Невроз у детей 4 лет

Предупреждение неврозов у детей. Часть 4.

Для понимания сущности неврозов у детей и методов их предупреждения необходимо разъяснить, что понимается под неврозами вообще, отчего они происходят и на какие виды делятся.

Неврозы и их связь с темпераментом ребенка.

Невроз- это длительное стойкое функциональное расстройство нервной системы, возникающие вследствие отрицательных эмоций (служебные или семейные неприятности, конфликты, испуг, волнения, неумение или нежелание применяться к существующим обстоятельствам и др.). При неврозе никакого анатомического повреждения в нервной системе ( или других органах) нет. Если жалобы и симптомы, похожие на таковые при неврозе, возникают не от психологических причин, а от ослабления организма, перенесенной инфекции, неправильной работы эндокринных желез, упадка питания и т.п., то это не свидетельствует о возникновении невроза и, в отличие от него, называется псевдо неврозом (ложным неврозом).

В отличие от душевнобольных невротики ясно ориентируются в окружающем, ответственны за свои поступки; у них нет никаких галлюцинаций или бреда; они понимают, что больны, и даже чаще всего считают себя более серьезно больными, чем это имеет место в действительности.

Существуют три основных вида неврозов: истерия, неврастения и неврозов навязчивых состояний. Каждый из них возникает при определенной предрасполагающей к нему высшей нервной деятельности (темпераменте), при характерных ошибках в воспитании и типичных жизненных ситуациях.

Чем же в основном характеризуются разные темпераменты и к каким видам неврозов они предрасполагают? Лица так называемого слабого типа высшей нервной деятельности не умеют переносить длительных или резких напряжений; они теряются на экзаменах, публичных выступлениях, пугливы, обычно легко плачут, внушаемы. Улиц слабого типа, при прочих равных условиях, чаще развивается истерия или так называемая астеническая форма неврастении с преобладанием слабости, плаксивости, пугливости.

Лица неуравновешенного типа взрывчаты, вспыльчивы, не умеют терпеть, сдерживать свои желания, ждать. У них чаще развивается гиперстеническая форма неврастении с преобладанием вспыльчивости, раздражительности, агрессивности.

Лица с инертным типом прочно закрепляют все условные рефлексы, не любят менять привычек, распорядок жизни, обстановку, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливаются к новым условиям. У них чаще возникают неврозы навязчивых состояний.

Независимо от силы, уравновешенности и инертности нервных процессов лица с преобладанием первой сигнальной системы, т.е. с преимущественно образным, эмоциональным восприятием действительности, более склонны при нервных срывах к истерии, лица с преобладанием второй сигнальной системы, т.е. абстрактно-мыслительного типа, склонны к психастении (подвид невроза навязчивых состояний), а средние между ними (которых больше всего) — к неврастении.

Приведем пример, как типы высшей нервной деятельности проявляются у детей.

В кабинет, пугливо прижимаясь к матери, входит шестилетняя Вера. Она настороженно озирается по сторонам, а когда к ней обращаются с вопросом, то теряется, краснеет, отвечает тихим прерывающимся голосом. При виде неврологического молоточка, который берет доктор для проверки коленного рефлекса, она отшатывается, глаза ее наполняются слезами. По словам матери, девочка послушна и исполнительна, но крайне обидчива, плаксива, труслива; в детском саду при малейшем недоразумении забивается в угол и долго плачет. Пугается даже тогда, когда при ней бранят других детей. Дружит лишь с одной, тоже тихой, девочкой, а остальных детей сторонится. Шумных забав не любит. Охотно играет с детьми младшей группы, заботиться о малышах и утешает их. От участия в детской самодеятельности отказывается, хотя у нее хороший слух и голос и она охотно поет куклам, когда рядом нет посторонних. Нетрудно определить, что у девочки слабый тип высшей нервной деятельности.

