Если сотрудник в депрессии

Когда сотрудник на грани нервного срыва

Когда людей окончательно заменят роботы, задачи управления значительно упростятся. Приказы будут выполняться неукоснительно, никто не будет болеть, и уж тем более не будет срывов, депрессий или сезонных обострений. До той поры приходится мириться с тем, что сотрудники обладают всеми человеческими достоинствами и недостатками.

В том числе психикой, и иногда не совсем устойчивой. Что делать, если сотрудник устал, потерял вкус к работе и даже к жизни, если у него депрессия или нервный срыв? Уволить его, избавиться как от балласта или пытаться помочь ему?

В нашей стране психологические кризисы случаются даже у самых крепких и морально устойчивых. Вчера ещё человек был бодр и весел, приходил на работу вовремя, выдвигал идеи, брал на себя ответственность. А сегодня он запирается в своем кабинете, обедает в одиночестве, не подходит к телефону, проваливает важные задания. Или, наоборот, кричит на коллег и клиентов, суетится и все равно ничего не может сделать. Как быть? В конечном счете, путей всего два: попытаться вызволить ценный кадр из ситуации, в которую он попал, или избавляться от сотрудника, пока он не наломал дров. Руководство встает перед сложным выбором: ориентироваться на соображения выгоды или проявлять не всегда уместный, но почти всегда дорогостоящий гуманизм.

Но, для начала, требуется понять, что же именно случилось с человеком. Суммировать разнообразные психологические обострения попыталась Марина Мелия, генеральный директор компании ММ-КЛАСС: «Действительно, есть проблема акцентуации некоторых черт характера, которая усиливается в весеннее и осеннее время. Это может быть, во-первых, обострение паранойяльных явлений, когда человек убежден в том, что к нему несправедливы, очень плохо относятся и даже преследуют… Во-вторых, депрессия, общее снижение работоспособности: сотрудник тупо смотрит в компьютер и ничего не делает. В-третьих, может развиться маниакальная энергичность, человек начнет развивать бурную деятельность, выдвигать массу предложений, но при этом ничего не доводит до конца. Наконец, в-четвертых, шизофренические обострения: непонимание ситуации, трудности в общении, простой вопрос „как дела?“ может представляться вторжением в его внутренний мир».

Иногда человеку настолько плохо, что он в прямом смысле выбывает из строя: бросает работу, ложится в больницу, спивается. А для других бывает достаточно регулярного отпуска весной и осенью. Конечно, не все кадры одинаково ценятся в компаниях, и о некоторых «белых воротничках» никто особенно заботиться не будет. Но чем выше должность, чем ответственнее работа, тем больше нагрузка, а значит, и вероятность таких ситуаций, хотя и менеджерами чаще становятся люди, закаленные в боях. Тем не менее случиться может всякое, а уход руководителя или просто талантливого сотрудника — это уже настоящая проблема, решение которой стоит вполне ощутимых денег.

Многое определяет не только место в иерархии, но и род занятий сотрудника, испытывающего психологические сложности, замечает Марина Мелия: «Важно понимать, кого и на какую работу, с какими акцентуациями надо брать. Людей проблемных не стоит брать на работу с клиентами. С другой стороны, некоторая отгороженность от мира не мешает быть человеку прекрасным дизайнером или айтишником».

Если на работу сотрудника влияют другие люди, будь то клиенты или коллеги, то ему надо обладать крепкими нервами.

В противном случае неприятности начнутся и у него, и у окружающих.

Итак, если после раздумий было решено, что компания хотела бы удержать сотрудника, то надо понять, как именно можно ему помочь. В этот момент отношение руководства играет первостепенную роль.

В нашей стране «культура болезни» вообще оставляет желать лучшего, а все, что хоть как-то связано с психиатрией, вызывает у большинства сограждан суеверный ужас. Иное дело — на Западе, замечает Светлана Епихина, директор по персоналу ГК «Орион»: «Там работа HR ориентирована на капитализацию человеческого ресурса. То есть его задача — привлечь персонал, обучить, а потом обеспечить отдачу, реинвестирование, а это срок как минимум в 15–20 лет. Для этого создаются и условия, и формируется здоровый образ жизни: HR отслеживают стрессовые ситуации, связанные с переменами в семье сотрудника, переездами, регулярными психологическими кризисами на третий, седьмой год работы и так далее.

Любой признак болезни на Западе связывается с образом жизни — образ жизни астматика, диабетика и т.д. А у нас болезнь — это в первую очередь дефект, диагноз, причем часто связанный с инвалидностью.

