Будущее детей с умственной отсталостью

Содержание:

Отношение матерей к настоящему и будущему взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Появление в семье ребенка-инвалида связано с многочисленными трудностями и психологическими переживаниями членов этой семьи. Факт рождения больного ребенка, а также особенности его воспитания оказывают большую психологическую нагрузку на родителей, требуют от них колоссальной затраты моральных и физических усилий. В таких ситуациях нередко отцы перекладывают ответственность за воспитание больного ребенка на матерей, оставаясь в семье или чаще уходя из семьи. Вследствие этого мать ребенка-инвалида оказывается в крайне тяжелом положении, лишенном поддержки со стороны близкого человека. Кроме того, система психолого-медико-педагогического сопровождения умственно отсталых лиц в нашей стране не развита в достаточной степени, чтобы смягчить стресс переживания рождения умеренно или тяжело умственно отсталого ребенка, помочь преодолеть его, «облегчить» его воспитание, качественно помочь матери разобраться в проблемах своего ребенка, понять их специфику, а также указать наиболее приемлемые пути его обучения и воспитания для дальнейшей социализации и интеграции в общество.

В связи с этим, матери умеренно и тяжело умственно отсталых детей часто оказываются изолированными от общества, переживают чувство вины, не верят обществу, замыкаются в кругу проблем своего ребенка и его воспитания. По мере взросления умственно отсталого ребенка усиливаются переживания матери относительно его будущего. Осознание того, что заболевание сына (дочери) является тяжелым и неизлечимым, исключает надежду на позитивную перспективу его (ее) дальнейшего существования. Однако эти проблемы исследованы недостаточно.

Поэтому для их изучения нами была предпринята попытка использовать методику «Семантический дифференциал» в варианте Ч. Осгуда.

В представлении матерей лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью будущее не несет для их детей ничего хорошего. Доказательством сказанного служат полученные результаты оценок отношения матерей обеих групп к понятию «Будущее моего сына ? дочери». При этом большинство матерей умственно отсталых молодых людей делит категорию «будущего» на два понятия ? будущее при жизни родителей и будущее ребенка после смерти последних.

Установлено, что если будущее ребенка при жизни родителей выглядит весьма позитивно, то будущее после их смерти представлено значительно более низкими показателями Активности и Оценки. Очевидно, это понятие связано с негативными эмоциональными переживаниями матерей, тревогой за будущее своего ребенка.

Воспитание в семье ребенка-инвалида репрезентируется в сознании матерей как исключительная по своей травмирующей силе жизненная ситуация. При этом степень травматизации по мере взросления ребенка может усиливаться. Зачастую усиливается симбиотическая связь матери с ребенком. Фиксация этой связи негативно влияет как на развитие самого ребенка, так и на личностное и социальное становление матери. Жесткая симбиотическая связь способствует изоляции обоих членов этой связи от окружающих и во многом блокирует процесс самоактуализации за пределами семьи ? получение образования, профессиональная карьера, реализация личных потребностей и др., и, в конечном итоге, социальная адаптация.

www.psyhodic.ru

Умственно отсталые дети: информация для родителей

Умственная отсталость характеризуется слабоумием, которое носит врожденный или приобретенный на протяжении первых трех лет жизни характер. Проявляется в недоразвитии психики с ведущими интеллектуальными нарушениями и сложностями процесса адаптации в социуме.

Это нарушение является необратимым.

Умственная отсталость представляет собой патологическое состояние без болезненных проявлений, а также результат воздействия определенных вредных факторов.

Малыш с таким нарушением развивается только в сильно ограниченных пределах собственных возможностей.
Адаптация в социуме и развитие ребенка-олигофрена в целом зависит от процесса его обучения и воспитания. Такие малыши с достаточным успехом овладевают основными действиями (чаще трудового характера) только в ходе обучения.
Способов лечения умственной отсталости не существует. Впрочем, как и не создано препаратов для развития и повышения интеллекта.

Основные причины умственной отсталости у малышей:

Умственная отсталость может быть как врожденной, так и приобретенной (деменция).

