Опросник детской депрессии ковач

Описание методики №1. Тест для определения депрессии по Maria Kovacs

Разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Тест представляет собой самооценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет.

Надежно различает людей и подростков с психиатрическим диагнозом «большая депрессия» от других психопатологических состояний и здоровых учащихся школы. Чувствителен к динамике депрессивных расстройств с течением времени, дает каждый показатель глубинны депрессии. Опросник был переведен на многие языки (помимо оригинального английского), и по этому может применяться для обследования детей различных культур.

В сравнении с другими инструментами, измеряющими депрессию у детей, требует минимальных навыков в чтении. Дает количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения.

Ряд пунктов тестирует последствия депрессии, специфичные для детей (например, для школы).

Каждый пункт содержит три варианта, соответственно кодируемых как 0, 1 или 2, показатели прямо пропорциональны глубине депрессии.

Ребенок должен выбрать одно из трех значений по каждому пункты шкалы на основе последних двух недель.

Общий нормальный показатель по CDI может варьировать от 0 до 54, 50 – это критическое значение, после которого глубина симптоматики возрастает. Интерпретация должна основываться на анализе ответов на отдельные показатели, факторных показателях и значениях, а также интеграции данных теста с дополнительной информацией – клинической беседы с ребенком и прямым наблюдением за его поведением.

Опросник легко предъявлять и обсчитывать. Его заполнение требует не более 15 минут. Особенно ценен в ситуациях, где требуется быстрая и алгоритмизированная оценка проблем ребенка.

www.newpsyholog.ru

Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Республики Тыва Государственное бюджетное образовательное учреждение Республиканский Центр психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения Методические рекомендации для педагогов-психологов Том — 3 КЫЗЫЛ

2 Печатается по решению экспертного совета ГБОУ Республиканского Центра психолого-медико-социального сопровождения «Сайзырал» Раздаточный материал подготовлен: Полякова В.В., директор ГБОУ РЦПСМСС «Сайзырал», педагог-психолог высшей квалификационной категории; Ооржак С-С.А., педагог-психолог ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал». Раздаточный материал к курсу «Превенция суицидов обучающихся и психологопедагогическая реабилитация детей с учетом их этнопсихологических особенностей социально-культурного своеобразия РТ» Кызыл: ГБОУ РЦПМСС «Сайзырал» с. В данном пособии рассмотрены теоретические и практические вопросы определения эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения. Пособие рекомендовано для педагогов-психологов образовательных учреждений Стилистика, орфография и пунктуация оставлены в авторском варианте 2

3 Содержание Введение Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) Диагностика девиантного поведения Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер) Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров) Методика «Тревога и депрессия» Методика «Шкала тревожности» Тест «Суицидальная мотивация» (Ю.Р.Вагин, 1998) Методы оказания психологической помощи подростку, пребывающему в депрессии Тест Несуществующее животное» Опросник депрессии А. Бека Опросник суицидального риска Разуваева Т.Н Опросник суицидального риска (ОСР) Опросник Шмишека Характерологический опросник К. Леонгарда Предварительная оценка состояния психического здоровья «Экспресс-диагностика уровня самооценки» Самотестирование. Уровень депрессии Социометрия Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва) «Противосуииидальная мотивация» (Ю.Р.Вагин, 1998) Тест склонности к суициду Тест М. Люшера Тест школьной тревожности Филлипса Шкала безнадежности Бека «Шкала суицидальной интенции» Генограмма (В. Франкл) Методика «Неоконченные предложения» (М.В. Хайкина) Диагностика «форпост-признаков» («ключей») готовящегося самоубийства Методики «Неоконченные предложения» Е. Даниловой Опросник «Самооценка психических состояний личности» (Г. Айзенк, адаптирован к подростковому возрасту М.В. Хайкиной) Опросник CDI (М.Ковач, адаптирован А.Подольским, П.Хейманс) Таблица психотравмирующих обстоятельств Е.М. Вроно, А.Г. Амбрумова, Жезлова и др Методика «Смысл жизни».127 Литература.128 3