Это же относится и к психическому здоровью сотрудников».

Такой подход фактически ставит крест на будущем сотрудника: если руководство и коллеги считают его больным, ему вряд ли смогут помочь.

А помощь требуется. «Самое главное — дать человеку возможность высказаться», — считает Ольга Перекопская, менеджер по развитию потенциала руководящих кадров компании ТНК-BP. «Это уже на 50% может решить его проблемы.

Часто недовольство, дискомфорт, которые могут впоследствии привести к неадекватным поступкам,- они накапливаются из-за того, что нет возможности обсудить проблемы, которые человеку мешают нормально работать», — полагает она.

Светлана Епихина считает, что «грамотный HR постарается решить проблему сотрудника, влияющую на его эффективность в трудовой деятельности и коммуникации в коллективе. Нужно оказать ему юридическую или психологическую помощь. Для этого, конечно, директор по персоналу должен иметь психологическое образование, хотя у нас часто нет жестких требований к образованию HR. Потому что, например, HR-экономист может решить, что это либо придурь, либо болезнь, а «чистый» психолог, наоборот, часто путает работу и психологическую консультацию. Более правильно — оценить затраты времени и усилий на работу с конкретным сотрудником, в зависимости от его ценности для компании.

Вопрос должен решаться в условиях конкретных задач, возложенных на сотрудника».

«В любом случае, — продолжает Марина Мелия, — этому человеку необходимы отдых и квалифицированное лечение. У HR должен состояться реальный диалог с сотрудником, необходимо учитывать его интересы. Ведь он может услышать только то, что соответствует его интересам. Человеку нужно дать возможность принять помощь. Если он её принимает, то с ним можно и дальше работать. А если отказывается, можно думать о его увольнении: сотрудник уже сильно неадекватен. Это гуманно, как по отношению к этому человеку, так и к людям вокруг». Очень важно, замечает Марина Мелия, понимать, что такое состояние сотрудника негативно влияет на окружающих: «Ведь какое впечатление производит сотрудник в депрессии? Остальным кажется, что он просто ленится! Это вызывает у них раздражение и, как следствие, то же нежелание работать. Это в некотором роде „заразно“ — похоже на то, как если в коллектив попадает сутяга (человек, который начинает высчитывать, кто как к кому относится): окружающие в силу цепной реакции тоже начинают об этом думать».

mmclass.ru

Сотрудники в депрессии – прямая угроза бизнесу

Среднестатистический работодатель регулярно сталкивается с такими проблемами, как повышение эффективности бизнеса, предотвращение утечек информации, банальное воровство или безответственность сотрудников. В борьбе с ежедневными вызовами, такая, казалось бы, незначительная вещь, как психическое состояние сотрудников, полностью выпадает из фокуса внимания. А ведь наличие депрессии у персонала может увеличить количество рисковых ситуаций и негативно повлиять на производительность труда в организации.

К сожалению, в постсоветских странах не принято говорить о психологических проблемах. Азиатское упрямство не позволяет признаться даже самому себе, что дела явно идут не так, как должны. А впитанный на генном уровне материализм не позволяет взглянуть на депрессию как на осязаемую и серьезную проблему. В итоге, человек с простудой берет больничный и остается дома до полного выздоровления. А сотрудник в состоянии депрессии продолжает ходить на работу и пытаться выполнять свои обязанности.

В европейских странах количество отпусков и больничных, связанных с психологическими проблемами, колеблется от 30 до 50% от общего количества. В России подобные случаи не являются причиной для отгула, и воспринимаются руководством и коллективом как обыкновенное тунеядство. При этом, Минздравсоцразвития утверждает: к 2020 депрессия выйдет на первое место среди заболеваний РФ.

На лидирующем месте среди причин, негативно влияющих на психологическое состояние персонала, находится страх. В условиях кризиса проблема потери рабочего места как никогда актуальна. На втором – высокие нагрузки. Неотлаженные процессы внутри компании ведут к постоянным переработкам, которые, в свою очередь, выливаются в постоянное психологическое напряжение и приводят к стрессу. Третье, почетное место занимает атмосфера внутри коллектива. Излишне формализированные отношения или наоборот – панибратство и анархия, подходят далеко не всем сотрудникам, не принимающим такие модели из-за особенностей своей психики. Крайние проявления нездоровой атмосферы на рабочем месте – моббинг и буллинг, проще говоря, банальная травля «белых ворон».

