Аутизм у детей симптомы 4 года

Содержание:

Как выявить ранние признаки аутизма у младенцев и детей младшего возраста

Кристоферу было 3 года, когда это случилось.

Он всё делал по-другому: по-своему играл с игрушками и, казалось, никогда не контактировал с окружающим миром, и я не знала почему. После обследования мой мир полностью перевернулся.

Вспоминая годы, предшествовавшие этой шокирующей новости, в голове всплывает фраза: «Если бы я только знала…». У меня было бы намного меньше разочарований.

Мне жаль, что я не уделила больше внимания ранним признакам аутизма у своего ребёнка, ведь можно было помочь ему раньше. Чем раньше выявлен аутизм, тем большее влияние на ребёнка оказывает лечение, корректирующее важнейшие навыки, которыми он будет пользоваться всю жизнь.

Здесь, в штате Висконсин, существует программа под названием «С рождения до трёх». При необходимости врач может направить вас на местную программу раннего вмешательства.

Аутизм подобен пазлу.

Необходимо рассмотреть все «кусочки» и понять, что из них складывается. Врач знает, что именно он ищет, и будет прислушиваться к вашим наблюдениям, чтобы назначить ребёнку надлежащее обследование для постановки диагноза.

Итак, сегодня мы рассмотрим некоторые из этих «кусочков». Но прежде, давайте сделаем глубокий вдох.

Этот список наблюдений нужен, чтобы помочь вам увидеть возможные признаки, а затем донести эту информацию до педиатра для дальнейшего обследования. Эта статья написана не для того, чтобы вызвать дополнительное беспокойство или стресс. Помните, знание – это сила!

Это далеко не все признаки аутизма у детей!

Запишите основные ранние признаки детского аутизма, а затем обсудите их с вашим врачом.

Ранний признак аутизма №1. Нет реакции

Понаблюдайте за ребёнком…

  • не отзывается на своё имя;
  • не поворачивает голову, чтобы определить, откуда идёт звук.
  • По мере развития обычные дети начинают поворачивать голову и реагировать на шум, голос родителя и т. д. Обычно к 6 месяцам можно ожидать реакции на громкие звуки или речь.

    Ранний признак аутизма №2. Развивается немного с задержкой

    Ребёнок немного запаздывает в освоении базовых навыков? Я знаю, все дети развиваются с разной скоростью, но чаще основные этапы (то есть ребёнок начинает переворачиваться, ползать, ходить и т. д.) у детей происходят в границах разумного промежутка времени.

    Мой сын пополз в 10 месяцев, первый зуб у него вылез почти в 9 месяцев, и он начал ходить в 16 месяцев.

    Ранний признак аутизма №3. Слишком идеальный

    Все вокруг говорят: «Какой чудесный малыш!»

    Но иногда это не комплимент. Если ребёнок молчалив, это может указывать на аутизм: замкнутый, не гулит, скудно выражает эмоции, нет лепета и отдельных слов.

    Мой сын был хорошим, самодостаточным ребёнком. Он иногда выражал эмоции и немного лепетал, но слов говорил очень мало – возможно, четыре к возрасту 18 месяцев.

    Ранний признак аутизма №4. Фокусируется на странных вещах

    Кажется, что малыш живёт в своём маленьком мире…

  • летает в облаках;
  • не смотрит в глаза;
  • не ищет предметы, которые вы прячете;
  • не замечает, когда родитель (или опекун) уходит и возвращается;
  • фокусируется только на визуально-стимулирующих игрушках с музыкой и огоньками.
  • В нашей семье мы всё поняли ещё до постановки диагноза, когда решили убрать все игрушки на батарейках, потому что ребёнок зациклился на них и никогда не играл с игрушками как обычные дети, то есть, например, не катал машинку по полу, издавая шум мотора.

    Больше всего Кристоферу нравились «конкретные» игрушки, те, с которыми нужно было совершать определённое действие, имеющее начало и конец, а затем его повторять. Игрушки, вроде сортеров или такие, где что-то выскакивает.

    «Обычные» игрушки – машинки, мягкие игрушки или доска для рисования – ему не нравились. С ними нет чёткого сценария игры, требуется проявить воображение. Это расстраивало Кристофера, потому что он не знал, когда игра заканчивается.

    Единственным исключением были игрушки для сенсорного восприятия, например, «Гонка пингвинов» или мягкие игрушки с подсветкой.

    Ранний признак аутизма № 5. Фиксирует внимание на предметах

    Это похоже на предыдущий признак, но только сильнее. Когда ребёнок фиксирует внимание на чём-то, это значит, что он максимально сфокусировался:

  • всё должно происходить в очень специфическом виде или порядке;
  • уделяет всё своё внимание предметам, которые развлекают или привлекают ребёнка, то есть видео, музыка, лампа, электронные приборы;
  • будет просить, чтобы это включали или показывали снова и снова.
  • Всё так, как было у нашего сына: ему нравилось повторение и он закатывал истерику, если что-то было сделано не точно так, как раньше. То есть тосты должны быть нарезаны на треугольники, а не на прямоугольники. Он также просил включать ему Baby Einstein снова и снова.

