Методики лечения детей от заикания

Причины заикания у детей и методы лечения

Здоровому человеку трудно понять психологию заикающегося, который держится в стороне, старается молчать, чтобы лишний раз не вступать в мучительную борьбу со словом. Необходимость ответить на самый простой вопрос превращается порой в непреодолимую задачу. По статистике, в мире заиканием страдают около 5% малышей до семи лет и 2% школьников. Причем мальчики в 3 раза чаще сталкиваются с этим недугом, чем девочки.

Сыщик Эраст Фандорин в особенно волнительные моменты начинал немного заикаться, что придавало герою даже некоторый шарм. Но это только в книге и в кино. В жизни все куда прозаичнее.——

Елена Усачева, доктор медицинских наук, врач-невролог, директор ГКУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков»

Елена Жук, детский врач-психиатр, заведующая консультативно-психиатрическим диспансерным отделением ГКУЗ НПЦ ПЗДП ДЗМ

Елена Гордеева, детский врач- психиатр, заведующая 5-м психиатрическим отделением ГКУЗ НПЦ ПЗДП ДЗМ

Ольга Серебровская, старший психолог, логопед 5-го психиатрического отделения ГКУЗ НПЦ ПЗДП ДЗМ

Здоровому человеку трудно понять психологию заикающегося, который держится в стороне, старается молчать, чтобы лишний раз не вступать в мучительную борьбу со словом. Необходимость ответить на самый про­стой вопрос превращается порой в непреодолимую задачу. По статистике, в мире заиканием страдают около 5% малышей до семи лет и 2% школьников. Причем мальчики в 3 раза чаще сталкиваются с этим недугом, чем девочки.

Детская болезнь

В большинстве случаев за­ икание возникает в возрасте от 2 до 6 лет, в период интенсивного развития речи, когда идет бурное пополнение словарного запаса. Речевые функции еще слабы и неустойчивы. Дети плохо управляют громкостью голоса, не умеют контролировать речь. Нервная система также в стадии становления, она еще очень хрупкая и чувствительная. Если в этот период ребенок подвергается стрессу, испугу или эмоциональному перенапряжению, то может произойти срыв речи. Заикание (логоневроз) диагностируется путем несложных подсчетов. За основу берется речевой фрагмент, содержащий 100 слов. Дальше логопед считает, сколько раз прерывалась речь. Если запинок 10% и более, то можно говорить о заикании. Кстати, речевые судороги (главный симптом заикания) бывают разные. Так, клонические приводят к повторению слогов и звуков, а тонические ведут к длительному произнесению звука. Тяжесть недуга зависит непосредственно от продолжительности и частоты речевых судорог. При любом виде заикания запинки могут возникать как на уровне отдельного звука, так и при попытке произнести слово, фразу или даже слог. Чаще других судорожными симптомами сопровождаются глухие и звонкие смычные согласные (особенно п, т, к), а также сочетания этих звуков с другими согласными. Обычно плавность речи прерывается при произнесении распространенных предложений, сложных по своей грамматической структуре.

Группа риска

Причины заикания до сих пор являются предметом исследований логопедов, неврологов, психологов, психиатров. В основе не­ дуга лежит органическое или функциональное нарушение центральной нервной системы, которая управляет и координирует действия речевых механизмов, обеспечивает работу дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.

На сегодня есть несколько наиболее распространенных причин заикания:

• Наследственный фактор. Установлено: если заикается кто­то из родителей, то вероятность появления этого расстройства у ребенка – от 20% до 70%. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%, у двойняшек – 32%, а у близнецов – 77%.

• Несогласованность полушарий мозга. За­ икание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость. В этом случае не только перестраиваются и нарушаются связи между полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены у левши ведущие центры речи.

• Состояние центральной нервной системы. В ряде случаев фактором, провоцирующим заикание, может быть поражение мозга плода на внутриутробном этапе развития.

• Психологические травмы. Вызвать расстройство речи могут длительные отрицательные эмоции. Например, конфликтные ситуации в семье или трудная адаптация в детском саду. Разовый испуг тоже может стать причиной для начала заикания, но это бывает достаточно редко. Значения внешних стрессовых факторов переоценивают.

Предвестники заикания

— Высокий тонкий голос.

— Ускоренная речь, как бы рубленая, с паузами.

— Повторы слогов, растягивание звуков.

— Частое дыхание, плечи на вдохе поднимаются.

— Плечи и шея зажаты, голова в напряжении опущена.