Последствия депрессии

Легкомысленное отношение к проблеме психического здоровья персонала ведет к серьезным финансовым последствиям для бизнеса. Исследования Организации экономического сотрудничества и развития продемонстрировали — производительность труда сотрудника в депрессии снижается в 4 раза. Соответственно, чем хуже атмосфера в компании, тем ниже прибыль и выше издержки.

Значение также имеет снижение концентрации у сотрудников в измененном психическом состоянии — они чаще допускают критические ошибки в работе. Для «офисных работников» это такая же серьезная проблема, как и для врачей или, например, водителей. Только представьте, какие последствия может иметь неправильно составленный договор или ошибка в чертеже оборудования.

В моменты депрессии также наблюдается повышение «внушаемости» персонала. Человек с нестабильным психическим состоянием легче поддается на уговоры. Такие сотрудники могут легко пойти на контакт с конкурентами, не задумываясь взять откат, или согласиться на авантюру, которая может нанести вред работодателю.

Кроме финансовых рисков, наличие нестабильного персонала ведет к увеличению всевозможных ЧП. В лучшем случае на предприятии начнут вспыхивать словесные конфликты между работниками, в худшем – дело вполне может дойти до драк. Телесные повреждения, полученные на рабочем месте, неминуемо привлекут внимание контролирующих органов.

Работа с персоналом

Создать нормальную рабочую атмосферу в коллективе – ключевая задача каждого руководителя. Ведь потеря контроля над ситуацией, рано или поздно выльется в финансовые и имидживые потери, а в худшем случае вполне может привести к банкротству.

В борьбе с депрессией есть два ключевых фактора: выявление нестабильных сотрудников и обнаружение причины возникновения недуга. И без систем комплексного мониторинга работы персонала тут не обойтись.

В краткосрочной перспективе высокую эффективность демонстрирует такой инструмент, как анализ клавиатурного почерка. В случае стрессовой ситуации, изменения эмоционального состояния или расфокусировки внимания индивидуальные особенности нажатия клавиш изменяются, и система отправляет уведомление руководителю.
В долгосрочной перспективе без тщательного ежедневного мониторинга активности персонала выявить депрессию не получится. Симптоматика может развиваться медленно, и увидеть наличие психических проблем, исследуя короткий промежуток времени, невозможно. «Первый звоночек», сигнализирующий о наличии сотрудника в нестабильном состоянии – планомерное снижение производительности труда. Если с каждым месяцем показатели эффективности становятся все хуже и хуже, есть высокая степень вероятности, что работник в состоянии депрессии обнаружен.

Стоит также вести мониторинг связей внутри организации. Как известно, психические расстройства сопровождаются снижением социальной активности. И если графики демонстрируют планомерное снижение активности одного из работников: уменьшение количества отправленных писем, снижение интенсивности переписки в мессенджерах, скорее всего, имеют место психологические проблемы.

Как только персонал с психологическими проблемами выявлен, необходимо не только провести индивидуальную работу с сотрудниками, но и комплексно проанализировать состояние дел внутри компании. Например, изменить правила коммуникаций в коллективе, снизить рабочую нагрузку на отдел, увеличить уровень социальных гарантий.

stakhanovets.ru

Депрессия на работе и ее лечение

«Я больше не могу! Я увольняюсь!». Как часто эти мысли посещают светлые головы трудового населения и почему? Когда это началось и чем может закончиться? Ответ один – депрессия.

В психологии такое явление называют «синдромом эмоционального выгорания». Выражается в безразличии ко всему, что связано с работой, негативном отношении к сотрудникам и начальству, ощущении собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности. К сожалению, такие сотрудники не редкость в трудовом коллективе. А ведь при приеме на работу их выбрали за энтузиазм, коммуникабельность, желание работать и развиваться.

Кто виноват?

Депрессия не падает как снег на голову и не появляется из «неоткуда». Она подкрадывается медленно и уверенно, и для нее причины есть всегда: небольшая заработная плата, отсутствие взаимопонимания с начальством, плохое отношение в коллективе.

Начаться катастрофа может очень просто – с непонимания. Когда человек берется за новую работу, он полон энергии и новых идей. Но не стоит забывать, что сотрудник еще может много не знать и не уметь. Если предоставить человека самому себе и не работать с ним должным образом, это может привести к неприятным последствиям. Работник не понимает, что он должен делать, как и почему. Появляется рассеянность и совершается большое количество ошибок.

Непонимание может смениться раздражением. Сотрудник работает с тем же усердием, однако, не имея четких распоряжений и достойного вознаграждения за собственный труд, у него начинают зарождаться чувства несправедливости, бессилия и огорчения. Действительно – зачем работать больше, если никто этого не ценит?

