Опросник психологической устойчивости к стрессу распопин

Опросник психологической устойчивости к стрессу распопин

Серия «Гуманитарные науки», № 1-2012

Индивидуально-психологические особенности личности играют важную роль в сопротивлении стрессу. Одни из этих особенностей способны обеспечить высокую сопротивляемость стрессу, другие, напротив, затрудняют эффективную адаптацию в стрессе. В данном исследовании рассматривается связь стрессоустойчивости с такими характеристиками личности, как интроверсия и экстраверсия, стеничность и тревожность, спонтанность и сензитивность, ригидность и эмоциональная лабильность.

На сегодняшний день проблема психологической устойчивости к стрессу является одной из наиболее активно изучаемых, что вызвано все более усложняющимися условиями существования человека в современном мире. Нарастание социальной напряженности и конфликты, информационные перегрузки, экономические потрясения – лишь немногие тому примеры.

Важную роль в сопротивлении стрессу играют индивидуально-психологические особенности личности.

Так, Б.А. Вяткин отмечает, что труднее переносят стресс лица со слабой и неуравновешенной нервной системой, тревожные, эмоционально возбудимые, импульсивные, малоактивные. Лица с противоположными характеристиками, напротив, способны эффективно функционировать при среднем и даже высоком уровне стресса [3].

В.А. Бодров в качестве личностных особенностей, обусловливающих высокую сопротивляемость стрессу, выделяет интернальный локус контроля, психологическую выносливость и высокую самооценку [1].

О. В. Рыбина отмечает, что устойчивость к стрессу связана с низкими показателями враждебности, с высоким уровнем альтруизма, самопринятия, с интеллектуальной активностью в стрессовых ситуациях и интернальной направленностью локуса контроля [6].

В своем исследовании мы сосредоточились на изучении связей стрессоустойчивости с ведущими индивидуально-типологическими характеристиками личности. При изучении данных характеристик мы опирались на типологию, лежащую в основе теории ведущих тенденций Л.Н. Собчик [7].

В рамках данной теории рассматриваются восемь индивидуально-типологических особенностей личности:

1. Экстраверсия: это свойство, связанное с высокой внешней реактивностью и низкой интрапсихической активностью, с обращенностью человека к реальной атрибутике внешнего мира.

2. Интроверсия: противоположное экстраверсии свойство, проявляющееся внешней пассивностью при высокой интрапсихической активности.

3. Спонтанность: свойство, проявляющееся высокой поисковой активностью и напористостью «Я».

4. Сензитивность: противоположное спонтанности свойство, проявляющееся повышенной чувствительностью к средовым воздействиям.

5. Стеничность (агрессивность): свойство, проявляющееся характеристиками сильного «Я», противопоставляющего влиянию среды собственные установки и наступательность.

6. Тревожность: противоположное стеничности свойство, проявляющееся в норме не только собственно тревожностью, но и осторожностью и ответственностью.

7. Ригидность: свойство, базирующееся на тугоподвижности нервных процессов и проявляющееся упорством, настойчивостью, субъективизмом, агрессивностью защитного характера.

8. Лабильность: свойство, противоположное ригидности, в основе которого лежит лабильность нервных процессов, проявляющаяся неустойчивостью эмоционального настроя и активности.

Для исследования данных свойств мы использовали Метод цветовых выборов (МЦВ) – модифицированный с позиций индивидуально-типологического подхода цветовой тест М. Люшера [7]. Стимульный материал теста состоит из 4 основных и 4 дополнительных цветов, которые испытуемый должен рассортировать по степени предпочтения. Основным цветам соответствуют следующие индивидуально-типологические характеристики и тенденции:

1. темно-синий цвет: сензитивность, тревожность, интроверсия;

2. зеленый: ригидность, агрессивность, интроверсия;

3. красный: спонтанность, агрессивность, экстраверсия;

4. желтый: лабильность, тревожность, экстраверсия.

Если эти тенденции оказываются подавленными, то соответствующие им цвета смещаются в конец цветового ряда, а на смену им выступают дополнительные цвета, которые отражают вынужденную охранительную реакцию. К этим цветам относятся:

5. фиолетовый, отражающий затрудненную адаптацию;

6. коричневый, выявляющий повышенную тревогу;

7. черный, выявляющий негативизм и агрессию;

8. серый, выявляющий усталость, пассивность и замкнутость.

Основные цвета, выбираемые на 1-ю и 2-ю позиции, выявляют ведущие индивидуально-типологические тенденции личности.

Для оценки устойчивости к стрессу мы использовали опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) [5].

Исследование проводилось на выборке из 60 испытуемых. Оценка связей устойчивости к стрессу по методике ОПУС с выбранными на первые позиции цветовыми эталонами МЦВ осуществлялась при помощи бисериального коэффициента корреляции [4].

В итоге были получены следующие результаты.

Достаточно тесные положительные связи с устойчивостью к стрессу обнаружили характеристики интровертированности в сочетании, с одной стороны, с ригидностью ( r = 0.60 при p ≤ 0.001) и, с другой стороны, с сензитивностью ( r = 0.70 при p ≤ 0.001). В первом случае устойчивость к стрессу подкрепляется упорством, настойчивостью, амбициозностью, вдумчивым и системным подходом к решению проблем, свойственным лицам с ригидно-интровертными тенденциями. Во втором случае, несмотря на тревожность и тормозимые черты, сензитивно-тревожные интроверты обладают осторожностью и чувствительностью к средовым изменениям. Их тревожность играет охранительную роль, предупреждая об опасности [2], что позволяет этим лицам предупреждать или избегать стрессовых ситуаций.