4 Введение Современный ребенок живет в сложном и во многом деструктивном мире. Не случайно идеи конца света, саморазрушения человека все настойчивей звучат в киноискусстве («Аватар», «Обитаемый остров», «Апокалипсис», «2012» и другие фильмы современных режиссеров), тематике компьютерных игр, молодежной субкультуре. Средства массовой информации также зачастую деструктивно влияют на психику ребенка, становясь предпосылками нарушений эмоционально-волевой сферы, тенденций к аддитивному и саморазрушающему поведению. Сегодня школьные психологи испытывают закономерные трудности с подбором психолого-педагогического инструментария для диагностики риска подростков. Это наиболее из сложных вопросов возрастной психологии. По мнению одного из ведущие специалистов в области детского суицида Е.М. Вроно тесты и опросники, выявляющие риск суицидального поведения подростков, малопродуктивны. В рамках такой тонкой и сложной проблемы, как зарождение суицидальной активности, нет и не может быть стопроцентных рецептов, однозначно предписывающих специалисту-практику, когда и в каких условиях может быть применена та или иная методика. Проблемой также является объемность опросников и тестов. У ребенка в ситуации острого эмоционального неблагополучия может быть психическая истощаемость, апатия к любым воздействиям и громоздкая методика ему не по силам. Сегодня необходимы определенные психологические способы выявления детей группы суицидального риска. Представляется наиболее продуктивным проведение ежегодного мониторинга эмоционального состояния учащихся 6-10 классов по ведущим параметрам, выступающим маркерам глубокого эмоционального неблагополучия ребенка. Это своеобразные критерии, по которым можно включить подростка в группу риска. Ранжирование их по значимости дает следующую иерархию критериев: депрессия; отсутствие стремления к жизни; дефект смыслообразующего компонента личности; тревожность, фрустрация; наличие внешних психотравмирующих обстоятельств. Приведем маркеры эмоционального неблагополучия ребенка; они сопровождены текстами методик, которые могут использовать школьные психологи в своей работе. 4

5 1. Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) Профилактика самоубийств — это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности. Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют: учет перенесенных заболеваний или травмы мозга; влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стрессфактора; анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств. В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти. Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций: можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть; я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни; выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан; я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие. Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике. Цель: исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения Объект: учащиеся 5-11 класса Форма проведения: индивидуальная и групповая Инструкция: Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний. Текст методики 1. Выкормил змейку на свою шейку. 2. Собрался жить, да взял и помер. 3. От судьбы не уйдешь. 4. Всякому мужу своя жена милее. 5. Загорелась душа до винного ковша. 6. Здесь бы умер, а там бы встал. 7. Беду не зовут, она сама приходит. 8. Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад. 9. Кто пьет, тот и горшки бьет. 10. Двух смертей не бывать, а одной не миновать. 11. Сидят вместе, а глядят врозь. 5

6 12. Утром был молодец, а вечером мертвец. 13. Вино уму не товарищ. 14. Доброю женою и муж честен. 15. Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает. 16. Кто не родится, тот и не умрет. 17. Жена не лапоть, с ноги не сбросишь. 18. В мире жить — с миром быть. 19. Чай не водка, много не выпьешь. 20. В согласном стаде волк не страшен. 21. В тесноте, да не в обиде. 22. Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется. 23. Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть. 24. Болячка мала, да болезнь велика. 25. Не жаль вина, а жаль ума. 26. Вволю наешься, да вволю не наживешься. 27. Жизнь прожить — что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну. 28. Всякий родится, да не всякий в люди годится. 29. Других не суди, на себя погляди. 30. Хорошо тому жить, кому не о чем судить. 31. Живет — не живет, а проживать — проживает. 32. Все вдруг пропало, как внешний лед. 33. Без копейки рубль щербатый. 34. Без осанки и конь корова. 35. Не место красит человека, а человек — место. 36. Болезнь человека не красит. 37. Влетел орлом, а прилетел голубем. 38. Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят. 39. В уборке и пень хорош. 40. Доход не живет без хлопот. 41. Нашла коса на камень. 42. Нелады да свары хуже пожара. 43. Заплати грош, да посади в рожь — вот будет хорош! 44. Кто солому покупает, а кто и сено продает. 45. Седина бобра не портит. 46. Бешеному дитяти ножа не давати. 47. Не годы старят, а жизнь. 48. В долгах как в шелках. 49. Бранись, а на мир слово оставляй. 50. Зеленый седому не указ. 51. А нам что черт, что батька. 52. Моя хата с краю, ничего не знаю. 53. Лежачего не бьют. 54. Что в лоб, что по лбу — все едино. 55. Все люди как люди, а ты шиш на блюде. 56. Ученье свет, а не ученье — тьма. 57. И медведь из запасу лапу сосет. 58. Жирен кот, коль мясо не жрет. 59. Выношенная шуба не греет. 60. Совесть спать не дает. 61. Вали с больной головы на здоровую. 62. Мал, да глуп — за то и бьют. 63. Не в бороде честь — борода и козла есть. 6

