На лице её выражалась если не боязнь то беспокойство

§51. Однородные члены предложения

1. Не может волк ни охнуть, ни вздохнуть (однор. части сост. глаг.сказуемого; повтор. соединит. союз). 2. Ребенок был резов, но мил (однор. части сост. имен. сказуемого; противит. союз).

1. В .кабинете стояли коричневые бархатные кресла, книжный j ‘.» » » причастный оборот шкаф, |уйенчаннми..пл.ечисімм9..дос;іролидмм..Даніе-.й.дкййДбЯй^ шдеме\, и большой_пу?товатый письменный стол снизвестным прошлыминеизвестнымбудущим (повествовательное, невосклицательное, простое, полное, распространенное, осложнено причастным оборотом и однородными членами) (однор. подлежащие: кресла, шкаф, письменный стол; однор. согл. определения: плечистым, востролицым и большой, пустоватый; однор. несогл. определения: с неизвестным прошлым и неизвестным будущим). Лампа на черном витом столбе под оранжевым абажуром высилась подле отто-

манки, на которой были забыты светлошерстый медвежонок и толстомордая собака (однор. подлежащие) сжтвшмищтшш. иодошшшишшн&мшглшуіоднор. несогл. определения).

Из кабинета открывался сквозной вид: гостиная и дальше столовая с буфетом (однор. подлежащие). В гостиной зеленым лоском отливала пальма, по паркету были рассеяны разноцветные коврики. Над столом одинокий пушистый чертик повисал с низкой лампы. Окно было фонарем, и оттуда можно было увидеть сквер с фонтаном в конце улицы. 2.

Согласованные определения выделены жирным шрифтом, несогласованные — жирным курсивом.

Книга — это духовное завещание одного поколения другому,

совет умирающего старца юноше, шчинающему_жить|, приказ,

причастный оборот причастный • =

|передаваемый_ча?овым|, |огправл^ющ,имся_^на_.атдых|, часовому,

|заступашшему_на_.его_место|. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Но в книге не одно прошедшее: она составляет документ, по которому мы вводимся во владение всей суммы истин и усилии. Книга — программа будущего. Итак, будем уважать книгу.

Однородные члены соответственно подчеркнуты. Причастия: ?

действит.: умирающий, начинающий, заступающий; ?

1. умирающий, начинающий 3.

В обоих предложениях тире стоит между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными в им.п.

1. На взгляд-то он хорош, да зелен. 2. Приют наш мал, зато спокоен. 3. Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости или скуки. 4. Дни стояли пасмурные, однако теплые. 5. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья. 6. Не рыбачий парус малый — корабли мне снятся. 7. Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. 8. Это был прекрасный, хотя и несколько печальный город. 9. Часовой дошел до противоположного угла и повер-

129 нул обратно. 10. Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в нескольких местах. 11. Все это она тихо собрала, сложила. 12. На дубовой пустыне стола, а также на постели разбросаны были тонкие листы. 13. В лиловой мгле покоятся задворки, платформы, бревна, листья, облака. 14. И Нонна очень пугалась этого голоса, но не спорила с ним.

Марк Шагал принадлежит к мечтательному,_дерзкому племени одержимых_искусством (повествоват., невосклицат., простое, полное, распространенное, осложнено однородными согласованными определениями). И даже когда он безоружен и нет в руках у него ни карандаша, ни угля, ни кисти и он сидит с вами, и смотрит на вас, и говорит с вами задушевно, задумчиво, ощущение такое, будто перед вами художник за работой, будто у него двойное зрение и именно сейчас он видит нечто свое и мысленно отрабатывает это. В первое же десятилетие XX века драчливо возникали и метались различные направления в живописи. Шагал смолоду находился в центре этого заразительного, обжигающего бурления — в Петрограде, в Москве, в Париже. Уже в бытность свою в Париже он встречался, жил, дружил с поэтами и художниками, упорно пробивавшими новые пути в искусстве. Но у Шагала всегда была демонстративно своя тема и свой метод. Он родился в Белоруссии, в городе Витебске. Там он провел свое детство и юность, там опоэтизировал скудное то житие, вдохновенно и вольно перемешивая сказку с действительностью, прошлое с настоящим. Кто знает, может быть, если бы он не унес свое прошлое с собой в чужую страну, где, постоянно тоскуя о родине, болезненно и сладко дорожил впечатлениями своей белорусской юности, — может быть, увлекли бы его иные темы, иные образы? Кто знает.

Шагал, чаруя поэтической метафоричностью своих картин, нежностью и фантастичностью изображения, давно уже заинтриговал и покорил мир своей живописью.

2. Предложения с обособленными второстепенными членами выделены курсивом, сами обособленные члены — жирным курсивом.

