Лечение неврозов молитвами

Лечение неврозов молитвами

Лечение молитвами

Молитва – важнейшая часть духовной жизни каждого верующего человека. Через молитву человек обращается к Богу, вопрошает к нему и просит прощения у него. Иными словами, молитва есть ни что иное, как способ разговора человека с Богом. Данный разговор порождает у человека неземные чувства, глубокомыслие и духовность.

Молитва способна не только помочь человеку в разрешении какого-либо затруднительного вопроса, но и излечить его от недуга. Более того, в мире известны случаи, когда смертельно больные люди, придя на разговор к Богу во время молитвы, выздоравливали! И это тогда, когда лучшие врачи мира лишь разводили руками от безвыходности. Сенсация? Нет, вера.

К сожалению, очень многие люди забывают о необходимости и важности молитвы, и прибегают к ней только в случаях ощущения безвыходности. Однако, даже в этих случаях, как показывает практика, Бог не забывает о человеке и дарит ему свою любовь и поддержку. Но, ни одна молитва не принесет человеку ничего доброго, если он будет просто читать ее, не задумываясь о сказанном. Поэтому крайне важно, обращаясь в молитве к Создателю, по-настоящему прочувствовать каждое свое слово. Также ошибочно под единственной целью молитвы понимать “выпрашивание” у Бога чего-либо материального. Бог и так дал вам самое большое в этом мире – он дал вам жизнь! Но что тогда является целью молитвы? Поговорим об этом далее.

Зачем человек молится? Кто-то может возразить: “Ну что за вопрос? Ведь это и ребенок понимает”. Однако, как оказывается на практике, понимают все, но не до конца, либо понимают неверно. Они понимают это так: “Я молюсь, а Бог слышит мою молитву и жизненная ситуация начинает складываться в мою пользу”. Нет, все с точностью наоборот – это вы меняете ситуацию в лучшую сторону, ведь в процессе молитвы вы становитесь лучше, внутренне меняясь, находя ответы на неразрешимые, как вам раньше казалось, проблемы. Вот это и есть истина.

В процессе молитвы человек ощущает контакт с Богом, он возносится в потаенную божественную сферу. Мы общаемся с Богом, ведаем ему наши проблемы и, что самое важное, ощущаем его присутствие. В нашем сознании Бог есть добро, и, общаясь с ним мы меняемся, становимся добрее и разумнее, а оттого в действиях наших становится больше разума, и мы легче достигаем наших жизненных целей и решаем насущные проблемы.

Путь Бога – это совершенный путь, который есть единственно верным, путь же человека далеко не всегда является верным, а потому приходит к Богу человек, дабы идти по пути Божьему, праведному. Вот для чего человек должен молиться, он должен в молитве своей разговаривать с Богом, а не просить его о чем-либо. Верующему человеку Бог показывает путь к счастью, а идти по этому пути, либо свернуть с него, зависит только от самого человека.

Бог – самый лучший из собеседников, он всегда услышит человека и поможет ему. Не следует стесняться говорить с Богом даже об самом сокровенном, что есть в вашей душе. Главное – делайте это с истинной верой в Бога.

Виды молитв. Удивительно, но далеко не все люди знают о том, что молитва бывает нескольких видов. Это происходит потому, что в сознании людей молитва выступает как нечто единое и неделимое, и под словом молитва некоторые понимают главную молитву “Отче наш”. Если вы относитесь к вышеупомянутому числу людей, то вам должно быть интересно, ознакомиться с видами существующих молитв:

1. Молитва посвящения. Когда человек произносит молитву посвящения, он отдает Богу что-либо, как бы говоря: “Боже, я готов служить тебе, отдавать тебе свое время и силы”. Так, мы может посвящать Богу себя, или своих детей, обещая, что будем воспитывать детей так, как учит нас Бог.

2. Молитва упования. В данной молитве человек посвящает себя Господу Богу, возлагая на него всякую заботу свою. Как говорилось в 1-м послании Петра: “Все заботы ваши (тревоги, беспокойство, огорчения раз и навсегда) возложите на Него, ибо Он (с любовью) печётся о вас”. Только Бог не решает за человека его проблемы, а лишь укрепляет человека, дает ему силы преодолеть страх, мешающий справиться с проблемой. Поэтому, как только человек почувствует появление страха, сковывающего волю, он тут же должен помолиться молитвой упования, и страхи начнут отступать.

3. Молитва поклонения и хвалы. Поклонение является для человека способом выразить поклонения перед Богом и делами его. Поклонение – это признание величия Господнего, того, кем Бог является для нас. Хвала – это способ выразить восхищение благими делами Божьими, восхвалить благость его. Библия призывает, и даже приказывает человеку любить и восхвалять Господа своего в любое время и несмотря ни на что веровать в благие дела его.

4. Молитва благодарения. Невзирая на обстоятельства, человек обязан благодарить Господа, ибо такова воля Божья. Молитва для человека не должна превращаться в ежедневную обязанность, она должна стать образом жизни человека. Богу нет необходимости слышать от человека безэмоциональное “Спасибо, Господи”, человека в слова благодарности Богу должен вкладывать всю свою душу. Человек должен быть признателен Богу за все, что он для него делает.

5. Молитва согласия. Данная молитва действенна лишь для тех людей, кто находится в согласии с собой, с другими людьми и с Богом. Библия учит: “…мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнейшим сосудом (своих брачных отношений), оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни (Божьей незаслуженной милости), дабы не было вам препятствия в молитвах (иначе не будет пользы от ваших молитв)”. Иными словами, если человек постоянно провоцирует ссоры с близкими ему людьми, после чего надеется замолить свои грехи одной только молитвой согласия – он очень сильно заблуждается. Молитва согласия возымеет эффект только тогда, когда человек станет прикладывать все силы для недопущения конфликтов в отношениях и поддержания мира и согласия.

