Никольская ранний детский аутизм

23. Либлинг, М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка [Текст] // Дефектология. — 1996. — № 3

24. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. — М.: Педагогика, 1986.

25. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. — М., 2009.

26. Мнухин, С.С. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей [Текст] // Материалы сервера http://autist.narod.ru/mnukhin.htm.

27. Нарушение психического развития детей — ранний детский аутизм [Текст] Дефектология. — 2008. — № 2. — С. 89-92 .

28. Никольская, О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь [Текст] / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А. Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский, О.С. Аршатская. — М.: Полиграф сервис, 2003.

29. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: Пути помощи [Текст] / Е.Р. баенская, М.М. Либлинг. — М., 2007.

30. Никольская, О.С. Особенности психического развития и психологическая коррекция детей, страдающих ранним детским аутизмом [Текст] / О.С. Никольская. — М.: Просвещение, 1985.

31. Ольшман, А.Е. Диагностическая и координационная работа психологав детском саду [Текст] / А.Е. Ольшман. — Минск: БГУ, 2004.

32. Орпик Н.И. Ранний детский аутизм [Текст] // Сургутский государственный университет. // Материалы сервера http://psychology.ru/lomonosov/tesises/in.htm.

33. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. — М., 2008.

34. Печникова, Л.С. Материнское отношение к ребенку-аутисту в зависимости от наличия в семье здорового сибса [Текст] // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: Материалы Рос. науч.-практ. конф. — М., 2008.

35. Печникова, Л.С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом [Текст] / Л.С. Печникова. — Автореф. дисс. — М., 2007.

36. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития [Текст] / Сост. и общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. — СПб.: Питер, 2002.

37. Раттер, М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. [Текст] / Общ.ред. А.С. Спиваковской. — М.: Прогресс, 1987.

38. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] / Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1996.

39. Рюкле, Хорст. Тайное оружие в общении: мимика, жест, движение [Текст] / Хорст Рюкле. — М.: Инфра-М, 1996.

40. Семаго, Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития [Текст] // Дефектология. — 2009. — №1.

41. Словарь — справочник по дефектологии [Текст] / Под ред. В.Д. Сединой. — М., 2008.

42. Соломей, С.О. Зарубежные методы работы поведенческой терапии с аутичными детьми [Текст] / С.О. Соломей. — М.: Атлас, 2004.

43. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст] / А.С. Спиваковская. В 2 т. Т 1. — ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО Пресс, 1999.

44. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / Под ред. Циркина С.Ю. — СПб.: Издательство «Питер», 1999.

45. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие [Текст] / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Академия, 2006.

46. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста [Текст] / Г.Е. Сухарева. Т.2. — М., 1959.

47. Тео Питерс. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию [Текст] / Питерс Тео. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999.

48. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. — СПб.: Речь, 2005. — 336 с.

49. Эльконин, Д.Б. Особенности психического развития детей [Текст] / Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер. — М.: Просвещение. 1988.

50. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [Текст] / Е.А. Янушко. — М.: Теревинф, 2004.

studbooks.net

Никольская ранний детский аутизм

1. Тексты стихов и детских песенок

В Приложении представлен примерный материал. каждом конкретном случае подбирайте материал индивидуально в соответствии с принципами обучения и воспитания ребенка и учетом его интересов и предпочтений.

Произносите нараспев и одновременно хлопаете в ладоши (если ребенок пассивен, можно действовать его руками).

Кашку поели, бражку попили,
Шу-у-у, полетели – на головку сели!

Имитируем движения – «едим», «пьем». змахи ладонями, затем опускаем их на голову.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.

Задавая ритм, ходите и бегаете: шагая широко, говорите низким голосом.

Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Бег мелким шагом с произнесением текста тонким голосом.

Баба сеяла горох
– Прыг-скок, прыг-скок!

Обвалился потолок
– Прыг-скок, прыг-скок!

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла,
Села, поела,

Имитация движений: наклоняемся, «подбираем пирожок», «едим».

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами!

Пальцами рук изображаем рога.

Постепенно приближаемся к ребенку.

Ножками: топ! топ!

Глазками: хлоп! хлоп!

Подносим руки к глазам и «хлопаем» пальцами-ресницами.

Кто кашки не ест,
Кто молочка не пьет,

Грозим, помахивая указательным пальцем.

Того забодает,
Забодает, забодает!

Имитируем движения «рогами».

