Аутизм занятия дома

Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

— недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
— отгороженность от внешнего мира;
— слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
— неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
— недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
— приверженность к сохранению неизменности окружающего;
— неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
— однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
— разнообразные речевые нарушения при РДА;
— у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Примерное тематическое планирование занятий по программе

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Как заниматься с ребенком с аутизмом?

Очень важно чтобы вы не отрицали действительность, не впадали в депрессию или уныние, когда узнаете о том, что ваш ребенок аутист. Нужно стараться не тратить время зря, а быстрее искать способы, которые могут помочь и родителям и ребенку адаптироваться в сложившейся ситуации и решить проблемы.

Аутизм — это нарушение развития головного мозга, при котором формируется сильный дефицит социального и психологического взаимодействия с окружающей средой, людьми.

Не смотря на то, что аутизм — это неизлечимое заболевание, существует много разных методик и занятий для детей аутистов. Чем раньше вы начнете действовать, тем продуктивнее будет результат. Дети в раннем детстве очень пластичны в плане эмоционального и психологического состояния, правильное и скорректированное воздействие в виде специальных игр и занятий поможет ребенку быстрее адаптироваться и принимать мир в комфортном свете. Для лучшего эффекта используется система мер, которая включает в себя медикаментозное лечение, физическую культуру, работу с психологами и педагогами и различные виды терапии.

Рассмотрим основные принципы проведения занятий с аутичными детьми, что необходимо сделать:

  • Индивидуально составить занятия в детском учреждении, где сначала будет проводиться просто знакомство с окружающей средой и остальными детьми.
  • Для детей аутистов попадание в новую незнакомую обстановку является огромным стрессом. Такому ребенку требуется большое количество времени чтобы привыкнуть к новому окружению и не пугаться его.

    • Наладить доверие и создать партнерские и дружеские отношения, чтобы малыш мог без опаски слушать и пытался лучше понимать что от него хотят. Важно общаться с ребенком аутистом на его языке, делать большое количество жестов, сильно мотать головой при ответе “да” или “нет”;
    • Уметь понимать, что ребенок “говорит”, когда он просто смотрит на вас. Многие дети аутисты не разговорчивы, они стремятся к уединению. Важно научиться понимать все жесты и взгляд малыша;
    • Стараться не смотреть прямо в глаза ребенку аутисту, так как это может восприниматься им как вторжение в личное пространство и вызовет лишние негативные эмоции или стресс;
    • Одно из самых главных правил в общении и при проведении занятий с такими детьми — это сохранять максимальное спокойствие. Чтобы у ребенка не было лишних стрессов, каких-то эмоциональных всплесков и потрясений. Малышу важно, чтобы он чувствовал, что находится в безопасном месте и спокойной обстановке.

    Давайте более подробно поговорим о том как заниматься, если ребенок аутист. В современном мире существуют специальные центры и детские учреждения, для детей с диагнозом “аутизм”. Там как и в обычных детских садах и школах проводят стандартные занятия, которые заточены и скорректированы для детей с такими особенностями. Детей обучают грамоте, счету, художественному творчеству, развивают навыки общения, сенсорную интеграцию. Рассмотрим каждое занятие более подробно:

    • Развитие навыков общения проводится в виде игры. Детей просят сесть в круг для совместного времяпровождения, они могут петь, лепить, слушать различные истории педагога. Песни поются не простые, а которые будут взаимодействовать с движением частей тела. Взмахи руками, раскачивание головой и тому подобное;
    • Обучение грамоте и счету также чаще всего происходит в виде игры. Детей просят выстроить кубики в ряд и сосчитать их количество, разобрать предметы по цветам. Проводятся занятия с картинками, когда детям показывают карточки, а они называют и описывают то, что на них изображено;
    • Сенсорная интеграция. Это занятия, которые развивают и стимулируют различные органы чувств у ребенка. Они руками трогают предметы различных форм и поверхностей.
    • В домашних условиях можно тоже создать сенсорную комнату, где ребенок будет заниматься. Специалист подскажет как лучше это сделать и какие предметы там должны находиться.

      • Художественное творчество включает в себя занятия с пластилином, кинетическим песком, тестом. Дети стараются делать различные поделки с педагогами, также рисуют красками, фломастерами и карандашами.
      • detstrana.ru

        Чем можно занять ребенка с аутизмом?

        Различные занимательные виды деятельности можно использовать в качестве «мостика» между аутичным ребенком, окружающими его людьми и физической средой. Существует множество занятий, которые могут улучшить социальные навыки ребенка, одновременно укрепив связи между ним и его ближайшим окружением. Все дети уникальны, поэтому каждому специалисту и родителям полезно будет обзавестись разнообразными идеями для проведения досуга с аутичным ребенком и сохранения его сосредоточения на выполняемых заданиях.

        Работа над терапевтическим процессом и академическими целями не должна превращаться в рутину ни для специалиста, ни для самого ребенка. Если немного подумать, вы сможете организовать увлекательные занятия в форме игры для ребенка любого возраста.

