Аутостимуляция при аутизме это

Аутизм | Инклюзия

3 октября 2013 г.

Сенсорное поведение.

В одной из предыдущих публикаций, посвященной работе с проблемами поведения в инклюзивном классе, мы говорили об определении целевых форм нежелательного поведения и его функции. Одной из функций нежелательного поведения у аутичных детей является получение сенсорных ощущений.

Специалисты, работающие с детьми с аутизмом, хорошо понимают, о чем идет речь, когда слышат термин «сенсорное поведение». Сенсорное поведение представляет собой один из диагностических критериев аутизма – стереотипное и повторяющееся поведение. У каждого ребенка это может выглядеть по-разному: аутостимуляция, хлопки в ладошку, раскачивание, шлепки, выстраивание предметов в линии и т.п. Этот список может быть длинным. С таким поведением бывает крайне сложно работать, поскольку оно обеспечивает ребенку определенный вид внутреннего усиления, которое он в действительности может контролировать, и к которому у него есть независимый доступ. В подобных обстоятельствах невозможно просто устранить внимание или избегание, как в случае с поведениями, функцией которых является получение внимания или избегание какой-либо деятельности или требований.

Во-первых, необходимо учитывать следующие факторы:

• Насколько разрушительным является поведение? Неинтенсивные, едва заметные хлопки в ладоши еще никому не навредили. В качестве целевых поведений для вмешательства следует избирать только потенциально опасные, крайне разрушительные поведения, которые ограничивают возможности ребенка для инклюзии/социализации.
• Наблюдайте за поведением: подумайте о том, что конкретно в целевом поведении является поощрением. Может быть, это визуальная стимуляция (наблюдение за хлопками в ладоши перед своими глазами), аудиторная стимуляция (звук, издаваемый при хлопании в ладоши) или физическая стимуляция (ощущения от хлопков)?
Основной путь в работе с сенсорным поведением – это поиск возможных альтернативных реакций. Речь идет о некоторых видах реакций, которые каким-либо образом удовлетворяют те же сенсорные потребности ребенка. Именно по этой причине игры с сенсорными игрушками и занятие сенсорной деятельностью являются настолько эффективными и популярными при работе с аутичными детьми младшего возраста. Существуют многочисленные перечни сенсорных объектов, многие из которых можно найти в любом доме или изготовить своими руками.
• Предоставьте вашему учащемуся доступ к ряду сенсорных игрушек и к определенным видам сенсорной деятельности для того, чтобы увидеть, что его привлекает наиболее всего
• Включите регулярные «сенсорные перерывы» в распорядок дня
• Подготовьте наглядные материалы для наиболее распространенных сенсорных предметов и игрушек, чтобы учащийся имел возможность попросить о них
• Разработайте перечень «мини сенсорной деятельности», которая может быть реализована и за пределами школьного класса. Это могут быть небольшие предметы для манипуляции, которые устраняют беспокойство, и которые ребенок сможет брать с собой в общественные места, в инклюзивный класс и домой.

Одна из самых удачных стратегий – это позволение ребенку «работать» за сенсорное поведение (конечно же, если оно не представляет собой никакой опасности) или за сенсорную игрушку. Очевидно, что данная деятельность является поощрением, так почему бы не сыграть на этом? В некоторых инклюзивных классах специалистам удается построить работу так, что дети выполняют задания за возможность порвать бумагу, поиграть с бисером или пластилином, сложить мозаику, поговорить вслух и т.п.

Еще одной игрой, уместной в рамках данного вмешательства, является «сенсорное место», которое оговаривается с ребенком. Это может быть определенный стул, угол в классной комнате или определенная часть ковра, в которой допускается демонстрация сенсорного поведения, при условии, что это поведение не является опасным. Если задуматься, каждый человек в той или иной степени участвует в сенсорном поведении. Мы накручиваем на пальцы локоны волос, грызем ногти, ощупываем языком свои зубы и т.д. Не все формы сенсорного поведения имеют негативную окраску, просто дети с аутизмом, как правило, проявляют более крайние или экстремальные версии такого поведения. Избавляться от него полностью зачастую нет необходимости, однако есть смысл сделать такое поведение менее заметным, чтобы они не нарушали привычный распорядок дня, не оказывали разрушительного воздействия на окружающую среду и не приводили к изгнанию ребенка из сообщества его сверстников и взрослых.