Отрицательную связь с устойчивостью к стрессу обнаружили такие индивидуально-типологические характеристики личности, как экстравертированность в сочетании, с одной стороны, с лабильностью ( r = -0.32 при p ≤ 0.05) и, с другой стороны, со спонтанностью ( r = -0.31 при p ≤ 0.05). На фоне эмоционально напряженных ситуаций в первом случае рисунок поведения и переживания характеризуется эмоциональной неустойчивостью, во втором – склонностью к повышенной импульсивности и снижению самоконтроля. Кроме этого, при избыточной выраженности экстравертированность проявляется расторможенностью и неразборчивой, нецеленаправленной активностью, что препятствует выстраиванию адаптивного поведения в стрессовых ситуациях.

Наконец, отрицательную связь с устойчивостью к стрессу обнаруживает повышенная тревога ( r = -0.37 при p ≤ 0.01).

В целом эти данные позволяют судить о том, что в ситуации стресса лабильные экстраверты будут реагировать преимущественно реакцией эмоциональной неустойчивости, спонтанные экстраверты – высокой, но избыточной и недостаточно целенаправленной активностью, сензитивно-тревожные интроверты – уходом от психотравмирующей ситуации и, наконец, ригидные интроверты – упорством и систематичностью действий в разрешении стрессовой ситуации.

1. Бодров В. А. Информационный стресс. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 541 с.

2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 264 с.

3. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М.: ФиС, 1978. – 135 с.

4. Лупандин В. И. Математические методы в психологии. – Екатеринбург: УрГУ, 2002. – 208 с.

5. Распопин Е.В. Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) // Психологическая диагностика. – 2009. – №3. – С. 104 – 122.

6. Рыбина О. В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса: Автореферат дис. канд. психол. наук. – СПб.: СПбМАПО, 2005. – 20 с.

7. Собчик Л.Н. Психодиагностика в медицине. – М.: Компания БОРГЕС, 2007. – 416 с.

www.nauteh-journal.ru

Психологическая устойчивость к внешним и внутренним источникам стресса (на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы)

Главная > Автореферат

На правах рукописи

Распопин Евгений Владимирович

к внешним и внутренним источникам стресса

(на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы)

Специальность: 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии»

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Работа выполнена в НОУ ВПО Гуманитарный университет

доктор психологических наук, доцент

Бусыгина Инна Сергеевна.

Алексеева Любовь Васильевна,

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и социальной психологии ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»;

Плугина Мария Ивановна,

доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и социальных дисциплин Института профессионального дополнительного образования ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет».

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Защита состоится 27 ноября 2013 года в 10:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.298.17 при ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) (454080, г. Челябинск, пр. им. В.И.Ленина, 76, ауд. 363).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) (454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 87, корпус 3д.).

Автореферат разослан «___» октября 2013 года.

диссертационного совета Ю. В. Всемирнова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема психологической устойчивости к стрессу является одной из наиболее активно изучаемых, что вызвано все более усложняющимися условиями существования человека в современном мире. Нарастание социальной напряженности и конфликты, информационные перегрузки, экономические потрясения – лишь немногие тому примеры.

Особое значение тема психологической устойчивости приобретает в сфере труда, где устойчивость к стрессу является одним из неотъемлемых требований к личности работника в самых различных сферах профессиональной деятельности (С.Б. Малых и Д.А. Кутузова, 2004, Н.В. Гафарова, 2012). Стрессоры профессиональной сферы деятельности человека предъявляют высокие требования к его адаптационным ресурсам. Нехватка этих ресурсов ведет к ухудшению результатов деятельности, нарушениям социальной адаптации, развитию стресс-зависимых заболеваний.

Наиболее остро это проявляется в экстремальных условиях деятельности человека, в числе которых особое место занимает профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) (М.Г. Дебольский, 2006, А.Н. Баламут, 2010, Ю.А. Кренева, 2008).

Важное значение в эффективном функционировании системы «субъект–субъект», в которую включены сотрудники уголовно-исполнительной системы, имеет специфический социальный, культурный, социально-психологический, эмоциональный фон, определяющий эффективность профессиональной деятельности. Сотрудник пенитенциарной системы в своей работе непрерывно испытывает перегрузки. Психическая напряженность, необходимость постоянной оперативной реактивности предъявляют особые требования к нейрофизиологической организации работников и качествам их психики. Постоянные стрессы на службе, которые имеют неизбежные последствия для других областей жизни, способствует накоплению у сотрудников УИС нерешенных проблем, что приводит к выгоранию, профессиональным деформациям, дезадаптации, формированию специфических профессиональных и семейных отношений, особых жизненных сценариев. Все это оказывает влияние на психическое здоровье, профессиональную эффективность работников пенитенциарной системы и обусловливает необходимость дальнейшего изучения проблемы их психологической устойчивости к стресс-факторам профессиональной деятельности.

Следует отметить, что воздействие обычных условий, т.е. связанных с выполнением повседневных функциональных обязанностей в сложной и напряженной служебной деятельности у сотрудников УИС, а также внутриличностные ресурсы, обусловливающие их психологическую устойчивость к стрессу, также остаются недостаточно изученными. Недостаточная теоретическая разработанность изучаемой проблемы и ее практическая значимость определили актуальность диссертационного исследования на тему: «Психологическая устойчивость к внешним и внутренним источникам стресса (на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы)».