1. Были и лето, и осень дождливы. 2. Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив. 3. Всякий вечно позабывал в кухне или шапку, или кнут для чужих собак, или что-нибудь подобное. 4. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день

непременно. 5. Средний сын и так и сяк. 6. Там белые рубахи баб, да пестрые рубахи мужиков, да голоса, да звяканье проворных кос. 7. Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина. 8. С чужим я либо робел, либо важничал. 9. Дорога то проваливалась между горных гребней, то поднималась на округлые холмы. 10. К тишине ожидания уже примешивался не столько слышимый, сколько угадываемый шум неотвратимого движения поезда. 11. Ни жертвы, ни потери, ни страданья народную любовь не охладят. 12. С той поры ни слуху ни духу. 13. Он идет по этому полю, задыхаясь от жары, а свет все накаляется и накаляется, синеет и пышет огнем. 14. Хотя врач и не установил перелома, но допускал возможность костной трещины и велел прикладывать лед.

1. Ровное, монотонное бормотанье прерывается. 2. Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен. 3. Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко? 4. В сундуке я нашел пожелтевшую, написанную по-латыни гетманскую грамоту. 5. Грин населил свои книги племенем смелых, простодушных, как дети, гордых, самоотверженных и добрых людей. 6. Из деревни доносились праздничные, торжествующие крики выпущенных на волю петухов. 7. Это была праздничная веселая итожная работа — молоть хлеб. 8. Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме. 9. Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку. 10. За белой каменной оградой — кирпичные постройки. 11. Красные, зеленые, лиловые, желтые, синие полотнища света падают на прохожих, скользят по фасадам. 12. Это «ты» не было выражением полной душевной близости между ними. 13. Жесткая отцовская щека пахла махорочным дымом. 14. Ему стало легче и не так досадно под нависшим могущественным небом. 15. Уныло гудели маломощные паровозы, готовясь к одолению скучных осенних пространств, полных редкой, убогой жизни. 16. Она действительно походила на молодую, белую, стройную, гибкую березу. 17. То была первая, не замутненная никакими опасениями радость открытия. 18. В эти самые дни, на наших глазах, открывают новую, высшую эру нашего исторического существования. 19. Крупный, осанистый, плечистый человек с ярко-синими глазами на всегда загорелом лице. 20. Из-под по-монашески повязанного темного платка и светилось, и улыбалось чистое, юное, доброе лицо.

131 Неоднородные определения выделены курсивом, однородные — жирным шрифтом.

Безвременье (октябрь, 1906).

Люди стали жить странной, совсем чуждой человеческой жизнью.

Ряды однородных членов соответственно подчеркнуты.

Разделительный ь пишется в корне перед е, ё, ю, я.

3. Необозримый,. перевернувшие.

1. Рассуждать они пустилися вдвоем о всякой всячине: об их собачьей службе, о худе, о добре и, наконец, о дружбе. 2. Ни столба, ни стога, ни забора — ничего не видно. 3. В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто. 4. Все было незнакомо мне: высокая большая комната, голые стены из претолстых новых сосновых бревен, сильный смолистый запах . 5. На этом угольном столе поместилось вынутое из чемодана платье, а именно: панталоны под фрак, панталоны новые, панталоны серенькие, два бархатных жилета, и два атласных сюртука, и два фрака. 6. Сухими болотами называются места, носящие в себе все признаки некогда существовавших болот, как-то: кочки, следы родниковых ям и разные породы болотных трав, уже перемешанных с полевыми. 7. И старичок, и я — мы оба веселились. 8. Этим раскатистым, заливчатым «ха-ха- ха» завершилось все: и сватовство, и земное существование Беликова. 9. Вся наигранная веселость, самообладание, сдержанность — все покинуло Титка в этот момент. 10. Но я как будто вижу перед собой эту картину: тихие берега, расширяющуюся лунную дорогу прямо от меня к баржам понтонного моста и на мосту длинные

тени бегущих людей. 11. Дети, старики, женщины — все смещалось в людском потоке.

1. Ничего не заметно было, оживляющего картину: ни отворяющихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей — никаких живых хлопот и забот дома. 2. Ермолай был человек престранного рода беззаботен, как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду. 3. И плетни, и белевшая на дворах скотина и крыши домов — все, казалось, спало здоровым тихим трудовым сном. 4. Все это: цвета, блески, звуки и запахи, давило на глаза матери, наполняло сердце неподвижной пестрой мутью унылой боязни. 5. Все цирковые существа: женщины и мужчины, лошади и собаки, униформа и конюхи, клоуны и музыканты — точно старались перещеголять один другого. 6. Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного неба. 7. Петя бережно нес под мышкой свои драгоценности: банку с заспиртованными морскими иглами и коллекции бабочек, жуков, ракушек и крабов. 8. Мне было охота почитать про все: и про травы, и про моря, и про солнце, и звезды, и про великих людей, и про революцию — про все то, что люди хорошо знают, а я еще не знаю. 9. А снаружи все: и оконницы, и коньки, и ворота — оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы. 10. Разве все эти вещи: карандаши в оправе, записная книжка, часы, фотографический аппарат — не говорят больше всяких слов об интересном госте?. 11. Всюду: вверху и внизу — пели жаворонки.