6. Молитва ожидания. Процесс молитвы предполагает не только разговор с Господом, но и ожидание ответа от него. К сожалению, многие люди не умеют ждать, не видят в этом смысла, полагая, что Бог забыл о них. Это неверно, так поступать нельзя. Господь всегда помнит о нас, и делает все для нашего блага.

7. Молитва прошения. Это самая распространенная из всех молитв – молитва о помощи, просьба Господа удовлетворить наши нужды. Человек должен понять, что он не способен справиться со всеми проблемами сам, и тогда он должен попросить помощи Господа, чтобы он дал человеку силы справиться с самыми трудными жизненными испытаниями.

Почему молитва лечит? Молитва лечит даже самые неизлечимые болезни. Тогда, когда медицина бессильна, вера помогает человеку выздоравливать. Всем это давно известно, но не всем известно, почему так происходит. Лечебным свойствам молитвы имеется два объяснения – научное и духовное.

Пожалуй, начнем с рассмотрения духовного объяснения, так как она более понятна простому обывателю. Когда человек заболевает, он легко может поддаться панике и переживаниям за свое здоровье, что незамедлительно негативным образом отразится на физиологических процессах его организма, еще больше ухудшая его состояние. Молитва же дает человеку состояние равновесия, спокойствия и умиротворенности. В этом состоянии организм эффективнее борется с болезнями, обеспечивая человеку необходимую защиту. Именно поэтому, если в семье кто-то заболел, рекомендуют молиться всем членам семьи за здоровье больного. Только надежда и вера каждого из членов семьи в выздоровление близкого человека способна дать ему силы для победы над недугом.

Каждому человеку в подмогу дано гораздо более эффективное средство для борьбы с заболеваниями, чем лекарства – это вера. Вера в Бога и его милосердие способна укрепить организм, усилить его иммунитет. Более того, некоторые верующие люди считают (и не безосновательно) что болезни и неприятности, встречающиеся на жизненном пути человека, специально посланы ему для того, чтобы проверить на прочность его веру. Это такая школа, в которой человек учится любить ближних, сострадать и смиренно относиться к недостаткам других людей. Не научился этому? Получи еще проблем, пока не научишься… Можете соглашаться с этим, или нет – но данная версия имеет полное право на существование.

Когда же верует человек в Господа и дела его, болезни обязательно отступят, и на смену им придут радостные события.

Рассмотрим теперь другую, научную версию лечебных свойств молитвы. Выдвинута эта версия доктором биологических наук Слезиным В.Б. и заключается она вот в чем: современной науке известны 3 состояния мозга человека – состояние медленного сна, быстрого сна и состояние бодрствования. Таким образом, существует два состояния сна, которые образуют симметрию, и всего лишь одно состояние бодрствования. Однако, в процессе проведения научных экспериментов Слезиным В.Б. обнаружено четвертое состояние мозга, которое он назвал “четвертым функциональным состоянием мозга”. Так на свет появилось понятие медленного, или молитвенного бодрствования.

Именно так был открыт феномен молитвы, и теперь ее можно было не только увидеть, но и измерить при помощи энцефалографа. Открытие было сделано во время эксперимента, в ходе которого исследовалось состояние человека во время молитвы. Для этого были приглашены семеро воспитанников Духовной семинарии и записаны их электроэнцефалограммы во время молитвы. Особенно поразили ученого результаты одного из воспитанников семинарии – его ритм биотоков мозга постепенно урезался и в конце наблюдались только медленные дельта-ритмы. Это состояние наблюдается у младенцев до 4-х месячного возраста, либо у взрослого человека во время молитвенного сна. Кора головного мозга человека полностью выключилась из процесса, но сам человек при этом был в сознании! Когда же человек помолился, он сказал: “Ну все, довольно”, и ритм электрических импульсов коры его головного мозга вернулся к обычным альфа- (8-12 Гц) и бета-ритму (13-30 Гц).

Вывод, который был сделан: Все 4 состояния головного мозга в одинаковой степени нужны человеку, и когда у него отсутствует одно из этих состояний, это нарушает гармоничное развитие человека и способно привести к деградации. Иными словами, если у человека нет состояния молитвенного бодрствования, если он не использует молитву, это способно нанести серьезный вред его психике.

Человек, забывший о четвертом состоянии сознания, начинает поддаваться сиюминутным страстям, не имеет великой цели в жизни, забывает о том, что все люди смертны, гонится за материальными благами. Такой человек постоянно подвергается неврозам, что наносит серьезный удар по его здоровью. Эти люди либо рано умирают, либо во второй половине своей жизни не испытывают от нее никакой радости. Люди, у которых четвертое состояние сознания ярко выражено, напротив, настолько верят в Бога и любят жизнь, что способны сохранять бодрость духа даже когда, когда тело их под тяжестью лет ослабевает.

Мы рассмотрели две распространенных версии лечебных свойств молитвы. Независимо от того, какую версию будете считать правдивой вы, их конечный результат один – вера исцеляет человека, помогая ему справиться с тяжелыми болезнями.

Лечение молитвой. Итак, мы с вами знаем, что молитвой можно излечить многие болезни. Теперь рассмотрим сам процесс лечения молитвой.

