Автор классификации групп детей с ранним детским аутизмом

Содержание:

Классификации детского аутизма

Похожие главы из других книг

Синдром раннего детского аутизма

Синдром раннего детского аутизма Тип странного, погруженного в себя человека, возможно, вызывающего уважение своими особыми способностями, но беспомощного и наивного в социальной жизни, неприспособленного в быту, достаточно известен в человеческой культуре.

Причины развития детского аутизма

Причины развития детского аутизма Поиски причин шли по нескольким направлениям. Как уже упоминалось, первые обследования аутичных детей не дали свидетельств повреждения их нервной системы. Кроме того, доктор Каннер отметил некоторые общие черты их родителей: высокий

Синдром детского аутизма

Синдром детского аутизма Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Описания подобных состояний и попыток коррекционной работы с такими детьми известны с начала Х1Хвека (J. Haslam, 1809; Е.М. Itard, 1801, 1807); их число

Психологическая классификация синдрома детского аутизма

Психологическая классификация синдрома детского аутизма Наряду с созданием систем клинической классификации детского аутизма, потребность в которых определяется задачами диагностики и дифференцированного лечения (В.М. Башина, 1999), существует необходимость

Подростки и взрослые с последствиями детского аутизма

Подростки и взрослые с последствиями детского аутизма Проблемы подростков и взрослых В настоящее время детский аутизм в международной психиатрической классификации рассматривается как особый тип нарушения психического развития, проявляющийся на всем протяжении

Психологическая работа с группой подростков и взрослых с последствиями детского аутизма

Психологическая работа с группой подростков и взрослых с последствиями детского аутизма Групповая работа является закономерным этапом психологической помощи при аутизме. С возрастом она начинает занимать все более важное место. Как уже было сказано, дети, страдающие

Лебединская К. С, Никольская О. С ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (ИССЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ ЖИЗНИ ПРИ ПРЕДПОЛОЖЕНИИ У НЕГО РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА )[5]

Лебединская К. С, Никольская О. С ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (ИССЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ ЖИЗНИ ПРИ ПРЕДПОЛОЖЕНИИ У НЕГО РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА)[5] Использование предложенной специальной диагностической карты целесообразно для исследования ребенка первого и

Классификации людей

Классификации людей Жидкости и телосложениеОдним из первых разобраться в себе подобных решил Гиппократ, который распределил встречавшиеся ему экземпляры на четыре типа. За основу распределения он взял связь характеров и известные на то время жидкости организма. Как ни

2.1. Классификации видов любви

2.1. Классификации видов любви Имеется несколько подходов к классификации видов любви. Л. Н. Толстой выделял любовь деятельную и любовь красивую: первая заключается в стремлении удовлетворить все желания, прихоти, даже пороки любимого существа; вторая — в любви красоты

7.8. О классификации мотивов

7.8. О классификации мотивов Попытки классифицировать мотивы делались неоднократно и с разных позиций. При этом выделение видов мотивов и их классификация зависят у многих авторов от того, как они понимают сущность мотива. Так, деление мотивов на биологические и

§ 11. Вопросы о классификации и счете

§ 11. Вопросы о классификации и счете Каким образом от интереса к правилу, к «так делают» или «должны», переходят к логическому интересу, к отыскиванию причины, заставляющей принять или отвергнуть то или иное суждение? Мы видели, что первые логические «почему», появившиеся

7.6. Классификации волевых качеств

7.6. Классификации волевых качеств Как отмечает В. К. Калин [1983], возникло положение, о котором можно сказать: сколько авторов, столько и классификаций. Например, Ф. Н. Гоноболин [1973] разделил волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением

Метод классификации

Метод классификации Пожалуй, одним из самых продуктивных методов проникнуть во внутреннее строение значения слова является метод классификации.Метод классификации по существу является развитием метода сравнения и различения. Он имеет большое теоретическое и

Необходимость классификации

VII. ОТ КЛАССИФИКАЦИИ К ПРОЦЕССУ

Типы и классификации

Типы и классификации Одно из самых неблагодарных занятий в сексологии – составление типологий личности, характеров, поведения. Может быть, поэтому соционика, изучающая типологию поведения, так и не стала официально признанным разделом психологии. Но, тем не менее,

psy.wikireading.ru

Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) — психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.

Причины раннего детского аутизма

Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.

Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.

Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.

Классификация раннего детского аутизма

Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.

По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.

  • с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
  • со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).
  • Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.

    Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.

  • 1) качественное нарушение социального взаимодействия
  • 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.
  • Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.

    Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.

    Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.

    Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.

    www.krasotaimedicina.ru

    Образовательный портал

    Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

      • Главная
      • Публикации в журнале
      • Психологическое сопровождение учащегося, его семьи
      • Причины, клиническая картина и классификация раннего детского аутизма.
      • Причины, клиническая картина и классификация раннего детского аутизма.

        Причины, клиническая картина и классификация раннего детского аутизма.

        Лисина Екатерина Михайловна, педагог-психолог ГБОУ СКШ №7 Красносельского района СПб.

        Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развитияголовного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

        Причины и патогенетические особенности раннего детского аутизма, а именно их разнообразие, неопределённость и противоречивость, являются предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время существует несколько рабочих гипотез, объясняющих природу раннего детского аутизма.

        Первое описание РДА было сделано американским клиницистом Л. Каннером (L. Каппег) в 1943 г. на основе пятилетних наблюдений за группой из 11 аномальных детей. Их развитие резко отличалось от развития детей с известными формами дизонтогенеза. В последующем сходные клинические случаи были описаны и другими исследователями (H. Aspergerв 1944 г. и С.С.Мнухин в 1947 г.). В обобщенном виде основными особенностями таких детей являются:

        • снижение способности к установлению эмоционального контакта,
        коммуникации, и социальному развитию. Ребенок избегает взгляда в
        глаза другому человеку, не откликается на вопрос, сам ничего не
        спрашивает. Не играет со сверстниками. Попытка навязать общение
        вызывает тревогу и напряженность.

        • стереотипность в поведении, направленная на сохранение
        постоянных, привычных условий жизни; сопротивление малейшим
        изменениям в окружающем пространстве порядке жизни: есть одну и
        ту же пищу, носить одну и ту же одежду, гулять только по
        определенному маршруту; поглощенность однообразными
        действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками,
        повторение одних и тех же слов, звуков; привязанность к
        определенным предметам и бесконечные манипуляции с ними:
        трясение, верчение, постукивание; приверженность стереотипным
        интересам: Одна и та же игра, тема в разговоре, книга для чтения.

        • особая характерная задержка и нарушение развития речи, в первую
        очередь ее коммуникативной функции. Ребенок может увлеченно
        декламировать стихотворение, но не обратиться за помощью к
        окружающим даже в самом крайнем случае. Другими характерными
        признаками являются: эхолалии (немедленные или задержанные
        повторения услышанных слов или фраз), обозначение себя в третьем
        лице, высказывание своих нужд в форме безличных приказов,
        необычные интонации или же полное их отсутствие.

        • раннее проявление перечисленных расстройств (до 2,5 лет).

        Многочисленные исследования, проведенные со времен того, когда появились первые описания детского аутизма, показывают, что формально раннее развитие таких детей может находиться в пределах нормы, но, тем не менее, оно необычно с самого начала. Особенно это становиться заметно, после первого года жизни: трудно привлечь внимание ребенка, очевидна задержка речевого развития. Самый сложный возрастной период, с большим количеством таких проблем в поведении, как самоизоляция, чрезмерная стереотипность в поведении, страхи, агрессия и самоагрессия приходиться на 5 — 6 лет. Затем ребенок становиться спокойнее, больше тянется к людям, но на первый план теперь выходит задержка психического развития, дизориентированость, трудность социального взаимодействия, не приспособленность к решению бытовых проблем.

        В 50-х годах двадцатого столетия возникла теория о психогенном (в результате психической травмы) происхождении детского аутизма. Наиболее последовательным ее сторонником был Б. Беттельхейм (В. Bettelheim). Причиной аутизма он считал неправильное, холодное отношение родителей к ребенку, подавление его личности. То есть вина за нарушение развития «биологически здорового» ребенка возлагалась на родителей, что служило причиной тяжелых психических травм для них. Дальнейшие сравнительные исследования семей с аутичными детьми и семей с детьми страдающими другими нарушениями развития показали, что аутичные дети, не более чем другие, получили психических травм, а их родители часто оказывались намного более им преданы и заботливы, чем родители других «трудных» детей. Гипотеза о психогенном происхождении аутизма не подтвердилась.

        В настоящее время большинство современных авторов (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг) полагают, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системыи уточняется, что нарушение коммуникации и трудности социализации проявляются вне связи с уровнем интеллектуального развития, т. е. как при низких, так и при высоких его показателях. Также нужно отметить, что в настоящее время установлено, что аутичный ребенок может родиться в любой семье.Характер недостаточности центральной нервной системы и ее локализация в данный момент является предметом интенсивных исследований. На сегодняшний день выявлено, что у аутичных детей признаки мозговой дисфункции наблюдаются чаще обычного, так же нередко нарушен биохимический обмен. Эти явления могут быть вызваны рядом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями (в частности фрагильной х — хромосомой), врожденными обменными нарушениями, органическим поражением ЦНС в результате патологии беременности и родов, последствиями нейроинфекции, рано начавшимся шизофреническим процессом. Итак, в настоящее время преобладает мнение о полиэтиологии (множественности причин возникновения) и полинозологии (проявлении в рамках разных патологий).

