Классификация психопатий в мкб-10

Истерическое расстройство личности

Рубрика МКБ-10: F60.4

Содержание

Определение и общие сведения [ править ]

Истерическое (гистрионное) расстройство личности

Термин «истерия» имеет много значений. Им обозначают истерическую конверсионную реакцию, истерическую психопатию, соматизированное расстройство (синдром Брике), массовую истерию (охват возбуждением группы людей), а в обывательском понимании — театрализованное поведение или аггравацию. В неврологии термин «истерия» обычно применяют для обозначения конверсионных и диссоциативных реакций. Любой врач рано или поздно сталкивается с разнообразными проявлениями таких реакций в виде параличей, анестезии, гиперкинезов, нарушений движений и походки, задержки мочи, болевых синдромов, припадков, потери зрения, амнезии, фуг и ареактивности.

Истерическая психопатия (слово «истерия», исторически связанное с представлением о «бешенстве матки» как причине заболевания, имеет уничижительный оттенок, и поэтому в DSM-III термин «истерический» заменили на «гистрионический», то есть «демонстративный». Тип личности определяют устойчивые черты характера (особенности восприятия, отношения к окружающему миру, оценки других людей и самого себя). Психопатия (патологический тип личности) — это состояние, при котором вследствие ригидности или деструктивности характера нарушается социальная адаптация, затрудняется профессиональная деятельность или же человек причиняет страдания самому себе.

Этиология и патогенез [ править ]

Клинические проявления [ править ]

Истерическое расстройство личности: Диагностика [ править ]

Согласно DSM-IV, истерическая психопатия характеризуется возникающими в молодом возрасте чрезмерной эмоциональностью и стремлением привлечь к себе внимание. Диагноз устанавливается при наличии не менее пяти из следующих восьми черт:

а. Потребность всегда быть в центре внимания.

б. Стремление подчеркнуть свою «неотразимость» или откровенно провокационное сексуальное поведение.

в. Поверхностность и лабильность эмоций.

г. Чрезмерная озабоченность своей привлекательностью.

д. Подчеркнуто эмоциональная, но малосодержательная речь.

е. Театральность и преувеличенное выражение эмоций.

ж. Внушаемость, зависимость от окружающих или от обстоятельств.

з. Стремление к навязыванию близких отношений.

wikimed.pro

Менеджмент

Расстройства личности.

Расстройства личности (психопатии) – стойкие личностные дисгармонии, для которых характерны:

выраженность патологических свойств личности, препятствующих полноценной адаптации к среде;

тотальность личностных девиаций;

относительная стабильность, малая обратимость;

наличие совокупности расстройств определенной клинической структуры (за исключением мозаичной психопатии);

тенденция к однотипному способу поведенческого реагирования; появление «психопатического цикла», способствующего стабилизации личностной патологии: дисфория – конфликт — личностная реакция-усугубление психопатических свойств (О.В. Кербиков).

Этиопатогенез психопатий сложен и до конца не ясен.

В соответствии с классификацией по МКБ – 10 вместо термина «психопатия» используется термин «расстройства личности» и выделяются следующие клинические варианты.

Типы расстройств личности в соответствии с МКБ — 10

(по Х. Ремшмидту, 2001)

Специфические расстройства личности

Выраженная подозрительность. Связанная с постоянной и необоснованной тенденцией истолковывать действия окружающих как презрительные или даже опасные

Ограниченная способность к эмоциональному реагированию и проявлению чувств, ангедония, эмоциональная холодность, отгороженность, социальное безразличие и изолированность, робость и закрытость в контактах

Конституциональная склонность к девиантному и делинквентному поведению, которая проявляется уже в детском возрасте. Отмечаются такие характерологические особенности, как недостаток эмпатии, эмоциональная холодность, эгоцентризм, а также дефицит совестливости, импульсивность, хроническая раздражительность, ненадежность, трудности в контактах, недооценка или непризнание социальных норм.