В начале каждой молитвы следует привести свой организм в спокойное и гармоничное состояние, успокоить нервы, отпустить обиды и злость, расслабиться. Если вы не сделаете этого, ваше самочувствие передастся тому, кого вы лечите, и никакого положительного эффекта вы не достигнете. Молиться можно в любом положении: сидя, стоя, на коленях и даже лежа (только если вы не в состоянии встать с кровати). Не следует молясь быть многословным, необходимо говорить по делу, четко формулируя свои просьбы и раскаяния. Обязательно нужно не забыть поблагодарить Господа Бога за все, что имеешь в своей жизни. Заканчивая молитву нужно ссылаться на волю Господа словами: “Да будет на все Твоя Воля, Господи, не моя”.

Самое главное, что следует помнить – для того, чтобы молитва достигла своей цели, нужно наделить ее силой и верой, достичь состояния гармонии души и тела. Сконцентрируйтесь на молитве, дабы ваши мысли ничто более не занимало. Помните, чем сильнее и конкретнее просьба человека в молитве, тем быстрее будет дан ответ на нее. Тренируйте концентрацию ума простой Иисусовой молитвой: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного”. Читайте ее до тех пор, пока не достигнете состояния абсолютной концентрации. Гораздо лучше помнить наизусть эту простую молитву, нежели рассеивать свое внимание на другие, более объемные молитвы, смысл которых до конца и сам не понимаешь. Вы должны понимать и чувствовать то, о чем просите. Только так.

У людей, регулярно практикующих эту молитву, сам процесс молитвы становится бессознательным. Молитва прочно остается в уме человека, а его душу наполняют гармония и благодать, постепенно жизнь начинает изменяться к лучшему, из нее начинают уходить болезни и неприятности.

Другая короткая, но не менее эффективная молитва, замечательно справляется с порчей и сглазом, избавляя человека от греховных помыслов. Вот она: “Царю Небесный, Господь Вседержитель, приди и вселись в нас и очисти нас от скверны, и спаси, Боже, души наши”.

Это сокращенный вариант молитвы Святому Духу, которую часто называют «Царю Небесный». Ниже мы приведем ее полный вариант на церковнославянском языке:

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.»

В этой молитве, изложенной словами Иисуса Христа, мы просим Святого Духа войти в нас, очистить от всякой нечисти и обновить в нас Свою благодать.

К кому обращаться в своих молитвах?

— в ситуации, когда болеют ваши дети, и вы хотите помолиться за них, молитесь святой великомученице Варваре, Богородице;

— при заболевании глаз следует читать молитву святому мученику Лонгину-сотнику;

— при бесплодии и женских заболеваниях читайте молитву преподобному Роману-чудотворцу и Серафиму Саровскому;

— если хотите защитить себя или своих близких от сглаза и чужих негативных воздействий — святым священномученикам Архистратигу Михаилу, Киприану и Иустине, Иисусу;

— если вы хотите избавить человека от алкоголизма, читайте молитву преподобному Моисею Мурину, святому Вонифатию Милостивому;

— при всех болезнях и невзгодах — святому Николаю-Чудотворцу, целителю Пантелеймону, Богородице, Христу.

Тексты некоторых молитв* приводятся ниже:

Молитва Святой великомученице Варваре: “Святая славная и всехвальная великомученице Христова Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественнем людие и раце мощей твоих покланяющиися и с любовию целующии, страдания же твоя мученическая и в их Самаго страстоположника Христа, давшаго тебе, не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну, и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии, требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здравии пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.”

Молитва за своих детей Пресвятой Богородице. “О, Царица Светов, о, Мать Миров, о, Всемилостивая Госпожа наша Богородица, Скрижаль Огненная Завета, Роса Райская прохладительная, Ветвь Мира Оливковая, Амрита Благоуханная, Первосвященница и Заступница о всех детях Господа! Славу Тебе воспеваю и милость Твою призываю! Во имя Сына Твоего, Господа нашего Иисуса, прошу даровать исцеление Духа, Души и тела сыну моему (дочери моей) (…имя) и прошу о даровании ему (ей) по Милосердию Твоему Небесного Покрова, Твоей Любви и Защиты Ангелов Святого Розария.

Всю его (ее) жизнь, по праву земной матери, поручаю Твоему Пренепорочному Сердцу. Аминь.”

Молитва Святому мученику Лонгину Сотнику. “О, святый мучениче Лонгине! Пилатом повелено тебе было с воинами стать на страже при Кресте Господа Иисуса. Ты же, недуговав очима и изцелев от капли крови Господа, капнувшей тебе в очи, обрел и духовное прозрение и, видя чудеса, при распятии Господа происходившие, и трус, и солнечное затмение, и мертвых из гробов воскресение, исповедал явно Иисуса Христа Сыном Божиим. И с кустодиею у гроба Господня находясь, и Воскресение Христово в трепете зря, сребренники, даваемые синедрионом за сокрытие воскресения, ты отверг и, Христа проповедав, во главу усечен быв. И по усечении главы вдове некой, очима неугодовавшей, во сне явившись, и ей, обретшей честную главу твою, прозрение даровал еси. Молим тя, святый мучениче Христов Лонгине, болящим очима яви скорую помощь твою и исцели их, дабы, освободившись от недуга своего, не захотели они видеть ничего, распаляющаго сластолюбие, но к созерцанию духовной красоты устремились, славя Бога. Аминь”.

И напоследок, уважаемый читатель, хочется сказать вот что – не следует путать молитву с заговором. К сожалению, многие авторы книг по данной тематике публикуют заговоры под названием “Молитвы”. Будьте осторожны – некоторые заговоры (не все, но многие) часто не имеют ничего общего с Богом, а напротив, представляют собой обращение к бесам с просьбой о помощи. Читая такой заговор, человек становится одержимым бесовской силой. Именно поэтому, если вы не уверены в благой цели той или иной молитвы (читать – не уверены, что найденный вами текст есть молитва, ибо настоящая молитва всегда, запомните, всегда преследует благую цель) – сходите в церковь, там вам посоветуют, какую молитву читать, когда и от каких болезней. Будьте счастливы и верьте в Бога, ибо по вере вашей воздастся вам.