Еще одним видом вмешательства является предоставление усиления за временные интервалы БЕЗ целевого поведения. Данное вмешательство легче использовать в случае учащихся с более развитыми речевыми навыками. Начинать следует с непродолжительного временного интервала (достижимые цели) и предоставлять поощрения очень высокого качества (не наклейки), если ребенок не проявил целевого поведения в течение оговоренного периода времени. Для этих целей можно использовать визуальные таймеры и приложения для iPod.
Кроме того, причиной проблем поведения может быть также сенсорная перегрузка, о которой мы говорили в предыдущей публикации.

www.autism-inclusion.com

Начальный период психологической помощи ребенку с аутизмом. Сообщение 1. От стереотипной аутостимуляции к совместной игре

Самыми явными и специфическими проявлениями расстройств аутистического спектра, как известно, являются трудности установления эмоционального контакта, особые нарушения речевого развития и стереотипное поведение ребенка. С этими проблемами родители и приходят на первичный прием, но акцентируют в запросах к специалисту чаще всего не трудности эмоционального контакта. Близким надеются на то, что если ребенок заговорит как все и перестанет стереотипно крутить веревочку, рвать бумагу или повторять одно и то же, то и не будет отличаться от других детей. В этом сообщении мы остановимся на задачах и возможностях специалиста в коррекционной работе со стереотипными действиями такого ребенка.

Исследования и практический опыт показывают, что прямые попытки уговорить, запретить или подавить стереотипные действия ребенка не дают стабильного успеха. Наказания, отрицательное подкрепление (или неподкрепление) нежелательной активности в части случаев 1 могут помочь избавиться от конкретного стереотипного проявления огорчающего и раздражающего родных ребенка. Беда в том, что на его место, как правило, встает другие, столь же бессмысленные и непонятные окружающим стереотипные проявления, так же захватывающее и отгораживающее ребенка от контактов с реальностью.

Попробуем разобраться почему эти странные стереотипные действия так важны и нужны ребенку с РАС.

Мы знаем, что и у обычного малыша в условиях госпитализма, т.е. вынужденного дефицита сенсорных и эмоциональных впечатлений может проявиться склонность к стереотипной аутостимуляции. При аутизме недостаток впечатлений, необходимых для поддержания психического тонуса гораздо более выражен. В силу своих особенностей такой ребенок ограничен в контактах с сенсорной средой, не радуется разнообразию и новизне и лишен полноценного эмоционального общения. Недостаток впечатлений, необходимых для стабилизации психического тонуса он и восполняет посредством разного рода стереотипных действий, и они могут быть изощренными и искусными в противоположность неловкости ребенка в быту. Так, мальчик, который не мог правильно удерживать ложку при еде способен был удерживать и крутить на пальце маленькое блюдечко.

Стереотипная аутостимуляция усиливается и становятся ожесточенной в условиях стресса, который могут вызывать у ребенка с аутизмом самые обычные бытовые впечатления. Известно, что порог дискомфорта у него может быть значительно снижен в восприятии интенсивности и качества сенсорных и, особенно, социальных впечатлений. Так, чрезвычайно болезненно восприниматься могут обычные бытовые шумы, солнечный свет, пролет мухи по комнате, прикосновение, голос, речь и взгляд обращенные ребенку, попытки его произвольной организации. Панику вызывают даже незначительные изменения в окружающем, в сложившемся порядке жизни ребенка и стереотипные действия служат ему средством саморегуляции, позволяющим заглушить дискомфорт, экранироваться от неприятных, пугающих впечатлений.