Агния Барто «Игрушки»

Оторвали мишку лапу.

Дергаем мишку за лапку.

Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Жалеем мишку: прижимаем к себе, гладим.

Бычок Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

С испуганным видом останавливаемся, например у края ковра.

Лошадка Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,

Имитируем движения: «причесываем» лошадку,

Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Самолет Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

Широко расставив руки-«крылья», «летаем» по комнате.

Мячик Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише. Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Кукла роняет мячик в «реку» – закрыв лицо руками, изображаем плач. Затем жалеем куклу, подаем ей мяч.

Слон Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.

Изображаем «сон», подложив ладошки под щеку.

Сонный мишка лег в кровать,

Укладываем спать мишку.

Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.

Имитируем движения – «копаем».

Задорно покачиваем головой.

– Антошка, Антошка,
Сыграй нам на гармошке! (2 раза)

Имитируем игру на гармошке.

– Дили-дили!
Трали-вали!
Это мы не проходили!
Это нам не задавали!

– Антошка, Антошка,
Готовь к обеду ложку! (2 раза)

Берем в руки ложку.

– Дили-дили!
Трали-вали!
Это, братцы, мне по силе!
Откажусь теперь едва ли!

Веселые гусиУкраинская народная песня Жили у бабуси
Два веселых гуся:

Складывая пальцы рук щепотью, изображаем головы гусей.

Наклоняем вперед одну руку,

Два веселых гуся.

Вытягиваем обе руки вперед,

У кого длиннее?
Один серый,

Другой белый —
У кого длиннее?
Мыли гуси лапки

Потираем ладошки друг об друга.

В луже у канавки.
Один серый,

Спрятались в канавке.

прячем за спину обе руки.

Вот кричит бабуся:

Эмоционально, обхватив лицо руками и огорченно покачивая головой.

«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.

Руки медленно появляются из-за спины, наклоняются вперед.

Один серый,
Другой белый —
Кланялись бабусе.
Песенка крокодила Гены(из мультфильма «Чебурашка») Слова А.Тимофеевского Пусть бегут неуклюже

Используйте сюжетную картинку.

Пешеходы по лужам,
А вода – по асфальту рекой.
И неясно прохожим
В этот день непогожий,
Почему я веселый такой.

Я играю на гармошке

Имитация игры на гармошке.

У прохожих на виду.
К сожаленью, день рожденья
Только раз в году.
Прилетит вдруг волшебник
В голубом вертолете
И бесплатно покажет кино,
С днем рожденья поздравит
И, наверно, оставит
Мне в подарок пятьсот эскимо.

Припев. Имитация игры на гармошке.

Песенка львенка и черепахи(Из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню») Слова С. Козлова

В ходе пропевания этой песенки лучше использовать соответствующую сюжетную картинку.

Взрослый начинает петь строку, затем приостанавливается, давая ребенку возможность допеть последнее слово в строке (выделены жирным).

В последующем побуждайте пропевать целую строку.

По ходу песенки можно использовать различные повторяющиеся действия, жесты, которые подкрепляют смысл текста, помогают его запомнить.

Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу,
Все лежу и лежу
И на солнышко гляжу.
Крокодил-дил-дил плывет,
Носорог-рог-рог идет,
Только я все лежу
И на солнышко гляжу.
Рядом львеночек лежит
И ушами шевелит,
Только я все лежу
И на солнышко гляжу.
Чунга-Чанга(из мультфильма «Катерок») Слова Ю.Энтина

Чтобы ребенку стал более понятен смысл песни, используйте сюжетную картинку, и во время пения показывайте ребенку соответствующие ее фрагменты. Взрослый начинает петь строку, затем приостанавливается, давая ребенку возможность допеть последнее слово в строке (выделены жирным). В последующем побуждайте пропевать целую строку.

Чунга-Чанга. Синий небосвод!
Чунга-Чанга! Лето круглый год!
Чунга-Чанга! Весело живем!
Чунга-Чанга! Песенку поем:

Чудо-остров! Чудо-остров!
Жить на нем легко и просто!
Жить на нем легко и просто!
Чунга-Чанга!
Наше счастье постоянно:
Жуй кокосы! Ешь бананы!
Жуй кокосы! Ешь бананы!
Чунга-Чанга!
Чунга-Чанга! Места лучше нет!
Чунга-Чанга! Мы не знаем бед!
Чунга-Чанга! Кто здесь прожил час
Чунга-Чанга! Не покинет нас!