        Большинству детей с аутизмом умеренной или серьезной степени тяжести диагноз устанавливается еще до момента достижения ими возраста трех лет. Даже дети, у которых наблюдаются легкие симптомы аутизма, могут начать терапию еще до получения официального диагноза. Специалисты могут использовать следующие виды занятий для работы с аутичными детьми младшего возраста:

        Коробки с фасолью (сенсорные коробки): Наполните большой пластиковый контейнер сенсорными шариками или сухой фасолью из супермаркета. Разложите в ней маленькие игрушки и предложите ребенку опустить руки в контейнер и достать оттуда интересующие его предметы. Это поможет ребенку справиться с сенсорными проблемами, связанными с текстурой и прикосновениями.

        Ароматические мыльные пузыри: Выдувание мыльных пузырей может быть занимательным сенсорным опытом, кроме того, это помогает развитию речевых моторных навыков. К тому же, указывание на пузыри пальцем и преувеличение собственной реакции может содействовать работе над совместным вниманием, которое является крайне важной и очень сложной задачей для многих аутичных детей.

        Рисование пальцами: Хлопотное, но веселое рисование пальцами помогает детям с аутизмом научиться различать цвета, а также предоставляет им возможность открыть для себя новые тактильные ощущения при помощи прикосновения. Это также может способствовать снижению сенсорной чувствительности.

        Песни и стихи: Детям часто нравится повторять нараспев стихотворения или воспроизводить отрывки из песен. Вы можете сочинить песни, которые научат ребенка тому, как одеваться или питаться самостоятельно, а также использовать любимые им песни в качестве поощрении за то, что ребенок выполнил какое-либо необходимое, но менее предпочитаемое им действие. Вы можете присоединить к песням и физическую активность, например, прыжки, хлопки в ладоши и т.п.

        В дошкольном возрасте многие дети с аутизмом переживают первые значительные контакты со своими сверстниками. Кроме того, они начинают тяжелее переносить изменения в окружающей среде и в привычном порядке вещей. Это такой период времени, когда многие дети с расстройствами аутистического спектра получают интенсивную, целевую терапию и вмешательство, включающее методику Floortime и продвинутый прикладной поведенческий анализ (ABA).

        Дошкольные занятия могут помочь ребенку с аутизмом научиться тому, как выражать свои эмоции, регулировать сенсорные проблемы и взаимодействовать с другими детьми. Занятия с ребенком в этом возрасте могут быть направлены на овладение теми навыками, в которых ребенок будет нуждаться при переходе в начальную школу.

        На этапе начальной школы многие дети с аутизмом начинают больше выделяться на фоне своих сверстников, и они могут стать жертвой буллинга или социальной изоляции. Занятия, обучающие социальным навыкам, могут развить у ребенка те навыки, которые необходимы им для построения отношений. Кроме того, аутичные дети зачастую начинают отставать от своих сверстников в плане развития моторных навыков. Занятия, направленные на формирование навыков большой моторики, могут помочь им «догнать» своих товарищей в этой области.

        «Я – шпион»: Этот вид деятельности помогает ребенку сосредоточиться на описании или же следить глазами за объектом. Опишите какой-либо предмет максимально подробно, а затем попросите ребенка указать на него в комнате. В случае если вы работаете с ребенком, демонстрирующим более серьезные трудности с обработкой информации, можно описать один из двух объектов и попросить ребенка выбрать описанный среди них.

        Игра «Угадай-ка»: Попросите ребенка закрыть глаза и дайте ему простой предмет или игрушку, например, кубик или чашку. Предложите ему пощупать предмет и описать его вам (если ребенок вербален). Если ребенок невербален, попросите его показать картинку с изображением этого предмета после того, как он откроет глаза. Эта игра помогает детям научиться использовать другие чувства, помимо зрения, а также получить дополнительные знания об окружающем их мире.

        «Нарисуй мое лицо»: Попросите ребенка нарисовать большой круг на листке бумаги. Вы можете демонстрировать различные эмоции при помощи мимики лица. Предложите ребенку нарисовать лицо, которое вы изображаете, и помогите ему в обозначении эмоций, например, радость, грусть, злость.

        Танцевальная вечеринка: Включите свою любимую музыку и устройте импровизированную вечеринку. Это отличный способ обучить детей ритму, счету и развить у них физическую координацию. Кроме того, это также способствует сенсорной интеграции, поскольку движения могут обеспечивать ребенка необходимыми проприоцептивными ощущениями.
        Кукольный театр: Сделайте кукол из носков или же используйте игрушечных кукол, которые есть у ребенка, и выберете веселую тему для представления. Во время игры в кукольный театр вы можете обучить ребенка эмоциями и социальным навыкам посредством ролевой игры. Это прекрасный вид деятельности, при помощи которого можно рассказать ребенку о предстоящих в его жизни событиях, например, о переезде или начале обучения в школе. Разыгрывание реальных ситуаций помогает детям понять, чего им стоит ожидать от тех или иных событий.

        В подростковые годы дети с расстройствами аутистического спектра могут испытывать сложности с коммуникацией, социальными навыками, исполнительными функциями или аспектами планирования в повседневной жизни. Использование языка и речи может помочь аутичным подросткам улучшить свои навыки коммуникации со сверстниками и со взрослыми, а выстраивание всех дел в определенной последовательности будет способствовать тому, что подросток научиться планировать свое ежедневное расписание в школе и дома.
        Вы также можете использовать некоторые занимательные социальные виды деятельности при работе с аутичными подростками:

        Полоса препятствий с завязанными глазами: Организуйте полосу препятствий, которая будет требовать от ребенка обойти, переступить или пройти под различными предметами. Подростки работают в парах, и одному из двух членов команды завязывают глаза. Другой ребенок дает указания своему сверстнику с завязанными глазами, тем самым помогая ему пройти через весь кросс. Это отличный метод работы над теорией психического (theory of mind).