* Тексты других молитв мы планируем публиковать в этом разделе.

telo.by

(глава, не вошедшая в основной текст книги «Пастырская помощь душевнобольным»)

Слово «невроз» широко используется в качестве собирательного термина для обозначения расстройств, объединенных тремя общими признаками. Во-первых, все они представляют собой функциональные расстройства, т.е. не сопровождаются органическими заболеваниями мозга. Во-вторых, они не являются психозами, т.е. больной, независимо от тяжести состояния, не утрачивает контакта с внешним миром, с реальной действительностью. В-третьих, для них — в отличие от расстройств личности — скорее характерно наличие ясно различимого момента начала, чем непрерывное развитие с ранних лет взрослой жизни.

В настоящее время около 400 миллионов человек больны той или иной формой психического расстройства. Из них порядка 80% страдают пограничными (на грани здоровья и болезни) нервно-психическими нарушениями, среди которых лидирующее место занимают неврозы. Согласно современному определению, принятому в нашей стране, невроз — психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Проще говоря, невроз развивается тогда, когда человек, в силу различных обстоятельств, не может найти подходящий выход из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию или перенести трагедию.

Термин «невроз» прочно вошел в нашу жизнь и неизвестен разве что младенцу. Выделяют школьные и пенсионные неврозы; неврозы достижения и одиночества; соматогенные и экологические, а также много иных разновидностей этого неприятного недуга. Особую группу составляют так называемые ноогенные неврозы, связанные с утратой или отсутствием смысла жизни, ценностными конфликтами. Имеются данные о том, что примерно каждый пятый невротический случай имеет ноогенную основу. В действительности думается, что едва ли не каждый невроз имеет духовные корни.

Впервые понятие «невроз» было предложено в 1776 году Кулленом, и с тех пор дискуссии о сущности невроза, корнях его возникновения и механизмах формирования не становятся менее животрепещущими. Сегодня трудно найти в медицине другое понятие, трактуемое различными научными школами столь многозначно и даже противоречиво. Невротические реакции, которые могут возникать у человека вслед за тяжелыми потрясениями, конфликтами, соматическими заболеваниями или жизненными неурядицами, очень разнообразны. Проявления их преломляются личностью человека, особенностями его характера. Отсюда и взгляды на эту проблему также отличаются полярностью.

Причем на острие научных дискуссий находятся не только вопросы систематики неврозов, а само существование их как нозологической формы. Крайняя точка зрения некоторых психиатров выглядит примерно так: «невроз — это нормальное поведение в ненормальном обществе». Другие точки зрения могут быть представлены следующим образом: церебральная дисфункция; вытеснение в бессознательное; ригидность установок и догматический строй мышления; неумение прогнозировать конфликт и готовиться к нему; неверные стереотипы поведения;
неудовлетворение потребности в самоактуализации и еще многие другие предположения.

Одни исследователи относят истоки неврозов к некоторому своеобразию рассудка, другие — к патологии эмоций, третьи — к процессу самопознания, четвертые — к психологической незрелости и инфантильности. Есть и такие авторы, которые склонны думать, что невроз — наследственное заболевание. Мнений много, но ясности нет.

Среди клиницистов не только психоаналитики заметили явную связь между неврозами и личностью. Некоторые психиатры рассматривали невроз как реакцию на стресс, возникающую у людей с аномальной личностью.

Некоторыми авторами высказывались мысли о том, что невротики страдают из-за неспособности любить себя (неврастения) или любить себя и других (психастения).

Следует сказать, что каждое психологическое направление только тогда становилось состоятельным в глазах коллег, когда его представителям удавалось аргументировано и по-новому заявить о взглядах на невроз.

В последнее десятилетие вопросы происхождения неврозов стали подвергаться активному пересмотру. Отношение к неврозу как к легкой психической дисфункции в значительной степени изменяется. Принцип функциональности (легкой обратимости) не подтверждается современной клинической практикой. По опубликованным в печати данным выздоровление при неврозах наступает менее чем у 40-50% заболевших. Установлено, что в первые три года при неврозах выздоравливают лишь 10% больных.

Часто страдания длятся годами и даже десятилетиями. Следовательно, невроз чаще возникает ввиду каких-то внутренних личностных механизмов. Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь «последнюю каплю», пусковой механизм развития невротических нарушений. У человека, склонного к этому недугу, развивается своеобразная «способность» реагировать на жизнь нервной слабостью, раздражительностью, навязчивостью или истеричностью. Одни причины (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными, и вскоре их место занимают другие, а недуг вновь возобновляется.

Определить наличие невроза или предрасположенность к нему можно по следующим признакам, приводимым А. Beck:

1. Чтобы быть счастливым, необходимо, чтобы мне сопутствовал успех в любом деле, за которое я возьмусь.
2. Чтобы стать счастливым, необходимо, чтобы меня принимали, любили и восхищались мною все люди и во все времена.
3. Если я не на вершине, то я в яме.
4. Прекрасно быть популярным, известным, ужасно быть непопулярным.
5. Если я допустил ошибку, то значит я ничтожество.
6. Моя ценность как личности зависит от того, что люди будут думать обо мне.
7. Я не могу жить без любви. Если мои близкие (возлюбленная, родители, ребенок) меня не любят, это ужасно.
8. Если он не согласен со мной, значит он не любит меня.
9. Если я не воспользуюсь каждым удобным случаем, чтобы продвинуться, я буду раскаиваться в этом.

