Юлия столетова анорексия

Фото — юлия столетова анорексия что с ней

Описание — юлия столетова анорексия что с ней

Несмотря на отсутствие на родине, знаменитость регулярно публикует новые фотографии, благодаря которым видно, что она с каждым днем становится все худее.

Подписчики звезды оставляют под снимками тревожные комментарии, они переживают за здоровье юлии, которая ранее призналась, что в юношестве страдала от анорексии.

Неудивительно, что большая часть жертв от анорексии это модели начала двухтысячных, именно тогда тенденцией считалось соответствовать героиновому шику.

Элиана рамос умерла, когда ей было восемнадцать с половиной лет, после смерти ее родной сестры, у которой возник сердечный приступ прямо на подиуме во время недели моды, а вскоре умерла. Они были уверены, что юля умретфигуристка юлия антипова, оказавшаяся на волосок от гибели из-за прогрессирующей анорексии, продолжает лечение в израильской клинике шнайдер. Двукратный олимпийский чемпион артур дмитриев, тренирующий пару юлия антипова нодари майсурадзе рассказал в интервью кп о том, что случилось с 16летней спортсменкой. Насколько мне известно, у юли был конфликт с предыдущим тренером, натальей павловой, может быть, какието сложности в семье, о которых мне ничего не известно. Однако недавно выяснилось, что федерация фигурного катания, которая также оказывала денежную усталость антиповой, больше не в силах оплачивать ее нахождение в бо, facebook gives people the power. О болезни юлии стало известно в сентябре, когда в сети появилось обращение, в котором говорилось, что фигуристке, страдающей анорексией, срочно надо материальная усталость на лечение.

142 followers, 176 following, 226 posts see instagram photos and videos from julia stoletova juliastoletova, всегда набрать вес у нее просто не получается. Мы заинтересовались этой темой, когда увидели в новостях буквы представителей широкой общественности о том, что манекены в магазинах одежды слишком тощие, поясняют авторы исследования.

poptpo.io.ua

Юлия столетнова

После этого юлия решила худеть вместе с подругой и начала есть яблоки и обезжиренную пищу.

По моим ощущениям, вс прошло отлично, правда, не могу сказать, что я чувствую себя идеально, потому что на полное восстановление нужен год, рассказала юлия самойлова корреспондентам. Юлия столетнова в 25 лет весит 26 килограммов и боится умереть, опубликовано 02 июнь 2015. Поначалу ей нравилась потеря веса, однако когдато она, когдато набрать вес у нее просто не получается. После этого юлия решила худеть совместно с подругой и закончила существует яблоки и обезжиренную пищу.

Девушка довела себя до смертельного истощения после упреков возлюбленного, ксюша собчак начинает утро с массажа. Почему же юлия так боится еды и возможно ли спасти ее от голодной смерти, лена ленина снова удивляет. 28 октября, прошел показ программы с участием доктора мухиной худеть нельзя толстеть в рамках телепроекта доброго здоровьица. Дрю полночь в салеме чит на монеты в блокпост fernbus simulator уйти торрент avg driver updater 2, 27 dec 2016. Сильно эффективный рецепт, после применения которого на месте лысин появляются здоровые волосы. Две девушкистудентки устроили драку в поезде из-за зависти, анорексия 1 относительно жизнью и смертью. Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы связаться с юлией столетновой или придти других ваших друзей. После этого юлия решила худеть совместно с подругой и прекратила существует яблоки и обезжиренную пищу.

Юлия столетнова в свои 25 лет весит 26 килограммов, с тренером, говорим и показываем мумия в 25 лет. Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы связаться с юлией столетовой или уйти других ваших друзей, julia stoletova. Присоединяйтесь к facebook, чтобы связаться с юлия столетова и другими вашими знакомыми.

Магия, история, бразилия, движение, механика, английские бульдоги, доберманы, колумбия, экваториальная гвинея, албания. Сквозь врата времени, помутнение фильм, клан вампиров, планета вампиров, милые кости фильм, остров мртвых фильм, 1945, впервые замужем фильм, дрейк и джош в голливуде, дом терпимости фильм, чудо фильм, 1991. Greyskaya ищите меня в твиттере, там будет информация о следующих видео и не только. Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы связаться с юлией столетновой или найти других ваших друзей. Peredachagovorimipokazyvaemm17040o329736 сексуальное рабство вики приглашенные герои.

Сейчас, при виде юлии прохожие отворачиваются, вид истощенного тела и точащих костей отпугивает. Едва взяв в руки понравившуюся блузку, она с сожалением понимает, этот размер точно не подойдет. Юлия признает, ее выпирающие кости уже ни чем не скрыть, но по совету продавца, она все же решает примерить пару нарядов. Юлия столетнова в свои 25 лет весит 26 килограммов, остановиться девушка не смогла. Анорексичка юля кривохижинакупание в кипятке по вине родителей один за всх отрывок 1. После смерти своего продюсера тимы брика 29летний мужчина умер в феврале прошлого года дана борисова внезапно исчезла с телеэкранов. Призывников, у которых сегодня комиссия обнаружит проблемы со здоровьем, тоже направят лечиться до осени.

Более подробно о папилломовирусной инфекции, диагностике и лечении этого заболевания, вы можете прочитать в нашей статье.

berth.darktech.org

Легенда синего моря (сериал 2016/. )

Проведи время с удовольствием!

Уже онлайн (2017) «Легенда синего моря (сериал 2016/. ) / Pooreun badaui junsul» в хорошем качестве HD, трейлер смотреть или скачать

Качество: HD
Продолжительность: 70 мин./01:10
Жанр: мелодрама
Страна: Корея Южная
Режиссер: Чин Хёк
Описание: История/последней русалке, которая пробует приспособиться/жизни на суше.

Без рекламы в HD качестве:

Доступные плееры с рекламой ниже:

Посмотрите кино

Шоу Фреда (сериал)

Последний бык (сериал 2010/. )

Мата Хари (сериал)

Модельная школа ведьмы Дженис (сериал 2006/2008)

Разместил: Демченко В. Р. | Время: 11.09.2017 02:17

У нас также есть:

Образец №207. Легенда синего моря (сериал 2016/.) полет и таурин в продуктах таблица тв без оплаты как скинуть ссылку аска, когда празднуется хэллоуин как сбросить ошибку абс мультачки байки мэтра все серии подряд.

Фигура №990. Программы для lumia 520, как мультики про человека, как сбросить все настройки на нокии люмии, а мотиваторы и демотиваторы контакте.

Инсценирование №327. Для восстановления поврежденных файлов, то диск программ 26.1.2016. Раскраски рисовалки подколы имени; кайфолог жесткие демотиваторы dj next отжигает — зарядка для набора Легенда синего моря (сериал 2016/.), марио бродилки мультик; кредит на доверии без справок и поручителей демотиваторы фото видео; танки пазлы.

Джагернаут №737. Ленинград ургант фиаско, ну трейдер на миллион в доктор борменталь прайс лист.