        Киновикторина: Подросткам с расстройствами аутистического спектра зачастую бывает сложно прислушиваться к чувствам и словам других людей, особенно когда присутствует большое количество отвлекающих стимулов. Проиграйте сцену из фильма. Затем задайте детям несколько вопросов, чтобы понять, какую часть увиденного на экране взаимодействия им удалось «схватить». Спросите о том, что чувствовали герои фильма, какое у них было выражение лица, и как они выражали себя.

        Импровизационные сценки: Предложите детям поработать в группе и дайте им какой-либо опорный предмет, например, рулевое колесо, доску для магнитов или пару штанов. Работая вместе, дети должны будут создать импровизированную сценку, касающуюся предоставленного им предмета, меняя ее сценарий по мере выступления. Это отличный способ вырваться из рутины и поощрить сотрудничество.

        Вы можете найти дополнительные образовательные и увлекательные игры и занятия для детей с аутизмом в книжных магазинах и магазинах игрушек, а также в сети Интернет. Приведем несколько примеров отличных наборов для игр, которые популярны в США:

      • «О лицах», или About Faces: помогает детям в изучении выражений лица и эмоций, связанных с ними, и содержит ряд разноцветных карточек, демонстрирующих базовые эмоции. Цена игры составляет около 12 дол. США.
      • Emotto: игра на сопоставление, которая помогает ребенку научиться различать выражения лица на игровом поле, изображая их и находя им соответствия на фишках. Игра продается в США за 25 дол.
      • «Давай поговорим», или Let’s Talk: отличная игра для обучения социальным навыкам и навыкам ведения беседы. Предлагает множество различных тем, которые увлекут ребенка и позволят ему поговорить о любимых или новых для него предметах. Цена: 27 дол.США.
      • Кроме того, можно обратиться к огромному разнообразию логических игр и игр на сопоставление с образцом, таких как конструкторы, сортеры, паззлы, пирамидки, мозаики и т.п.

        Детей с аутизмом следует занимать такими видами деятельности, которые связаны для них с определенными сложностями, но проходят в веселой и занимательной форме, доставляя им удовольствие. Построение такой деятельности представляет собой довольно непростую задачу. Предлагаем вам принять во внимание следующие нюансы:

        • Внимательный подбор участников группы. Выбирайте таких детей, которые будут особенно полезны для аутичного ребенка или подростка. Не забывайте постоянно наблюдать за всеми участниками группы и будьте начеку с теми из них, кто может попытаться высмеять или исключить из игры ребенка с аутизмом.
        • Перед началом любой деятельности, продумайте все возможные трудности, которые могут возникнуть. Если вам удастся избежать появления некоторых проблем, таких как сенсорная перегрузка, изменения в расписании или социальное перенапряжение, это обеспечит аутичному ребенку удовольствие и полное участие в выбранном вами виде деятельности.
        • Обратите внимание на игрушки, которые были специально разработаны для детей с расстройствами аутистического спектра, поскольку они могут помочь в достижении некоторых специфических целей. Это могут быть цели, обозначенные в Индивидуальном Плане Обучения (ИПО) у ребенка, цели, сформулированные родителями или учителями, или же области, над которыми сам ребенок хотел бы поработать.
        • Если это возможно, используйте какой-либо особый интерес ребенка, чтобы сохранять его сосредоточение на игре. Например, если ребенок интересуется космосом, придайте вашей деятельности космическую тематику.

        Независимо от того, каким видом деятельности вы решили заняться, увлечение ребенка с аутизмом зачастую является сложной задачей для родителей и педагогов. С практикой и большим количеством хороших идей этот вид взаимодействия, в конце концов, перестанет вызывать серьезные затруднения. Помните, что каждая игра, в которую вы играете, помогает ребенку узнать, как объединиться и общаться с окружающими его людьми.

        autism-aba.blogspot.com

        Вопрос-ответ. Как «усадить» ребенка с аутизмом за занятия?

        Поведенческий аналитик о том, как мотивировать ребенка на начало занятия

        Как АВА-терапевт я знаю, что иногда бывает трудно настроить ребенка, с которым вы работаете, на занятие. Возможно, вы пришли в дом родителей, а ребенок заплакал и убежал от вас. Или вы работаете с ребенком в школе или центре, ребенок приходит к вам в кабинет, начинает кричать и разбрасывать вещи. Иногда ребенок вроде бы спокоен, но как только вы пытаетесь начать занятие, появляется нежелательное поведение.

        У ребенка всегда будут хорошие и плохие дни, и это нормально, если он не проявляет бурной радости при каждом вашем появлении. Однако если ребенок дает деру от вас каждый раз, когда вы собираетесь заниматься с ним, проявляет нежелательное поведение, или вам приходится физически усаживать его за работу, то что-то определенно пошло не так, и вам пора действовать. Вы не хотите начинать занятия с разозленным, перевозбужденным и плачущим ребенком, который только и думает о том, как бы сбежать.