Мы видим, что стереотипные проявления ребенка не могут быть просто убраны самыми эффективными методами модификации поведения, потому что они выполняют важные функции саморегуляции, компенсирующей его недостаточность в организации контактов с реальным миром. Более того, они могут быть использованы в коррекционной работе для установления эмоционального контакта и вовлечения ребенка в совместно разделенное проживание и осмысление происходящего.

Известно, что в норме именно эмоциональная общность с ребенком позволяет близким и активизировать малыша, спасти его от перевозбуждения, утешить, помочь пережить дискомфорт и испуг. В совместном проживании и эмоциональном осмыслении впечатлений и обычный ребенок воспринимает социальные смыслы, осваивает и обживает принятые формы жизни, способы организации и регуляции поведения.

Детям с аутизмом трудно вступить и удержаться в эмоциональном контакте, однако их вовлечение в совместно-разделенное эмоциональное переживание совершенно необходимо потому что дает им шанс нормализации психического и социального развития. Формирование эмоциональной общности с близкими позволяет им стать более выносливыми и открытыми к взаимодействию с окружающим миром, смягчить требования к сохранению постоянства. Совместное осмысление происходящего дает возможность обжить вместе со взрослыми дифференцированные и уютные формы реальной обыденной жизни, которые сами начинают поддерживать активность ребенка и обеспечивать развитие отношений с окружением.

Поэтому в самом начале коррекционной работы для установления эмоционального контакта и вовлечения ребенка в совместно разделенное переживание специалист подключается к аутостимуляции ребенка и это принципиально меняет ситуацию. Разделение сенсорного удовольствия с ребенком преобразует его механическую стереотипную активность в общую игру, усиливается и качественно изменяется ее тонизирующий эффект. Сенсорным впечатлениям ребенка начинает придаваться игровой эмоциональный смысл: раскачиваемся как деревья на ветру или плывем на лодочке; не просто качаемся на качелях, а улетаешь и возвращаешься, и никак мне тебя не поймать. И, если ребенок его принимает, то аутостимуляция меняет свою функцию и начинает обслуживать контакт с другим человеком. 2

Аутостимуляция присутствует у всех детей с аутизмом, однако при различиях в степени выносливости в контактах с миром она тоже различается по степени активности, форме и используемыми в ней впечатлениями. В самых тяжелых случаях, это более всего вестибулярные и зрительные впечатления, не столько активизирующие ребенка, сколько поддерживающие состояние покоя и отрешенности. Их дает полевое движение, прыжки, лазанье, балансирование, раскачивание на качелях или завороженное созерцание движения вовне. Немногие фиксированные формы аутостимуляции связаны с теми же впечатлениями – прищуривание, перебирание пальцами, трясение палочки, кручение веревочки или бумажки перед глазами.

При большей выносливости ребенка более доступна и фиксация приятных впечатлений, он стереотипно воспроизводит их, активно заглушая дискомфорт и тонизируя себя получением привычного удовольствия. Используются приятные сенсорные ощущения, чаще всего, связанные с собственным телом, но не только, средства аутостимуляции могут быть вербальными, это может быть счет, перечислении букв, проговаривание одних и тех же сюжетов.

Рассмотрим, как происходит присоединение к аутостимуляции ребенка в самых тяжелых случаях, в работе с ребенком первой группы 3 . Аутизм здесь максимально глубок, типично полевое поведение и, редко, возможно однократное направленное действие. Глазной контакт минимален, прямое вербальное обращение вызывает уход, более доступен тактильный контакт, если он связан с ощущениями движения.

На первом этапе работы, присоединяясь к тому, что происходит с ребенком, специалист, не обращаясь в прямую, начинает комментировать полевые перемещения ребенка, эмоционально выделяя их и осмысливая как целенаправленные игровые действия. «Побежали, побежали скорее на горку, а теперь вниз и снова вверх, а сейчас откроем шкафчик, посмотрим, что там и все оттуда достанем» и т.п.). Практически сразу включаются и попытки вовлечения ребенка в непосредственный тонизирующий контакт, как это происходит с ребенком раннего возраста в норме, но в доступной для него дозе и на основе приятных для него сенсорных впечатлений. (Вестибулярных – подхватываем на руки, кружим, прыгаем, качаем, представляя, например, катанием на карусели, игрой в поезд; периодически заглядывая в глазки, обозначая контакт как игру в прятки – «ку-ку».).