    Ранний признак аутизма № 6. Жизнь как снежный шар

    Знаете, как это – рассматривать сувенир в виде стеклянного шара со снегом? Вам не кажется, что ваш малыш воспринимает жизнь вокруг, как будто он смотрит на такой шар?

  • Он сидит и наблюдает, но никогда не участвует?
  • Кажется, что он не «вписывается» к своим сверстникам на детской площадке или в детском саду?
  • Будет ли он сидеть в одиночестве где-нибудь в комнате, когда другие дети в группе играют и бегают без него?
  • В комнате, где полно игрушек, он находит что-то другое, например, занавеску, и играет этим предметом?
  • Он слоняется, не зная, чем заняться?
  • Эти постоянные моменты были очень тяжелы для меня.

    Если мы с сыном приходили в гости поиграть, то он либо выбирал предметы, которые игрушками не являются, либо сидел один в углу и смотрел на какую-то одну игрушку или нажимал на ней кнопки снова и снова. Признаюсь, я много раз просто вставала и уходила, потому что была расстроена, смущена и огорчена, и моё сердце не выдерживало, когда я видела «обычных» детей.

    Я всё ещё борюсь с этим, хотя мне уже проще. Раньше я позволяла его отличиям питать моё горе, что вводило меня в депрессию. Но благодаря консультациям, группе поддержки и моей вере я научилась замечать сильные стороны сына и сосредотачиваться на них.

    Я перестала использовать в речи слово «нормальный» и рассматривать сына как проблему, которую необходимо решить.

    Ранний признак аутизма № 7. Выборочное подражание

    Детям, проявляющим первые признаки аутизма, не интересно никому подражать.

    На это можно посмотреть по-разному.

  • С одной стороны, это печально, потому что они не будут пытаться подметать пол как мама.
  • С другой, можно найти и положительный момент: они не будут прыгать или стучать, как брат или сестра.
  • Несмотря на то, что такие дети, как правило, не подражают поведению окружающих, очень часто, как только позволяет развитие речи, они начинают повторять фразы из фильмов, книг и песен.

    Это называется эхолалия – автоматическое повторение речи.

    В этом мой сын – «олимпийский чемпион». Он никогда не повторял за мной или мужем, но он цитирует фильмы и книги, как никто другой!

    Первые два года его «разговора» были похожи на сценарии фильмов. Я помню «Ты … игрушка, ты не настоящий Базз Лайтер!» снова и снова в 2 часа ночи.

    Несмотря на то, что это тяжело, от эхолалии есть большая выгода. У ребёнка, проявляющего эти симптомы, есть возможность выучить язык и тем самым «вернуть» его.

    Не все дети демонстрируют эхолалию, так что не пугайтесь, если у вашего малыша её нет. Помните, что ранние признаки детского аутизма – это просто наблюдения! Врач рассмотрит их, чтобы получить общую картину для постановки возможного диагноза.

    Ранний признак аутизма № 7½. Мамина интуиция

    У этого признака номер с «половиной» не потому, что он менее важен (на самом деле, он очень важен), а потому, что ваш доктор не будет придавать ему большое значение для получения цельной картины, которая может привести к постановке диагноза. (Если он спрашивает вас об этом, у вас отличный педиатр!)

    Доверяйте своей интуиции.

    Возможно, у вас появились подозрения, основанные на одном из вышеприведенных признаков.

    Или, возможно, возникли вопросы о поведении вашего ребёнка.

    Лучшее, что вы можете сделать, это спросить, и чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет для вашего ребёнка.

    Балансируя на волнах родительства

    Ваша задача сейчас – найти идеальный баланс на волнах родительства.

    Не стоит отступать и игнорировать возможные ранние признаки детского аутизма. Вы не можете просто закрыть глаза и думать о хорошем. Такой подход «спрятать голову в песок» никому не поможет.

    Также не стоит паниковать по поводу всех возможных опасностей, связанных со словом «аутизм».

    Помните, вы ещё ничего не знаете. Вы просто наблюдаете за возможными знаками.

    Хорошо, если вы что-то заметили, у вас появились вопросы, и вы поговорите с профессионалом, врачом, учителем и начнёте действовать.

    Не паникуйте! Всё нормально!

    Аутизм НЕ смертный приговор, вы и ваш ребёнок это переживёте!

    «Нормальный», просто по-другому.

    Другой, новый путь.

    Может быть среди ваших знакомых есть кто-то, у кого ребёнок с аутизмом? Вы заметили какие-либо из этих признаков у вашего малыша?

    Вы не одиноки. Поделитесь своими комментариями ниже и вас поддержат!

    mchildren.ru

    Симптомы аутизма у детей

    Аутизм важно диагностировать как можно раньше – в идеале в 1-1,5 года. Если начать корректировать поведение с этого возраста, то все пройдет легче, безболезненней для семьи и самого малыша. Как распознать признаки аутизма в раннем детстве?