7 64. Одно золото не стареется. 65. Наш пострел везде поспел. 66. Муху бьют за назойливость. 67. Надоел горше горькой редки. 68. Живет на широкую ногу. 69. Легка ноша на чужом плече. 70. Не в свои сани не садись. 71. Чужая одежда — не надежда. 72. Высоко летаешь, да низко садишься. 73. Двум господам не служат. 74. Мягко стелет, да твердо спать. 75. За одного битого двух небитых дают. 76. За худые дела слетит и голова. 77. Говорить умеет, да не смеет. 78. Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь. 79. Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил. 80. Красив в строю, силен в бою. 81. Гори все синим пламенем. 82. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит. 83. Если все время мыслить, то на что же существовать. 84. На птичьих правах высоко взлетишь. 85. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Бланк ответов Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания Алкоголь, наркотики Несчастная любовь Противоправные действия Деньги и проблемы с ними Добровольный уход из жизни Семейные неурядицы Потеря смысла жизни Чувство неполноценности, ущербности, уродливости Школьные проблема жизненного пути проблемы, выбора Отношения с окружающими Обработка результатов После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1-6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни». Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка. Таблица 1 (мальчики 5-7 класс) Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование 7

8 Алкоголь, наркотики Более 15 Несчастная любовь Более 12 Противоправные действия Более 15 Деньги и проблемы с ними Более 17 Добровольный уход из жизни Более 11 Семейные неурядицы Более 14 Потеря смысла жизни Более 13 Чувство неполноценности, Более 14 ущербности, уродливости Школьные проблема жизненного пути проблемы, выбора Более 13 Отношения с окружающими Более 18 * Правая граница числового интервала дается исключительно Таблица 2 (девочки 5-7 класс) антисуицидальных факторов Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование антисуицидальных факторов Алкоголь, наркотики Более 11 Несчастная любовь 9-11 Более 11 Противоправные действия Более 14 Деньги и проблемы с ними Более 17 Добровольный уход из жизни Более 11 Семейные неурядицы Более 14 Потеря смысла жизни Более 13 Чувство неполноценности, Более 14 ущербности, уродливости Школьные проблема жизненного пути проблемы, выбора Более 14 Отношения с окружающими Более 18 * Правая граница числового интервала дается исключительно Таблица 3 (мальчики 8-9 класс) Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование антисуицидальных факторов Алкоголь, наркотики Более 12 Несчастная любовь Более 13 Противоправные действия Более 15 8

9 Деньги и проблемы с ними Более 18 Добровольный уход из жизни Более 12 Семейные неурядицы Более 13 Потеря смысла жизни Более 12 Чувство неполноценности, Более 13 ущербности, уродливости Школьные проблема жизненного пути проблемы, выбора Более 12 Отношения с окружающими Более 16 * Правая граница числового интервала дается исключительно Таблица 4 (девочки 8-9 класс) Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование антисуицидальных факторов Алкоголь, наркотики Более 12 Несчастная любовь Более 12 Противоправные действия Более 14 Деньги и проблемы с ними Более 17 Добровольный уход из жизни 9-11 Более 11 Семейные неурядицы Более 12 Потеря смысла жизни Более 13 Чувство неполноценности, Более 13 ущербности, уродливости Школьные проблема жизненного пути проблемы, выбора Более 12 Отношения с окружающими Более 16 * Правая граница числового интервала дается исключительно Таблица 5 (мальчики класс) Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование антисуицидальных факторов Алкоголь, наркотики Более 11 Несчастная любовь 8-10 Более 10 Противоправные действия Более 15 Деньги и проблемы с ними Более 20 Добровольный уход из жизни 7-8 Более 8 Семейные неурядицы Более 13 Потеря смысла жизни Более 12 9

