Картинки профилактики стресса

Профилактика стресса

Стресс в современном мире – настоящий бич общества. Работа, семья, финансы, отношения с людьми – все это требует высокой степени сосредоточенности и больше количество времени, которого катастрофически не хватает среднестатистическому горожанину. Практически каждый человек входит в зону риска, в связи с чем способы профилактики стресса должен знать каждый.

Стресс — способы профилактики и преодоления

В настоящее время вопрос о профилактике и преодолении стресса стоит достаточно остро, ведь на фоне стрессового состояния у человека развиваются самые разные заболевания. Не стоит рисковать своим здоровьем – гораздо проще заранее позаботиться о том, чтобы ваша психика не была перегруженной. Каждый человек обладает способностью ауторегуляции, то есть может самостоятельно воздействовать на те процессы, которые происходят с ним.

Рассмотрим самые простые и доступные методы профилактики стресса, которые занимают немного времени, но дают отличные результаты. Рекомендуется пользоваться ими регулярно, лучше всего – каждый день. Если выполнять что-нибудь из таких рекомендаций среза по возвращении домой после работы, это будет прекрасной профилактикой профессионального стресса.

  • Переоденьтесь в удобную одежду, сядьте в кресло или прилягте на диван. Ощутите, как расслабление окутывает ваше тело.
  • Отдыхать после работы можно и в традиционной для релаксаций позе кучера. Для этого сядьте на край стула, широко разведите ноги в стороны, ноги согните в коленях, упритесь стопами в пол. При этом нужно сгорбить спину и свесить голову к груди. Следите за своим дыханием – вдыхайте на 8 счетов и выдыхайте тоже на 8 счетов.
  • Заварите себе зеленого чая или сварите свежий кофе. Сидя в удобной позе, медленно потягивайте напиток, концентрируясь на его вкусе, запахе, ассоциациях, которые возникают у вас с ним.
  • Включите свою любимую музыку, прилягте и полежите 5-10 минут. Не думайте о рабочем дне – концентрируйтесь на звуках. При этом для одних лучшая профилактика стресса в профессиональной деятельности – это классическая релаксационная музыка вроде Enigma, а для других – рок. Неважно, что вы слушаете, важно, чтобы эти звуки вас радовали.
  • Отличная мера профилактики стресса – общение. Если дома кто-нибудь есть, заведите приятную беседу, не затрагивая сложных вопросов.
  • Если день выдался слишком тяжелым, не забывайте о целительной силе воды. Примите душ, встав под струи воды с головой, либо полежите в ванной с солями и пенкой.
  • Если позволяет погода, прогуляйтесь на улице хотя бы 10-15 минут – причем лучше всего именно пройтись. Даже если вы ездите на личном автомобиле и припарковались прямо у подъезда, сделайте пару кругов вокруг дома.
  • Никто кроме самого человека не может помочь сбросить накопленные негативные эмоции. Если вы ничего не станете делать, из небольшой проблемы это может стать довольно внушительной. Даже если у вас в организации профилактика стресса проводится дополнительными путями (что пока еще довольно редкое явление), все же стоит уделять внимание таким простым методикам.

    Какие люди менее подвержены стрессам?

    Как правило, люди, которые любят свою работу или работают сами на себя, меньше подвержены стрессам, чем те, над кем стоит суровое начальство. Кроме этого важную роль играет и стрессоустойчивость как качество характера. Однако если уделять достойное внимание профилактике стресса, то любой человек может избежать серьезных последствий.

    Как правило, люди общительные легче переносят потрясения. А те, кто имеет привычку 2-3 раза в неделю посещать фитнес-клуб, гораздо счастливее остальных и лучше защищены от стресса. Это объясняется просто: сильное эмоциональное напряжение легко снимается физической активностью.

    womanadvice.ru

    Профилактика стресса Эффективные методы профилактики стресса!

    Профилактика стресса. Что нужно делать для профилактики стресса? Как снизить негативное влияние стресса на организм. Простые советы которые помогут вам подготовиться к предстоящему стрессу.

    Здравствуйте мои дорогие читатели. Сегодня я продолжаю рассказывать вам о стрессе. В прошлой статье я писал как избежать стресса на собеседовании, а сегодня я рассказу о профилактике стресса.

    Нужно быть не только готовым принять стрессовую ситуацию, некоторые ситуации просто невозможно избежать, но и быть готовым к тому что такая ситуация возникнет в вашей жизни неожиданно.

    Тема эта большая, и ситуаций которые могут вызвать стресс в жизни может быть много. Если вы знаете что может такая ситуация возникнуть, к неё лучше заранее подготовиться.

    Профилактика стресса.

    Сессия, сдача отчёта, конкурс, выступление на конференции — подобные события могут выбить из колеи и стать причиной стресса. Лучший способ защиты от такого состояния — это своевременная профилактика. Если вы знаете, что вас ждёт напряжённый период, заранее начните готовить свой организм.

    Нормализуйте питание.

    Первым делом нормализуйте своё питание. Не допускайте голода и переедания. Исключите из рациона алкоголь и жирную пищу, освободите свою печень от лишней работы.

    Увеличьте количество природной клетчатки в виде сырых овощей и отрубей, это благотворно повлияет на кишечник и предотвратит возможные на нервной почве неприятности с пищеварением.

    Снизьте уровень сладкого и мучного: белый хлеб замените на цельнозерновым, а в качестве углеводов ешьте фрукты, предпочтительно яблоки и цитрусовые: они обладают общеукрепляющим действием за счёт содержания железа и витамина С.

    Не стоит также отказываться от орехов: белковая пища необходима для полноценной работы мозга.

    Пропейте курс витаминов.

    Хорошие витамины окажут позитивное влияние и на общее самочувствие, и на работу мозга, помогут снизить аппетит, улучшить сон, будут препятствовать таким неприятным последствиям стресса, как тусклость кожи и ломкость волос.

    Но лучше всего использовать естественные источники витаминов:шиповник, жимолость, облепиху и рябину, фрукты. Они естественным образом повысят уровень витаминов в вашем организме.

    Позаботьтесь о качестве отдыха.

    Если есть возможность, увеличьте количество сна за несколько дней до предполагаемого стресса. “Выспаться про запас”, конечно, не получится, но регулярный длительный сон окажет общеукрепляющее воздействие на организм, подготовит вас к предстоящему переутомлению.

    Находясь в тяжёлой ситуации, уделяйте внимание правильному засыпанию: как бы вы ни устали, не бросайтесь на кровать, не подготовившись. Умойтесь, глубоко подышите, разомните суставы, сделайте массаж мочек ушей. Эта десятиминутная подготовка во много раз увеличит пользу сна, вы проснётесь бодрым и отдохнувшим.

    Оградите себя от излишнего негатива.

    Оставьте ссоры и скандалы, отложите серьёзные разговоры, выяснения отношений. Насколько это возможно, откажитесь от общения с неприятными людьми.

    Оградите себя от негативной информации. Сосредоточьтесь на позитивном исходе и относитесь ко всему происходящему с юмором.

    Избегайте бытовых напряжённых ситуаций: пробок, очередей, разбирательств — перенесите на более спокойное время визит в поликлинику или ремонт в ванной. Сосредоточьтесь на себе: займитесь своим хобби, читайте, смотрите лёгкие фильмы.

    Снизьте интенсивность физических нагрузок.

    Выбрасывать абонемент в тренажёрный зал не стоит, но на время уменьшите требования к себе. Делайте только то, что доставляет удовольствие.

    Уделите особое внимание расслабляющим видам тренировки: йога, стретчинг, пилатес. Научитесь базовым техникам медитации — это не только подготовит ваш организм к усиленной работе, но и поможет ему успешно справляться со стрессом в течение всего напряжённого периода.

