Человеческие эмоции и стресс

Человеческие эмоции и стресс

Главная Психология Психологические аспекты стресса

Эмоции и стресс

П.К. Анохин сумел четко показать, какое отношение имеют эмоции к стрессу. Согласно теории функциональных систем, поведение любого живого существа, деятельность его тканей и органов неизменно направлены к достижению каких-то полезных результатов. Хаос внутри функциональных систем — вот что такое стресс по Анохину.

«Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенную эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие взаимоотношения. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значение своих собственных поступков для окружающих. Страшная и мрачная картина!»

Л.Н. Толстой насчитал у человека 97 улыбок и 85 выражений глаз. Множество эмоциональных оттенков подметили не только писатели, но и художники, скульпторы. Ученые, однако, тут более строги, они считают, что существует лишь девять основных эмоций. Эмоции радости, удивления, грусти, гнева, отвращения, страха, интереса, презрения и стыда. Все эти эмоции, полагают ученые, носят врожденный характер: они выражаются и понимаются совершенно одинаково всеми людьми. Эмоции выражаются в мимике, интонации голоса, движении тела. Эмоции это «громоотвод» при стрессах. Мышцы лица при эмоциональном напряжении используют некоторую часть нервной энергии. Хроническое вынужденное подавление эмоций сулит беду; психическая энергия обрушится на чувствительные внутренние органы, станет причиной болезней.

«Страсти! Это ветры, надувающие паруса корабля, они его иногда топят, но без них он не может плавать». Слова Вольтера как нельзя кстати подходят к теме эмоций и стресса. Ведь, по мнению Селье — жизнь без стресса означает смерть. А как мы уже выяснили стресс ничто без наших эмоций. Психологический стресс, вызывается отношениями между людьми, а также их положением в обществе. В какой-то момент возникает столкновение интересов — стрессор, затем появляются сбалансированные импульсы — приказы сопротивляться или терпеть. Устойчивость к стрессу и способность приспосабливаться к условиям часто проверяются жизненными экстремальными ситуациями, такими, как сердечный приступ, сильные ожоги, тяжелая утрата, увечье, изоляция от людей, автокатастрофа, попытка убийства или изнасилования.

Свидетельством недавней катастрофы в Москве, в связи с захватом заложников явилось то, что лишь немногие смогли справиться с этой ситуацией.

Изоляция от внешнего мира, скованность позы, голод, жажда и огромный страх за свою жизнь вывели из строя не только участников этой трагедии, но и почти всех кто за этим наблюдал. Рассмотрим ещё один пример экстремальной ситуации — изнасилование. Изнасилование представляет собой кризис самосохранения. Это переживание огромного испуга, страх за свою жизнь и следовательно принудительный половой акт в данной ситуации является платой за возможность сохранить жизнь. Угроза нападения возникает тогда, когда жертва осознает, что в сексуальном нападении кроется прямая опасность для её жизни. Преодоление на этой стадии обычно проявляется у жертв в форме попытки «избежать» этой ситуации. Большинство жертв используют словесную защиту — затягивание времени, уговоры, шутки, угрозы. Другие же пытаются защититься посредством физической силы — нападения или бегства. Есть и третьи, которые обычно не в состоянии ничего сделать в ответ на угрозу жизни. Одни были физически парализованы, другие находились в состоянии прострации, а некоторые были сломлены прежде, чем могли начать сопротивляться. стресс психологический селье фридман

Последствие стресса может быть длительным, даже когда стрессор прекратил свое действие. Наши собственные положительные или отрицательные чувства приносят нам пользу или вред самым прямым путем, точно также как мы извлекаем пользу или приносим себе вред, возбуждая эти чувства в других людях.

В межличностных отношениях выигрыш состоит в возбуждении чувства дружбы, любви, благодарности и доброжелательности, проигрыш состоит в том, что у других людей возникают ненависть, фрустрация и жажда мести.