Спят усталые игрушкиСлова З. Петровой

Взрослый начинает петь строку, затем приостанавливается, давая ребенку возможность допеть последнее слово в строке (выделены жирным). последующем побуждайте пропевать целую строку.

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться,
Ты ей пожелай баю-бай.
Баю-бай, должны все люди ночью спать,
Баю-баю, завтра будет день опять,
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи».
Глазки закрывай, баю-бай.
По малину в сад пойдемСлова Т. Волгиной

В этой песенке ребенок повторяет слова и фразы (выделены жирным).

По ходу песенки можно использовать различные повторяющиеся действия, жесты, которые подкрепляют смысл текста, помогают его запомнить, дают возможность подвигаться.

По малину в сад пойдем,
В сад пойдем,
В сад пойдем,
Плясовую заведем.
Заведем, заведем.

Солнышко на дворе,
А в саду тропинка,
Сладкая ты моя,
Ягодка малинка!
Ты, малинка, не в роток,
Не в роток, не в роток
Насыпайся в кузовок,
В кузовок, в кузовок!

Как малины наберем,
Наберем, наберем,
Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.

Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем,
Всех соседей позовем,
Позовем, позовем.

2. Московские организации, оказывающие помощь аутичным детям

3. Ресурсы интернет (русскоязычные)

4. Словарь специальных терминов[5]

Аффект – Врожденная элементарная, докультурная форма переживаний. Всякое психическое явление имеет два аспекта: интеллектуальный и аффективный.

Ближайшее социальное окружение – Территория за пределами квартиры, которая рассматривается с позиции развития коммуникации ребенка, а также усвоения им представлений об окружающем мире.

Бытовые ритуалы – Организация обучения ребенка отдельным бытовым навыкам, умению обслуживать себя, а также усвоение им всего распорядка повседневной жизни, ее социальных контекстов.

Вербальный – Словесный; имеющий словесную форму.

Вокализация – Внешне бессвязное произнесение или пропевание отдельных звуков и слогов.

Игровая терапия – Проведение психотерапевтической работы в ходе игры.

Информационные фильтры – Ограничения поступающей извне информации в соответствии с определенными критериями.

Коммуникация – Общение в любой форме.

Негативизм – Сопротивление, лишенное разумных оснований.

Полевое поведение – Безотчетное поведение ребенка, определяемое объектами, случайно оказывающимися в поле его восприятия.

Предметная игра – Игра, основное содержание которой – манипуляции с предметами.

Произвольный (по отношению к вниманию, поведению) – Сознательно регулируемый, направленный на достижение определенной цели.

Психодрама – Воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным разрешением в конце.

Самоагрессия – Агрессивные действия, направленные на самого себя.

Самостимуляция – Стимуляция собственных психических процессов, повышение эмоционального фона путем физических действий (крики, прыжки, нанесение себе ударов и др.).

Сензитивность – Повышенная чувствительность.

Сенсорный – Относящийся к органам чувств.

Сенсорная игра – Игра, в ходе которой ребенок получает новые чувственные ощущения.

Совместное рисование – Особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Стереотипии – Устойчивые формы однообразных действий.

Стереотипная игра – Игра, основное содержание которой – многократное повторение неизменной цепочки определенных действий в течение длительного времени. Подразумевает единственного участника – самого ребенка. Не содержит оформленного сюжета; цель и логика игры, смысл производимых действий непонятны для окружающих.

Сюжетно-ролевая игра – Игра, основным содержанием которой является принятие на себя определенных ролей и проживание разнообразных ситуаций из социальной жизни. Считается высшей формой игры ребенка-дошкольника.

Тактильный – Относящийся к ощущениям прикосновения и давления.

Терапевтическая игра – Игра, в ходе которой с ребенком проводится психотерапевтическая работа, целью которой является достижение состояния психического равновесия.

Список рекомендуемой литературы на русском языке по проблеме раннего детского аутизма:

1. Аутизм: методологические аспекты коррекции / Под ред. Морозова С.А. – М.: Сигналъ, 2002.

2. Аутизм: методологические рекомендации по коррекционной работе / под ред. Морозова С.А. (материалы к спецкурсу). – М.: Сигналъ, 2002.

3. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. Морозова С.А. – М.г 1998.

4. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особенностями эмоционального развития. – М.г 2000.

5. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. – М.: Полиграф сервис, 2001.

6. Башина. М. Аутизм в детском возрасте. – М., 1999.

7. Башина. М. Ранний детский аутизм // Исцеление. – М., 1993.

8. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение I // Дефектология. – 1997. – № 2. – С. 31–40.

9. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение II // Дефектология. – 1997. – № 3. – С. 15–20.

10. Гилберг К., Питере Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб., 1998.

11. Грэндин Т., Скариано М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма / Пер. с англ. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999.

12. Де Клерк X. «Мама, это человек или животное?» Об аутизме. Пер. с франц. – СПб., 2001.

13. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М.: Просвещение, 1989.

14. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное // Сост. Шипицына Л.М. – СПб.: Дидактика плюс, 2001.

15. Дилигенский Н. Слово сквозь безмолвие. – М: Центр лечебной педагогики, 2000.

16. Каган. Е. Аутизм у детей. – Л.: Медицина, 1981.

17. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом / Материалы к семинару «Детский аутизм и основы его коррекции». – М.: Сигналъ, 2002.

18. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Ульянова Р.К., Морозова Т.И. Дети с нарушениями общения. – М.: Просвещение, 1989.

19. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение I // Дефектология. – 1987. – № 6. – С. 10–16.

20. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение II // Дефектология. – 1988. – № 2. – С. 10–15.

21. Лебединская К.С. Медикаментозная терапия раннего детского аутизма // Дефектология. – 1994. – № 2. – С. 3–8.

22. Лебединский В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза // естник Моск. Университета, Серия 14, психология, 1996, № 2. – С. 18–24.

23. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. – 1996. – № 3. – С. 55–56.

24. Морозов С.А. Актуальные проблемы детей с аутизмом в России // Гражданское общество – детям России. – М., 2001. С. 69.

25. Морозова Т.Н., Морозов С.А. Мир за стеклянной стеной. Книга для родителей аутичных детей. – М.: Сигналъ, 2002.

26. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу). – М.: Сигналъ, 2002.

27. Морозов С.А. Основы социальной и правовой помощи лицам с аутизмом (материалы к семинару). – М.: Сигналъ, 2002.

28. Морозов С.А. Система помощи страдающим аутизмом в России: современное состояние и возможные пути развития // Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. – М., 1999. – С. 105–108.

29. Морозов С.А. Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности // Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000. – С. 300–316.

30. Морозова Т.И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме // Дефектология, 1990, № 5. – С. 59–66.

31. Морозова Т.И. Формирование коммуникативной функции речи у детей, страдающих ранним детским аутизмом, как профилактика вторичной школьной дезадаптации // Социальная и клиническая психиатрия, 1992, т. 2, вып. 2. – С. 93–96.

32. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Теревинф, 2000.

33. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. – № 2. – С. 8 – 17.

34. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. – М.: Теревинф, 2003.

35. Питере Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Пер. с англ. – М.: ЛАДОС, 2003.

36. Юханссон И. Особое детство. – М.: Центр лечебной педагогики, 2001.

www.tinlib.ru

Скачать «Аутичный ребенок. Пути помощи»

На этой странице вы можете скачать книгу
«Никольская Ольга Сергеевна, Баенская Елена Ростиславовна, Либлинг Мария Михайловна, Аутичный ребенок. Пути помощи».

Формат fb2.zip

Формат fb2

Книга посвящена одному из сложных и загадочных нарушений психического развития детей – раннему детскому аутизму. Освещены особенности и трудности психического развития и социализации аутичных детей, намечены пути помощи в их обучении и семейном воспитании. Рассматриваются проблемы диагностики детей раннего возраста; предлагаются подходы к оказанию помощи как в сравнительно легких, так и в достаточно тяжелых случаях детского аутизма. Рекомендации даются на основе опыта многолетней работы специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования и Центра лечебной педагогики (Москва).

Для широкого круга специалистов, причастных к работе с аутичными детьми, и членов семей, в которых растут такие дети.

Читайте еще:

Семейная историяЯ получила вторую степень оценки по субтесту, когда идентифицировала звучащие слова. В другом тесте я должна была запоминать значение в произвольных символах, так треугольник означал «лошадь», и читать предложение, состоящее из символов. Я могла выучить только те, где я была в состоянии сделать.

ГЛАВА 7. А ТЫ МНЕ НРАВИШЬСЯ, НРАВИШЬСЯ, НРАВИШЬСЯВы никогда не замечали, что у вас рассеянное внимание? Не задумывались, какие серьезные последствия это может повлечь? Пятнадцать лет назад об этой проблеме столько не говорили, сегодня же ее диагностируют каждому второму. Не берусь утверждать, что дети не страдают отсутствием концентрации.