Погода в доме

Если ребенок стал заикаться, не впадайте в панику. По статистике, при своевременном лечении до наступления половой зрелости 80% заикавшихся детей полностью забывают о расстройстве речи. Лучше всего действует сочетание двух разных подходов: «говорите плавно» и «относитесь к заиканию проще». Ребенок приобретает навыки спокойной речи, уходит скованность, ничто не мешает общению. Поскольку заикание не только нарушение речи, но и проблема эмоциональной сферы, очень важно создать в доме спокойную и комфортную обстановку. Поддерживайте правильный речевой режим: говорите медленно, плавно и ритмично. Обязательно делайте естественные паузы, чтобы дать ребенку время на обдумывание ответа, не задавайте слишком много вопросов и не давите на малыша. Все свои действия желательно комментировать. Любого ребенка необходимо внимательно слушать, не перебивать, позволять ему выбирать тему для раз­ говора.

На заметку

Стоит различать заикание и возрастное становление речи. Разница в том, что, начав говорить, дети, может быть, и хотят, но пока не могут произносить сложные фразы. И тогда ребенок начинает повторять одни и те же слова, чтобы выиграть время и сформулировать предложение. Такой вид нарушения плавности речи проходит самостоятельно. Насторожить должны мышечное напряжение при попытке что­ то сказать, речевые судороги, повторение слогов, колебания громкости голоса во время произнесения одного слова, непроизвольные движения в момент речи (зажмуривания, кивки, покачивания, неестественные гримасы, тики), а также учащенное сердцебиение и потливость.

Решение есть

Сегодня существует большое количество разнообразных методик лечения заикания. Преодоление нарушения речи – процесс кропотливый и длительный. Стойкость достигнутого результата равна времени его достижения. Разнообразные комплексы дыхательных упражнений – любимый прием логопедов. Например, диафрагмальное дыхание, которое обеспечит плавность вдоха и выдоха, соответствующую работу диафрагмы и гортани. Осваивается такое дыхание в положении лежа, согнув ноги в коленях. На вдохе живот идет вверх, слегка приподнимается грудь. Выдох – живот слегка подтягивается, и затем опускается грудь. После выдоха следует кратковременная задержка дыхания.

Дыхательная гимнастика может дополняться аутотренингом. Часто лечение начинается с «обета молчания». Немой режим длится обычно не менее недели, после чего ребенок обучается новым речевым навыкам. Варианты коррекции запинок речи строго индивидуальны.

Широкое распространение получил курс лечения, где ключевым моментом оказывается синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки (правой у большинства людей с доминирующим левым полушарием или левой при противоположном варианте). Рука не отвлекает от акта речи, а своими последовательно организованными движениями «запускает» ее, устраняет задержки, определяя темп, ритм и восстанавливая нужную информацию, мелодику фразы.

Появились различные компьютерные программы, принцип работы которых – синхронизация речевого и слухового центров. Заикающийся говорит в микрофон, а аппарат чуть задерживает воспроизведение голоса. Слыша свою речь, ребенок пытается под нее подстроиться. В последние годы появилось электронное приспособление, известное как «водитель плавности», которое помогает контролировать заикание и способствует плавности речи. Это устройство напоминает слуховой аппарат и помещается за ухом. Прибор не устраняет дефект речи, но, как правило, способствует небольшой коррекции, уменьшает выраженность заикания.

Неплохо в лечении нарушений речи зарекомендовала себя biofeedback – терапия ­ метод биологической обратной связи. Суть методики: ребенок учится оказывать влияние на свой организм, будь то дыхание, частота сердечных сокращений или, например, эмоции. С помощью специальных датчиков регистрируют пульс, частоту дыхания, активность головного мозга ребенка. Затем данные обрабатывает компьютерная программа и в виде анимации показывает малышу. Например, если ребенок дышит, соблюдая правила, то он может дыханием закрасить бабочку или забор. Если же дыхание прерывистое, ребенок нервничает, зажат, то изображения будут с ошибками. Таким образом дети «запоминают» оптимальный для себя фон и учатся его поддерживать.

Также в работе с заикающимися детьми используют приемы пантомимы, игровую терапию, логопедическую ритмику и различные функциональные тренировки. Применяется и медикаментозное лечение. В основном это обще­ укрепляющие препараты, миорелаксанты, седативные средства.