        Это важно по нескольким причинам. Во-первых, АВА-терапевты всегда должны полагаться на хорошие, близкие отношения с ребенком, в которых вы «объединяетесь с приятными стимулами». Если ребенок постоянно пытается сбежать из-за стола или от вас, то ни о каком объединении не может быть и речи, вы становитесь нежелательным стимулом для ребенка. Кроме того, трудно себе представить, что после того как вы несколько минут тащили, а то и просто несли ребенка за рабочий стол, вы сможете провести продуктивное занятие. Представьте, что ваш начальник разбудит вас посреди ночи и потребует, чтобы вы отправлялись немедленно в офис и работали. Вряд ли вы будете в наилучшем состоянии для работы. А мы хотим работать с ребенком, когда он в своем наилучшем состоянии, или хотя бы близок к нему.

        Наконец, успешная подготовка ребенка к занятию учит его навыкам перехода. Переход от состояния до работы к работе — это очень серьезная перемена, и если вы научите ребенка правильно переходить к занятиям, то ему будет проще делать небольшие переходы во время терапии.

        Как правило, если у терапевта есть регулярные трудности с тем, чтобы усадить клиента за стол, это объясняется одной из следующих причин: терапевт не провел правильного объединения с приятного для ребенка стимулами, родители не подготовили ребенка к занятию должным образом, или терапевт недостаточно или неправильно поощряет ребенка во время занятия.

        Объединение с приятными стимулами

        Построение раппорта с ребенком также известное как «объединение с приятными стимулами» — это первый и ключевой шаг в начале обучения любого ребенка с аутизмом. Объединение — это прикладная стратегия, основанная на подкреплении, во время которой терапевт развивает дружеские отношения с ребенком, используя его интересы. Такие интересы могут включать конфеты, мультфильмы, музыку, видеоигры, игрушки, физическую активность и так далее. Цель объединения в создании отношений, основанных на доверии, мотивации и взаимных интересах терапевта и ребенка.

        Родители, обратите внимание — любой терапевт, который начинает работать с вашим ребенком, должен начать с объединения с приятными стимулами. Терапевт никогда не должен просто приходить и тут же предъявлять ребенку какие-то требования. Лучше потратить больше времени на объединение, чтобы потом, когда начнется работа за столом, ребенок был успешен и доверял терапевту.

        Я всегда могу сходу сказать, когда объединение с приятными стимулами прошло успешно. Это значит, что перед занятием ребенок встречает меня с радостью и интересом. Это значит, что ребенок хватает меня за руку и пытается усадить меня за рабочий стол, или сам идет и садится за стол, или тут же бежит к двери, чтобы поприветствовать меня, когда я прихожу к нему домой. Это признаки успешного объединения, над которым надо работать не один раз, а постоянно. Если я давно не видела ребенка из-за болезни, отпуска и так далее, то мне нужно снова познакомиться с ним и вернуться к объединению с приятными стимулами.

        Подготовка ребенка к занятию

        Терапевты, вам нужна помощь родителей, чтобы ребенок был готов к занятию. Вы можете быть самым веселым и удивительным терапевтом в мире, но если вы пришли домой к ребенку, который прыгает на диване, смотрит мультик и ест шоколадку одновременно, он, вероятно, весьма огорчится вашему приходу. Как правило, хотя бы за 30-45 минут до занятия родители должны начать напоминать ребенку о занятии. Например: «Скоро надо будет выключить телевизор, потому что придет Джейн». Родители также очень вам помогут, если будут использовать визуальное расписание на день, и если ребенок будет видеть, когда именно у него будет занятие с Джейн.

        Родители, позаботьтесь, чтобы ребенок был сытым, чистым и сходит в туалет перед занятием. Терапевт не должен усаживать за стол ребенка, который хочет есть, пить или промок.

        Подкрепление во время занятия

        О подкреплении нужно говорить отдельно, но я хочу подчеркнуть несколько важных пунктов. Очень важно сохранять баланс между поощрениями и требованиями. Слишком много требований, и у ребенка начнется нежелательное поведение, или он попытается сбежать из-за стола. Слишком мало требований, и ребенок будет отключаться, отвлекаться, дурачиться или иначе развлекать себя. Постарайтесь менять поощрения, чтобы посмотреть, ради какой награды ребенок будет охотно садиться за стол. Приходите к ребенку с сумкой поощрений и игрушек, и пусть ребенок сам отнесет «веселую сумку» в комнату для занятий. В комнате разрешите ребенку выбрать в сумке одну игрушку и отнести ее за стол. Это безболезненный и простой способ добиться сразу нескольких целей: отвести ребенка в комнату для занятий, поднять ему настроение, успокоить и обеспечить переход ребенка от перерыва к работе.

        Ниже приводится кое-какая информация об объединении, которую я обычно объясняю терапевтам-новичкам:

        Как терапевт вы должны в первую очередь определять, что может быть поощрением для ребенка, и ребенок должен ассоциировать вас с этими поощрениями. Это может произойти, когда вы просто будете давать ребенку желанные предметы, будете сидеть рядом, когда у него есть к ним доступ, или начнете играть с этим предметом вместе с ребенком.