10 Чувство неполноценности, Более 13 ущербности, уродливости Школьные проблема жизненного пути проблемы, выбора Более 12 Отношения с окружающими Более 23 * Правая граница числового интервала дается исключительно Таблица 6 (девочки класс) Факторы суицидального риска Требуется особое внимание Требуется формирование антисуицидальных факторов Алкоголь, наркотики 9 Более 9 Несчастная любовь 8-10 Более 10 Противоправные действия Более 15 Деньги и проблемы с ними Более 20 Добровольный уход из жизни 7-8 Более 8 Семейные неурядицы Более 13 Потеря смысла жизни Более 13 Чувство неполноценности, Более 13 ущербности, уродливости Школьные проблема жизненного пути проблемы, выбора Более 13 Отношения с окружающими Более 25 * Правая граница числового интервала дается исключительно При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни», а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений. Если результат колонки «Добровольный уход из жизни» меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка. 2. Диагностика девиантного поведения Универсальной методикой выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков является «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (разработана Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 г.). Она имеет семь шкал. 1. Шкала установки на социальную желательность 15 пунктов. 2. Шкала склонности к нарушению норм и правил 17 пунктов. 10

11 3. Шкала склонности к аддиктивному поведению 20 пунктов. 4. Шкала склонности к самоповреждаюшсму и саморазрушающсму поведению 21 пункт. 5. Шкала склонности к агрессии и насилию 25 пунктов. 6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций -15 пунктов. 7. Шкала склонности к делинквентному поведению -20 пунктов. Этот опросник позволяет также оценить склонность подростков к двигательной расторможенности, патологическому фантазированию и хобби, половым девиациям, дисморфобии. В целом опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений (приводится вариант для лиц мужского пола). Вопросы 1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов. 2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня. 3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях. 4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями. 5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни. 6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили. 7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте. 8. Иногда бывает, что немного хвастаюсь. 9. Если бы мне пришлось стать поенным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем. 10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность. 11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы. 12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни. 13. Я всегда говорю только правду. 14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества — это вполне нормально. 11

12 15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам. 16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов. 17. Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить. 18. Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет. 19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие. 20. Меня обычно затрудняет требование сделать работу к определенному сроку. 21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено. 22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение. 23. Я иногда не слушаюсь родителей. 24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность. 25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом. 26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин. 27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях. 28. Иногда мне так хочется сделать себе больно. 29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь». 30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте. 31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества. 32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно. 33. Бывает, что мне так и хочется выругаться. 34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно». 35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков. 36. Мне редко удастся заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач. 37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал. 12

13 38. Бывает, что иногда я говорю неправду. 39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно. 40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить. 41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником. 42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой. 43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил. 44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе. 45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки -это плохое кино. 46. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям это нормально. 47. Иногда я скучаю на уроках. 48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений. 49. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю. 50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов. 51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей. 52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро. 53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования. 54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку. 55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих 56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей. 57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко. 58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях. 59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты. 60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся. 61. Меня раздражает, когда девушки курят. 13

14 62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь. 63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место. 64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает. 65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю. 66. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания. 67. Удовольствие это главное, к чему стоит стремиться в жизни. 68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках. 69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить. 70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку. 71. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее. 72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права. 73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом. 74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают. 75. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. 76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска. 77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям это нормально. 78. Я часто не могу сдержать свои чувства. 79. Бывало, что я опаздывал на уроки. 80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом. 81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест. 82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной. 83. Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание. 84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения. 85. Мне кажется, что я не способен ударить человека. 14