Проснись и пой

Доказано, что звуковые барьеры исчезают, когда люди поют, шепчут или нараспев читают стихи. Учитывая, что пение – самая безопасная сфера для заикающихся, в ряде случаев именно певческая школа оказывается весьма успешным лечением.

downsideup.org

Методики лечения заикания у детей

Заикание приносит много переживаний ребенку, кроме общего дискомфорта в общении ребенка, добавляется еще стеснение и комплексы в будущем. Методики лечения заикания у детей есть самые разнообразные, их надо знать и ребенком надо заниматься, что бы помочь ребенку.

Содержание

Лечение заикания у детей

Когда у ребенка меняется темп речи, ритм, нарушение плавности, все это и есть заиканием.

Симптомы заикания у детей:

— если в речи идет повторение

— произносят лишние звуки в речи

— запинания во время речи

— бывают в средине фразы остановки

Методы лечения заикания у детей:

— занятия с логопедом

Методики лечения заикания у детей самые разнообразные, подбираются сугубо индивидуально, главное помнить, что чем раньше начать, тем быстрее и проще будет проходить лечение.

Одна из таких методик это лечение заикания у детей гипнозом. Так как проблема заикания является проявлением невроза, лечение гипнозом достаточно эффективны.

Метод лечение детского заикания гипнозом применяют, если у ребенка была травма, после которой последовало возникновение заикания. Но во время гипноза назначают ребенку применять седативные препараты.

Медикаментозное лечение заикания у детей применяют обязательно, так как надо снять мышечный спазм, без которого не помогут упражнения. Применяют препарат – Фенибут, который обладает противосудорожным и транквилизирующим действием.

Из – за того что препараты тормозят психику, сейчас ученый выступают против медикаментозного лечения. Лучше во время лечения применять настои пустырника, или успокаивающие чаи. Намного безопаснее для ребенка.

36i7.com

Лечение заикание у детей

Заиканием принято называть нарушение темпа, плавности и ритма речи. Обусловлено заикание у детей судорогами, возникающими в частях речевого аппарата. В нашей стране проводится разноплановое лечение заикания у детей.

Сегодня науке известны несколько способов и методов лечения заикания у детей. Но, все-таки, в отношении заикания, как и в отношении любой болезни, актуальным остается утверждение о том, что болезнь легче предупредить, чем после проводить долговременное лечение заикания у детей.

Профилактика заикания у детей

Взрослые должны помнить: речь ребенка развивается по подражанию. Если в своем окружении малыш будет слышать отчетливую, плавную речь, он начнет также правильно и четко говорить. Ускоренная торопливая, с быстрой захлебывающейся интонацией речь ребенка должна восприниматься как нежелательная и настораживать родителей. Такая речь свидетельствует о повышенной возбудимости ребенка. Нужно стараться всячески предупредить ее появление (вполне возможным является использование с этой целью медикаментозных средств).

Большая речевая нагрузка или, наоборот, отсутствие тренировки речи очень вредны для ребенка. Нагрузка должна быть разумной. Трудные по произношению, малопонятные слова для ребенка трех-четырех лет, с его не окрепшими речевым аппаратом и нервной системой, крайне нежелательны. Но, в то же время, и отсутствие общения с ребенком, заучивания с ним стихотворений, чтения рассказов тоже плохо влияет на процесс формирования речи, он замедляется. Говоря коротко, должна быть «золотая середина» в содействии взрослых процессу формирования речи ребенка. Такие крайности как дефицит внимания и чрезмерная опека – одинаково вредны.

Очень важно отметить первые признаки заикания у детей и вовремя принять меры по его предупреждению. Если Ваш ребенок вдруг внезапно замолчал и отказывается говорить на протяжении 2-24 часов, это Вас должно крайне насторожить. После такого перерыва, вызванного чаще всего психоэмоциональным воздействием, ребенок может начать говорить уже заикаясь. Обратившись к специалисту до момента появления заикания, его возникновение можно предупредить. Если же все-таки проблема возникла, нужно постараться, как можно раньше ее разрешить.

Методы лечения заикания у детей

На сегодня известно много комплексных подходов, в согласии с которыми проводится лечение заикания у детей, в условиях медицинского учреждения.

Один из таких курсов лечения разработан В. И. Селивестровым. Курс включает 32-36 занятий на протяжении 3-4 месяцев и делится на три этапа: подготовительный, тренировочный, закрепительный.

На подготовительном этапе обеспечивается щадящий режим для ребенка, включающий спокойную обстановку, ограничение речевого общения и твердый режим. Работа логопеда на этом этапе заключается в стимулировании активной работы ребенка над своей речью: дети в соответствии со своим возрастом заучивают психотерапевтические тексты для проговаривания, выполняют речевые «зарядки» в сочетании с физическими упражнениями, проговаривают автоматизированные ряды (дни недели, месяцы, счет и т.д.). Используются те виды речи, в которых не проявляются речевые судороги заикающегося.