Импульсивный тип: недостаточный контроль за импульсивностью, неумение управлять аффектами, повышенная возбудимость и тенденция, особенно в ситуациях фрустрации, к вспышкам насилия или угрожающего поведения. Пограничный тип: нестабильность настроения и межличностных отношений, кризы идентичности, вспышки агрессии при эмоциональном стрессе, аутоагрессивные тенденции вплоть до значительных самоповреждений и парасуицидальных действий.

Зависимость от внешнего внимания, подтверждения их значимости и признания; лабильная и поверхностная эмоциональность, стремление к драматизации, неискренность и кокетство; чрезмерный интерес к своей физической привлекательности, а также неадекватное стремление нравиться; повышенная внушаемость, недостаточная способность следовать целям и ценностям, вследствие этого непостоянство, особенно в межличностных и партнерских отношениях.

Совестливость, перфекционизм, стремление к порядку, приверженность нормам, ригидность, нерешительность, неуверенность; затруднения в межличностных контактах.

Неуверенность в себе, заниженная самооценка, тревожность; робость, напряженность, скованность в контактах, выраженный страх быть отвергнутым, получить отказ.

Зависимое параноидное расстройство личности

Неспособность к самостоятельной жизни; ограниченная готовность брать на себя ответственность; в парных отношениях постоянная боязнь утраты и страх остаться в одиночестве, связанные со стремлением приспосабливаться и уступчивостью.

В становлении психопатии условно выделяют следующие этапы.

1 этап – начальные проявления психопатии (в детстве), выражаются преимущественно элементарными психопатическими реакциями по возбудимому, истерическому, астеническому или неустойчивому типам. Клиническая картина малодифференцирована, фрагментарна и изменчива.

2 этап – отмечается полиморфизм клинической картины, главным образом за счет присоединения пубертатной симптоматики в виде утрированных возрастных особенностей психики (стремление к самоутверждению, эгоцентризм, максимализм, реакций оппозиции, имитация, отказа; склонности к сверхценным образованиям), психоэндокринных, психосексуальных проявлений, педагогической запущенности.

3 этап – формирование определенного клинического типа психопатии.

Ни один из типов психопатий не выявляется в готовом виде в раннем детстве. Раньше других могут заявить о себе шизоидная и истероидная психопатии. Становление психопатии происходит в детском, подростковом и продолжается в юношеском возрасте, искажая нормальное онтогенетическое развитие. Диагноз психопатии ставится после 16-17 лет. До времени становления психопатии нередко отсутствует четкая клиническая структура, а патохарактерологические особенности представлены в виде подвижной мозаики (П.Б. Ганнушкин, 1933; С. Ю. Циркин, 1999).

Лечение психопатий следует начинать в детстве. Оно включает ряд медико-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию психопатических проявлений; медикаментозная терапия играет второстепенную роль. В периоды декомпенсации наряду с педагогическим воздействием проводится психо- и трудотерапия, а также лечение психотропными средствами. Наиболее эффективны транквилизаторы и нейролептики. Прогноз психопатий определяется с осторожностью. При благоприятных условиях нередко наблюдается стойкая и длительная компенсация с сохранением трудоспособности. Однако в периоды возрастных кризов, а также в связи с психогенными и соматогенными воздействиями возможна патологическая динамика. Профилактика психопатий начинается с правильного родовспоможения и других мер, проводимых в антенатальном периоде. Впоследствии большое значение имеет рациональное воспитание в семье и школе, предусматривающее по отношению к так называемым трудным детям ряд социальных и педагогических мер.

Младший школьный возраст

Характеризуется наличием органической или смешанной невропатии. Дети отличаются вялостью, пассивностью, повышенной чувствительностью, трудностями адаптации, склонностью к соматовегетативным расстройствам.

Сохраняются признаки невропатии, но на первый план выступают признаки церебрастении (повышенная утомляемость, истощаемость, головные боли). Отмечаются разнообразные невротические и неврозоподобные нарушения (энурез, диссомния, нарушение аппетита, заикание, тики). Патологические черты характера: тормозимость, робость, обидчивость.