Причины врожденных нарушений в головном мозге ребенка:

• Разные виды травм, материнский алкоголизм;
• Внутриутробное инфицирование;
• Нарушения гормонального фона у будущей мамы (щитовидная железа);
• Резус-конфликт между кровью матери и будущего малыша;
• Наследственность.

Причины приобретенных нарушений в головном мозге:

• Родовые травмы, осложненное течение периода перед самими родами;
• Асфиксия и кислородное голодание головного мозга (гипоксия) у ребенка в процессе родов;
• Инфекционные заболевания ребенка на протяжении первых 12 месяцев после рождения (краснуха, корь, менингит, грипп, полиомиелит, энцефалит);
• Плохие условия семейного воспитания.

Если умственная отсталость имеется у обоих родителей, то в 42% случаев у них рождается малыш с таким же диагнозом. Если же такое нарушение отмечается только у одного родителя, то вероятность появления умственно отсталого малыша составляет около 20%. У абсолютно нормальных родителей дети с умственной отсталостью рождаются в 1% случаев.

Характерные черты умственно отсталых детей:

• Бедный словарный запас;
• Неправильная речь;
• Слишком замедленная память. Малыш очень быстро забывает;
• Развитие мышления ребенка находится на очень низком уровне;
• Частая смена настроения;
• Низкий уровень интереса ко всему, что окружает малыша;
• Отсутствие навыков общения. Малыш не нуждается в контакте и общении с посторонними;
• Излишняя раздражительность, нервозность, резкость в поведении ребенка;
• Малыш очень ограниченно проявляется свои чувства;
• Вялость, пассивность;
• Отсутствие реакции на появление мамы;
• Малыш не фиксирует взгляд на определенном предмете;
• Плаксивость;
• Ребенок поздно начинает удерживать головку, сидеть и ходить;
• Ребенка не интересуют игрушки. Он бросает и ломает их;
• Нарушение координации движений, неустойчивая походка.

Степени умственной отсталости:

1. Дебильность – это начальная степень умственной отсталости;
2. Имбецильность – глубокие нарушения умственного развития;
3. Идиотия – крайне высокий уровень умственной отсталости.

Родители и развитие умственно отсталых малышей:

Если малыш, у которого имеются признаки умственной отсталости, не будет вступать в контакт с ровесниками и взрослыми, то это отразится на его адаптации в обществе. При правильном воспитании и развитии таких детей значительно улучшается уровень их развития и речи.
Умственно отсталые дети очень плохо понимают, что им говорят. Поэтому зачастую при общении с ними родители используют крик, грубое обращение и избиение. Это сильно усугубляет имеющуюся неполноценность малыша, а также способствует появлению обиды и страха.
Случаются и варианты гиперопеки. В таком случае родители все сами делают за ребенка. Иногда встречаются семьи, в которых вовсе не занимаются детьми.

Семья играет важнейшую роль в процессе развития и воспитания умственно отсталых малышей! Чем раньше начать заниматься с такими детьми, тем меньше будет его отставание в более старшем возрасте.

Как развивать умственно отсталого ребенка правильно:

Простые рекомендации, которые позволят родителям грамотно подойти к вопросам воспитания и развития малышей с умственной отсталостью:
• Взрослые должны называть все предметы, которые окружают малыша, а также все выполняемые действия;
• Называйте цвета предметов, которые кроха видит и использует в повседневной жизни;
• Называйте животных, здания, средства передвижения, которые встречаются во время прогулки;
• Привлекайте малыша к выполнению трудовых поручений;
• Рассказывайте о том, что употребляется в пищу;
• Учите ребенка рассказывать окружающим о то, что он делает (гуляет, трудится, учится);
• Формируйте у малыша положительную самооценку;
• Во время общения вызывайте положительные эмоции;
• Максимальное внимание уделяйте телесному контакту с малышом;
• Расширяйте круг общения;
• Учите малыша рассматривать предметы, сравнивать их, ориентироваться на местности;
• Учите кроху определять время года, суток и погодные явления;
• Рассказывайте ребенку о членах его семьи;
• Совместно рассматривайте книги и иллюстрации;
• Развивайте такие умения, как рисование, лепка, вырезание;
• Учите малыша действовать по словесной инструкции взрослых;
• Не предъявляйте к ребенку повышенные требования.

