Аутизм при алкоголизме

Сайт о нанотехнологиях #1 в России

Ген AUTS2, так называемый ген аутизма, связан с развитием алкоголизма, доказали ученые из Института психиатрии при Королевском колледже Лондона: чем активнее работает этот ген, тем больше спиртного потребляет человек. Исследователи утверждают, что генетические факторы играют одну из решающих ролей в развитии пристрастия к спиртному. Однако российские эксперты не совсем согласны со своими зарубежными коллегами и говорят, что алкоголизм— это явление прежде всего социальное. «Алкоголизм в первую очередь зависит от цен на водку»,— считают российские ученые.

Очередная загадка

Функции гена AUTS2 до конца не изучены, однако известно, что его повышенная активность наблюдается у людей с задержкой умственного развития и аутизмом. Также в результате последних исследований было выяснено, что AUTS2 играет немаловажную роль в механизмах формирования внимания.

Рис. 1. Алкоголизм, прежде всего, – явление социальное, уверены российские эксперты (источник: www.zdorovieinfo.ru).

В своих экспериментах ученые из Института психиатрии при Королевском колледже Лондона проанализировали геномы более 20 тыс. добровольцев, имеющих пристрастие к алкоголю, и выяснили, что люди с одной из версий гена AUTS2 потребляют на 5% спиртного меньше остальных с другим вариантом того же гена, сообщает Telegraph.

Ученые также поставили серию опытов с мышами, которые добровольно пристрастились к алкоголю: грызуны сами должны выбирать, пить им «горячительный» напиток или нет. В итоге оказалось, что ген AUTS2 более активен в мозге мышей-алкоголиков. Те же результаты подтвердились и в ходе исследования активности аутического гена в тканях мозга человека.

«Безусловно, на развитие алкоголизма влияет множество факторов, в том числе и генетические. Ген, который мы нашли, может, играет и не самое большое значение, однако он как-то задействован в механизмах развития заболевания»,— говорит один из исследователей.

Гены пьяниц

Над функциями гена AUTS2 ученым действительно придется поломать голову.

«Пока непонятно, что конкретно делает ген AUTS2. Известно только, что он работает в мозгах, ну и в других тканях, например, в почках»,— рассказала GZT.RU Светлана Боринская, генетик, кандидат биологических наук и ведущий научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН.

За развитие алкоголизма и предрасположенности к нему отвечает несколько десятков генов, и говорить о том, что какой-то из них играет решающую роль, было бы некорректным.

«Есть некоторое количество, несколько десятков генов со слабыми эффектами, каждый из которых дает небольшой вклад в развитие предрасположенности к алкоголизму»,— говорит Боринская.

В целом «гены алкоголизма» можно поделить на две группы: одна контролируют процесс окисления алкоголя, а вторая связана с регуляцией работы мозга.

«Про первую группу генов известно довольно много, есть четкие данные. Процесс простой: окисляется алкоголь, образуется токсин и он выводится из организма. А вот со второй группой генов все обстоит гораздо сложнее»,— объясняет генетик.

Дело в том, что многие при оценке воздействия гена на процесс развития алкоголизма привыкли делить варианты этого гена на «вредные» и «полезные». На самом деле такой подход является неправильным.

«В генах, вариации которых связаны со сложными признаками, вряд ли можно говорить, что что-то вредное, а что-то полезное. Здесь все зависит от условий. В одних условиях они будут вредными, в других— полезными»,— говорит биолог.

«Алкоголизм зависит от цен на водку»

Однако сам по себе алкоголизм — явление социальное, гены здесь, безусловно, играют свою роль, но далеко не самую первую, уверены российские специалисты.

«Алкоголизм в первую очередь зависит от цен на водку, а не от генов. У нас алкоголь стоит дешевле, чем банка сока»,— говорит Светлана Боринская.

Рис. 2. В России алкоголизм зависит от цен на водку.

Известно, что носители одного и того же варианта гена в зависимости от окружающих их условий будут вести себя по-разному.

«То есть один и тот же вариант гена, если детей бить и издеваться, сделает детьми алкоголиками, а если не бить и не издеваться, он сделает их способными и талантливыми. И тогда нельзя говорить, что один вариант гена вредный, а другой— полезный, надо говорить, что один более поддается влиянию среды воспитания, а другой меньше»,— объясняет ученый.

Алкоголь и мозг

Алкоголь воздействует на многие области мозга. Например, на мозжечок, который регулирует координацию движений и равновесия, именно поэтому у алкоголиков такая шаткая походка. Также под влияние «зеленого змия» попадает и лобная доля коры больших полушарий, которая связана с мышлением.

