Исаев д н умственная отсталость детей и подростков

Исаев Д.Н.. Книги онлайн

Исаев Дмитрий Николаевич — доктор медицинских наук, профессор Института специальной педагогики и психологии Международного университета имени Рауля Валленберга.

Основные научные интересы сосредоточены в области психического недоразвития и его динамики у детей, соматогенных и психосоматических расстройств у детей, психосексуального развития и полового воспитания, особенностей внутренней картины болезни у детей и др. Результатом исследований автора явились более 250 публикаций, в числе которых 12 руководств и монографий.

«Детская медицинская психология» — итог профессионального полувекового опыта автора.

Фактически, она является «психологической педиатрией», то есть той частью медицинской психологии, которая посвящена важным и нередко опасным для здоровья детей и подростков психологическим проблемам, которые возникают как в детско-подростковой клинике, так и на амбулаторном приеме. Здесь описываются особенности психических нарушений, появляющихся в случаях осложнений инфекционных и соматических заболеваний. Представлены описания психопатологической симптоматики, нередко возникающей на неполноценной психической почве (у умственно отсталых детей).

Подробно изложена клиника трудных для диагностики так называемых соматизированных расстройств, телесных нарушений при нервных и психических заболеваниях (например, соматические эквиваленты депрессии, сексуальность при неврозах).

Большое место уделено диагностике нервных и психических расстройств, встречающихся в практике как педиатра, так и психолога.

В монографии рассмотрены основные этапы истории развития половой социализации и полового воспитания.

Представлена системная модель психосексуальной дифференциации, определяются и описываются цели, задачи, принципы, содержание, пути и методы полового воспитания. Отдельная глава посвящена медико-психологическим аспектам подготовки к семейной жизни.

В книге «Умственная отсталость у детей и подростков» приведены итоги сороколетнего изучения автором и его сотрудниками клинических и патопсихологических особенностей умственно отсталых детей всех возрастов, а также подростков.

В руководстве помещены материалы, посвященные истории развития представлений об умственной отсталости, этиологии и патогенезу психического недоразвития. Излагаются современные методы многосторонней диагностики и дифференциальный диагноз умственной отсталости.

Основное место в содержании книги занимает подробное описание систематики, клинической картины разных степеней и форм умственной отсталости.

Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей.

Двусторонняя связь между психикой и телом значительно теснее, чем предполагают. Чем младше дети, тем это очевиднее. Фактически каждый больной ребенок одновременно страдает и от соматических и от нервно-психических расстройств. Постоянно переживаемые детьми эмоциональные стрессы нередко приводят к психосоматическим расстройствам. Они негативно переживаются формирующейся личностью и тем самым усугубляют возникающие нарушения здоровья. Защитные механизмы у детей еще недостаточно зрелые, и они не способны справиться с этой патологией. В результате, она становится препятствием для нормального развития или дает начало серьезным заболеваниям.

Анализ данной проблемы и пути ее решения можно найти в настоящей книге, написанной ведущим специалистом в этой области, заслуженным деятелем науки, профессором Дмитрием Николаевичем Исаевым. Книга предназначена для психиатров, психотерапевтов, педиатров, врачей общей практики, специальных и медицинских психологов.

Основные идеи книги — влияние жизненных ситуаций на развитие психических нарушений; участие в их формировании как наследственных механизмов, так и внешних факторов; наличие принципиальных возрастных различий в клинических картинах психических расстройств.

В учебнике изложены психопатологические симптомы и синдромы, а также их возрастное своеобразие. Даны представления об особенностях психических расстройств в раннем возрасте, в детстве и у подростков. Описаны методы и методики, используемые для диагностики нервно-психических расстройств у детей.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

www.koob.ru

ЛИТЕРАТУРА.

1.Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Кн. I. С. 19-24.

2. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. М.,1987.

3. Бгажнокова И. М. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка. М.: МГЗПИ, 1989.

4. Браткова М.В. , Закрепина Л.В. Пим индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью.// Дефектология. — № 5. – С. 55-60.

5. Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2. С. 5-186. Т.3. С. 5 -228. Т. 5. М., 1983. С. 16-173,231-256.

6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

7. Виноградова А. Д. Особенности личности умственно отсталого ребёнка и школьника (ВКН. Коррекционная работа во вспомогательной школе). Л., 1978.

8. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1972. С. 6-17,37-46.

9. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973.

10. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М., 1988.

11. Замский X. С. История олигофренопедагогики. М., 1980. Гл. 10.

12.Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1969.

13. Иванова Н.Н. Поблемы социальной адаптации детей с интеллектуальным нарушением в раннем возрасте. // Дефектология № 3. -2004. – С.27-32.

14. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.:Речь, 2003.

15. Коломинский Н. Л. Развитие личности умственно отсталого ребёнка и школьника. Киев, 1978.

16. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми.ю имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. М, Владос. 2004.

17. Красовский Т.В., Шармина С.Л. Дети с синдромом Дауна: профилактика социального стротства и медико-психолого-педагогическая реабилитация. // Дефектология. — № 1. – С. 78-85.

18. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

pedlib.ru

Загрузить Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков

Настоящее руководство выходит четверть века спустя после аналогичных публикаций. В нем подведены итоги сорокалетнего изучения автором и его сотрудниками клинических и патопсихологических особенностей умственно отсталых детей всех возрастов, а также подростков. В руководстве помещены материалы, посвященные истории развития представлений об умственной отсталости, этиологии и патогенезу психического недоразвития. Излагаются современные методы многосторонней диагностики и дифференциальный диагноз умственной отсталости. Основное место в содержании книги занимает подробное описание систематики, клинической картины разных степеней и форм умственной отсталости. В отличие от традиционных представлений сделан акцент на существовании позитивной динамики развития психических нарушений при умственной отсталости, а также на нередко наблюдающихся негативных изменениях в ее клинической картине: декомпенсации, невротические, поведенческие и психотические расстройства, осложняющие социальную адаптацию этих детей и подростков. Большое внимание уделено современной терапии, коррекционно-педагогическим мерам и реабилитации детей и подростков с отклонениями психического развития, которые осуществляются в семьях и специальных образовательных учреждениях.

Руководство предназначено всем специалистам, работающим с умственно отсталыми детьми и подростками: врачам, специальным психологам, педагогам (дефектологам), реабилитологам, социальным работникам и может быть полезно для родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

forum.myword.ru

Исаев Д.Н. «Умственная отсталость у детей и подростков»

«Виды поведенческих расстройств у детей и подростков с УО»

Побеги из дома (интерната) и бродяжничество

Побеги из дома (интерната) и бродяжничество выявляются у 4 % от всей популяции умственно отсталых детей. Среди выпускников вспомогательных школ их 16,5 %, а среди направленных в сихиатрическую больницу 70% детей и подростков с побегами. В трети случаев уходы из дома сочетаются с делинквентностью. Большая часть из убегающих детей – мальчики.

Первые побеги происходят из страха наказания или как реакция против чрезмерных требований, жестокого обращения, расправ со стороны родителей или товарищей, а также из-за опасной для ребенка ситуации в семье.

Позже уходы преобретают условно-рефлекторный стереотип. В редких случаях у детей с УО, обычно вызванной органическим поражением ЦНС, уходы из дома являются выражением истинной дромомании.

Дети начинают убегать в 8-10 лет, максимальное же количество уходящих из дома падает на младший подростковый возраст.

Агрессия к родителям, воспитателям, сверстникам умственно от­сталых детей, как правило, необычно жестока, нападения или драки совершаются без достаточного понимания опасных последствий на­носимых повреждений. Наряду с физической агрессией нередко отме­чается и вербальная агрессия. Такое поведение характерно для 2,5% учеников выпускного класса вспомогательной школы. Часто их агрес­сивное поведение — прямое повторение того, что дети сами испыты­вают от других людей. Упрочению этого поведения способствует нега­тивный пример родителей, старших ребят в интернате или школе.

Аутоагрессия, как правило, возникает в ответ на обиды, наказания и другие конфликты со взрослыми или старшими детьми. Дети бьют себя по голове, царапают лицо и тело, наносят на кожу порезы, рвут волосы. В дальнейшем эти действия повторяются при любых встретившихся трудностях. Аутоагрессия чаще наблюдается удевочек, чем у мальчиков.

Повышенная аффективная возбудимость

Встречается у 11,8% всех детей с умственной отсталостью, обычно сочетается с проявлениями общей психомоторной расторможенности. Среди учеников последнего класса вспомогательной школы это нару­шение поведения отмечается в 23,7% случаев. Часто возникающие по незначительному поводу или без видимой причины вспышки аффекта проявляются разрушительными действиями, грубостью, необдуманны­ми поступками. Аффективные разряды у детей нередко предшествуют их агрессивности. Обычно с возрастом число ребят с этим нарушени­ем поведения не увеличивается.

Грубость, как правило возникающая на фоне аффективной неустой­чивости, раздражительности, выражается в дерзких оскорбительных и иногда нецензурных ответах старшим на их справедливые замечания или просьбы. Нередко это стереотипные примитивные штампы, часто повторяемых ругательств, которые выкрикиваются каждый раз в со­стоянии раздражения, разочарования. Чаще проявляют грубость стар­шие дети и подростки.

Проявляется либо непослушанием, упрямством, либо постоянным отказом от выполнения любых поручений просьб и нежеланием об­служивать себя.