15 86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным. 87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки. 88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали. 89. Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком. 90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне понастоящему проявить себя. 91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания. 92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз. 93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение. 94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить. 95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков. 96. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу. 97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям. 98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом. Подсчет баллов Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными далее. При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале (см. тестовые нормы) больше на IS измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл испытуемого меньше среднего по тестовым нормам на IS, то измеряемое свойство можно оценивать как маловыраженное. Кроме того, если известна принадлежность испытуемого к «делинквентной» популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, рассчитанными для «делинквентной» подвыборки. Ключи 1. Шкала установки на 2 (пет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), социачьно желательные 30 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), ответы. 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет). 15

16 2. Шкала склонности к 1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34(да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), нарушению норм и 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), правил. 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет) 3. Шкала склонности к 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), аддиктивному поведению 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет). 4. Шкала склонности к амоповреждающему 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), с и саморазрушающему по ведению 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92(да), 96 (па), 98 (да) 5. Шкала склонности к 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), агрессии и насилию. 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (да), 85 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да). 6. Шкала волевого кон- 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), троля эмоциональных 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), реакций. 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да). 89 (да), 94 (да). 7. Шкала склонности к 18 (да), 26 (да), 3( (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), Делинквентному поведе- 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), нию. 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да). Примечание. Некоторые пункты входят одновременно в несколько шкал опросника. Тестовые нормы Шкала п в 229 человек п = 229 человек 16

17 (вопросы) «Нормальная» выборка «Делинквентам» выборка М S М S 1(15) 2, ,49 2,13 2(17) 7,73 2,88 10,97 2,42 3(20) 9,23 4,59 15,17 3,04 4(21) 10,36 3,4 S 10, (25) 12,47 4,23 14,64 3,94 6(15) 8,04 3,20 9,37 3,01 7(20) 7,17 4,05 14,38 3,22 3. Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер) Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков Для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой: менее 9 баллов риск суицида незначителен; 9 15,5 баллов риск суицида присутствует; более 15,5 балла риск суицида значителен. Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью. Фактор риска I. Биографические данные Не выявлен Слабо выражен 1. Ранее имела место попытка суицида 0, Суицидальные попытки у родственников 0, Развод или смерть одного из родителей 0, Недостаток тепла в семье 0, Полная или частичная безнадзорность 0,5 +0,5 +1 II. Актуальная конфликтная ситуация А вид конфликта: Сильно выражен 17

18 1. Конфликт с взрослым человеком (педагогом, родителем) 0,5 +0, Конфликт со сверстниками, отвержение группой 0,5 +0, Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями 4. Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность Б поведение в конфликтной ситуации: 0,5 +0,5 +1 0,5 +0, Высказывания с угрозой суицида 0, В характер конфликтной ситуации: 6. Подобные конфликты имели место ранее 0,5 +0, Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь) 8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий Г эмоциональная окраска конфликтной ситуации: 0,5 +0,5 +1 0,5 +0, Чувство обиды, жалости к себе 0, Чувство усталости, бессилия, апатия Чувство непреодолимости конфликтной ситуации, безысходности III. Характеристика личности А волевая сфера личности: 1. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений , , Решительность 0,5 +0, Настойчивость 0,5 +0, Сильно выраженное желание достичь своей цели 1 +0,5 +1 Б эмоциональная сфера личности: 5. Болезненное самолюбие, ранимость 0,5 +0, Доверчивость 0,5 +0, Эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься) 0, Эмоциональная неустойчивость 0, Импульсивность 0,5 +0, Эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах 11. Низкая способность к созданию защитных механизмов 0,5 +0,5 +2 0,5 +0,5 +1,5 18