Патологические черты характера становятся более выраженными, тогда как церебрастенические и неврозоподобные нарушения нивелируются. Присоединяется неуверенность в себе, чувство неполноценности, повышенная сензитивность, ранимость, впечатлительность. Психопатические реакции проявляются в чувстве недовольства собой, усилении замкнутости, отгороженности, молчаливости. Психогенно возникают общеневротические и системные расстройства, субдепрессивные сдвиги настроения.

С грудного возраста обращает внимание необычная «веселость», постоянно повышенное настроение и избыточная подвижность. Рано обнаруживается высокая общительность, потребность в пребывании среди людей, доверие к ним.

На общем гипертимном фоне могут возникнуть невротические и поведенческие реакции в связи с переживанием сексуально-агрессивного влечения к матери, а также с неприятием режима детского сада. Неизменная оптимистическая установка, добродушие, дружелюбие сочетаются с непостоянством, отсутвием глубины, точности, завершенности в деятельности. Отмечается повышенная раздражительность, драчливость. Дети чрезмерно самостоятельны, склонны к озорству. Недостаточно развито чувство дистанции.

Неспособны подчиняться школьной дисциплине. Отмечается повышенная двигательная возбудимость. Успеваемость неровная. Характерно постоянно хорошее самочувствие, низкая невротичность, повышенный эмоциональный тонус, завышенная самооценка и экстравертированность. В ряде случаев отмечается лабильность настроения и поведения.

Капризны, непослушны, неустойчивое настроение, дают вспышки агрессии, примитивные психомоторные истерические реакции или соматовегетативные нарушения.

Утомляют окружающих постоянными требованиями внимания и похвалы, ревностью к успехам других детей, стремлением командовать. Отношение к взрослым зависят от степени их внимания и одобрения.

Возможна школьная дезадаптированность. Демонстративность и театральность в поведении и одежде. В препубертате отмечается появление моносимптоматических функциональных расстройств (афония, рвота). Возможно сохранение невротических и неврозоподобных расстройств (энурез, тики. Заикание) по механизму «условной желательности». Возможно развитие психомоторных припадков с аффективным сужением сознания и патохарактерологические реакции активного и пассивного протеста (грубость, непослушание).

Отмечается парциальная задержка психического развития в форме невропатии, затруднения формирования навыков опрятности, дисгармонического инфантилизма.

Непоседливы, непослушны, трусливы, легко подчиняются другим детям. С трудом усваивают правила поведения. Отсутствуют стойкие привязанности. Девочки характеризуются эмоциональной лабильностью, мальчики- аффективной возбудимостью и задиристостью. «Сенсорная жажда» приводит к уходам из детского сада, из дома.

Отсутвует желание учиться. Склонны к прогулам, приобщению к асоциальным компаниям. Совершают мелкие кражи. Отмечается школьная дезадаптация.

Нерешительность, робость, боязливость, застенчивость. Подавление агрессивных тенденций проявляется в виде задержек моторного акта, малоактивности, безынициативности. Склонны к ритуализации поведения вследствие страхов. Возможны аутоагрессивные тенденции.

Страхи и опасения служат основой многочисленных двигательных навязчивостей и ритуалов, типично появление элементарных тикоподобных навязчивостей в виде картины невроза навязчивых состояний (компульсивный вариант).

Повышенное чувство ответственности, боязнь не оправдать ожиданий окружающих. Заниженная самооценка, трудности включения в деятельность и выхода из нее.

Явно выраженная синтонность, обостренная потребность в любви, внимании; легкое и быстрое нахождение объектов привязанности. Уже в 3 года отмечаются довольно очерченные периоды бодрого веселья, активности, шаловливости или подавленности, скуки, плаксивости, боязливости. Эти периоды сменяют друг друга через день, а суточный ритм характеризуется лучшим настроением по утрам и плаксивостью к вечеру.