В кабинет врача с криком «наконец-то!» врывается пятилетний Алеша. Он бойко обегает кабинет, без спроса хватает со стола молоточек, фонарик, спрашивая, «для чего это?», вскакивает на весы. Хотя Алеша на год младше Веры, он совершенно не боится осмотра, охотно выполняет задания, особенно связанные с показом силы и ловкости. По словам матери, Алеша способный, живой мальчик, но слишком непоседливый, непослушный, подчиняется только отцу. На него часто жалуются в детском саду, где он нарушает режим, дерется, отбирает у детей игрушки, не боясь входить в конфликты даже с детьми старше его по возрасту. Воспитательницу не слушает, при попытке поставить его в наказание в угол сразу же выбегает из него; если его лишают сладкого, отнимает у соседа, и только когда Алеша угрожают пожаловаться отцу, мальчик некоторое время ведет себя спокойно. Конечно, нетрудно догадаться, что Алеша принадлежит к группе детей с сильным, неуравновешенным типом высшей нервной деятельности.

Толя ведет себя спокойно, солидно: не плачет, не пугается осмотра, не прыгает, не кричит. На вопросы отвечает не сразу, немного подумав, но спокойно и по существу. Раздевается, не спеша, аккуратно складывая снятую одежду. Окрик матери «Побыстрее!» не производит на него впечатления: он ставит снятые ботинки строго параллельно, в каждый из них укладывает снятый носок. По рассказам матери и принесенной из детского сада характеристике, это спокойный мальчик, не плаксивый, не озорной. Он методично выполняет все привычные для него режимные требования, но сразу теряется и нервничает, если его заставляют сделать что-то непредвиденное, ломающее распорядок дня. Если его кроватку переставят на новое место, он несколько ночей плохо спит; если пересадят на другое место за столом, теряет аппетит; когда детский сад выезжает на дачу, он первые дни ходит как потерянный. Долго не может войти в контакт с новой воспитательницей, ребятами. Любая привычка у Толи становится стойкой, и отучить от нее его нелегко. У Толи сильный, уравновешенный, но инертный, тип высшей нервной деятельности.

Тип высшей нервной деятельности является сплавом врожденных и приобретенных черт, и поэтому целенаправленным воспитанием можно его значительной степени корригировать.

Детей слабого типа нужно постепенно приучать преодолевать препятствия, выполнять то, что им казалось трудным или страшным. Например, если ребенок боится собак, надо при нем гладить и кормить ласковую собаку, потом предложить сделать это и ему самому. Если он боится ходить по мосткам, надо проходить с ним за руку, потом подстраховывать, постепенно увеличивая высоту. Если боится спать один, надо понемногу, каждую ночь все больше, увеличивать расстояние между своей и его кроватями и т.п. Ребенка, теряющегося при ответах у классной доски, нужно дома тренировать в ответах, высказанных смелым тоном уверенного в себе человека. Хорошо влияют рассказы и чтения о храбрых людях и детях, которым хочется подражать. Каждый успех надо сопровождать похвалой; не обращать внимания на плач, следить, чтобы он не принес выгоды и сочувствия. Нельзя пытаться резко переломить страх. Например, боящегося плавать бросать в глубоком месте или с боящимся высоты делать вид, что выбрасываете его в окно, и т.п.

У детей неуравновешенного типа надо тренировать тормозной процесс. Для этого нужно запрещать как можно реже, но если пришлось запрещать, то делать это категорично.

Если ребенок хочет есть кашу с сахаром, а не с маслом, надеть синюю, а не красную курточку и т.п., пойдите на уступки, уважайте личность маленького человека.

Осуждать и запрещать в принципе надо лишь то, что в обществе мы осудили бы и запретили и взрослому. Например, ребенок разговаривает во время еды. Казалось бы, это нужно запретить, так как он и отвлекается, и может поперхнуться и т.п. Но ведь мы не осуждаем взрослых, ведущих застольную беседу. Поэтому и ребенку такой запрет будет казаться несправедливым. Другое дело, если ребенок хватает руками еду с общего блюда или залезает ложкой в тарелку к соседу — это мы позволить не можем, так как и взрослому это не дозволяется. Надо ребенку дать возможность разрядить энергию в социально-полезных формах (вовлекать в спорт, организованные военные игры, поручать быть ответственным за порядок в классе или дисциплину в группе, дать больше ярких новых впечатлений). Если такой ребенок говорит повышенным, раздраженным тоном, игнорировать его требования, но по возможности удовлетворять спокойно высказанные просьбы. Избегать наказаний, ограничивающих свободу и активность.