19 12. Бескомпромиссность 0,5 +0,5 +1,5 4. Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров) Цель: выявление тяжести депрессивного состояния (тоскливой или меланхолической депрессии) на момент обследования Определяется сумма отмеченных номеров ответов (они одновременно являются баллами): 1 9 депрессия отсутствует либо незначительна; депрессия минимальна; легкая депрессия; умеренная депрессия; выраженная депрессия; 88 и более глубокая депрессия. Инструкция. Прочитайте внимательно каждую группу высказываний (всего их 44). Подберите вариант ответа, подходящий для вас, 0, 1, 2 или 3. Пометьте выбранный ответ галочкой справа. Текст опросника 1. Мое настроение сейчас не более подавленное (печальное), чем обычно. 1. Пожалуй, оно более подавленное (печальное), чем обычно. 2. Да, оно более подавленное (печальное), чем обычно. 3. Мое настроение намного более подавленное (печальное), чем обычно. 2. Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения. 1. У меня иногда бывает такое настроение. 2. У меня часто бывает такое настроение. 3. Такое настроение бывает у меня постоянно. 3. Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня. 1. У меня иногда бывает такое чувство. 2. У меня часто бывает такое чувство. 3. Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня. 4. У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик. 1. У меня иногда бывает такое чувство. 2. У меня часто бывает такое чувство. 3. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик. 5. У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась). 1. У меня иногда бывает такое чувство. 2. У меня часто бывает такое чувство. 3. Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась). 6. У меня не бывает состояний, когда на душе тяжело. 1. У меня иногда бывает такое состояние. 2. У меня часто бывает такое состояние. 3. Я постоянно нахожусь в таком состоянии. 7. Я спокоен за свое будущее, как обычно. 1. Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно. 2. Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно. 3. Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно. 8. В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно. 1. В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно. 2. В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно. 3. В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно. 9. Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно. 19

20 1. Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно. 2. Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно. 3. Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно. 10. Я боязлив(а) не более обычного. 1. Я боязлив(а) несколько более обычного 2. Я боязлив(а) значительно более обычного. 3. Я боязлив(а) намного более обычного. 11. Хорошее меня радует, как и прежде. 1. Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего. 2. Оно радует меня значительно меньше прежнего. 3. Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего. 12. У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна. 1. У меня иногда бывает такое чувство. 2. У меня часто бывает такое чувство. 3. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна. 13. Я обидчив(а) не больше, чем обычно. 1. Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно. 2. Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно. 3. Я обидчив(а) намного больше, чем обычно. 14. Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше. 1. Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше. 2. Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше. 3. Я не получаю теперь удовольствие от приятного. 15. Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины. 1. Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то виноват(а). 2. Я часто чувствую себя так, будто в чем-то виноват(а). 3. Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то виноват(а). 16. Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного. 1. Я виню себя за это несколько больше обычного. 2. Я виню себя за это значительно больше обычного. 3. Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного. 17. Обычно у меня не бывает ненависти к себе. 1. Иногда бывает, что я ненавижу себя. 2. Часто бывает так, что я себя ненавижу. 3. Я постоянно чувствую, что ненавижу себя. 18. У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах. 1. У меня иногда теперь бывает это чувство. 2. У меня часто бывает теперь это чувство. 3. Это чувство у меня теперь не проходит. 19. Я виню себя за проступки других не больше обычного. 1. Я виню себя за них несколько больше обычного. 2. Я виню себя за них значительно больше обычного. 3. За проступки других я виню себя намного больше обычного. 20. Состояния, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает. 1. Иногда у меня бывает такое состояние. 2 У меня часто бывает теперь такое состояние. 3. Это состояние у меня теперь не проходит. 21. Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает. 1. Теперь иногда бывает. 2. Оно часто бывает у меня. 3. Это чувство у меня теперь практически не проходит. 22. Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде. 20

