Богдашина о Что такое аутизм

Духовный путь развития науки.

Богдашина О. / Аутизм-определение и диагностика

Название: Аутизм-определение и диагностика

Автор: Богдашина О.

Аннотация: В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что некоторые случаи аутизма вызваны генетической патологией. Согласно исследованиям, конкордантность по аутизму у монозиготных близнецов значительно выше, чем у дизиготных близнецов. Так, Фолщтейн и Раттер (1977 а, б) отмечают конкордантность по аутизму 36% у монозиготных близнецов при 0% у дизиготных. Стеффенбург и коллеги (1989) установили конкордантность в 91% у монозиготных при 0% у дизиготных близнецов. Фриман (1991) сообщает о конкордантности в 99% у монозиготных при 25% у дизиготных близнецов. Эти данные показывают, что аутизм может вызываться генетической патологией. Еще одно доказательство генетической патологии — это конкордантность по аутизму 2% у сестер и братьев ребенка с аутизмом (Smalley et al., 1988), что в 50 раз выше, чем в общей популяции (Bower, 1981). Некоторые исследователи отмечают даже более высокие показатели — 2,9% случаев аутизма и 2,9% случаев атипического аутизма у братьев и Libr. Autism. Ru | Богдашина О. | Аутизм: определение и диагностика сестер, по сравнению с 0% случаев синдрома Дауна в контрольной группе (Bolton et al., 1994).

Скачать в pdf (2,16 МБ ): Богдашина О. / Аутизм-определение и диагностика

Схожие записи:
Лысенко Т.Д. / Агробиология т.3 Название: Агробиология т.3 Автор: Лысенко Т.Д. Аннотация: Я расскажу только об основных прннципах мичуринской генетики, мичуринского понимания изменчивости наследственности растительных организмов. Одновременно укажу,

Катасонов В. Ю. / Экономическая теория славянофилов и современная Россия. «Бумажный рубль» С. Шарапова Название: Экономическая теория славянофилов и современная Россия. «Бумажный рубль» С. Шарапова Автор: Катасонов В. Ю. Аннотация: В книге исследуются экономические труды

ПОЧТИМ ПАМЯТЬ РУССКОГО ГЕНЕРАЛА, РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА, ПАТРИОТА РОССИИ На 64-м году жизни 21 июля 2009 года скоропостижно ушёл из жизни генерал-майор, академик, профессор, кандидат технических наук, заслуженный связист России, заслуженный

М. Гольдфельд / Пирамиды и другие генераторы энергоинформационных полей. Название: Пирамиды и другие генераторы энергоинформационных полей. Автор: М. Гольдфельд Аннотация: Условия появления энергетических полей в пирамидах. Энергетика пирамиды и влияние её на энергетику окружающей среды. Торсионные

Корочкин Л.И. / Введение в нейрогенетику Название: Введение в нейрогенетику Автор: Корочкин Л.И. Аннотация: Книга посвящена актуальным Проблемам современной нейрогенстики, Авторы рассматривают нейронную теорию как основу н пробиологин и нейрогенетикн

Миронова Татьяна / Из-под ЛЖИ Название: Из-под ЛЖИ Автор: Миронова Татьяна Аннотация: О грехе отречения русских от своего Царя В 1865 году умер наследник Престола Николай Александрович, старший сын

Торсионные поля и информационные взаимодействия — 2009 Уважаемые посетители сайта! С радостью сообщаю, что в г. Сочи прошла научная конференция по ТОРСИОННЫМ ПОЛЯМ, это говорит о том, что есть еще

www.samomudr.ru

Большинство гениев — немного аутисты

Недавно в Красноярске состоялся большой разговор на эту тему. Перед врачами, психологами и педагогами выступила наша бывшая соотечественница, а ныне профессор Бирмингемского университета (Великобритания), доктор психологических наук Ольга Богдашина. Она представила новые методы лечения детей, страдающих аутизмом.

Ольга имеет собственный успешный опыт воспитания ребенка-аутиста. Ее сыну Алеше в раннем детстве поставили страшный диагноз — шизофрения и предложили сдать ребенка в специализированное лечебное учреждение. Но мать не только не бросила сына, но и стала разрабатывать собственную методику его развития, а затем создала в украинском городе Горловке небольшую школу для детей с подобными диагнозами.

Сегодня Ольга — автор шести книг и учебников по аутизму, а Алеша — первокурсник технического колледжа.