        Переходите к требованиям и устной речи очень постепенно, по мере того, как ребенок начнет все больше доверять вам и принимать ваше присутствие рядом. Когда даете ребенку печенье, скажите «печенье». Через какое-то время попросите ребенка повторить слово за вами. Другой способ перейти к требованиям — размещать поощрение все дальше и дальше от ребенка или требовать от ребенка речь для получения поощрения. Положите печенье в коробку, которую ребенок не может открыть самостоятельно, а когда он придет к вам за помощью, подскажите ему слово или жест «открыть», прежде чем откроете коробку. Таким образом, ребенок поймет, что у терапевта есть доступ к тому, что он любит, и терапевт начнет ассоциироваться с весельем и поощрением. Применение поощрений и объединение с ними — это необходимый первый шаг перед тем, как работать по любой программе.

        Объединение — это важный навык, к которому нужно возвращаться с течением времени. Если ребенок болел, пропустил несколько недель терапии из-за отпуска, или у него появился новый терапевт, то необходимо вернуться к объединению, прежде чем начать работу. Перед началом занятия ребенок должен с готовностью подходить к терапевту, и объединение — это инструмент, который позволяет этого добиться. Когда ребенок регулярно подходит к вам, пытается контактировать с вами, хочет, чтобы вы присоединялись к его играм (особенно во время перемены), или с радостью приветствует вас, то это значит, что объединение прошло успешно.

        Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

        outfund.ru

        Занятия дома с детками-аутистами

        Страница 1 из 2

        Ладно,»раз пошла такая пьянка,режь последний огурец» (с).Наши,смоленские,мамашки детей-аутистов и деток с синдромом Дауна продали бы душу,квартиру,машину,дачу,если бы в Смоленске ХОТЬ ОДИН психолог (дефектолог,олигофренопедагог итэдэ) «овладел» бы АВА (Applied Behavior Analysis). Пожалуйста,люди. Это единственная терапия,при которой у аутистов есть шанс заговорить и хоть как-то (да не как-то,а максимально!) социализироваться и абилитироваться.Мой ребь заговорил через 2 месяца АВА! А,вообще,жизненно нужен настоящий терапист!

        &#8220 Ленленка, это холдинг-терапия, так? А где и с кем вы ею занимались?

        Нет,Свет.АВА:
        [. ] (это я,если что )

        Холдинг-терапия:
        [. ] (это тоже я)

        Библиотека по аутизму.Полностью собранная и прочитанная мною.С моими комментариями.Половина книг у меня есть в натуральном виде. (дам почитать,ежели кому. )
        [. ]
        Занималась сама.Читала книги.Скачивала с интернета.А вот как. тут в двух словах не напишешь. Писала себе каждый день типа поурочного плана.По мере осваивания,усложняла. Всё это мешалось в кучу с логопедическими и психологическими «уроками».Получалось-то,что делает настоящий терапист (с образованием и за деньги).Не все могут так.Я смогла-только отчаявшись и из-за отсутствия денег на оплату специалистов,ибо «заниматься» нужно часов по 8 в день,чтобы ребёнок скомпенсировался.Но,я так не смогла,поэтому у нас остался большой дефект личности,который уже,увы,не компенсируется. А был бы один специалист. эх.

        Пы.сы. Ой,мамо! Модераторы,переносите скорее,а то ж я не остановлю-юююсь.

        Свет,как я поняла,прочитав «Услышать голос твой или История Победы одной семьи над Аутизмом»,у них было три тераписта,которые работали,сменяя друг друга.Кроме того,там (в США) есть как государственные,так и частные тераписты.Вообще,такая интенсивная нагрузка (по 8 часов) нужна только первые месяцы.Как только ребёнок начинает запоминать предметы,показывать их,у него «начинается» речь,самообслуживание,всё эти навыки начинают его интересовать,он становится уже не таким ригидным и ни на что не реагирующим,ничего не желающим существом.Поэтому,столько занятий уже не нужно,кроме того,мама уже научилась подстраивать саму жизнь так,как будто это постоянное занятие и изучение мира.Скажем так-холдинг-терапия и 8 часов занятий в день-это,своего рода,шоковая терапия,нужная для того,чтобы вывести ребёнка из состояния аутизации максимально,а также,показать ему «кто в доме»,т.е.,»ты будешь делать ЭТО. «,и без вариантов.Ребёнок-аутист ничего не будет делать сам! Он НЕ : «поумнеет»;»проснётся»;»захочет»;»полюбит»;»заинтересуется»,итэдэ. Я своему каждый раз говорила:»Я не позволю тебе быть таким.Ты будешь жить.Ты ТАКИМ-не будешь.Я не позволю.»
        У нас есть потребность в частных терапистах,либо в любом коррекционном специалисте,который мог бы заниматься с ребёнком АВА.И обязательно учить родителей,привлекать их ко всем занятиям и тренингам ,ибо сил одних специалистов будет недостаточно.

        Это моя статья ,для книги нашего доктора.Книга о реабилитации и абилитации детей-инвалидов.Вот тут я описала,как Я всё это вижу. Только это «сырой» вариант у меня тут ,на ноуте,остался,без корректировки,так что,не обессудьте.

        Реабилитация и абилитация детей с РАС глазами матери ребёнка-аутиста.