21 1. Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде. 2. Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде. 3. Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде. 23. Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других. 1. Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других. 2. Я часто так думаю. 3. Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других. 24. Желания умереть у меня не бывает. 1. Это желание у меня иногда бывает. 2. Это желание у меня бывает теперь часто. 3. Это теперь постоянное мое желание. 25. Я не плачу. 1. Я иногда плачу. 2. Я плачу часто. 3. Я хочу плакать, но слез у меня уже нет. 26. Я не чувствую, что я раздражителен(на). 1. Я раздражителен(на) несколько больше обычного. 2. Я раздражителен(на) значительно больше обычного. 3. Я раздражителен(на) намного больше обычного. 27. У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций. 1. Иногда у меня бывает такое состояние. 2. У меня часто бывает такое состояние. 3. Это состояние у меня теперь не проходит. 28. Моя умственная активность никак не изменилась. 1. Я чувствую теперь какую-то неясность в своих мыслях. 2. Я чувствую теперь, что я сильно отупел(а), (в голове мало мыслей). 3. Я совсем ни о чем теперь не думаю (голова пустая). 29. Я не потерял(а) интерес к другим людям. 1. Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился. 2. Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился. 3. У меня совсем пропал интерес к людям (я никого не хочу видеть). 30. Я принимаю решения, как и обычно. 1. Мне труднее принимать решения, чем обычно. 2. Мне намного труднее принимать решения, чем обычно. 3. Я уже не могу сам(а) принять никаких решений. 31. Я не менее привлекателен(на), чем обычно. 1. Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно. 2. Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно. 3. Я чувствую, что я выгляжу просто безобразно. 32. Я могу работать, как и обычно. 1. Мне несколько труднее работать, чем обычно. 2. Мне значительно труднее работать, чем обычно. 3. Я совсем не могу теперь работать (все валится из рук). 33. Я сплю не хуже, чем обычно. 1. Я сплю несколько хуже, чем обычно. 2. Я сплю значительно хуже, чем обычно. 3. Теперь я почти совсем не сплю. 34. Я устаю не больше, чем обычно. 1. Я устаю несколько больше, чем обычно. 2. Я устаю значительно больше, чем обычно. 3. У меня уже нет никаких сил что-то делать. 35. Мой аппетит не хуже обычного. 21

22 1. Мой аппетит несколько хуже обычного. 2. Мой аппетит значительно хуже обычного. 3. Аппетита у меня теперь совсем нет. 36. Мой вес остается неизменным. 1. Я немного похудел(а) в последнее время. 2. Я заметно похудел(а) в последнее время. 3. В последнее время я очень похудел(а). 37. Я дорожу своим здоровьем, как и обычно. 1. Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно. 2. Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно. 3. Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем. 38. Я интересуюсь сексом, как и прежде. 1. Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде. 2. Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде. 3. Я полностью потерял(а) интерес к сексу. 39. Я не чувствую, что мое Я как-то изменилось. 1. Теперь я чувствую, что мое Я несколько изменилось. 2. Теперь я чувствую, что мое Я значительно изменилось. 3. Мое Я так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а). 40. Я чувствую боль, как и обычно. 1. Я чувствую боль сильнее, чем обычно. 2. Я чувствую боль слабее, чем обычно. 3. Я почти не чувствую теперь боли. 41. Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно. 1. Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного. 2. Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного. 3. Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного. 42. Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи. 1. Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи. 2. Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи. 3. Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи. 43. У меня не бывает спадов настроения весной (осенью). 1. Такое однажды со мной было. 2. Со мной такое было два или три раза. 3. Со мной было такое много раз. 44. Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго. 1. Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца. 2. Подавленное настроение у меня может длиться месяцами. 3. Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше. 5. Методика «Тревога и депрессия» Методика диагностирует состояния тревожности и депрессии. Исследование коллективное или индивидуальное. Тестируемые получают бланк ответов, их внимание обращается на то, чтобы они не допускали ошибок при заполнении бланка. Если состояний, указанных в вопросе, у испытуемого никогда не было — ставится 5 баллов; если встречаются очень редко — 4 балла; если бывают временами — 3 балла; если они бывают часто — 2 балла; если почти постоянно или всегда — 1 балл. Обработка полученных данных. Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах. По значениям, указанным в таблицах, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за 22