Более отчетливые и длительные периоды скуки, хандры, тоскливости. Чрезвычайно обостряется привязанность к родителям. Характерно обострение страхов на фоне депрессии. В периоды подъема настроения дети напоминают гипертимов.

См. дошкольный возраст.

Малая привязанность к объектам внешнего мира, острая непереносимость всего «неприятного». Развитие речи часто обгоняет развитие моторных функций, тенденция к избеганию людей, ситуации общения, всего нового. Малоподвижность, пассивность, неразговорчивость. Стойкие психогенные расстройства, страхи, эхосимптомы.

Отгороженность от сверстников, отсутствие стремления к совместным играм. Предпочитают общество взрослых, с которыми ведут разговоры на отвлеченные темы, резонерствуя и задавая массу вопросов. Отчетливо выступает дисгармоничность психического развития в виде несоответствия между ускоренным умственным развитием и недоразвитием двигательной сферы. Рано начинают читать, накапливая большой запас сведений в различных областях знаний. Фигура нескладная, походка неуклюжая. Отсутствует детская живость и жизнерадостность, потребность в ласке и тактильном контакте.

Тенденция к дифференциации личных особенностей в сторону сенситивной или экспансивной структуры. В первом случае более отчетливой становится замкнутость, повышается обидчивость, ранимость, настороженно-недоверчивое отношение к окружающему в связи с переживанием своей неполноценности, обусловленной специфическим воздействием первичных шизоидных компонентов личности с условиями среды. Экспансивный вариант проявляется в повышении внешней контактности, в настойчивости и упорстве в достижении целей, связанных со сверхценными интересами. Дети остаются автономными и ригидными в поведении, с трудом включаются в работу, часто нуждаются во внешней организации учебной деятельности. Трудности вживания в коллектив приводят к гиперкомпенсаторному поведению: дурашливость, борьба за свои права и справедливость, самостоятельные занятия спортом.

Малая дифференцированность проявлений. Отчетливые нарушения поведения отмечаются в период первого возрастного криза: повышение общей возбудимости, «двигательная буря», капризы в сочетании с примитивными истерическими реакциями, либо активным протестом в ответ на любой протест или наказание.

Отчетливо проявляется изменчивость настроения с быстрым переходом от беспечно-эйфорического к дистимическому с капризами и слезами. Нарушения режима, драчливость, негативизм осложняют адаптацию в детском коллективе.

Примитивные аффективные разряды уступают место разнообразным реакциям активного и пассивного протеста (драчливость, уходы из дома), что в отсутствии индивидуального педагогического подхода осложняется нарастающей педагогической запущенностью и приобретением отрицательного социального опыта.

Преобладает хмуро-недовольное настроение с монотонной раздражительной и капризностью, непереносимости даже легкого холода и жажды, бурными реакциями на любой дискомфорт.

На фоне первого возрастного криза возникают также рудиментарные психопатические реакции в виде озлобления, примитивных аффективных и двигательных разрядов, агрессии и аутоагрессии. Эти реакции сопровождаются выраженным вегетативным компонентом и иногда переходят в аффективно-респираторные судороги. Характерны дисфорические эпизоды с проявлением тотального недовольства, злобностью, тягостным внутренним недовольством.

Учащение психопатических реакций как проявлений стремления к свободе, самоутверждению. Источником новых психопатических реакций может служить ограничивающее поведение взрослых и снижение социальной адаптации. Выделяются два типа психопатии: асоциальный и гиперсоциальный. Первый связан с эксплозивностью, усилением инстинктивных влечений, жестокостью. Второй характеризует мелочная скрупулезность, стремление к порядку, педантизм, которые носят утрированный характер. отмечаются дисфории и аффективно-агрессивные разряды. Учащение конфликтов вызывает патологические реакции протеста. Отказа, компенсации и гиперкомпенсации, которые к 10-11 годам чаще проявляются в псевдоаутистическом поведении.