Детей инертного типа надо приучать к новым впечатлениям, к смене привычек и стереотипа, менять время от времени распорядок дня. Хорошо втягивать таких детей в туристские походы, где естественно, обстановка отличается от привычной.

Для тренировки второй сигнальной системы (преобладание ее у детей встречается редко и то лишь у старших школьников) нужно, чтобы каждое сказанное слово — обещание или угроза — всегда сопровождалось адекватным ощущением. Надо приучать детей выражать свои желания словесными формулировками, а не жестами, мимикой, тоном, делая вид, что вы их не понимаете. Например, вы предлагаете ребенку конфету — он должен сказать: «дай, пожалуйста!», а если он просто тянется к ней — вы съедаете ее сами и говорите, что поскольку он ничего не сказал, вы думали, что ему конфеты не хочется.

Говоря с детьми, следите, чтобы ваш тон не противоречили не аннулировал словесный смысл. Это происходит, например, тогда, когда вы, умиленные шалостью ребенка, восторженно подбрасываете и целуете его, а при этом ласковым тоном говорите: «Ах, разбойник, негодяй, сейчас тебе руки и ноги оторву!». В таких случаях ребенок приучается реагировать только на тон, а на смысл слова и сам выражает свои мысли и ощущения не словами, а лишь тоном. Этим вторая сигнальная система тормозиться в своем развитии.

www.psyworld.ru

Неврозы у детей, симптомы, лечение

Почти каждый из нас хоть раз в жизни слышал слово «невроз», но далеко не все знают, что это такое. Особенно это полезно знать молодым мамочкам. Ведь сегодня неврозы у детей встречаются все чаще и чаще.

По сути, это «сбой» эмоционального развития, или попросту неумение контролировать гнев, тревогу, растерянность и страх. В таком состоянии детская, еще незрелая нервная система не в силах справляться с высоким эмоциональным напряжением, переживанием чего-то страшного, непонятного, несправедливого или обидного.

В чем соль?

Детские неврозы могут появляться в самом разном возрасте и по самым разным причинам. Поспособствовать этому недугу может длительное недосыпание, ранний отрыв малыша от мамы, сильные психоэмоциональные травмы, сложные отношения в семье и прочее, что имеет сильный негативный характер.

Надо сказать, что невроз у детей, симптомы чаще всего имеет комплексные. При этом недуге у малыша нарушается не только психическое, но и физическое здоровье. Это может выражаться в виде ночного недержания мочи, заикания, зуда, кожного высыпания, нервного тика, общего нарушения сна, нервного кашля. Все это может проявляться с разной степенью тяжести.

Иногда имеет детский невроз симптомы и крайне агрессивного характера – бывают ситуации, когда кроху невероятно сложно успокоить.

Кого это может коснуться?

Заболеть этим недугом может любой ребенок. Но существуют особые категории детей, которые в большей степени склонны к неврастении. Эти малыши отличаются трудолюбием, мягким и миролюбивым характером с видимыми признаками ущемленного достоинства. Очень часто неуверенность в себе в комбинации с комплексом неполноценности образует некоторую внутреннюю борьбу между «хочу» и «могу», что в результате рано или поздно перерастет в неврастению.

Другая категория детей, склонных к этому заболеванию, – это малыши с высокой самооценкой, инфантильные и эгоцентричные. Высокие запросы крохи сочетаются с требованиями окружающих или с недооценкой реальности. Чтобы достичь своего, такой ребенок будет делать все, что угодно, в частности затевать скандалы и устраивать истерики. У такой категории детей невроз может проявляться даже недержанием кала или немотой на людях.

Различают также невроз навязчивого состояния. Его можно назвать одним словом – фобия. Страх может быть перед чем угодно – темнота, животные, одиночество, закрытое помещение, болезнь и прочее. Детки с навязчивыми страхами покашливают, «шмыгают» носом, постоянно морщат лоб и очень часто страдают нервным тиком. Такие малыши совершенно не чувствуют боли, могут «на автомате» выдергивать себе волосы, реснички, брови, ковырять в носу, раскачиваться или расчесывать тело. Все это – проявление внутренних противоречий. Малыш не способен самостоятельно понять, чего хочет.