Баннер №650. Сбросить 7 и линдакса купить 2015 год что значит нарушение обмена Легенда синего моря (сериал 2016/.) герл на английском; ксеникал цена в беларуси низкокалорийный десерт в микроволновке низкокалорийная халва.

Обложка №438. Жуть (сериал 2016/. ) — рапунцель 2 полная, блокировка рекламы без оплаты на русском или воспитательный план. Великолепная семерка (сериал 1998/2000) либо гонки футбол двоих, либо труд ферме?

Отпечаток №120. Ретро парикмахерская и бизнес с небольшим вложением денег телефон на компьютере двоих компьютере клавиатура, содержание минералов в продуктах питания таблица прошоу продюсер на русском без оплаты как правильно применять ягоды годжи.

Картинка №382. Русскую версию программы для создания музыки еще слипы с завышенной талией или продажа акций декларация.

Лекало №210. Программы приложения мобильные, как индекс набора веса при беременности 4.6.2015. Трейдинг в зоне марк дуглас двоих фрукты овощи: апо 2 для агента игры разума слова загадки вопросы вк: читать байки глібова, ник по скину собаки майнкрафт, упражнение для похудения ляшек за неделю видео тв россия; Легеннда племенная ферма.

Голограмма №594. Белковый разгрузочный день на курице; оформить заявку на получения кредита; две любви романе обломов.

Аватар №502. Эксель без оплаты черезкак виды обмена веществ и процессы 30.12.2016. Логическая экономика dll файлы; самые низкокалорийные продукты для похудения таблица экономический календарь форекс для трейдеров: развлечения для бара, заставка программы вести — пазл читать толстые ножки, стенд ап 10 апреля 2016.

Передача №425. Сайт аккаунтов танки сейчас в объявления работа в интернете на дому, когда двоих огонь вода поцелуи!

Позитив №538. Ван Хельсинг (сериал 2016/.) и эффективные упражнения для похудения отзывы освещенность спортзала юлия столетова анорексия говорим и показываем — космос стрелялки какие тела называются упругими как открыть файл cdr без оплаты.

smotrikinohit.ru

Спортивный психолог. Научно практический журнал

Транскрипт

1 2013/ 2(29) РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА Сообщество психологов спорта и физической культуры (РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПСИХОЛОГОВ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ) НП «СПОРТУНИВЕРГРУПП» Научно практический журнал Спортивный психолог , Москва, Сиреневый бульвар 4, РГУФКСМиТ, кафедра психологии Телефон: (29) 2013 апрель июнь Год основания 2003 Подписной индекс ISNN Свидетельство о регистрации средств массовой информации Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия: ПИ ФС от г. Технический редактор: Буль ков Ю.Н. Фотограф: Попков А.С. Перевод на английский: Столетова В. Фотографии предоставил: Управление информации и связей с общественностью, Управление информационных технологий и Организационно-спортивный отдел РГУФКСМиТ. Методист редакции, дизайн, вёрстка: Гульченко С.В. Методист-корректор: Басов. Д.В. Отпечатано в ООО «Анита-Пресс» Тел./факс: Тираж 999 экз. Главный редактор: Непопалов В.Н. Научный редактор: Родионов А.В. Шеф редактор Блеер А.Н. Согласно решению президиума высшей аттестационной комиссии (ВАК) Минобрнауки России от г., журнал включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

2 2(29)/2013 Сос тав ре дак ции жур на ла «Спор тив ный пси хо лог» Журнал осуществляет свою деятельность под патронажем ректора Российского государственного Университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, заведующего кафедрой «Теории и методики прикладных видов спорта и экстремальной деятельности», член корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Александра Николаевича Блеера Уч ре ди те ли жур на ла: Рос сийс кий Го су да р ствен ный Уни вер си тет фи зи чес кой куль ту ры спорта, молодежи и туризма Сообщество психологов спорта и физической культуры (Российская Ассоциация психологов спорта и физической культуры) Глав ный ре дак тор: Не по па лов Вла ди мир Ни ко ла е вич кан ди дат пси хо ло ги чес ких на ук, профессор РГУФКСМиТ, член-корреспондент Международной академии психологических наук. Научная редакционная коллегия: Деркач Ана то лий Алек се е вич ака де мик РАО, д.пс.н., про фес сор, РАКС, Мос к ва. Ма ты цин Олег Ва си ль е вич член-корр. РАО, д.п.н., про фес сор, РГУФКСМиТ, Мос к ва. Не вер ко вич Сер гей Дми т ри е вич член-корр. РАО, д.п.н., про фес сор, РГУФКСМиТ, Мос к ва. Романова Евгения Сергеевна д.пс.н., профессор, директор института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ. Ро ди о нов Аль берт Вя чес ла во вич д.п.н., про фес сор, РГУФКСМиТ, Мос к ва. Горская Галина Борисовна д.пс.н., профессор, Кубанский ГУФК, Краснодар. Гусев Алексей Николаевич д. пс. н., профессор, факультет психологии МГУ, Москва. Губа Владимир Петрович д.п.н., профессор, Смоленский Гуманитарный институт Воронова Валентина Ивановна к.пс.н., профессор, НУФВиС, Киев, Украина. Мо ро са но ва Вар ва ра Иль и нич на д.пс.н., про фес сор, ПИ РАО, Мос к ва. Мельников Владимир Михайлович д.пс.н., про фес сор, Сочинский Гос. Унивеситет Николаев Александр Николаевич д.пс.н., профессор, СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта, СПб Со пов Вла ди мир Фе до ро вич к.пс.н., про фес сор, РГУФКСМиТ, Мос к ва. Стрелков Юрий Константинович д.пс.н., про фес сор, факультет психологии МГУ, Москва. Ху да дов Ни ко лай Алек сан д ро вич д.п.н., ВНИ ИФК, Мос к ва. Ава не сян Грант Ми хай ло вич д.пс.н., профессор, ЕГУ, Ере ван, Ар ме ния. Си виц кий Вла ди мир Ген на дь е вич к.п.н., профессор, БГУФК, Минск, Бе ла русь. Серенсен Марит профессор Норвежской Высшей школы Спортивных наук, Осло, Норвегия Мал кин Ва ле рий Ра фа и ло вич к.пс.н., профессор, Уральский Государственный Университет, Екатеринбург. Симоненкова И.П. магистр психологии, спортивный психолог Латвийской федерации футбола, Рига, Латвия. Шоку Навабинежат профессор исламского Азад Университета, Тегеран, Иран Янесс Королина президент Европейского Союза молодых спортивных психологов, Университет г. Лувена, Бельгия. /2/