«От этого у пьяного никакой логики в его размышлениях нет»,— объясняет генетик Александра Боринская. Но самая большая опасность заключается в том, что алкоголь, так же как и наркотики, влияет на работу зоны положительного подкрепления.

«То есть на ту зону, которая создает мотивацию для действий. Алкоголь и наркотики тем и опасны, что они используют естественную систему управления действиями, переключая ее исключительно на использование химических агентов»,— говорит Боринская.

Тем самым алкоголь заменяет естественные желание (есть, спать и т.д.) химическими сигналами. Известно, что крысы, которым вживляли электрод в зону положительного подкрепления, прекращали есть, пить и размножаться.

«Они только нажимали рычаг, замыкали сеть и помирали потом. Так же, как и наркоманы»,— рассказывает Александра Боринская.

Рис. 3. Мозг здорового человека (слева) и мозг алкоголика (справа).

В группу генов, ответственных за развитие алкоголизма и предрасположенность к нему, входят также и те, которые регулируют образование контактов между нервными клетками (нейронами).

«В развитии алкоголизма задействованы системы нормального обучения. Используются те же механизмы обучения, построенные на образовании синаптических связей. Только под воздействием химического агента синаптические связи образуются не для того, чтобы человек учился считать, например, а для того, чтобы химический агент мог протаптывать себе дорожку. Нормальное обучение при этом тормозится»,— объясняет эксперт.

Псевдогенетическая экспертиза

Предсказать риск развития самой популярной российской «болезни» помогают знания о «генах алкоголизма», однако здесь надо понимать, что один ген никогда не скажет, вырастет ли ребенок пьяницей или станет полноценным членом общества.

Рис. 4. О предрасположенности к алкоголизму можно судить исходя из анализа большой группы генов, а не одного.

«Когда мы берем анализ у человека и смотрим один ген, мы не можем сказать, каким будет эффект. Эффект появляется при сравнении больших групп генов. А у этого человека один ген дает 5% плюс, а остальные, которые мы не смотрели, 5% минус. То есть общий эффект будет противоположным тому, который мы обнаружили для конкретного исследуемого нами гена»,— объясняет Боринская.

Для полноценной оценки предрасположенности человека к алкоголизму необходимо «смотреть много генов», однако это влечет за собой немалые финансовые затраты.

В плане предрасположенности к алкоголизму четкое предсказание можно давать не по генам, связанным с работой мозга, а по генам, отвечающим за окисление алкоголя.

«Известно, что при определенном варианте гена алкогольдегидрогеназы (катализирует окисление спиртов. — GZT.RU) человек просто не может стать алкоголиком. Он физически не сможет выпить столько алкоголя»,— рассказала GZT.RU Александра Боринская.

Чиновники намеренно завышали данные

По мнению доктора медицинских наук, руководителя Отделения информатики и системных исследований НИИ психиатрии Росздрава Александра Немцова, дать реальную оценку уровня потребления алкоголя в России крайне сложно. Главная причина этого явления заключается в отсутствии «серьезных расчетов для такой оценки».

«У нас очень плохо со статистикой, и все эти оценки приблизительные. Те цифры, которые два года назад выдвигала министр здравоохранения Татьяна Голикова,— 18 литров (в год на человека. — GZT.RU)— были завышенными. Это завышенная оценка проводилась ради того, чтобы через два года отчитаться в выполнении заданий, которые поставила алкогольная концепция»,— заявил эксперт GZT.RU.

Рис. 5. Дать реальную оценку уровня потребления алкоголя в России крайне сложно. Главная причина этого явления заключается в отсутствии «серьезных расчетов для такой оценки» (источник: (с) РИА новости/ Григорий Сысоев).

Через год эта цифра уменьшилась до 15 литров. Таким образом, удалось не только снизить показатели, но еще и перевыполнить план по скорости, рассказал Немцов.

«Несомненно, идет снижение потребления алкоголя, но не с 18 до 15 литров, а, скажем, с 14–15 до 12–13 литров»,— пояснил ученый.

По словам Александра Немцова, показатели смертности от отравления алкоголем в России и его потребления все время скачут.

«Очень большое снижение наблюдалось во время антиалкогольной кампании, большой рост во время рыночных реформ.