Где обучаются умственно отсталые дети?:

Рекомендации о форме обучения умственно отсталого ребенка дает психолого-медико- педагогическая консультация на основе о его обследования и изучения документации. Обследование проводится психологом, логопедом, врачом, педагогом в присутствии родителей. Комиссия решает, какое образовательное учреждение необходимо посещать этому ребенку.

Будущее малыша с такими нарушениями во многом зависит от адаптации в социальной среде. Старайтесь сделать все, чтобы он привык жить среди других людей, овладел навыками общения и умел просить о помощи.

www.kroha.net

Умственная отсталость у детей: дар свыше, который нужно понять и принять

Умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается…

Начиная разговор об умственно отсталых детях, хочется сделать особый акцент на словах великого дефектолога Льва Выготского, который в свое время предложил «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на основе этого осуществлять коррекционно-педагогическую работу». Ведь каждому человеку Богом даны определенные задатки, которые необходимо найти и развить.

Итак, умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого идет снижение познавательной деятельности. Умственная отсталость не означает буквально, что у человека мало ума, просто психика развивается по-другому, личностные качества становятся иными. При этом значительные отклонения наблюдаются в интеллекте, физическом развитии, поведении, владении эмоциями и волей.

Особенности детей с умственной отсталостью

Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы:

  • Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать.
  • Плохо развита моторика.
  • Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д.
  • Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное.
  • Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать.
  • Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая.
  • В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве.
  • Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная.
  • Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.
  • Олигофрения и деменция – формы заболевания

    По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни:

  • олигофрения;
  • деменция.
  • Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие.

    В отличие от физических дефектов психические отклонения, такие как умственная отсталость, определить у ребенка в раннем возрасте довольно трудно. Признаки Убеждения заболевания начинают проявляться в процессе дальнейшего развития малыша.

    Причинами олигофрении считаются:

  • перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
  • асфиксия (родовая травма);
  • умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них;
  • несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери;
  • употребления родителями алкоголя, наркотиков.
  • Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение.

    Причинами деменции являются:

  • травмы мозга;
  • шизофрения;
  • менингит;
  • эпилепсия и др.
  • Степени умственной отсталости: идиотия, имбицильность, дебильность

    Умственная отсталость классифицируется не только по времени проявления, но и по глубине поражения. Также имеет значение и место поражения мозга. Итак, на степень умственной отсталости, по мнению многих ученых, влияет:

    ВРЕМЯ ПОРАЖЕНИЯ – МЕСТО ПОРАЖЕНИЯ – ГЛУБИНА ПОРАЖЕНИЯ

    Выходя из этого, существуют такие степени умственной неполноценности:

    Идиотия: характеристика заболевания

    Идиотия – это тяжелая (глубокая) форма умственной отсталости. Такие дети не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены.

    У таких детей наблюдаются нарушения:

  • координации движений;
  • моторики;
  • поведения;
  • эмоций.
  • У них желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети необучаемые. Главное задание – это научить их элементарным навыкам самообслуживания. В поведении таких детей наблюдается вялость, заторможенность, иногда возможно двигательное беспокойство. Идиотия бывает 3 видов:

  • полные (лежачие, глубокие) идиоты;
  • типичные идиоты;
  • речевые идиоты.
  • У глубоких идиотов полностью отсутствуют ощущения. Они по поведению напоминают животных: кричат, прыгают, дают неадекватную реакцию на любые раздражители. Себя обслужить не могут.

    У типичных идиотов в отличие от глубоких инстинкты выражены. Для удовлетворения своих физиологических потребностей издают отдельные звуки. Но речь у них не развита.

    Речевые идиоты реагируют на окружающий мир. Могут произносить некоторые слова. Но познавательной деятельности при этом нет никакой. Ходить учатся очень поздно. Движения при этом неуверенные, координация низкая, присутствуют навязчивые движения в виде покачивания туловища.