    И главное — настройте себя на позитивный лад. В конце концов, каким бы важным ни было предстоящее испытание, ваше здоровье и цельность вашей личности гораздо важнее, позаботьтесь о себе и не допускайте переутомления.

    Теперь вы знаете что к стрессовой ситуации можно подготовиться. Профилактика стресса настолько же важна как и само преодоление стрессовой ситуации. Если вы подготовлены то и стресс для вас пройдёт намного легче.

    На сегодня всё, завтра уже новая тема и новая статья на блоге. Жду ваших комментариев, как вы справляетесь со стрессом? Какие ситуации больше всего вызывают у вас стресс?

    byuanov-ed.ru

    Картинки профилактики стресса

    С учетом причин возникновения стрессов, характера их течения в организме и наследственной обусловленности ряда индивидуальных проявлений животных можно предусмотреть три основных направления профилактики стрессов. Они предполагают селекцию свиней, устойчивых к стресс-факторам, и формирование технологических групп по степени отношения животных к стрессам; применение биологически активных веществ — транквилизаторов и адаптогенов, смягчающих устойчивость и адаптационные свойства организма; совершенствование технологического процесса, набора машин и оборудования, обеспечивающих комфортные условия содержания животных для оптимального течения физиологических процессов в организме.

    Изучение вопроса о наследственной обусловленности чувствительности свиней различных пород к стрессу свидетельствует о высокой наследуемости этого недостатка, что указывает на большие селекционные возможности при целенаправленном отборе и подборе родительского стада. Стрессовый синдром наследуется как рецессивный признак, поэтому эффективность направленной селекции может быть достаточно высокой. Особенно важно это иметь в виду зоотехникам-селекционерам, работающим на крупных фермах и комплексах с промышленной технологией ведения отрасли, так как в условиях высокой концентрации поголовья и интенсивного производства вероятность распространения различных пороков и отрицательные последствия этого значительно выше.

    Животные разных пород по-своему реагируют на стресс-факторы: свиньи крупной белой породы, честерские, дюрок— стрессустойчивые, а польско-китайские, ландрас, пьетрен, гемпшир и йоркшир — стресс-чувствительные. Как правило, стрессустойчивые животные внутри одной породы являются более продуктивными. Наиболее предрасположены к стрессу животные с высокой мясностью.

    Определить стресс-чувствительность животных можно на основе наблюдений за формированием у них этологических реакций. Проведение комплексных этологических исследований широкого спектра проявления набора поведенческих показателей свиней в течение суток с последующим сопоставлением его с их продуктивностью позволяет выделить три группы животных:

    — смелые, с подвижным характером поведенческих реакций, часто вступающие в конфликты с другими особями за Лучшее место отдыха и у кормушки, быстро поедающие корм;

    — спокойно съедающие свою норму корма, ведущие себя без видимых агрессивных проявлений к другим животным, не провоцирующие нападений, хотя оборонительные реакции у них выражены четко. У этих животных на откорме на 8—11% выше среднесуточный прирост и ниже затраты корма, у свиноматок более высокое многоплодие, молочность и сохранность поросят, а хряки имеют стабильную высокую воспроизводительную способность с лучшей переживаемостью и активностью семени и уверенными садками на чучело;

    — трусливые, неуверенно поедающие корм, с ограниченным ориентировочным рефлексом и заторможенностью движений, часто допускающие нападение на себя, особенно во время кормления.

    Использование транквилизаторов задерживает проведение нервных импульсов в синапсах (местах соединения нервных клеток), идущих в центральную нервную систему (головной мозг) по центростремительным нервам. Это способствует снижению возбудимости организма, делает животных менее чувствительными к различного рода неблагоприятным раздражителям.

    Уменьшается двигательная активность и агрессивность особей, расслабляются мышцы, снижается проницаемость стенок кровеносных сосудов, притупляются болевые ощущения, транквилизаторы обладают противовоспалительным и сосудосуживающим действием. Адаптогены повышают устойчивость (резистентность) организма к отрицательным воздействиям.

    Одним из наиболее распространенных препаратов для предотвращения транспортных стрессов, а также предупреждения нежелательных явлений при перегруппировке животных и отъеме поросят является аминазин. Он относится к группе нейролептиков, в высоких дозах действует снотворно и даже наркотически; для профилактики стрессов применяется в дозе 1 мг/кг живой массы. Ученые Полтавского НИИС устанавливали действие аминазина на предотвращение стресса при перегруппировке поросят. Препарат вводили внутримышечно в виде 2,5%-ного раствора на новокаине в количестве 2 мг/кг живой массы за 30 мин перед перегруппировкой в 2,5- и 4-месячном возрасте. Применение аминазина позволило у опытных животных повысить среднесуточные приросты на 8% и снизить затраты корма на 11,45% по сравнению с контролем.

    Среди свиней, отправляемых на мясокомбинат и обработанных азапероном, падеж и вынужденный убой во время транспортировки были в 5 раз меньше, а качество мяса после убоя — более высокое. Эти животные в период погрузки и выгрузки не проявляют агрессивности, что облегчает формирование новых групп в откормочных хозяйствах, а разница в потере живой массы за период транспортировки у них в 3—4 раза меньше по сравнению с контролем. Во многих странах широко используют азаперон в связи с его успокаивающим действием в течение 3—8 ч после инъекции. Введение его в организм внутримышечно в оптимальных дозах (1,5—2,9 мг/кг) тормозит прохождение в синапсах двигательных импульсов, не задерживая при этом прохождения чувствительных (обонятельных) сигналов в кору головного мозга. Поэтому при снижении агрессивности и двигательной активности животные вполне сохраняют способность привыкания друг к другу по запаху.

    Получение животными транквилизаторов с кормом при переводе с доращивания на откорм способствует повышению среднесуточных приростов, снижению заболеваемости и падежа. В качестве лечебно-профилактической меры против стрессов целесообразно добавлять в питьевую воду или в корм сульфатиазол или комбинацию террамицина с неомицином в течение 7—8 дней после перемещения животных.

    Ho транквилизаторы действуют кратковременно и не предупреждают полностью возникновение стресса, а только уменьшают действие стрессоров на организм. Даже аминазин, являющийся одним из лучших нейролептических средств, не может быть полноценным защитным средством при стрессах, а в отдельных случаях пользование им приводит к возникновению язв желудка.

    Регуляция стрессов и профилактика их отрицательного действия на организм при помощи адаптогенных препаратов имеют определенные преимущества по сравнению с транквилизаторами. Адаптогенные препараты существенно повышают сопротивляемость организма к различным неблагоприятным воздействиям независимо от их происхождения. Их особенностью является то, что они не оказывают существенного действия на животных при нормальных условиях течения физиологических процессов. Защитные свойства адаптогенов сказываются только при чрезмерных нагрузках и заболеваниях организма.

    В ветеринарной практике наибольшее распространение получили препараты элеутерококка колючего. Дача их свиньям повышает биологическую ценность мяса за счет увеличения в теле животных гликогена, жира, незаменимых аминокислот. Хряки-производители, получающие этот препарат, имеют лучшие воспроизводительные качества: количество спермиев в их эякуляте увеличивается на 44,4%. Скармливание элеутерококка поросятам повышает их сохранность, интенсивность роста и одновременно улучшает резистентность организма.