lartdoll.net

Классификация психопатий в мкб-10

Основные формы личностных расстройств согласно МКБ – 10

Большое значение в создании классификации психических заболеваний для обеспечения унифицированной оценки психически больных психиатрами различных стран сыграла Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). ВОЗ с участием экспертов и специалистов различных стран подготовила в течение нескольких лет ряд вариантов Международной классификации болезней (МКБ). Процесс создания МКБ трудный и сложный. МКБ может получить широкое признание, если обеспечить возможность ее применения психиатрами различных стран, придерживающимися различных взглядов на диагностику психических расстройств.

Отсутствие надежных знаний об этиологии и патогенезе психических заболеваний создает особые трудности в выборе наиболее значимых признаков для построения классификации. Их выбор определяется на основе их практической значимости, что делает классификацию эклектичной. Такой существенный дефект в построении классификации психических расстройств не преодолен ни одной национальной классификацией, в том числе и десятым пересмотром МКБ, подготовленной ВОЗ. К предпосылкам, на которых обычно основываются классификации, относятся: возраст больных, когда у них началась болезнь, психопатологические и клинические особенности болезни, этиологические факторы, патогенез болезни и т. д. МКБ дополняется глоссарием, позволяющим уточнить клинические понятия и критерии их отграничения.

Как известно, психиатрическая терминология отличается от терминологии других медицинских дисциплин особой сложностью. Причины этого — недостаточные знания о природе психических расстройств, обилие терминов, заимствованных из психологии, наличие большого числа терминов, сходных по своему значению или даже однозначных, но различно понимаемых.

Приведенные в глоссарии спецификации терминов помогут более унифицированному диагнозу: позволят избежать необоснованного применения конкретных квалификационных терминов и диагнозов в рамках национальных подходов.

В России, как и во многих странах, для административно-статистических целей МКБ применяется уже в течение ряда лет. В настоящее время введена в действие МКБ-10. Создатели классификации ориентировались в первую очередь на практическое удобство при ее использовании и на максимально возможный уровень воспроизводимости результата независимо от опыта и теоретических воззрений конкретного врача. Это заставило отказаться от использования любых понятий, не имеющих точных, одинаково принимаемых в различных странах определений. Поэтому в классификации не используются такие термины, как «эндогенный» и «экзогенный», «невроз» и «психоз». Само понятие «болезнь» заменено более широким термином «расстройство». Социальная и практическая направленность классификации потребовала выделения расстройств, вызванных употреблением ПАВ и алкоголя, в отдельную группу, хотя симптомы этих расстройств мало отличаются от других органических заболеваний.

МКБ-10 не отрицает в целом идеи нозологической классификации: в частности, используются такие общепринятые нозологические единицы, как «шизофрения», «органические расстройства», «реакция на стресс». Однако такой принцип учитывается только при условии, что он не вызывает существенных разногласий. Кратко изложим принципы построения этой новой классификации психических расстройств.

МКБ-10 состоит из десяти блоков, каждый из которых включает отдельные психические заболевания, варианты этих психических заболеваний и психопатологические синдромы.

Важной особенностью МКБ-10 является обстоятельная характеристика каждого блока психических расстройств, попытка определить для них общую предпосылку, на основании которой они включены в этот блок. Дается также основная характеристика каждого вида психических расстройств (болезней), отдельных форм их проявлений, вариантов психопатологических комплексов (синдромов), включенных в блок. Выделены диагностические и дифференциально-диагностические критерии психических расстройств. Все это способствует единообразию диагностики психических расстройств, обеспечивает большую сопоставимость клинических данных о больных с результатами научных исследований. Вместе с тем и эта классификация эклектична. Она также основывается на ряде предпосылок: этиологических, клинических, психопатологических, патогенетических и т. д. в отличие от медицинской модели болезни, базирующейся на этиологических и клинико-морфологических признаках.

Приведем краткое описание МКБ-10.