23 перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно. Алгебраическая сумма коэффициентов, больше + 1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньше — 1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от — 1,28 до + 1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от 5,6 до 1,28. Побалльное оценивание ответов: Никогда не было: 5 баллов; Очень редко бывает: 4 балла; Бывает временами: 3 балла; Бывает часто: 2 балла; Постоянно или всегда: 1 балл. Значение диагностических коэффициентов тревожности: Таблица 1 Номера Баллы Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действия. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье и за здоровье своих близких, в общении с людьми проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно. Депрессия проявляется в невротических реакциях, в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, сужении и ограничении контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества [3]. Инструкция: Просим Вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить ваше самочувствие. Поставьте «+» в той колонке ответов, которые предложены в бланке: если состояний, указанных в вопросе, у вас никогда не было; если встречаются очень редко; если бывают временами; если они бывают часто; если почти постоянно или всегда. Опросник: 1. Замечаете ли вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности? 2. Вам трудно бывает заснуть, если вас что-нибудь тревожит? 3. Чувствуете ли вы себя подавленным и угнетенным? 4. Бывает ли у вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет? 5. Замечаете ли вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше? 6. Приходит ли вам мысль, что в вашей жизни мало радости и счастья? 7. Замечаете ли вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений? 8. У вас бывают периоды такого беспокойства, что вы даже не можете усидеть на месте? 9. Ожидание вас тревожит и нервирует? 23

24 10. У вас бывают кошмарные сновидения? 11. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь? 12. Бывает ли у вас чувство, что к вам относятся безразлично, никто не стремится вас понять и посочувствовать вам, и вы ощущаете себя одиноким (одинокой)? 13. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у вас в беспокойном движении? 14.Чувствуете ли вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость? 15. Вам часто хочется побыть одному? 16. Вы замечаете, что ваши близкие относятся к вам равнодушно или даже неприязненно? 17. Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе? 18. Приходят ли вам мысли, что ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем вы? 19. Прежде, чем принять решение, вы долго колеблетесь? 20. У вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты вы сами? Бланк ответов к методике 2.1. ФИО Возраст Дата вопроса Варианты ответов Никогда не Очень редко Бывает было бывает временами Бывает часто Постоянно или всегда 24

25 Таблица 2 Номера Баллы

26 6. Методика «Шкала тревожности» Для выявления тревожности можно использовать методику «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально- ситуативной тревоги» Кондаша (1973) (см. Приложение 5). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких- либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во — первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во- вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции. Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволят при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования. Методика включает ситуации трех типов: 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями; 2) ситуации, актуализирующие представление о себе; 3) ситуации общения. Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 3. Таблица 3 Виды тревожности Вид тревожности Номер пункта шкалы Школьная 1,4,6,9,10,13,16,20,25,30 Самооценочная 3,5,12,14,19,22,23,27,28,29 Межличностная 2,7,8,11,15,17,18,21,24,26 Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные данные интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — как общий уровень тревожности. В табл. 4 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы для сельских школьников. Таблица 4 Уровень тревожности Уровень тревожности Группа учащихся Уровень различных видов тревожности, баллы класс пол общая школьная самооценочная межличностная 1. Нормальная ж м ж м ж м

27 2. Несколько повышенная 9 3. Высокий 9 4.Очень высокий 5. «Чрезмерное спокойствие» ж м ж м ж м ж м ж м ж м ж м ж м ж м ж м ж м ж м Более 94 Более 91 Более 90 Более 86 Более 90 Более 72 Менее 30 Менее 17 Менее 17 Менее 10 Менее 39 Менее Более 31 Более 30 Более 26 Более 25 Более 30 Более 24 Менее 7 Менее 4 Менее 2 — Менее 5 Менее Более 31 Более 32 Более 32 Более 34 Более 34 Более 27 Менее 11 Менее 4 Менее 6 — Менее 12 Менее Более 33 Более 30 Более 33 Более 32 Более 36 Более 23 Менее 7 Менее 5 Менее 4 Менее 3 Менее 5 Менее 5 Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определяется исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы. Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п. Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей родителей. Подобную тревожность частот испытывают ученики, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценивать его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости. Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т. п. выявленная высокая (или очень высокая) 27

28 тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожность тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности в значительной мере общие, вне зависимости от реальных ее причин. Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности. Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде всего вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами [4]. Ф.И.О. Возраст Дата проведения Инструкция: «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4. Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать её, обведите цифру 2. Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4. Ваша задача представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх». Пример: Перейти в новую школу

docplayer.ru