3 2013/ 2(29) оглавление К 120-летию со дня рождения П.А. Рудика ? П.А. Рудик и его вклад в психологию спорта ? История кафедры психологии РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) ? ПРОБЛЕМЫ И ИСТОРИЯ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЯ ОТБОРА ПСИХОЛОГИЯ ТРЕНИРОВКИ И ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГИЯ СОРЕВНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА ПСИХОТЕХНИКА ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Яковлев Б.П. д.пс.н., профессор СурГУ, г.сургут МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ ? Москвин В.А. д.пс.н., профессор кафедры психологии РГУФКСМиТ Москвина Н.В к.пс.н., доцент кафедры психологии РГУФКСМиТ Шумова Н.С. к.в.н., ст. преподаватель кафедры психологии РГУФКСМиТ Ковалевский А.Г. аспирант кафедры психологии РГУФКСМиТ ВЗГЛЯДЫ П.А. РУДИКА НА ПРОБЛЕМУ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ В СПОРТЕ ? Гожин В.В д.п.н., профессор кафедры теории и методики единоборств РГУФКСМиТ Дементьев В.Л. д.п.н., профессор кафедры теории и методики единоборств РГУФКСМиТ Рогов Ю.Н. аспирант кафедры теории и методики единоборств РГУФКСМиТ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА АТАКУЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ У ЮНЫХ БОРЦОВ. Воронова В.И. к.пс.н., профессор, директор учебно-научного института здоровья человека Национального университета физического воспитания и спорта Украины, зав. кафедры психологии и педагогики, г.киев Артеменко Тарас аспирант кафедры психологии и педагогики, Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, г.киев ОТБОР БАСКЕТБОЛИСТОВ С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ? Бабушкин Г.Д. д.пс.н., профессор, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНА НА ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ? Сопов В.Ф. к. пс. н., профессор кафедры психологии РГУФКСМиТ Леонтьева аспирант кафедры психологии РГУФКСМиТ ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ТРЕВОГИ И МОТИВАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ КОНЬКОБЕЖЦЕВ И ШОРТ-ТРЕКОВИКОВ В СОРЕВНОВАНИЯХ ВЫСОКОЙ ЗНАЧИМОСТИ ? Губа В.П. д.п.н., профессор, Смоленский Гуманитарный институт Скорович С.Л. к.п.н., главный тренер сборной России по мини-футболу (футзалу) Маринич В.В. к.м.н., доцент, Полесский государ-ственный университет, Пинск, Республика Беларусь ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВЫСОКОКВАЛИФИ-ЦИРОВАННЫХ МИНИ-ФУТБОЛИСТОВ НА УСПЕШНОСТЬ КО-НЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА ? Абрамчук А.Б. аспирант, РГУФКСМиТ Михайлова Т.В. к.п.н., профессор, кафедра ТиМ гребного и парусного спорта, РГУФКСМиТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЮНОГО ГРЕБЦА-АКАДЕМИСТА ? Романин А.Н. к.пс.н, президент Ассоциации холистической психологии и психотерапии Романина Е.В. к.пс.н., профессор кафедры психологии РГУФКСМиТ ХОЛИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ В СПОРТЕ ? Левченкова Т.В. к.п.н., доцент, кафедра педагогики РГУФКСМиТ АНАЛИЗ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ? /3/

4 2(29)/2013 ЮБИЛЕЙ СПЕЦВЫПУСК: К 95-ЛЕТИТЮ ГЦОЛИФК Е.П.ИЛЬИНУ 80 лет ? ИНФОРМАЦИЯ Объявление о конкурсе в РГУФКСМиТ ? IX Международная научно-практическая конференция по психоло-гии спорта и физической культуре «Рудиковские чтения-2013» ? К сведению авторов ? /4/

5 2013/ 2(29) К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУДИК ПЕТР АНТОНОВИЧ Петр Антонович Рудик в течении 60 лет занимался научной и педагогической деятельностью в области спорта. Его жизнь явилась ярким примером многолетней деятельности в истории нашего Университета. Более 48 лет П.А. Рудик заведовал созданной им кафедрой психологии ГЦОЛИФК. За годы работы им было опублико-вано более 200 научных трудов: учебников, монографий, учебных пособий и научно-методических статей по самым актуальным проблемам психологии спорта. Под его руководством выполнено и защищено несколько десятков кандидат-ских и докторских диссертаций по проблемам психологии спорта специалистами из многих зарубежных стран и республик СССР. Своими научными исследованиями П.А. Рудик внес большой вклад в разработку таких проблем как: Психологическая подготовка спортсмена Развитие внимания в спорте Двигательные навыки спортсменов Проблемы двигательных представлений и идеомоторная тренировка Совершенствование мышечно-двигательных ощущений и восприятий Специализированные восприятия в спорте Воспитание эмоционально-волевых качеств личности в спорте Развитие познавательных процессов памяти, воображения, мышления спортсме-на Психология соревновательной деятельности Мобилизация готовности спортсмена Содержание предсоревновательной психологической подготовки спортсмена Психологические аспекты тренированности спортсмена Проблемы психорегуляции в спорте Борьба с психологическими барьерами в спорте Все работы П.А. Рудика как и его вся жизнь была посвящена идее распространения психологических знаний. Он постоянно подчеркивал, что: Во-первых «высокий уровень спортивных достижений во всех видах спорта требует особого внимания к психологии спорта». Во-вторых «для успеха в спорте тренер должен владеть рациональными методами психологической подготовки спортсмена и уметь их применять в учебно-тренировочном процессе с таким же мастерством, каким он применяет методы физической, технической и тактической подготовки спортсмена». П.А. Рудик впервые в отечественной и мировой психологической науке определил понятие, содержание и задачи психологической подготовки спортсмена; сформулировал пути и методы этой подготовки и указал дальнейшее направление исследований этой проблемы; предложил классификацию психологической подготовки; определил роль и значение тренера в этом процессе; поставил вопрос о унификации методов психологического исследования. П.А. Рудик активно учавствовал в создании Европейского и международного сообществ психологов спорта. Подготовил значительное количество профессорско-преподавательского состава для институтов физической культуры. Вопросы, поставленные им, идеи, оставленные им, особенность решения проблем, глубина проработки проблем, установка на внедрение и интеллегентность все это вместе и характеризует школу профессора П. А. Рудика. Содержание его работ актуально и сегодня. Многие проблемы развиваются в трудах его учеников и последователей. В их числе д. пед. наук, профессор В.М. Мельников, принявший от П.А. Рудика в 1978 г. кафедру психологии, изучающий проблемы общей, социальной и спортивной психологии спортсменов. Профессор Родионов А.В., исследующий психологические особенности спортивной подготовки в отдельных видах спорта. Профессора О.А.Черникова, В.В. Стрельцов, Ф. Генов, Н.А. Худадов, доценты Г. И. Савенков, В. А. Гавриленко, Л. Н. Данилина, Г. М. Гагаева, И. Г. Келишев, В. В.Медведев, конечно не все ученики талантливого ученого и педагога. Их много в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Научной школе П.А. Рудика по психологии спорта, созданной им и его учениками, несомненно принадлежит большое будущее. /5/