Что вызывает неврозы? Невроз зависит прежде всего от силы импульсов греховных желаний и невозможности их выражения либо каким-нибудь приличным прямым путем, либо здоровыми методами смещения. Если человека с раннего детства приводили в ярость или способствовали его развращению, он часто не в состоянии справиться с накопившимся возбуждением с помощью нормальных методов, имеющихся в его распоряжении; тогда это возбуждение будет мешать его счастью и производительности его труда, если только он не получит помощи извне.

Если человек испытывает трудности, пытаясь справиться со своими накопившимися напряжениями, то любое изменение одного из упомянутых факторов может вызвать невроз. Все может быть благополучно, пока обстоятельства не приведут к увеличению напряжений греховных желаний (усилению, к примеру, негодования или полового возбуждения), к увеличению суровости голоса своей совести (чувства вины), к ослаблению способности хранения (при физической болезни) или же лишат человека путей здорового выражения напряжений (при тюремном заключении); и тогда наступает срыв.

Весьма важна роль голоса совести, определяющего, сколько напряжений индивид позволяет себе облегчить и сколько ему приходится хранить. Если голос совести снисходителен, он допускает свободное облегчение, и требуется небольшое хранение; если же он требователен, разрешая лишь небольшие удовлетворения, то накапливается много напряжений, перегружающих способность хранения. Это не значит, что для избежания неврозов надо давать свободное выражение своим импульсам. Прежде всего, такое поведение может привести к столь значительным осложнениям с внешним миром, то есть с природой и с другими людьми, что дальнейшее облегчение станет невозможным, и в конечном счете накопится больше напряжений, чем когда-либо прежде.

Психологи утверждают, что разумнее соблюдать воздержание, чем рисковать оскорбить голос совести: это придирчивый хозяин, и кары его трудно избежать. Допустим, женщина решает, что ее совесть позволит ей сделать аборт без последующего наказания со стороны голоса совести. Если она не способна правильно судить о своих подлинных чувствах, ей может показаться в этот момент, что все будет в порядке; но если, как это нередко случается, она неверно о себе судит, то чувство вины может пробудиться много времени спустя и, возможно, под действием неумолчных упреков голоса совести прорвется в сорок или пятьдесят лет.

Иногда жить с невротиком вместе невозможно. Требования любви у него могут быть чрезмерные. Всякое снижение ее уровня он рассматривает как ее конец и своими придирками окончательно уничтожает ее. Здоровый человек понимает, что если он не любит кого-то, то и его могут не любить. Другое дело невротик. Он может и не любить человека, но тот все равно обязан любить его.

Еще один важный фактор невроза — это количество неоконченных дел, оставшихся с детства. Чем больше это количество, тем более вероятен невроз в заданной ситуации и тем более суровым он может оказаться. Например, из трех пациентов, совместно испытавших тяготы военной службы, отцы которых умерли, когда им было соответственно два, четыре и восемь лет, у первого произошел самый тяжелый срыв, у второго менее серьезный, а у третьего самый легкий. У первого было больше всего неоконченных «отцовских дел», у второго меньше, а у третьего меньше всего.

Сила их неврозов соответствовала их эмоциональному опыту — или отсутствию опыта — по отношению к старшим мужчинам; это отношение важно в армейской жизни, где офицер во многом играет роль отца. Человек с небольшими эмоциональными пережитками раннего детства в дальнейшем может вынести, не срываясь, большую напряженность, чем человек с рядом нерешенных детских проблем.

Невротики часто говорят: «Моя мать и мой отец были нервные люди, вот и я нервный. Я получил это в наследство».

Это неверно. Невроз не передается по наследству; но основы его могут быть заложены в раннем детстве вследствие поведения родителей. Невроз зависит от того, как человек использует свои душевные силы. Некоторые из его тенденций могут зависеть, от унаследованной конституции; но его фактическое развитие больше зависит от того, чему он учится, наблюдая своих родителей. Что бы ни делали родители младенца, это кажется ему «естественным порядком вещей», поскольку ему редко удается сравнить их поведение с поведением других.

Мы уже описали, как он, подражая им, становится приятным и любящим или злобным и жадным. Если он видит, что при столкновении с трудностями родители выходят из себя, вместо того, чтобы справляться с действительностью согласно принципу реальности, то он будет подражать их поведению. Если они используют свои душевные силы невротическим способом, то у него будет тенденция поступать так же, потому что все поведение родителей представляется младенцу «необходимым». Итак, если его родители невротики, то и он может вырасти невротиком, но не потому, что унаследовал их невроз, точно так же, как не унаследовали его отец и мать. Они научились неврозу, в свою очередь, у своих родителей.

Возможно, что сила греховных желаний, способность проходить через процессы, необходимые для формирования стойкого голоса совести, и способность психики хранить душевные силы и восприятия являются наследственными, но применение, которое человек дает этим врожденным способностям, зависит от его ранней подготовки. По-видимому, некоторым детям развитие нормальной личности с самого рождения дается труднее других, и это накладывает добавочное бремя на их родителей, которые должны вести себя в таких случаях особо осторожно. Если им это не удалось, то перед пастырем возникает задача исправить невротические черты поведения, как бы долго они ни присутствовали; в процессе исправления он должен учитывать всевозможные качества и склонности, с которыми человек появился на свет Божий.

Истоки многих неврозов кроются в тех процессах, которые определяют также развитие личности. Такой ход рассуждений привел к термину «невротический характер», обозначающему личность, природа которой, очевидно, сходна с предполагаемой при неврозах, даже несмотря на то, что в настоящее время невротические симптомы у такого человека могут отсутствовать.