Степень научной разработанности проблемы. Проблема психологического стресса и стрессоустойчивости личности исследовалась в области изучения социальной стабильности, нарушения которой несут в себе угрозу возникновения стрессогенных ситуаций (А.И. Донцов, Е.Б. Перелыгина, 2011), в области изучения межличностных отношений в плане проявлений толерантности – интолерантности личности (Л.В. Кавун, 2012), в области изучения юридически значимых состояний (Л.В. Алексеева, 1996), в области изучения переживания неудачи в личностно значимых сферах деятельности (Н.А. Батурин, 1999), в области изучения последствий техногенных аварий и катастроф (Н.А. Абдуллин, 2005), в области изучения поведения личности в экстремальных условиях (В.И. Лебедев, 1989). Большое количество исследований посвящено изучению факторов стрессоустойчивости представителей различных профессиональных и иных групп и сообществ: стрессоустойчивости педагогов (А.А. Реан, 1997), студентов (О.В. Лозгачева, 2004), спортсменов (Б.А. Вяткин, 2004), представителей медицинских профессий (Н.В.Гафарова, 2012).

При изучении проблемы стрессоустойчивости активное внимание уделяется рассмотрению внутриличностных ресурсов, обеспечивающих устойчивость к стрессу (Е.В. Змановская, В.Ю., Рыбников, 2011). Здесь можно отметить изучение свойств и качеств личности, коррелирующих с высокой устойчивостью к стрессу (В.А. Бодров, 2000, Б.А. Вяткин, 2004, В.В. Гуленко, 1995, Е.С. Жариков, 1990, Е.П. Кузнецова, 2009, О.В. Лозгачева, 2004, А.А. Реан, 1997, М.Р. Шагиев, 2009, S. Kobasa, 1982 и др.), анализ особенностей межличностного поведения стрессоустойчивой личности (О.В. Лозгачева, 2004, О.В. Рыбина, 2005), изучение копинг-стратегий и индивидуальных стилей реагирования на стресс (Л.И. Анцыферова, 2004, А.А. Либин, 1999 и др.). Эти исследования ставят своей целью спрогнозировать, как поведет себя личность в стрессовой ситуации.

В пенитенциарной системе проведены исследования стресс-факторов профессиональной деятельности сотрудников УИС (А.Н. Баламут, 2010, Л.Н. Елошвили, 2001, Е.А. Стрелкова, 2007, Н.В. Шестерня, 2010). Выделены этапы изменений личности под их воздействием – профессиональная девиация, профессиональная деформация и профессиональная деградация (М.Г. Дебольский, А.В. Ильин, А.В. Рогов, 2006). Однако психологическая устойчивость к стрессу и его источникам у сотрудников УИС изучена не достаточно.

Целью исследования является изучение внутриличностных ресурсов психологической устойчивости к внешним и внутренним источникам стресса (на примере сотрудников уголовно-исполнительной системы).

Объект исследования: психологическая устойчивость к источникам стресса.

Предмет исследования: внутриличностные ресурсы психологической устойчивости к внешним и внутренним источникам стресса.

1. Психологическая устойчивость к источникам стресса обеспечивается внутриличностными ресурсами, представленными индивидуально-психологическими особенностями личности, стилем межличностных отношений и ведущими копинг-стратегиями поведения в стрессе.

2. Сотрудники УИС с разной степенью психологической устойчивости к стрессу отличаются по параметру локализации источников стресса. У сотрудников с большей сопротивляемостью стрессу источники стресса носят преимущественно внешний характер, у сотрудников со сниженной устойчивостью к стрессу – внутренний характер.

3. Индивидуально-психологическими ресурсами устойчивости к источникам стресса сотрудников УИС выступают высокий уровень развития воли, интернальный локус контроля, эмоциональная устойчивость, низкая тревожность, социальная смелость.

4. Для сотрудников УИС с высокой устойчивостью к источникам стресса характерны стили межличностных отношений, ориентированные на сотрудничество; для сотрудников с низкой стрессоустойчивостью характерны властно-лидирующие и агрессивно-доминирующие тенденции.

5. Психологическая устойчивость сотрудников УИС к источникам стресса обусловлена поведенческими и проблемно-ориентированными копинг-стратегиями, ориентированными на самоконтроль поведения и решение проблемы; избегающие стратегии и стратегии, ориентированные на поиск социальной поддержки, малоэффективны.

Исходя из цели, гипотез, особенностей объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести научно-теоретический анализ основных подходов к исследованию психологической устойчивости к стрессу и построить модель психологической устойчивости к источникам стресса.

2. Разработать и апробировать методику психологической диагностики устойчивости к внешним и внутренним источникам стресса.

3. Исследовать индивидуальные различия устойчивости к различным источникам стресса у сотрудников УИС.

5. Разработать и апробировать технологию формирования психологической устойчивости сотрудников УИС к стрессу.

Теоретико-методологические основы исследования.

Общеметодологическими основами исследования выступили принципы детерминизма, системности, развития и единства сознания и деятельности, сформулированные в работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Теоретическими основами исследования выступили: подходы к изучению стресса и его источников, согласно которым причиной стресса выступает не само по себе воздействие как таковое, а отношение личности к этому воздействию и его оценка как негативного и угрожающего (В.А. Бодров, Ф.Ю. Василюк, С. Фолкман, Р. Лазарус, А. Эллис и др.); подходы к изучению стрессоустойчивости личности, исследующие особенности личности и поведения, обеспечивающие высокую устойчивость и сопротивляемость стрессу (Л.И. Анцфыферова, В.А. Бодров, А.В. Либин, О.В. Лозгачева, и др.); принципы и подходы к разработке психодиагностических методик (Н.А. Батурин, Н.Н. Мельникова).