Во время тренировочного этапа занятия усложняются. От ответов на вопросы дети постепенно переходят к спонтанной речи, от спокойных видов деятельности – к эмоциональным, от тихой речи – к громкой. Вводятся подвижные, речевые, творческие игры. Закрепляются полученные навыки при активной помощи родителей в различных жизненных ситуациях.

На закрепительном этапе происходит закрепление плавной речи ребенка в более сложных условиях: в беседе, при рассказывании и т.д. Активнее и чаще используются творческие и ролевые игры.

Хотелось бы заметить, что наиболее благоприятным возрастом, чтобы проводить лечение заикания у детей является возраст 2-4 лет, менее благоприятен возраст – от 10 до 16 лет. Обостренность психики, легкая ранимость, стремление к свободе, нелюдимость, свойственные подростковому возрасту, негативно влияют на процессы лечения.

К основным рекомендациям, ускоряющим лечение заикания у детей, можно отнести следующие:

  • Соблюдение режима дня. Соблюдение режима дня является одним из важнейших условий обеспечения успешного лечения заикания у детей. Особое внимание родители должны уделить соблюдению режима сна. Сон ребенка должен составлять не менее 8-9 часов и быть по возможности крепким. Обеспечению крепости сна способствуют релаксирующие ванны, теплый душ, ванны с добавлением эфирных масел, успокаивающих нервную систему, расслабляющий массаж. Необходимо также исключить вечерние активные занятия, просмотр телевизора и компьютерные игры.
  • Соблюдение режима питания.В рационе должна преобладать молочная, растительная пища. Ограничить необходимо употребление мясного белка, жирной, острой, соленой пищи, исключить шоколад, крепкий чай и кофе.
  • Соблюдение щадящего охранительного режима. С целью предупреждения усугубления заикания необходимо по возможности максимально исключить жизненные ситуации, побуждающие к волнениям и длительному говорению, ограничить просмотр телевизионных передач, мультфильмов, несущих эмоциональную нагрузку, избегать утомляющих нервную систему громких звуков. Допускается просмотр телевизионных программ, не вызывающих сильные эмоции. По возможности необходимо предупредить нахождение ребенка в местах с большим скоплением людей (в ресторанах, больших магазинах, на рынках), избегать посещения шумных массовых мероприятий (кинотеатров, массовых праздников). Коротко говоря, всего того, что действует на ребенка чрезмерно стимулируя и возбуждая его, и, тем самым, усугубляя заикание.
  • В окружении ребенка нужно создать доброжелательную, спокойную атмосферу. В обращении с заикающимся ребенком взрослым необходимо проявлять максимум выдержки: не потакать капризам ребенка, но и не доводить требовательность до резкости.

  • Соблюдать охранительный речевой режим.Этого можно достичь, снизив речевую нагрузку ребенка и ограничив его речевое общение. Неправильным будет требование к ребенку рассказать об увиденном и услышанном, пересказать рассказ, сказку, прочесть стихи. Вопросы задавать лучше те, что требуют однословных, простых ответов. Свободное время ребенка организовать создав обстановку занятости, исключив возможность участия в шумных и подвижных играх, которые провоцируют заикание. Ребенок может играть в спокойные игры (собирать конструктор, рисовать, лепить и т.д.), помогать взрослым по дому. Самостоятельные игры, без вмешательства взрослых, при которых малыш комментирует свои действия, значительно снижают заикание.
  • Организация правильного общения со взрослыми.В окружении ребенка речь взрослых должна быть неторопливой, плавной, на пониженных тонах. Речь нараспев или по слогам негативно влияет на речь заикающегося ребенка. Неспешный темп речи, спокойная интонация речи взрослого, демонстрируемая ребенку, может сочетаться с неспешными движениями. Резкость, грубые окрики в общении с ребенком не допустимы! В случае, если заикающемуся ребенку трудно дается начало той или иной фразы, необходимо помочь ему произнести ее вместе.
  • Организация прогулок.Ежедневные прогулки на свежем воздухе – желательные процедуры для заикающегося ребенка. Необходимыми условиями остаются – исключение активных спортивных игр, бега, азартных спортивных игр, командных и соревновательных игр.
  • best-mother.ru

    Как вылечить заикание в домашних условиях

    Заикание – нарушение в нормальном произношении слов, повторение слогов, звуков, частое прерывания в речи, неуверенность в себе. Подобный недуг довольно распространенная проблема, берущая начало с древних времен.