Если не принять меры, то данная ситуация может привести к разочарованию коллеги в сотрудничестве и снижению его работоспособности до минимума. Отношение к работе становится апатичным, человек стает не контактным. Если отношение сотрудника к работе и к начальству становится пренебрежительным и озлобленным, то это может означать только одно — сотрудничеству конец.

Что делать?

Не забывайте, что «руководитель» — это не только престижная должность, но и большая ответственность за работу коллектива и условий, в которых люди будут трудиться. С самого начала, с приема на работу нового сотрудника, необходимо уделять ему должное внимание. Любому новичку просто необходимы помощь и поддержка руководства в работе и внедрении в коллектив.

Для каждого работника очень важным является как материальное вознаграждение за собственный труд, так и здоровое отношение в коллективе. Эти два критерия имеют большое влияние на повышение продуктивности работы сотрудников. Не стоит забывать, что людям необходимы не только четкие указания в работе, но и определенная свобода для возможности самостоятельного развития и усовершенствования собственных профессиональных качеств. И, конечно же, мотивация персонала. Какая не была бы мотивация, она должна быть интересной и общедоступной. Достижение поставленных целей должно оцениваться руководством и коллективом. Не стоит пренебрегать и в предоставлении возможности карьерного роста на конкурсной основе.

Не игнорируйте появившиеся первые симптомы заболевания, лучше делайте его профилактику!

investtalk.ru

Депрессия на работе: 10 опасных профессий

Некоторые профессии депрессивней других. Причиной того зачастую становятся повышенный уровень стресса, ненормированный рабочий день и слабая предсказуемость: в группу риска попали 10 следующих профессий.

1. Работники детских садов и домов престарелых

Люди, лично заботящиеся о здоровье и самочувствии других, чаще страдают депрессией: на подавленное состояние жалуются 11% представителей этой профессии (среди безработных это число достигает 13% и 7% среди общего населения).

Рутинные обязанности работников этой сферы включают кормление, купание и заботу о своих подопечных, которые зачастую неспособны проявить благодарность из-за тяжелой болезни, юного возраста или по личному нежеланию.

2. Официанты

Чуть реже депрессией страдают работники сферы обслуживания питания — официанты. Они, как правило, получают самую низкую зарплату при потрясающем уровне стресса, когда ежедневно множество людей говорит им, что делать. В среднем, 10% людей, работающих, в этой сфере, отмечали случаи больших депрессивных эпизодов, однако женская половина сотрудников страдает и того чаще — 15%.

Причиной депрессии официанты называют отсутствие благодарности за труд, грубость и большую физическую нагрузку.

3. Социальные работники

То, что социальные работники оказались почти на вершине этого списка, не удивительно. Занимаясь проблемами детей, подвергаемых насилию, и семей в эпицентре невообразимых кризисов, вдобавок постоянно сталкиваясь с бюрократическими проволочками, эти работники пребывают под стрессом практическим 24 часа в сутки. Они отмечают, что работа с самыми нуждающимися гражданами требует огромной психологической отдачи и сопереживания и признают, что их коллеги зачастую «сгорают» на работе.

4. Медицинские работники

Доктора, медсестры, терапевты и другие работники медицины постоянно становятся свидетелями человеческих страданий. К тому же, их рабочий день в большинстве случаев не поддается нормированию. Постоянная физическая и моральная усталость в купе с ответственностью за здоровье и жизни пациентов — гарантированная формула стресса и депрессии.

5. Актеры, писатели, артисты

Эти профессии «грешат» непостоянством зарплаты, рабочих часов и одиночеством. Люди искусства чаще других становятся склонными к различным психологическим нарушениям. На эпизоды депрессии жалуется 9 процентов работников искусства.
Им свойственно маниакально-депрессивное расстройство, причем часто не оказывающееся под наблюдением у специалистов.

Потребность в учителях всегда только росла. Им часто приходится работать дополнительные часы, а также брать работу на дом.

Давление на учителей может оказываться с разных сторон — детей, родителей и самих школ, выставляющих им зачастую противоречащие друг другу требования.

7. Администраторы

Люди этой профессии сталкиваются с классическим сочетанием высоких требований и минимального контроля за ситуацией.

Они принимают указания со всех сторон, при этом имея минимальную возможность контролирования ситуации. К тому же, непредсказуемость заданий и отсутствие благодарности за их выполнение усиливают стресс и часто заканчиваются депрессиями.