Шаг девятый. ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ2. Составьте список причин, по которым вы смущаетесь или стыдитесь того, что у вас никого нет. Например: я одна, потому что я непривлекательна, я одинок, потому что слишком беден и пр.

Часть I. Ваш необычный новорожденныйОдна девочка, почти четырех лет, вспомнила момент своего рождения, который держался в тайне. Поскольку никто в семье не знал об этом, никто не мог ей рассказать.

Часть 3. Принцип сперматозоида в действииЯ понимаю, что не отговорю ретивых родителей не вести себя подобным образом. Но если уж сидеть над душой ребенка, то лучше не реагировать на корявые палочки. Рано или поздно появится красивая палочка или крючочек. Вот тогда ребенка следует похвалить. Те, кто пользовались этим приемом, отмечают.

Часть 2. Картины болезни и их значение Позвоночник дает нам возможность сохранять прямую осанку. Благодаря ему человек прям и подвижен, обладает и прочностью, и гибкостью. Позвоночник имеет форму латинской буквы S и действует по принципу амортизатора. Полярность жестких позвонков и мягких межпозвоночных хрящей создает эту.

Глава 2. Методы управления собой2. Эмоция — это реакция человека на степень удовлетворенности его желаний. Если желание удовлетворено, мы испытываем приятные ощущения, такие как радость, веру в себя, желание активно действовать. Если желание остается не удовлетворенным, мы испытываем негативные эмоции.

Примечание издателя.(Январь) Экзамен. Смерть безразличного дяди. Планы женитьбы. Обсессивный невроз усиливается. — (Июль) Экзамен. Второе отвержение Гизелой. Лето в Унтерахе. Суицидальная идея.

ЖИТЕЙСКИЕ ПРОБЛЕМЫНапример, его увлечение игрушечными машинками… Он их коллекционирует, тратя бешеные деньги, а я лишь улыбаюсь и надеюсь, что у него это со временем пройдет. Бывают у нас и ссоры, но я тут же меняю тему разговора, пытаясь его отвлечь. Зачем портить нервы друг другу, если я знаю, что муж не хотел.

bookap.info

Консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему:
Ранний детский аутизм

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ранний детский аутизм

Термин аутизм ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.

В 1943 г. американский клиницист Л.Каннер, впервые сделал заключение о существовании особого клинического синдрома с типичным нарушением психического развития назвав его «синдром раннего детского аутизма » ( «синдром Каннера»). В России первое описание органического аутизма было представлено в 1967 С.С. Мнухиным.

Занимались изучением синдрома РДА, такие ученые, как С.С. Мнухин, Е. С. Иванов, Л. Н. Демьянчук, В.М. Башина , О.С. Никольская, Е.Р. Баенская , М.М. Либлинг , К.С. Лебединская и другие.

Аути́зм (греч. autos сам, сам по себе) психическое расстройство характеризующееся погружением в мир личных переживаний с ослабление или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности, отсутствием стремлений к общению с окружающими людьми, скудостью эмоциональных проявлений. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет.

По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутистическом расстройстве личности отмечаются: качественные нарушения в сфере социального взаимодействия; качественные нарушения способности к общению; ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

Причины возникновения РДА Причины аутизма недостаточно ясны. Общепризнанна большая роль генетических факторов в этиологии РДА, и сейчас практически все известные исследователи биологических основ аутизма согласны, что, по крайней мере, большая часть случаев РДА наследственно обусловлена.

Характерные проявления аутизма: ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, деталях лица другого человека, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»; первая улыбка хотя и появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью, иными аффективными реакциями других людей; к окружающим относится индифферентно: на руки не просится, часто предпочитая находиться в кроватке, в манеже, в коляске и т. п., на руках не приспосабливается, не выбирает удобной позы, остается напряженным; позу готовности не проявляет или проявляет ее очень вяло; в то же время иногда легко идет на руки ко всем;

к ласке относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается; потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) парадоксальны: в одних случаях ребенок не испытывает такой потребности или быстро пресыщается, стремится избегать контактов; в более тяжелых случаях к контакту (особенно к тактильному) относится безразлично, вяло.

Клинико-психологическая классификация РДА Дети I группы характеризуются наиболее глубокой агрессивной патологией, тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения. Они не только бездеятельны, но и полностью беспомощны, почти или совсем не владеют навыками самообслуживания. Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре.