Мы воспользовались возможностью задать Ольге Богдашиной несколько вопросов, проясняющих подходы к работе с аутичными детьми.

Что стоит за понятием «аутизм» и является ли он приговором ребенку?

Сейчас, после нескольких десятилетий интенсивных исследований в этой области, мы знаем гораздо больше об аутизме, чем раньше, но до сих пор нет общепринятого его определения. Существуют две полярные точки зрения. Одни считают, что аутизм — это нарушение развития. Другие рассматривают его как состояние. Возник даже термин «аутистическое состояние». Есть и промежуточная точка зрения, когда аутизм, в зависимости от проявлений, рассматривают и как состояние, и как нарушение.

Мы пытаемся различать тяжелые формы аутизма, которые нуждаются в коррекции, порой даже медикаментозной, и формы с высоким уровнем развития психических функций, когда достаточно только психологической поддержки в обучении, развитии и адаптации в обществе.

Некоторые исследователи полагают, что аутизм — это не одно специфическое состояние, а целый класс нарушений. Другие считают, что аутизм — это нарушение общего развития, вызванное дисфункцией мозга, которое приводит к тому, что человек не в состоянии осознать информацию, полученную через органы чувств. Третья группа ученых определяет аутизм как поведенческий синдром, рассматривая его как набор нескольких типов аномального поведения. Есть авторы, рассматривающие аутизм как поведенческий синдром и нарушение развития или как гетерогенное нарушение, характеризующееся широким спектром аномалий адаптивного поведения.

Общепринятые критерии аутизма — это нарушения поведения, проявляющиеся в сферах социального взаимодействия, социального общения (коммуникации), а также триада нарушений — в сферах социального взаимодействия, общения/коммуникации и воображения.

Получается, что аутизм — широкое понятие, при котором могут проявляться самые различные симптомы?

Да, существует классификация нарушений при аутизме. Это не официальная классификация, но все специалисты ею пользуются.

• Тяжелый аутизм, классический аутизм, синдром Каннера — это разные названия одного и того же. Мы имеем дело с ребенком, который не разговаривает, совсем не идет на контакт, может сидеть часами, раскачиваясь, погруженный в собственный внутренний мир. Некоторые дети из этой группы могут иметь тяжелые поведенческие проблемы, проявляющиеся в агрессии и аутоагрессии. Например, головой бьются о стену.

• Обычный аутизм. В данном случае дети также нуждаются в комплексной помощи.

• Высокофункциональный аутизм. Эти дети часто не только могут разговаривать, но и имеют нормальный IQ. При этом они испытывают трудности адаптации в обществе, не знают, как себя вести, как начать разговор с другим человеком.

• К следующей группе мы можем отнести детей с синдромом Аспергера. Специалисты выделили подгруппу людей, которые отличаются наивностью, не понимают общепринятых норм поведения; имеют ограниченные интересы, плохую координацию движений, неуклюжи; характеризуются повторяющейся речью, не соблюдают правил ведения диалога; не проявляют, что называется, здравого смысла.

Многие исследователи полагают, что аутизм — это проблема понимания сигналов, поступающих через органы чувств, особенно через зрение и слух. Когда информация у таких детей достигает мозга, она не складывается в целостную картину мира, что приводит к непониманию речи, а это, в свою очередь, вызывает неспособность к коммуникации. Таким образом, сторонники этой теории рассматривают аномальное поведение ребенка с аутизмом как сенсорную дисфункцию, что является отражением аномального восприятия им мира.

Именно поэтому аутичные дети кажутся отрешенными и живущими в своем собственном изолированном мире. Более того, огорчение и безысходность, вызванные неспособностью общаться, часто становятся причиной неадекватного поведения. Поскольку такие дети живут в мире искаженного восприятия, где ничто не является тем, чем кажется, не удивительно, что они подвержены сильному беспокойству, страху, и это отражается в поведении.

Каковы причины возникновения аутизма?

Если бы я знала ответ на этот вопрос, то получила бы Нобелевскую премию. Более чем в 90% случаев причины аутистического синдрома — генетические. Но здесь нет такой однозначной взаимосвязи как, например, при синдроме Дауна. Речь идет скорее о предрасположенности к аутизму. Например, кто-то из предков мог быть необщительным человеком, но с блестящими способностями в той или иной области. А в каком-то поколении это проявится в картине аутизма.