    Пребывание таких детей (с согласия родителей) возможно в специальных детдомах.

    Имбецильность: основные признаки и возможные мероприятия

    Имбецильность – это умеренная степень умственной отсталости.

    Дети с таким диагнозом:

  • понимают обращенную к ним речь;
  • могут овладеть определенными наипростейшими трудовыми навыками;
  • могут повторять автоматические действия после продолжительного обучения;
  • имеют относительно развитую речь.
  • При этом у них довольно неустойчивое внимание, наблюдаются значительные нарушения в поведенческой сфере. Такие дети практически не обучаемы. Они безразличны к результатам своей работы, так как не понимают, в чем её смысл. Очень привязываются к людям, которые их воспитывают.

    Таких детей можно научить:

  • Правильно себя вести.
  • Элементарным посильным трудовым действиям.
  • Самообслуживанию в меру их возможностей.
  • Ориентировке в быту.
  • Большое внимание необходимо уделять развитию у таких детей психических функций, а также познавательной деятельности насколько это будет возможно. Поэтому коррекционные занятия – это основа их обучения, в результате которых некоторые дети овладевают элементарными навыками чтения, счета и письма, знаниями о себе и об окружающем их мире. Обучаются такие дети (с согласия родителей) в специальных детдомах. Являются недееспособными.

    Дебильность: виды, характеристика, возможная коррекция

    Дебильность — это легкая умственная отсталость. Дети с таким диагнозом характеризуются:

    • конкретным наглядно-образным мышлением;
    • наблюдательностью;
    • упрямостью;
    • неумением обманывать;
    • довольно развитой фразовой речью.
    • При этом лексический запас бедный, письменная речь, как и мелкая моторика, нарушена, плохо ориентируются в пространстве, не всегда понимают по часам, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, эмоционально-волевая сфера бедная.

    • неосложненной;
    • осложненной нарушениями разных анализаторов;
    • осложненной нарушениями нейродинамики;
    • с выраженной лобной недостаточностью;
    • с психопатоподобными формами поведения.
    • Неосложненная дебильность характеризуется тем, что эмоционально-волевая сфера практически сохранена. Наблюдается только сниженный уровень познавательной деятельности.

      Дебильность, которая осложнена нарушениями различных анализаторов, сопровождается тем, что в результате основного дефекта возникли вторичные отклонения в виде снижения зрения, слуха или нарушения речи.

      Дебильность, которая осложнена нарушениями нейродинамики, сопровождается плохой координацией движений, быстрой утомляемостью, так как поражена кора полушарий головного мозга.

      Дебильность, которая имеет лобную недостаточность, характеризуется вялостью рук, плохой ориентацией в пространстве, немотивированным поведением. Речь при этом шаблонная, подражательная.

      Наиболее тяжелая дебильность – это осложненная психопатными формами. Такие дети очень раздражительные, беспокойные, плаксивые, драчливые, не могут научиться играть с другими детьми, агрессивные, самоконтроль отсутствует. В этом случае наблюдается недоразвитие личности как таковой.

      Дети с таким диагнозом, как дебильность, обучаются в школе по специальной программе. Основным заданием является:

    • обучение их чтению, письму, счету;
    • расширение знаний об окружающем мире;
    • обучение выполнения элементарных трудовых действий;
    • проведение коррекционных занятий, которые призваны развивать у них познавательные интересы соответственно интеллектуальным возможностям.
    • Обучение детей с умственной отсталостью

      Ребенок спокойно овладевает программой вспомогательной школы (общая ему не под силу), работоспособен, социально адаптируется легко. В комфортной среде всегда добродушен, нервные процессы уравновешены, эмоционально-волевая сфера сохранна.

      Дебильность, осложненная нарушениями разных анализаторов

      Развитие ребенка затруднено как в результате умственной отсталости, так и вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация довольно ограничены. Жизненных перспектив мало.

      Дебильность с выраженной лобной недостаточностью

      Дети, как правило, вялые, беспомощные, неактивные, не любят работать. У них наблюдается нарушение моторики. Речь многословная, но бессодержательная. Развитие познавательных процессов проходит очень медленно.