1. Река, роща, оба берега, деревья и поле — все было залито ярким утренним светом. 2. Я стал посещать музеи и галереи и читать книги. 3. Майские сумерки, нежная молодая зелень с тенями, запах сирени, гуденье жуков, тишина, тепло — как все это ново и как необыкновенно, хотя весна повторяется каждый год! 4. На огромном расстоянии разлегся город, и тихо пламенел, и сверкал синими, белыми, желтыми огнями. 5. Из-под пола в эту сырую, гнилую, мокрую дыру несло холодом. 6. Ясная, светлая, задумчивая улыбка, улыбка тихого созерцания, лежит на облаках, на белых отражениях гор, на синеве неба, на светлой лениво-ласковой реке. 7. Мне захотелось застать медведя за едой где-нибудь на полянке, или за рыбной ловлей на берегу реки, или на отдыхе. 8. Мальчик очутился в горячих, душистых, нежных объятиях тети. 9. Мы ели чисто мексиканские вещи: сухие лепешки, рубленое скатанное мясо с массой муки и целым пожаром перца, до обеда — кокосовый орех, после — манго. 10. Бегут говорливые дороги

133 ни шатко ни валко, как встарь. 11. Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к деревянной эстраде. 12. Квартира Александра хотя и просторна, но не изящна и сумрачна. 13. К нам оттуда родные березы тянут ветки, и ждут, и зовут.

1. Птички поют, выводят свои коленца зяблики, щеголки, чижи. 2. В зимней [мастерской| обед погуще и посытней: солонинка с соленым огурцом, лапша с гусиным потрохом, с пирогами, жареный гусь с картошкой, яблочный пирог. 3. В жизни сильнее всего освещаются опасные места: мосты и переходы. 4. Полуразрушенные дворовые постройки, повисшая на одной петле ставня, погнившие ступеньки крыльца — все говорило о том, что в доме нет мужских рук. 5. Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми травами. 6. Был серенький, промозглый, ветреный день. 7. Сквозь тихие березовые стволы видно озеро бледно- зеленой майолики. Потом — белые березы чаще, чаще, и спокойная, глубокая ясность как бы просветляет мозг. 8. Вот мы сейчас выйдем на опушку, оттуда будет видна наша страна, священная, гигантская наша страна. 9. Барахольщики раскидывали рогожи, на которых был разложен всевозможный чердачный хлам: сломанная медная ручка, кусок подсвечника, обломок старинной канделябры, разрозненная посуда, ножны от кинжала. 10. В комнате стоял спертый табачный воздух.

Однородные определения выделены жирным шрифтом, неоднородные — курсивом.

1. Мимолетного, благородством, разнообразна, водоворотах.

2.. Нанесенный, почернелый, предзимний.

3. Здесь ни — усилительная частица, употреблена для усиления утвердительного смысла придаточного предложения.

1. Растениям одинаково необходима как влага, так и теплота солнечных лучей. 2. В комнату вошла молодая женщина и маленький мальчик. 3. Ни сжатие, ни охлаждение не помогало. 4. Завтра приедет брат или сестра. 5. Брат или сестра должны приехать завтра. 6. Роман, а не повесть будет опубликован в журнале. 7. Не роман, а повесть будет опубликована в журнале. 8. Как общеобразовательная школа, так и вуз ставят своей задачей готовить молодежь к практическому

труду. 9. Ни один ученик, ни один студент не должен быть вне спортивного движения. 10. Сын или дочь помогут вам донести вещи до станции. 11. Сын или дочь помогли вам донести вещи до станции? 12. Каждая новая победа человеческого разума, каждое новое понятие, возникшее в коллективном труде, закреплялись в языке.

1. Реставрированный музей и картинная галерея открыты для посетителей. 2. Проводился конкурс на решение шахматного этюда и задачи. 3. Языковая краткость и точность — вот на чем основывается мастерство писателя. 4. Наша наука и культура нуждаются в государственной поддержке. 5. Загоревшие и окрепшие, брат и сестра вернулись из деревни. 6. Пушистые верба и черемуха встретили нас на краю деревни. 7. Экспонаты были размещены в больших зале и галерее. 8. Мать с гордостью говорила об успехах своего сына и дочери. 9. Показались выходящие из ворот дед с бабушкой. 10. Остановились все, вместе с ними и шедшая позади мать с ребенком.

1. Город был открыт для ветров с северной и восточной стороны. 2. Высокий темп был характерен и для первой и для второй половины игры. 3. Шансы на победу есть у той и другой команды. 4. Широкий шрам на его лбу проходил как раз посередине между правым и левым глазом. 5. Он был отличником в девятом и десятом классе. 6. Проект достаточно подготовлен с технической и организационной стороны. 7. Новую технологию освоили Московский и Нижегородский автозаводы. 8. Большой научный материал дали полеты второго и третьего корабля-спутника. 9. Лето мы провели в Рязанской и Тульской областях. 10. Ученик записывает в тетрадь глаголы I и II спряжения.

