать, но даже понять, как окружающие в принципе устроены.

ЗАПИСКИ АУТИСТА. НИКИТА ЩИРУК, 21 ГОД.

А жизнь – это потрясающе!

«Я аутист, мне 21 год. Все это я понимаю, но быть, как все, я не могу, и не смогу никогда. Аутисту сложно жить: надо бороться с собой постоянно, чтобы быть таким, как все. Борьба изматывает, и аутизм усиливается. Если борьбы мало, то жить хорошо. Без помощи я жить не смогу — теряюсь.

studfiles.net

Содержание:

Презентация на тему «Аутизм «

  • Скачать презентацию (2.26 Мб)
  • 20 загрузок
  • 4.8 оценка
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Аннотация к презентации

    Презентация для школьников на тему «Аутизм » по медицине. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

    Содержание

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет.[2] Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

    Из высказываний одного взрослого аутиста.

    Если человек страдает аутизмом, это не означает, что он перестаёт быть человеком. Но при аутизме он становится чужим для остальных людей. Что нормально для других – для меня не нормально, а что нормально для меня – не нормально для других. В каком-то смысле я очень плохо подготовлен к выживанию в этом мире, как инопланетянин, оказавшийся на планете без инструкций по ориентации в пространстве.

    Но я продолжаю оставаться человеком. Моё «я» не нарушено. Я нахожу ценность и смысл в жизни, и я не испытываю желания, чтобы меня вылечили отменя самого. Подарите мне чувство собственного достоинства, воспринимая меня таким, какой я есть. Признайте, что мы с вами одинаково чужие друг другу, что моя жизнь не просто бракованная копия вашей. Поставьте под сомнение ваши прежние предположения. Определите ваши условия. Давайте вместе возводить между нами мосты.

    «Aутизм» Есть дети, живущие в своем собственном мире и не желающие ничего знать о нашем.

    Актуальность проблемы

    За последние 5 лет, значительно увеличилось число детей с аутизмом и детей с аутичными компонентами. Аутизм проявляется в различных формах, при различных уровнях интеллектуального развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальной , и в обычной школе. В связи с этим возникла проблема более глубокого изучения таких детей.

    НЕМНОГО ИСТОРИИ Термин «аутизм» (от греческого «autos» – сам) был введен швейцарским психиатром, основоположником учения о шизофрении О́йгеном Блёйлеромв начале ХХ века. Он понимал под аутизмом отгороженность от мира, уход в себя. (30 апреля 1857 в Цолликорне под Цюрихом, Швейцария — 15 июля 1939 в Цолликорне)

    Основоположник учения о детском аутизме американский психиатр Лео Каннер (13 июня 1894, Клекотов, Австро-Венгерская империя — 3 апреля 1981)

    Ранние варианты синдрома раннего детского аутизма также были описаны независимо друг от друга Аспергером (1944 г.) и В СССР Мнухиным С.С. (1947 г.) Самуил Семенович Мнухин (1902-1972) Ганс Аспергер (1906 -1980)

    Аутизм — это нарушение развития, качественное нарушение в социальном взаимодействии и общении, которое сопровождается ограниченностью интересов и деятельной активности, стереотипностью, монотонной повторяемостью действий и поведения. Аутизм — полный или частичный отказ от общения с окружающими.

    Аутизм является первазивным нарушением развития. Под первазивными нарушениями развития имеется в виду качественное отклонение в социальном взаимодействии и общении, которое сопровождается ограниченностью интересов и деятельной активности, стереотипностью и монотонной повторяемостью действий и поведения Аутизм не означает недостаток интеллекта, но при аутизме довольно часто встречается отставание в интеллектуальном развитии на разных уровнях. Также вместе с аутизмом могут быть и сопутствующие диагнозы, например, эпилепсия.

    Каким бывает аутизм?

    детский аутизм (F84.0) (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера); атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1); синдром Ретта (F84.2); синдром Аспергера — аутистическая психопатия (F84.5);

    Не существует «типичного аутиста». У людей наблюдается множество различных проявлений аутизма, от легких до тяжелых.