      Дебильность с психопатоподобным поведением

      У таких детей эмоционально-волевая сфера не устойчивая. Личностные компоненты недоразвиты. Подвержены постоянным непредсказуемым действиям. Такие дети стремятся куда-то убежать.

      Воспитание детей с умственной отсталостью

      Воспитание таких детей обусловлено определенными трудностями. Но главным в их жизни является не количество знаний, которыми они должны овладеть. На первый план выходят совсем другие ценности. Им необходимо тепло, любовь и понимание близких им людей. Вырастая в комфортных условиях, они смогут обучиться определенным трудовым навыкам, которые будут выполнять с удовольствием. Это люди, которые на всю жизнь останутся добрыми, неумеющими врать детьми. Они хорошие помощники по хозяйству и дому. Их нетрудно научить рукоделию, которое они будут выполнять с большим удовольствием. Проводя систематически с ними время в разговорах, рассказывая и читая познавательные книги, просматривая телепередачи, они будут постоянно развиваться, а не деградировать.

      Конечно, дети, которые имеют глубокую и умеренную степень умственной отсталости, никакому обучению не подлежат. Но они тоже чувствуют любовь близких. Таким детям нравится, когда с ними играют, читают им книги, слушают с ними музыку, занимаются. Они все понимают, но по-своему.

      Однозначно, что самим родителям с воспитанием такого ребенка не справиться. Им требуется помощь дефектолога, который объяснит особенности ребенка, поможет понять родителям процесс развития малыша, сможет наладить непростые семейные взаимоотношения.

      Немаловажную роль на начальном этапе играет коррекция психологического состояния матери, которая должна стать для ребенка всем. Именно от нее зависит будущее малыша: спокойное, комфортное, интересное, безмятежное. Специалист поможет и в этом вопросе, а потом продемонстрирует методы и приемы работы с ребенком.

      Со временем родители смогут быть не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками воспитательного процесса. Они не будут сами придумывать занятия, которые для их ребенка будут познавательны и полезны.

      Возвращаясь к словам ученого Л. Выготского, хочется напомнить, что нужно найти в умственно отсталых детях то, что не затронуто, и развить его максимально.

      psyh.info

      Почему рождаются умственно отсталые дети?

      В последнее время все чаще в детских садах и школах появляются дети, которые отстают в развитии от своих сверстников.

      Они быстро устают на занятиях, для выполнения какого-то задания им необходимо гораздо больше времени, а порой они вообще задание не понимают и отказываются его выполнять.

      У этих ребят плохая память, недостаточно развита речь и внимание.

      Они не умеют организовать игру в одиночку, а когда начинают играть с другими детьми — перестают соблюдать правила, и это часто заканчивается плачевно для них же самих.

      Эти дети без существующих причин плаксивы, обидчивы или, наоборот, агрессивны, если что-то не так, как хотелось бы им. У ребят нет интереса к окружающему их миру, они ничем не интересуются и не задают вопросов взрослым.

      Все это является проявлением умственной отсталости. Это понятие объединяет различные патологии, связанные с нарушение познавательной сферы, психических процессов.

      Умственная отсталость: что это такое?

      Такое отклонение в развитии, как умственная отсталость, характеризуется ограничением интеллекта и нарушениями в поведении.

      Если у среднестатистического человека коэффициент интеллектуального развития находится в пределах 100 пунктов, то у людей с этим расстройством IQ не превышает 75 пунктов.

      В медицине принято подразделять умственную отсталость на степени и виды. Определить степень УО можно в раннем возрасте ребёнка.

      Базовыми критериями при вынесении диагноза будет степень выраженности дефектов, предполагаемые причины возникновения расстройства, характер его протекания.

      Уровень УО в заключении врача будет определяться символами F70-F79. Диагноз можно расшифровать следующим образом:

      1 F70 – легкая форма умственной отсталости. Дети, страдающие данным видом расстройства, имеют способность к социализации, самостоятельно ориентируются в пространстве, без особого труда осваивают бытовые навыки ухода за собой.

      Они практически наравне со здоровыми детьми обслуживают себя: одеваются, обуваются, умываются, принимают пищу.