    Заболеванию были подвержены разные великие люди, но дефект речи не стал для них препятствием.

    Причины болезни у детей и взрослых

    В зоне риска оказываются чаще всего дети, чем взрослые. Мальчики в 3-4 раза больше подвержены проявлению недуга.

    Выделяют некоторые причины, которые могут повлечь возникновение неприятных последствий:

  • Психологические травмы (сильный испуг, негативная обстановка, стресс, страх выступлений, издевательства);
  • Особенности умения говорить;
  • Гипоксия плода, травмы головы;
  • Копирование говора с людей, подверженных болезни;
  • Состояние нервной системы из-за инфекций, поразивших головной мозг (менингит, энцефалит).
  • Факторы, указывающие на появления болезни:

  • диктаторское воспитание в семье, отсутствие ласки и теплоты;
  • плаксивость, раздражительность, плохой сон, аппетит;
  • пониженный иммунитет;
  • генетическая наследственность;
  • тяжелые роды, сложная беременность;
  • резкая смена обстановки (переезд, посещение детского учреждения).
  • Симптомы заболевания

    Заикание подвержено классификации по степени протекания и по клинической форме. По степени заикания выделяют такие типы недуга:

    1. Постоянное – полностью заполняет собой обычную жизнь;
    2. Волнообразное – проявляется временами;
    3. Рецидивирующее – повторное возникновение после полного излечения.

    По клинической форме выделяют два типа заболевания, для каждого из них выделяют отдельные симптомы и причину, представленные в таблице:

    усиливающийся дефект при любом воздействии (стресс, тревоги);

    отказ от общения с новыми людьми;

    ребенок боится произносить слова, ожидая проявления дефекта речи

    паузы в говоре чаще и длиннее;

    судороги в мимике лица и рук;

    упадок сил, отсутствие настроения;

    страх перед разговорами с людьми;

    полный отказ от общения

    при разговоре постоянные ритмичные наклоны головы, покачивание тела, однообразные бессмысленные движения пальцев;

    повышена истощаемость и утомляемость в речи

    Таким образом, заболевание затрагивает не только детей, но и взрослых. Причем последние страдают от недуга тяжелее. Лечение на ранних стадиях намного легче и эффективнее.

    Диагностика

    Выявить заикание достаточно сложно. Проводятся специальные тесты на вероятность наличия дефекта речи.

    Врач по своему усмотрению может назначить дополнительные лабораторные исследования для выявления определенной формы заболевания:

  • Общий анализ мочи, крови;
  • Инструментальная диагностика (магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография).
  • Для полноты картины и правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика и специфическое лечение с участием многих специалистов. Следует показаться таким врачам как невропатолог, психолог, иглорефлексолог, психиатр и логопед.

    Пройдя врачей можно определить причину, побудившую возникнуть дефекту речи. С помощью общей консультации специалистов находится единственно верный путь решения проблемы.

    Образ жизни и режим при болезни

    Для достижения положительных результатов в лечении следует выполнять некоторые правила:

  • Настроить режим дня. Полноценный сон в течение 8-10 часов ночью, дневной отдых – 2-3 часа. Устранение компьютера и других гаджетов в вечернее время. Отказ от новых серий мультфильмов и частичное сокращение периода просмотра;
  • Правильный рацион. В еду рекомендуется ввести растительные и молочные продукты. Убрать из питания сладости, соленые продукты, жаренные и острые блюда;
  • Правильное спокойное общение. Разговор должен быть размеренным, неторопливым с верным произношение каждого слова;
  • Спокойный речевой режим. Следует выбирать книги хорошо знакомые, не настаивать на их пересказе. Чаще гулять в спокойных тихих местах. Играть в малоподвижные игры, не вызывающие возбуждения. Просить, чтобы ребенок комментировал все свои действия.
  • Образ жизни должен сводить к минимуму возможные нервные потрясения и раздражения нервной системы. Выполнение действий позволит вывести больного из состояния боязни общения.