Работа строилась в соответствии с принципами феноменологически-описательного (Н.Д. Левитов), системно-уровневевого (А.О. Прохоров) и деятельностного (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн) подходов к исследованию психических явлений, теории отношений (В.Н. Мясищев) и трансформации личности в экстремальных условиях (М.Ш. Магомед-Эминов), интегративного подхода к исследованию посттравматического стрессового расстройства (Н.В. Тарабрина), теоретико-методическими основами исследования поведения личности в экстремальных условиях жизнедеятельности (О.Г. Ковалев, И.О. Котенев, Л.А. Корыстылева, А.И. Папкин, В.М. Поздняков, В.Н. Смирнов, Д.В. Сочивко, А.М. Столяренко, А.Н. Сухов, А.И. Ушатиков).

Методы исследования. На этапе теоретического обоснования проблемы применялись методы теоретического и сравнительного анализа, обобщения и систематизации. В соответствии с целью и задачами эмпирического исследования использовались методы измерения, формирующего эксперимента, методы качественного и количественного анализа эмпирических данных: контент-анализ, исследование корреляций, сравнительный анализ, методы математической статистики.

При статистической обработке данных использовались: обобщенная формула Спирмена – Брауна, коэффициент дискриминативности Фергюсона, коэффициент линейной корреляции Пирсона, t-критерий Стьюдента для связных и несвязных выборок. Математико-статистические процедуры выполнялись с использованием статистических приложений Excel и Psychometric Expert.

Методики исследования. На этапе эмпирической части исследования использовались: методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко), методика изучения воли (В.П. Прядеин), уровня субъективного контроля опросник (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд), шкала проявления тревожности (Дж. Тейлор), шкала C (эмоциональная устойчивость – неустойчивость) опросника 16PF формы A, шкала H (социальная смелость – робость) опросника 16PF формы A (Р. Кеттелл), методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири), методика изучения копинг-стратегий поведения в стрессе (Р. Лазарус), шкала психосоциального стресса Л. Ридера, шкала удовлетворенности условиями жизни и шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин), а также специально разработанная в рамках исследования шкала устойчивости к источникам стресса (Е.В. Распопин).

На первом этапе (2003 – 2011 гг.) проводился анализ основных теоретических подходов к изучению стрессоустойчивости личности, причин и источников психологического стресса; формулировка темы, цели, задач, гипотез исследования; подбор методик для проведения психодиагностического исследования; разработка, проверка основных психометрических характеристик методики, предназначенной для изучения индивидуальных различий устойчивости к источникам стресса.

На втором этапе (2011 – 2012 гг.) осуществлялись сбор, обработка и интерпретация эмпирических данных.

На третьем этапе (2012 – 2013 гг.) осуществлялись подведение и обобщение итогов эмпирического исследования. Проводилась систематизация результатов исследования, их теоретическая интерпретация. Разрабатывалась и апробировалась программа формирования психологической устойчивости сотрудников УИС к стрессу.

Эмпирическая база исследования.

Выборку исследования составили сотрудники учреждений исполнения наказаний ГУФСИН России по Свердловской области в количестве 290 человек. На этапе разработки методики, предназначенной для изучения устойчивости к источникам стресса, в общей сложности приняли участие 250 испытуемых.

Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась тщательным описанием и теоретическим анализом изучаемых конструктов, соблюдением строгой последовательности организации эмпирического исследования, следованием основным психометрическим требованиям к разработке инструмента исследования, использованием надежного и валидного психодиагностического инструментария и адекватных целям исследования математико-статистических процедур, содержательным анализом выявленных фактов и взаимосвязей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые выдвинуто и обосновано предположение о том, что психологическую устойчивость к стрессу необходимо рассматривать по отношению к воздействию различных – внешних и внутренних, – источников стресса, к каждому из которых устойчивость личности может быть различной.

2. Впервые разработана и апробирована новая авторская психодиагностическая методика, «шкала устойчивости к источникам стресса» (ШУИС), позволяющая исследовать устойчивость личности к влиянию различных – внутренних и внешних – источников стресса.

3. Показано, что индивидуальные различия устойчивости к различным источникам стресса у сотрудников УИС проявляются в волевой сфере, локусе контроля, эмоциональной устойчивости, социально-психологической компетентности, копинг-стратегиях.

4. Построена модель психологической устойчивости личности к стрессу. На основании предложенной модели выявлены внутриличностные ресурсы устойчивости к стрессу и его источникам у сотрудников УИС. Доказано, что устойчивость к стрессу у сотрудников УИС обеспечивается интернальным локусом контроля, эмоциональной устойчивостью, социальной смелостью, низкой тревожностью, развитыми волевыми качествами, агрессивным и властно-лидирующим стилем межличностного взаимодействия, проблемно-ориентированными копинг-стратегиями.

5. Доказано, что психологическая устойчивость к источникам стресса положительно коррелирует с удовлетворенностью основных жизненных потребностей и не зависит от пола и возраста личности.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Обобщены и систематизированы научные представления о стрессоустойчивости как о свойстве личности, обеспечивающим сопротивляемость негативному влиянию различных источников стресса. Систематизированы данные об индивидуально-психологических характеристиках стрессоустойчивой личности, об уровнях развития и формах реализации стрессоустойчивости.

2. Доказано предположение о том, что психологическую устойчивость к стрессу необходимо исследовать по отношению к воздействию различных источников стресса, к каждому из которых личность имеет индивидуальную степень устойчивости или, напротив, подверженности их негативному влиянию.