Потом во время дефолта снижались и смертность, и пьянство. Дефолт выровнял отношение на рынке, у нас начался рост, и так было до 2001 года, затем установилось плато до 2003 года. А с 2004 года началось очередное снижение. Правда, сейчас этот процесс может остановиться. Так, к примеру, в прошлом году, по предварительным данным, умерло на 20 тыс. больше, чем в 2009 году»,— пояснил ученый.

Такой колебательный механизм, по мнению эксперта, может быть связан с разностью скорости вымирания и восстановления людей, больных алкоголизмом, а также с низкими финансовыми показателями населения, например, во время дефолта. Однако точных причин явления, наблюдавшегося в последние годы, назвать пока нельзя, сказал Немцов.

www.nanonewsnet.ru

Сейчас аутизм встречается очень часто — один случай на 156 детей. Речь идет о детях с официальным диагнозом, а сколько их с легкими недиагностированными формами! Нарушения развития речи и поражения слуха — наиболее часто встречающиеся нарушения при аутизме. Наиболее серьезные затруднения у таких детей вызывает овладение языком.

Аутисты — это живая модель того, как ствол мозга, мозжечок, лимбическая система и другие структуры мозга реагируют на длительную асфиксию в родах. Конечно, аутизм, то есть комплексное нарушение различных структур мозга, может развиться и под воздействием других вредных факторов. Это и инфекции (например, корь, краснуха) во время беременности матери, повреждающие мозг, прием матерью токсичных для плода лекарств, воздействие токсичных химических веществ, алкоголизм матери; причиной аутизма могут быть также и генетические нарушения.

Какие структурные аномалии мозга могут быть причиной аутизма? Метаболически активные нижние бугорки четверохолмия наиболее часто поражаются во время асфиксии в родах. Мириады звуков окружающей среды проходят через нижние бугорки; это активный процессор — центр для определения начала звука и измерения его интенсивности между правым и левым сенсорными каналами — ушами. Нижние бугорки — также “тревожный” центр, он играет роль в общем осознании и поддержании уровня сознания. Это критический компонент слуховой системы, который поражается у детей с аутизмом, даже если повреждение сразу и незаметно. Аномалии в мозжечке и в нижних оливах были неоднократно описаны в исследованиях мозга аутистов, проведенных посмертно. Вариабельность размеров мозжечковых долей в мозге аутистов и аномалии червя мозжечка находили при ядерно-магнитном сканировании у большой группы аутистов.

Можно предположить, что за стержневой синдром аутизма ответственны скорее метаболические, чем структурные аномалии в мозге. Наличие островков интеллекта у детей с аутизмом предполагает, что эти метаболические аномалии поражают области мозга, необходимые для интеграции внимания и других компонентов социальных взаимоотношений, включая речь. Слуховая система в мозге метаболически наиболее активна, а слуховая дисфункция — самая заметная черта при аутизме. Аутистические нарушения имеют множество причин, но общая картина повреждения мозга дает характерную неспособность к общению и развитию речи.

Автор статьи: консультант форума ЧАДО.РУ, детский невролог Олег Игоревич Ефимов.
Вы можете задать вопрос автору статьи на форуме Консультации детского невропатолога.

www.chado.ru

Ген аутизма провоцирует алкоголизм

Мегаисследование, проведенное более чем сотней ученых, пытается частично оправдать алкоголиков. Правда, получается, что пьяница — человек по определению с нарушениями в мозге.

Этиловый спирт (этанол) обладает уникальными свойствами и физиологическими эффектами, что позволяет использовать его как топливо, растворитель, консервант, анестетик, антисептик, антифриз, моющее средство и пеногаситель. Спирт можно применять и для увеличения температуры как изнутри, так и снаружи: медики применяют раствор этанола для согревающих компрессов и питания ослабленных больных.

Многие люди используют спирт по-другому — для достижения эйфории. Регулярное «нецелевое» использование алкоголя сказывается на социальном благополучии и здоровье человека. Более шестидесяти заболеваний (включая онкологические, сердечно-сосудистые и нейропсихиатрические нарушения) зарождаются и развиваются благодаря алкогольному допингу. И чем больше пьет человек, тем активнее развиваются патологические нарушения.

Генетическое пристрастие

Гюнтер Шуман (Gunter Schumann) из Института психиатрии в Лондоне (Institute of Psychiatry) и его коллеги отмечают, что полностью разобраться с генетической подоплекой алкогольной зависимости не так просто, как с зелеными и желтыми горошинами Грегора Менделя: «Фенотип алкоголика зависит от комплексной работы генов, которые совместными усилиями создают человека с определенными характеристиками алкогольной зависимости», — поясняют авторы исследования.