Перечень диагностических рубрик следующий (указанные в классификации коды-шифры используются для статистической обработки).

F0. Органические, включая симптоматические, психические расстройства.

Этот блок включает группу психических расстройств, возникающих при непосредственном или опосредованном поражении головного мозга физическими или токсическими факторами, вследствие эндокринных расстройств, экстрацеребральной патологии, приводящих к гипоксии, токсикозу мозга или его деструкции. Психические расстройства в этом блоке представлены такими тяжелыми проявлениями, как различные формы слабоумия, психопатологические расстройства, протекающие с галлюцинаторными и бредовыми синдромами, грубыми расстройствами памяти, а также эмоциональными и личностными нарушениями. Сюда же включена и эпилепсия.

F1. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (алкоголя, наркотических и других средств).

Сюда включены психические расстройства, возникающие в связи со злоупотреблением ПАВ. Они обнаруживают определенную патогенетическую общность: вызывают, как правило, эйфоризирующий эффект, формируют психологическую и физическую зависимость, а прекращение их употребления вызывает состояние абстиненции. К ПАВ относятся: алкоголь, наркотики, ряд препаратов бытовой химии, психотропные препараты и т. д.

Психические расстройства проявляются психоорганическим синдромом, а также психотическими эмоциональными и поведенческими нарушениями.

F2. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.

Шизофрения в этом блоке является ведущим психическим расстройством. Другие психические расстройства, ранее включавшиеся в шизофрению в виде ее отдельных форм, теперь рассматриваются отдельно. Шизотипическое расстройство, как отмечается, имеет многие признаки шизофрении, и, по-видимому, между ними имеется генетическая общность, однако при этом варианте нет грубых поведенческих расстройств, галлюци-наторно-бредовой симптоматики.

Также указывается, что многие бредовые психические расстройства не связаны с шизофренией, хотя их трудно отграничить от нее на ранних стадиях. Они подразделяются на острые и хронические бредовые расстройства.

F3. Аффективные (эмоциональные) расстройства.

Здесь представлены различные по выраженности, формам проявления и продолжительности аффективные расстройства.

F4. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства.

В этот блок включен ряд пограничных психических расстройств, описываемых ранее под термином «неврозы». Вместе с тем сюда же включены некоторые формы острых психических расстройств, возникающих в виде реакции на стресс (аффективно-шоковые). Другие психотические варианты психогенных реакций — параноидные и депрессивные — включены в иные разделы.

Отдельно рассматривается группа психических расстройств, именуемая как соматоформные, когда больные высказывают жалобы соматического характера, порой имитирующие соматические заболевания при отсутствии органических изменений внутренних органов.

F5. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами.

Сборная группа психических нарушений в связи с физиологическими дисфункциями различных систем организма включает расстройства питания, сна, сексуального функционирования и т. д.

F6. Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.

В этот блок психических расстройств входят формы психической патологии, описываемые в нашей национальной классификации как психопатии, включая и нарушение влечений.

F7. Умственная отсталость (олигофрения).

F8. Нарушения психологического развития.

тот раздел включает различные варианты нарушения психологического развития, в том числе у детей. Эти нарушения уменьшаются с возрастом, вместе с тем в известной степени они могут сохраняться и в дальнейшем.

F9. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте.

Сюда включены главным образом поведенческие и эмоциональные расстройства, возникающие в детском и подростковом возрасте.

Ниже приводится сокращенный список основных рубрик МКБ-10.

Классификация психических и поведенческих расстройств.

(список рубрик главы V МКБ-10)

F0 Органические, включая симптоматические, психические расстройства:

F00 — болезнь Альцгеймера

F01 — сосудистая деменция

F02 — другая деменция (болезни Пика, Крейтцфельда—Якоба, Паркинсона, хорея Гентингтона, СПИД и др.)

F03 — деменция неуточненная

F04 — амнестический (Корсаковский) синдром неалкогольный

F05 — делирий неалкогольный

F06 — другие расстройства (галлюциноз, бред, кататония и проч.)