    Наверное, важно будет повторить несколько известных фактов. С каждым десятилетием рождается все больше людей с аутизмом. По данным ВОЗ, количество детей с таким диагнозом растет на 13% в год. Аутизм – это не научный термин, правильнее будет говорить «расстройство аутичного спектра» (РАС). Спектр отклонений очень и очень широк, степень тяжести каждого из отклонений – индивидуальна. А значит в случае каждого ребенка диагностика должна быть индивидуальной, внимательной.

    Каких-либо анализов или инструментальных методов, способных на 100% подтвердить или опровергнуть РАС, не существует. Врач, как правило это врач-психиатр, применяет методы наблюдения за ребенком, играет с ним, анкетирует и проводит интервью с родителями. Расстройства аутичного спектра – врожденный порок, предположительно, связанный с нарушением генетики и/или органическим поражением головного мозга. Болезнь появляется отнюдь не от плохого воспитания, не из-за приобретенной душевной травмы. Отсюда следуют два очень важных вывода. Первый: родители не виноваты в аутизме своих детей. И второй: РАС коварен, и до трех лет его симптомы могут быть «списаны» как раз на плохое поведение, капризы, дурное воспитание.

    Поскольку это врожденное заболевание, увы, неизлечимо, оно остается с человеком на всю жизнь. Однако проявления аутистического поведения поддаются коррекции с помощью терапевтических занятий, которые особенно эффективны в раннем возрасте. Ребенку можно помочь – чем раньше начать заниматься, тем благоприятнее прогноз. А для этого нужно вовремя распознать болезнь.

    Спектр аутичных признаков

    Несмотря на то, что РАС проявляется очень индивидуально, для простоты предлагается объединить ключевые признаки в три группы.

  • Общение: нарушения социального взаимодействия.
  • Разговор: нарушение речи и других способов говорить (жесты, мимика).
  • Поведение: стереотипность интересов и деятельности.
  • Если говорить о них подробнее, то вот небольшой список особенностей, которые могут стать основанием для обследования. На что родителям, опекунам, родственникам и воспитателям стоит обратить внимание?

    • Зрительный контакт. Ребенок не смотрит глаза в глаза, взгляд ребенка скользит мимо ваших глаз, несмотря на ваши попытки привлечь внимание, – это самые тревожные «звоночки» для ранней диагностики.
    • Эмоциональная нейтральность. Часто дети с РАС не проявляют радости, тревоги, удивления. Бывает, они не «считывают» настроение значимого для них взрослого, не чувствуют его интонацию (ласковую, строгую). Если близкому человеку больно, ребенок вряд ли проявит сочувствие доступным для него способом: взглядом, мимикой, жестами или желанием обнять.
    • Задержка речевого развития или отсутствие речи и при этом способность повторять довольно сложные речевые конструкции, услышанные от взрослых или из мультфильмов/кино.
    • Отсутствие указательного жеста, а также неумение правильно просить могут оказаться серьезными индикаторами. Если ребенок не показывает пальчиком, а ведет или подталкивает взрослого к интересующему объекту, это повод задуматься.
    • Если ребенок не откликается на свое имя, это тоже может стать весомым поводом для профессионального осмотра. Весьма часто в таких случаях сначала консультируются с сурдологом. Если же со слухом все в порядке, то можно посоветовать обратиться к врачу-психиатру.
    • Повторяющееся поведение: вращение вокруг своей оси, пробежки из угла в угол, бег вдоль прямых линий (забор, шкаф), однообразные движения руками, хождение на цыпочках. Неестественные, то есть возникающие спонтанно, без привязки к ситуации, движения и жесты тоже должны насторожить родителя.
    • Стойкие привычки – очередной повод для консультации со специалистом. Это может быть привычка к одному типу еды, режиму дня, определенному порядку среди игрушек (как правило, выстраивание их в один ряд).
    • Фокусирование на деталях. Например, интерес не к игрушке в целом, а к ее детали: колесику, которое ребенок может крутить очень долго.
    • Отсутствие воображения, так нужного для игры – по сути единственного доступного ребенку механизма познания мира. Неумение проводить ролевые, сюжетные игры, играть со сверстниками – тоже означает, что ребенок может быть в зоне риска.
    • Не все из перечисленных признаков обязательно проявляются у ребенка с РАС. Однако если некоторых из них наблюдаются, можно пройти тест (аутизм-тест.рф).

      Что делать семье, в которой растет ребенок с расстройством аутичного спектра? Прежде всего, наверное, нужно заняться АВА-терапией (Applied Behavior Analysis). Система, разработанная в 1980-х в США, на сегодня остается единственным научно доказанным методом коррекции аутизма. Она представляет собой непрерывный и поэтапный процесс обучения с подсказками и поощрения желательного поведения. Среди многих профессионалов и родителей эта система признана наиболее эффективной. Родители могут пройти тренинги по АВА-терапии как в специализированных центрах, так и на онлайн-семинарах.