3. Изучены взаимосвязи и закономерности, показывающие, что индивидуальные различия устойчивости к стрессу и его источникам обусловлены внутриличностными ресурсами личности.

4. Построена модель психологической устойчивости сотрудников УИС к источникам стресса и на ее основе разработана технология формирования психологической устойчивости.

Практическая значимость исследования. Разработана и апробирована психодиагностическая методика, предназначенная для изучения психологической устойчивости к различным источникам стресса. Разработана технология формирования психологической устойчивости сотрудников УИС к стрессу. Результаты исследования могут быть рекомендованы для включения в программы учебных курсов для студентов психологических специальностей по дисциплинам «Психология индивидуальных различий» и «Психология стресса». Также результаты могут быть использованы для исследования устойчивости к стрессу в деятельности сотрудников производственных предприятий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическую устойчивость к стрессу необходимо рассматривать по отношению к воздействию различных источников стресса, к каждому из которых устойчивость конкретной личности может быть выше или ниже.

2. У стрессоустойчивых сотрудников УИС источники стресса носят преимущественно внешний характер, у сотрудников со сниженной устойчивостью к стрессу – внутренний характер.

3. Психологическая устойчивость сотрудников УИС к источникам стресса обусловлена такими ресурсами, как высокий уровень развития воли, интернальный локус контроля, эмоциональная устойчивость, низкая и умеренная тревожность, социальная смелость, агрессивные и властно-лидирующие стратегии межличностного взаимодействия, а также копинг-стратегии, ориентированные на самоконтроль поведения и решение проблемы.

4. Психологическая устойчивость к стрессу и его источникам у сотрудников УИС коррелирует с удовлетворенностью основных жизненных потребностей, связана со служебным статусом и не зависит от пола и возраста.

5. Разработанная модель психологической устойчивости к источникам стресса служит основанием для технологии формирования психологической устойчивости сотрудников УИС к стрессу.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Работа соответствует пункту 29 «Черты личности, их диагностика. Психометрика. Конструирование и апробация опросников личностных черт» и пункта 31 «Проблема индивидуальных различий и типология личности» паспорта специальности 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии». Соответствие подтверждается содержанием цели, объекта и предмета исследования.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на межрегиональной научно-практической конференции в рамках «Весенней психологической сессии» (Екатеринбург, УрГПУ, 2003 г.), на межрегиональной научной конференции молодых ученых «Культура и общество: актуальные проблемы теории и практики» (Ростов-на-Дону, ЮФУ, 2012 г.), на международных научно-практических конференциях Гуманитарного университета (Екатеринбург, 2011, 2012, 2013 г.г.), в рамках учебно-практической конференции на базе ГУФСИН по Свердловской области (Екатеринбург, Межрегиональная психологическая лаборатория ГУФСИН по Свердловской области, 2011 г.). По результатам исследования опубликовано 16 работ, в том числе 3 работы в изданиях, рекомендованных ВАК.

Разработанная методика изучения устойчивости к источникам стресса внедрена в практическую деятельность психологов ГУФСИН России по Свердловской области (акт о внедрении опыта № 68/ТО/31-12 от 11.10.2013).

Структура и объем диссертации. Структура работы отражает общую логику исследования и представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложениями. Содержит 16 таблиц, 3 рисунка. Основной текст изложен на 158 страницах. Список литературы включает в себя 221 источник, в том числе 25 источников на иностранном языке.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, задачи, объект и предмет, сформулированы гипотезы исследования, описаны методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретический анализ проблемы психологической устойчивости к стрессу» посвящена анализу и обобщению основных направлений изучения стрессоустойчивости.

В параграфе 1.1 анализируются внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности (Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников, 2011).

При обобщении работ Б.А. Вяткина, В.А. Бодрова, S. Kobasa и других исследователей, были сделаны выводы, что стрессоустойчивая личность обладает такими характеристиками, как:

1) эмоциональная устойчивость;

2) внутренний (интернальный) локус контроля;

3) низкая тревожность;

4) упорство, настойчивость, развитые волевые качества;

5) сотрудничающий стиль межличностного поведения;

6) терпимость и доброжелательность по отношению к другим людям;

7) социальная смелость, открытость, общительность.

Напротив, при снижении стрессоустойчивости на первый план выступают следующие характеристики:

1) эмоциональная лабильность;

2) личностная тревожность;

3) пассивность, снижение волевых качеств;

4) внешний (экстернальный) локус контроля;

5) агрессивный стиль межличностного поведения;

6) замкнутость и закрытость.

Также стрессоустойчивая личность отличается от личности со сниженной устойчивостью к стрессу по стилю поведения в стрессогенной ситуации. Здесь выделяются два основных стиля: совладание и защита. Совладание направлено на разрешение стрессогенной ситуации. Защита, преимущественно, направлена на снижение эмоционального напряжения путем ухода от проблемы (Г. Томэ, А.В. Либин, Р. Лазарус, K. Nakano и др.).

Таким образом, в качестве внутриличностных ресурсов стрессоустойчивости личности рассматриваются психологические свойства и качества личности, обеспечивающие устойчивость к стрессу.

В параграфе 1.2 рассматривается многообразие видов и классификаций источников стресса, описанных в литературе.