    Как диагностировать и избавиться от заикания рассказывают врачи, смотрите видео:

    Лечение заикания у взрослых и детей

    Посещение разных врачей поможет выявить причины возникновения логоневроза. Специалисты направят на необходимое лечение, каждый по своему направлению, что в результате даст положительные результаты в динамике развития заболевания:

  • логопед – обучает правильному использованию голоса, дыхания;
  • невропатолог, психиатр – проводят терапию нервной системы, воздействуя медикаментозно;
  • психотерапевт – лечение психотерапией (гипноз, аутотренинг);
  • психолог – способствует раскрепощению в общении с окружающими людьми;
  • иглорефлексолог – проводит манипуляции с иглами, снимая нервное возбуждение, способствует налаживанию кровообращения в головном мозгу.
  • Прописываются следующие медикаменты:

  • седативные средства: Новопассит, Дормиплант;
  • транквилизаторы: Диазепам, Глицин, Медазепам, Афобазол;
  • для устранения судорог лица: Мидокалм, Магнерот, Финлепсин;
  • препараты, усиливающие кровообращение в мозгу: Ноотропил, Ноофен, Энцефабол.
  • Для эффективного лечения существуют различные методики терапии, представленные в таблице.

    bezmedikov.ru

    Причины возникновения и методы лечения заикания у детей

    Заикание считается одним из самых стойких дефектов речи. Проявиться такая патология может в любом возрасте, но в большинстве случаев ее удается диагностировать у детей, начинающих говорить.

    Чем раньше будет проведена терапия заболевания, тем больше будет шанс навсегда избавиться от недуга. Лечение осуществляется комплексно и включает в себя несколько видов методик. О причинах и лечении заикания у детей поговорим в статье.

    Понятие и характеристика

    Заикание представляет собой речевой дефект, обусловленный определенными нарушениями центральной нервной системы.

    Такая патология проявляется на фоне судорог артикуляционных органов и проявляется виде повторения отдельных звуков во время формулирования мысли.

    Ребенку сложно произносить слова. Часть звуков может не только повторяться, но и сопровождаться специфическими и вынужденными остановками речи. В медицинской терминологии заикание обозначается «логоневрозом».

    Чем может быть вызвано?

    Заикание может быть врожденным или приобретенным. В первом случае ключевую роль играют период беременности, состояние здоровья родителей, родовая деятельность и заболевания, перенесенные в новорожденный период.

    Развиваться заикание может не только на начальных этапах речевого развития, но и в школьном или подростковом возрасте. Например, такая патология нередко становится последствием переучивания левши.

    Почему ребенок заикается? Причинами заикания у детей могут стать следующие факторы:

    • генетическая предрасположенность;
    • врожденная слабость артикуляционного аппарата;
    • последствия внезапных страхов;
    • повреждение головного мозга при родах;
    • черепно-мозговые травмы;
    • гипотрофия или рахит;
    • последствия тяжелых инфекционных заболеваний;

  • перегрузка речевого материала и несоответствие его возрасту ребенка;
  • осложнения болезней, оказывающих негативное воздействие на гортань, язык и ротовую полость в целом;
  • осложнения во время беременности;
  • тяжелые психические потрясения (конфликтные ситуации, чрезмерная радость, регулярные нервные напряжения).
  • Каковы признаки аутизма у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.

    Формы и степени

    В медицинской практике заикание подразделяется на несколько видов в зависимости от стадии развития патологии, ее этиологии, а также определенных типов симптоматики. По степени прогрессирования недуг может быть легким, средним и тяжелым.

    Первая стадия сопровождается слабым проявлением признаков заикания, которые возникают под воздействием внешних факторов. Средняя степень патологии проявляется в виде запинаний в процессе речи. Тяжелая форма заикания характеризуется ярко выраженной симптоматикой.

    Другие классификации заикания:

  • по характеру судорожных состояний речевого аппарата (смешанная, артикуляционная, голосовая, тоническая, дыхательная, клоническая и клонико-тоническая форма);
  • по характеру возникновения (постоянная, рецидивирующая и волнообразная форма);
  • по этиологии (невротическое и неврозоподобное заикание).
  • Как проявляется?

    Первые симптомы заикания обычно проявляются у детей в возрасте 3-5 лет.

    Ребенок испытывает трудности с произнесением слов. Распознать признаки заикания можно без проведения специального обследования.

    Симптоматика недуга может быть постоянной или иметь временный характер. Например, заикание может быть вызвано волнением ребенка или смущением. Такие состояния также необходимо лечить.