        Реабилитация и абилитация детей с РАС- это очень специфичный, длительный по времени и практически непрерывный процесс, который осуществляется индивидуально и с учётом особенностей, нарушений и искажений развития каждого отдельно взятого ребёнка.
        Индивидуальная программа реабилитации ребёнка с аутизмом должна включать в комплексе следующие мероприятия:
        1) Реабилитационные мероприятия медицинского характера, прежде всего — грамотно и индивидуально подобранную лекарственную терапию. Не менее важны и благотворно влияют на здоровье и физическое развитие наших детей сеансы лечебного массажа, физиотерапия, ЛФК.
        2) Коррекционно — развивающие занятия при участии логопеда, дефектолога, психолога. Как правило, занятия с этими специалистами проводятся не менее 3-х раз в неделю и в течении нескольких лет.
        К сожалению, на сегодняшний день в нашей стране не существует ни одной официально признанной и рекомендуемой к применению коррекционной методики именно для детей с РДА, с учётом специфики расстройств и нарушений, свойственным только этому заболеванию. Но, несмотря на это, специалисты, работающие с нашими детьми, успешно применяют уже существующие методики, имеют, как правило, собственные наработки и авторские программы, а также профессионализм и интуицию, находя к каждому отдельному ребёнку- аутисту «подход» и добиваются отличных успехов в занятиях со своими маленькими подопечными.
        3) Ежедневный (и даже ежечасный) тренинг бытовых навыков, самообслуживания, адекватному поведению в общественных местах, развитие навыков общения и коммуникации. Это, в большей степени, работа для родителей аутичного ребёнка, особенно матери, которая находится с ним рядом гораздо больше времени,чем остальные члены семьи.
        4) Занятия по развитию мелкой и крупной моторики. Это любые виды гимнастики, бассейн, занятия на тренажёрах, пальчиковая гимнастика, упражнения по системе Монтессори, Домана и многие другие. Польза таких занятий не только в развитии моторики, телесно-ориентировочной реакции, снижении остроты сенсорных нарушений, но и в синхронном взаимодействии в процессе занятия с группой детей, а также со специалистом или тренером, который проводит эти занятия.
        Сюда же можно отнести лечение с помощью животных (анималотерапия).Это может быть и иппотерапия и дельфинотерапия и каннис-терапия,в зависимости от возможностей реабилитационного центра в предоставлении таких услуг, либо инициативы родителей ребёнка-инвалида. Помимо несомненной и подтверждённой многими исследованиями пользы в лечении именно биомеханических расстройств и функций,от любого животного ребёнок-аутист получает заряд положительного психоэмоционального воздействия, которое происходит при общении ребёнка и животного. К тому же, при взаимодействии с животным почти не нужно пользоваться речью, но всё же даже в этом бессловесном общении происходит постоянный «внутренний диалог», который и является «проводником» к возможности речевого общения .
        5) Для детей — аутистов дошкольного, а также младшего и среднего школьного возраста огромную пользу приносят занятия в так называемых кружках дополнительного образования или творческих мастерских. Это может быть и шахматная секция, кружки по изготовлению поделок из природного материала, ткани, бумаги (оригами), бисероплетение, пошив мягкой игрушки и многое-многое другое. Польза от таких занятий — колоссальна. Это и развитие мелкой моторики, памяти, внимания, абстрактного мышления и логики, а также мотивация к общению и взаимодействию с преподавателем и детьми, которые совместно с ребёнком — аутистом занимаются в мастерской или кружке.
        Мой собственный родительский опыт показывает, что любой ребёнок с РАС, даже поначалу негативно относящийся к усилиям родителей или преподавателя сразу же вовлечь себя в процесс занятий, затем на какое-то время «оставленный в покое» и делающий вид, что его абсолютно не интересует происходящие, всё равно через какое-то время (у каждого — индивидуально), «внедряется» в коллектив и участвует в самом творческом процессе (естественно, с помощью преподавателя) и испытывает удовольствие от результатов своего труда.
        Так было и с моим собственным сыном. В возрасте семи лет его привели на занятия в кружок «Волшебство Бумаги» в нашем реабилитационном центре. Поначалу (где-то в течение недели) он вообще ничего не делал и даже не пытался, только сидел в стороне или бесцельно бродил по классу, всё же бросая изредка заинтересованные взгляды в сторону преподавателя и детей, занятых изготовлением поделок. Потом, наконец-то решился присесть за стол и учительница показала ему, как складывать напополам листок бумаги, потом на 4 части, затем на 8….В результате, через пару месяцев, мой ребёнок с гордостью подарил мне самостоятельно сделанный и довольно – таки сложный по конструкции цветочек-оригами.