      Что говорят об аутизме родители и врачи

      Яна Сумм, организатор центра АВА-терапии, мама ребенка с аутизмом: «Коварство болезни в том, что недостатки, по которым ставится диагноз, не выглядят на трехлетнем ребенке чем-то чудовищно неправильным. Мой сын в 2 года даже ходил на обычные кружки с сестрой. Однажды я уезжала и попросила маму присмотреть за детьми. После моего возвращения она сказала: «То, что я вижу, — катастрофа. Он начал терять все свои навыки, и с каждым днем становится глупее, чем вчера». Мама испугала меня и правильно сделала. Потом я начала тщательно вспоминать детали, буквально день за днем в его жизни. В день, когда родился мой Валера, я подумала, что вот он – мой сын, но он еще немного не в себе, словно инопланетянин. Блуждающий взгляд, равнодушие ко мне, слабый сосательный рефлекс… Когда папа купил ему беговел, Валера мог по 1,5 часа ездить по кругу, что всех умиляло, но отнюдь не настораживало. Однажды босоножки очень сильно натерли ему пальчик, а он не заметил боли. Валера, как и другие аутисты, не очень хорошо чувствовал и понимал свое тело. Многих вещей я не понимала, и списывала их на характер, особенности, капризы. Очень важно до года понять, есть аутизм или нет. Три года – это уже не возраст ранней диагностики».

      Елена Бахтинская, детский психиатр: «Впервые аутизм описал в 1943 году австро-американский детский психиатр Лео Канер. В наше время знаний о заболевании несомненно больше, и само оно, увы, стало более распространенным. Диагностируется аутизм гораздо раньше, чем это было принято еще несколько лет назад. В крупных центрах умеют проводить диагностику уже в 1-1,5 года. Очень важно, чтобы родители обратились вовремя, в идеале до года. В этом возрасте можно заметить нарушение зрительного контакта: ребенок не реагирует на улыбку, взгляд, не протягивает ручки, чтобы его взяли на руки. Это должно насторожить, и очень важно, чтобы родители задали себе вопрос, почему ребенок этого не делает. Ранняя диагностика дает больше возможностей эффективно помочь ребенку. К тому же есть расстройства, которые ближе к норме, и если их начать корректировать в раннем возрасте, то ребенок сможет учиться в обычной школе, найти работу и создать семью».

      Александр Галущак, врач-психотерапевт высшей категории, кандидат медицинских наук: «Наиболее явные признаки возникают после трех лет, когда взрослые ждут от ребенка определенного уровня развития. А самые первые признаки возникают раньше – практически с первого года жизни. Прежде всего, это реакция на маму. У детей, у которых мы подозреваем аутизм, практически отсутствует реакция (оживление) на то, что мама подошла, нет реакции на ее голос. Что такое гуление? – Это когда детки издают звуки, смеются, показывают эмоцию, которую можно однозначно интерпретировать как положительную, радостную. Детки с аутизмом не гулят, проявляют эмоциональную нейтральность».

      Юлия Преснякова, клинический психолог, руководитель проекта «Инклюзия»: «Во время занятий и в бытовом общении с ребенком-аутистом самое важное – ровный эмоциональный фон. Нужно постараться все свои фразы формулировать исключительно в положительном ключе, разговаривать очень-очень спокойно и нейтрально. Не стоит загружать речь множеством дополняющих друг друга слов. Лучше спросить: «Хочешь банан?». Фраза «А не хочешь ли ты сейчас банан?» слишком перегружена смыслом. Во множестве слов речь для таких детей превращается в шум, а наша задача – сделать речь функциональной и понятной».

      lisa.ru

      Ребенок-аутист. 4 вопроса психологу

      Многие настороженно относятся к детям с аутизмом. Мол, раньше в истории болезни писали не аутизм, а «шизофрения». Так что же это такое — аутизм? И нужно ли его бояться?

      Пайкова Анна

      психолог Центра лечебной педагогики «Особое детство»

      Еще недавно детский аутизм рассматривался как психическое заболевание, сейчас – как особый тип нарушения психического развития. Причины аутизма у детей до конца неизвестны, зато известно, что ребенок уходит в мир внутренних переживаний, избегая контактов с окружающими. И вытащить его из этой «ракушки» непросто. Однако специалисты убеждены: вовремя распознав аутизм, можно помочь ребенку социализироваться. Ведь условия воспитания способны как усугубить, так и сгладить проблемы.

      1. По каким признакам можно заподозрить аутизм у ребенка?

      Точных методов определения аутизма у детей до трех лет нет. Поэтому диагноз, как правило, ставят после трех-четырех лет. Хотя помогать ребенку с аутистическим расстройством нужно намного раньше. И тут многое зависит от внимательности и бдительности родителей. Например, должно смутить отсутствие «комплекса оживления». Обычно дети в возрасте одного-трех месяцев радуются, когда к ним подходит взрослый: начинают энергично сучить ножками и ручками. У ребенка с аутизмом такой реакции, как правило, нет.

      2. Как еще проявляется аутизм у ребенка?