    Важно помнить!

    Аутизм — не болезнь, у которой есть начало и конец, и которую можно лечить с помощью медикаментов или диеты, аутизм — это пожизненный недостаток здоровья. Важно помнить, что «лечение» в основном состоит из специального педагогического вмешательства, и свойственные аутизму особенности остаются с человеком на всю жизнь.

    Как люди с аутизмом воспринимают мир?

    Люди с аутизмом рассказывают, что для них окружающий мир – это хаос из людей, мест и событий, в котором им бывает невозможно разобраться. Эти трудности в восприятии окружающего мира могут вызывать у них очень сильную тревожность.

    Факторы, влияющие на аутизм

    неврологические, биологические органические факторы факторы окружающей среды генетические факторы.

    Диагностика

    Этих детей комплексно обследуют: детский психиатр логопед невролог аудиолог психолог специальный педагог После этого выносится окончательный диагноз

    В случае аутизма в основном наблюдаются нарушения в трех сферах: социальная коммуникативная поведения и интересов

    Симптомы аутизма

    Социальные взаимодействия и отношения. Ребенок избегает зрительного контакта. Аутистам сложно понимать чувства других людей, например, боль или грусть. Вербальная и невербальная коммуникация. Например, ребенок не разговаривает. Или без конца произносит одну и ту же фразу. Ограниченные интересы. Например, маленькие дети часто играют с одной частью игрушки, а не с игрушкой целиком. Дети постарше или взрослые могут страстно интересоваться одной узкой темой, например, коллекционными карточками или номерными знаками.

    Основные признаки аутизма

    слишком пристально смотрят к собеседнику в глаза, либо вообще избегают зрительного контакта; могут подойти к собеседнику слишком близко, либо отдалиться от него на очень большое расстояние; могут говорить слишком громко или наоборот еле слышно; не понимают эмоций, намерений, чувств остальных людей, человек у них ассоциируется с неодушевленным предметом; не осознают, что своим поведением могут кого-то обидеть; они практически не способны к дружеским или романтическим отношениям через дефицит общественных знаний. Они видят и слышат о любви, но им трудно ощутить и понять эту сердечную склонность, так как у многих с аутизмом нет привязанности к родному, а тем более к чужому человеку; Объятия для аутистов — это непонятная чья-то попытка ограничить их движения. в обыденных однотипных ситуациях чувствуют и ведут себя уверенно, спокойно; реагируют на любую перемену в жизни и очень переживают, если что-то изменилось; имеют ограниченный набор интересов, большую предрасположенность к установленным предметам, привычкам, конкретным местам. Выводит из равновесия или сильно пугает любая перемена привычной обстановки;

    Обучающие подсказки

    Дети-аутисты нуждаются в строго расписанном распорядке дня, им нужен учитель, который знает, как быть твердым и мягким одновременно. Им нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене. Такая организация позволяет ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно, (отмена контрольной работы, или неожиданная интересная экскурсия.)

    Ребенку с аутизмом в школе в основном требуется все то же, что и обычным детям. Ему будет легче адаптироваться, особенно в начале обучения, если в классе царит благожелательная и спокойная атмосфера: большинство срывов в поведении возникает на фоне общей напряженности, конфликтов взрослых с другими учениками.

    Многие аутисты мыслят образами, не облекают мысль в слова. Мысли – это кадры фильма, который прокручивается в их воображении. Образы — их первый язык, слова – второй язык. Избегайте длинных глагольных цепочек в объяснениях. Люди с аутизмом плохо запоминают последовательность. Многие дети-аутисты хорошо рисуют, занимаются искусством и программированием на компьютере. Необходимо поддерживать и развивать такого рода способности.

    Многие дети-аутисты любят концентрировать внимание на одном объекте, как например, поезда или географические карты. Самый лучший способ использовать умение концентрироваться – это направить его на школьные задания. Например, Если ребенок любит поезда – используйте поезда, чтобы обучить его чтению и счету. Читайте книги о поездах, придумывайте математические задачки с поездами.