Устойчивое положение в обществе лучше всего обеспечивается возбуждением положительных чувств у максимального числа людей. Ведь ни у кого не возникает желание вредить человеку, которого он любит, к которому он испытывает доверие и почитание. Чувства же безразличия в лучше случае может привести к отношениям взаимной терпимости. Они делают возможным мирное сосуществование, но не более. В конечном счете наши чувства важнейший фактор, управляющий нашим поведением в повседневной жизни. Такие чувства определяют наш душевный покой или тревогу, ощущение безопасности или угрозы, свершения или провала. Они определяют, сможем ли мы добиться успеха в жизни, наслаждаясь стрессом и не страдая от дистресса. Разным людям требуется для счастья различные степени стресса. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, часто растительной жизни. Даже наименее честолюбивые люди не довольствуются жизненным минимальным уровнем, обеспечивающим лишь пищу, одежду, жильё. Люди нуждаются в чем-то большем. Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он не избрал. Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела или постоянной чрезмерной перегрузкой.

studbooks.net

Эмоции и стресс

Важной характеристикой психической деятельности человека является его эмоциональная сфера.

Эмоции (от латинского слова emovere — возбуждать, волновать) — это психические реакции, выражающие субъективное отношение человека к себе, другим людям, происходящему вокруг него в виде переживаний. К простым эмоциям психологи относят переживания, связанные с элементарными биологическими потребностями (жажда, голод), к высшим эмоциям относят переживания, отражающие объективное познание окружающего мира.

В конце XIX века американский и датский психологи Уильям Джеймс и Карл Ланге одновременно выдвинули теорию эмоции, основной смысл которой выражен в следующей фразе Джеймса: «Мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим, а не: мы плачем, бьем, дрожим, потому что опечалены, приведены в ярость, испуганы».

Иными словами, согласно теории Джеймса — Ланге эмоция рассматривается только как субъективное переживание телесных проявлений эмоциональных реакций.

Другая точка зрения на эмоции, высказанная У. Кенноном, рассматривает их как подготовительный этап к деятельности по типу реакции «борьба или бегство».

В дальнейшем эти представления были развиты до определения эмоции как выражения психической мобилизации, готовности к поведенческим реакциям. На этом построена и теория активации, согласно которой показатели отдельных физиологических вегетативных реакций могут рассматриваться как составные части в картине общего эмоционального состояния человека и степени его психической активности.

По определению психологов, эмоция — физиологическое отклонение от гомеостаза, которое субъективно переживается в форме сильных чувств (например, любви, ненависти, желания или страха) и обнаруживается в нервно-мышечных, дыхательных, сердечно-сосудистых, гормональных и других телесных изменениях, подготавливающих к внешним действиям, которые должны произойти или происходят.

Эмоции могут вызывать активное или пассивное состояние, стимулировать жизнедеятельность человека или угнетать ее. С этой точки зрения эмоции подразделяют на две группы — стенические (от греческого слова «стенос» — сила) и астенические («астенос» — слабость, бессилие).

Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, бодрость, возбуждение, напряжение. Сердце начинает усиленно работать, кровяное давление повышается, увеличиваются темп и глубина дыхания. Это проявляется в одних случаях радостью, «спортивной злостью», в других — гневом, ненавистью.

Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельное состояние. Дыхание становится более редким, сердце бьется реже и слабее. Это выражается печалью, тоской, унынием, подавленностью.

Такие эмоции, как горе и страх, могут проявляться и в стенической, и в астенической форме в зависимости от индивидуальных особенностей человека, в частности типа нервной системы. Например, у одного человека горе может вызвать беспомощное, угнетенное состояние, человек буквально цепенеет, у другого горе выражается в бурной реакции.

А такая эмоция, как страх, одного человека парализует, ослабляет его духовные силы, а у другого мобилизует физические и умственные силы, делает его находчивым и сообразительным, а действия — быстрыми и точными.