        В литературе представлены разные подходы к классификации раннего детского аутизма и состояний, сходных с ним. В их основе лежат различные критерии. Современные отечественные и зарубежные авторы дифференцируют синдром аутизма в различных клинических структурах. Аспергер (1968) выделил его в раннем детском аутизме (синдром Каннера), шизофрении, олигофрении, нарушениях слуха, аутистической психопатии (обозначаемой сегодня как синдром Аспергера). Г.Е. Сухарева (1974) и В.М. Башина (1980) рассматривают РДА в патологии шизофренного спектра как определяющий особенности детей, заболевающих впоследствии шизофренией, то есть, считают его частью раннего шизофренического процесса. В. Е. Каган (1981) различает аутизм при шизофрении, шизоидной психопатии, резидуально — органический детский аутизм, парааутистические реакции невротического характера. G.Nissen (1989) говорит о РДА (синдром Каннера), обусловленном поражением центральной нервной системы в пренатальном периоде в сочетании с наследственным фактором, об аутистической психопатии (синдром Аспергера) с наследственным радикалом, о соматогенном аутизме как следствии тяжелых органических поражений мозга, о психогенном аутизме, имеющим причиной фактор длительной эмоциональной фрустрации. Существует также классификация таких детей по характеру социальной дезадаптации. Так, Л. Винг разделила аутичных детей по их возможностям вступления в социальный контакт на «одиноких» (не вступающих в общение), «пассивных» и «активных, но нелепых». Наилучший прогноз она связывала с «пассивными» детьми. О.С. Никольской (1985-1987) предложена классификация из четырех групп, где критериями деления являются характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой, т.е. по сути, тип самого аутизма. У детей первой группы речь идет об отрешенности от внешней среды, у второй — ее отвержении, у третей — ее замещения и у четвертой сверхтормозимости ребенка окружающей его средой.

        Первая группа — дети с аутистическои отрешенностью от окружающего мира. Дети с наиболее глубокой аффективной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Поведение их носит полевой характер — перемещение от одного объекта к другому. Они мутичны, т.е. почти не говорят — можно услышать лишь отдельные словосочетания. У этих детей нет не только форм, но и потребности в контактах с окружающим миром. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего — стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к постоянству окружающей среды. Они абсолютно беспомощны в быту и почти не владеют навыками самообслуживания. Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития: они так и не овладевают речью, остаются полностью несостоятельными в произвольных действиях. При интенсивной психолого-педагогической работе удается сформировать элементарные навыки самообслуживания, они могут освоить письмо, элементарный счет и даже чтение про себя, но их социальная адаптация трудна даже в домашних условиях.

        Дети второй группы с аутентическим отвержением окружающего имеют возможность бороться со своими страхами, тревогой посредством аутостимуляции положительных ощущений: двигательных (прыжки, взмахи руками), речевых (скандирование слов, стихов), сенсорных (поглощенность звуком льющейся воды, игрой света, ощупывание какой-либо поверхности). Все эти действия, повышая психический тонус, заглушают неприятные воздействия идущие извне. Внешне такой ребенок выглядит манерным, гримасничает, принимает причудливые, позы необычны интонации в речи, походка. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые команды. Часто у таких детей можно наблюдать тесную симбиотическую связь с матерью — ее физическое присутствие является необходимым условием существования. Прогноз на будущее лучше, чем в случае с 1-ой группой. При адекватной коррекции такие дети могут быть подготовлены к обучению в школе.

        Дети третьей группы с аутистическим замещением окружающего мира, защищаются от своих страхов с помощью спонтанно разыгрываемой психодрамы (пугающие эпизоды он рисует, рассказывает о них, основывает на них сюжет игры). Это позволяет ребенку снять напряжение от пугающих его переживаний. Внешне это ребенок с хорошо развитой речью, высоким уровнем интеллекта, менее зависимый от матери, не нуждается в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому его эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

        Дети четвертой группы характеризуются сверхтормозимостью; они менее всего аутичны, у них меньше патологий аффективной и сенсорной сфер. Это чрезвычайно ранимые, робкие, пугливые дети, отягощенные чувством собственной несостоятельности, усиливающим социальную дезадаптацию. Они очень зависимы от оценки близких ищут у них поддержки и защиты, стараются быть «хорошими», четко следуют правилам поведения так как верят, что именно так они будут всегда в безопасности. У них хорошо развита речь; часто это одаренные в какой-либо области дети. Они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, а в небольшой части случаев обучаться в ней и без специальной подготовки.

        Список литературы:

        1. Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Альманах «Исцеление». М.,
        1993.

        2. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с
        нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение,
        1989.

        3. Каган В.Е. Аутизм у детей. М.: Медицина, 1989.

        4. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. СПб.:
        Фолиант, 1996.

        5. Мамайчук. И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2007. –

        6. Никольская О.С, Баенская Е.Р. Либлинг М.М. Аутичный ребенок.

        ext.spb.ru

        Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.

        Ранний детский аутизм

        На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.

        С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:

      • с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
      • с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
      • Симптомы раннего детского аутизма

        Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.

        Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.

        Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.

        Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.

        Диагностика раннего детского аутизма

        Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:

        • 2) качественные нарушения общения
        • Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.

          Лечение раннего детского аутизма

          Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).

          Прогноз и профилактика раннего детского аутизма

          Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.