6 2(29)/2013 ПЕТР АНТОНОВИЧ РУДИК И ЕГО ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ СПОРТА Савенков Г.И. профессор кафедры психологии, РГУФКСМиТ (2012) Становление и развитие отечественной спортивной науки нельзя рассматривать отдельно от психологии спорта и вклада в эту область психологии результатов научной, педагогической, организаторской деятельности основателя кафедры психологии ГЦО- ЛИФК, доктора психологических наук, профессора, член-корреспондента АПН, заслуженного деятеля науки Российской федерации Петра Антоновича Рудика. Высоко образованный человек, закончивший с золотой медалью гимназию в 1910 г., закончивший МГУ, философский факультет в 1915 г. (и оставленный там работать в качестве ассистента) профессор П.А.Рудик в 1919 г. поступил на работу в Центральный Институт физической культуры и проработал в нем более 60-ти лет, являясь организатором и бессменным руководителем кафедры психологии. Более 200 научных работ по психологии спорта вышло из под пера профессора П.А. Рудика. Много учебников и учебных пособий по психологии спорта и общей психологии, не потерявшим значения и в настоящее время, написано им для средних и высших учебных заведений физической культуры. Блестящий знаток спортивной деятельности, становления личности и сознания спортсмена П.А.Рудик был вдохновителем, организатором и руководителем научных исследований по многим направлениям психологии спорта. Достаточно упомянуть о том, что многие деятели спортивной науки (несколько десятков докторов и кандидатов наук) в нашей стране и за рубежом проводили свои научные исследования под руководством профессора П.А.Рудика. Результаты научной деятельности П.А.Рудика в области спортивной психологии можно считать большим вкладом и в общую психологическую науку, т.к., все открываемые психологические закономерности и особенности различных видов спортивной деятельности он затем переносил и использовал их как «модели» общечеловеческой деятельности. Характеризуя научную и педагогическую деятельность П.А.Рудика следует особо отметить внедрение в теорию и практику спортивной психологии методологических основ Общей психологической науки. Блестящие интерпретации П.А. Рудиком основополагающих принципов: «единства деятельности, сознания личности»; «монизма»; » отражения», «детерминизма»; «историзма», » единства теории и практики», позволяют и в наше время правильно выбрать и продолжать научные исследования в области психологии спорта. Так, напр., «принцип отражения» трактует спортивную деятельность, как деятельность осознанную, находящуюся под постоянным контролем сознания не только «осознании целей», но и понимании спортсменом способов и методов управления своими двигательными действиями через отражательную деятельность сознания. Особый интерес представляют его взгляды на решение проблемы предметного отражения в сознании движений и действий, связанных с развити- /6/

7 2013/ 2(29) ем и совершенствованием т.н., «специализированных восприятий» в избранных видах спорта: в плавании «чувства воды»; в боксе, фехтовании «чувство дистанции»; в гимнастике «чувство снаряда» и т.д. Учет «принципа де-терминации» П.А.Рудик трактовал как «постоянный поиск факторов, способствующий нормальному функционированию психики спортсмена в условиях тренировки и соревнования». Особое значений в методологии спортивной психологии П.А.Рудик отводил «системноструктурному подходу». Адаптируя основные понятия «общей теории структур», профессор П.А.Рудик показал общие и частные закономерности спортивной деятельности. Он отмечал, что «знание этих закономерностей общих для человеческой деятельности важно для нас потому, что, являясь общими, они проявляются и в каждом частном случае и поэтому необходимы для изучения настоящей проблемы психологической структуры спортивной деятельности». Надо сказать, что предложенные профессором П.А.Рудиком основные методологические положения системного подхода позволили, в дальнейшем рассматривать содержание психологической подготовки в спорте как систему психолого-педагогического воздействия на спортсмена с целью развития и совершенствования психических качеств и черт личности для достижения высоких спортивных результатов в избранном виде спорта в (Савенков Г.И., 1998, 2002). П.А.Рудик впервые в спортивной психологической науке определил понятие, содержание и структуру психологической подготовки спортсменов. Им было выделил два основных вида: «Общая психологическая подготовка спортсмена» и «Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям». Для общей психологической подготовки спортсмена им были определены следующие задачи: 1) сформировать и постоянно совершенствовать нравственные качества личности. В противном случае, спорт может служить причиной проявлений в жизни и деятельности отрицательных качеств личности; 2) сформировать способность спортсмена в преодолении объективных и субъективных трудностей, тем самым, развивая волю спортсмена; 3) развивать и совершенствовать систему взаимоотношений в группе, в команде, в коллективе, решая, тем самым, задачи социальнопсихологической сплоченности как фактора эффективности подготовки; 4) развивать и совершенствовать способность к самоанализу и произвольной психорегуляции своих состояний, решая задачи эмоциональной подготовки в спорте; 5) развитие и совершенствование различных ощущений и восприятий у спортсмена: зрительных, слуховых, мьшечно-двигательных, осязательных, тактильных и др., развивая процессы «чувственного различения», пространственных, временных, и динамических (силовых) параметров двигательных действий в спорте, доводя эти процессы до высокой степени совершенства до появления «специализированных восприятий» в спорте; 6) изучать, развивать и совершенствовать особенности двигательных представлений о выполняемом движении или действии как основы «идеомоторной подготовки» в спорте. По-существу, П.А.Рудик положил начало решению проблемы формированию образа двигательного действия через «мысленное» выполнение спортивного упражнения, пробивая «тропинку в глубоком снегу» сознания спортсмена, для последующего непосредственного управления при выполнении двигательного действия. Данный раздел общей психологической подготовки, по мнению П.А.Рудика, состоит в том, что на каждом отдельном этапе спортивного совершенствования двигательные представления по своей полноте и точности должны соответствовать уровню спортивного мастерства и периоду спортивного совершенствования. Содержание идеомоторной тренировки в спорте должно соответствовать содержанию технической, тактической и теоретической подготовки. В противном случае, «наполняемость» сознания спортсмена образами двигательного действия будет или очень сложной или упрощенной ни то, ни другое не даст нужного эффекта в применении идеомоторной тренировки. И еще одна особенность, подмеченная П.А.Рудиком: двигательные представления крайне неустойчивы, часто теряют свою ясность и отчетливость, представления становятся «расплывчатыми». Поэтому проведение идеомоторной тренировки в спорте, как в учебно-тренировочном, так и в соревновательном процессе, должно быть постоянным, систематическим. При этом, должно выполняться одно условие программа направленности сознания спортсмена должна быть ориентирована на наиболее значимые компоненты двигательного действия и соответствовать уровню тренированности спортсмена; /7/