В современной психологической литературе описаны многочисленные виды источников стресса, воздействующих на человека в экстремальных условиях его деятельности (В.И. Лебедев), в трудовой и учебной деятельности (М. Борневассер, Л.В. Куликов, О.А. Михайлова, Э. Голизек, D. Zapf и др.), в ситуациях межличностного взаимодействия (Н.В. Самоукина, М.В. Коврова), в семье (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.М. Спринц, Н.Ф. Михайлова, Е.П. Шаталова). При этом основными источниками стресса являются такие объекты и события, которые на основании когнитивной оценки интерпретируются как угроза, вред и/или вызов ресурсам личности (S. Folkman, R.S. Lazarus). Оцениванию подвергаются характеристики собственной личности либо характеристики поведения других людей и окружающего мира в целом (А. Эллис).

Обобщение этих работ позволяет объединить все источники стресса в две большие группы: внешние (угрозы со стороны других людей и внешнего мира в целом) и внутренние (угрозы со стороны состояний, свойств и качеств собственной личности). При этом разные группы людей обладают разной устойчивостью к различным источникам стресса.

В параграфе 1.3 изучаются причины и последствия стресса в профессиональной деятельности сотрудников УИС.

Специфика профессиональной деятельности сотрудников органов уголовно-исполнительной системы предполагает постоянное решение ими сложных, нештатных и опасных ситуаций и, как следствие – эмоциональную напряжённость и стресс. Поэтому персонал УИС, несомненно, можно отнести к группе повышенного риска. В связи с этим, многие исследователи на протяжении ряда лет предпринимали попытки выявить и классифицировать стрессогенные факторы, сопутствующие деятельности сотрудников УИС (А.Н. Баламут, М.Г. Дебольский, О.Н. Ежова, Ю.А. Кренева, А.В. Рогов и др.).

При изучении источников стресса в деятельности сотрудников УИС можно выделить различные группы стрессоров. Первая группа – это общие стрессоры, присущие данной деятельности в целом. Вторая группа – это специфические стрессоры, присущие деятельности отдельных служб и отделов: отрядов специального назначения, служб охраны, безопасности, конвоирования и т.д. Наконец, есть группы стрессоров, возникающих при выполнении различных особых видов деятельности – например, при освобождении заложников, захваченных преступниками в местах лишения свободы. В качестве конкретных источников стресса в профессиональной деятельности сотрудников УИС особое место занимают несение службы с оружием, контакты с осужденными, значительные физические нагрузки, высокая вероятность возникновения чрезвычайных происшествий, высокая ответственность за принимаемые решения, угроза здоровью и жизни.

В целом все источники стресса в профессиональной деятельности сотрудников УИС также могут быть разделены на две большие группы – внутренние (переутомление и негативное самочувствие, страх, сомнения в правильности своих действий, ответственность и т.д.) и внешние (тяжелые условия работы, общение со спецконтингентом, опасность, угроза и т.д.) (Н.В. Шестерня).

Вследствие постоянного негативного воздействия стресс-факторов профессиональной среды у сотрудников УИС развиваются негативные физические, эмоциональные, когнитивные и поведенческие эффекты и последствия. Особое место среди них занимают профессиональная деформация и профессиональное «выгорание» (О.Н. Ежова, Ю.А Кренева, Е.А. Стрелкова и др.). Динамика процесса «выгорания» представлена отдельными фазами развития общего адаптационного синдрома (стресса): 1) напряжением (мобилизацией адаптационных ресурсов); 2) резистентностью (сопротивлением стрессу путем расходования адаптационных ресурсов); 3) истощением (израсходованием адаптационных ресурсов) (В.В. Бойко, Г. Селье). Сопротивляемость сотрудника УИС «выгоранию» и стрессу обеспечивается внутриличностными ресурсами: интернальным локусом контроля, эмоциональной устойчивостью, активностью и т.д. (В.В. Прокопьев).

В параграфе 1.4 осуществляется синтез и обобщение представлений об источниках стресса и ресурсах стрессоустойчивости личности. Проводится контент-аналитическое исследование высказываний 30 сотрудников УИС об источниках стресса в их деятельности, подтвердившее правомерность выделения двух категорий стресс-факторов – внешних и внутренних. Далее приводится модель устойчивости сотрудника УИС к внешним и внутренним источникам стресса, разработанная на основании проведенного теоретического анализа проблемы психологической устойчивости к стрессу. Даная модель включает в себя три блока:

Блок 1. Индивидуально-психологические характеристики личности сотрудника:

1) сотрудник с высокой устойчивостью к стрессу: характеризуется высоким уровнем развития воли; интернальным локусом контроля; эмоциональной устойчивостью, низким уровнем тревожности, социальной смелостью;

2) сотрудник со сниженной устойчивостью к стрессу: характеризуется низким уровнем развития воли; экстернальным локусом контроля; эмоциональной неустойчивостью, высоким уровнем тревожности, социальной робостью.

Блок 2. Социально-психологические характеристики личности сотрудника – стили межличностного взаимодействия:

1) сотрудник с высокой устойчивостью к стрессу: использует стратегии межличностного поведения, ориентированные на партнерство, взаимодействие и сотрудничество;

2) сотрудник со сниженной устойчивостью к стрессу: использует агрессивные, конкурентные и доминирующие стратегии межличностного поведения.

Блок 3. Копинг-стратегии поведения в стрессе:

1) сотрудник с высокой устойчивостью к стрессу: использует проблемно-ориентированные стратегии;

2) сотрудник со сниженной устойчивостью к стрессу: использует избегающие и ориентированные на социальную поддержку стратегии.

Эмпирическое исследование ресурсов стрессоустойчивости сотрудников УИС осуществлялось на основании этой модели.