8. Рабочие по ремонту

Ненормированный рабочий день и вызовы, отсутствие стабильности в рабочих часах в зависимости от сезона, частые ночные смены, плюс невысокая зарплата. Эта работа может стать причиной депрессивных расстройств еще и по причине изоляции и постоянного одиночества.

9. Финансовые консультанты и бухгалтеры

Стресс. Стресс. Стресс. Большинство людей предпочитают не сталкиваться даже с собственными финансовыми планами и счетами. А какого раскладывать по полочкам отчетностей тысячи и миллионы долларов других людей?

Эта профессия требует титанической ответственности, а если что-то пошло не так. И клиент теряет деньги, в свой адрес можно услышать не только нелестные выражения, но и повышенные тона.

10. Продавцы

Хотя эта профессия лишь десятая в списке, она грозит работникам не меньшее количество поводов для депрессии и стресса.
Многие продавцы работают на комиссионные, а значит, вы никогда не уверены точно, какой окажется зарплата на этот раз. Работа на результат требует огромной отдачи и сил, а нескончаемое общение с покупателями — выдержки.

Материалы по теме

Вы совсем недавно «сделали» грудь или только размышляете об операции к следующему пляжному сезону? Тогда.

Первое, что мы замечаем в человеке при встрече — это, конечно, глаза. С годами морщинки.

Признанный факт: наши четвероногие друзья любят целоваться! И хотя это проявление преданности и любви может.

Если вам не понаслышке знакомы желудочные волнения и подташнивание после особенно плотного обеда или после.

Каким бы умным и начитанным ни был подросток, какие бы отличные оценки он ни получал.

zdorovie.com

Александр Косован : Как справиться с затяжной депрессией

Несколько месяцев или даже лет вы боретесь с плохим настроением, сонливостью и апатией. Возможно, у вас депрессия. Врач-психиатр, сотрудник Центра психического здоровья РАМН Татьяна Крылатова рассказывает, когда пора бить тревогу, где искать врача и как это лечат

2 ноября 2017 13:25

Кто может заболеть депрессией

В России от депрессии страдает около 10 процентов населения. У женщин она встречается чаще, но у мужчин протекает тяжелее. В группе риска — подростки (считается, что каждый пятый российский подросток — в депрессии), люди с генетической предрасположенностью и представители интеллектуальных и творческих профессий. Те, кто занимается физическим трудом или спортом, рискуют меньше.

Когда нужно обращаться за помощью

К врачу пора, когда у вас появляется депрессивная триада: подавленное настроение, заторможенность интеллектуальной деятельности и снижение физической активности. Депрессия возникает из-за проблем с выработкой одного из трех нейромедиаторов — серотонина, норадреналина, дофамина. По симптомам врач определит, с каким именно нейромедиатором проблема, исходя из этого подберет препараты и выстроит курс лечения.

Где искать врача

Выбор врача зависит от ваших возможностей. При обращении в поликлинику по полису ОМС услуги психиатра будут бесплатными, а лечение, скорее всего, стандартизированным. В частной клинике можно выбрать врача, вызывающего у вас доверие, и рассчитывать на индивидуальный подход, но за это придется платить, а применяемые методики могут оказаться экспериментальными. Наиболее эффективную помощь окажут в специализированной клинике, такой как Институт психического здоровья в Москве или НИПНИ им. В. М. Бехтерева в Санкт-Петербурге. Как правило, в таких учреждениях прием ведут лучшие профильные специалисты, а лечение проводится по проверенным схемам.

Как лечат депрессию

Депрессию лечат антидепрессантами. Лекарства часто дают побочные эффекты, такие как сонливость, вялость, тошнота, головокружения и т. д., поэтому врач дополнительно прописывает компенсирующие препараты. Если депрессия реактивная, то есть является реакцией организма на стресс, курс лечения может длиться от пары месяцев до нескольких лет. В случае генетических нарушений (так называемая эндогенная депрессия) таблетки придется принимать всю жизнь. Медикаментозному лечению может сопутствовать психотерапия. К основным способам лечения врач может добавить другие, например, лечение светом или дыхательно-релаксационный метод.

Несмотря на то что современная медицина предлагает эффективные методы лечения депрессии, даже в государствах с высоким уровнем доходов его получают менее 50 процентов заболевших: люди не верят, что депрессия — тяжелая болезнь, и думают, что «плохое настроение» само пройдет.

Зачем лечить депрессию

В мире ежегодно совершается 800 тысяч самоубийств, а попыток покончить с собой — в разы больше. Одна из главных причин суицида — депрессия. Состояния, которое приведет к самоубийству, можно избежать, если своевременно начать лечение.

snob.ru