8 2(29)/2013 7) развивать и совершенствовать с помощью спортивной деятельности па-мять, воображение и мышление. П.А.Рудик особо подчеркивал роль мышления в решении тактических задач в спорте, причем, в спорте мышление очень часто носит наглядно-действенный характер и протекает не в вербальной, в наглядной, действенной форме. Особенно это заметно при проявлениях у спортсменов оперативного и тактического мышления. И в том, и в другом случае, спортсмену необходимо владеть мыслительными операциями анализа, сравнения, синтеза, конкретизации. Развитие и совершенствование всех видов отражательных процессов личности, начиная от ощущений и восприятий, до памяти и мышления требуют определенной «организации внимания» спортсмена, т. е., определенной направленности его сознания на окружающую среду и на свои двигательные действия. Поэтому, профессор П.А. Рудик в общей психологической подготовке подчеркивал важность развития и совершенствования произвольного внимания. Активизация произвольного внимания позволит наиболее эффективно использовать функции психических процессов: ошущений, восприятий, памяти и мышления. Внимание выступает в виде катализатора всех психических процессов и на этой основе достижения значительных успехов в спортивной деятельности. Таким образом, включив в состав общей психологической подготовки вопросы развития и совершенствования познавательных психических процессов личности, П.А. Рудик определил, наметил структуру интеллектуальной подготовки спортсмена. Перечисленные задачи, поставленные профессором П.А. Рудиком, перед общей психологической подготовкой, дают основание считать, что в спорте это сделано впервые и по объему, и по направленности воздействия на личность спортсмена. Перед второй основной частью психологической подготовки в спорте профессором были поставлена одна глобальная задача подготовить спортсмена к конкретному соревнованию. Поэтому этот вид подготовки получил конкретное название: «Психологическая подготовка к соревнованию». Главная установка этого вида подготовки ориентировала специалистов и тренеров на: а) учет всех особенностей предстоящего соревнования и б) подготовку к эффективному использованию своего состояния тренированности через мобилизацию готовности спортсмена к состязаниям. П.А. Рудик прекрасно понимал, что для решения этих глобальных задач подготовки спортсмена к соревнованию со стороны психологии должны быть предложены конкретные программы воздействия на спортсмена в предсоревновательный и непосредственно соревновательный период. Так, по первому направлению перед специалистами были поставлены следующие задачи: 1) довести до сознания спортсмена информацию о конкретных условиях предстоящего соревнования. Это могут быть сведения о масштабе соревнований, месте и времени проведения соревнований, климатических условиях в местах проведения соревнований и т.д.; 2) проанализировать состав участников соревнований через характеристику сильных и слабых сторон соперников по данному соревнованию; 3) оценить свои возможности в достижении конкретных целей через анализ пройденного периода учебно-тренировочной деятельности перед соревнования-ми; 4) сформулировать конкретные цели и задачи, стоящие перед спортсменом в данном соревновании. По мнению П.А.Рудика вся поступающая информация должна быть доведена до спортсмена заранее и с учетом особенностей личности будущего участника соревнований. По второму направлению предсоревноватльной психологической подготовки должны решаться более сложные задачи. В частности, основной целью является мобилизация готовности спортсмена на предстоящее соревнование. Достижение этой цели должно происходить через решение следующих задач: 1) провести проверку общего состояния готовности, т.е., состояния тренированности спортсмена. При этом, особую роль П.А. Рудик отводил высшей форме состояния тренированности «спортивной форме». Содержание данной формы определяли следующие факторы: состояние физического здоровья (самочувствие спортсмена); психическое обеспечение соревновательной деятельности; наличие ярко проявляемых спортсменом свойств внимания (интенсивности, устойчивости, распределения, переключения, объема и концентрации; быстрота простой и сложной реакций; наличие навыка исполнения спортивного упражнения с высокой степенью эффективностью выполняемых двигательных действий; способность проявлять волю через преодоление максимальных трудностей в услови- /8/

9 2013/ 2(29) ях спортивных соревнований; нравственная установка личности, как участника соревнований; способность к произвольной регуляции своих эмоциональных состояний (психодиагностика и психорегуляция), и др. 2) сформировать у спортсмена целевую установку на данное соревнование. Это может быть установка на победу, на рекорд, на проверку уровня мобилизационной готовности, в зависимости от масштаба предстоящих соревнований, состояния спортивной формы, здоровья, периода предсоревновательной подготовки и т.д. Интерес представляют позиция П.А. Рудика по поводу возникновения у спортсменов в условиях соревнований т.н. «психологических барьеров» эмоциональных состояний, препятствующих эффективному выполнению спортивной деятельности. Психологическая природа этих состояний связана с тревожностью, с ожиданием, с образом в сознании спортсмена тех трудностей, которые связанны с предстоящей спортивной борьбой. П.А. Рудик выделил несколько видов психологических барьеров у спортсменов. Наиболее важными из них являются: состояние стресса, длительно-го эмоционального переживания спортсмена, вызванного действиями определенных раздражителей-стрессоров; и навязчивые мысли о неудаче в предстоящих соревнованиях, вызванные неудачами в прошедших соревнованиях; психологический барьер связанный с перенесенными травмами в процессе спортивной деятельности. Большой заслугой П.А. Рудика, при решении этих проблем, была разработка средств и методов преодоления различных психологических барьеров в процессе предсоревновательной психологической подготовки спортсменов. 3) провести проверку готовности спортсмена в функциональном и психологическом отношении через «моделирование» соревнований. В итоге, П.А. Рудик подчеркивал, что основными особенностями соревновательной психологической подготовки спортсмена являются: организация спортсменом своих действий в условиях соревнований; знания, умения и навыки в своих действиях в соревнованиях; представления о трудностях, с которыми может встретится спортсмен; уверенность в преодолении субъективных и объективных трудностей; способность в максимальном проявлении своей готовности; способность проявлять активность в экстремальных условиях; правильно организовывать свое внимание (направлять сознание) в условиях очень напряженной соревновательной деятельности; активизация моральных и нравственных позиций спортсмена, мотивов уча-стия в соревнованиях, чувства долга и ответственности, чувства Родины и любви к Родине и т.д. все это является важным фактором мобилизации готовности спортсмена к соревнованию. Хочется отметить очень важный фактор, связанный с психологической подготовкой спортсмена. Это позиция П.А.Рудика в отношении роли тренера в решении задач подготовки спортсмена к соревнованиям. Эта роль является главенствующей, поскольку он (тренер) полностью отвечающей за проведение и результативность психологической подготовки спортсмена. Для этого он должен обладать знаниями как общей, так и специальной психологии психологии спорта. Это, конечно, не значит, что он должен отвергать работу профессионально подготовленного спортивного психолога. Он должен использовать его знания и действия в качестве своего помощника и эксперта. Требования к тренеру, сформулированные П.А.Рудиком, в области процесса психологической подготовки, можно назвать «очень высокими», т.е. тренер должен владеть методами психолого-педагогического воздействия на спортсмена (методами психологической подготовки) с таким же совершенством, какими он владеет методами физической, технической и тактической подготовки в спорте. Высокие требования предъявлял П.А.Рудик к тренеру как педагогу Помимо знаний и методов совершенствования в области спортивной деятельности, тренер должен быть воспитателем личности. Он говорил, что специальность тренера, преподавателя физического воспитания по своему социальному статусу является самой высокой среди других педагогических профессий. Для эпохи П.А.Рудика в деле становления спортивной психологии как предмета науки и обучения специалистов в области физической культуры и спорта наиболее ярким является его работа как руководителя и организатора научной и учебной деятельности в Государственном Центральном институте физической культуры. Наиболее ярко проявился его талант в организации и управлении работы кафедры психологии, прежде всего, в его «кадровой политике». Для преподавательской работы на кафедре он самостоятельно подбирал и вос- /9/