Симптомы невротического срыва общеизвестны: снижение настроения, раздражительность, бессонница, чувство внутреннего дискомфорта, вялость, апатия, ухудшение аппетита. Могут появляться навязчивость, вспышки агрессивности, злобность и т.п. Вся эта симптоматика сопровождается общим недомоганием, неприятными соматическими ощущениями, вегетативными дисфункциями. При неврозе человек сохраняет ясную критику, тяготится своим состоянием, но подчас ничего не может изменить в себе. В книге Дж. Фурста «Невротик: его среда и внутренний мир» читаем: «Многие невротики очень хорошо справляются с преподаванием, исследовательской работой и другими видами интеллектуальной деятельности, но в то же время тщетно борются с личными затруднениями явно эмоционального характера». Тот же автор отмечает, что чувства невротика сильнее его интеллектуальных убеждений, эмоции невротика — продукт искаженного понимания им объективной ситуации.

Невротические расстройства могут возникать на трех «уровнях»: как отдельные симптомы, как малые невротические расстройства и как специфические невротические синдромы. Отдельные симптомы могут время от времени проявляться и у некоторых людей с нормальной психикой. При малом невротическом расстройстве (иначе — малом эмоциональном расстройстве) ряд невротических симптомов возникает одновременно без преобладания какого-либо одного; такое расстройство часто наблюдается в общей практике. При специфических невротических синдромах преобладает один тип симптомов, такие расстройства чаще встречаются в психиатрической практике.

Организм невротика, по меткому выражению К.Хорни, начинает напоминать тоталитарное государство, где правители живут за счет своих подданных, утонченно издеваясь над последними. Рано или поздно начинается революция — развивается невроз.

Наиболее частыми жалобами у невротиков являются жалобы на тревогу и беспокойство, но почти также распространены подавленность и уныние. Большей частью эти жалобы предъявляются практически одновременно, и установить, какие из них следует считать первичными, невозможно.
Почти у половины больных присутствуют соматические симптомы, а примерно каждый четвертый проявляет чрезмерную озабоченность, связанную с функционированием организма. Некоторые из этих соматических симптомов представляют собой вегетативные проявление тревоги, как правило, на этих и других физических ощущениях так часто концентрируется беспокойство больных, когда они обращаются к врачу.

Возможно, иногда пациенты склонны подчеркивать соматические жалобы, полагая, что это будет воспринято более сочувственно, чем жалобы эмоционального плана. Некоторые, очевидно, хотят также заручиться гарантией, что врач тщательно обследует их в поисках соматического заболевания, прежде чем отнести их симптомы к психологическим.

Больные обычно жалуются также на нарушение сна, особенно на трудности с засыпанием и беспокойство ночью. Жалобы на раннее пробуждение наводят на мысль о том, что это состояние может оказаться не неврозом, а начальной стадией депрессивного расстройства. Приблизительно пятая часть пациентов сообщает о наличии обсессивных мыслей и слабых компульсивных побуждений. Отчетливые фобические симптомы встречались реже, хотя слабовыраженные фобии, конечно, очень распространены и среди людей с нормальной психикой. Жалобы на утомляемость и раздражительность также были нередки, во многих случаях они сопровождались трудностями с концентрацией внимания и утратой способности радоваться. В прошлом группировка именно этих симптомов рассматривалась как неврастения.

Наиболее типичны для больных с малыми невротическими расстройствами соматические жалобы, связанные с пищеварительной системой. Кроме того, возможны жалобы на плохой аппетит, тошноту, потерю массы тела или затруднение при глотании, а также на ощущение дискомфорта в левой подвздошной области. Жалобы, связанные с сердечно-сосудистой системой, включают учащенное сердцебиение, прекордиальный дискомфорт и беспокойство в отношении возможного сердечного заболевания. К другим жалобам относят боль в шее, плечах и спине. Головные боли обычно описывают как ощущение сжатия, сдавления, как постоянную тупую или пульсирующую боль.
Широко распространено мнение, что переживания детского возраста играют важную роль в развитии невроза у взрослого человека. Так называемые невротические черты детского возраста выражаются в сосании пальца, кусании ногтей; сюда относятся также детские страхи, странности в отношении пищи, заикание и ночное недержание мочи.

Считается, что этиология невроза включает в себя три компонента. Во-первых, предполагается, что основным симптомом всех неврозов является тревога; другие симптомы вторичны и возникают в результате действия защитных механизмов, которое направлено на уменьшение этой тревоги. Во-вторых, тревога возникает тогда, когда сознательное «Я» не в состоянии справиться, с одной стороны, с давлением психической энергии, исходящей от греховных желаний, а с другой стороны — с требованиями совести. В-третьих, неврозы начинаются в детском возрасте, когда не удается нормально пройти какую-либо из трех постулированных стадий развития.

В этиологии неврозов особое место занимает понятие «невротическое поведение». Исходя из теоретических предпосылок Эрика Берна, можно предположить, что неудовлетворяемые в течении длительного времени напряжения греховных желаний могут причинить психические затруднения в виде бессонницы, рассеянности, неусидчивости, раздражительности, угрюмости, повышенной чувствительности к шумам, ночных кошмаров, необщительности или ощущения, что о вас все говорят.

Наряду с этими симптомами хронического беспокойства, которые время от времени могут появляться у каждого, у некоторых людей наблюдаются симптомы особого рода: истерия, паралич, слепота, потеря речи и множество других отклонений, имитирующих физические заболевания; отдельные люди страдают разными формами навязчивого поведения: они жалуются на постоянные сомнения, неспособность принимать решения, непонятные страхи, которые преследуют их мысли и провоцируют неспособность воздержаться от повторения одних и тех же действий, например, счета, частого мытья рук, воровства (клептомании) или хождения взад-вперед по помещению. Это все ненормальные способы частичного облегчения греховных желаний, если они представлены достаточно сильно, имеют некоторые общие черты.