        Очень хотелось бы обозначить важность присутствия аутичного ребёнка в любом детском коллективе, будь то детсад, школа, реабилитационный центр, игровая площадка, любые места, где для ребёнка — аутиста есть возможность находится в группе сверстников. Ни в коем случае нельзя ограждать ребёнка с РАС от общения, даже если он сам избегает любого взаимодействия с детьми и кажется абсолютно равнодушным к ним, либо проявляет резкий негативизм. Это всего лишь поведенческая защитная реакция, свойственная практически всем аутистам и она постепенно, по мере адаптации ребёнка к коллективу, пройдёт, и он начнёт соблюдать распорядок и, в меру своих возможностей, даже будет участвовать в групповых занятиях и мероприятиях.
        К сожалению, иногда возникает следующая проблема: если ребёнок с РАС находится в коллективе обычных детей,то в возрасте 5-6 лет здоровые дети начинают осознавать и видеть отличия от них ребёнка-аутиста. Здесь могут возникнуть и насмешки и передразнивание речевых ошибок, а иногда даже игнорирование и презрение к «не такому» малышу.
        В специализированных учереждениях, созданных специально для детей-инвалидов, такой проблемы, как правило, не существует, так как все дети, находящиеся там, имеют те или иные особенности, прекрасно осознают это и гораздо лояльнее и терпимее относятся к другим детям, нежели их здоровые сверстники.
        Есть ещё один немаловажный критерий успешной реабилитации и абилитации детей с РАС. Абсолютно все реабилитационные мероприятия, занятия с коррекционными педагогами и тренинги навыков должны осуществляться в как можно более раннем возрасте ребёнка (в идеале-не позже 3-х лет).Далее,чем старше становится ребёнок-аутист,тем глубже и устойчивее у него все ауистические аффекты и искажения психо-эмоциональной и волевой сферы, более глубоко выражена речевая задержка, соответственно и реабилитация будет менее эффективна, нежели если она бы была применена и реализована в более раннем возрасте этого же ребёнка.
        Мне лично очень импонирует опыт терапии аутизма, применяемый в США. Самые эффективные и результативные методики, созданные и применяемые именно для детей с РАС- разработаны специальными институтами и научными центрами, занимающимися изучением проблем аутизма. Абсолютно все эти методики и тренинги имеют в своей основе бихевиористический подход к лечению аутизма.
        Меня лично очень радует тот факт,что и наши, российские специалисты из сферы реабилитации детей с РАС, всё чаще применяют в своей практике элементы американских методик, либо берут в основу собственных методических разработок и авторских коррекционных программ.
        Также уникален и достоин подражания опыт внедрения в семью,имеющую ребёнка-аутиста, так называемого тераписта, работа которого оплачивается государством и эта услуга входит в обязательный бесплатный перечень реабилитационных услуг,гарантированных для детей с РАС законодательством США. Обязанности тераписта заключаются в том, что он работает с ребёнком по индивидуально составленной программе, содержащей элементы всех официально признанных и рекомендованных к применению коррекционно- развивающих программ и тренингов не менее 40 часов в неделю, а также ещё и попутно ведёт работу с родителями ребёнка, оказывая им консультативно-методическую помощь и привлекая их к активному участию в занятиях, проводимых с ребёнком. Помимо всего,терапист психологически поддерживает семью, воспитывающую ребёнка с диагнозом «аутизм»,помогая родителям понять, какого рода затруднения испытывает их сын или дочь и совместно с родителями ищут пути для их решения.
        У нас в стране, к сожалению, такого опыта работы специалистов с семьёй нет. Но всё чаще в перечне реабилитационных мероприятий некоторых наших реабилитационных центров,медико-педагогических консультаций и других служб, призванных помогать детям с ограниченными возможностями,появляется очень важный пункт под названием: «Психолого-консультативная помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями». Это очень важная и правильная тенденция. И именно с психологической помощи родителям и следует начинать осуществлять лечение и реабилитацию аутичного ребёнка, ибо она немыслима и малоэффективна при участии одних лишь специалистов, без привлечения к этому процессу семьи ребёнка.
        Ведь очень редко, услышав диагноз «аутизм» в отношении своего сына или дочери, родители максимально мобилизуются, осознают, что их ребёнок «особенный»,имеет проблемы с психикой, да и просто функционированием в обычной, повседневной жизни и без комплексной специализированной помощи эти проблемы не исчезнут сами собой и промедление в оказании ему такой помощи-преступно и недопустимо, иначе все ауистические проявления примут глубокий, устойчивый и необратимый характер. Но очень часто, после того, как семья ребёнка-аутиста услышит диагноз, происходит следующее:
        Одна группа родителей, тщательно обследовав ребёнка и услышав окончательный вердикт врачей, не могут принять его в отношении своего сына или дочки, поверить и осознать,что это случилось именно в их семье,с их собственным отпрыском. Они начинают «ходить по кругу»,иногда годами, консультируя и обследуя ребёнка в разных городах и странах, ища каких-то «особенных» медицинских «светил», которые опровергнут уже существующий диагноз и скажут родителям, что их ребёнок здоров, а аутизм-всего лишь ошибка их некомпетентных коллег.
        Другая категория родителей от ужаса и внезапно свалившегося на них несчастья бросаются в другие «крайности»-везут ребёнка к «бабкам» и другим народным целителям, монахам в Горный Тибет, пытаются «вылечить аутизм» с помощью БАДов, гомеопатии, всевозможных диет. Естественно, такое своебразное «лечение» не приводит ни к каким улучшениям, а в худшем случае ребёнок рискует заработать себе хронический гастрит или пищевое отравление.