Шуман с коллегами (еще сто пятнадцать ученых со всего света) попытались найти взаимосвязь генетического кода с количеством потребляемого алкоголя. Для метаанализа коллектив сопоставил данные генетического типирования (GWAS – genome-wide association studies) двадцати шести тысяч европейцев с индивидуальными дозами потребляемого алкоголя. Исследователи ориентировались на среднюю суточную порцию спиртного (в этиловом эквиваленте), приходящуюся на килограмм живого веса.

Для чистоты эксперимента ученые исключили из исследуемой когорты всех абсолютно непьющих людей: «Эти люди не употребляют алкоголь из-за религиозных или культурных убеждений и проблем со здоровьем», — поясняют авторы исследования, обращая внимание, что среди абсолютно непьющих людей есть и бывшие хроники, навсегда завязавшие с пагубной привычкой. То есть такие добровольцы могут запутать генетиков и исказить окончательные результаты.

Альтернативно одаренные алкоголики

Результаты метаанализа ученые перепроверили в эксперименте с мышами. Генетики отобрали грызунов, которые добровольно пристрастились к алкоголю. Животных никто не заставлял лакать из мисочки разбавленную водку – они сами выбирали, пить или не пить. Коллеги Шумана исследовали ткани мозга грызунов-трезвенников и мышей-алкоголиков. Оказалось, что ген аутизма более активен в мозге пьющих грызунов и их потомства.

Исследовав ткани мозга человека, ученые получили такие же результаты.

Получается, что за пристрастие к алкоголю отвечает ген, который ученые уже заподозрили в нарушении развития головного мозга. «Мы получили данные, которые позволяют утверждать, что ген AUTS2 формирует индивидуальные количественные планки у людей с алкоголизмом», — резюмируют авторы исследования. Правда, для полного понимания механизмов формирования алкогольной зависимости ученым придется провести еще не одно мегаисследование.

m.infox.ru

Особые переводы

Алкоголизм как выход для матерей детей с расстройствами аутистического спектра

Алкоголизм как выход для матерей детей с расстройствами аутистического спектра

Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Лелюхина
Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста перевода для распространения в соцсетях запрещено правилами сайта. Читайте наши паблики и делитесь публикациями оттуда. Распространение текстов на других сайтах возможно только с указанием полной шапки (ссылка на оригинал, автор перевода, постоянная ссылка на перевод)

Когда ребенку ставят диагноз аутизм матери реагируют по-разному. Кто-то считает что диагноз – это Божий промысел, кто-то винит окружающую среду, гены, или и то и другое. Ученым пока не удалось найти причину, ответственную за появление этого расстройства, поэтому каких бы взглядов вы ни придерживались, итог будет один – средства от аутизма пока не существует. Отдельные симптомы могут быть скорректированы при помощи лекарств, но пока родители вынуждены сами искать способы помочь своему ребенку. И временами эта ноша может казаться слишком тяжелой.

В 2014 году были опубликованы статистические данные, согласно которым аутизм в той или иной форме может быть диагностирован у 1 из 68 (1 из 42, если считать только мальчиков) маленьких американцев( отметив, что данные приведены на 2010 год). Хотя эти цифры поражают и сами по себе, равно как данные, согласно которым в период с 2006-2008 год в среднем у 1 из 6 детей в США было диагностировано то или иное нарушение развития, считается что на сегодняшний день эти цифры существенно увеличились. Таким образом, множество семей слышат, что у их ребенка/детей диагностировано расстройство аутистического спектра.

Как мать аутичного подростка я могу позволить себе смотреть на все с высоты прожитых лет и полученного опыта. Я знаю, как много среди наших детей способных и талантливых ребят, но когда мой ребенок в три года получил свой диагноз, я не знала об аутизме абсолютно ничего. Мне сказали, что он закончит свои дни в доме инвалидов, никогда не сможет ходить на горшок и уж конечно не научится говорить.

Страх, горе и депрессия захватили меня полностью. В 2001 году об аутизме было известно не так много, поэтому я проводила ночи, зарывшись в книги, отчаянно пытаясь найти способ помочь своему малышу.

Эксперты писали о важности раннего вмешательства, поэтому я, как тот самый мусорщик на охоте (популярная игра для вечеринок «мусорщик идет на охоту» во время которой участники должны собрать определенные предметы за ограниченный отрезок времени, двигаясь от подсказки к подсказке – прим. переводчика), искала зацепки, просила о помощи, ждала лабораторных тестов, заполняла бесконечные бумаги в отделе социальной помощи, подписывала заключения врачей, читала заключения терапевтов – вокруг меня бушевал настоящий информационный шторм из противоречивых данных, так что голова шла кругом.