Во второй главе «Методы исследования» описываются методики, характеристика выборки и процедура организации исследования.

В параграфе 2.1 ставятся цели и задачи эмпирической части исследования, описываются его этапы.

Итак, целью эмпирической части исследования является изучение внутриличностных ресурсов личности, обеспечивающих устойчивость к внешним и внутренним источникам стресса.

1. Разработать методику, предназначенную для изучения устойчивости к внешним и внутренним источникам стресса.

2. Провести проверку валидности и надежности методики.

4. Изучить внутриличностные ресурсы психологической устойчивости сотрудников УИС к источникам стресса.

5. Разработать технологию формирования психологической устойчивости сотрудников УИС к стрессу.

В соответствии с поставленными задачами, были обозначены следующие этапы исследования.

1. Разработка методики исследования устойчивости к различным – внешним и внутренним – источникам стресса.

2. Оценка устойчивости сотрудников УИС к внешним и внутренним источникам стресса.

3. Изучение внутриличностных ресурсов стрессоустойчивости у сотрудников УИС с разной устойчивостью к внешним и внутренним источникам стресса.

4. Разработка и апробация технологии формирования психологической стрессоустойчивости сотрудников УИС.

В параграфе 2.2 описываются методики исследования.

Для исследования психологической устойчивости к внешним и внутренним источникам стресса была разработана специальная методика – шкала устойчивости к источникам стресса (ШУИС). Методика разрабатывалась в соответствии с общей схемой разработки психодиагностических методик (Н.А. Батурин, Н.Н. Мельникова) и в соответствии с временным стандартом требований к психодиагностическим методикам (Н.А. Батурин, НОЦ «Психодиагностика» ЮУрГУ). Методика состоит из следующих шкал:

1) шкала «Я сам»: оценивает устойчивость к внутренним источникам стресса;

2) шкала «Мир вокруг»: оценивает устойчивость к внешним источникам стресса.

0) общая шкала: отражает общий уровень устойчивости к стрессу.

Для оценки уровня стресса у испытуемых использовалась методика эмоционального выгорания В.В. Бойко. Методика позволяет оценить, в какой фазе формирования стресса – напряжения, резистенции или истощения – находится испытуемый.

Для изучения внутриличностных ресурсов устойчивости к стрессу сотрудников УИС были использованы три группы методик. Эти методики предназначены для изучения:

1. Индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников УИС (методика «Воля» В.П. Прядеина, уровня субъективного контроля опросник, шкала проявления тревожности Дж. Тейлора, шкала эмоциональной устойчивости и шкала социальной смелости опросника 16PF версии А).

2. Социально-психологических характеристик личности сотрудников УИС (методика диагностики межличностного взаимодействия Т. Лири).

3. Копинг-стратегий поведения сотрудников в стрессе (копинг-тест Р. Лазарус в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк).

Для проверки валидности шкалы устойчивости к источникам стресса были использованы отдельные шкалы комплексной методики «Ваше самочувствие» (Копина О.С.). Методика выявляет различные аспекты в жизни испытуемого, которые в случае фрустрированности и неудовлетворенности являются для него источником стресса. Были использованы следующие шкалы.

1. Шкала психосоциального стресса Л. Ридера. Предназначена для исследования стресса, развивающегося под воздействием психосоциальных факторов (работа, социальное окружение, семья и т.д.).

2. Шкала удовлетворенности условиями жизни. Оценивает, насколько условия жизни, представленные отдельными пунктами, способствуют сохранению здоровья испытуемого или, напротив, являются для него источником стресса.

3. Шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей. Оценивает, насколько удовлетворены основные жизненные потребности испытуемого, представленные отдельными пунктами. Неудовлетворенные потребности являются источниками стресса для испытуемого.

В параграфе 2.3 описываются статистические методы обработки данных. При статистической обработке данных использовались: обобщенная формула Спирмена – Брауна, коэффициент дискриминативности Фергюсона, коэффициент линейной корреляции Пирсона, t-критерий Стьюдента для связных и несвязных выборок.

В параграфе 2.3 приводится характеристика выборки исследования внутриличностных ресурсов устойчивости к источникам стресса. Выборку исследования составили 260 испытуемых – сотрудников ГУФСИН России по Свердловской области.

В главе 3 описываются результаты эмпирического исследования психологической устойчивости сотрудников УИС к стрессу.

В параграфе 3.1 описывается процедура оценки устойчивости сотрудников УИС к стрессу и его источникам. Эта процедура осуществлялась с помощью методики изучения синдрома эмоционального выгорания В.В Бойко и шкалы устойчивости к источникам стресса (ШУИС).

Уровень сформированности стресса у испытуемых оценивался с помощью методики В.В. Бойко. У 80 испытуемых признаков стресса выявлено не было. Эта группа была обозначена как группа, обладающая высокой устойчивостью к стрессу. У 84 испытуемых стресс выражен в фазе напряжения. Эта группа была обозначена как группа с неудовлетворительной (сниженной) устойчивостью к стрессу. Остальные испытуемые обнаружили признаки стресса в фазах резистентности и истощения.