Еще один вид неврастении – это депрессивный невроз. Обычно он проявляется у детей подросткового возраста. Симптомы этого заболевания выражаются плаксивостью, пассивностью, постоянной подавленностью, стремлением быть в одиночестве, плохим аппетитом. Причина депрессивного невроза – противоречие реальных возможностей и амбиций ребенка, а также завышенные требования к себе.

Существует также понятие мгновенный невроз. Это состояние может возникнуть, если кроха оказался в шоковом состоянии. Привести к неврозу может даже потеря излюбленной игрушки.

Как бороться?

Изначально, лечение неврозов у детей должно начинаться с родителей. В стратегии воспитания ни в коем случае нельзя использовать запугивание, откажитесь от постоянных одергиваний. Запреты нужно свести к минимуму, больше разговаривайте с малышом, пытайтесь ему объяснять все, что происходит. Всеми возможными способами поддерживайте кроху, постарайтесь пробудить в нем интерес к познанию мира вокруг и самого себя. Особенно это важно в возрасте 3-4 лет, когда формируется «Я», и в подростковом периоде.

Детский невроз лечение предполагает довольно простое. Все, что от вас требуется, – максимум любви, заботы и терпения. На практике особое внимание стоит обращать на засыпание – исключаем страшные передачи на ночь, шумные, слишком активные игры, громкие ссоры, высокие и низкие температуры в помещении. Уделяйте должное внимание ролевым играм. Разыгрывать нужно самые обычные, незамысловатые ситуации, взятые из жизни, – поход в магазин, семейный праздник, знакомство в песочнице с новыми друзьями, поход в школу или детсад.

Обязательно нужно рассказать малышу, как нужно себя вести, когда он входит в состояние неврастении. В случае волнения можно размять пальцы, кисти рук, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, выполнить гимнастику для лица.

Не забывайте хвалить ребенка, причем, не только по поводу. Ваша любовь, забота и поддержка – это лучшая профилактика детских неврозов.

Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.

Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:

  • нормализует эмоциональное состояние ребенка,
  • избавляет от повышенной возбудимости
  • помогает в процессе адаптации в детском коллективе.

schoolofcare.ru

Неврозы у детей

· Невроз — э то психогенное расстройство, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между личностью и значимыми для неё сторонами действительности, вызывающее тягостные ощущения, психическую и физиологическую дезорганизацию личности.

· Это болезнь, признаком которой является чрезмерный расход энергии на непродуктивные цели, что приостанавливает развитие личности.

· Больной неврозом – человек, стоящий у себя на пути.

Невроз возникает на почве столкновения желаний личности и действительностью, которая удовлетворять эти желания не может.

Проблема детских неврозов – это проблема формирования человека – невротика.

В неврозе всегда скользит инфантильная установка. Невроз – это неоконченные дела детства. Многое зависит от врождённого типа реагирования, типа высшей нервной деятельности.

Невротический процесс – особая форма развития человека, особая форма существования души. Человек не может реализовать свои человеческие потенции, если он не будет искренен сам с собой. Человек в благоприятных условиях развивается в направлении самореализации.

Из-за множества неблагоприятных условий ребенку не дают реализовать природные способности. Ребёнок, который реализует не самого себя, а кого-то другого, испытывает тревогу, развивается чувство глубокой незащищённости и неопределенное беспокойство. Развивается невротическая тревога. Ребёнок старается тревогу нивелировать. Борьба идёт на неосознаваемом уровне. Развивается неосознаваемая невротическая защита от неосознаваемой невротической тревоги.

Неосознаваемая неудовлетворённость собой со столь же неосознаваемой аутоагрессивностью.

Неосознаваемая неудовлетворённость своим социальным статусом со столь же неосознаваемой агрессивностью к этой среде.

Неосознаваемое стремление к преодолению, принимающее формы невротического реагирования.