    Проведенные в хозяйствах Воронежской и Липецкой областей исследования по определению эффективности скармливания элеутерококка различным половозрастным группам свиней показали его высокую эффективность как антистрессового препарата. Для профилактики неблагоприятных последствий при перегруппировках и перемещениях, а также регуляции приспособительных реакций животных применяли элеутерококк в дозе 1 г на 1 кг живой массы раз в сутки. Препарат задавали с кормом в течение 2 недель после перегруппировки и перевода свиней с доращивания на откорм. Элеутерококк оказал благоприятное влияние на поведение свиней. Опытные животные вели себя спокойно, на отдых и прием корма они затрачивали времени больше, а на движение меньше, чем контрольные подсвинки. Нарушенный при стрессе гомеостаз у подопытного поголовья под действием элеутерококка восстанавливался интенсивнее. Так, через месяц после начала откорма в крови опытных животных было больше лейкоцитов, эритроцитов, гемоглобина и общего белка. Все это способствовало лучшей адаптации свиней к изменившимся условиям и более быстрому восстановлению скорости роста. В целом за период откорма прирост массы у опытных подсвинков был достоверно выше, чем у контрольных.

    В условиях племзавода учхоза «Кубань» были получены положительные результаты при скармливании животным янтарной кислоты в первые 30 дней после формирования новых групп откормочников и ремонтных свинок. Препарат они получали вместе с кормом в количестве 40 мг на 1 кг живой массы непрерывно в течение первых 10 дней, а затем еще дважды в течение 2 недель с перерывом в 4 дня. Животные отличались лучшим аппетитом, ранговые отношения в группах из 18 голов сформировались в течение 6—7 дней, что на 3—4 дня быстрее, чем в контроле, а среднесуточные приросты у них были выше (табл. 50).

    Для профилактики стрессов и прежде всего с целью повышения активности защитных механизмов организма, а также для благотворного влияния на рост, развитие и продуктивность животных используют ряд биостимуляторов. Тканевые препараты, изготовленные по методике В, П. Филатова, не оказывают побочного вредного действия на организм, не обладают анафилоктогенными и кумулятивными свойствами, не вызывают привыкания и не снижают антитоксическую функцию печени.

    Наиболее эффективен агаротканевый препарат, предложенный и разработанный профессором М. А. Макаровым. Введение в его состав агар-агара позволило увеличить продолжительность действия биологически активных веществ с 5—10 до 30—40 суток и сократить количество обработок животных. Этот препарат усиливает обмен веществ, улучшает защитно-приспособительные реакции, повышает общую резистентность организма. Широкий спектр его действия на организм и прежде всего вовлечение в процессы стимуляции нервной, эндокринной, энергетической и ферментативной систем дает основания для его использования в промышленном свиноводстве для снижения отрицательного действия технологических стресс-факторов. Вводят его животным в дозе 0,2 мл на 1 кг массы тела сразу после формирования групп.

    Инженерно-технологический принцип профилактики стрессов предусматривает обеспечение животных комфортными условиями на протяжении всей их жизни — от рождения до убоя.

    Экономически целесообразнее изменить или создать новую технологию производства продукции, машину, построить животноводческие помещения, чем «подогнать» под набор механизмов живой организм. Содержание поголовья должно строго и постоянно соответствовать зоогигиеническим нормам по температурно-влажностному и газовому режимам, нагрузке животных на единицу площади, обеспеченности их фронтом кормления, соблюдению распорядка дня, правил и сроков формирования групп, а также обеспечению животных сбалансированными и доброкачественными кормами. Для предотвращения стрессов с помощью инженерно-технологических приемов необходимо знать и использовать закономерности формирования поведения свиней.

    Так, применив нехитрую конструкцию, можно отвлечь животных от покусывания друг друга за хвосты и ушные раковины. Для этого по центру логова подвешивают цепь, которая служит своего рода приманкой для удовлетворения подсвинками своих тактильно-двигательных потребностей. Такое приспособление на племферме совхоза «Индустриальный» Краснодарского края вот уже на протяжении более 10 лет исключило проявление каннибализма у животных.

    В настоящее время очень остро стоит вопрос о транспортировке животных на мясокомбинаты, о перевозке племенного поголовья. Транспортировать свиней надо на специально оборудованных и предназначенных для этой цели автомобилях, прошедших дезинфекционную обработку и обеспеченных противопожарным инвентарем. Отечественное сельхозмашиностроение выпускает автопоезда-скотовозы, отвечающие основным требованиям перевозки животных (табл. 51). Это полуприцепы, работающие при необходимости с автомобилями-тягачами. Серийно выпускаемые скотовозы грузоподъемностью 5,5—7 т могут провозить за один раз 55—60 свиней. Длина полуприцепа — 8 м, ширина — 2,5 м, полезная площадь — 17,1 м2. Каркас конструкции металлический, обивка — деревянная или из резиновых пластин толщиной 10—15 мм, что делает полуприцеп достаточно прочным и предотвращает травмирование свиней. Нижняя часть обивки (до 1,5 м) сплошная, верхняя — решетчатая, крыша металлическая. Это обеспечивает необходимые условия перевозки как в летний, так и в зимний период года.

    Перед погрузкой животных на дно транспортного средства посыпают опилки, мякину, измельченную солому, чтобы предупредить скольжение ног и снять нервно-мышечное напряжение. Загрузку ведут из расчета 0,4 м2 на 100 кг живой массы, так как и слишком свободное, и очень скученное размещение усиливает утомляемость и травматизм свиней. Животных перевозят в утренние часы со скоростью не более 60 км/ч, а по прибытии к месту назначения немедленно выгружают свиней на специальные площадки.

    Предусмотрено соединение помещений для откорма свиней с погрузочной эстакадой и весовой специальными прогонами. В машины загружают однородные партии животных из одного или двух-трех смежных станков, чтобы уменьшить число драк во вновь формируемых группах.

    Перевод поросят с доращивания на откорм и в группу ремонтных свинок связан с определенными сложностями, особенно на фермах и комплексах старого типа, не имеющих общих соединительных галерей между зданиями. В этом случае животных приходится перегонять по территории фермы. Они, попав впервые «на свободу», либо разбегаются в разные стороны, либо вообще не идут в нужном направлении и т. д.

    Вполне эффективно для транспортировки небольших групп животных (15—20 голов) в пределах территории фермы использовать, частично переоборудовав, автокар с высотой стенок 0,6—0,7 м, площадью 3 м2, с передним подъемным механизмом. Для такой машины не требуется специальной погрузочной площадки, приподнятой над землей, а в помещения с шириной технологического прохода 1,5 м и более она заезжает свободно и можно производить погрузку поросят непосредственно из логова в кузов. Особенно нужна такая или аналогичная машина при погнездном содержании молодняка, когда нежелательны перегруппировки и смешивание особей разных групп.

    Предупреждение стрессов в свиноводстве должно носить постоянный, систематический, комплексный характер и базироваться на использовании инженерно-технологических, фармакологических и селекционных приемов и средств. Это будет способствовать наилучшему использованию биологического потенциала, позволит уменьшить потери живой массы и сохранить высокие качества свинины, обусловленные наследственностью этих скороспелых, но чувствительных к стрессам животных.

    Презентация на тему: Профилактика стрессов

    Не предъявляйтечрезмерных требованийк окружающим.

    Тот, кто слишком много ожидает от окружающих, постоянно испытывает раздражение. Вы совершаете большую ошибку, если постоянно критикуя, стремитесь переделать мужа (жену), своих коллег. Взрослого человека перевоспитать практически невозможно.Если Вы пытаетесь сделать окружающих удобными для себя, перспективы в успехе минимальные. Зато это вызывает враждебное отношение к Вам. Принимайте людей такими, какие они есть, и в один прекрасный день Вы обнаружите, что окружающие «перевоспитались», что они вполне устраивают Вас.

    Умейте на времяотвлечься от своих забот

    Как бы ни были велики обрушившиеся на Вас неприятности, старайтесь время от времени избавиться от гнева, тяжелых мыслей… Отвлекитесь каким-либо насущными заботами.На работе или дома ни в коем случае не заразить своим дурным настроением окружающих. Какие бы ни случались у Вас неприятности – жизнь продолжается. И никто не вправе навязывать свои мысли и тоскливое настроение другим. Если окружающие доброжелательны по отношению к Вам, они найдут возможность выразить сочувствие и оказать помощь. Будьте разумны и тактичны: очень плохое впечатление производит человек, который свою, даже пустяковую, неприятность превращает в мировую проблему.