Принимая сенсорную и эмоциональную стимуляцию, ребенок выносливее в контакте и активнее во взаимодействии со средой. Он начинает более явно реагировать на эмоциональный комментарий, появляется возможность чуть дольше задержать внимание на заинтересовавшем предмете и производить с ним уже не однократное, а хотя бы два-три действия. Таким образом, создаются предпосылки для преобразования аутостимуляторного впечатления в эпизод совсем простой, но все же общей со взрослым игры.

Приведем пример подобной коррекционной работы автора с девочкой Дашей. На момент обращения к специалисту, в 2г.2м. полевое поведение у девочки было преобладающим, и на занятиях она лишь перемещалась по комнатам. Специалист при этом следует за девочкой и эмоционально осмысляет ее перемещения («съехали с горки, пойдем погуляем»; «погуляли, посмотрим в окошко»). Комментарий при этом направлен на эмоциональное заражение и тонизирование ребенка. Кроме того, тонизирование осуществляется и посредством приятного для девочки телесного контакта – качаю на руках, «как на качелях», кружимся, «как на карусели» и т.п..

В результате собственная активность девочки увеличивается, что проявляется в изменениях в ее свободном поведении. Даша, ранее не производившая активных манипуляций с предметами, начинает действовать с ними, направленно добиваться определенного эффекта – стала открывать и закрывать двери, наблюдая как щель между дверью и стеной то уменьшается, то увеличивается.

Открыть и закрыть дверь – одно из типичных проявлений направленной активности, появляющейся у детей с преимущественно полевым поведением. Возможно, это связано со значимостью дверей в процессе перемещения в пространстве и поэтому получения для первого сенсорного «опыта» девочка использовала именно это впечатление. Помимо обычной двери, ее начинает привлекать и игрушечный домик с дверями – воротцами: она стала открывать и закрывать их, рассматривая, как щель между двумя дверями то уменьшается, то увеличивается. Присоединяясь к этой новой аутостимуляции, специалист постаралась усложнить ее эффект: при открытии девочкой двери оттуда появлялся симпатичный и приятный на ощупь игрушечный крокодильчик, ротик которого тоже открывался и закрывался, это привлекало девочку и осмысливалось для нее как игра в прятки: «ку-ку, Даша». Далее, крокодильчик «шел гулять», что тоже вызывало у нее приятные ассоциации.

Таким образом, объединяя все возможные для данного ребенка приятные и тонизирующие ощущения, жизненные впечатления, специалист получает возможность все больше смещать акцент с получения удовольствия от простого сенсорного эффекта открывающихся и закрывающихся дверей на удовольствие, получаемое в процессе общей игры, а домик с дверками начинает все больше выполнять функцию игрушки. Сам специалист становится все более привлекательным для ребенка, начинает формироваться привязанность, ради которой девочка уже может вытерпеть большую активность взрослого, он получает все больше возможности для регуляции тонуса – способность утешать и активировать.

В ходе коррекционной работы начинает осуществляться постепенное преобразование стереотипной механической аутостимуляции во все более сложное и развернутое игровое взаимодействие, в нем ребенок и начинает получать впечатления необходимые для саморегуляции. Развивается совместно–разделенное переживание, в котором осмысляется и осмысленно организуется повседневная жизнь ребенка. Усложняются его интересы, начинают привлекать «острые» впечатления связанные с неожиданностями, приключениями, становится возможным привлечь ребенка к совместному проживанию сюжетов книг, просмотру мультфильмов, он больше вовлекается в обычные бытовые дела.