Однако и радость бывает разной. Бурная радость — стеническая эмоция, так как она вызывает у человека прилив сил и жажду деятельности. Вместе с тем тихая и спокойная радость обычно расслабляет.

Важно отметить и то, что индивидуальные различия в проявлении эмоций во многом зависят от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремится овладеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием, а то и вообще не поддаваться эмоциям, если он осознает их отрицательное значение.

Следует учитывать, что эмоции подвластны регулировке со стороны нервной системы.

Непосредственное участие в регуляции эмоции принимают неспецифические структуры головного мозга, к которым относятся гипоталамус, ретикулярная формация, ядра таламуса, лимбическая система. Эти образования нервной системы относятся к древним и не имеют такой строгой упорядоченности, с четкой локализацией функций, как кора головного мозга.

Главным компонентом эмоциональных реакций являются изменения функций сердечно-сосудистой системы, в регуляции которых принимают участие оба отдела вегетативной нервной системы.

При положительных эмоциях преобладает активность парасимпатического отдела. При этом может наблюдаться и симпатическое влияние, которое приводит к кратковременному и не очень интенсивному усилению сердцебиений и некоторому повышению артериального давления крови.

Отрицательные эмоции активного характера (гнев, негодование, возмущение) повышают активность обоих отделов вегетативной нервной системы, при этом одновременно усиливается деятельность системы кровообращения и органов пищеварения.

Пассивные отрицательные эмоции сопровождаются возбуждением симпатического и торможением парасимпатического отделов, которые характеризуются некоторым снижением всех функций желудочно-кишечного тракта на фоне усиленной работы сердца и повышения артериального давления.

Как уже отмечалось выше, работа различных органов и систем человеческого организма протекает неосознанно, незаметно для нас.

Человек может ощущать работу своих внутренних органов, например сердца, при возникновении физического напряжения или эмоционального возбуждения. Тогда он начинает чувствовать удары сердца и пульсацию сосудов.

Эмоции активируют физиологические и психические процессы. По мнению И. П. Павлова, эмоции являются источником силы для клеток коры головного мозга и, следовательно, имеют определенный биологический и социальный смысл.

Таким образом, эмоции позволяют организму лучше приспосабливаться к условиям постоянно меняющейся внешней среды.

Внутреннее переживание положительно или отрицательно окрашенных эмоций формирует у человека мотивы определенных поступков, развивает и закрепляет определенные поведенческие акты.

В эмоциях человека находят свое выражение не только самоощущение в физиологическом смысле (например, удовольствие, доставляемое насыщением при приеме пищи, или приятное чувство физического благополучия, которое сопутствует здоровью), но и общественные связи человека, его миропонимание, его отношение к поступкам и высказываниям других людей.

Взгляды человека на события общественной жизни, на весь социальный уклад всегда носят выраженную эмоциональную окраску. Сам процесс труда и его результаты вызывают либо радость, удовольствие, либо досаду.

Содержание своих переживаний человек выражает не только речью. Эмоции внешне проявляются мимикой, движениями, которые служат сигналами для окружающих и, следовательно, наряду с речью определяют общественную роль эмоциональных выражений.

Отрицательные и положительные эмоции — это обязательные атрибуты нашей жизни, так необходимые для нормального развития и существования личности.

Длительное воздействие однотипных эмоций, особенно отрицательных, истощает защитные силы организма, снижает его общую сопротивляемость и создает предпосылки для возникновения патологических нарушений в деятельности органов или целых систем.

Так, функциональные расстройства органов пищеварения могут быть связаны с действием отрицательных эмоций. Например, у нервных людей часто встречаются желудочно-кишечные дисфункции, они нередко жалуются на ощущение тяжести в желудке, связанное с застоем желудочного содержимого.

По образному выражению отечественного клинициста М. И. Аствацатурова, при отрицательных эмоциях сердце поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным настроением.