    Симптоматика детского заикания проявляется в следующих состояниях:

  • При попытке начать речь у ребенка возникают судороги речевого аппарата.
  • Речь ребенка сопровождается усилением мимики (учащенное моргание, раздувание крыльев носа и пр.).
  • В процессе проговаривания слов ребенок делает паузы и повторяет отдельные звуки.
  • Нарушение дыхание при произношении отдельных звуков (например, глубокий вдох).
  • В старшем возрасте для своеобразной маскировки заикания дети могут использовать специфические уловки (в момент паузы ребенок может начать улыбаться, кашлять или зевать).
  • Как ребенку избавиться от бруксизма? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Диагностика

    В процессе диагностики заикания у детей участвуют несколько специалистов. Обследование ребенка обязательно проводится логопедом, неврологом, психиатром, психологом и педиатром.

    При выявлении причин дефекта речи обязательно учитывается семейный анамнез.

    Если заикание передалось ребенку на генетическом уровне, то избавиться от него будет крайне затруднительно.

    Диагностика детского заикания проводится следующими методами:

  • общая оценка речи ребенка;
  • реоэнцефалография;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭЭГ.
  • Основные методы лечения и коррекции

    Что делать? Как лечить недуг? Заикание проходит без специальных мер лечения только в единичных случаях.

    Такой дефект речи надо обязательно устранять, а терапию следует начинать при первых признаках нарушения процесса воспроизведения звуков ребенком.

    Исправить ситуацию помогут логопедические занятия, дыхательная гимнастика, некоторые виды специального массажа и компьютерные программы. В большинстве случаев терапия подразумевает обязательный прием медикаментов для нормализации работы поврежденных отделов головного мозга.

    Логопедические занятия

    Комплекс логопедических упражнений разрабатывается для каждого ребенка индивидуально. Сначала проводится комплексное обследование малыша, выясняются причины недуга, и определяется степень патологии.

    Только после изучения клинической картины заболевания логопед выбирает занятия, регулярное выполнение которых ускорить процесс нормализации речи ребенка.

    Примеры логопедических упражнений:

  • «Смешные карусели» (ребенок медленно ходит по кругу, проговаривая с логопедом фразу «мы смешные карусели, опа-опа-опа-па-па, татати- тата- тата»).
  • «Цыплята» (ребенок прыгает на одной ноге, повторяя фразы «хлоп-топ-хлоп», «уф-ив-ав», «тап-тип-рап-роп-цып-цып»).
  • «Дирижер» (логопед изображает дирижера, при разведении рук ребенок произносит нараспев гласные звуки, при сведении — согласные).
  • Дыхательные упражнения

    Дыхательная гимнастика проводится с ребенком на основе методики, разработанной А.Н.Стрельниковой. Во время выполнения комплекса можно стоять или сидеть. Вдохи всегда делаются резко, а выдохи плавно и медленно.

    Упражнения можно сочетать с игрой, чтобы ребенку было интереснее их воспроизводить.

    1. «Кошка» (ребенок должен несколько раз присесть с поворотом туловища в сторону, при выпрямлении тела делается выдох, при приседании — вдох).
    2. «Насос» (ребенок делает глубокие вдохи и выдохи, губы при этом надо вытягивать трубочкой).

  • «Ушки» (ребенок должен наклонять голову, пытаясь достать ухом до плеча, при наклоне делается вдох, при исходном положении — выдох).
  • «Ладошки» (руки надо согнуть в локтях так, чтобы ладошки были направлены вниз, при выпрямлении рук надо делать медленный выдох, при исходном положении — резкий вдох).
  • «Маятник» (наклон туловища вперед осуществляется на выдохе, выпрямление тела — на резком вдохе).
  • к содержанию ↑

    Точечный массаж

    Точечный массаж при заикании у детей направлен на воздействие определенных участков речевого аппарата.

    Плавными массирующими движениями надо воздействовать на уголки губ, область около носовых пазух, мочек уха, переносицу, середину подбородка и кончик носа. Во время массажа можно включить расслабляющую музыку или проговаривать спокойные стихотворения.

    Компьютерные программы

    Для лечения заикания у детей особой популярностью пользуются специальные компьютерные программы. Их одобряют и используют множество специалистов.

    Программы можно применять и для домашнего лечения дефектов речи у детей.

    Главной их целью является воспроизведение правильной интонации речи и воздействие на речевой аппарат ребенка методом игры с тренажером.

    Примеры компьютерных программ:

    Медикаменты

    Применение медикаментов является вспомогательным методом лечения заикания. Прием определенных видов препаратов назначается для нормализации работы головного мозга и устранения патологий центральной нервной системы.

    Если принимать препараты и не проводить лечение основными методиками, то эффекта от терапии не будет.