Потребность в механической стереотипной аутостимуляции снижается по мере того, как ребенок получает возможность получать необходимые для саморегуляции впечатления естественным образом в процессе реальной жизни, сенсорно приятной, эмоционально наполненной, дающей удовольствие от достижения и приключения. Конечно, это не значит, что в процессе коррекционной работы примитивные формы аутостимуляции совершенно исчезают у аутичного ребенка, но они значительно редуцируются, а главное начинают все более и более играть поддерживающую роль, обеспечивающую взаимодействие, а не экранирующее от него (например, ребенок, увлеченный совместной игрой, изредка потряхивает ручками, чтобы отодвинуть подступающее пресыщение).

Возвращаясь к случаю с Дашей, отметим, что в процессе коррекционной работы девочка становилась все более активной, у нее формировалось все более осмысленное отношение к происходящему вокруг, постепенно стала возможна организация не только короткого и простого игрового эпизода, но и воспроизведение в совместной игре привычной последовательности жизненных событий. В игре и в реальной жизни девочка начала все больше проявлять инициативу в контакте, стала более синтонной в эмоциональных отношениях.

alldef.ru

Особенности самостимуляций и стимминга у аутистов

Когда люди обсуждают особенности аутичного поведения, то одной из распространённый тем обсуждения является самостимуляция, известная также под термином «стимминг«. Обычно стиммингом называют бесцельные, повторяющиеся движения.

Стимминг — это самостимулирующее поведение, которое является повторяющимся движением тела или действием с объектом.

Стимминг очень часто сопровождает аутистические расстройства и является признаком существенного отклонения развития ребёнка. В тоже время стимминг само по себе — это вредное явление, так как оно нарушает способность к концентрации и отвлекает внимание. Поэтому стимминг сам по себе может быть причиной прогрессирующих отклонений в развитии. Но остановить стимминг довольно сложно, потому что он ощущается аутистом как польза. Поэтому необходимо определить причину и следствие неуместного поведения и заменить агрессивное поведение на что-то более подходящее.

Стимминг может встречаться и у нейротипичных людей. Широко распространены такие особенности поведения, как стук пальцев по столу, игра со своими волосами и тд. Разница между нормальным стиммингом и стиммингом при аутизме состоит только в степени и частоте. В то время как любой нормальный человек может иметь привычку время от времени постукивать пальцами, аутичный человек будет прыгать и кружиться по комнате (что куда больше бросается в глаза), и он также будет делать это гораздо чаще. Возможно причина этого состоит в том, что посредством стимминга аутист пытается понять, как воспринимать все вокруг.

Когда мы только рождаемся, мы не различаем сенсорные сигналы. Например, маленький ребенок, который только учится ходить, обладает мышечной силой, чтобы ходить прямо, но когда он встает, он тут же падает. Это потому, что он еще не разобрался в собственных ощущениях. Он не знает, что определенное давление в пятках означает, что он падает назад, или что давление в носках значит, что он падает вперед. У него еще не развились навыки получения сенсорной обратной связи. Для развития сенсорной обратной связи маленькому ребенку нужно как можно больше сенсорной стимуляции, чтобы тестировать различные ощущения и «откалибровать» все свои чувства.

Тоже самое относится и к привычке маленьких детей всё тянуть в рот. Дети таким образом развивают чувство вкуса и прикосновения. Поэтому маленьких детей хлебом не корми, дай побалансировать на каких-нибудь бордюрах или бревнах. Не даром детские площадки оборудуют разными качелями, каруселями и горками. Для маленьких детей это возможность развивать тактильную обратную связь, и они биологически предрасположены это делать. Маленький ребенок не рассуждает о том, что ему нужно качаться на качелях, потому что он подсчитал, насколько у него развиты чувства, и определил, что ему нужно еще попрактиковаться. Маленький ребенок любит играть на качелях, потому что у него есть подсознательное, инстинктивное желание развивать свои сенсорные ощущения, и это делает такие предметы как батуты источником огромного веселья.