Профессор Лондонского университета Бэйли, который занимается этой проблемой, считает, что при аутизме важную роль играет не один ген, а их сочетание. Называют до 14 генов, но окончательный результат еще не получен. Многие боятся, что матерей с набором «генов аутизма» будут заставлять делать аборт. Известный исследователь аутизма Вэнди Лоусон говорит, что могла бы не появиться на свет, если б ее матери провели скрининг на аутизм. Действительно, в раннем детстве у Вэнди проявился этот синдром.

На самом деле определить аутизм заранее нельзя. Даже если ребенок родился отрешенным, пассивным, это не значит, что он таким и останется на всю жизнь. При правильной работе с таким ребенком он может достичь высокофункциональных уровней. Да, он останется аутистом, но может благополучно функционировать в обществе. Говоря об этом, часто вспоминают Альберта Эйнштейна, Билла Гейтса.

Когда и как можно диагностировать аутизм?

Признаки аутизма проявляются примерно в 18 месяцев, иногда чуть позднее, хотя опытный специалист может заподозрить его гораздо раньше, месяцев в шесть-семь. Полная уверенность появляется примерно к трем годам. У аутиста очень неровная история развития. Он может быть умным, но не уметь завязать шнурки. Иногда, когда детки-аутисты начинают говорить, их первые слова очень забавны — хризантема, параллелограмм, а не мама и папа.

Диагноз ставится, если есть триада развития. Если в наличии любые два признака, то диагностируется атипичный аутизм.

Английские исследователи разработали Диагностическую карту аутизма (CHAT) для детей в возрасте до 18 месяцев. Согласно CHAT, в группу риска развития аутизма попадают дети, проявившие неспособность развить до 18 месяцев навыки в следующих трех ключевых действиях:

• «Протодекларативное указание» — указательный жест на предмет с целью привлечения внимания другого человека к этому предмету — не для того, чтобы получить этот предмет, а просто чтобы продемонстрировать свой интерес к нему.

• «Управление взглядом» — направление взгляда туда же, куда смотрит взрослый.

Многие аутичные дети не показывают на предмет пальцем, а берут взрослого за руку и «толкают» ее в направлении нужного предмета. Когда мой сын был маленьким, он брал меня за руку, вел к холодильнику и прикладывал мою руку к ручке холодильника — он использовал ее как инструмент.

Как можно помочь аутичному ребенку?

Учитывая качества, присущие ребенку с аутизмом, мы прежде всего рассматриваем способы смягчения трудностей восприятия (перцептуальные трудности). Чтобы достичь этой цели и помочь детям с аутизмом, необходимо «войти» в их мир.

Для этого надо увидеть, услышать, почувствовать, ощутить запах и вкус их мира через их органы чувств, то есть воссоздать модель того, «второго», искаженного мира и затем найти соответствующие способы удалить искажения, выведя, таким образом, детей в наш, реальный мир. И лишь затем проводить коррекцию вторичных нарушений.

При выборе методов мы следуем рекомендации Донны Вильямс: «Если верблюду тяжело идти под грузом соломы на спине, самый простой способ облегчить ему задачу, это убрать как можно больше соломы. », а не тренировать верблюда «делать вид, что он может идти и нести этот груз».

Для нормализации сенсорного опыта людей с аутизмом используются специальные способы терапии и методы коррекции. Проблема в том, что, с одной стороны, люди с аутизмом имеют много общего, с другой стороны, каждый из них имеет свои собственные уникальные проблемы восприятия и стратегии адаптации к ним. А мы должны идентифицировать их и подобрать соответствующие методы коррекции.

Какие подходы в работе психолога с детьми-аутистами, на ваш взгляд, наиболее действенны?

Есть хорошая программа TEACCH — «North Carolina» (авторы Gary Mesibov и Eric Schopler). Специалисты, объединившись с родителями, разработали систему структурированного обучения. Сейчас весь мир работает по этой методике. Они первые сказали, что аутизм — на всю жизнь, но его можно скорректировать. В основе работы лежит структурирование пространства, времени и создание визуальных сигналов (меток). Кроме того, обязательно нужен учет особенностей сенсорного развития ребенка. Над этим я сейчас работаю.

Есть опросники для определения сенсорных предпочтений, где оцениваются все органы чувств ребенка. Он заполняется и родителями, и учителями. Потом, используя ключ, мы получаем сенсорный профиль ребенка. Из него видно, какая система у малыша преобладает или отстает: тактильная, визуальная, аудиальная. В зависимости от этого мы используем различные методы работы: если ребенок визуал, то работаем с картинками, зрительными образами, если аудиал — со звуками и т.д.

Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА

psy.1september.ru

Богдашина Аутизм определение и диагностика. Богдашина О. Аутизм определение и диагностика

Аутизм: рабочее определение (общество содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом «ОТ ОТЧАЯНИЯ К НАДЕЖДЕ»)

Я предлагаю свою картинку «слона», основанную на моем собственном опыте работы с аутичными детьми и воспитании сына-аутиста.

Прежде всего, я думаю, что дать краткое определение аутизма просто невозможно, по крайней мере, на нынешнем этапе изучения проблемы. Поскольку аутизм охватывает настолько обширную и различную совокупность симптомов, что ни одно из определений не может удовлетворительно охватить это разнообразие. Очевидно, что недостаточно просто перечислить симптомы, как это принято в МКБ, ДСС и других диагностических системах, так как симптомы являются всего лишь отражением специфического мыслительного мира ( Riviere, 1996).

Я разделяю точку зрения Делакато и считаю, что основная характерная, черта (или одна из основных черт) аутизма — это аномальное восприятие сенсорных стимулов, симптомом которой является необычная реакция на сенсорные воздействия.

Эта гипотеза объясняет все основные симптомы аутизма, которые признаны необходимыми для диагностики в МКБ, ДСС, Триаде нарушений. Так, аномальные восприятия приводят к высокому уровню беспокойства, вызывают страх, что, в свою очередь, вызывает неконтролируемое поведение, уход в себя, поглощенность каким-либо действием и т.д.; таким образом, общепринятые диагностические критерии на самом деле становятся вторичными (Delacato, 1974; Waterhouse, 1995).

Недавние исследования показали, что некоторые подобные проявления поведения наблюдаются у слепых неаутичных детей (Cass, 1996): нарушения социального взаимодействия, социальной коммуникации и т.д. Возможно, аутистическое поведение, наблюдаемое у многих слепых детей, вызвано той же самой дефицитарностью, что и у зрячих детей с аутизмом.

Так же, как мы признаем, что слепой ребенок это не одно и то же, что зрячий ребенок минус зрение (т.е. слепота поражает и другие аспекты функционирования), мы должны признать и то, что аутизм вызывает глубокие изменения в развитии мышления, и то, что и слепота, и аутизм приводят к определенным характеристикам поведения, по которым они определяются (Jordan, 1996).

Генс и Генс (1994) в своем исследовании выявили много черт, общих как для детей с аутизмом, так и для детей с нарушениями зрения, например. Таких, как ритмические движения и удары головой; верчение предметов; обход помещения по периметру; необходимость прикоснуться ко всем предметам, прежде чем расположиться в незнакомой комнате и т.д. Высокофунциональные аутисты утверждают, что эти и другие ритуальные действия могут быть объяснены аномальным восприятием. Донна Вильяме, например, когда ее спросили, почему она обходит комнату, прикасаясь к предметам, прежде чем, расположиться в ней, объяснила это тем, что она испытывает трудности в восприятии помещения, и ее ритуальные действия дают ей чувство безопасности и помогают освоиться в окружающем ее пространстве.

Отмечаются также общие тенденции в языковом и речевом развитии детей с аутизмом и детей с нарушениями зрения (Andersen et al., 1983; Fraiberg, 1979; Hobson, 1993): например, такие характерные «аутистические» черты как эхолалия и перестановка личных местоимений, отмечаются также в языке детей с нарушениями зрения (Fay, Schuler, 1980). Почти у половины слепых детей с дополнительными осложнениями не развивается речь (Eistner, 1983).

Это всего лишь несколько примеров, иллюстрирующих общность поведенческих и языковых характеристик детей с нарушениями зрения и аутичных детей. Интересно, что очень часто терминология, относящаяся к нарушениям зрения, используется для метафорического описания аутизма. Барон-Коэн (1995) употребляет термин «слепота ума» по отношению к аутизму. Юта Фрит (1989) сравнивает тревогу аутичного ребенка, вызванную нарушением привычного порядка действий или изменениями в окружающей среде, с дезориентацией, которую испытывают слепые, когда переставлена мебель в знакомой им комнате. Донна Вильяме употребляет термин «смысловая слепота» (1994) и т.д.