    Старайтесь не оставатьсянаедине со своиминеприятностями

    Не следует рассказывать всем и каждому, как Вам в этот момент плохо, зачем своими проблемами «загружать»своих родных или посторонних, сослуживцев. Не превращайте своих друзей в «жилетку», хотя после того как Вы выговоритесь, наступает «мнимое облегчение». Лучше доверьтесь профессионалу, в настоящее время существует огромное количество центров психологической и социальной помощи населению, телефоны доверия… В данных организациях работают квалифицированные специалисты. Доверьтесь им, но помните: нет готовых советов и легких путей выхода из сложившейся ситуации. А задача психолога не давать готовые советы, т.к. их просто нет, а подвести Вас к самостоятельному поиску выхода из проблемы. И выбор всегда остается за Вами.

    Нельзя бытьсовершенствомво всем

    Не живите в вечном страхе, что Вы хуже других, усилие достичь невероятных высот ведет к болезненным поражениям. Нельзя забывать, что таланты и возможности каждого из нас огромны. Старайтесь, прежде всего, отлично выполнять свою работу и то, к чему Вы имеете призвание. Для чувства удовлетворенности достаточно иметь успехи в одной или двух областях, а остальное выполнять добросовестно и не ниже оптимального уровня.Люди зачастую бывают очень загружены каждый день. Взгляните на список своих дел на сегодня или на завтра. Вы увидите, что некоторые дела совершенно не важны для Вас. Однако им уделяется время, которое можно было потратить на более важные дела. Поэтому постарайтесь меньше уделять времени таким малозначимым делам либо полностью исключите их

    Не впадайтев гнев

    Приучайте себя к паузе, предшествующей вспышке гнева, а во время паузы постарайтесь осмыслить ситуацию. В этом случае Вам успеет прийти в голову мысль о том, что вспышка не принесет Вам облегчения, а может быть чревата новыми неприятностями. Лучше всего, если Вам представится возможность разрядиться не гневными словами, а тяжелой физической работой или гимнастикой. Здоровая физическая усталость поглотит гнев.

    Упрямо настаивая на своем, мы часто бываем похожи на капризных детей. Такое поведение не делает Вам чести. Прислушивайтесь к точке зрения оппонента. Уважайте ее. С долей самокритики отнеситесь к своей точке зрения. Разумные уступки не только полезны для дела, но и вызывают уважение окружающих.

    Вам помогутфизические упражнения

    Спорт помогает справляться со стрессом. Поэтому, если вы хотите сохранить эмоциональное здоровье, запишитесь в любимую спортивную секцию и получайте удовольствие от регулярных тренировок. Доказано, что занятия аэробикой способствуют выделению в кровь эндорфинов — натуральных веществ, эффект которых связан с обезболиванием и улучшением настроения.Физическая активность — это натуральный «убийца» стресса. Только обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем заниматься физическими упражнениями или каким-то видом спорта, особенно если Вы страдаете гипертонией или ишемической болезнью сердца

    Со своими проблемамиобращайтесь толькок профессионалам

    Избежать стресса мы не можем, но избегать врача не должны.Врач даст конкретный совет, как снять страх, тревогу, раздражительность, улучшить Ваш сон, оградить себя от невроза.

    Адаптация, акклиматизация и профилактика стрессов в животноводстве

    В практике животноводства климат имеет не менее важное значение, чем в медицине и агрономии. Существует специальная отрасль знаний — биоклиматология. К данным климатофизиологии животных ветеринарному врачу и зооинженеру приходится постоянно обращаться при решении вопросов использования, содержания, раз­ведения, профилактических заболеваний и акклимати­зации животных.

    Известно, что в условиях континентального климата с суровой зимой, сильными ветрами, большой амплиту­дой колебаний годовой температуры животные имеют большую массу, толстую кожу с хорошо развитой под­кожной соединительной тканью, длинные и густые во­лосы с развитым подшерстком. Конечности и копыта у таких животных укорочены и утолщены, а рога утонче­ны и укорочены. У животных, приспособленных к жар­кому и сухому климату, кожа тонкая, с темной окраской шерсти и повышенной функцией потовых желез, копыта плотные и прочные, рога утолщенные. При выращива­нии в условиях горного климата у животных хорошо развиты грудная клетка, скелет и мышцы, органы ды­хания и кровообращения, в крови увеличены количество эритроцитов и содержание гемоглобина. У большинства домашних животных, пользующихся пастбищем, четко выражено сезонное влияние климата на функционирова­ние ряда органов и систем. При щадящем климате ве­сенне-летнего и осеннего сезона лучше функционируют органа дыхания и сердечнососудистой системы, пище­варения нервной и эндокринной систем, повышается естественная резистентность. Наибольшее напряжение деятельности органов и систем происходит в весенний переходный период.

    Сезонные особенности климата оказывают сущест­венное влияние на заболеваемость животных инфекци­онными, инвазионными и незаразными болезнями. В оп­ределенных климатических условиях создаются благо­приятные или неблагоприятные условия для развития возбудителей заразных и паразитарных заболеваний. Поэтому в условиях теплого и жаркого климата инфек­ционные и инвазионные заболевания животных встреча­ются чаще, чем в условиях холодного климата.

    Кроме того, существенно влияя на состояние паст­бищ, сенокосов и урожайность кормовых культур, кли­матические условия определяют состояние кормовой ба­зы и связанные с ней показатели роста, развития, про­дуктивности и естественной сопротивляемости организ­ма животных.

    Одним из наиболее существенных и постоянно влияю­щих на организм биоклиматических факторов считают охлаждающую способность воздуха. Она включает та­кие ведущие метеорологические параметры, как темпе­ратура, скорость движения и влажность воздуха, ком­плексно действующие на организм. Это единственный объективный показатель, характеризующий соответст­вие среды физиологическим требованиям организма жи­вотного. Поэтому необходимо определять и использо­вать катаиндекс, устанавливаемый по данным кататермометра. Годовая динамика этого показателя должна быть установлена для всех клима­тических зон, с тем чтобы можно было научно обосно­вать технологию содержания животных с учетом влия­ния климатических факторов в каждый сезон года. На основании полученных данных предполагается создание биоклиматических карт по зонам страны, что позволит свести к минимуму неблагоприятное влияние климата и полностью использовать влияние его положительных факторов на рост, развитие, продуктивность и профи­лактику заболеваний животных. Ветеринарные врачи, зооинженеры и практические работники должны учиты­вать зональность, работая над новыми породами и ли­ниями животных, приспособленными к местным клима­тическим и хозяйственным условиям, принимая во вни­мание естественную устойчичость их организма к наи­более распространенным заболеваниям. Хозяйственники и технологи должны учитывать климат при разме­щении отраслей и выборе технологических вариантов, а также при разработке или выборе проекта, строительст­ве животноводческих ферм и помещений, выборе и раз­мещении оборудования, составлении рационов кормле­ния, проведении ветеринарно-санитарных мероприятий по профилактике заболеваний.

    АДАПТАЦИЯ. Условия окружающей воздушной среды постоянно менялись, поэтому организм животных в про­цессе эволюции приобрел способность постоянно адап­тироваться (приспосабливаться) к изменяющимся условиям существования. Данная способность не только со­храняет саму жизнь существующих поколений, но и ра­ботает на перспективу, являясь причиной вновь возни­кающих и закрепляемых впоследствии эволюционных преобразований.

    Постоянно реагируя на воздействие меняющихся факторов окружающей среды, организм стремится к равновесию, обеспечивающему ему динамическое по­стоянство внутреннего состояния (гомеостаз), что К. Бернар называл обязательным условием свободной жизни организма.