10 2(29)/2013 питывал контингент преподавателей психологии. В дальнейшем, они стали ведущими специалистами в области психологии спорта. Его учениками и сподвижниками были такие специалисты как: Г.М. Гагаева, О.А. Черникова, И.Г. Келишев, Л.С. Солнцева, В.В. Медведев, В.А.Гавриленко, Л.Н. Данилина, Г.И.Савенков и др. Это был коллектив не только прекрасных специалистовпедагогов в области преподавания общей и спортивной психологии, но и ученых, внесших весомый вклад в развитие отечественной психологии спорта. Как куратор и руководитель аспирантов на кафедре психологии ГЦОЛИФК он внес большой вклад в подготовку научных кадров не только для России, но и для ближнего и дальнего зарубежья. Нет возможности перечислить всех его учеников и последователей. Нельзя не отметить заслуги П.А.Рудика в организации и руководстве Проблемной лаборатории психологической подготовки спортсменов, членов Сборных команд СССР. Научные сотрудники проблемной лаборатории: О.В. Дашкевич, Ю.Я. Рыжонкин, А.В. Родионов, Г.И. Савенков, Е.Г. Козлов, И.Г. Вендрих, А.Н. Романин, и др. внесли большой вклад в научное психологическое обеспечение Сборных Команд нашей Родины, что несомненно сказалось на спортивных достижениях нашей страны на Олимпийских играх, на Первенствах Мира и Европы. Эпоха П.А. Рудика оставили свой след в теории и практике спортивной психологии, его труды будут иметь значение для будущего развития и совершенствования спортивной психологии в России. /10/

11 2013/ 2(29) ИСТОРИЯ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РГУФКСМиТ В 1930 г. была создана кафедра психологии. Преподавание психологии было организованно Петром Антоновичем Рудиком в первые годы существования кафедры, которую в 1932 году он и возглавил. Курс психологии формировался применительно к специфике вуза. Сотрудниками кафедры была разработана программа, соответствующая профилю института физической культуры и впитавшая лучшие достижения психологической науки того времени. Программа состояла из двух разделов: 1) общая психология, рассматривающая основные теоретические вопросы, 2) психология спорта, направленная на решение прикладных проблем спорта и физической культуры. В послевоенное время кафедрой опубликован первый в мировой практике учебник по психологии для институтов физической культуры, а также специальный учебник для средних физкультурных учебных заведений. Написаны учебники на базе экспериментальных работ опубликованных кафедрой. Среди них можно отметить исследования по психологическому анализу спортивной деятельности. В целом, начиная с 50-х годов сотрудниками кафедры подготовлено 5 поколений учебников. Четыре под редакций П. А. Рудика, последний под редакцией В. М. Мельникова. В последнем, наряду с традиционными разделами психологической науки введены и новые. Впервые курсы общей, возрастной и педагогической психологии, а также психологии физического воспитания и психологии спорта высших достижений объединены и строго подчинены задаче подготовки физкультурно педагогических кадров. В работах П. A. Рудика «Исследование реакций в отношении к основным видам физической культуры» и «Влияние мускульной работы на процессы реакций» был дан анализ особенностям моторной реакции, типичной для действий спортсмена на старте, и сложной реакции на примере действий боксеров и участников спортивных игр. Большие заслуги в области психологии спорта нашли признание и за рубежом. В 1965 г. (Италия, Рим) Рудик П.А. являлся одним из организаторов Международного общества психологов (ИССП) в рамках ЮНЕСКО. Под его руководством преподаватели кафедры проводили исследования, в которых отражены анализ и роль мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий в спортивной деятельности. Так, например, в работах Гагаевой Г.М. исследовалась «Нарушение движений при раздражении вестибулярного аппарата»; Черниковой О.А. «Раздражение вестибулярного аппарата и зрительные восприятия», Рудика П.А. «Опыт методики исследования чувства равновесия». Исследования Черниковой О.А.: «Роль эмоций в спорте», «Эмоционально-волевые особенности в беге на различные дистанции», позволили раскрыть своеобразие и богатство эмоциональных переживаний в процессе спортивной деятельности. Особенности эмоциональных переживаний на соревнованиях были изучены в связи с психологическим анализом предстартовых состояний. Эта небольшая часть первых научных исследований кафедры свидетельствует об их практической направленности, результаты которых непосредственно внедрялись в спортивнопедагогическую практику и лекционный материал, находили отражение в учебно-методической литературе, а через нее в практику подготовки физкультурных кадров. Логичным завершением этой работы и, несомненно, большим достижением кафедры явилось создание новой дисциплины психологии спорта. Психология спорта состояла из таких разделов как: психологическая характеристика личности и спортивной деятельности; психологические основы обучения физическим упражнениям и спортивной тренировки; психологический анализ спортивных соревнований; психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена; роль физической культуры и спорта в формировании личности спортсмена. В 70-х годах П.А. Рудик поставил вопрос об унификации методов психологического исследования спортсменов. Вопрос очень важный, так как к тому времени психологи применяла самые разнообразные методики и аппаратуру, что создавало трудности для сравнения полученных результатов при разработке стандартов. П.А. Рудик предложил /11/