Отказ от обучения

Первоначально детьми не выполняются домашние, школьные за­дания, затем появляется тенденция избежать под благовидными пред­логами посещения уроков, а в дальнейшем и полное игнорирование школьных занятий. В старшем возрасте такое поведение распростра­нено больше. Среди детей, отказывающихся от посещения школы, преобладают мальчики.

Параутистическое поведение — своеобразное стойкое девиантное поведение. Характерная особенность этого состояния — снижение ак­тивности, отсутствие побуждений даже к элементарным видам деятель­ности, выраженная интравертированность, формальное общение с окружающими лицами, общая или избирательная потеря контактов (преимущественно речевых), пассивный протест (негативизм), сопро­вождающийся гримасами. Ограничение представлений, недостаточ­ность чувственной насыщенности. Отсутствие эмоциональных реак­ций при общении с окружающими сочетается с эпизодически возни­кающими состояниями двигательного возбуждения, развязным и дурашливым поведением. Развивается это состояние у умственно от­сталыхдетей, имеющих эмоциональную и коммуникативную недоста­точность. Этот синдром снижает возможности приобретения знаний, увеличивает интеллектуальную и речевую недостаточность (Була-хов Л. А. и сотр., 1984).

Дисфорическое расстройство поведения

Дисфорическое расстройство поведения характеризуется почти по­стоянным эмоциональным напряжением с нарастающей раздражитель­ностью, тревожным беспокойством, капризной плаксивостью или хму­рым недовольством. Замечания, несогласия, требования взрослых или конфликты с детьми могут привести к разрядке накапливающегося напряжения в форме бурных аффективных вспышек с разрушитель­ными действиями или агрессией.

Неустойчивое расстройство поведения

Неустойчивое расстройство поведения отличается отсутствием устойчивых мотивов поведения, повышенной внушаемостью, выра­женной зависимостью настроения от внешних влияний. Отсутствие са­мостоятельности и инициативы, повышенная внушаемость приводят, как правило, к антиобщественным формам поведения: бродяжниче­ству, алкоголизации, воровству, раннему началу половой жизни, воз­никающим главным образом по механизму имитации.

Патологически измененные влечения

Патологически измененные влечения обнаруживаются у 21,3% вы­пускников вспомогательной школы. В популяции умственно отсталых детей наиболее часто выявляются агрессивные садистические прояв­ления (1,3%). Другие патологически измененные влечения, клептома­ния и пиромания, встречаются реже. Воровство

Воровство у мальчиков отмечается в два раза чаще, чем у девочек. С возрастом количество детей, берущих чужие вещи, возрастает вдвое. Меняется и характер краж. Старшие воруют более ценные вещи и де­лают это нередко совместно с другими. Вначале уносят из дома мелкие деньги или малоценные вещи. Затем воруют продукты и вещи в мага­зинах и на рынках, угоняют велосипеды. Умственно отсталые дети пер­воначально выполняют пассивную роль, поддаваясь уговорам старших. В дальнейшем некоторые подростки сами пытаются «организовать» младших на ограбление киосков, пустующих дач или других объектов. Как правило, в процессе любого воровства или грабежа умственно от­сталые берут малоценные безделушки, а не дорогостоящие вещи. Они не могут распорядиться попавшими в их руки вещами, бросают, выме­нивают с убытком для себя или отдают случайным людям.

Активное, не соответствующее возрасту, сексуальное поведение

Наблюдается у умственно отсталых девочек в полтора раза чаще, чем у мальчиков. Сексуальная активность у девочек начинается раньше, чем у мальчиков. Девочек младшего школьного возраста с сексуально рас­пущенным поведением поступаете психиатрическую больницу в три раза больше, чем мальчиков. Это девочки, мастурбирующие, обнажающие­ся, стремящиеся к лицам противоположного пола в состоянии сексу­ального возбуждения, рассказывающие о своем сексуальном опыте или забирающиеся в постели к другим девочкам. В подавляющем большин­стве случаев они сами в прошлом подвергались совращению. Наряду со сверстниками или старшими мальчиками умственно отсталых девочек развращают взрослые, в том числе и в собственной семье. Среди старших девочек — чаще отмечается раннее начало половой жизни, промискуи­тет. Как правило, их половая жизнь начинается после изнасилования.

Госпитализация мальчиков нередко также бывает связана с сексу­альной активностью, проявляемой в отношении представителей того же пола. Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуслав­ливается ситуацией. Часто он проявляется в закрытых учебных заведе­ниях. У младших подростков эта девиация может обуславливаться совращением, развращением, подражанием и принуждением. Эта де­виация чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у жен­ского. Возможность возникновения преходящего гомосексуализма объясняется недостаточной зрелостью полового влечения. Однако чаще это следствие совращения старшими подростками и даже взрослыми. Истинный сексуальный интерес этих подростков, как правило, сосре­дотачивается на лицах противоположного пола. В отличие от девочек, мальчики меньше ведут разговоров на сексуальные темы. Они предпо­читают действие: раздевают других, рисуют картинки порнографичес­кого содержания.