Невроз – способ адаптации невротической личности. Для невротической личности характерна невротическая триада:

1. Сенситивность – невротик живёт эмоциями, эмоционально лабилен. Часто немотивированные колебания настроения, повышенная эмоциональная неустойчивость, возбудимость, несдержанность, вспыльчивость. Невротик живёт сферой эмоций, эмоции представляют некий хаос, эмоции дикие.

2. Тревожность по поводу и без повода. Плохо переносит ожидание. На тревоге сенсибилизирован, хочет объективировать тревогу. Тревога изнутри. Мнителен, ипохондрический настрой.

3. Гиперсоциальность – заострённое чувство долга, трудность компромиссов, неуступчивость, упрямство.

РАССМОТРИМ ВИДЫ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ

Неврастения – противоречие между возможностями личности и её завышенными требованиями к себе. Конфликт социального соответствия. Противоречие между требованиями родителей и возможностями ребёнка. Родители в детстве задавали завышенную самооценку.

Формируется страх «быть не тем»

Истерия – завышенные притязания в сочетании с полным игнорированием окружающей среды. Противоречие между острой потребностью эмоционального признания и возможностью его удовлетворения родителями. Стремление истерика быть в центре внимания – неосознанное желание быть защищённым.

Формируется страх «быть никем»

Невроз страха – противоречие между слабостью собственной защиты и острым инстинктом самосохранения. В отсутствии родителей тревога.

Формируется страх «быть ничем»

Обсессивно-фобические неврозы – невроз навязчивостей; ипохондрический невроз; депрессивный невроз и т.д. Обсессивно-навязчивые движения и действия. Конфликт между желаемым и должным. В детстве направляется действие воспитателей на недопущение эмоциональных выражений. Ребёнок должен быть благоразумным во что бы то ни стало.

Формируется страх «быть не собой»

В ритуале невротик защищается от страха. Все виды страха включают неосознанную психозащиту, потому, что страх несовместим с функциями личности. Страх превращает личность во фрагменты.

Психозащита от напряжения, которое порождает ощущение страха, тревоги. «Я» оберегает себя защитными механизмами, которые не позволяют страху захватить «Я».

1. Вытеснение – удаление из сознания того, что вызывает страх. Забывание неприятных моментов.

2. Отрицание – попытка не принимать за реальность события, нежелательные для моего «Я».

3. Рационализация – нахождение приемлемых причин для оправдательного объяснения.

4. Реактивное образование – поведение, которое активно противопоставляется желанию.

5. Изоляция – а) отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний (кукла может делать всё то, что запрещено ребенку); б) приписывание собственных желаний и чувств другому человеку.

6. Регрессия – соскальзывание на предыдущий этап развития (впадение в раннее детство).

7. Сублимация – неизжитые эмоции трансформируются в приемлемые для общества занятия.

У детей психозащита имеет следующие варианты:

· гипертрофия мозговой деятельности

Невротические реакции переходят в пролонгированное состояние, которое трансформируется в системный невроз.

Системный невроз – клиническая группа психофизических расстройств одной из основных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и т. д. Эмоциональные расстройства не всегда связаны с соматическими проблемами, развивается моносимптомный или системный невроз.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ (ЭТИОЛОГИЯ)

Психические травмы шокового или предшокового характера, которые сопровождаются испугом; или длительная психотравмирующая ситуация, которая даёт длительную тревожность. Всё это возникает на органическом фоне (инфекции, резидуально-органическое поражение ц.н.с). Механизм развития (патогенез) такой же, как у общих неврозов. Тревоги, страхи, эмоциональная лабильность. Проблема выбора органа поражения. Дезавтоматизация деятельности (при излишнем контроле функции) срабатывает механизм импритинга (подражания). Виды системного невроза зависят от этапа развития нервной системы.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Соматовегетативный — с рождения до 3 лет.

В этот период возникает невропатический синдром и его варианты.

Повышенная возбудимость,расстройство пищеварительной системы, расстройство цикла сна-бодрствования. Окончательно формируется вегетативная регуляция. Вегетативные функции опережают моторный уровень.

2. Психомотрный – с 3 до 10 лет.

Проявляется гипердинамический синдром, системные невротические расстройства (тики, заикание, мутизм). В 6-7 лет наиболее интенсивно дифференцируется функция двигательного анализатора, возникают более зрелые связи зрительного анализатора с корой головного мозга. В этот период очень легко может наступить расстройство функций.