    Под адаптацией понимают процесс достижения устойчивого уровня активности функциональных си­стем, органов и тканей, обеспечивающий организму жизнеспособность и воспроизводительные функции в изменившихся (по сравнению с обычными) условиях среды.

    При производстве продуктов животноводства спе­циалисту постоянно приходится учитывать адаптацию животных к созданным в хозяйстве условиям содержа­ния. Многообразие технологических решений и оттенков их реализации в хозяйствах для животных выступает как постоянное изменение среды обитания и одновре­менно служит условием формирования их фенотипа. При этом принципиальное значение имеет адаптацион­ная способность животных, то есть их гено- и фенотипический потенциал. Он измеряется количеством энер­гии, затрачиваемой животными на поддержание гомеостаза организма, сдвинутого в результате воздействия неблагополучных факторов среды.

    При низкой адаптационной способности снижается продуктивность, возникают заболевания, возможна даже гибель животных. При этом возрастают расходы на зоогигиенические, ветеринарно-санитарные и специфичес­кие, профилактические и лечебные мероприятия.

    Как следствие адаптации у животных формируется определенный способ существования, который становит­ся для них физиологической нормой. Отклонения от этой нормы компенсируются многочисленными гомеопа­тическими механизмами. И лишь при слишком интен­сивном или слишком продолжительном воздействии не­благоприятных факторов организм не в состоянии под­держивать физиологическое равновесие. В этих случаях проявляется синдром стресса, требующий мобилизации защитных сил или восстановительных механизмов.

    АККЛИМАТИЗАЦИЯ. Под акклиматизацией понимают процесс длительной адаптации (приспособления) орга­низма животных к новым для них условиям внешней среды (географические и климатические условия, ха­рактер кормления, содержания, эндемические и даже ин­фекционные заболевания и т. д,). При акклиматизации имеют в виду целый комплекс факторов, к которым должно приспособиться животное, переселенное в но­вую среду, и последняя надолго, часто в течение мно­гих поколений, будет определять его образ жизни и про­дуктивность. В процессе акклиматизации в организме животных происходят более или менее стойкие физио­логические и морфологические адаптационные измене­ния, позволяющие ему не только выживать в новых ус­ловиях; но и размножаться, сохраняя свои хозяйствен­но полезные качества.

    Особенности, возникшие в процессе акклиматиза­ции, отличающие акклиматизировавшихся животных от особей того же вида (породы) в прежнем месте обита­ния, служат признаками внутривидовой изменчивости. Этим определяется возможность дальнейшего географи­ческого расселения данного вида или породы животных. Сельскохозяйственные животные обладают определен­ным консерватизмом к климатическим и экологическим условиям, ибо каждая порода имеет свой климатичес­кий оптимум. В целом же можно говорить об их высо­кой способности к акклиматизации. Успешная акклима­тизация имеет большое хозяйственное значение, так как позволяет разводить ценные породы сельскохозяйствен­ных животных и птиц в регионах, где они раньше не обитали.

    Многообразие климатических условий на нашей пла­нете способствовало возникновению целого ряда пород аборигенных животных, приспособленных к определен­ным климатическим условиям. Так, в засушливых зонах Африки и Средней Азии хорошо акклиматизированы верблюд сараджинская и каракульская порода овец, на юге и юго-востоке — курдючная овца, в условиях се­вера РФ—романовская овца, в степях Казахстана и Прикаспийской низменности — калмыцкий скот, в За­кавказье и определенных регионах Азии — буйволы, в условиях тундры — северный олень и т. д. Одни виды и породы животных обладают хорошей акклиматизационной способностью, быстро и хорошо приспосабливаются к новым условиям, иные — требуют строго определен­ных условий. Акклиматизационная способность живот­ных в определенной мере обусловлена филогенезом ви­да, наследственными особенностями и характером взаи­модействия организма с условиями существования. Большинство видов домашних животных имеют высокую способность к акклиматизации. Лучше всех акклима­тизируются всеядные животные — собаки и свиньи. Ус­пех акклиматизации травоядных во многом зависит от характера пастбищ и от того, в какой мере произрас­тающие на них кормовые растения отличаются от рас­тений, характерных для родины акклиматизируемых животных. Кроме того, процесс акклиматизации зави­сит от анатомических и физиологических особенностей организма, их соответствия требованиям среды. Напри­мер, северный олень трудно акклиматизируется в юж­ных регионах, а верблюд и буйвол — в северных. Круп­ный рогатый скот, свиньи, овцы и домашние птицы хо­рошо уживаются почти во всех регионах страны.

    В большинстве случаев в пределах каждой породы мелкие и средние более подвижные формы имеют луч­ше выраженную акклиматизационную способность, чем крупные животные!

    Основное условие успешной акклиматизации домашних животных — перемещение их из худших условий в лучшие. Более подходящим сезоном года является тот, который обеспечивает возможность акклиматизируемым животным лучше приспособиться к новым условиям. Как правило, это весенний период с хорошими погодными условиями и началом вегетационного сезона на пастбищах.

    Наиболее благоприятный возраст для перемещен­ных животных — период полового созревания. Переме­щение животных в период беременности нецелесообраз­но, особенно в последней ее стадии.

    Трудно, а в ряде случаев невозможно, точно устано­вить время, требуемое для полного цикла акклиматиза­ции. Об успешности акклиматизации в практике судят по таким критериям, как продуктивность, воспроизводи­тельная способность и состояние здоровья. Отдельные показатели (рост, развитие, молочная продуктивность и даже заболеваемость) можно определить за довольно короткий период. Однако для суждения о воспроизво­дительной способности, а значит, об успешности аккли­матизации требуется значительно больше времени. Для успешной акклиматизации той или иной породы большое значение имеют обогащение наследственности акклиматизируемых животных с помощью скрещивания (например, с аборигенными породами) с последующим отбором и подбором особей, способных к изменчивости в сторону приобретения желаемых качеств, а также ус­ловия направленного их выращивания.

    В практике современного животноводства наиболь­шее значение имеют три вида акклиматизации: к условиям низких, высоких температур и в высокогорных районах. Механизм приспособления организма к низ­ким температурам среды сводится в основном к усиле­нию теплоизоляционных свойств утолщенного шерстно­го покрова с увеличением в нем доли подшерстка. Наи­большими теплоизолирующими свойствами обладает воздушная прослойка в шерсти. Она не позволяет таять снегу на шерсти и тем самым повышает теплоизоляцию. Животные, обитающие в умеренном и холодном клима­те, приобретают такой шерстный покров ежегодно во время осенней линьки. Арктические животные защища­ются от холода толстой кожей и значительным слоем подкожного жира. Метаболические механизмы адапта­ции у них включаются только при крайне низких тем­пературах. Важную роль при акклиматизации к холоду играет постепенность (привыкание). Охлаждение долж­но периодически повторяться, тогда реакция на данный фактор постепенно ослабевает. Следовательно, привы­кание является важным неспецифическим адаптивным механизмом.

    Если терморегуляция (теплоизоляция) за счет шерст­ного покрова и подкожного жира достигает своего мак­симального (генетически запрограммированного) уров­ня, включаются механизмы повышения теплопродукции. Однако акклиматизация с помощью метаболической теплопродукции неэкономична, так как осуществляется за счет корма, предназначенного для продуктивности.

    При адаптации и акклиматизации животных к низ­ким температурам среды решающее значение может оказать не только и не столько сам температурный фак­тор, сколько влажность воздуха и ветер, а также снег, дождь, слякоть и грязь в загоне. Поэтому при содержании животных в помещениях полуоткрытого типа и на площадках необходимо учитывать именно указанные факторы.