    Многие дети-аутисты испытывают проблемы с моторикой рук. Поэтому красивый и аккуратный почерк для них зачастую большая проблема. Это может ввести ребенка в депрессию. В коррекционной работе с аутичными детьми важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроений ребенка. В начале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Важна совместная деятельность: педагог рисует одно, ребенок заканчивает, или наоборот. Также в аппликации, в лепке, в игре.

    Разнообразные дидактические пособия и игрушки разборного характера способствуют проявлению интереса к окружающему миру и контакт с близкими становится более эмоциональным .

    Формирование пространственно временного стереотипа занятия

    Аутичный ребенок нетерпим к непредсказуемости. Ему легче жить, когда все определено. Например: Через 5 минут мы заканчиваем занятие. Переход из одного места в другое должен быть последователен. Переходить надо, когда ребенок пресытиться контактом.

    Методики, используемые для работы с аутистами

    Трудотерапия Физиотерапия Логопедия Дельфинотерапия Иппотерапия Арт-терапия Песочная терапия Диета Психотерапия Сенсорная интеграция

    Музыкальная и танцевальная терапия

    Любому специалисту, работающему с аутичными детьми музыка способна помочь наладить коммуникацию, улучшить поведение, заменить вербальное общение между специалистом и ребенком на этапе формирования установления контакта. Дети любят танцы с флажками, обручами, мячами, цветами и ленточками.

    Арттерапия

    Арттерапия помогает аутичному ребенку почувствовать свою уникальность, передать свои ощущения

    Песочная терапия

    Что способна выявить песочная терапия: внутренние конфликты; внешние конфликты с близкими и знакомыми; направленность и уровень агрессии; потенциальные ресурсы, возможности; способы преодоления проблем и трудностей.

    Логопедическая коррекция

    Логопедическая работа отличается от традиционной в виду специфичности речевых расстройств. В работе с аутичными детьми не всегда применимы традиционные логопедические приемы.

    Психологическая работа

    Дети с аутизмом характеризуются значительной психической незрелостью, утомляемостью, пресыщаемостью, особой возбудимостью, зависимостью даже от легкого физического недомогания или сезонных колебаний погоды и требуют бережного к себе отношения. Поэтому эти дети нуждаются в постоянном контакте с психологом. С возрастом они становятся, как правило, более выносливыми.

    Советы по организации обучения

    Адаптация к школе требует больше времени и специального обучения Обеспечение безопасной среды Оптимальное место в классе Использование плана дня, недели, месяца, четверти и тд. Нуждается в индивидуальной инструкции В начале используются виды деятельности, интересные для ребенка Введение сюжета в занятие Обучение от целого к частному Создание ощущения успеха, трудности и неудачи ведут к поведенческим проблемам

    Практическое использование освоенного материала Объяснение простыми, короткими, понятными предложениями Использование рисунков, схем, шаблонов При использовании групповой работы продумать участие аутичного ребенка Приучать к изменениям рутины, проводя подготовительную работу заранее Помощь при общении Создать в классе поддерживающую среду Организация перемен Развивать умения обобщать и анализировать Учитывать сенсорную гиперчувствительность

    pptcloud.ru

    Диагностика и лечение задержки развития у детей: аутизма, ДЦП, энуреза, умственной отсталости,наследственных заболеваний нервной системы

    Аутизм — это нарушение развития нервной системы многофункционального характера, которое влияет на интеллектуальные и социальные навыки. Распространённость аутизма, по данным ВОЗ от 2016 г., составляет 1 на 160 детей, мальчики при этом больше подвержены риску (в результате лучшему развитию защиты к генетическим повреждениям, ответственным за развитие аутизма, у девочек).

    За последние 50 лет отмечено увеличение распространённости случаев аутизма, при этом зависимости от развития страны на данный момент не выявлено. Возможно, что увеличилось не само количество случаев, а количество их регистрации вследствие развития диагностики и повышения отчётности о заболеваемости.

    ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

    В процессе возникновения аутизма влияние оказывают как генетические факторы, так и факторы окружающей среды, однако ключевая причина развития аутизма заключается в генетических отклонениях, из-за которых происходят изменения в работе определённых участков головного мозга, провоцирующих поведение при аутизме. Под действием генетических мутаций, большая часть разновидностей которых на данный момент уже выявлена, нарушается формирование нейронов поверхностного слоя коры головного мозга, а также, что играет особую роль, нейронов, отвечающих за связи участков головного мозга, тем самым вызывая типичное для аутизма поведение.

    В развитии аутизма большую роль играет и окружающая среда: провокатором может послужить психическая травма, после которой поведение ребенка меняется и теряются некоторые приобретённые навыки, появляется раздражительность, стереотипные движения. На данный момент известны некоторые факторы, которые могут профилактировать появление аутизма: например, доказано, что приём фолиевой кислоты во время беременности помогает нормальному благополучному развитию нервной системы ребенка и достоверно снижает риск появления неврологических расстройств, в том числе, аутизма.

    ПРОЯВЛЕНИЯ АУТИЗМА

    Не всегда удаётся распознать заболевание с самого начала, так как проявляется оно разнообразно (существует 7 вариантов аутизма), а также иногда симптомы могут напоминать развитие других заболеваний, сопровождающихся расстройством поведения. Однако уже с рождения наблюдаются некие тенденции: ребёнок мало кричит, двигается не слишком активно, не воспринимает речь (что иногда может быть ошибочно принято за нарушение слуха). Ребёнку не нравится быть на руках и играть, при этом иногда наблюдаются определённые повторяющиеся действия: перекладывание один и тот же предмет с места на место, фиксация взора на одной точке.

    Также таким детям не нравится есть твёрдую пищу, не имея при этом никаких физиологических проблем, связанных с глотанием и перевариванием. Когда ребёнок вырастает, он становится замкнутым в себе, ему не нравятся творческие виды деятельности.

    В общении с людьми такие дети не проявляют особенного интереса, стараются избегать зрительного контакта. Для такого ребенка всё воспринимается слишком сильно, слишком ярко, что вызывает раздражение и желание отдалиться, при этом они хотят быть понятыми даже больше, чем обычные люди. В их поведении прослеживается набор стереотипных движений (потирание ладоней, закидывание головы), особенности ходьбы (хождение на носочках, раскачивание), усиливающиеся в ситуации даже небольшого стресса, которым для таких детей может стать даже обычная смена обстановки.

    В общении с людьми себя аутист воспринимает как третье лицо, не шутит и не понимает шуток, иногда не понимает смысл прочитанного, при этом механически способен читать очень быстро. Развитие интеллекта может быть непредсказуемым: от задержки развития до высочайших умственных способностей.

    Ещё одним подводным камнем в развитии аутизма является возможное сочетание с другими нарушениями неврологического характера (эпилепсия, депрессия, дефицит внимания, гиперактивное расстройство), поэтому важно наблюдаться не только у врача- невролога общего профиля, но и проходить обследования у врача-эпилептолога .

    ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА

    Своевременная диагностика играет ключевую роль в прогнозе заболевания. Для родителей важно вовремя обратиться к врачу при наличии симптомов, характерных для аутизма. На консультации детского невролога уже по симптомам определяется диагноз при наличии заболевания. Для того, чтобы понять степень вовлечённости структур головного мозга и нарушения его активности, как правило, назначается электроэнцефалография, результаты которой должны отслеживаться в динамике, то есть проходить её нужно регулярно.

    ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ

    Развитие ребенка с аутизмом зависит полностью от времени и степени принятие коррекционных мер, которые помогают остаться состоянию ребёнка стабильным. Стоит отметить, что в большинстве случаев встречаются лёгкие формы аутизма. Ребенок может стать полноценной частью социума, если вовремя начать занятия с психотерапевтом, детским неврологом и т. д. , продолжая иметь лишь некоторые особенности поведения в виде отсутствия чувства юмора, необщительности, замкнутости в себе и непонимания эмоций окружающих. Социальное поведение при этом формируется адекватное.