Однако без эмоций жизнь становится скучной и пресной. Эмоции придают ей вкус и служат источником всех жизненных драм.

В работах древнеримского врача Галена приводится описание случая, когда к врачу обратилась молодая женщина с жалобами на физическое недомогание и эмоциональные нарушения. Он обратил внимание на то, что когда упомянул случайно имя одного молодого танцора, пульс у нее стал нерегулярным и участился. Врач решил проверить свое наблюдение и стал в разговоре называть имена других танцоров, но только при повторном упоминании имени первого молодого человека у женщины вновь возникло учащение пульса, что указывало на причину ее душевного смятения.

Наиболее зависимы от эмоциональных реакций мимические мышцы лица. На основе таких четырех врожденных эмоциональных состояний, как страх, гнев, удовольствие и отвращение, формируется большое количество разнообразных мимических реакций, отражающих эмоциональные переживания человека.

Известно, что у большинства людей воспоминание об уже пережитом событии может вызвать те же физиологические изменения и реакции, которые встречались в аналогичной реальной ситуации. Даже пересказ этого события, если оно носило ярко окрашенный эмоциональный характер, вызывает у человека учащение пульса, дыхания, повышение артериального давления. Принято говорить, что в таком случае у человека «душа уходит в пятки», «по телу пробегают мурашки», «его бросает в жар или холод», «сердце радостно бьется и готово выскочить из груди».

В древние времена существовали примитивные способы распознавания лжи. В Китае, например, подозреваемому предлагали взять в рот горсть сухого риса, и если он мог полностью выплюнуть рис, то его признавали невиновным. У англичан применялась сходная процедура: если обвиняемый мог прожевать и проглотить кусок сухого хлеба то его отпускали. В этих случаях пробы на невиновность основывались на том факте, что при эмоциональном стрессе замедляется слюнотечение. В народе даже существует поговорка: «От страха во рту пересохло».

Условием наиболее заметного проявления эмоциональных реакций является состояние стресса. По определению известного канадского физиолога Ганса Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое чрезвычайное внешнее воздействие, на любое предъявляемое к нему требование, которое превышает норму.

Здесь, очевидно, есть смысл сказать, что при воздействии на организм чрезвычайного (стрессового) раздражителя активизируется функция гипофиза (железа внутренней секреции), расположенного на нижней поверхности головного мозга. Гипофиз при этом выделяет в повышенном количестве адренокортикотропный гормон. Последний стимулирует деятельность коры надпочечников, которые в свою очередь начинают выбрасывать в кровь обилие разнообразных гормонов, в том числе кортикоиды.

Кортикоиды стимулируют механизмы, благодаря которым организм приспосабливается (адаптируется) к новым условиям. Однако адаптация при некоторых условиях (например, при очень сильном стрессорном воздействии) может превратиться в так называемый общий адаптационный синдром, который в таком случае становится основой возникновения заболеваний, так как выброс гормонов иногда превышает необходимый организму уровень, а их избыток оказывается вредным.

Природа воздействующего фактора, называемого стрессором, может быть самой разнообразной: к стрессорам могут быть отнесены физические, химические, биологические и социальные факторы, воздействующие на человека. Согласно Селье в ответ на действие стрессора реакция организма состоит из трех фаз: фазы тревоги, фазы повышенной сопротивляемости и фазы истощения. Действие стрессора может быть и психическое, когда организм не может адаптироваться к обстоятельствам, больше всего воздействующим на психику человека.

У человека частое воздействие эмоциональных стрессорных влияний (например, при остроконфликтных ситуациях) может вызвать истощение функциональных возможностей надпочечников, что резко ослабит способность организма приспосабливаться к воздействию вредоносных факторов.

Сильное или длительное эмоциональное напряжение, испытываемое человеком, называют эмоциональным стрессом.

Часто повторяющиеся стрессовые состояния могут вызвать излишнюю активацию вегетативной нервной системы и, в частности, ее симпатического отдела, что не так уж редко приводит к развитию болезненных состояний. Такие состояния Селье называл «болезнями адаптации» и относил к таковым гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки.