      После девяти месяцев малыш начинает следить за тем, куда смотрит взрослый. Это называется совместно разделенным вниманием. Скажем, если мама показывает какой-то предмет, кроха следит и за предметом, и за лицом матери. В то время как детей с аутистическим расстройством, как правило, интересует только предмет. Они мало замечают людей и не пытаются им подражать. Правда, нужно убедиться, что у ребенка сохранное зрение и слух – иногда дети не реагируют, потому что плохо видят или слышат.

      3. Таблеток от этого расстройства не существует. Как же помочь детям с аутизмом?

      Мы в нашем центре используем командный подход: врачи, психологи, педагоги действуют воедино. Медикаметозная помощь может потребоваться, если у ребенка есть сопутствующие проблемы со здоровьем – например, эпилепсия, эндокринные нарушения, нехватка витаминов и питательных веществ. Иногда требуется и наблюдение психиатра, например, при выраженных проблемах поведения, связанных с агрессией или самоагрессией. Многие дети нуждаются в занятиях с логопедом и психологом. Ведь основная задача – научить их общаться, взаимодействовать с окружающими.

      Конечно, найти точки соприкосновения непросто – один ребенок постоянно дергает за веревочки, другой рисует круги, третий – подпрыгивает на месте. То есть каждый – на своей волне, в своем мире и «выманить» его оттуда сложно. Но можно попробовать присоединиться к ребенку. Например, дергать за веревочку вместе с ним. А потом привязать ее к машине и потянуть – появляется новый смысл, новый сюжет. Дальше вокруг этого строится общение и обучение.

      4. Способен ли ребенок с аутизмом учиться в школе или надомное обучение – единственно возможный вариант?

      Все дети разные. Есть дети-аутисты с выдающимися способностями к музыке, математике, иностранным языкам. А есть (и их большинство) — со сниженными интеллектуальными способностями. Конечно, найти подходы можно к любому ребенку, но не все учителя готовы их искать. Кто-то – не знает, как обращаться с «особенными» детьми. Кто-то – физически не в состоянии это делать. Например, если в классе 30 человек, педагог при всем желании не сможет уделять много внимания ребенку с аутистическим расстройством. А если взрослые не помогли, не пошли навстречу, шансы на успешную социализацию снижаются. Даже если ребенок очень умный.

      Кроме того, в обществе много страхов и предубеждений насчет аутизма. В том числе у директоров школ, учителей, родителей. В последнее время, правда, ситуация начинает меняться. Появились экспериментальные классы для детей с аутизмом. Кроме того, есть школы для детей с нарушениями речи, где ребенку с аутистическим расстройством будет проще адаптироваться, чем в обычной. Хотя, опять же, это все очень индивидуально.

      Ребенок с аутизмом может быть опасен для сверстников?

      Если ведет себя агрессивно, то, наверное, да. Но это касается не только детей с аутистическими расстройствами. Обычные дети, которые часто смотрят фильмы со сценами насилия, играют в агрессивные игры или живут в семье, где грубость – норма жизни, тоже могут быть недоброжелательны по отношению к сверстникам. В случае с аутистами риск асоциального поведения сводится к минимуму, если они с юных лет окружены людьми, которые учат их, как можно, а как нельзя общаться.

      www.doctis.ru

      Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

      Полезные советы:

      Аутизм — это специфическое расстройство психики, при котором нарушается функция речи и моторики. Аутизм у детей выражается в задержке психического развития, стереотипным поведением, нарушением социальной адаптации. Детский аутизм — это в большей степени социальная проблема, так как семьи с аутичным ребенком полностью выпадают из привычной жизни общества. В настоящее время диагностика детского аутизма возросла, поэтому данное заболевание стали называть бичом 21 века. Мы постараемся наиболее полно описать аутизм у детей, симптомы, причины и подходы к лечению.

      Причины аутизма современная медицина до сих пор назвать не может. Даже такой диагноз сейчас ставят с неохотой и предпочитают заменять его на более изученную шизофрению. Известно, что аутизм у детей чаще возникает у мальчиков (в 3-4 раза). Среди наиболее вероятных могут быть наследственные причины аутизма. Предполагают, что аутизм у детей возникает при поломке в генах, отвечающих за синаптические связи в головном мозге. Современная медицина не связывает развитие детского аутизма с вакцинацией или другими внешними вмешательствами в организм ребенка.

      Клинические проявления заболевания

      Признаки аутизма у своего ребенка родители начинают замечать не сразу. Сначала эти дети развиваются нормально, прибавляют в весе, начинают сидеть, ходить, как их сверстники. Первые признаки аутизма у детей начинают проявляться с развитием психической сферы и социальных контактов. Обычно это бывает в 2-3 года. Характерные симптомы аутизма — это часто неадекватная реакция на раздражители. Такие дети начинают пугаться и плакать при малейшем дискомфорте.

      Другие признаки аутизма в младенческом возрасте — слабая реакция удовольствия на кормление или общение со взрослыми, оживление ребенка при взаимодействии с неодушевленными предметами. Дети постарше неохотно играют с ровесниками, совершенно не страдают от одиночества и практически не говорят. Часто такие симптомы аутизма сначала объясняются поздним развитием, родовыми травмами или особенностями характера ребенка.