    В некоторых случаях состояние может ухудшиться, что проявляется в последующем нарушением слуха и речи, именно от того, что ребёнок не воспринимает и не понимает, о чём идёт речь и перестаёт вслушиваться и пытаться понять. По причине недостаточного функционирования органы чувств постепенно теряют свою функцию. На данный момент научные исследования нацелены на расширение возможностей ранней диагностики, а следовательно, и раннего вмешательства.

    Так например, выявлено, что сниженный зрительный контакт или его снижение в динамике развития в возрасте 2–6 месяцев может помочь заподозрить наличие аутизма уже в начале его развития. Симптомы аутизма начинаются в первые 5 лет жизни, поэтому очень важно проводить регулярный осмотр детским неврологом уже в младенчестве.

    Врач может помочь сохранить приобретённые навыки, остановить их регресс и таким образом способствовать относительно нормальному развитию ребенка, применяя поведенческую и, при необходимости, лекарственную терапию.

    Ведущую роль в лечении аутизма занимают реабилитация пациентов, обеспечение комфортных для них условия существования в обществе и развитие их взаимоотношений с людьми, делая их более доступными для таких детей. Всё это достигается при помощи плотного контакта с лечащим врачом-неврологом и психологом.

    Ведущий врач предоставляет семье ребенка необходимую информацию, направляет на нужные в конкретном случае исследования и консультации специалистов. Стимулирующий эффект играет важную роль в лечении аутизма. Данный эффект возможен при физическом воздействии с помощью транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Положительным стимулирующим эффектом обладают предметотерапия, направленная на стимуляцию органов чувств, лечение с помощью песка, лошадей, дельфинов и физической активности.

    Также используется методика обучения ребёнка, при которой создаётся комфортная атмосфера без каких-либо раздражающих факторов, с полным отсутствием изменения местоположения окружающих предметов. Обучение должно происходить в любом случае в очень мягкой форме без побуждений к действию и с постепенным медленным повышением сложности изучаемых действий.

    Для более сложных форм аутизма используется методика обучения ребёнка каждому элементарному действию в быту, которые постепенно складываются в ряд стереотипных действий. Наука на данный момент, благодаря высокому развитию генетики, предоставляет новые методы лечения, находящиеся пока ещё только на стадии разработок. Исследования осложняются тем, что для апробации лечения сложно подобрать схожую модель устройства головного мозга: даже у животных, имеющих все аналогичные структуры, поведенческий аспект, который затрагивается аутизмом, не представлен ни у кого так выражено, как у человека.

    Выявлено, что развитие аутизма имеет связь с нарушением обмена холестерола, нормализация его обмена применение препаратов, снижающих холестерин (статинов), призвана снизить развивающиеся расстройства поведения при аутизме.

    Таким образом, в развитии подходов к лечению аутизма на первый план выходят генетическая терапия и лечение избытка холестерина, хотя самой важной и незаменимой составляющей любой терапии аутизма являются общение и обучение, которые позволяют ребёнку внедриться в общество. Со стороны социальной сферы, ВОЗ делает упор на проведение в разных странах санитарно-просветительских работ (2 апреля признан Всемирным Днём распространения информации об аутизме), на работы, направленные на улучшение психического состояния пациентов, на повышение качества оказания помощи инвалидам, а также на повышение отчётности по результатам социальных и реабилитационных мероприятий, которые направлены на улучшение положение пациента с аутизмом в обществе.

    Лечение аутизма в Перми возможно при помощи транскраниальной магнитной стимуляции в лечебно-диагностическом центре «КЛиника НЕЙРО+» по специально разработанной методике при аутизме. Курс включает 20 сеансов и должен повторяться в зависимости от показаний. Предварительно необходимо записаться на консультацию к неврологу и по показаниям пройти нужные инструментальные исследования: как правило, достаточно сделать электроэнцефалографию. Узнать о возможности проведения транскраниальной магнитной стимуляции, консультации невролога и лечения в Перми можно здесь.