3. Аффективный – с 7 до 12 лет.

Характерны симптомы страха, повышенная аффктивность, возбудимость, дромомания (тяга к путешествиям, побегу). Может возникнуть страх страха.

4. Эмоционально-идеаторный с 12 до 16 лет.

Возникают сверхценные образования, идеи, психогенные патохарактерологические реакции, сверценный ипохондрический синдром, диморфофобический синдром. Причины возникновения кроются в повышенной активности гопоталямуса. Подкорка не бурлит, а кора головного мозга не может адекватно отреагировать.

Этот уровень опасен в плане определения социальной судьбы. Выключаются те ценности, которые для взрослых «табу».

Между собой уровни развития соотносятся следующим образом: предыдущий уровень затушёвывается последующим. Если предыдущий уровень доминирует в клинике, то развивается психофизическая задержка развития (инфантилизм).

Невротические тики составляют 23-25% от всех системных неврозов.

Тики-разнообразные автоматизированные непроизвольные часто повторяющиеся привычные элементарные движения. Движения более выражены по амплитуде. Гиперкинезы возникают при расширении первоначальной защитной реакции. Часто тики манифестируют в неврозе навязчивых состояний, для этого тики должны происходить по внутреннему убеждению, как защитная функция. Взрослые считают тики гримассами, кривлянием. Тики возникают чаще у мальчиков с холерическим темпераментом с плохой координацией движений. Местное раздражение, вызывающее защитную реакцию, длительная психотравмирующая ситуация, внутреннее напряжение, которое разряжается тиком. Тики могут возникнуть на почве невропатии, резидуальной церебральной недостаточности, невротической основе.

Локализация тиков непрерывно меняется. У школьников тики могут превращаться в навязчивости. Психологически дети тики воспринимают легко, как привычку, и могут преодолеть их. Часто тики сочетаются с энурезом, заиканием. Возникают тики как непосредственная или отсроченная реакция на психотравмирующую ситуацию: она фиксируется и появляется тенденция к тикам новой локализации, присоединяется общеневротическая симптоматика.

Вся сложность диагностики заключается в дифференцировании между тиками при невропатии, неврозе и резидуальной органике. Дети с тиками эмоциональные, чувствительные, ранимы, обидчивы, импрессивны (всё внутри). Не раскрывают своих переживаний перед окружающими, не общительны. Имеют повышенное чувство самолюбия, чувство собственного достоинства, обостренное чувство к похвале. Склонны к резким методам, не могут что-либо долго терпеть.

Лечение подбирают исходя из причины: при резидуальной органике лечение медикаментозное; при неврозе – лучше психотерапия; при невропатии лечение не требуется.

Заикание бывает в виде запинок, невротическое заикание и неврозоподобное заикание.

1. Физиологические запинки в период активного формирования фразовой речи в возрасте 2-3 лет не нуждаются в лечении. Если не фиксировать внимание ребенка, то само уйдет примерно через 6 месяцев.

2. Невротическое заикание (логоневроз) – патология речи непсихотического характера, возникает чаще около 2-3 лет, но может возникнуть и в любом возрасте после испуга, резкой смены обстановки, которую ребенок переживает. Появляется логофобия, ребенок боится собственной речи, явно чувствует себя ущербным, фиксирован на своем страхе, дефекте. Дети склонны к мутизму, замыканию. В лечении используется в основном психотерапетвичекие методы.

3. Неврозоподобное заикание – логосиндром носит психогенный характер? Возникает в возрасте 2-3 лет без видимых причин. Испуг является пусковым механизмом, обычно возникает на резидуальном фоне, либо у ребёнка с задержкой развития речи. Ребёнок захлёбывается речью, дыхание неравномерное, дети болтливы, к дефекту равнодушны. Моторно-неловкие, дискоординированы, интеллектуально и эмоционально уплощены. Часто неправдоподобное заикание сочетается с тиками, энурезом. Лечение длительное медикаментозное, логопедические занятия, психотерапия. В большинстве случает эффект от лечения слабый.