      Если описывать аутизм у детей, симптомы и признаки этого заболевания, то важно отметить социальные нарушения, которые происходят с такими людьми в более позднем возрасте. Детский аутизм в социальной сфере проявляется в сниженной привязанности к самым родным людям. Такие дети не играют в ролевые игры и не проявляют интереса к сверстникам. Взрослые аутисты не способны к эмоциям сочувствия, жалости и взаимопониманию.

      Диагностика аутизма у детей

      Лабораторных и других объективных методов диагностики аутизма у детей не существует. Диагноз «детский аутизм» ставится исключительно по результатам наблюдения за ребенком в течение довольно долгого времени. Важно помнить, что некоторые проявления этого заболевания встречаются и при так называемых расстройствах аутического спектра, которые проявляются в более мягкой форме и благоприятны в прогностическом плане.

      Для постановки окончательного диагноза аутизма у детей необходимо сочетание трех характерных признаков:

    • слабые социальные взаимодействия;
    • нарушение коммуникативных связей;
    • узкий круг интересов и стереотипные однообразные действия
    • Лечение детского аутизма

      Исходя из описанного выше становится понятно, что лечение аутизма — это не медикаментозный процесс. Полного выздоровления от аутизма не наступает никогда. Современное лечение аутизма у детей сводится к более полной их адаптации в семье и организацией социальной и функциональной независимости аутиста.

      Лечение аутизма комплексное и включает следующие подходы:

    • занятия с логопедом;
    • прикладной анализ поведения;
    • применение «моделей развития»;
    • развитие социальных навыков;
    • трудотерапия
    • Из медикаментов применяются антидепрессанты, стимуляторы и антипсихотики. Справедливости ради стоит сказать, что все эти лекарства могут принести больше вреда, чем пользы за счет наличия сильных побочных эффектов. Когда традиционная медицина оказывается бессильна, на первый план выходит лечение народными средствами. К ним относя и нетрадиционные школы психического развития, и применение традиционных фитопрепаратов.

      Лечение аутизма народными средствами

      Лечение народными средствами часто связано с организацией более частого общения ребенка с живой природой. Известны случаи, когда дети аутисты становились более социально адаптированные после общения с собаками, лошадьми и дельфинами.

      Аутизм — это серьезная, комплексная и индивидуальная проблема. Как не существует двух одинаковых детей аутистов, так и нет однозначных подходов к лечению. Одним помогают традиционные психиатрические методики, других спасает лечение народными средствами. Главное иметь терпение и не отчаиваться.

      Консультации ВРАЧА онлайн

      Пациент: Мальчику 7 лет, диагноз аутизм, говорит, имеет выраженные математические способности. В 3 года было проведено интенсивное лечение врачом Симашковой. Сможет ли он стать полноценным ?

      Врач: Если Вы имеете в виду коммуникативные навыки, тут требуется непрерывная колоссальная работа. Психолог, нейропсихолог, психиатр, дефектолог, логопед. Математические способности, естественно, необходимо продолжать развивать. Если есть возможность, хорошо помогает таким деткам игры с домашними животными, или занятия с лошадьми или дельфинами

      medresept.ru

      Аутизм — что это за болезнь? Причины развития аутизма, симптомы и ранние признаки

      Аутизм у детей – это особое расстройство личности, которое, хоть и характеризуется нарушением социального поведения и приспособления к окружающим условиям, болезнью не является.

      Развивается синдром в первые годы жизни ребенка, когда отмечается отсутствие или неадекватная реакция на слуховые или зрительные раздражители, странные страхи, повторяющееся поведение. Если же подобные симптомы отмечаются у подростка, данный диагноз сомнителен.

      Уровень интеллектуального развития при этой болезни может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в ряде случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики. Более 80% детей с аутизмом — инвалиды.

      Что это такое?

      Аутизм — это психическое расстройство, возникающее из-за различных нарушений в головном мозге и отмечающееся всесторонним, выраженным дефицитом общения, а также ограничением социального взаимодействия, незначительными интересами и повторяющимися действиями.

      Данные признаки аутизма обычно возникают с трёх лет. Если возникают похожие состояния, однако с менее выраженными признаками и симптомами, то их относят к заболеваниям аутистического спектра.

      Причины аутизма

      Чаще всего дети с РДА физически абсолютно здоровы, никак видимых внешних недостатков у них не проявляется. У матерей беременность протекает без особенностей. У больных малышей строение мозга практически не отличается от нормы. Многие замечают даже особую привлекательность лицевой части у малыша-аутиста.

      Однако в отдельных случаях другие признаки болезни все же проявляются:

    • инфицирование матери краснухой в период беременности;
    • хромосомные аномалии;
    • туберозный склероз;
    • ДЦП;
    • нарушение обмена жиров – женщины с ожирением имеют высокий риск родить ребенка с врожденным аутизмом.

    Все вышеперечисленные состояния отрицательно отражаются на мозге ребенка и способны привести к развитию аутизма. Согласно данным исследований, свою роль играет генетическая предрасположенность: при наличии в семье аутиста риск развития болезни увеличивается. Однако достоверные причины не названы до сих пор.