Подобные «аутистические» характеристики наблюдаются и у глухих детей, хотя и в меньшей степени. Возможно, это объясняется тем, что около 75-80% информации поступает через зрение, поэтому слепому ребенку приходится иметь дело с совершенно различной сенсорной информацией, что может привести к эмоциональным и психологическим проблемам, и к «аутистическим» схемам поведения. Эти поведенческие характеристики можно рассматривать как симптомы, поскольку они являются отражением мысленной реконструкции мира ребенком, использующим доступные ему сенсорные каналы. По утверждению Прейслера (19%), роль зрительной стимуляции в развитии коммуникации настолько велика, что слепые дети страдают большим дефицитом навыков общения, чем те, у которых нарушения слуха.

Хотя слепота означает отсутствие зрительной информации о мире, мир слепых невозможно представить, закрыв глаза (Santin, Simmons, 1977). Если продолжить сравнение, можно сказать, что аутизм означает наличие искаженной зрительной/слуховой/тактильной/обонятельной информации о мире. Люди с аутизмом не понимают и не реагируют так, как это делают «неаутисты», потому что они обрабатывают информацию совершенно иным, отличным от «неаутичного» образом (Williams, 1996).

Возвращаясь к определению аутизма, я бы начала с (возможно, ненаучного и упрощенного) традиционного описания ребенка с аутизмом, как «живущего в своем собственном мире». Но я бы выделяла не два «мира»: «их — аутичный» и «наш — неаутичный», а три: «их — аутичный», «сенсорно (визуально/слухово/тактильно/обонятельно) искаженный мир, воспринимаемый людьми с аутизмом» и «наш — неаутичный мир».

В Обществе содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом «От отчаяния к надежде», Горловка, Украина, при работе с аутичными детьми мы исходим из того, что то, с чем мы имеем дело в любой момент -это продукт сенсорной дисфункции, приспособление к ней, компенсаторные стратегии, выработанные самим ребенком, сильные и слабые стороны каждого ребенка, личность ребенка, влияние окружающей ребенка обстановки, и взаимодействие всех этих факторов.

Учитывая все эти факторы, мы рассматриваем способы смягчить трудности восприятия (перцептуальные трудности). Чтобы достичь этой цели и помочь детям с аутизмом, необходимо «войти» в их мир, а для этого нужно увидеть/услышать/почувствовать/ ощутить запах и вкус их мира через их органы чувств, т.е. воссоздать модель того «второго, искаженного мира» и затем найти соответствующие способы/методы удалить искажения, выведя, таким образом, детей в наш реальный мир. И лишь затем проводить коррекцию вторичных нарушений.

При выборе методов мы следуем рекомендации Донны Вильяме: «Если верблюду тяжело идти под грузом соломы на его спине, самый простой способ облегчить ему задачу, это убрать как можно больше соломы с его спины. «; а не тренировать «верблюда делать вид, что он может идти и нести этот груз» (Williams, 1996). Темпл Грандин подтверждает, что никакая методика модификации поведения в мире не научит ребенка выдерживать звуки, которые для него невыносимы и разрушительны для его нервной системы (Grandin, 1988).

Для нормализации сенсорного опыта людей с аутизмом используются специальные терапии и методы коррекции. Проблема в том, что, с одной стороны, люди с аутизмом имеют много общего, с другой стороны, каждый из них имеет свои собственные уникальные проблемы восприятия и стратегии адаптации к ним. И именно мы должны идентифицировать их и подобрать соответствующие методы коррекции.

Мы выделяем несколько теоретических моделей аномального восприятия (перцепции):