При бессоюзии речь убыстряется и создается динамичность повествования достигается образ быстрой смены действия (1) или усиление напряжения (3).

При многосоюзии речь замедляется и подчеркивается каждый из членов однородного ряда (2, 3).

knigi.link

Praktikum_po_O_i_P_PZ_7_i_8

Практическое занятие №7

Тире в простом предложении (между подлежащим и сказуемым)

и неполном предложении

Упражнение 13. На месте пропусков поставьте, если нужно, соответствующие знаки препинания, объясните их постановку:

1) Умирать от любви _ значит жить.

2) Падающая звезда _ как добрая примета.

3) Снег _ мягкий, пушистый, светящийся.

4) После засухи земля _ точно камень.

5) Душа настоящего человека _ есть самый сложный и самый нужный музыкальный инструмент.

6) Достичь совершенства в своей работе _ большое счастье.

7) Самое трудное _ познать самого себя, самое лёгкое _ давать советы другим.

8) Зелень у берёзы _ будто искусно вырезанная.

9) Мода _ как женщина, потому она и капризна.

10) Обиды мешают дело делать, останавливаться около них _ даром время терять.

11) Лучший способ сохранить память о добрых делах _ повторять их.

12) Зависть, бесспорно, _ есть яд для сердца.

13) Грузинские деревни _ это сплошные сады.

14) Эти равнины _ словно море бескрайнее.

15) Прилёт журавлей _ есть признак весны.

16) Агата Кристи _ самый популярный автор детективного жанра.

17) Наш долг _ совершенствовать знания.

18) Утренние холодные росы в августе _ только предвестники сентябрьских заморозков.

19) Элен красива внешне, а княжна Марья _ внутренне.

20) Расточать восторги _ признак ограниченности понимания и вкуса.

21) Безумство храбрых _ вот мудрость жизни.

22) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря _ белый медведь.

23) Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости.

24) Твоя радость и горе _ это радость и горе для меня.

25) Этот яркий свет _ словно ливень золотой.

26) Наш край _ богат и прекрасен.

27) Ласковое солнце _ что весенний день.

28) Он считал, что самое главное в мире _ реклама, возможность обратить внимание на себя.

29) Глубокомыслие _ есть тот род ума, который менее других необходим в общежитии.

Упражнение 14. В данных предложениях исправьте, где нужно, пунктуационные ошибки, объясните:

1) Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.

2) Воспитанность и интеллигентность, — понятия неотделимые.

3) Эти иллюзии есть не что иное, как мираж.

4) Верблюд – замечательно выносливое животное.

5) Конный пешему не попутчик.

6) От учёного набирайся ума, от мастера сноровки.

7) Стать художником мечта моего сына.

8) Аристотель сказал, что сомнение – есть начало мудрости.

9) Уметь слушать – великое искусство.

10) Язык Толстого – блестящ, народен, полон лаконичной выразительности.

11) О храбрости больше всего говорят трусы, а о благородстве прохвосты.

12) Усилие есть необходимое условие нравственного совершенства.

13) Не правда ли, что мы – краса долины всей?

14) Сердце – не камень.

15) Тяга к воспоминаниям, говорят, — примета возрастная.

16) Обучение без мысли напрасно.

17) Первое, что увидел, взойдя на мостик, звёзды.

18) На любом судне задача командира не строгость ради строгости, а всемерная забота об экипаже.

19) Летом светает рано, а зимой поздно.

20) Главное в их стиле – не походить на обыкновенных людей.

21) Клянусь, я – не враг вам!

22) Вместо столов были расставлены на полу тяжёлые дубовые бочки, вместо стульев маленькие бочоночки.

23) Открыть новое, неизвестное науке – одна из великих радостей человека.

24) Хитрость слово, не требующее никакого объяснения.

25) Красота слова ярче всего воплощена в поэзии.

26) Летом светает рано, а зимой – поздно.

27) Он поглядел на неё и вдруг опять увидел, что она – очень красивая и ладная.

28) Старые рыбаки говорят, что единственное средство спастись от этого ветра – удрать в открытое море.

29) Грузоподъёмность автомобиля семь тонн.

30) Первое путешествие, которое человек должен совершить, — это путешествие по родной стране.

Практикум по орфографии и пунктуации русского языка

Практическое занятие №8

Однородные члены предложения

Упражнение 15. На месте пропусков поставьте, если нужно, соответствующие знаки препинания, объясните их постановку:

1) Люди, лошади, телеги, на которых лежали раненые, _ всё смешалось в пороховом дыму.

2) Всё _ и шелест листвы, и звёзды, и тёплый запах, поднимавшийся о земли, _ напоминало детство.

3) Земля и небо _ всё одето каким-то тусклым серебром.

4) И отовсюду _ из каждого дома, двора и переулка _ бежало нам навстречу эхо.

5) Ни время, ни расстояние _ ничто не ослабляет дружбу.

6) Везде _ на крышах домов, на деревьях, на траве, уже выгоревшей, _ чувствовалось приближение осени.