По мере того как люди взрослеют и начинают лучше ориентироваться в сенсорных ощущениях, они перестают получать такое же удовольствие от балансирования на бревне или раскачивания на качелях. В то время как двухлетний ребенок получает огромную радость от балансирования или раскачивания, это связано с инстинктивной потребностью протестировать свои ощущения и лучше узнать окружающий мир. Когда люди вырастают и знакомятся с окружающим миром, у них исчезает инстинктивное желание тестировать свои ощущения. Так что качели и карусели теряют свою былую привлекательность, которую они имели в детстве. Причина, по которой аутичные люди занимаются самостимулирующим поведением – они «застряли» в этой младенческой фазе развития собственных ощущений. Другими словами, их мозг так и не решил, на что же похож окружающий мир.

Как и в случае с другими проявлениями аутизма, это связано с тем, что функционирование и развитие мозга отличается от обычного. Когда маленький ребенок играет на качелях или кружится на одном месте, его мозг получает сенсорную обратную связь. Но в отличие от обычного человека, который учится с помощью этой обратной связи, у аутичного человека эта информация теряется или неправильно интерпретируется. Это означает, что их чувства так и не становятся «откалиброванными», а стремление к получению сенсорных ощущений остается очень похожим на поведение младенца.

Стимминг – это больше, чем просто получение тактильной обратной связи. Все чувства человека нуждаются в калибровке. Так что ваш ребенок может ходить туда-сюда и издавать странные звуки или говорить сам с собой, просто чтобы услышать свой собственный голос. Это значит, что он пытается откалибровать свое слуховое восприятие. Все обычные маленькие дети делают нечто похожее – сначала они просто гулят, потом повторяют чужие слова и фразы, потом говорят сами с собой. Когда ребенок более старшего возраста продолжает повторять одни и те же слова снова и снова или издает звуки – это просто попытка удовлетворить потребность организма в обратной связи. Таким же образом ваш ребенок может раскачивать или трясти различными предметами у себя перед глазами – это попытка откалибровать зрительное восприятие. Стимминг не обязательно должен быть движением вроде раскачивания взад и вперед.

Это объясняет, почему на стимминг обычно начинают обращать внимание, только когда ребенок подрастает. Когда годовалый ребенок наматывает круги или прыгает с одной ноги на другую, родители считают это совершенно нормальным поведением. Однако когда аутичный восьмилетний ребенок постоянно делает то же самое, это кажется немножко странным и получает ярлык «самостимулирующее поведение». В реальности ваш ребенок старшего возраста просто делает то же самое, что и совсем маленький ребенок, он инстинктивно тестирует свои чувства. Как и в случае с совсем маленьким ребенком, аутичный человек не делает этого сознательно, он не выбирает стимминг. Это совершенно инстинктивный процесс, он происходит бессознательно, автоматически. Очень часто аутичные люди сами не осознают свой стимминг, например, не замечают, что они начали раскачиваться взад и вперед, точно так же этого не замечает и маленький ребенок.

Чаще всего можно встретить следующие виды самостимулирующего поведения:

  • Визуальный стимминг: аутист может размахивать пальцами перед глазами, часто моргать,вращать глазами или, наоборот, безотрывно смотреть на огонь.
  • Звуковой стимминг: аутист издает неречевые звуки, щелкает пальцами, закрывает уши руками.
  • Тактильный стимминг: аутист трет кожу руками или другими объектами, царапает кожу, чешется.
  • Вестибулярный стимминг: аутист раскачивается корпусом взад-вперед, качается из стороны в сторону.
  • Вкусовой стиммнг: аутист облизывает предметы или части тела, кладет в рот предметы.
  • Обонятельный стимминг: аутист явно вдыхает привлекающие запахи, обнюхивает привлекающие внимание предметы.
  • Следует заметить, что остановить стимминг бывает очень трудно, так как сам аутист часто не замечает аутостимуляций в своём поведении. Более того, он может нуждаться в этих стимуляциях. Однако ниже постараемся привести ряд практических советов, которые помогут уменьшить это вредное явление:

    1. Внимательно наблюдайте за человеком, когда он в стимминге. Вы наверняка знаете о пользе ведения дневника, в котором вы записываете как живет ребенок с аутизмом — стимминг важная часть жизни аутиста, поэтому не забывайте отмечать все, что с ним связано. Обязательно отмечайте, что именно предшествовало ситммингу, сделайте запись о том, что аутист делал непосредственно перед тем, как началось это поведение. Опишите стимминг как можно тщательнее, а также обратите внимание на то, что произошло после того, как случился эпизод стимминга. Соберите несколько примеров различных поведений. Например, «Перед стиммингом: ребенок смотрел телевизор, папа выключил его. Поведение в стимминге: ребенок кричал и тянул папу за руку к телевизору. Результат: «голубой экран» был включен снова.
    2. Просмотрите информацию, собранную для идентификации функции поведения. Это поведение аутиста демонстрирующее желание получить награду, это может быть сенсорная необходимость или просто способ привлечь ваше внимание.Является ли поведение аутиста при стимминге демонстрацией желания избежать деятельности или ситуации? Или является ли поведение следствием неожиданного изменения рутины? Ребенок был занят приятной деятельностью (например, просмотр мультфильмов), а затем лишен ее?
    3. Создайте план для управления поведением аутиста. Если функция поведения является получение вознаграждения, научите ребенка с аутизмом просить предметы, которые нужны более соответствующим образом, используя символы, знаки или речь. Если функция стимминга является удовлетворение сенсорной необходимости, предложите более подходящие пути для удовлетворения этой потребности. Например, если ребенок машет пальцами перед своими глазами, он требует визуальной стимуляции. Дайте ему альтернативу, например, визуально стимулирующие программы для компьютера или простые игрушки. Если стимминг возникает с целью избежания ситуации, тогда научите аутиста просить перерыв в деятельности в спокойной манере, используя символы, знаки или речь.

    В заключении приведём несколько простых рекомендаций, которые могут помочь в предупреждении появления самостимуляции. Основным подходом будет являться замена стимминга другими более подходящими вариантами стимуляции:

    • Визуальные: простые увлекательные игрушки — светящиеся шары, указки, юла, калейдоскоп, глобус, или, ТВ или видео, компьютерные программы и т.д.
    • Слуховые: музыкальные инструменты, радио, игрушки, музыкальные шкатулки, ТВ или видео, смартфон и т.д.
    • Тактильные: Душ с массажем, мягкие игрушки, предметы, которые касаются тела, массажер, песка, обрезки различных текстурированных материалов и т.д.
    • Вестибулярные или проприоцептивные: лошадка-качалка или кресло, мяч для терапии, гамак, качели, офисное кресло, горка, карусели, батуты.
    • Запах: товары, которые пахнут, душистые ручки и карандаши, ароматические масла, благовония, ароматические свечи.
    • Вкус и оральная стимуляция: кисло-сладкие контрасты, горячие и холодные контрасты, сильные ароматизированные чипсы или сладости, густые коктейли через соломинку, жевательная резинка или конфеты и т.д.

    Надеюсь, что приведённые выши рекомендации помогут вам в борьбе со стиммингом.

    autism.invamama.ru

    Поведение аутостимуляции у детей с аутизмом.

    Как известно, у многих детей с аутизмом наблюдается аутостимулирующее поведение, которое часто называют «самостимуляцией». Аутостимулирующее поведение представляет собой специфические повторяющиеся движения, которые могут вызывать смешанные чувства у тех, кто за ними наблюдает. Распространенными примерами аутостимулирующего поведения являются такие действия, как раскачивание из стороны в сторону, шагание, хлопание в ладоши, вращение предметов и т.п., однако, аутостимуляция у ребенка может выглядеть самым различным образом.

    Что вызывает поведение аутостимуляции?