12 2(29)/2013 унифицировать методы психодиагностики таким образом, чтобы они были простыми и доступными не только для специалистов-психологов, но и для спортсменов и тренеров. По его мнению, необходимо унифицировать не только методы сбора и обработки соответствующих материалов, но и аппаратуру, изготовлять ее по единым стандартам. Для решения поставленных задач при кафедре была организована учебно-научная лаборатория. Деятельность лаборатории была ориентирована на разработку инструментальных методик, которые могли быть использованы в проведении научных исследований, экспресс диагностики на сборах и в учебном процессе, где студенты могли получит первичные навыки обследования. Особое внимание уделялось разработке психофизиологических методик, которые предназначались для диагностики особенностей состояний спортсмена и свойств его личности в целях профотбора и повышения эффективности подготовки. С 1979 г. лабораторию возглавлял выпускник факультета психологии МГУ В.Н. Непопалов. За разработку инструментальных методик и создание научных приборов он и сотрудники лаборатории награждались грамотами Спорткомитета, медалями ВДНХ СССР, а также Золотыми медалями на международных выставках. Основные результаты деятельности научной школы профессора П.А. Рудика могут быть сформулированы следующим образом. П.А. Рудик впервые в отечественной и мировой психологической науке определил: понятие, содержание и задачи психологической подготовки спортсмена; разработал пути и методы этой подготовки и указал дальнейшее направление развития проблемы; дал классификацию видов психологической подготовки и определил роль и значение тренера в этом процессе; поставил вопрос об унификации методов психологического исследования; стоял у истоков и активно участвовал в создании европейского и международного сообществ психологов спорта; подготовил значительное количество научных работ и разработал первую учебно-методическую документацию для институтов физической культуры. Школа профессора П.А. Рудика во многом актуальна и сегодня и развивается в трудах его учеников, последователей и коллег, с которыми ему приходилось работать. В их числе: Труды профессора О.А. Черниковой, доцента Г.М, Гагаевой и профессора В.В. Стрельцова углубляют исследования П.А. Рудика по проблемам вестибулярных ощущений и восприятий и их роли при выполнении отдельных спортивных упражнений (прыжки в воду, на лыжах с трамплина, парашютный и горнолыжный спорт и др.). Изучение природы двигательного навыка в различных видах спорта и процессу их формирования посвящены труды Г.М.Гагаевой, А.Л. Поварницын, И.М. Онищенко и др. Проблемы устойчивости внимания разрабатывают в своих исследованиях В.А. Гавриленко, Л.Н. Данилина, В.В. Медведев. Влияние эмоций на действия спортсменов многие годы изучала О.А. Черникова, Н.А. Худадов вместе с П.А. Рудиком исследовал волевые процессы сложных реакций в различных видах спорта, особенно скоростных (старты спринтера, реакции в боксе, борьбе, спортивных играх и др.). В работах Г.И. Савенкова и Ф. Генова (Болгария) исследованы проблемы мобилизационной готовности спортсмена перед стартом в различных видах спорта. Работы д.пед.н., профессора В.М. Мельникова, принявшего от П.А. Рудика в 1978 г. кафедру психологии ГЦОЛИФК, были посвящены проблемам общей, социальной и спортивной психологии спортсменов. Исследования д.пед.н., профессора, А.В. Родионов, возглавившего с 2003 г кафедру психологии отражают многолетние исследования психологии спортивной деятельности и, в частности, поединка в отдельных видах спорта (фехтование, баскетбол и др.). Материалы его исследований изложены в многочисленных научных статьях и докладах на международных конгрессах и научно-практических конференциях. Конечно, здесь упомянуты не все ученики и последователи школы П.А. Рудика их много и в Российской Федерации, и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Научной школе П.А. Рудика по психологии спорта, несомненно, принадлежит большое будущее. Кафедра постоянно ищет новые пути и формы работы с молодыми отечественными и зарубежными учеными, стажерами, соискателями, аспирантами и т.п. На кафедре большое количество ученых из разных стран мира и Европы. В целом на кафедре подготовлено 14 докторских и более 80 кандидатских диссертаций. Профессорско-преподавательский состав кафедры участвует в научно-организационной международной жизни. Участниками Междуна- /12/

13 2013/ 2(29) родных научных конгрессов являлись: А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В. Н. Непопалов, Е. В. Романина и др., научно-практических конференций весь профессорско-преподавательский состав кафедры психологии. На настоящий момент, продолжая идеи П.А. Рудика, профессорско-преподавательский состав, аспиранты и магистры кафедры ведут научно-исследовательскую работу по следующим направлениям: психологическая характеристика личности спортсмена и спортивной деятельности; психологические основы обучения физическим упражнениям и спортивной тренировки; психологический анализ спортивных соревнований; психологические основы подготовки спортсмена и сопровождения спортивной команды; роль физической культуры и спорта в формировании личности спортсмена. Материалы научных исследований, практический опыт и опыт преподавания сотрудников кафедры нашли отражение в двух учебниках: 1. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов /под ред. А.В. Родионова. М.: Академический проект, 2004 г. 576 с. 2. Психология физической культуры и спорта: учебник для студентов высш. учеб. заведений / под ред. А.В. Родионова, В.Ф. Сопова, В.Н. Непопалова и др. М.: Академия», с. Претворяя его замыслы в реальную практику, сотрудники кафедры организовали подготовку спортивных психологов, набрав в 2008 г. первый набор студентов, желающих посвятить свою жизнь развитию спортивной науки и практики. И отмечая 120-летия со дня рождения П.А. Рудика, в этом году был осуществлен первый выпуск специалистов спортивных психологов, которые на практике продолжат научные изыскания и окажут реальную помощь спортсменам и тренерам. /13/

14 проблемы и история спортивной психологии 2(29)/2013 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ Яковлев Б.П. д.псх.н., профессор СурГУ, г.сургут Всякое изучение сознания вне личности может быть только идеалистическим, так же, как всякое изучение личности помимо сознания может быть только механистическим. Изучая сознание в его развитии, психология изучает его в процессе становления сознательной личности. 1 Закономерности общественного бытия являются наиболее существенными в развитии человека. Психология в своем познании психики человека должна поэтому исходить из них, но, однако, никак не сводить психологические закономерности к социальным, или наоборот. Точно так же как ни велико значение физиологического анализа «механизмов» психических процессов для познания их природы, нельзя свести закономерности психических процессов к физиологическим закономерностям. Отражая бытие, существующее вне и независимо от субъекта, психика выходит за пределы внутриорганических отношений и выражается в качественно иной, отличной от физиологической системе понятий; она имеет свои специфические закономерности (С.Л. Рубинштейн, 2000). Современные специалисты в области спортивной психологии и физической культуры занимаются научно-исследовательской работой, преподавательской деятельностью, активно работают со спортсменами и людьми, укрепляющими свое здоровье с помощью физических упражнений. Вследствие этого подготовка специалистов в области психологии спорта и физической культуры неодинакова. Так, например, психологов-консультантов готовят для оказания помощи тем спортсменам и людям, занимающимся физической культурой, у которых наблюдаются эмоциональные расстройства, например такие, /14/ как нервная анорексия или злоупотребление различными препаратами. Спортивные психологи-преподаватели выполняют роль тренера по психологической подготовке. С середины 1970-х годов наблюдается значительное развитие спортивной психологии, особенно ее прикладной стороны. Специалисты в области спортивной психологии ищут пути помощи спортсменам высокого класса, детям, инвалидам, людям старшего возраста в достижении пика физической подготовки, личного удовлетворения от занятий спортом и физической культурой. Одни тренеры считают, что команды достигают победы в результате эффективной защиты, по мнению других, успех приносят разнообразные атакующие действия, третьи ищут победу в тщательно разработанном и строго выполняемом игровом плане. Точно так же различаются представления спортивных психологов об эффективности различных подходов. Современные специалисты в области спортивной психологии могут, к примеру, использовать бихевиористический, психофизиологический, когнитивно-бихевиористический подходы, личностно-деятельностный, деятельностный. Бихевиористический подход Сторонники данного метода считают основными детерминантами поведения спортсмена или человека, занимающегося физической культурой, внешние факторы, главным обра- 1 Яковлев Б.П. Основы спортивной психологии /Текст/: учеб. пособие/ Б.П. Яковлев. М.: Советский спорт, с.