F07 — органическое расстройство личности

F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ:

F13 — седативные и снотворные средства

F15 — психостимуляторы и кофеин

F18 — летучие растворители

F19 — другие или сочетание вышеуказанных

Характер расстройства обозначается 4-м знаком:

F1*.O — острая интоксикация

Fl*.l — употребление с вредными последствиями

Fl*.2 — синдром зависимости

Fl*.3 — синдром отмены

Fl*.5 — другой психоз (галлюциноз, параноид, депрессия)

Fl*.6 — амнестический (Корсаковский) синдром

Fl*.7 — резидуальное психическое расстройство (деменция, расстройство личности)

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства:

F20 — шизофрения, в том числе:

F20.4 — постшизофреническая депрессия

Также выделяют типы течения:

F20*.l — эпизодический с нарастающим дефектом

F20*.2 — эпизодический со стабильным дефектом

F20*.3 — эпизодический ремиттирующий

F20*.4 — неполная ремиссия

F20*.5 — полная ремиссия

F20*.9 — период наблюдения менее года

F21 — шизотипическое расстройство

F22 — хронические бредовые расстройства

F23 — острые и транзиторные бредовые расстройства

F24 — индуцированный бред

F25 — шизоаффективные психозы

F28 — другие неорганические психозы

F29 — неуточненный бредовый психоз

F3 Аффективные расстройства:

F30 — маниакальный эпизод

F31 — биполярный психоз

F32 — депрессивный эпизод

F33 — рекуррентное депрессивное расстройство

F34 — хронические расстройства настроения

F4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства:

F40 — тревожно-фобическое расстройство

F41 — панические атаки и другие тревожные состояния

F42 — обсессивно-компульсивное расстройство

F43 — реакция на стресс и расстройства адаптации

F44 —диссоциативные (конверсионные) расстройства

F45 — соматоформные расстройства

F48 — неврастения, деперсонализация и другие

F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами:

F50 — расстройства приема пищи

F51 — неорганические расстройства сна

F52 — половая дисфункция

F53 — расстройства послеродового периода

F54 — психосоматические расстройства

F55 — злоупотребление средствами, не вызывающими зависимости

F6 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых:

F60 — специфические расстройства личности (психопатии), в том числе:

F60.0 — параноидное (паранойяльное)

F60.3 — эмоционально неустойчивое

F61 — смешанные и другие расстройства личности

F62 — изменения личности вследствие психотравмы, психической болезни и проч.

F63 — расстройства привычек и влечений

F64 — расстройства половой идентификации

F65 — расстройства сексуального предпочтения

F66 — расстройства сексуального развития и ориентации

F68 — другие (симуляция, синдром Мюнхгаузена и проч.)

F7 Умственная отсталость:

F70 — легкая умственная отсталость

F71 — умеренная умственная отсталость

F72 — тяжелая умственная отсталость

F73 — глубокая умственная отсталость

F8 Нарушения психологического развития:

F80 — нарушение развития речи

F81 — расстройства развития школьных навыков

F82 — нарушение развития двигательных функций

F83 — смешанные расстройства развития

F84 — детский аутизм и общие расстройства развития

F88 — другие расстройства развития

F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте:

F90 — гиперкинетическое расстройство

F91 — расстройства поведения

F92 — смешанные расстройства поведения и эмоций

F93 — тревожные, фобические и другие расстройства

F94 — расстройства социального функционирования

F95 — тикозные расстройства

F98 — энурез, энкопрез, заикание, расстройства питания

F99 — неуточненные психические расстройства.

В заключение следует отметить, что ориентация на нозологический принцип систематики психических расстройств свойственна в той или иной мере практически всем национальным классификациям. Такая тенденция четко обозначена в отечественной психиатрии. Примером этого может служить выделение С. С. Корсаковым полиневротического алкогольного психоза, позже названного его именем. В этом заболевании присутствуют основные признаки его нозологической самостоятельности: специфическая этиология и типичная клиническая картина. Примером классификации, построенной с нозологических позиций, является классификация, разработанная в Научном центре психического здоровья РАМН. В ней выделяются две основные группы психических заболеваний, включающие подгруппы.