Что если я не смогу ему помочь? Я жила в постоянном страхе, что делаю недостаточно, и страх этот граничил с паникой. Того что я делаю никогда не было достаточно. И я начала выпивать. Мой холодильник был забит банками с маргаритой, которая помогала хоть немного прийти в себя. Когда я чувствовала, что физические и эмоциональные ресурсы на исходе, я смешивала себе коктейль с текилой и пила пока напряжение не отпускало. Алкоголь давал мне возможность хотя бы на несколько часов ощутить счастье не думать ни о чем и не тревожиться.

Родители аутичных детей находятся в изоляции

Не смотря на внимание социальных служб и общественных организаций, физически вы и ваш ребенок чаще всего остаетесь в одиночестве. Большую часть своего детства ваш малыш вместе с вами проводит в очередях к бесконечным врачам и в пробках по дороге в реабилитационные центры. Местные «образцовые мамочки» вряд ли пригласят вас на день Рождения своего отпрыска, но вы бы не пошли туда в любом случае, кому захочется видеть как его малыш катается в истерике, пока другие дети пробуют именинный торт.

Вы замечаете что все чаще остаетесь дома. Зайти в супермаркет слишком трудно, туфли, одежду и туалетную бумагу проще заказать по интернету, поход в ресторан(огни, толчея) – даже не обсуждается.

Даже среди близких вы находитесь под ударом. Либо вы все время проводите наедине с ребенком, прячась в его комнате, либо он разносит дом по кусочкам, так что все ваши тетушки и дядюшки считают своим долгом сказать, что прежде всего вашему малышу не хватает хорошего воспитания и дисциплины. И да, до сих пор находятся идиоты, которые считают что частая порка способна «исправить» аутизм.

Друзья отходят в сторону, потому что отныне вы проводите жизнь, качаясь от надежды к отчаянию, и последнее о чем вы готовы слушать – как трудно выбрать подходящие занавески в гостиную. На самом деле теперь любая проблема кажется вам глупой и несущественной, поскольку в ее свете невидимые часы, отсчитывающие время над головой вашего ребенка, начинают тикать еще громче. Вы бы рады помочь выбрать занавески, но не сейчас, не сегодня.

Вместо занавесок ваш ум занимают те опасности, которым ежедневно подвергается ваш малыш, а также замки и предохранители, которые теперь можно повсюду увидеть в вашем доме, и которые ( ах, как хотелось бы верить) смогут обеспечить вашему ребенку хоть немного безопасности.

Вы представляете, как ваш малыш бьется в припадке, ведь у многих аутистов предрасположенность к эпилепсии, как он кусает себе руки, или бьет окружающих. Вы без остатка отдаете себя попыткам помочь своему ребенку, ведь он навсегда останется вашим ребенком, и видеть как он страдает – ни с чем не сравнимая пытка.

Если у вашего ребенка аутизм, не важно сколько ему лет, вы не можете просто позвать симпатичную соседскую дочку, чтобы она посидела с ним вечером. Большинству аутичных детей нужен опытный терапевт в купе с супервизором, или, если есть сопутствующие нарушения, сиделка с медицинским образованием. Вы не можете оставить его в детской комнате в спортзале, или на продленке в школе, если только не оплатите услуги специального сопровождающего. Как результат, буквально каждую секунду вы с ребенком проводите вместе.
Я никогда не считала, что у меня могут быть проблемы с алкоголем, даже когда выпивала по бутылке вина. Все участницы нашей группы общения в facebook тоже выпивали. Мои приятельницы «постили» смешные картинки с лозунгом «Время выпить» и я считала, что такое поведение в нашем случае – нечто вполне само собой разумеющееся и социально приемлемое. На разных концах страны мы поднимали бокалы за здоровье друг -друга и чокались с экранами ноутбуков.

Мамы аутистов заслуживают того, чтобы выпить

Долгое время я думала что заслуживаю возможности выпить, поскольку немного алкоголя поможет мне расслабиться. Но по-настоящему мамы заслуживают другого. Причем я говорю обо всех без исключения мамах детей с особыми потребностями. Мы, мамы особых малышей, как никто другой заслуживаем поддержки, не только моральной, но и физической. Послушайте меня. Вы заслуживаете того, чтобы посвятить хоть немного времени себе, любимой, вы заслуживаете передышки, салона красоты, похода на парад, выигрыша в лотерею. Вы, только вы, самый лучший, самый любимый, самый крутой и храбрый воин, и вы заслуживаете куда большего чем какая-то выпивка.