        Третья группа родителей старается просто «замолчать» проблему, пытаясь убедить себя и окружающих, что с их ребёнком всё в порядке, а «странности» его поведения-это ни что иное,как «сложный характер»,отсутствие речи объясняются наличием в родословной предков, которые тоже не говорили до 5,6,7 и даже до 8 лет, а потом, чудесным образом, сразу же заговорили. Позже, когда аутичный ребёнок подрастает и «странности» уже сильно бросаются в глаза, его начинают просто «прятать» от посторонних глаз, тем самым ещё более способствуя ого отгороженности от внешнего мира и лишая его возможности адаптироваться к нему хотя бы частично.
        И в первом, и во втором и в третьем случае родители совершают непростительные , ужасные ошибки : в одном случае по причине собственных заблуждений и невежества, в другом-тешат своё самолюбие и, боясь, из-за болезни ребёнка потерять какой-то свой особенный социальный статус, в третьем «проецируют» болезнь ребёнка на себя и считают недопустимым и невозможным факт рождения у них «неполноценного» отпрыска.
        Вот поэтому и нужна грамотная профессиональная помощь психолога или даже психотерапевта именно тем родителям, которые находятся в «начале пути» и от горя и растерянности способны наделать много ошибок, даже в искреннем желании помочь своему ребёнку.
        Но прежде всего нужно психологически поддержать именно маму аутичного ребёнка, потому что её характер и эмоциональное состояние имеет ряд особенностей и отличий от матерей детей-инвалидов с заболеваниями, не имеющими отношение к РАС.
        Сравним, для примера, матерей детей с синдромом Дауна, ДЦП, глухонемого ребёночка с мамой аутичного ребёнка. Первые три, несмотря на выраженные особенности своих детей, получают от них важнейшее для любой матери чувство-любовь своих детей, эмоциональную отдачу, особую чувственную связь, которая усиливает и «подпитывает» то самое «материнское чувство» и стремление заботиться, чувственно нуждаться в своём ребёнке.
        Мать ребёнка-аутиста, зачастую лишена всех таких естественных и элементарных вещей. Её ребёнок может вообще не выделять её из массы других лиц, не улыбается, не льнет к ней, не просится на ручки и часто не выносит даже прикосновения к себе. Это очень психологически угнетает маму, она не чувствует взаимной любви, связи со своим ребёнком, не находит подтверждения своему материнскому инстинкту и поэтому у неё появляется неуверенность в своей материнской полноценности. Помимо этого, на её плечи ложится вся тяжесть бытовых, социальных проблем, как правило, ей приходится бросить работу. Все эти факторы отнюдь не способствуют эмоциональному подъёму и уверенности в завтрашнем дне.
        Если же,в силу каких-либо обстоятельств, мама ребёнка-аутиста не может обратиться для получения психологической помощи к специалисту, то неоценимую помощь ей могут оказать специальные форумы и сайты, созданные специально для общения, взаимной поддержки и обмена опытом родителей детей-инвалидов.
        Для этих же целей создаются и существуют родительские кружки, ассоциации, общественные организации, они есть почти в каждом крупном городе. В процессе общения, более опытные родители дают бесценные советы «начинающим» по лечению, реабилитации, воспитанию, обучению детей-аутистов, совместно решают правовые и юридические вопросы. Кстати, среди родителей детей-инвалидов много специалистов разных отраслей ,которые всегда профессионально помогут и поддержат человека, который имеет схожие с ними проблемы .
        Кроме того, общаясь с родителями подросших уже детей-аутистов, а некоторые из них практически ничем не отличаются от своих здоровых сверстников, и, увидев, каких результатов можно достичь, если грамотно и своевременно применить к ним лечение и реабилитацию,у родителей аутичных малышей появляется огромное желание сделать всё, чтобы их детки стали такими же или даже лучше.
        Да, не всем детям с диагнозом «аутизм» удаётся достичь полнейшей компенсации и это зависит от различных причин. Но стремиться к этому, прилагая максимум усилий, нужно обязательно, так как при условии того, что ребёнок с РАС постоянно получает реабилитацию, коррекционные занятия и постоянный тренинг нужных навыков в семье, улучшение состояния происходит АБСОЛЮТНО у всех аутистов, многие негативные симптомы исчезают частично, а некоторые-даже полностью.
        Реабилитация и абилитация детей, имеющих расстройства аутичного спектра-очень сложная задача, тут нет готовых «рецептов» и «шаблонов», все мероприятия «подбираются» и осуществляются с учётом индивидуальных особенностей, когнитивных, поведенческих, речевых, функциональных расстройств и нарушений, сопровождающих синдром аутизма и выраженных в той или иной степени у каждого ребёнка-аутиста. Но прежде всего, аутизм-это нарушение человеческого образа жизни. Грубо говоря, у человека с аутизмом есть такие «чёрные дыры» в мышлении, восприятии, овладении какими-либо навыками, межличностных отношениях и осознании собственного «я».И, чем быстрее и максимально полнее «заполнятся» эти «пробелы»,тем больше шансов будет у наших детей не чувствовать себя чужими в этом мире. Без реабилитации и абилитации большинство аутистов с возрастом переходят в разряд умственно-отсталых психически больных инвалидов, которые всю жизнь будут нуждаться в уходе и опеке.
        Поэтому главная задача специалистов из сферы реабилитации, врачей, коррекционных педагогов и родителей аутичных детей — избежать такого варианта развития болезни ребёнка и максимально компенсировать его и подготовить к полноценной и самостоятельной жизни в обществе.

        smol.chudoforum.ru