  1. По количеству сенсорных каналов, работающих одновременно, люди с аутизмом подразделяются на «много-канальный» и «моно»-прием (Williams, 1996).
    Большинство людей используют все органы чувств одновременно. Когда они что-либо слышат, они продолжают видеть и чувствовать эмоционально и физически. Они знают, какое положение принимает их тело, когда они говорят, или каково их выражение лица, когда они жестикулируют. Они чувствуют все это, потому что они «многоканальны».
    Для людей, которые живут в «моно», понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, одновременно просто невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь. Если они осознают место прикосновения, или то, что к ним прикасаются, в то время, когда им что-либо показывают, то они не видят ничего, кроме бессмысленного цвета, формы и движения (Wiliiams, 1996). Например, восприятие Донной Вильяме своего тела, как и всего остального, было в основном в моно: если она касалась рукой своей ноги, то она чувствовала это либо на руке, либо на ноге, но не одновременно; она воспринимала свое тело фрагментарно: она была рукой, ногой, носом (Wiliiams, 1994).
  2. По каналу (или каналам), которые дефицитарны.
    Одной из причин, что дети с аутизмом получают искажения мысленных образов при сенсорной стимуляции извне, является то, что один или несколько вводящих каналов (зрение, слух, обоняние, осязание, тактильность) дефицитарен в какой-либо степени. Какой именно канал или каналы поражены, очень трудно установить, так как все органы чувств взаимосвязаны, и нарушения одного из них может привести к нарушениям других.
    Возможно, именно этим и объясняется тот факт, что некоторые методы коррекции (такие, как аудиоинтеграционная терапия, метод Ирлен и др.), помогают одним людям с аутизмом и не приносят каких-либо улучшений другим. Коррекция верно определенного дефицитарного канала приводит к выправлению и других перцептуальных нарушений. Широко известен пример, описанный Аннабел Штели (1990), о ее дочери Джорджиане, которая страдала гиперслышанием. После прохождения аудиоинтеграционной терапии, проведенной д-ром Г. Берардом, ее гиперсензитивность к звукам снизилась, постепенно слышание нормализовалось, что привело к нормализации работы и других каналов в такой степени, что сейчас она уже не считается аутистом.
    Другой пример вносится к коррекции, зрения с помощью фильтров Ирлен. У мальчика с аутизмом (г. Горловка, Украина) в возрасте 8 лет был дополнительно диагностирован синдром Ирлен (фрагментарное видение); после подбора соответствующих фильтров (очков Ирлен) и ношения их в течение нескольких месяцев, снизилась не только негативная реакция на яркий свет, но и отмечается значительное улучшение речи, больший социальный контакт, улучшение координации движений, уменьшение аутистических черт поведения и т.д.
  3. По интенсивности восприятия органами чувств мы различаем гипер- и гипосензитивность.
    Карл Делакато (1974) классифицирует каждый сенсорный канал как гипер-, гипо- или «белый шум» (помехи/интерференция внутри системы). Каждый сенсорный канал может быть поражен различно, например, ребенок может быть гипо- по зрению, «белый шум» по слуху, гипо- по обонянию и вкусу, и гипер- по тактильности. Я бы добавила еще одну категорию к вышеперечисленным — «фрагментарность» зрения, слуха и т. д.
    Каждый ребенок оценивается индивидуально. Процесс оценки осложняется взаимодействием всех сенсорных каналов.
  4. По (не)постоянству восприятия.
    Одна из самых сложных черт детей с аутизмом — непостоянство восприятия ими сенсорных стимулов: в одни моменты ребенок кажется глухим/тогда как в другие он реагирует на самый обычный звук, как будто бы это причиняет ему острую боль; визуальные стимулы-могут казаться то слишком яркими, то слишком тусклыми; реакция на боль может варьироваться от абсолютной несензитивности до «сверхреакции при легком прикосновении (Jordan, Powell, 1990)
    Д-р Б.Дж. Фриман описывает это явление восприятия мира людьми с аутизмом «как работу радиоприемника в автомобиле, недостаточно хорошо настроенного на радиостанцию, когда вы мчитесь по шоссе: иногда мир звучит ясно и отчетливо, а иногда «уходит» (Freeman, 1993).
    Высокофункциональные аутисты дают свое объяснение этому явлению. Дж. Г. Т. ВанДален определяет это, как «внезапное выпадение» из аутизма, и описывает свои собственные ощущения этого процесса: «нахождение в неаутичном состоянии длится только несколько минут. процесс входа происходит мгновенно, тогда как возвращение (в аутизм) — постепенно» (VanDalen, 1995).
    Донна Вильяме испытывала перцептуальные проблемы глухоты, немоты и слепоты как очень реальные. Она объясняет это «отключениями» восприятия, вызванными сильным стрессом, поскольку в этих ситуациях люди с аутизмом не способны справиться с поступающей информацией (Williams, 1992). Она сравнивает аутизм с детскими самодельными качелями (доской, положенной на бревно): когда она поднимается вверх или опускается вниз, она не видит жизнь такой, какова она есть, когда качели проходят через середину, она имеет возможность мельком увидеть жизнь, какую она бы ощущала, если бы не была аутистом (Williams, 1994).
  5. Необходимо принимать во внимание то, что дети с аутизмом развиваются, их симптомы изменяются. Одним из объяснений этого является то, что, для того, чтобы выжить в нашем мире (чужом для них), им приходится вырабатывать приспособления и компенсации, вольные и невольные (Williams, 1996), которые могут помогать или затруднять проведение коррекции.
    После составления профиля каждого ребенка, мы подбираем соответствующие методы коррекции для каждого ребенка.
  6. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АУТИЗМА

    Когда аутизм был впервые идентифицирован в 1943 году, он считался «редким нарушением» (Kanner, 1943).