    Как аутичный ребенок воспринимает мир?

    Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

    Симптомы аутизма у ребенка

    У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста (см. фото).

    Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:

    Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации. Характерно:

    1. Речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;
    2. Речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;
    3. Отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;
    4. Ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;
    5. Речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).
    6. Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов. Характерно:

    7. Предпочтение отдает уединению, играм с самим собой;
    8. Отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;
    9. Тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;
    10. Неестественное, нервное, отчужденное поведение;
    11. Ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;
    12. Испытывает требование точно повторять одни и те же действия;
    13. Концентрирует свое внимание на чем-то одном.
    14. Нарушено развитие социальных навыков. Характерно:

    15. Игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);
    16. Не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;
    17. Дети не желают общаться и дружить с ровесниками;
    18. Никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.
    19. Люди, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, что дает им возможность быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Для аутизма характерно нарушение развития социальных, мыслительных, речевых умений.

      Аутизм у ребенка старше 11 лет

      Простые навыки общения освоены, но ребенок предпочитает проводить время в безлюдном помещении. Отмечаются и другие признаки:

    20. интерес направлен только на одну область, игрушку, мультфильм, передачу;
    21. дефицит внимания;
    22. бесцельные сложные движения;
    23. соблюдение собственных, часто нелепых со стороны, правил;
    24. непонятные страхи также имеют место;
    25. гиперактивность;
    26. потребность в однообразном расположении мебели и вещей в доме – если ее переместить, у ребенка может быть истерика или паническая атака;
    27. ребенку надо соблюдать определенную последовательность при одевании, пробуждении, отходе ко сну;
    28. агрессия, направленная на себя.
    29. Обучение детей с аутизмом затруднено, но это не значит, что у всех аутистов имеется низкий IQ – им трудно быстро сменять род деятельности и рассеивать внимание одинаково на несколько предметов. Воспитание требует огромных сил со стороны родителей: ведь если малыш научился ходить на горшок или переодеваться дома, это не значит, что он сможет это сделать в гостях или в детском саду.

      Симптомы заболевания в возрасте от 2 до 11 лет

      Дети с аутизмом в этом возрасте все также испытывают актуальную для предыдущего периода симптоматику. Ребенок на собственное имя не отзывается, в глаза не смотрит, любит находиться в одиночества, отсутствует интерес к другим детям. Помимо этого отмечаются и другие характерные симптомы заболевания:

    30. Возможно, опять же, повторение однотипных действий (своеобразных ритуалов), при смене привычной для себя обстановки у него возникает сильное беспокойство.
    31. Ребенок знает лишь несколько слов, может вообще не разговаривать.
    32. Возможно постоянное повторение ребенком одного и того же слова, беседу он не поддерживает.
    33. В основном своем большинстве дети с аутизмом с большими усилиями приобретают навыки, для них новые, в школьном возрасте у них отсутствует способность к чтению или к письму.
    34. У некоторых детей развивается интерес к определенному типу деятельности, к примеру, к математике, к музыке, рисованию и т.д.

      Признаки раннего детского аутизма до 2 лет

      В большинстве случаев проявления заболевания отмечаются у детей в течение уже первого года их жизни. Могут наблюдаться характерные отличия поведения больного ребенка от поведения ровесников. Отмечаются и следующие симптомы:

    35. Ребенок крайне редко улыбается;
    36. Отсутствует привязанность к матери. Так, ребенок не плачет, как другие дети, когда она куда-то уходит, он ей не улыбается и не тянется на ручки;
    37. Ребенок с аутизмом не смотрит на лицо родителей, в их глаза;
    38. Возможно неадекватное реагирование ребенка на раздражители, для других незначительные (свет, приглушенные звуки и пр.), помимо этого он может испытывать страх из-за них.
    39. Отмечается агрессивность ребенка в отношении других детей, он не стремится к общению с ними и к общим играм;
    40. Больной ребенок отдает предпочтение в игре лишь одной игрушке (либо отдельной ее части), интерес к остальным игрушкам отсутствует;
    41. Отмечается задержка в развитии речи. Так, к 12 месяцам ребенок не гулит, не использует простейших слов к возрасту 16 месяцев, к возрасту 24 месяцев не воспроизводит простых фраз.
    42. Между тем важно заметить, что такие симптомы вовсе не являются исключительными показателями актуальности аутизма, хотя и требуют определенного беспокойства. А потому избегание ребенком общества, его молчаливость, погруженность в себя – все эти проявления необходимо обсудить с педиатром.

      Уровень интеллекта при аутизме

      Большинство детей с аутизмом имеют легкую или умеренную степень умственной отсталости. Это связано с дефектами мозга и трудностями в обучении. Если болезнь сочетается с микроцефалией, эпилепсией и хромосомными аномалиями, то уровень интеллекта соответствует глубокой умственной отсталости. При легких формах болезни и динамичном развитии речи интеллект может быть нормальным или даже выше среднего.