    При заикании ребенку могут быть назначены следующие виды препаратов:

  • противосудорожные средства (Эпилептал, Фенибут);
  • средства из гомеопатического ассортимента (Тенотен);
  • препараты с успокоительным эффектом (Пустырник, Валериана);
  • средства категории ноотропов (Пирацетам, Актовегин);
  • транквилизаторы (подбираются индивидуально).
  • Рекомендации специалистов по воспитанию ребенка с синдромом Дауна вы найдете на нашем сайте.

    Что можно сделать в домашних условиях?

    Можно ли вылечить малыша в домашних условиях? Домашние занятия по устранению заикания должны проводиться обязательно.

    С ребенком можно петь песни, чтобы он научился растягивать звуки, играть в игры, подразумевающие воспроизведение определенных звуков в сочетании с конкретными движениями.

    Комплекс таких упражнений можно уточнить у врача или специализированного преподавателя.

    В домашних условиях можно осуществлять следующие меры лечения заикания:

  • Ввести в рацион ребенка успокоительные средства на основе лекарственных трав (отвары из мелиссы, ромашки или зверобоя).
  • Повторение логопедических занятий, дыхательной гимнастики и точечного массажа (предварительно надо узнать у специалистов простые упражнения, которые легко будет воспроизвести в домашних условиях).
  • При разговоре с ребенком особое внимание уделяется зрительному контакту.
  • Родители должны читать ребенку книги и обсуждать с малышом их содержание.
  • Если ребенок будет разговаривать медленнее, то ему будет легче воспроизводить отдельные звуки, показать такой способ надо на собственном примере.
  • Советы доктора Комаровского

    Запущенные формы заикания могут кардинально изменить качество жизни ребенка и стать причиной нарушения его социальной адаптации.

    Последствиями заболевания становятся снижение самооценки, боязнь общения, трудности с написанием слов и обучением чтению.

    Для предотвращения таких факторов доктор Комаровский советует родителям подходить с высокой степенью ответственности к воспитанию детей с заиканием и их излечению от этого недуга. Прогноз будет напрямую зависеть от полноценности предпринятых мер и их своевременности.

    На основании рекомендаций доктора Комаровского можно сделать следующие выводы:

  • детям с заиканием надо постоянно находиться под контролем специалистов (логопеда, невролога);
  • круг общения ребенка надо скорректировать (малыш должен общаться с хорошо говорящими и спокойными детьми);
  • нельзя вовлекать ребенка с дефектом речи в игры, подразумевающие повышенное эмоциональное напряжение;
  • не стоит читать ребенку сказки на ночь или позволять смотреть программы, не соответствующие его возрасту (такие факторы оказывают негативное воздействие на детскую психику);
  • даже при наличии тенденции к устранению заикания, занятия надо продолжать для закрепления результата;
  • ускорить процесс лечения помогут занятия музыкой и танцами (во время таких занятий происходит мощная тренировка дыхания);
  • занятия ребенка с преподавателями и врачами обязательно дополняются домашними упражнениями.
  • Особый подход при воспитании

    При воспитании ребенка с заиканием используются стандартные правила, но с некоторыми корректировками. Не стоит заострять внимание на недуге малыша, но занятия по устранению дефекта речи должны осуществляться даже при играх.

    Наказывать детей с заиканием надо лояльно. Стрессовые ситуации при этом недопустимы. Ускорить процесс лечения может благоприятная атмосфера в семье и воспитание ребенка в любви и уважении.

    При воспитании ребенка с заиканием необходимо соблюдать следующие правила:

  • нельзя перебивать речь ребенка, агрессивно делать замечания и делать акцент на его недуге;
  • атмосфера в семье должна быть благоприятной и спокойной (ссоры при ребенке должны быть исключены);
  • ребенка надо чаще хвалить, но не баловать (капризы малыша могут усугубить процесс лечения заикания);
  • авторитарные методы воспитания должны быть исключены;
  • ребенка надо приучать к распорядку дня и последовательности действий;
  • не стоит перегружать ребенка учебным материалом (чтением вслух, пересказом).
  • Прогнозы при заикании у детей напрямую зависят от своевременности лечения. В некоторых случаях избавиться от недуга не удается, но можно сделать его менее выраженным.

    Независимо от стадии и формы патологии, родителям необходимо заранее подготовиться к длительному и трудоемкому лечению малыша. Дети с дефектами речи требуют особого внимания.

    О причинах и лечении детского церебрального паралича читайте здесь.

    Доктор Комаровский о заикании у детей в этом видео:

    Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

    pediatrio.ru