После ночей один-на-один с бутылкой вина я ведрами пила кофе. Я жила на энергетиках и в какой-то момент осознала что моя постоянная вялость имеет вполне конкретную причину – похмелье.

Я нашла в себе смелость взглянуть на свою жизнь трезво: мой разум был затуманен, решения беспорядочны, настроение нестабильно. Рядом со своим ребенком я хотела быть настоящей, а значит — здоровой. Итак, я бросила пить. Сразу и навсегда.

Прочитав книгу Гретхен Рубин Better than Before: Mastering the Habits of Our Everyday Lives (эта книга пока не переведена на русский, но некоторые другие книги того же автора переведены — прим. переводчика), я узнала что отношусь к людям, которые не терпят компромиссов. Я либо стану лучшей, либо…так что периодическое пьянство было явно не для меня. И я отправилась в группу поддержки.

Выход — это поддержка

Проблема алкоголизма среди матерей детей с аутизмом двухсторонняя. Женщине нужна поддержка и как матери особого ребенка, и как человеку, у которого возникли проблемы с алкоголем. Я трезва уже четыре года. Чтобы поддерживать трезвость я раз в неделю хожу на женскую группу поддержки с постоянным составом, то есть это одни и те же женщины, которые регулярно собираются и обсуждают свои проблемы при поддержке одного и того же психолога.

Доктор Lauren Tobing-Puente, лицензированный психотерапевт, оказывающий индивидуальную помощь детям с аутизмом и их родителям на Манхэттене и в Квинсе, настаивает что для родителей детей с РАС очень важно заботиться о себе. И эта забота должна быть многоплановой. Формальная поддержка, такая как сеансы у психотерапевта, может дать время и пространство для обсуждения своих тревог, страхов и забот. Участие в деятельности активного и позитивно настроенного сообщества других родителей особенных людей также может быть терапевтично. Возможность провести вечер со своей второй половинкой, занятия спортом, медитация, йога или другой активный отдых, а также возможность побаловать себя ( например сеансом массажа или маникюра) — все это очень важно.

Lauren пишет: «Необходимость заботиться о ребенке легко поглощает нас полностью, оставляя «для себя» лишь несколько часов после того, как ребенок наконец уснет (если он спит), которые так легко провести за рюмкой».

Это один-в-один моя история. И такие истории происходят сплошь и рядом за закрытыми дверями.

Лучший способ помочь родителю ребенка с аутизмом — поддержать его. Многие группы поддержки за небольшую плату организовывают присмотр за детьми на время терапии, другие — разрешают приходить на встречи с детьми. Существуют государственные программы, предоставляющие помощника, который может дать родителям передышку на время. Судьбоносным решением может стать поиск родителей в схожей жизненной ситуации и возможность разделить с ними ваши общие заботы по уходу за детьми. Ниже вы найдете несколько ссылок, которые помогут вам начать двигаться к выходу из тоннеля, в конце которого свет.

Примечание переводчика:

Дальше автор дает ссылки и руководство по поиску помощи в условиях США. Мы позволили себе поставить несколько ссылок на российские ресурсы.

Прим
Карта родительских инициатив:

Группа психологической поддержки «Особые встречи»(Москва):

specialtranslations.ru

Причины и симптомы развития детского аутизма. Методы терапии

Синдром раннего детского аутизма (РДА) (синоним: синдром Лео Каннера) – комплекс клинических признаков психологического расстройства детей, характеризующийся отклонениями в проявлении эмоций и развития личностной сферы в возрасте до 3 лет. Детский аутизм не принято считать заболеванием, это – отклонение, отражающееся на течении интеллектуального развития ребенка и его вербальных функциях. Легкие формы аутизма легко корректируются психотерапией при грамотном и своевременном подходе специалистов в области детской психологии. Однако признаки расстройства будут сопровождать человека на всем протяжении его жизни, затрудняя реализацию личностного потенциала.

Причины развития раннего детского аутизма

Этиология РДА, на сегодняшний день, изучена достаточно слабо, нет информации о конкретных причинных факторах, стимулирующих риск появления расстройства. Исследователями в области детского аутизма сделан вывод о возможной зависимости синдрома от наследственного фактора – в большинстве семей, где у ребенка отмечены симптомы РДА, аналогичные отклонения встречаются у предков первой и второй степени родства. Современная генетика ведет комплексное изучение наследования аутизма, в попытках определить ген, отвечающий за эмоциональные проявления личности человека.