Сочетание биологических и социальных факторов как стрессоров не у всех людей одинаково будут вызывать болезненные состояния. Их возникновение зависит от особенностей темперамента, состояния физического здоровья, степени утомления и др. Известно, что причиной некоторых заболеваний является вынужденное приспособление человека к условиям, превышающим его биологические и психологические возможности.

Человек с детства привыкает к стрессовым воздействиям в процессе обучения и воспитания. Адаптация к действию стрессоров зависит от индивидуальных особенностей человека, его жизненного опыта.

Стресс не всегда носит только отрицательную характеристику по отношению к человеку. Под влиянием стрессовых факторов в небольших дозах может повыситься мыслительная деятельность, мобилизовываться воля к преодолению изменившихся обстоятельств.

Роль стресса для живого организма в основном сводится к активации защитных, приспособительных механизмов.

psychologylib.ru

1.3. ЗДОРОВЬЕ, ЭМОЦИИ И СТРЕСС — Стресс и стрессустойчивость человека — В.Я.Апчел, В.Н.Цыган

Особого рассмотрения, с точки зрения Дж. С. Эверли

(1985), заслуживает факт зависимости между стрессом и

проявлением здоровья. Известно, что но мере усиления

стресса улучшаются общее самочувствие и состояние

здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс до

стигает своего апогея. Эту точку можно назвать

оптимальным уровнем стресса, потому что, если стресс

возрастает и дальше, он становится вредным для

организма. Точка, в которой достигается оптимальный

уровень стресса индивидуума (т. е. максимальная

толерантность к стрессу как к продуктивной силе), по-

видимому, считает автор, является функцией врожденных

биологических, а также приобретенных физиологических и

поведенческих факторов. Совершенно очевидно, что

указанная зависимость позволяет нам согласиться с тем,

что стресс, будучи особым типом состояний, может иметь

нормальный, пограничный и патологический уровни

Не менее сложным вопросом, вызывающим противоречивые

мнения при разработке проблемы, является соотношение

эмоций и стресса. Разграничение их — задача

чрезвычайно трудная, И неудивительно чт° некоторые

исследователи стали отождествлять понятия стресса и

эмоций. Так, М.В. Arnold (1967) пишет, что из-за

своего подчеркнуто научного звучания понятие

«психологический стресс» в последние годы часто

подменяло термин «эмоция». Другие исследователи

исходят из того, что не все, а лишь определенные

эмоции обусловливают стрессовые состояния. Это главным

образом гнев и страх и их смешанные формы (Суворова

В.В., 1975). Наиболее удачно и верно, с нашей точки

зрения, разрешил этот вопрос П.К.Анохин. Он сумел

четко показать, какое отношение имеют эмоции к

стрессу. Согласно теории функциональных систем,

поведение любого живого существа, деятельность его

тканей и органов неизменно направлены на достижение

каких-то полезных приспособительных результатов.

Эмоции же Анохин считал пеленгом совпадения,

достигнутого с образом желаемого. Если совпало —

эмоция положительная, нет — отрицательная. А стресс

это состояние, когда в конфликтной ситуации

отрицательные переживания становятся стойкими. «Хаос

внутри функциональных систем — вот что такое стресс»,

Характерной тенденцией стало рассматривание стресса

как особого состояние, близкого к аффектам, чувствам

тревожности и др. Сообразуясь с этим, многие

отечественные и зарубежные исследователи рассматривают

стресс как родовое понятие, созвучное с состоянием

отрицательных эмоций, возникающих в условиях

депривации, препятствий или при перспективах их

возникновения. Такое понимание закреплено

международной классификацией стресса, одобренной

Всемирной организацией здравоохранения.