7) Вдоль обочин тянулись широкие _ наполненные водой канавы.

8) Птенец едва удостаивал взглядом фрукты, отруби, кукурузу и другие продукты _ и от всего отказывался.

9) Все лица _ ямщик, смотритель, мужики на дороге _ имели для него теперь новый смысл.

10) Эта поездка _ хотя и была не из приятных, но всё же дала мне возможность ознакомиться с местностью.

11) Настоящий человек должен быть настоящим во всём _ и в стихах, и в жизни, и в каждой мелочи _ и уметь отделять существенное от случайного.

12) Доски, навесы, развалины _ всё вокруг было мокро от дождя.

13) На печи, на полу, на скамьях _ храпит народ.

14) Вокруг не было слышно ни звука, кроме шипения ветра _ да слабого рокота прибоя.

15) Клейкой рыбьей чешуей осыпаны деревянные пристани _ и камни мостовой, и синие воды залива.

16) Мы двигались по узкой _ заплывшей грязью тропинке.

17) Невиданные предметы, незнакомые люди, незнакомая пища _ всё это поражало молодого финна.

18) Он посмотрел в лицо девушке и встретил весёлый взгляд казавшихся синими от моря и неба _ серых глаз.

19) В клевете его я видел досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви _ и великодушно извинял своего несчастного соперника.

20) Эгоист никогда не может быть _ ни великодушным, ни добрым, ни щедрым.

21) Играл Сашка и итальянские куплеты _ и хохляцкие думки, и еврейские свадебные танцы.

22) Дилижансы наши _ если не лучше, то по крайней мере не хуже иностранных.

23) У калиток через канавы были перекинуты грубо сколоченные _ шаткие мостики.

24) Всё в нём нравилось Арбузову _ весёлый характер, щедрость, утончённая деликатность.

25) Раза два она плакала ни с того _ ни с сего.

26) Свет проникал на арену цирка только через стеклянное _ заваленное снегом окно в куполе.

27) Заспанные глазки её были томны _ и то вспыхивали блестящими искрами, то покрывались прозрачной влагой.

28) Она стала перелистывать свою крохотную _ записную книжку.

29) Стремительные ветры _ да дикие орлы кружились над нашими головами.

30) Вот уж и стука _ и крика, и бубенцов не слыхать.

Упражнение 16. В данных предложениях исправьте, где нужно, пунктуационные ошибки, объясните:

1) В моём распоряжении оказались касторовое масло и карболка, и йод.

2) В озере отражались и роща, и красивый фасад дома.

3) Пароход дымил, качал полированными чисто вымытыми палубами.

4) Пушкин создал замечательные произведения, как в стихах, так и в прозе.

5) Эдвард трудился упорно и добросовестно, и в скором времени избавил родителей от расходов на его содержание.

6) Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти – всё осталось в другой жизни.

7) Казачки сидели на земле и завалинках хат и звонко болтали.

8) Я мужа своего, если уж не любить, так хоть уважать должна.

9) Деревья и кусты вырисовывались бледными, неясными пятнами.

10) В этих местах снег хотя и выпадает, но держится недолго.

11) Дождь принимался гудеть широко, и ровно, и на дворе, и в саду, и в переулке.

12) Эти строения кажутся старыми, испытавшими нужду, ветеранами.

13) Каждый вечер солнце садилось в море, а не в тучи, и было при этом клюквенного цвета.

14) Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость.

15) Красноватое солнце висело над длинными, похожими на снеговые поля облаками.

16) Полощется и трепещет, и хлопает парус, беспокойно отыскивая ветер.

17) На его лице выражалась если не боязнь, то беспокойство.

18) Вдали ничего не было, кроме одинокого, мерцающего огонька.

19) Невежда также в ослепленье бранит науки, и ученье, и все учёные труды.

20) Всё воскресло в памяти: и вчерашний поцелуй, и её застенчивость, и внезапная слабость, и заставило сильнее забиться сердце.

21) Лиза не оборачивалась к нему, а смотрела на воду, и не то щурилась, не то улыбалась.

22) Ходил он всегда весёлой и лёгкой походкой и любил одеваться опрятно и по моде.

23) Массовое искусство: телесериал, рекламная картинка, модная песенка или тот же боевик – является мощным источником позитивных эмоций.

24) Эй! Царство ты, мужицкое, бесшапочное, пьяное.

25) Сухие краски в банках и стеклянных цилиндрах, в мешках, бочонках и прорванных бумажных пакетах – имели заманчивые цирковые цвета и придавали лавке необычный, и праздничный вид.

26) река несла на волнах своих всё, что удалось ей подцепить на пути, стога сена, лес, дрова, мелкие куски льда.

27) Кони лопуха мать и пекла, и жарила, и делала из них повидло.

28) У Сибири есть много особенностей, как в природе, так и в людских нравах.

29) Прекрасный, осенний день клонился к концу.