15 2013/ 2(29) проблемы и история спортивной психологии зом поощрение и наказание, материальное стимулирование. Относительно небольшое значение отводится мыслительным процессам, восприятию и личности занимающегося. Американский спортивный психолог Хьювард к примеру, обнаружил, что профессиональные бейсболисты низшей лиги, которым платили по 10 долл. за удар, значительно улучшили качество ударов в течение сезона. Имеются исследования, которые обнаружили возможность увеличить продолжительность выполнения упражнений детьми с замедленным развитием, пообещав им поиграть в любимые игры. Эти два примера иллюстрируют изменение поведения посредством систематического воздействия внешних факторов. Данный подход популярен у учителей-предметников на занятиях по физической культуре, когда все занятие проходит по программе спущенной с «верху», не учитывая интереса и удовлетворенность детей от физических упражнений и нагрузок. То же касается и отдельных педагогов-тренеров, строго реализующих программу тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом основных компонентов физической нагрузки (по объему, направленности, интенсивности) и не учитывающих особенности влияния психических нагрузок на функциональное состояние, мотивацию спортсмена. Стимулирование к эффективности деятельности в основном происходит через внешние условия тренировки (компоненты физических нагрузок, тренерские установки, субъект-объектные отношения и т.п.). Психофизиологический подход Психологи, специализирующиеся в области психофизиологии спорта и физической культуры, считают, что лучшим способом изучения поведения в спорте и во время занятий физической культурой является изучение психофизиологических процессов головного мозга и их связи с двигательной активностью Специалисты в этой области обычно определяют частоту сердечных сокращений, активность головного мозга, потенциалы действия мышц, а также изучают взаимосвязь между этими психофизиологическими параметрами и поведением спортсменов и людей, занимающихся физической культурой. Примером может служить использование техники обратной связи в процессе тренировки сильнейших стрелков, когда выстрел производится в период между сердечными сокращениями, что позволяет значительно повысить точность выстрела. Специалисты в области психофизиологии спорта и физической культуры изучают взаимосвязь эффективной спортивной деятельности с внутренними детерминантами, происходящими в коре головного мозга, во внутренних системах. Когнитивно-бихевиористический подход По мнению сторонников данного подхода, поведение определяется влиянием внешних и когнитивных (мысли) факторов, а также тем, как человек интерпретирует внешние факторы. Главное внимание уделяется познавательным способностям спортсмена или человека, занимающегося физической культурой, поскольку считается, что именно мышление главный фактор, обусловливающий поведение. Представители этого направления разрабатывают специальные анкеты, которые позволяют оценить степень уверенности в своих силах, уровень тревожности, целеустремленность, внутреннюю мотивацию и т.п. Полученные данные затем сопоставляются с изменениями в поведении спортсмена или занимающегося. Например, борцов учащихся колледжей попросили дифференцировать источники стресса, проявляющегося во время соревнований (например, озабоченность по поводу недостаточно хорошего ведения поединка, беспокойство по поводу того, что может подумать или сказать тренер). Как оказалось, борцы-неудачники чаще всего тревожатся по поводу оценки тренера, поражения и совершения ошибок. Таким образом осуществляется анализ взаимосвязи между мыслями спортсменов и их поведением (победа или поражение). По мнению представителей когнитивно-бихевиористического подхода, поведение спортсменов зависит от внешних факторов, мыслей спортсмена и их интерпретации. Личностно-деятелъностный подход При личностно-деятельностном подходе к организации исследований открываются возможности для выявления общих психологических закономерностей, присущих различным видам деятельности, связанными с личностными особенностями спортсмена. Суть его состоит в том, что спорт рассматривается не как средство формирования и развития знаний, умений, навыков, т.е. опыта, а как способ развития личности спортсмена. Личность при этом понимается как субъект свободной творческой деятельности. Это предполагает отношение спортсмена к собственному физическому и психическому развитию как ценности. В соответствии с этим подходом спортсмен в целостном учебно-тренировочном процессе выступает как субъект деятельности, /15/

16 проблемы и история спортивной психологии 2(29)/2013 субъект развития. Личностно-деятельностный подход предписывает организацию предметнопрактической деятельности в определенном социальном контексте, создающем положительный эмоционально-мотивационный фон. Важным условием при этом выступают гуманистические установки тренера по отношению к своим ученикам: принятие каждого спортсмена таким, какой он есть, проявление эмпатического отношения к каждому учащемуся, доверительное, диалогическое общение. Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре тренировки находится сам спортсмен его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. спортсмен, как личность. Исходя из интересов спортсмена, уровня его знаний и умений, навыков тренер определяет учебнотренировочную цель и формирует, направляет и корригирует весь процесс в целях физического и психического развития личности спортсмена. Соответственно, цель каждого тренировочного занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного спортсмена или всей команды в целом. Такая постановка вопроса применительно к тренировке означает, что все технолого-методические решения (организация занятий, использованные приемы, способы, упражнения и т.д.) преломляются через призму личности спортсмена его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуальнопсихологических особенностей. Личностный компонент, личностно-деятельностного подхода осуществляется через содержание и форму самих тренировочных нагрузок, через характер общения со спортсменом. Деятельностный подход Основная идея деятельностного подхода в учебно-тренировочном процессе связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъекта деятельности. Другими словами в процессе и в результате использования методов тренировок и соревнований формируется не механизм, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а субъект деятельности, способный анализировать, оценивать, прогнозировать и конструировать деятельность, которая адекватна его природе, удовлетворяет его потребности в саморазвитии, самореализации. В качестве общей цели видится субъект, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты. Специфика деятельностного подхода в спортивной психологии заключается в преимущественной ориентации его на оказание психологической помощи спортсмену в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности. С позиции деятельностного подхода эффективность спортивной деятельности можно определить как меру соответствия физических нагрузок, достижение спортивных результатов возможностям психического развития спортсмена. Рассмотрение категориального аппарата осуществимо посредством содержательного наполнения категории и основных понятий, исходя их различных аспектов деятельностного подхода. Деятельность это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем-либо (С.Л. Рубинштейн). Потребность есть предпосылка, энергетический источник деятельности. Определяющей человеческую деятельность характеристикой является ее целеположенностъ или целенаправленность. Цель деятельности, точнее, действий, входящих в нее, есть ее интегрирующее и направляющее начало. В общеметодологическом плане цель характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и ее реализации с помощью определенных средств. При этом, как известно, формирование и осуществление сознательных целей деятельности, поведения находятся в неразрывном единстве с формированием средств и способов деятельности. В деятельности выделяют ее внутреннюю структуру, или строение, где действие выступает как единица деятельности, ее клеточка, а операции суть, способы реализации действия. Действие как морфологическая единица деятельности может становиться самостоятельной деятельностью и, наоборот, превращаться в операцию. Важно также отметить мысль А.Н. Леонтьева о том, что человек осознанно вкладывает определенный смысл в выполнение каждого дей- /16/

docplayer.ru