Из-за неоднозначности трактовки понятия «стресс»

многие ученые и по сей день предпочитают другие

термины — «психическая напряженность», «операционная и

эмоциональная напряженность», «эмоциональное

напряжение», «нервно-психическое напряжение»,

«психоэмоциональное напряжение». Некоторые из них

(Губачев М.Ю. с соавт., 1976) отождествляют со

стрессом отдельные из этих понятий, другие (Вальдман

А.В. с соавт., 1979) проводят четкую их диф

ференциацию. Однако общим для всех является одно —

`% *f(o организма на воздействие определенной силы,

что, по существу, является

стрессом. Мы разделяем точку зрения тех авторов,

которые используют эти термины как синонимы и

полностью согласны с Б.В. Овчинниковым, утверждающим,

что вышеуказанные термины являются разновидностями

единого психофизиологического феномена -эмоционального

стресса. А близкие по смыслу термины «эмоциональная» и

«нервно-психическая устойчивость» целесообразно

применять только по отношению к свойствам личности, но

www.psyoffice.ru

Эмоции, чувства, настроения, аффекты, стрессы

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потребностей человека. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и окружающему его миру. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности.

Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Самые старые по происхождению и наиболее распространенные среди живых существ формы эмоциональных переживаний — удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессы.

Аффект — наиболее мощная эмоциональная реакция; сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом (порой такая реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно — в этом одна из причин практической неуправляемости данным состоянием).

Эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Это реакция не только на совершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смешаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.

Чувства — это устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, только чувство к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. В зависимости от направленности чувства делятся:

o на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям);

o интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью);

o эстетические (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы);

o практические (чувства, связанные с деятельностью человека).

Настроение — эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые — астеническими.

Сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека), представляет собой страсть.

Возникновение и проявление эмоций, чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки головного мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыханием, с изменениями в деятельности скелетных (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). В глубине мозга, в лимбической системе, обнаружили существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров наслаждения, «рая», и страдания, «ада».

Особенностью чувств является их амбивалентность, или двойственность: в одном и том же чувстве могут объединяться и перетекать друг в друга положительные и отрицательные эмоции (например любовь сопровождается и радостью, и гневом, и отчаянием, и ревностью и т.п.).

Стресс (англ. stress — давление, нажим, нагрузка, напряжение) — это состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Данный термин предложен канадским физиологом Гансом Селье. По словам Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней.

Развитие стресса проходит три стадии: 1) тревоги; 2) резистентности (сопротивления); 3) истощения.

Если стресс продолжается достаточно долго и силы организма истощены, наступает дистресс (англ. distress — горе, страдание, недомогание). Это негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться и который разрушает здоровье человека. Существует и положительная форма стресса — эустресс (понятие толкуется двояко: как стресс, вызванный положительными эмоциями, и как несильный стресс, мобилизующий организм).

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и болезни желудочно-кишечного тракта.

К понятию и состоянию стресса близко понятие фрустрации (лат. frustratio — обман, неудача, расстройство замыслов). Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Это могут быть:

а) нехватка внешних средств или внутренних способностей для достижения цели;

б) потери и лишения, которые исправить невозможно (например, сгорел дом, умер любимый человек);

в) конфликты (внешние конфликты с какими-то людьми, которые не дают возможности человеку достичь желаемой цели, либо внутренние конфликты самого человека между разными желаниями, чувствами, моральными убеждениями, которые не позволяют ему принять решение и достичь цели).

Фрустрация может быть:

o агрессивной, направленной на внешние объекты, препятствия, других людей;

o регрессивной, направленной на самого себя (человек обвиняет сам себя за неудачи, неспособность преодолеть трудности).

Если человек длительное время не выходит из фрустрационного состояния, то фрустрации превращаются в устойчивые неосознаваемые мотивы поведения, формируют искаженные черты личности (агрессивность, завистливость по отношению к другим людям либо чрезмерно заниженную самооценку, комплекс неполноценности).

studme.org