30) Видны были: силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.

studfiles.net

На лице её выражалась если не боязнь то беспокойство

А1 В каком слове произносится твёрдый звонкий шипящий согласный звук?

1) овощи 2) поджёг 3) прочно 4) задвижка

А2 В каком слове верно выделена буква, обозначающая гласный ударный звук?

1) кухОнный 2) ободрИть 3) копировАть 4) христиАнин

А3 В каком предложении вместо слова МЕТОДИЧЕСКИЙ нужно употребить МЕТОДИЧНЫЙ?

1) В пособии преподаватель найдёт МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации для проведения практических занятий.

2) В академии прошёл МЕТОДИЧЕСКИЙ семинар для молодых специалистов.

3) МЕТОДИЧЕСКИЙ кабинет работает по понедельникам и четвергам с десяти до семнадцати часов.

4) МЕТОДИЧЕСКОЕ изучение английского языка дало положительные результаты.

А4 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) маленьких валенок

2) в обеих сумках

3) крепше железа

4) прошедшие выборы

А5 Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Промотав целое состояние, нажитое предками,

1) ему нечего было оставить детям.

2) у него началась депрессия.

3) это не давало ему покоя.

4) он вернулся домой нищим.

А6 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Для абитуриентов, желающих учиться в названном вузе, надо будет сдавать экзамен по английскому языку.

2) Один из параграфов, расположенных в самом начале учебного пособия, содержит информацию о решении подобных задач.

3) Эта страна благодаря уникальности памятников культуры привлекает туристов со всех концов света.

4) Английский историк Томас Маколей считал, что «нет ничего бесполезней универсальных правил».

Прочитайте предложения и выполните задания А7 — А12.

(1)…(2) Не углубляясь слишком в тему, отметим лишь две из возможных: затопление огромных территорий из-за таяния ледового покрова полюсов и эпидемический рост раковых заболеваний кожи и других болезней из-за расширения «озоновой дыры», увеличение которой в озоновом слое атмосферы Земли вызвано широким промышленным использованием газа фреона, что применяется как хладоагент в холодильниках, а также как наполнитель всякого рода аэрозольных баллончиков. (3) Человечество, конечно, осознаёт возможность такого рода катастроф, и, более того, пытается их предотвратить. (4) Например, несколько лет назад было заключено специальное международное соглашение, по которому многие страны обязались постепенно прекратить использование фреона, заменив его менее опасными для атмосферы газами. (5) Уже сегодня на холодильниках и аэрозолях фирм из промышленно развитых стран можно увидеть надпись « CFC FREE », что означает «без фреона». (6) … такое изменение технологии требует дополнительных затрат, и потому в менее развитых странах фреон используется по-прежнему.

А7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в данном тексте?

1) Множится число природных катаклизмов, что заставляет экономистов всё более тщательно подсчитывать, во что могут вылиться негативные последствия загрязнения окружающей среды.

2) На протяжении XX века объём мирового производства возрос в 100 раз, что создало невыносимую нагрузку на природу к её всё более быстрой и масштабной деградации.

3) К сожалению, для предотвращения загрязнения окружающей среды необходимы немалые инвестиции.

4) Наращивание масштабов хозяйственной деятельности уже чревато глобальными природными катастрофами.

А8 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

А9 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) отметим две из возможных (предложение 2)

2) что применяется (предложение 2)

3) человечество осознаёт и пытается (предложение 3)

4) прекратить использование (предложение 4)

А10 Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

2) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

3) сложное с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью

А11 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗАКЛЮЧЕНО из четвёртого (4) предложения текста.

А12 Укажите значение слова СОГЛАШЕНИЕ из предложения 4.

1) утвердительный ответ

2) стройность, гармония

А13 В каком слове есть суффикс –Л-?

А14 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Неуката(1)ой дорогой мы идём по лесоразработке, простирающейся на несколько километров. Выйдя из леса, следуем вначале по уже езже(2)ому просёлку, а затем по асфальтирова(3)ому шоссе, заменившему старую немощё(4)ую дорогу.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 4 4) 1, 3, 4

А15 В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) прив_дение, г_релый, к_нцелярский

2) ск_чкообразный, прот_реть, зак_лить

3) б_леро, р_стительный, тв_рящий

4) ум_лять о помощи, насл_ждение, гол_с

А16 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) во_хищение, бе_выходный, и_подтишка

2) пр_много, запр_дельный, пр_клонить (колени)

3) пар_нормальный, _банкротиться, от_рваться

4) без_сходность, контр_сковое (заявление), от_мённый

А17 В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

1) напомн_шь, постел_нный

2) испорт_шь, проверя_мый

3) клокоч_шь, наскуч_вший

4) независ_мый, обид_шь

А18 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

1) А, В, Г 2) Б, В 3) А, Б 4) В, Г

А19 В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО?

1) Ни(у)кого не возникло даже и тени сомнения.

2) Комната была тёмной, потому что лампы были (не)зажжены.

3) Вдали желтели заросли (не)скошенной летом травы.

4) Поначалу наши встречи были холодны и (не)приятны.