В пользу этой теории выступают факты того, что аутизм – отклонение врожденное, а этиологические причины способствуют лишь активизации расстройства и его развитию.

Некоторые исследовательские работы описывают возможную зависимость детского аутизма от обязательной профилактической вакцинации против свинки, краснухи и кори, на основании достаточно большого количества жалоб родителей о появлении аутистических признаков у детей после указанных прививок. Однако научных фактов, доказывающих или опровергающих подобные заявления, на данный момент, не существует. Проводить исследования в этом случае довольно затруднительно – указанные профилактические мероприятия являются строго обязательными, поэтому создать опытную группу, которой прививки не вводились, не представляется возможным.

Еще одной гипотезой, характеризующей возможный риск возникновения аутизма, является теория о психологическом климате внутри семьи. Существует такое понятие, как «эмоциональная холодность родителей», когда мать и отец не демонстрируют достаточно эмоциональных проявлений в адрес своего ребенка, относясь к нему, как к чему-то ординарному, требующему только внимания в области физиологических потребностей. Высокий процент детей-аутистов наблюдается в неблагополучных семьях, где на первый план выступает финансовая нестабильность, хронический алкоголизм или наркомания. Кроме того, аутизм часто проявляется у детей в семьях, где профессиональная деятельность родителей требует больших интеллектуальных затрат и времени.

Осложненные роды, сильная интоксикация во время беременности, применение сильнодействующих препаратов, алкоголя и наркотиков в этом период, также могут стимулировать проявление аутизма у ребенка.

Симптомы детского аутизма

Общая симптоматика детского аутизма индивидуальна для каждого ребенка, однако всегда характеризуется эмоциональной тупостью, нарушениями вербального общения и некоторыми задержками интеллектуального развития.

При общении с ребенком-аутистом, создается устойчивое впечатление о том, что он, словно, живет в своем мире, стараясь ограничивать его смешивание с окружающей реальностью. Отличительным признаком детского аутизма, зачастую является молчание, создается впечатление о глухоте и непредсказуемости действий. Часто дети проявляют особенности зацикливания на каком-либо определенном действии и проговаривании вслух отдельных слогов или фраз. Как правило, такое избыточное повторение возникает по причине повышенного интереса к какому-либо предшествующему событию.

Зачастую дети с синдромом РДА стремятся находиться в одиночестве, занимая себя каким-либо банальным занятием. Для большей части разновидностей расстройства, характерно избегание зрительного контакта. Интеллектуальная деятельность и развития несколько занижены, находясь на средних уровнях или ниже средних, однако, на общем фоне задержек умственного развития, возможен высокий уровень интеллекта в пределах одного вида деятельности, связанной с конкретными задачами, например, арифметические вычисления или игра в шахматы.

Следует отметить, что риск развития аутизма у мальчиков четыре раза выше, чем у девочек. Причина такой разницы, в настоящий момент, не изучена. Как уже говорилось, клинические признаки раннего детского аутизма весьма индивидуальны, особенно, это касается качества проявляемых симптомов. Однако существует ряд общих характеристик, однотипных для каждого случая расстройства, которые можно условно разделить по возрастной категории.

Для детей, в возрасте от двух лет и старше, характерно не смотреть в глаза собеседнику, такой признак можно отнести к группе определяющих расстройство симптомам. Часто ребенок стремится занимать одно и то же положение тела при занятии каким-то делом, это же относится и к мимическим проявлениям. Детям очень тяжело общаться со сверстниками, поэтому аутисты всегда стремятся быть в одиночестве, предпочитая больше заниматься своими делами, чем находить контакт с другими. Их всегда мало интересуют увлечения, характерные для этого возраста, как правило, диапазон их занятий сильно ограничен.

Внешне ребенок часто выглядит отрешенным от окружающей действительности, вследствие эмоциональной хладнокровности, состояния, которое не позволяет им проявлять сопереживание чужим проблемам и разделить чужую радость.

Задержка речи при аутизме – характерный симптом, встречающийся у 95% детей от общего количества аутистических отклонений. 40% из этого числа так и не начинают полноценно говорить, ограничивая свое вербальное общение редкими, короткими фразами. Кроме того, ведение диалога с ребенком носит достаточно сложный характер, нить беседы часто теряется в ответном молчании маленького пациента. Речь, как правило, циклична, стереотипна. Аутисты – первая категория людей, непонимающих юмора, как в свой, таки чужой адрес.