      Основным показателем заболевания является неуспеваемость в образовании. Таким детям сложнее воспринимать программу дошкольной подготовки, они отличаются неуспеваемостью в школе. Также дети могут страдать расстройствами памяти.

      2 F71 – умеренная степень умственной отсталости. Дети с таким диагнозом должны постоянно находиться под наблюдением специалистов. Врачи не приветствуют практику обучения детей с УО с коэффициентом F71 в обычных учебных заведениях.

      3 F72 – тяжелая степень умственной отсталости.

      Клиническая картина может совпадать с предыдущей степенью заболевания, но при этом отмечаются расстройства речи, нарушения моторики. Это говорит о дефектах развития центральной нервной системы.

      4 F73- F77 – глубокая степень умственной отсталости.

      Больным с поставленным диагнозом с указанными коэффициентами практически невозможно адаптироваться в обществе.

      К сожалению, такие дети с рождения очень ограничены в способности к осознанию происходящего вокруг и выполнению даже простейших действий.

      5 F78- F79 – особо сложные формы заболевания. Такая категория используется для обозначения диагноза только тогда, когда оценка умственной деятельности значительно затруднена по причине сопутствующих нарушений. К ним относятся тяжелые поведенческие расстройства, слепота, глухонемота.

      Основные проявления умственной отсталости у детей

      Симптомы легкой степени УО могут быть не заметны до наступления школьного возраста. При наличии более сложных форм заболевания проявления становятся заметными гораздо раньше.

      Главным признаком расстройства является ограниченность умственных способностей и навыков, соответствующих возрасту ребенка.

      Нередко умственная отсталость протекает совместно с нарушениями моторики, такими как ДЦП.

      Чаще всего причиной стационарной диагностики ребенка становятся жалобы родителя на его поведение.

      Это может быть неконтролируемая агрессия по отношению к сверстникам, отказ выполнять требования старших, склонность к истерикам и капризам. Иногда также наблюдается гиперактивность.

      Родителям «особых» детей важно понимать, что к поведенческим аспектам, вызванным данным заболеванием, ни в коем случае нельзя относиться поверхностно, а уж тем более поощрять их.

      Ваш малыш имеет все данные для того, чтобы наравне с остальными детьми осваивать новые умения и навыки, в том числе и в общении.

      Нередко ребята, получившие такой диагноз, становились в будущем еще более коммуникабельными и приятными собеседниками, во многом благодаря стараниям своих родителей.

      moe1.ru

      Дети с умственной отсталостью. Типы и причины умственной отсталости

      Торможение развития умственных способностей и отклонения в психике в медицине диагностируется как умственная отсталость. Не всегда дети с таким недугом рождаются в неблагополучных семьях. Первичными причинами заболевания может явиться множество факторов.

      Причины врожденной и приобретенной УО у детей

      Абсолютно невозможно предупредить четкие проявления болезни на раннем этапе. Более того, иногда заболевание появляется в последствие физического воздействия травматического характера.

    • Тяжелая наследственность.
    • Генетический сбой развития.
    • Инфекционные или хронические заболевания матери во время беременности.
    • Преждевременные или тяжелые роды, которые привели к асфиксии.
    • Безответственность родителей по уходу и кормлению ребенка и недостаточное участие в его развитии.
    • Тяжелая психическая или физическая травма.
    • В зависимости от источника заболевания, специалисты прогнозируют тяжесть запущенности отсталого состояния интеллекта.

      Уровень УО шифруется F70 — F79: чем выше цифра, тем тяжелее степень отсталости ребенка.