А20 В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО?

1) (В)ТЕЧЕНИЕ всего пути никто даже имени её не упомянул, я ТО(ЖЕ) упорно молчал.

2) (В)ПОСЛЕДСТВИИ узнали, что идти надо было далеко, ПРИ(ТОМ) песчаной дорогой.

3) Остановились (ЗА)ТЕМ холмом, (ОТ)ТОГО что лошади были измучены.

4) Чего не знаем, ЗА(ТО) и не ручаемся, ЧТО(БЫ) не попасть впросак.

А21 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Мне стало совестно за свою досаду ( ) и я перестал жаловаться.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

И виновата в этом была (1) показавшаяся у горизонта (2) красная заря (3) разгоравшаяся все больше с каждым днём (4) и свидетельствовавшая о конце полярной ночи.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2 3) 3 4) 1, 3, 4

А23 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Как ни долга полярная ночь на Диксоне, но (1) к счастью (2) и ей приходит конец. Солнце должно появиться (3) примерно (4) в начале февраля.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2

А24 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Ты меня не слышишь или не понимаешь или просто игнорируешь.

2) На лице её выражалась если не боязнь то беспокойство.

3) Травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.

4) Через некоторое время Наташа очнулась но не узнала ни отца ни тётки.

А25 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Днём ехать в бричке было приятно: тёплый день, хорошо накатанная дорога, в полях множество цветов и жаворонков, настраивавших путников на отдых.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вот одна из причин того (1) почему я взялся написать небольшую книжку рассказов (2) темы (3) которых (4) выходят за страницы учебника.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 4 3) 1, 2 4) 1, 3

А27 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Паром продвигался так медленно (1) что (2) если бы не постепенная обрисовка его очертаний (3) то можно было бы подумать (4) что его кто-то держит (5) и он стоит на одном месте.

1) 1, 3, 4, 5 2) 2, 5 3) 1, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

А28 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В Италии и Испании приняты программы жестокой экономии, которые вызывают снижение уровня жизни граждан этих стран.

2) После Второй мировой войны возникло свыше 100 военных конфликтов, в которых участвовало более 13 миллионов военнослужащих.

3) В этой непростой ситуации необходимо найти решение, которое удовлетворит обе стороны.

4) Хотелось бы способствовать взаимопониманию между политиками, которые выступают за цивилизованный рынок.

Прочитайте текст и выполните задания А29 – А31; В1 – В8; С1.

(1) И вот родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. (2) Забелела чешуёй драночных крыш старая мо деревня. (3) Вот и дом с потрескавшимися углами, обвалившимся крыльцом. (4) Наш дом, старый и покосившийся, давно заколочен. (5) Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом.

(6) Смешное детство! (7) Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. (8) В тот день, когда я уходил из дома, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу. (9) И вот опять уводит меня к лесным угорам гибельная долгая гать, и снова слушаю я шум летнего леса. (10) Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. (11) И над бором висит в синеве солнце, щедро, стремительно и бесшумно сыплющее в лохматую прохладу мхов свои червонцы. (12) А над мхами, словно сморенные за пряжей старушки, дремлют смолистые ели: они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием. (13) Под елями – древний запах папоротника. (14) Мне кажется, что я слышу, как растет на полях зелёная трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдергиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду. (15) В эту прохладную русалочью постель потом долго смотрю, наблюдаю, как расходятся и умирают водяные круги.

(16) Тихая моя родина, ты всё так же не даешь мне стареть, врачуешь душу своей зеленой тишиной! (17) Но будет ли предел тишине?!

(18) Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерлась в траве, а я выхожу к белым сказкам моей земли. (19) Молодые берёзы, омытые июльскими дождями, стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, Ук-ку!» — словно дует кто-то коротко и ритмично в пустую бутылку. (20) И вновь трепетно нарастает берёзовый шелест. (21) Я сажусь у тёплого стога, думаю, что, когда отмашет время всего каких-то полстолетия, берёзы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как и люди. (22) И чудится в шелесте берёз укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. (23) Белоствольные деревья веками роднились с нами, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков и мстительную тяжесть дубинам.

(24) Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь растут одни деревья. (25) Нет, в здешних местах пожары не часты, и лет пятьсот тут уже не было нашествий. (26) Может быть, так оно и надо? (27) Исчезают деревни – рождаются шумные, многолюдные города…

(28) Шепчутся сосны, старожилы леса, шелестят листвой берёзы. (29) Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками. (30) Но вдруг в эту тишину врывается непонятный свист, который разрастается и на мгновение заполняет до краёв весь этот тихий зелёный мир. (31) Я смотрю в небо: рычащее туловище реактивного самолёта уже исчезает за горизонтом, с собой унося металлический свист и скрежет. (32) Как мне понять, что это. (33) Как принять.

А29 Какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора?

1) Только природа врачует душу человека, и «наступление» цивилизации не может радовать.

2) Остаётся только сожалеть об уходящем в прошлое мире русской деревни, который был так тесно связан с миром природным.