    В 1966 году Лотгер опубликовал первый официальный отчет о результатах эпидемиологического исследования детей с синдромом Каннера, проведенного в бывшем графстве Мидлсекс, которое показало распространенность этого нарушения между 3,0 и 43 на 10 000.

    С этого времени были проведено довольно много исследований распространенности аутизма, данные которых варьировались от 3,3 до 16,0 на 10 000 рождений.

    С 1971 по 1973 годы Л; Винг и Дж. Гоулд исследовали распространенность аутизма в Кэмбервелле и получили следующие данные: 22 ребенка аутистического спектра на 10 000.

    В 1993 гону Эхлерс и Гилберг опубликовали результаты своего исследования распространенности аутизма в Готтенбурге: 36 на 10000.

    В 1979 году Винг и Грулд определили распространенность аутизма среди детей с коэффициентом умственного развития менее 70 как 20 на 10000. Эхлерс и Гилберт изучали распространенность аутизма среди учащихся общеобразовательных школ с коэффициентом умственного развития 70 и выше (36 на 10.000). Кроме того, они же выявили еще детей с нарушениями социального взаимодействия, которые, однако, не проявляли полной симптоматики синдрома Аспергера: 35 на 10000. На основании результатов этих трех исследований Дж. Гоулд в интервью газете «Дэйли Мэйл» (16 августа 1998 г.) привела обобщенные данные распространенности аутизма: 91 на 10 000 (которые представляют собой сумму показателей трех вышеназванных исследований: 20 + 36 + 35 на 10000=91 на 10000), т.е. 9,1 на 1 000.

    Распространенность аутизма среди мальчиков гораздо выше, чем среди девочек -4:1.

    Эти данные вызывают вопросы, на которые трудно ответить: Действительно ли увеличивается распространенность аутизма, или же это отражение того, что все больше специалистов могут диагностировать аутизм? Если наблюдается действительное, увеличение случаев аутизма, то чем это вызвано?

    Существует несколько причин, которые могут служить объяснением этого явления:
    1) в настоящее время мы знаем об аутизме значительно больше, чем раньше;
    2) определение нарушений аутистического спектра в настоящее время значительно шире, чем определение «раннего детского аутизма», описанного Каннером;
    3) в настоящее время мы обладаем разработанными диагностическими системами, которые значительно облегчают диагностику;
    4) в настоящее время увеличивается количество врачей, которые могут диагностировать аутизм.

    Д-р Бернард Римланд считает, что распространенность аутизма действительно растет, и выдвигает несколько гипотез, объясняющих это увеличение:

      1. Увеличение применения антибиотиков для лечения инфекционных заболеваний ушей и других подобных болезней; отиты довольно часты у маленьких детей, и традиционное учение — применение антибиотиков. Недавние исследования показали, что антибиотики при лечении ушных инфекционных заболеваний малоэффективны; более того, побочный эффект — дисбактериоз, и, как следствие, размножение Candida albicans, которце выделяют нейротоксины. Если ребенок какое-то время развивался нормально, а потом, после применения антибиотиков, медленно начал проявлять аутизм, нужно рассмотреть возможность того, что антибиотики вызвали пролиферацию Candida albicans.
      2. Прививки. Наблюдается увеличение случаев, которые доказывают, что ребенок проявляет аутизм после получения обязательной вакцинации, особенно после АКДС, хотя и другие прививки нельзя исключить из факторов риска.
      3. Загрязнение окружающей среды (Rimland, 1995 б).

      В Украине подобных исследований распространенности аутизма не проводилось. Общество содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом, «От отчаяния к надежде» планирует провести исследование распространенности аутизма в Донецкой области, в Украине. Предварительные данные свидетельствуют о том, что, в силу объективных причин (высокий уровень загрязнения окружающей среды, низкое качество питания, низкий уровень жизни и т.д.), эти показатели могут оказаться выше, чем приведенные в мировой статистике.

      ocherk.org