Для детей с аутистическими симптомами характерна концентрация внимания на отдельных деталях объектов, которая логически очень сложно объясняется. Например, из игрушечной машинки ребенка будет интересовать только ее колеса, которыми он может забавляться часами. В старшем возрасте, увлечения локализуются и переходят в стадию мании к определенному виду деятельности – игре в шахматы, видеоиграм, рисованию и так далее.

Преобладающее количество страдающих аутизмом детей, имеют серьезные проблемы с ночным сном. Ребенка часто можно застать за занятием любимым делом посреди ночи. Часто искажены чувственные восприятия тактильного и слухового направления. Разговор шепотом может возбуждать ребенка, доводя его до состояния истерии, а громкие возгласы – наоборот успокаивать.

Для детей в возрасте до двух лет, также характерны определенные черты проявления синдрома РДА, которые начинают проявляться уже через несколько месяцев от рождения. Первоочередными признаками могут послужить практически полное отсутствие привязанности к матери и проявления эмоций в ее адрес. Младенец крайне редко улыбается, не гулит, а слезы у него могут вызвать лишь серьезные болевые ощущения, как правило, связанные с пищеварением. У таких детей бывает крайней сложно определить момент, когда необходимо сменить подгузник или пеленку.

Разговорная речь к возрасту двух лет, как правило, не появляется. Наблюдаются бессвязные отдельные вокальные жесты или звуки, напоминающие гудение мотора автомобиля.

Признаки легкой формы аутизма

Современная медицина различает четыре степени синдрома детского аутизма, которые условно можно различить по степени тяжести симптоматики. Степень тяжести внутри групп градируется от четвертой группы к первой, которая является самой тяжелой и характеризуется яркой классической симптоматикой синдрома РДА. Вторая и третья группы, содержат симптомы, благодаря которым, ребенка, страдающего аутизмом можно отличить от здоровых сверстников. В четвертую группу входят клинические признаки, позволяющие характеризовать течение расстройства как легкую форму аутизма.

Признаки легкой формы аутизма проводят весьма тонкую грань между здоровым состоянием и аутистическим, поэтому диагностика расстройства при этой форме достаточно сложна.

У детей отмечают повышенную ранимость, слезливость на фоне трудностей выхода на контакт с ребенком и попытках поддержать диалог с ним. Форм общения у детей с легкой формой практически не сформировано. Зачастую маленький пациент корректно и логично эмоционально реагирует на происходящие вокруг него события, однако его мимика выдает течение патологии. Мимические эмоциональные проявления носят, будто, демонстративный характер, что характерно для малоопытных актеров в театре, когда эмоциональное проявление выглядит неприкрыто наигранным.

Основным признаком легкой формы аутизма у детей является способность ребенка смотреть в глаза собеседнику, чего не наблюдается в остальных трех формах. Разговор замедлен, создается впечатление, что ребенок долго подбирает слова, прежде чем сформулировать фразу. Социальные контакты возможны только в присутствии взрослых, которым пациент доверяет. После каждого действия, родители будут встречать вопросительный взгляд своего дитя о правильности его действий.

Расставание с близким человеком, для ребенка очень трудно переносится. Такая ситуация будет значительно усиливать клинические проявления синдрома. По этой причине, психологи строго не рекомендуют оставлять детей одних или с чужими людьми на время лечения.

Развитие интеллекта и способности к обучению у детей с легкой формой аутизма, близки к таковым у здоровых сверстников. При определенной помощи и поддержке со стороны специалистов и родителей, ребенку станут доступны все социальные возможности здоровых людей во взрослом возрасте.

Легкая форма детского аутизма сильно различает симптоматику по гендерной принадлежности пациентов. У девочек распознать клинические симптомы расстройства становится, порой, невозможно. К примеру, у них практически отсутствует признак зацикливания на стереотипных действиях и задержек психического развития. Девочки-аутисты очень часто привязываются к отдельным людям или личным взаимоотношениям.

Лечение детского аутизма

Вопрос о том, как вылечить аутизм у ребенка, ставят перед собой не только родители, но и специалисты. Учитывая нераспознанность причин, вызывающих развитие синдрома РДА и его патогенез, медикаментозных средств терапии не разработано.

Единственным способом борьбы с детским аутизмом является психотерапия и специальные коррекционные программы обучения, где педагоги владеют всеми основами донесения знаний на фоне имеющихся условий, которые создает расстройство. Кроме того, существуют специальные класс для родителей, где проводятся занятия о том, как лучше общаться с ребенком-аутистом, обучать его и стимулировать развитие потенциала.

onevroze.ru