Обычно для эндогенных заболеваний типичен спонтанный характер возникновения болезни, т. е. отсутствие какого-либо внешнего фактора, который мог бы вызвать расстройство психики. Однако в некоторых случаях бывает трудно определить роль того или иного внешнего воздействия в развитии болезни, поскольку, помимо собственно причинных факторов, наблюдаются случайные, несущественные события.

Поэтому другим признаком эндогенных заболеваний является аутохтонное, т. е. не зависящее от изменений внешних условий, течение болезни. Течение эндогенных заболеваний обычно связано не столько с сиюминутными изменениями микросоциальной ситуации, метеорологических условий или соматического здоровья, сколько с внутренними глобальными общебиологическими перестройками в работе мозга. В большинстве случаев в развитии эндогенных заболеваний значительную роль играет фактор наследственности. И хотя психические болезни не представляют собой фатальной наследственной патологии, однако практически всегда удается проследить роль наследственной предрасположенности, которая реализуется в виде особого типа психофизиологической конституции.

Понятие экзогенных расстройств охватывает широкий спектр патологии, обусловленной внешними физическими, химическими и биологическими факторами (травмой, интоксикацией, гипоксией, ионизирующим излучением, инфекцией). В практической психиатрии обычно к данным расстройствам относят и наблюдаемые при соматических заболеваниях вторичные нарушения психики. Действительно, клинические проявления соматогенных заболеваний практически не отличаются от других экзогенных причин, поскольку мозг практически одинаково реагирует на гипоксию или интоксикацию, какой бы причиной она ни была вызвана.

Психогенные заболевания обусловлены в первую очередь неблагоприятной психологической ситуацией, эмоциональным стрессом, микро- и макросоциальными факторами. Важным отличием психогенных заболеваний является отсутствие конкретных органических изменений в мозге.

Ниже приводится систематика психических расстройств, разработанная в Научном центре психического здоровья РАМН (А. В. Снежневский, 1983; А. С. Тиганов, 1999).

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Эндогенные психические заболевания

Шизофрения Аффективные заболевания

Аффективные психозы (в том числе МДП)

Функциональные психозы позднего возраста (в том числе инволюционная депрессия и инволюционный параноид)

Дегенеративные (атрофические) процессы головного мозга

Деменции альцгеймеровского типа

Особые формы психозов позднего возраста Острые психозы Хронические галлюцинозы Сосудистые заболевания головного мозга Наследственные органические заболевания

Психические нарушения при травмах головного мозга Психические нарушения при опухолях головного мозга Инфекционно-органические заболевания головного мозга

Экзогенные психические расстройства

Наркомании и токсикомании

Психические нарушения при соматических неинфекционных заболеваниях

Психические нарушения при соматических инфекционных заболеваниях

Психические нарушения при интоксикациях лекарственными средствами, бытовыми и промышленными токсичными веществами

Психосоматические расстройства Психогенные заболевания

Реактивные психозы Посттравматический стрессовый синдром

Пограничные психические нарушения

Истерические нарушения невротического уровня Расстройства личности (психопатии)

Патология психического развития

Умственная отсталость Задержки психического развития Искажения психического развития при педофилии, когда речь идет о выраженности задержки развития (инфантилизме).

В плане волевого критерия можно говорить об ограничении способности руководить своими действиями при навязчивом характере аномального сексуального влечения и ее невозможности при компульсивном и импульсивном типах. Нарушения эмоционального компонента идентичности в виде нарушений эмпатии и амбивалентности по отношению к объекту сексуального влечения, особенно выраженные при садизме, следует расценивать как факторы, ограничивающие вменяемость».

www.labex.ru