3) Исчезают деревни, растут новые города, «наступает» цивилизация, и это необходимо принимать с радостью.

4) Встреча с малой родиной, с теми местами, где прошло детство, приносит человеку ощущение радости, счастья.

А30 Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 1 – 15?

3) рассуждение и повествование

А31 Какое слово употреблено в тексте в прямом значении?

1) раскрасило (предложение 7)

2) тугую (предложение 14)

3) зелёная (предложение 14)

4) врачуешь (предложение 16)

Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами.

В1 Укажите способ образования слова УКОР из предложения 22.

В2 Из предложений 20 – 22 выпишите все местоимения.

В3 Определите тип связи слов в подчинительном словосочетании ЗАПАХ ПАПОРОТНИКА (предложение 13).

Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 7 – 15 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

В5 Среди предложений 3 – 12 найдите предложение (-ия), осложнённое (-ые) обособленным определением. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).

В6 Среди предложений 19 – 27 найдите сложноподчинённое с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В7 Среди предложений 16 – 21 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В8 «Языковые средства, выбранные автором, помогают передать впечатление от увиденного эмоционально, образно. Родные места видит взрослый человек, но ему, как в детстве, всё вокруг кажется живым, наполненным звуками, и автор создаёт запоминающийся, живой образ «тихой родины» прежде всего с помощью _____: «глухо шепчут сосны», «дремлют ели», «расходятся и умирают водяные круги», «роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам…». Приём _____ («…голос кукушки: «Ук-ку, Ук-ку!» — словно дует ктоо коротко и ритмично в пустую бутылку» в предложении 19) с этими переливами «о — у» помогает «озвучить» картину. Чувство умиления, которое вызывают картины родной природы, автор выражает и с помощью _____ («словно сморенные за пряжей старушки, дремлют…» в предложении 12, «как хитрая лисичка, вильнула…» в предложении 18). И заключительный аккорд: «Я обнимаю свою землю…»! Эта _____ передаёт чувства, бьющие через край, трогательную взволнованность писателя, возвратившегося на родину».

1) сравнительный оборот

7) контекстные антонимы

С1 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поднятых автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны Вы с его точкой зрения. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Дополнительные задания В1 – В7 по тексту В.П. Астафьева.

1. Из предложений 1 – 6 выпишите слово, образованное приставочным способом.

2. Из предложений 7 – 9 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

3. Укажите способ образования слова БЕСШУМНО (предложение 11).

4. Укажите способ образования слова ПРОХЛАДУ (предложение 11).

5. Из предложений 9 – 13 выпишите слово, образованное приставочным способом.

6. Укажите способ образования слова ЗАПАХ (предложение 13).

7. Укажите способ образования слова ПРОПОТЕЛЫЕ (предложение 14).

8. Укажите способ образования слова СДЁРГИВАЮ (предложение 14).

1. Из предложений 1 – 6 выпишите субстантивированное прилагательное (перешедшее в существительное).

2. Из предложений 2 – 9 выпишите краткое (-ие) причастие (-я).

3. Из предложений 10 – 14 выпишите деепричастие.

4. Из предложений 15 – 20 выпишите страдательное причастие настоящего времени.

5. Из предложений 16 – 20 выпишите неопределенное местоимение.

6. Укажите, какой частью речи является слово ТОЛЬКО из предложения 8.

7. Из предложений 21 – 27 выпишите притяжательное (-ые) прилагательное (-ые).

8. Из предложений 16 – 20 выпишите все подчинительные союзы.

9. Из предложения 21 выпишите все частицы.

10. Из предложений 13 – 17 выпишите все частицы.

1. Из предложений 1 – 4 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

2. Определите тип связи слов в подчинительном словосочетании НА КРЫЛЬЦО СОСЕДКИ (предложение 5).

3. Определите тип связи слов в подчинительном словосочетании В ТОТ ДЕНЬ (предложение 8).

4. Определите тип связи слов в подчинительном словосочетании С МАХУ СДЁРГИВАЮ (предложение 14).

5. Из предложений 27 – 30 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

6. Определите тип связи слов в подчинительном словосочетании С СОБОЙ УНОСЯ (предложение 31).

Ответы к заданиям В4 – В7 запишите цифрами.

  1. Среди предложений 1 – 14 найдите простое (-ые) неполное (-ые) предложение (-я). Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).
  2. Среди предложений 19 – 25 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
  3. Среди предложений 27 – 32 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
  4. Среди предложений 12– 22 найдите предложения с обращением. Напишите номер этого предложения.
  5. Среди предложений 23 – 32 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
  6. Среди предложений 21 – 29 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
  7. Среди предложений 7 – 18 найдите сложносочинённые предложения. Напишите их номера.
  8. Среди предложений 23 – 33 найдите сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого сложного предложения.
  9. Среди предложений 1 – 5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
  10. Среди предложений 6 – 15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
  11. Среди предложений 1 – 5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

86lic-yugorsk.edusite.ru