1. Все они непригодны; это значит, что все они используют душевные силы таким способом, который не может привести к конечному облегчению напряжения. Душевные силы используются для удовлетворения греховных страстей, и в конечном счете причиняющей индивиду вред или несчастье.

2. Все они расточают душевные силы. Вместо того, чтобы расходоваться под контролем сознательного «Я», душевные силы растрачиваются зря, вопреки всем усилиям «Я» превратить такое поведение. Сознательное «Я» теряет контроль над частью этих душевных сил.

3. Все они происходят от напряжений греховных желаний, долго не находящих удовлетворения, от «неоконченных дел детства».

4. Все они представляют собой замаскированные выражения греховных желаний, так хорошо замаскированные, что в течении всей истории человеческой мысли их подлинная природа не была отчетливо распознана, до открытий, сделанных восемьдесят лет назад.

5. Все они снова и снова используют для замаскированного выражения все те же бесполезные или вредные методы. Это называется «навязчивостью повторения». Кажется, будто индивид вынужден снова и снова переживать одни и те же шаблоны поведения, когда сознательное «Я» теряет контроль.

6. Они происходят обычно от направленной внутрь энергии страстей, которой в действительности для полного удовлетворения требуется внешний объект; во всяком случае, при этом всегда происходит смещение объекта, причем ложным объектом оказывается либо сам индивид, либо что-нибудь, всего лишь тесно связанное с подлинным объектом.

Любое поведение, отличающееся этими признаками, называется невротическим. Невроз, или психоневроз, наступает в тех случаях, когда это поведение становится настолько значительным, что препятствует нормальной жизни и вредит производительности индивида, его самочувствию и способности общаться с другими людьми или их любить. Итак, невроз — это медицинский диагноз болезни, возникающей из повторных ошибочных попыток удовлетворить напряжение греховных желаний невыгодными способами, расточающими душевные силы, происходящими от неоконченных дел детства, выражающими напряжение желаний в замаскированной, а не в прямой форме, использующими снова и снова одни и те же шаблоны.

Нормальное поведение состоит в эффективном использовании душевных сил способом, подходящим к данной ситуации для удовлетворения тех или иных желаний, направленных на соответствующие им объекты окружающей действительности. Примерами этого служат планирование своего финансового обеспечения, воспитание здоровых детей или покорение природы.

Невротическое поведение расходует душевные силы бессмысленно и расточительно, чтобы удовлетворить страстные желания путем старых шаблонов поведения, направленных на замещающие, а не на подлинные объекты или на самого индивида. Примерами служат азартные игры, чрезмерные заботы о кишечнике, диете и внешнем виде, беспорядочная половая жизнь и навязчивое стремление «побеждать» лиц противоположного пола, страсть к накоплению имущества и предметов, не имеющих практической и эстетической ценности, курение, пьянство.

Как видно из этих примеров, невротическое поведение в мягкой форме оказывается в ряде случаев безвредным, социально неопасным и нормальным; лишь в тех случаях, когда оно становится вредным для индивида или для окружающих, оно называется неврозом или аналогичным медицинским термином.

Для целостного понимания истоков невротических нарушений (как, впрочем, и других болезней) необходимо подняться на самый высокий личностный уровень и рассматривать эту патологию с позиции духовного начала, с позиции Православного вероучения и Святоотеческих писаний. И тогда во многих случаях будет обнаружен корень страдания — духовная слепота, игнорирование духовных потребностей, безбожие.

Святитель Феофан Затворник указывает на то, что «естественное отношение составных частей человека должно быть, по закону подчинения меньшего большему, слабейшего сильнейшему, таково тело должно подчиняться душе, душа духу, а дух же по свойству своему должен быть погружен в Бога. В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. При сем сила духа над душою зависит от соприсущего ему Божества, сила души над телом от обладающего ею духа. По отпадении от Бога произошло, и должно было произойти, смятение во всем составе человека: дух, отделившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе, душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу. Человек всем существом своим и сознанием погряз в чувственности». Таким образом, невроз имеет, в первую очередь, духовную, а уже затем — психофизиологическую природу.

Глубокий невроз — показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада. Формы его различны: неврастения (уныние, «плач души» или раздражительность, нетерпимость); истерия, которая тесно связана с грехами гордыни и тщеславия; невротические навязчивости («умственная жвачка», склонность к излишней рационализации). Грех, как корень всякого зла, близок к невротическим расстройствам. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение (об этом подробно пишет преосвященный Феофан Затворник в своих творениях).

Грех определяет соответствующую духовную почву для возникновения невроза. В дальнейшем развитие невротических проявлений может зависеть от особенностей характера, условий жизни и воспитания, нейрофизиологических предпосылок, а также различных стрессов и других обстоятельств, многие из которых остаются неизвестными. Все в одну схему не уложить. Жизнь гораздо сложнее. У одного человека формируется невроз, а у другого реакция ограничивается сильным потрясением, но болезни не возникает. Глубинная сущность неврозов — тайна, известная только Господу.

Со времен наших прародителей человеческая природа повреждена грехом. Посему человек, страдающий неврозом, не лучше и не хуже остальных. Невроз — лишь частный случай последствия греха.