    Причины появления самостимулирующего поведения не до конца изучены, однако, исследователи склонны полагать, что существует несколько основных теорий, объясняющих причины возникновения такого поведения. Считается, что гиперчувствительные дети проявляют самостимулирующее поведение, чтобы снизить уровень стимуляции, получаемый ими из окружающей среды. С другой стороны, дети, демонстрирующие пониженную или недостаточную реакцию на стимуляцию окружающей среды, могут участвовать в аутостимулирующем поведении для того, чтобы получить чувство сенсорного удовольствия.

    Какие типы аутостимулирующего поведения существуют?

    В целом, существует шесть различных типов поведения аутостимуляции, которые связаны с органами чувств человека: визуальное (зрительное), аудиторное (слуховое), тактильное, вестибулярное, а также аутостимулирующее поведение, связанное со вкусом и запахом. Примерами визуальной самостимуляции является повторяющееся моргание, размахивание руками перед лицом, длительный взгляд на освещение или потолочные вентиляторы, включение и выключение света, игры с пальцами перед глазами. Аудиторная аутостимуляция может принимать форму щелкания пальцами, стука по предметам, закрывания и открывания ушей руками, повторение отрывков видеороликов или песен, продуцирование вокальных звуков. Дети, которые вовлечены в самостимуляцию с целью получения тактильных ощущений, может тереть предметы или кожу руками, чесаться, царапаться, сжимать и разжимать кулаки. Вестибулярная аутостимуляция включает в себя такие действия, как раскачивание из стороны в сторону, вращение вокруг своей оси, прыжки и шагание. Примером поведения самостимуляции, направленного на получение вкусовых ощущений, является облизывание предметов или помещение этих предметов и частей тела в рот. Дети, которые стимулируются от различных запахов, как правило, нюхают людей или различные предметы.

    Нужно ли прекращать аутостимулирующее поведение или понижать его интенсивность?

    Как правило, аутостимулирующее поведение невозможно устранить во всех его проявлениях, поскольку зачастую оно необходимо ребенку для поддержания чувства комфорта. Необходимость в снижении интенсивности такого поведения или в его изменении зависит от самого поведения и его опасности, а также от того, насколько сильно оно мешает ребенку участвовать в других видах деятельности. Большинство форм аутостимулирующего поведения не являются опасными, однако, некоторые из них сопровождаются аутоагрессией или агрессией, направленной на других людей, к примеру, удары головой или укусы. Некоторые формы аутостимуляции могут быть негигиеничными, например, облизывание раличных предметов и т.д. Иногда самостимулирующее поведение может препятствовать обучению ребенка или его взаимодействию с другими людьми. Такие типы поведения аутостимуляции необходимо уменьшать или перенаправлять.

    Как можно уменьшить поведение аутостимуляции?

    Первым шагом в процессе уменьшения поведения самостимуляции является изучение такого поведения у конкретного ребенка. Необходимо провести наблюдение и зафиксировать события, во время которых ребенок проявляет поведение аутостимуляции. Происходит ли это в определенное время дня? Существуют ли какие-либо обстоятельства, которые всегда предшествуют поведению аутостимуляции? Если ребенок проявляет такое поведение в результате стрессовых ситуаций, необходимо начать работу над уменьшением стресса. Также следует обучить ребенка альтернативным видам поведения, если его аутостимуляция носит опасный, негигиеничный характер или препятствует его обучению или взаимодействию с другими людьми. Например, вы можете обучить ребенка, который ударяется головой об предметы, раскачиваться в кресле-качалке, или же научить облизывающего различные предметы ребенка облизывать леденец на палочке. Перенаправление аутостимулирующего поведения позволит ребенку поддерживать чувство сенсорного комфорта без негативных последствий.

    Аутостимулирующее поведение может казаться странным, приводить в замешательство, а иногда и пугать людей, которые его не понимают, тем не менее, зачастую такое поведение позволяет аутичному ребенку испытать чувство комфорта. Изучение, наблюдение и понимание индивидуального аутостимулирующего поведения у конкретного ребенка поможет определить, существует ли необходимость в уменьшении или замещении такого поведения.

    autism-aba.blogspot.com