    Акклиматизация к высоким температурам среды пер­воначально связана с увеличением отдачи тепла путем испарения; включая учащение дыхания. Если этот про­цесс длительный, в шерстном покрове и коже происхо­дят изменения, уменьшающие теплоизоляцию. Одновре­менно животные снижают продукцию тепла, потребляя меньше корма (особенно лактирующие коровы). Дан­ному процессу способствует снижение двигательной ак­тивности, а также активности щитовидной железы. Од­нако при этом уменьшается продуктивность животных. Практика акклиматизации черно-пестрого и швицкого крупного рогатого скота в условиях Средней Азии пока­зала, что только после первого, а то и второго года адаптации при. создании надлежащих условий содер­жания и кормления животные хорошо акклиматизиру­ются и у них не происходит снижения продуктивности и воспроизводительной способности. Если животное не поддается процессу акклиматизации в горах, его следу­ет вернуть в более низменную местность. Следует так­же помнить, что акклиматизационный стресс может стимулировать скрыто протекающие заболевания, в том числе инфекционные. Поэтому акклиматизировать целе­сообразно молодых здоровых животных, соблюдая при этом постепенность.

    СТРЕСС. Состояние, в котором организм пребывает во время мобилизации защитных или восстановительных механизмов, называется нагрузкой или напряжением (Г. Селье назвал его стрессом). Комплекс физиологи­ческих изменений при стрессе назван общим адаптационным синдромом, способствующим преодолению воздей­ствия неблагоприятных факторов. Причины, способные вызвать однородные ответные реакции организма, назы­вают стрессорами, или стресс-факторами.

    Синдром стресса специфичен, а факторы, вызывающие его, неспецифичны, то есть, это могут быть высокая или низкая температура воздуха, травмы и т. д.

    Стресс всегда проявляется как синдром, как сово­купность изменений: общий синдром стресса действует на весь организм. Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии стресса (напряжения). При про­должительном действии стрессора или стрессоров опре­деленной силы (способных вызвать синдром стресса) организм первоначально мобилизует все свои защитные механизмы: если не погибает, то напряжение мобили­зации сменяется состоянием резистентности. Это раз­ные состояния организма. В общем адаптационном син­дроме Г. Селье выделял три стадии ответной реакции организма на воздействие факторов внешней среды.

    СТАДИЯ МОБИЛИЗАЦИИ (реакция тревоги) — кратко­временная, но характеризуется усиленным выделением адреналина, мобилизацией энергетических ресурсов, инволюционными процессами в лимфатической системе, снижением мышечного тонуса, кровяного давления и температуры тела, развитием воспалительно-некротиче­ских процессов. На этой стадии происходит мобилиза­ция защитных механизмов против воздействия отрица­тельных факторов среды. Животное резко снижает про­дуктивность, худеет. Продолжительность реакции тре­воги— 6—48 ч. При очень сильном воздейст­вии стрессора не исключена гибель животного.

    СТАДИЯ РЕЗИСТЕНТНОСТИ (адаптационная фаза) про­должается от нескольких часов до нескольких дней и недель. Характеризуется нормализацией всех насту­пивших в стадии мобилизации сдвигов. Практически на­ступает адаптация к действию данного стрессора. И если действие стрессора прекращается, то развитие стресса заканчивается на этой стадии, что часто наблю­дают в практике животноводства.

    СТАДИЯ ИСТОЩЕНИЯ (или фаза сниженной устойчивости) наступа­ет при продолжающем­ся действии стрессора, ведущем к угнетению адаптивной деятельнос­ти надпочечников (не­смотря на их гипертро­фию) и иных защитных систем организма. Возобновляется нарушение обмена веществ, сопровождающееся накоплением молочной кислоты и аминокислот в крови, лимфоцитозом и эозинофилией, снижением кровяного давления и уве­личением проницаемости кровеносных капил-ляров, уси­лением дистрофических процессов в органах и тканях. Резко снижаются продуктивность и масса тела. Все это во многом напоминает картину первой стадии (мобили­зации). Если действие стрессора не прекращается, из­менения в обмене веществ становятся необратимыми и наступают заболевание или гибель животного.

    Вышеприведенная стадийность (фазность) развития стресса у сельскохозяйственных животных изучена не­достаточно, и не всегда удается четко установить гра­ницы стадий. Как правило, реакции адаптации ведут к нарушениям гомеостаза организма. И если действие стрессоров не прекращается, то в процессе адаптации возникают заболевания, получившие название болезней адаптации, или болезней недостаточности.

    Если учесть, что даже незначительное и непродол­жительное действие стресс-факторов не вызывает вто­рой, не говоря уже о третьей, стадии стресса и ведет к напряжению процессов обмена веществ, повышению по­терь энергии на стабилизацию физиологических функ­ций напряженно работающих органов и систем, поддер­жание гомеостаза организма и адаптацию его к изме­нившимся условиям, то оно вызывает снижение про­дуктивности и увеличение расхода кормов на единицу продукции. Поэтому чем больше энергии затрачено ор­ганизмом на адаптацию к окружающей среде, тем меньше ее будет использовано на производство продук­ции. Следовательно, выгоднее не допускать действия стресс-факторов (экстремальных факторов среды) на продуктивных животных или создавать условия дли максимального ослабления их отрицательного влияния.

    Стрессовые реакции могут носить как положитель­ный, так и отрицательный характер влияния на орга­низм. Все зависит от силы и продолжительности стрес­са, его характера, вида и назначения, функционального состояния организма животных. В племенном животно­водства, стремящемся получить высокопродуктивных животных с крепкими конституциональными задатками и хорошими воспроизводительными способностями, экст­ремальные факторы внешней среды могут стать полезными тренирующими стимулами, способствующими фор­мированию хороших защитных сил организма.

    В результате исследований Л. X. Гаркави, Е. Б. Ква­шина и М. А. Уколова (1977) внесено дополнение к расшифровке адаптационной реакции организма живот­ных. По мнению авторов, она должна определяться си­лой раздражителя. В результате могут развиваться три типа реакции: на слабые, средней силы и сильные (чрез­вычайные) воздействия. Установлено, что при стрессе наряду с защитными реакциями образуются и реакции повреждения. Связанные с последними состояния могут возникать только при действии сильных раздражителей. Развитие же адаптационных механизмов на раздражи­тели слабой и средней силы биологически малоцелесо­образно, и поэтому не может быть закреплено в процес­се эволюции. Истинным стрессом считают реакцию ор­ганизма на сильные раздражители. Ответ организма на слабые раздражители называют общей неспецифиче­ской реакцией (реакцией тренировки), а на раздражите­ли средней силы — реакцией активации.

    При действии малых раздражителей организм защи­щается охранительным торможением, при котором чув­ствительность его уменьшается и со временем он пере­стает реагировать на слабый фактор. Продолжительное влияние слабого раздражителя или постоянное повыше­ние его интенсивности тренирующе влияют на организм, способствуя соответствующей перестройке. Активность защитных сил организма при ежедневном целенаправ­ленном тренирующем влиянии постепенно нарастает. Организм такого животного становится более устойчи­вым к воздействию стресс-факторов, энергетические по­тери его минимальны, обмен веществ снижен, процессы катаболизма уменьшены. Такая реакция лежит в осно­ве закаливания, ее часто используют с профилактиче­ской целью. Однако поддержание ее надлежащего уров­ня требует систематического повторения (тренировки). Прекращение тренировки ведет к быстрому снижению резистентности — к детренированности. Длительная тре­нировка не только не истощает резервы, а способствует их сохранению. Это положение широко применяют в се­лекционно-племенной работе при выращивании племен­ного конституционно крепкого, здорового, устойчивого к неблагоприятным факторам молодняка.