      Главной особенностью аутизма является избирательный интеллект. То есть дети могут быть сильны в математике, музыке, рисовании, но при этом намного отставать от сверстников по остальным параметрам. Явление, когда аутист чрезвычайно одарен в какой-либо области,называют савантизмом. Саванты могут сыграть мелодию, услышав ее всего один раз. Или нарисовать картину, увиденную единожды, с точностью до полутонов. Или держать в голове столбики цифр, производя сложнейшие вычислительные операции без дополнительных средств.

      Степени тяжести

      Выделяют несколько степеней тяжести, по которым еще более понятно, что такое аутизм:

      Диагностика аутизма

      Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу.

      Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

      Основными методами диагностики аутизма у детей являются:

    43. осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости;
    44. ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
    45. УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
    46. проведение тестов со специальными опросниками.
    47. Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.

      Лечение аутизма

      Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.

      Принципы воспитания ребенка-аутиста:

    48. Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».
    49. Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
    50. Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.
    51. На современном этапе помощь больным детям может оказать только составленная грамотным специалистом коррекционная программа – последовательность действий, которые проводят не для того, чтобы вылечить аутизм (он не лечится), а с целью максимальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды.

      Для выполнения этой программы очень важна помощь родителей, ведь для малыша весь мир непонятен и враждебен.

      Коррекция проводится в особых реабилитационных центрах (например, Наш солнечный мир или Детство). Коррекционная программа зависит от формы и степени тяжести заболевания. В нее входят:

    52. медикаментозное лечение;
    53. безглютеновая диета;
    54. иппотерапия;
    55. поведенческая терапия;
    56. музыкальная терапия;
    57. игротерапия;
    58. ЛФК;
    59. дельфинотерапия;
    60. массаж.
    61. Занятия разными видами терапии могут проводиться в различных центрах. Так, иппотерапия проводится обычно в специально оборудованном манеже, лечение музыкой – в особых кабинетах. Лечебная физкультура и массаж обычно проводятся в условиях одной клиники.

      Что делать?

      Да, аутизм — это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

    62. Самое важное — не маскировать диагноз за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке как о гениальном также вредно, как и подавленное состояние от его неуспешности.
    63. Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
    64. Помните, что без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

      Обучение ребенка-аутиста

      Аутичный ребенок, как правило, в обычной школе учиться не может. Чаще обучением на дому занимаются родители или приходящий специалист. В крупных городах открыты специальные школы. Обучение в них проводится по специальным методикам.

      Наиболее распространенные учебные программы:

    65. «Время на полу»: методика предлагает лечение и обучение навыкам общения проводить в игровой форме (родитель или педагог по несколько часов играют с ребенком на полу).
    66. «Прикладной поведенческий анализ»: поэтапное обучение под руководством психолога от простых навыков до формирования разговорной речи.
    67. Методика по программе «Больше, чем слова» обучает родителей пониманию невербального способа общения с ребенком с помощью жестов, мимики, его взгляда и др. Психолог (или родители) помогают ребенку в формировании новых методов для общения с другими людьми, более понятных им.
    68. Методика обучения с помощью обмена карточками: используется при тяжелой форме аутизма и при отсутствии речи у ребенка. В процессе обучения ребенку помогают запомнить значение различных карточек и использовать их для общения. Это дает возможность ребенку проявлять инициативу и облегчает общение.
    69. «Социальные истории» – это своеобразные сказки, написанные педагогами или родителями. В них следует описывать ситуации, вызывающие страхи и тревогу ребенка, а мысли и эмоции героев историй подсказывают желаемое поведение ребенка в подобной ситуации.
    70. Программа ТЕАССН: методика рекомендует индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей, цели обучения. Эта техника может сочетаться с другими технологиями обучения.
    71. Строгий распорядок дня, постоянные и не всегда успешные занятия с ребенком, страдающим аутизмом, накладывают отпечаток на жизнь всей семьи. Такие условия требуют от членов семьи необыкновенного терпения и толерантности. Но только любовь и терпение помогут достичь хоть малейшего прогресса.

      Прогноз при аутизме

      Число британских исследований, говорящих о качественных изменениях и посвящённых долгосрочному прогнозу, небольшое. Некоторые повзрослевшие аутисты приобретают незначительные улучшения в коммуникативной сфере, но у большего числа эти навыки только ухудшаются.

      Прогнозы развития аутистов такие: 10 % взрослых больных имеют несколько друзей, требуют некоторую поддержку; 19 % имеет относительную степень независимости, однако остаются дома и нуждаются в повседневном наблюдении, а также значительной поддержке; 46 % нуждаются в попечении специалистов по аутистическим расстройствам; а 12 % больным необходим высокоорганизованный больничный уход.

      Шведские данные за 2005 год в группе, где было 78 взрослых аутистов, показали результаты еще хуже. Из общего числа только 4 % жило независимой жизнью. С 1990-х, а также с начала 2000-х рост сообщений новых случаев аутизма значительно увеличился. С 2011—2012 года расстройство аутистического спектра наблюдалось у каждого 50-го школьника в США, а также у каждого 38-го школьника Южной Кореи.

      medsimptom.org