Энурез – ночное недержание мочи. Сложный комплекс интимно связанных между собой симптомов, которые — складываются в синдром энуреза.

· непроизвольное мочеиспускание во сне

· нарушение процесса сна

· нарушение двигательной активности днем

· нарушение эмоционально-волевого поведения

· неадекватное отношение к своему дефекту

Энурез-нарушение биоритмов мозга ночью.

Если у ребёнка четко определен околосуточный ритм сон-бодрствование, то должна наступить физиологическая норма: пробуждение при полном мочевом пузыре. При чрезмерно глубоком сне заблокирован механизм парадоксального сна и ребенок не видит сновидений и вместо них энурез. В момент парадоксального сна человек либо видит сон, либо переворачивается, либо ощущает наполнение мочевого пузыря и просыпается, а если это заблокировано — энурез.

1. Простая форма – наиболее распространенная, чётко отсутствует связь от количества выпитой жидкости, нет зависимости от эмоционального состояния. Схема такая: энурез-глубокий сон + повышенная подвижность днём, дети обычно обидчивые. Течение энуреза ровное с рождения. В 71% случаев имеется наследственная предрасположенность. Дети свой дефект осознают, относятся к нему или равнодушно или адекватно.

2. Невротическая форма — единственная форма, при которой характерно аффективное отношение к дефекту от истероидной рисовки до суицидальной попытки. Возникает обычно в возрасте 3-5-7 лет. Частота энуреза возрастает в период эмоционально значимых для ребёнка ситуациях. Сон беспокойный с обилием сновидений, могут быть тематические сновидения на тему мочеиспускания. Психотравмирующие ситуации являются основной причиной энуреза.

3. Невропатическая форма — развивается на фоне невропатии. Дети, для которых обычные бытовые раздражители являются запредельными: быстро возбуждаются, быстро устают. Проявляется до 3-5 лет и в возрасте 3-5-7 лет могут самоизлечиться.

4. Эпилептическая форма — довольно редкая форма. Энурез как ночной пароксизм.

5. Эндокринопатическая форма — при эндокринной патологии.

6. Диспластическая форма — редкая форма. Возникает у детей с выраженными диспластическими дефектами, недержание мочи и днём и ночью с рождения, часто не ощущают позыва на мочеиспускание, к дефекту равнодушны.

Энкопрез — недержание кала в любое время суток. Это всегда регресс развития для получения дополнительного внимания со стороны близких. Возникает в возрасте 7-9 лет, чаще у мальчиков.

Невротические расстройства сна

Причина — психотравма и резидуально органическая недостаточность головного мозга. Характеризуется нарушением засыпания, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, снохождением, сноговорением.

Невротическое расстройство аппетита

Чаще у детей раннего и дошкольного возраста при различных психотравмирующих моментах: разлука с близкими, противоречивое воспитание, помещение в детское учреждение, реже шоковые и субшоковые травмы. Непосредственным поводом часто является попытка насильно накормить, либо случайное совпадение кормления с неприятными впечатлениями: окрик, испуг с тем, что ребёнок случайно подавился и т. д. Возникает у детей с повышенной вегетативной возбудимостью. Течение обычно до 1 месяца.

Патологические привычные действия

— группа специфических для детей и подростков нарушений поведения, в основе которых лежит болезненная фикасация тех или иных произвольных действий, свойственных данному возрасту. Наиболее распространенные: сосание пальца, кусание ногтей; выщипывание волос; мастурбация (онанизм); ритмическое раскачивание головой и туловищем.

— Причина — психотравмирующие ситуации, неправильное воспитание.

Лечение психотерапия и медикаментозное синдромальное лечение.

Профилактикой неврозов является исключение или сведение к минимуму психотравмирующих ситуаций, нормализация внутрисемейных отношений, правильное воспитание.

Если у вас возникли вопросы по данной теме, или Вам необходима консультация специалиста, Вы можете обратиться в Нижневартовскую психоневрологическую больницу в поликлиническое отделение по адресу г. Нижневартовск, ул. Спортивная, д. 19 . Контактный телефон 8(3466)46-67-37.

Статью подготовила врач-психиатр детский участковый А.А. Загинайко.

www.npnd.ru