    Детский церебральный паралич

    Детские церебральные параличи — это группа хронических заболеваний с двигательными нарушениями наиболее часто встречающихся у детей.

    Существует статистика, по данным которой в России более 120000 тысяч человек имеют такой диагноз. Распространённость детского церебрального паралича пугает: 2 из 1000 детей рождаются с таким диагнозом.

    ПРОЯВЛЕНИЯ ДЦП

    Отличие ДЦП от других параличей заключается в том, что при данном заболевании нарушение регуляции мышечного тонуса возникает слишком рано, что препятствует ребенку овладеть важнейшими двигательными навыками.

    Проявления ДЦП разнообразны и прежде всего это двигательные и психические нарушения, связанные с развитием интеллекта.

    ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЦП

    Сразу стоит отметить, что ДЦП не передается по наследству, но существуют генетические факторы, предрасполагающие к данному заболеванию.

    Причины, вызывающие развитие детского церебрального паралича могут возникнуть на разных сроках: беременность, роды, первые 4 недели жизни ребёнка.

    Большую роль в риске развития детского церебрального паралича играет недоношенность (присутствует в каждом втором случае развития ДЦП).

    В свою очередь, развитие ДЦП провоцируют такие факторы как: нарушение развития головного мозга, кислородное голодание плода, внутриутробные инфекции (особенно вирусы герпеса), несовместимость крови плода и матери, травмы, полученные в дородовом и послеродовом периоде, ведущие к повреждению клеток мозга.

    В зависимости от того, какие провяления преобладают, выделяют 5 основных форм ДЦП:

  • Спастическая диплегия (встречается в 40% случаев, полный или частичный паралич рук и ног);
  • Спастическая тетраплегия (поражаются оба полушария головного мозга. Мышцы ребенка становятся ригидны, в результате чего он не способен держать голову, сидеть, стоять, нормально двигаться. Данная форма считается самой тяжелой. Встречается в 2% случаев);
  • Гемиплегическая форма (приводит к нарушению двигательной активности с одной стороны тела, поражается одно из полушарий мозга);
  • Гиперкинетическая форма (в клинической картине характерно наличие гиперкинезов, внезапных непроизвольных движений);
  • Атаксическая форма (наблюдается дискоординированная работа мышц и нарушение чувства баланса, чаще всего возникает при повреждении мозжечка).

СТАДИИ ДЦП

  1. Ранняя: до 4–5 месяцев;
  2. Начальная резидуальная: с 6 месяцев до 3 лет;
  3. Поздняя резидуальная: с 3 лет.

ДИАГНОСТИКА ДЦП

Нужно сказать, что в раннем возрасте диагностировать ДЦП бывает довольно трудно. Родителям стоит обратиться за консультацией к неврологу, если:

  • ребенок в 1 месяц не моргает в ответ на громкий звук;
  • в 4 месяца ребенок не поворачивает голову на звук;
  • в 7 месяцев не может сидеть без поддержки;
  • в 12 месяцев ребенок совершает все действия только одной рукой;
  • появляются судороги;
  • в 12 месяцев ребенок не ходит.
  • Существуют и иные признаки, а так же другие заболевания, при которых можно отметить данные симптомы. В любом случае требуется консультация специалистов.

    При постановке диагноза ДЦП обращают внимание на проявления специфических двигательных нарушений, нарушений зрения, речи и слуха, эпилепсию, проблемы с обучением, которые обычно становятся заметны в начальную или позднюю стадии. При любых отличиях (отсутствие факторов риска, прогрессирование заболевания, неоднократные случаи «ДЦП» в семье или наличие больных олигофренией в семье, множественные аномалии развития у ребёнка) обязательно проведение МРТ головного мозга для исключения других заболеваний и обязательная консультация генетика.

    ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП

    Основная задача лечения детского церебрального паралича: максимально полное возможное развитие и совершенствование умений и навыков ребёнка, двигательной активности, а особенно его коммуникативности!