Начало половой жизни до полного физического созревания также рассматривается как девиация. К сексуальным девиациям относят и подростковый промискуитет.

Первая проба алкогольных напитков обычно происходит в 13-14 лет, причем у умственно отсталых мальчиков в два раза чаще, чем у девочек. С возрастом аддиктивное поведение охватывает в три раза больше старших подростков, чем вначале. В связи с тем, что у умствен­но отсталых подростков плохая переносимость алкоголя, у них дольше сохраняются защитные реакции (рвота, тошнота и т. д.). Этим, по-ви­димому, отчасти можно объяснить, что только у пятой части госпита­лизированных подростков обнаруживается зависимость от алкоголя.

Вдыхание паров бензина, клея, гуталина и зубной пасты, как пола­гают, встречается только у умственно отсталых мальчиков. При этом у младших школьников это пристрастие наблюдается чаще, чем у под­ростков.

Возрастные и другие особенности поведения умственно отсталых

В младшем дошкольном возрасте поведенческие нарушения обна­руживаются лишь у 0,3% детей. При этом преобладают импульсивно-эпилептоидные проявления и повышенная аффективная возбудимость.

В старшем дошкольном возрасте число таких детей увеличивается до 2,9%. Возрастает число детей с повышенной аффективной возбуди­мостью (76,9%). Наряду с импульсивными и эпилептоидными прояв­лениями возникают психическая неустойчивость, «клептомания», бу-лимия, агрессивно-садистическое поведение.

Во многих случаях этиология нарушенного поведения — те же по­следствия органических повреждений головного мозга, которые вы­звали и интеллектуальную неполноценность. Аффективная возбуди­мость у многих умеренно и тяжело умственно отсталых лиц именно такого происхождения.

«Психолого-педагогическое изучение готовности школе учащимися с нарушениями интеллектуального развития»

1 группа (10 учащихся)

Без опыта специальной подготовки (домашние дети), нигде не обучались

2 группа (13 учащихся)

Дети, поступившие в первый класс из специальных детских садов

3 группа (12 учащихся)

Дети из общеобразовательных школ

1. повторение заданного ритма

2. Картинки с нелепыми ситуациями

3. Методика оценки первоначальных математических представлений у детей

4. Задания для определения уровня сформированности первоначальных математических у детей с нарушением интеллекта

5. Срисовка с доски и самостоятельное продолжение узора

6. Классификационный анализ сюжетной картинки

7. Чтение схем-слов (звуко-буквенный анализ)

Таким образом получилось:

1 группа – 3,8 баллов – самый низкий

2 группа – 2 балла – самый высокий

4.

Схема развития продуктивных видов деятельности

В младшем дошкольном возрасте конструирование, лепка, рисование и аппликация тесно переплетаются с игрой.

Развитие продуктивной деятельности связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребенка (у нормально развивающихся детей к началу дошкольного возраста уже накоплен определенный графический опыт, некоторый запас графических образов, правда, еще очень примитивных).

В рисунках более старших детей, обучение которых осуществляется без учета их психического развития, почти не встречается игрового и речевого сопровождения, изображения людей, животных, т.е. тех объектов, которые составляют основное содержание детского изобразительного творчества.

studopedia.ru

Необучаемый ребенок в семье и обществе

48. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1981.

49. Жутикова Н. В, Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога. М., 1990.

50. Забрамная С. Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбеци-лов. М., 1979.

51. Забрамная С. Д. Некоторые особенности эмоциональной сферы детей с болезнью Дауна // Изу­чение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1978.

52. Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М., 1988.

53. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.

54. Замский X. С. История олигофренопедагогики. М., 1980.

55. Замский X. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995.

56. Занков Л. В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М., 1954.

57. Занков Л. В. Облик умственно отсталого школьника // Известия Академии педагогических наук РСФСР. 1951. Вып. 37.

58. Занков Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. М., 1935.

59. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939.

60. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.

61. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М„ 1979.

62. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.

63. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2000.

64. Зотова А. М. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социаль­ной адаптации //Дефектология. 1995. № 3.

65. Иванов Е. С, Исаев Д. И. Чтотакое умственная отсталость. Руководство для родителей. СПб., 2000.

66. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

67. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982.

68. Исаев Д. Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства вдетском возрасте. СПб., 1994.

69. Исаев Д. Н. Психология больного ребенка: Лекции. СПб., 1993.

70. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996.

71. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003.

72. Исаев Д. #., Каган В. Е. Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты. Л., 1988.

73. Исаев Д. #., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.

lib100.com