      Виды умственной отсталости

      • F70 — легкая форма заболевания, при которой дети приобретают навыки жизнедеятельности: способность общения и поддержания разговора, ориентирование в домашней обстановке и за ее пределами, уход за собой (принятие пищи, умывание и одевание). Основной особенностью является неуспеваемость в обучении. Детям затруднительно вникнуть и запомнить школьную программу.
      • F71 — умеренная степень умственной отсталости, характеризующаяся особыми признаками: медленное развитие восприятия, неполноценная речь, заторможенность моторики и отсталость в навыках самообслуживания. При таком диагнозе ребенку требуется внимание квалифицированных специалистов, обучение в обычной школе практически исключено. В будущем люди с умеренной формой УО способны на легкий труд, обладают физической активностью и признаками социального развития.
      • F72 — тяжелая форма отсталости интеллектуальных способностей, подразумевающая: запущенные дефекты речи, глубоко выраженные нарушения моторики. Излишне говорить, что приспособленность таких детей к окружающему миру мизерна. Можно достичь определенных положительных результатов, но только посредством специальных занятий с педагогами, психологами и психиатрами.

      Особенности развития детей с умственной отсталостью

      Наличие отклонений развития заметно с раннего возраста. Среди признаков умственной отсталости ребенка:

    • Безразличное отношение к окружающему миру.
    • Отсутствие интереса к предметам и людям.
    • Не наблюдается нормальная зрительная и физическая активность.
    • Заторможенность освоения речевых навыков.
    • Поздние и неуклюжие попытки самостоятельной ходьбы.
    • Излишняя замкнутость или нежелание общения.
    • Развитие детей с УО имеет явно замедленное действие и требует внимания взрослых на самых ранних этапах. Своевременное вмешательство позволит уменьшить последствия заболевания.

      В случае несвоевременного начала лечения, умственная отсталость у дошкольников приобретает более тяжелые формы, при которых ребенок не только не имеет основных навыков общения и двигательной деятельности, но и не умеет ориентироваться в пространстве.

      Обучение детей с умственной отсталостью начинается с прививания интереса к предметам и умения различать их. Обычно такая система развития интеллекта происходит в игровой форме и в спокойной обстановке. Отсталые дети используют один и тот же игровой процесс, а длительность игр не превышает 10-20 минут. Проявление интереса к продолжению игры или изменение в действиях — показатель улучшений интеллектуальной деятельности.

      Диагностика умственной отсталости

      Большинство родителей, ослепленных любовью к ребенку, не замечают болезнь на ранней стадии. Основные признаки наличия отклонений в развитии детей выявляют педагоги детских садиков и школ. Для точной диагностики умственной дети направляются на психолого-медико- педагогическую комиссию (ПМПК).

      На ПМПК:

      1. Проверяется логика мышления и память.
      2. Тестируется умение пользоваться речью.
      3. Наблюдается моторная реакция на определенные действия.
      4. Воспитательный процесс

        Родители больных детей, предпринимающие всевозможные попытки лечения и терпеливо занимающиеся с малышами, герои. Особенно трудно приходится мамам и папам при уходе за детьми с глубокой формой умственной отсталости. Неприспособленность к жизнедеятельности обрекает родителей на доскональный уход за детьми и усиленное внимание.

        Не только квалифицированная помощь медиков дает улучшения состояния и положительную динамику развития, но и заботливое воспитание детей с умственной отсталостью имеет свои плюсы. Каждодневные занятия с родителями тренируют память ребенка и развивают процесс мышления. Чаще всего, благодаря безмерным стараниям со стороны семьи, дети начинают распознавать взаимосвязь предметов и лучше ориентироваться в обстановке и пространстве.

        Постоянные повторения слов и звуков более эффективно воздействуют на восприятие речи больным ребенком. Немаловажную роль в развитии маленьких детей играет общение. Навыки социальной приспособленности закладываются, в первую очередь, в семейном кругу: с детьми необходимо играть и чаще разговаривать, а не оставлять в одиночестве. Частые прогулки и возможность общения детей со сверстниками дает надежду на способность нормальной жизнедеятельности в будущем.

        Умственной отсталости у детей — это не всегда окончательный приговор для изоляции от общества и невозможности полноценной жизни. Повседневное обучение и усиленное внимания обезоруживают любую болезнь.

        Фото: Екатерина Пашкова.

        Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
        стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
        и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

        Есть мнение?
        Оставьте комментарий

        Понравился материал?
        Хотите прочитать позже?
        Сохраните на своей стене и
        поделитесь с друзьями

        Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

        pedsovet.su