    При действии раздражителей средней силы развивается реакция активации, происходит подъем защитных сил организма. В отличие от реакции тренировки рези­стентность остается повышенной еще определенное вре­мя и после прекращения действия стресс-фактора. Од­нако такой эффект последствия отмечают лишь в ста­дии стойкой активации (длительного, систематического повторения активирующе воздействующих факторов). Энергетические затраты здесь выше, чем при реакции тренировки, но стадия напряжения, характеризующая стресс, также не развивается. Уравновешенность раз­ных сторон процесса обмена веществ способствует на­коплению аминокислот, нуклеиновых кислот, белков (то есть «строительных» материалов).

    Так как реакция активации способствует повышению естественной резистентности организма, она может быть использована с профилактической и лечебной (превен­тивной) целью в тех случаях, когда наблюдается ее резкое снижение (перед транспортировкой, при адапта­ции, акклиматизации животных и в иных подобных слу­чаях).

    Для специалистов и практиков животноводства прин­ципиальное значение имеют диагностика стресса, уста­новление начала развития стрессовых реакций равно, как и глубины наступивших в организме сдвигов. По результатам этих исследований может быть принято решение и разработаны обоснованные терапевтические и профилактические меры.

    Следует учесть, что клинические признаки стрессо­вой реакции неспецифичны. Однако при стрессах всегда отмечают отсутствие аппетита, испуг, беспокойство, по­вышенную возбудимость, мышечную боль, учащение ды­хания и пульса, повышение температуры, синюшность слизистых оболочек. В результате стресса всегда пони­жается продуктивность, повышается расход кормов на единицу продукции, молодняк отстает в росте и разви­тии, учащаются случаи заболеваний и гибели животных.

    В практике животноводства различают следующие виды стрессов: кормовые, климатические (включающие в себя все факторы микроклимата), технологические, транспортный и ранговый, а также дополняющие тех­нологические стрессы, связанные с проведением ветеринарно-санитарных профилактических и зоотехнических мероприятий.

    Нарушение распорядка дня и режима кормления всегда связано со стрессом. И если лишение корма или воды, например, поросят на сутки не вызывает сущест­венных изменений в их продуктивности, то при голода­нии в течение двух суток первоначальная живая масса восстановится только через пять суток.

    Изменение рациона, кратности кормления, физиче­ской формы кормов, их качества всегда воспринимаются животными как стресс-факторы. Следовательно, при пе­реводе животных на новые режимы кормления и виды кормов необходимо достичь установления у них синдро­ма адаптации (с учетом его фазности) к изменившимся условиям кормления, иначе невозможно сохранить про­дуктивность. Среди климатических стрессов наибольшее распространение имеют холодовой и тепловой стрессы, а также стресс в результате нарушения параметров ми­кроклимата.

    Перспективное направление профилактики климати­ческих стрессов — выведение пород, типов, линий и се­мейств животных, устойчивых к конкретным климати­ческим факторам или их комплексу.

    Технологические стрессы вызваны факторами среды, обусловленными особенностями технологии производст­ва продукции животноводства в хозяйстве.

    При вынужденном убое животных, находящихся в состоянии стресса или после перенесенного в результате его действия заболевания, качество мяса (особенно сви­нины) значительно снижается.

    Предупреждение и снижение отрицательных послед­ствий стрессов в животноводстве должны базироваться на двух основных моментах. Первый — проведение ор­ганизационно-хозяйственных мероприятий, обеспечиваю­щих создание оптимальных условий ухода и содержа­ния, соответствующих зоогигиеническим нормативам, а также применение совершенных технологий выведения пород и линий животных, устойчивых к стрессам. Одна­ко полностью устранить влияние стресс-факторов в жи­вотноводстве этими мерами удается далеко не всегда.

    Поэтому второй существенный момент заключается в применении фармакологических средств (химических и гормональных препаратов, витаминов, антибиотиков и иных биологически активных веществ) для направлен­ного воздействия на течение стрессовых реакций. Сле­дует помнить, что любые фармакологические и биологи­чески активные средства не ликвидируют состояния стресса, а только способствуют лучшей мобилизации адаптационных способностей организма для противо­действия стресс-факторам. Для снятия беспокойства, страха, напряжения у животных в ветеринарии исполь­зуют нейролептики, транквилизаторы и седативные средства, обладающие психоседативным, транквилизи­рующим действиями. Применяя транквилизаторы, нуж­но учитывать индивидуальный подход к каждому жи­вотному, потому что на реактивность организма влияет ряд факторов: сила и продолжительность действия стрессора, функциональное состояние организма, его нервной системы, доза вводимого фармакологического средства и др.

    Лучшие результаты в борьбе со стрессами будут по­лучены там, где при селекции, выращивании и содержа­нии животных создают условия и предпосылки для вос­питания высокой выносливости животных в результате их тренировки и закаливания, строгого соблюдения тех­нологий, создания благоприятных условий содержания.

    Адаптация организма — это процесс достижения им устойчивого уровня активности функциональных систем органов и тканей, включая механизмы управления, что обеспечивает животным длительную жизнеспособность и возможность воспроизводить здоровое потомство. Стресс же ставит организм в неблагоприятные условия сущест­вования; отличные от обычных (привычных), к которым организм уже приспособился. Поэтому процесс адапта­ции будет включен вновь для приспособления организ­ма к этим изменившимся факторам окружающей его среды. Отсюда эти два явления, постоянно встречаю­щиеся в практике животноводства, пребывают между собой в сложных, нередко диалектически последова­тельных и противоречивых отношениях.

    В зоне оптимальных условий содержания (без воз­действия стресс-факторов) вся получаемая организмом энергия расходуется в основном на осуществление жиз­ненных, в том числе продуктивных, функций. Когда воз­действующий фактор (например, температура среды) выходит за пределы оптимума, включаются адаптацион­ные механизмы, функционирование которых требует за­трат энергии. Без этих адаптационных реакций невоз­можно поддержание гомеостаза.

    Условия жизни сельскохозяйственных животных под­вержены влиянию многочисленных факторов, изменчивы. Поэтому животные должны постоянно к ним адап­тироваться. Определяющее значение имеют сила и про­должительность воздействия стресс-факторов. Незначи­тельные непродолжительные или даже умеренные стрес­совые влияния служат тренирующим фактором, их мож­но использовать в животноводстве с целью повышения резистентности, закалки, укрепления здоровья живот­ных. Сильные и чрезвычайные стрессоры нарушают гомеостаз, снижают естественную резистентность, продук­тивность и ведут к заболеваниям.

    Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 572 | Нарушение авторских прав

    Профилактика стрессов в начальной школе

    Стресс — одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок и непосильного для них психологического давления. Неслучайно психологами выделяется термин “школьный стресс”. Поэтому сегодня актуальной стала проблема профилактики школьных стрессов. Стресс в условиях школы невозможно понять и тем более управлять им без глубокого знания его психологического механизма. А значит, педагогу важно знать причины стресса у младших школьников в учебно-воспитательном процессе и пути его преодоления и профилактики.

    Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 – 1982). Медик по образованию, биолог с мировой известностью на протяжении почти полувека разрабатывал проблемы стресса. Наиболее полно его учение изложено в известном труде “Стресс без дистресса”.

    Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) — термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

    Стрессоры – факторы, вызывающие состояние стресса. Стресс обычно понимается как неблагоприятный опыт недостаточной или избыточной стимуляции, который сейчас или в будущем приведет к нарушению здоровья.

    Наука делит стрессы на:

    • эмоционально положительные и эмоционально отрицательные;
    • кратковременные и долгосрочные (острые и хронические);
    • физиологические и психологические (информационные, эмоциональные и коммуникативные).

    Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов. Например, когда ребенок долго или часто испытывает чувство голода, холода, жажды, физические перегрузки.

    Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением, например, когда школьника обманули, обидели, угрожали физически или морально, если он испытывает сильные информационные перегрузки.

    Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда ребенок, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.

    Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности школьника, его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (семейные проблемы, ссоры и т. п.).