Дети II группы. Внешний рисунок их поведения — манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. Эти дети обычно малодоступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще — в массовой, реже — во вспомогательной).

Дети III группы имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребенком как стихийная психодрама, снимающая пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерна развернутая речь. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном тактильном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны, низка способность к сопереживанию. При развернутом монологе очень слаб диалог. Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью. У них не менее глубок аутистический барьер, меньше патологии аффективной и сенсорной сфер. В их статусе на первом плане — неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Сохраняют постоянство среды за счет активного усвоения поведенческих штампов, формирующих образцы правильного социального поведения, стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. У них имеется большая зависимость от матери, но это не витальный, а эмоциональный симбиоз с постоянным аффективным «заражением» от нее.

Характеристика познавательной деятельности. Моторика. Отмечается: моторная недостаточность, несоразмерность произвольных движений, неуклюжая походка, отсутствие содружественных движений, стереотипные движения (сгибание и разгибание пальцев рук, перебирание ими), потряхивания, взмахивания и вращения кистями рук, подпрыгивания, вращения вокруг своей оси, ходьбы и бега на цыпочках. задержка формирования элементарных навыков самообслуживания (самостоятельная еда, умывание, одевание и раздевание и т. д.). мимика ребенка бедная, маловыразительная, характерен «пустой, ничего не выражающий взгляд», а также взгляд как бы мимо или «сквозь» собеседника.

В речевом развитии отмечается: мутизм (отсутствие речи) значительной части детей; эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом); большое количество слов-штампов и фраз-штампов, отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо); позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе — «он» или «ты», о других иногда «я»); нарушения грамматического строя речи; нарушения звукопроизношения.

Восприятие. Отмечается: нарушения ориентировки в пространстве, искажения целостной картины реального мира, ранний интерес к цвету, пространственным формам может проявиться в увлечении выкладыванием орнаментальных рядов, причем этот интерес может отразиться даже в развитии речи ребенка. Его первыми словами могут быть далеко не самые нужные обычному малышу названия сложных оттенков цветов и форм — например «бледно-золотистый», или «параллелепипед».

ЭВС и поведение. преобладание стереотипов ; многократном повторении одних и тех же движений и действий — от самых простых (раскачивание, потряхивание руками) до сложных ритуалов; стремлении к жесткому постоянству в бытовых привычках (пища, посуда, одежда, прогулки, книги, музыкальные произведения и т.д.); повторении одних и тех же звуков, слов; ритмичном постукивании по окружающим предметам (кубиком по столу и т.п.), обнюхивании и облизывании иногда совершенно неподходящих для этого предметов и т. п.

Рекомендации по организации занятий с ребенком рда . Формирование учебного поведения аутичного ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, по развитию его способности к контакту, освоению им навыков социального взаимодействия. Место для занятий должно быть организовано так, чтобы ничто не отвлекало ребенка, чтобы его зрительное поле было максимально организовано.

Сформировать положительную эмоциональную установку ребенка по отношению к занятиям. Зафиксировать, отметить время и место занятия, что служит основой стереотипа учебного поведения; На первых занятиях можно использовать метод: занятие продолжение игры. Постепенно закрепить определенную последовательность действий по подготовке к занятию (достать необходимые материалы с полки или из рюкзачка, разложить из (определенным образом) и действий, связанных с завершением занятия (например, положить рисунок на просушку, помыть кисточки, убрать карандаши в коробку).

Занятие может продолжаться несколько минут, причем в конце педагог обязательно говорит о том, что ребенок «хорошо позанимался» и «выполнил задание», что он вел себя как «хороший, умный ученик». Занятия лучше начинать с той деятельности, которую любит ребенок, которая доставляет ему приятный сенсорные ощущения. Во время занятия специально комментируем его действия, придавая им определенный смысл. Занятия не должны быть постоянно разнообразными (лучше выбирать ту деятельность которая ему нравиться).

Литература: Лебединская К. С., Никольская О. С. Клинико-психологическая классификация [ Текст ] / К.С.Лебединска , О.С.Никольская – М. 1996 Никольская О. С. Аутичный ребенок: пути помощи [ Текст ] /Никольская О. С. , Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М. 1997. Мнухин С.С., Зеленецкая А.Е., Исаев Д.Н. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей [ Текст ] / С.С.Мнухин и др. – М.: Луч, 2000. – 216 с.

nsportal.ru