    Лечение детей с ДЦП должно быть комплексным и включает в себя:

  • медикаментозную терапию (препараты снижающие тонус мышц);
  • препараты ботулинотоксина;
  • оперативные ортопедические вмешательства;
  • функциональная нейрохирургия.
  • Особую роль уделяют реабилитации, осуществляющей коррекцию двигательных, речевых и интеллектуальных навыков.

    Основные принципы реабилитации:

  • Регулярность, систематичность, непрерывность;
  • Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребёнка, его психическим развитием;
  • Постепенное строгое дозирование, увеличение физических упражнений.
  • Одними из самых действенных методов с доказанной высокой эффективностью в настоящий момент являются:

  • Медицинский массаж;
  • Лечебная гимнастика ;
  • Высокоинтенсивная импульсная терапия;
  • Транскраниальная магнитная стимуляция (используется для оценки реабилитационного потенциала и лечения спастических состояний при ДЦП)
  • Использование вспомогательных технических приспособлений (ТСР): нагрузочный костюм, пневмокостюм;
  • Логопедическая работа;
  • Консультация невролога, эпилептолога, психотерапевта.
  • Дополнительно проводят санаторно-курортное лечение и анималотерапию.

    Лечение ДЦП- пожизненный процесс, полное излечение маловероятно, но возможно поддержание определённого уровня состояния. Ни в коем случае нельзя прекращать заниматься детьми.

    Большинство больных ДЦП во взрослом состоянии могут вести нормальную жизнь, работать, создавать семьи. Все будет зависеть от мер, принятых для минимизации нарушений и от того, как рано эти меры были приняты. Мозг ребенка обладает очень большим компенсаторным потенциалом, поэтому лечение, начатое в ранние годы, будет наиболее эффективно.

    Консультация невролога

    Врач-невролог диагностирует и лечит заболевания нервной системы человека. По официальной номенклатуре специальностей, врач прошедший специализацию по неврологии называется невролог. Название специальности невропатолог, в настоящее время является устаревшим. Нервная система, отвечает за слаженную деятельность всех частей тела, является самой сложной и вследствие этого самой хрупкой системой. Нервная система состоит из головного и спинного мозга, периферических нервов.

    Прием невролога включает в себя: расспрос, осмотр и выполнение необходимых инструментальных исследований пациента. Расспрос и осмотр пациента позволяет неврологу установить предварительный диагноз и наметить направление диагностики.

    При осмотре пациента, невролог диагностирует нарушения сознания. Оценивает, способность больного ориентироваться в окружающей обстановке и времени. Далее врач невролог выявляет наличие головной боли, головокружения, тошноты. Невролог также исследует периферическую нервную систему, проверяет тактильную чувствительность кожи и слизистых оболочек, вкус, слух, обоняние, зрение, мышечный тонус, сухожильные рефлексы, непроизвольные движения.

    Высшая нервная деятельность больше относится к психиатрии, однако невролог, ведя прием пациента, также может оценить состояние центральной нервной системы, с помощью специальных тестов и шкал. Например, шкала HADS позволяет определить уровень тревоги и депрессии у пациента.

    Для оценки степени нарушения функций нервной системы и постановки точного диагноза назначаются нейрофизиологические исследования: ЭЭГ, вариабельность ритма сердца, электронейромиография, полисомнография, вызванные потенциалы мозга. Нейрофизиологические исследования дают врачу и его пациенту дополнительную информацию о прогнозе заболевания, о стадии патологического процесса. Так, например, исследование вариабельности ритма сердца позволяет количественно определить влияние на ритм сердца каждого из звеньев вегетативной нервной системы, оценить текущее функциональное состояние и адаптационные резервы организма. Именно, нейрофизиологические исследования позволяют врачу проводить подбор схем лечения, лекарственных препаратов и актуальных дозировок для конкретного пациента.