    Коммуникативный стресс возможен при неспособности ребенка общаться с одноклассниками или учителями, при неумении налаживать межличностные отношения.

    Основоположник теории стресса Г. Селье выделяет три стадии его развития:

  • реакция тревоги, которая выражается в мобилизации всех ресурсов организма;
  • сопротивление, когда организму удается успешно справится с вредными воздействиями (в этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость);
  • истощение, наступающее, если действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть.

    Биологическое строение человека таково, что он воспринимает стрессоры и реагирует на них. Однако современные условия изобилует такими внешними раздражителями, физическая реакция на которые уже не обеспечивает равновесие нашего организма. Будучи явлением реальной действительности, стрессоры трансформировались и теперь наряду с физическими реакциями требуют психических.

    Стресс может также означать совокупность мелких стрессов, которые в результате приводят к эмоциональным нарушениям, таким как чрезмерная тревога и напряжение, нарушение ясности мышления и широкий спектр поведенческих реакций.

    Стресс не всегда результат повреждающего внешнего влияния на психику человека. Так в повседневной учебной деятельности стрессы у детей возникают по разным причинам: на уроке, во время соревнований, школьных олимпиад, в общении с учителями и одноклассниками, публичном признании успеха и т. д. В стрессологии выделяют два термина – “эустресс” и “дистресс”. Первый термин означает желательный эффект, второй – негативный.

    Дистресс (от англ. distress – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) – сильный стресс неприятной направленности, вызываемый стрессорами.

    Учеными доказано как стресс серьезно влияет на здоровье людей. Доказана и связь между пережитыми в детстве и юности стрессами с частотой несчастных случаев.

    Стресс у детей во многом отличается от стресса у взрослых, особенно в его проявлении.

    Стресс является постоянной проблемой в детстве также потому, что жизнь и опыт ребенка контролируется взрослыми. Дети часто чувствуют, что они ничего не могут поделать, что они бессильны что-то изменить. Это приводит к апатии и потере всякой мотивации. Иногда это повышенная возбудимость, иногда агрессивность и неспособность сосредоточиться на каком-либо предмете. Порой стресс вызывает чисто физическое недомогание, например, головную боль, рези в желудке и повышенную чувствительность. Стресс у ребенка не опознают, а сам ребенок не способен с этим справится, что заставляет его чувствовать себя неспособным и неадекватным.

    Как же определить состояние стресса у младшего школьника?

    Прежде всего, это продолжительность. Если у ребенка плохое настроение в течение одного дня, то в определенной мере это является нормальным. Но, если состояние нервозности и напряжения длится на протяжении недели, а то и более, то это должно стать поводом для волнения.

    Возрастные соответствия. Когда трехлетний ребенок плачет и хватает за одежду уходящую мать, то эта ситуация вполне нормальная. Но, если девятилетний школьник ведет себя подобным образом, то родители и педагоги должны более внимательно присмотреться к данному ребенку.

    Интенсивность реакции и отклонение от возрастной нормы также является сигналом для взрослого человека.

    Если есть подозрение, что ребенок переживает стресс, необходимо выяснить, почему. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому психологи создали специальный путеводитель по симптомам, возможным причинам и способам преодоления детских стрессов. Например, у младшего школьника появились необъяснимые боли и расстройства, включая рвоту, повышенную озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и от прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи, нервные движения, низкая самооценка, нарушение сна и питания, отставание в школе, возможно, развился стресс.

    Вот примерный список стрессоров, который встречается в жизни младшего школьника в учебно-воспитательном процессе:

  • Обидные высказывания со стороны одноклассников.
  • Обидные высказывания со стороны старшеклассников.
  • Негативная оценка со стороны учителя.
  • Участие в соревнованиях.
  • Ссоры с одноклассниками.
  • Переход в другой класс или другую школу.
  • Контрольная или тестовая работа.
  • Сообщение дома о плохой отметке.
  • Выход к доске или любое публичное выступление.
  • Опоздание в школу.
  • Конфликтное общение с учителем.
  • Пропуск уроков по болезни.
  • Боязнь быть отстающим.

    Психологи подметили, что один и тот же стресс может вызывать у разных людей неодинаковые реакции. Существуют факторы, которые могут тормозить или усиливать проявления стрессового состояния. Это и генетическая предрасположенность человека, пол, возраст, реактивность организма, его состояние в данный момент и др. Таким образом, один и тот же раздражитель действует на разных детей по-разному, следовательно, одни дети более беззащитны перед стрессами, чем другие. Обнаружено, что стресс не затрагивает достижения детей с высоким IQ и разрушает достижения детей с низким IQ.

    Устойчивость к стрессам обеспечивает и социабельность, предполагающая доброжелательное внимание окружающих и коммуникативные навыки, благодаря которым взрослые оказывают ребенку поддержку в случае необходимости.

    Для детей младшего школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего, учителя. В любой стрессогенной ситуации ребенок устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Для него потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживаниями один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя, ребенок получает порицание или равнодушие.

    Последствия стресса могут быть различными. Стрессы могут вызывать неврозы, депрессии и другие душевные расстройства и заболевания. Ситуативные проявления стресса бывают во время открытых уроков, когда у школьника дрожит голос, речь становится сумбурной, кружится голова. Сегодня хорошо известен стресс “конца года”, который провоцирует детей на простудные заболевания, в это время возможно развитие аллергического кашля и астмы.

    Как помочь ребенку, находящемуся в состоянии стресса?

    Во-первых, необходимо узнать, какова причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки, похода в парк, кино, т. е. тогда, когда ребенок находится далеко от стрессоров. Часто рисунки и игры позволяют узнать причину беспокойства ребенка. Во-вторых, подобрать наиболее приемлемый способ вывода младшего школьника из состояния стресса. Здесь на помощь педагогу может прийти школьный психолог. Ролевые игры, физические упражнения, дыхательная гимнастика, психогимнастика, музыкотерапия, упражнения на релаксацию, цветотерапия. А самое главное — поддерживать ребенка, показывать значимость его в ваших глазах, больше общаться с ним, применять тактильные приемы в общении, соблюдать такт и не забывать, что детство – это самое лучшее время и, по возможности, сделать все, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией наступило как можно позже.

    Большую помощь младшему школьнику может оказать учитель, если наладит связь с родителями. Настроит их на необходимость понимания, что воспитательно-образовательный процесс требует терпения. Что каждый ребенок неповторим, что нельзя требовать больших результатов, зная, например, что ребенок физически слаб или имеются другие причины, указывающие на его неуспешность в учебе. Управлять стрессами ребенка учитель может с позиции поддержки, в соответствии с индивидуальным подходом, т. к. знает его жизненные проблемы, его семью, природные особенности организма ученика. Кроме того, педагог может помочь ребенку: обучить его умениям справляться со стрессом, научить, как можно менее болезненно переживать стресс или, по возможности, избегать его.

    Правильная, позитивная педагогическая политика может повышать способность учащихся противостоять стрессам и уменьшать их последствия. Сегодняшний учитель начальных классов должен знать причины стресса у младшего школьника, учить, как можно избежать стрессовую ситуацию, воспитывать стрессоустойчивую позицию ученика. И самое главное, современный педагог сам не должен выступать в роли очередного стрессора для ребенка. Чувствуя проблемы детей и проявляя гибкость и понимание, учитель может уменьшить влияние дистрессов на учащихся.

    Литература.

    1. Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс. Л. 1970. С 41-47.
    2. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии: Учеб. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.-183с.
    3. Грегор О. Как противостоять стрессу // Стресс жизни. СПб. 1994. 384с.
    4. Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб. 1997. 208с.
    5. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. –М. Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС. 2003. – Ч.2. С. 332.
    6. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 368с.

    centrchudes.ru