«Хочу поделиться своим психотерапевтическим опытом, — пишет православный врач-психотерапевт Д.А. Авдеев. — На практике мне не приходилось наблюдать случаи выраженных неврозов или невротических развитий личности у людей, живущих благочестивой христианской жизнью. Среди православных иногда встречаются больные эндогенной психотической патологией. Но эти заболевания, как известно, не принадлежат к группе приобретенных и развиваются по другим механизмам. Чаще всего ко мне на прием приходят неверующие; либо те, кто не ведает истинного Бога (иноверцы, неоязычники). Немало и тех, кто находится в поисках истины. Именно поэтому на психотерапевта возлагается большая ответственность как на врача и человека. Его задача — помочь пациенту, стесненному болезнями и конфликтами, неурядицами и потерями. Для врача, посвятившего себя психотерапии, важно иметь собственные духовные ценности, которые бы определяли его работу с пациентами. Без собственной (я добавляю — православной) духовной платформы он не сумеет различить ситуационные (психосоциальные) и биологические причины заболеваний от экзистенциальных, мировоззренческих. Если же на приеме оказывается человек, душа которого хочет обрести Господа, но мечется в неведении, православный психотерапевт должен помочь ему в этом.

Врач не может подменить собой священника. Он лишь предшествует ему. Доктор иногда представляет собой «заслон» для того, чтобы пациент не впал в еще большие искушения и грехи (алкоголь, блуд, самоубийство).

Однако ныне среди психиатров и психотерапевтов верующих — меньшинство. В этом, на мой взгляд, одна из причин низкой эффективности помощи при неврозах. Психотерапия насчитывает сегодня порядка 1000 психокоррекционных техник, пытаясь постоянно меняющимся образом помочь мятущейся душе. Но количеством качества не подменить. Истинное излечение от душевной скорби может произойти только через покаяние, что требует духовных усилий и непривычно для немалой части наших современников (в том числе и врачей). Духовные корни есть у всякой болезни, но распознать их подчас бывает невозможно.

Невроз выделяется из числа остальных психических и соматических заболеваний тем, что является своего рода чутким нравственным барометром. Его связь с духовной сферой очевидна. И возникновение этого недуга, вследствие душевных терзаний и угрызений совести, может быть стремительным.

Сложности, связанные с поиском причин возникновения неврозов, обусловлены тем, что большинство ученых и практиков пыталось и пытается решить эту сложную проблему самостоятельно, без помощи Божией, без веры. Духовность человека (пациента) либо подменяется образованностью, эрудицией, либо совсем не принимается во внимание, отрицается. Деятельность подобного рода исследователей сравнима с бегом по кругу. Истинных плодов такие труды не принесут. Кстати сказать, многие последствия духовного повреждения у человека, страдающего неврозом, обнаружены, на мой взгляд, верно. Я уже упомянул о патологии процесса самопознания, «невротическом» строе мышления и особенностях эмоциональной сферы. Однако прежде эти же качества расстроились на духовном уровне, а уже затем как бы отразились в душевной жизни индивидуума. Причем все сказанное выше относится не только к неврозам, но и к широкой группе нарушений, составляющих так называемую «малую» психиатрию (акцентуации характера, приобретенные психопатии и др.).

Хотелось бы, чтобы среди ученых, в том числе медиков и психологов, было больше верующих православных людей».

Ко всем невротическим расстройствам применимы приведенные далее принципы. Комплекс лечебных мероприятий состоит из трех частей: лечение, направленное на облегчение симптомов; действия, предпринятые для решения проблем; меры, направленные на улучшение взаимоотношений пасомого с Богом и с ближними.

При слабовыраженных симптомах эффективны поддерживающие беседы.

При появлении невротической тревоги нет необходимости добиваться полного купирования; в определенной степени она может побудить пасомого внести изменения в свою жизнь.
Однако, с сожалению, «невротик не разрешает экзистенциальные проблемы, а вытесняет их, выстраивая систему невротической защиты: бредовых фикций и больных иллюзий. У него не реализовываются и ложно сублимируются многие творческие потенции, что тоже искажает характер человека. Самополагание невротика исходит не из личностного центра, а на фиктивной основе утверждает нечто частичное, периферийное: приписывание себе несуществующих качеств, навязчивость, страхи, тревоги по поводу иллюзорных опасностей и нежелание видеть опасности реальные. У душевнобольного искажаются отношения с бытием, космосом, вещами. Он принимает второстепенные признаки предмета за сущностные, или наделяет предмет несуществующими качествами. Болезнь в данном случае, означает жизнь в иллюзорном мире. Таким образом, невроз — это такая попытка избежать угрозы небытия (содержащуюся во всякой экзистенциальной проблеме), которая ведет к отрицанию самого бытия.

При любой возможности решать свои проблемы должен сам пасомый, а не другие лица, хотя и следует поощрять родственников при случае содействовать ему. Однако если проблемы оказываются непреодолимыми или затяжными, может понадобиться активная пастырская помощь.
Нужно побуждать пасомого к участию в выявлении возникающих проблем, к рассмотрению вопроса о том, что можно сделать для решения каждой из них и в каком порядке их следует преодолевать. Таким образом он будет лучше подготовлен к тому, чтобы самостоятельно справляться с трудностями в будущем. Если проблемы невозможно решить, пасомому следует примириться с ними.

Как правило, у пасомых с малыми невротическими расстройствами проблемы носят всего лишь временный характер, однако у некоторых социальные трудности могут затянуться. Нередко им недостает друзей, которым они могли бы довериться, или какого-нибудь доставляющего удовлетворение занятия. Таким людям пастырь может помочь включиться в активную приходскую или монастырскую жизнь, связанную с ответственностью и умением самостоятельно принимать решения.

У части пасомых с хроническими неврозами отсутствие социальных контактов является результатом давнишних трудностей в социальных отношениях; таким людям можно помочь, воспользовавшись одним из существующих в современной психотерапии методов.

dusha-orthodox.ru