    Нервная система в организме выполняет большое количество важных функций, она управляет работой и контролирует состояние всех органов и тканей человека. Поэтому важнейшее значение имеет именно практический опыт врача невролога. В Перми в лечебно-диагностическом центре «КЛиника НЕЙРО+» принимают больных и выполняют исследования врачи неврологи — эксперты в различных областях неврологии. Постоянное совершенствование искусства врачевания позволяет им ставить точный диагноз и эффективно лечить неврологические заболевания.

    Консультацию невролога в Перми проводят врачи:

    Консультация невролога в Перми — цена.

    Шкала оценки невропатических симптомов и признаков

    Шкала оценки невропатических симптомов и признаков (LANSS) разработана для дифференциации боли преимущественно невропатического или нонцицептивного происхождения.

    Болевая шкала LANSS (Leeds Assessment of Neuropathic Symptoms and Signs, M.Bennett, 2001)

    А. Оценка боли

    Вспомните о том, как вы ощущали вашу боль в течение прошедшей недели. Пожалуйста, скажите, какое из определений наиболее точно описывает вашу боль.

    1. Вопрос: Ощущаете ли Вы вашу боль как необычное, неприятное ощущение на вашей коже? Можно ли эти ощущения описать такими прилагательными, как колющие, щиплющие, пронизывающие или проникающие?

    НЕТ. Моя боль не похожа на такую — 0.

    ДА. Я испытываю такие ощущения в большинстве случаев — 5.

    2. Вопрос: Выглядит ли цвет кожи в той области, где локализована боль, другим, по сравнению с нормальным? Можно ли сказать, что кожа в той области покрывается пятнами или выглядит покрасневшей или порозовевшей?

    НЕТ. Моя боль не изменяет цвет моей кожи — 0.

    ДА. Я замечаю, что цвет кожи в болевой области становится другим — 5.

    3. Вопрос: Изменяется ли чувствительность к прикосновению в той области, где локализована боль? Становится ли неприятно, например, если слегка провести по коже руки, или болезненно когда одеваете одежду?

    НЕТ. Моя боль не изменяет чувствительность моей кожи — 0.

    ДА. Кожа в области боли стала ненормально чувствительной к прикосновению — 3.

    4. Вопрос: Возникает ли ваша боль вдруг, внезапно, без видимой на то причины, даже когда вы в покое? Можно ли описать ее как электрический удар, шок или взрыв?

    ДА. Я испытываю такие ощущения в большинстве случаев — 2.

    Вопрос 5: Когда вы чувствуете боль, могут ли присутствовать необычные температурные ощущения в этой области? Можно ли их описать как горящие или жгучие?

    НЕТ. У меня не бывает таких ощущений — 0.

    ДА. Я испытываю такие ощущения в большинстве случаев — 1.

    В. Оценка чувствительности

    Болевая чувствительность может быть оценена с помощью сравнения болевой зоны с контралатеральной или с соседней областью без боли на наличие аллодинии или изменения порогов болевой чувствительности при покалывании.

    1. Аллодиния. Проверяется ответ на легкое тактильное прикосновение (хлопок, шерсть) на здоровом участке и области локализации боли. Если нормальная чувствительность регистрируется на здоровом участке, а боль или неприятные ощущения обнаружены в болевой зоне, то аллодиния присутствует.

    НЕТ. Одинаковые ощущения в обеих зонах — 0.

    ДА. Аллодиния регистрируется только в болевой зоне — 5.

    2. Измененный порог болевой чувствительности при покалывании (PPT). Определяется болевой порог на покалывание с помощью сравнения ответов на укол иголкой, нанесенный мягко на поверхность кожи стороны без боли, а затем болевой зоны. Если покалывание ощущается остро на стороне без боли, а со стороны боли воспринимается по-другому , например, отсутствует или притуплено (повышен PPT) или слишком сильные болевые ощущения (снижен PPT), то болевой порог на покалывание считается измененным.

    ДА. PPT изменен в области боли — 3.

    Для получения итоговой суммы складываются значения параметров сенсорных дескрипторов и тестирование чувствительности (max 24).

    Расшифровка результатов болевой шкалы LANSS:

    neiroplus.ru