После этого испытуемые с высокой и сниженной устойчивостью к стрессу были исследованы на чувствительность к различным – внешним и внутренним – источникам стресса с помощью шкалы устойчивости к источникам стресса. Группа, показавшая при исследовании синдрома выгорания высокую сопротивляемость стрессу, также обнаружила более высокие показатели устойчивости к стрессу по общей шкале ШУИС (t = 2,15 при p ≤ 0,05). То есть эта группа обладает более высоким уровнем стрессоустойчивости в целом, чем вторая группа. С другой стороны, несмотря на более высокий общий уровень устойчивости к стрессу, испытуемые из первой группы показали, что они более чувствительны к влиянию внешних источников стресса, чем представители второй группы (t = 7,18 при p ≤ 0,01). В свою очередь, испытуемые второй группы обнаружили большую чувствительность и подверженность влиянию внутренних источников стресса, чем представители первой группы (t = 10,77 при p ≤ 0,01).

Таким образом, полученные результаты подтвердили предположение о том, что сотрудники УИС с разной степенью психологической устойчивости к стрессу отличаются по параметру локализации источников стресса. У сотрудников с большей сопротивляемостью стрессу источники стресса носят преимущественно внешний характер, у сотрудников со сниженной устойчивостью к стрессу – внутренний характер. Иными словами, для сотрудников, обладающих высокой устойчивостью к стрессу, в качестве источников стресса выступают внешние, объективные факторы, а для сотрудников со сниженной устойчивостью к стрессу в качестве основных источников стресса доминируют внутренние, субъективные факторы.

В свою очередь, это позволяет сделать вывод о том, что психологическую устойчивость необходимо рассматривать по отношению к воздействию различных источников стресса, к каждому из которых устойчивость конкретной личности может быть выше или ниже.

В параграфе 3.2 исследовались связи между устойчивостью к источникам стресса и социально-демографическими характеристиками испытуемых (N = 150). В качестве этих характеристик выступили пол, возраст, статус в УИС (офицерский состав – рядовой и сержантский состав), а также удовлетворенность испытуемых основными жизненными потребностями.

Характеристики пола обнаружили очень слабые корреляции с уровнем психологической устойчивости к источникам стресса. Характеристики возраста обнаружили слабые корреляции с уровнем психологической устойчивости к источникам стресса. Т.е. половозрастные характеристики личности испытуемых не влияют на уровень стрессоустойчивости.

Что же касается звания, то уровень психологической устойчивости к стрессу и его источникам обнаружил умеренную положительную корреляцию с наличием у испытуемых офицерского звания (шкала «я сам»: r = 0,38; шкала «мир вокруг»: r = 0,32; общая шкала: r = 0,42; все связи значимы при p ≤ 0,01). Таким образом, офицеры УИС обнаруживают тенденцию к более высокой стрессоустойчивости, чем рядовые и сержанты.

Кроме этого, при проверке валидности методики было обнаружено, что устойчивость к источникам стресса коррелирует с удовлетворенностью условиями жизни. Поэтому было решено изучить связи между устойчивостью к источникам стресса и отдельными пунктами шкалы удовлетворенности основных жизненных потребностей. Те потребности, которые не удовлетворены, выступают для испытуемого источником стресса. Напротив, удовлетворенные потребности являются для испытуемого источником поддержки. В шкале рассматриваются следующие стороны жизни и связанные с ними потребности: 1) работа; 2) отношения в семье; 3) дети; 4) питание;

5) отдых; 6) материальное благополучие, обеспеченность; 7) общение с друзьями; 8) положение в обществе; 9) жизненные перспективы; 10) любовь, сексуальные отношения; 11) любимое занятие, хобби, увлечение. В результате исследования были получены следующие связи.

Психологическая устойчивость к внутренним источникам стресса (шкала «Я сам») достаточно тесно связана с удовлетворенностью отношениями в семье (r = 0,31 при p ≤ 0,01), общением с друзьями (r = 0,31 при p ≤ 0,01), любовью и сексуальными отношениями (r = 0,36 при p ≤ 0,01), положением в обществе

(r = 0,33 при p ≤ 0,01) и жизненными перспективами (r = 0,42 при p ≤ 0,01).

Психологическая устойчивость к внешним источникам стресса (шкала «Мир вокруг») связана с удовлетворенностью работой (r = 0,31 при p ≤ 0,01), материальным благополучием и обеспеченностью (r = 0,35 при p ≤ 0,01), положением в обществе (r = 0,31 при p ≤ 0,01), общением с друзьями (r = 0,38 при p ≤ 0,01).

Общий уровень психологической устойчивости к стрессу связан с удовлетворенностью отношениями в семье (r = 0,36 при p ≤ 0,01), питанием

(r = 0,32 при p ≤ 0,01), общением с друзьями (r = 0,42 при p ≤ 0,01), любовными отношениями (r = 0,31 при p ≤ 0,01), положением в обществе (r = 0,39 при p ≤ 0,01) и жизненными перспективами (r = 0,31 при p ≤ 0,01).

Таким образом, психологическая устойчивость к стрессу не зависит от пола и возраста испытуемых, положительно связана со служебным статусом (наличие офицерского звания) и положительно коррелирует с удовлетворенностью основных жизненных потребностей.

В параграфе 3.3 изучались собственно внутриличностные ресурсы психологической устойчивости к стрессу сотрудников УИС.

На первом этапе этой части исследования был проведен сравнительный анализ индивидуально-психологических характеристик сотрудников УИС с разной психологической устойчивостью к стрессу и его источникам.

Различия изучались между двумя выделенными ранее группами испытуемых:

1) испытуемые, обнаружившие высокую устойчивость к стрессу (80 испытуемых);

2) испытующие, выявившие сниженную устойчивость к стрессу (84 испытуемых).

В соответствии с разработанной в теоретической части исследования модели стрессоустойчивости личности (п. 1.4), различия между группами оценивались по следующим параметрам:

1) индивидуально-психологические особенности личности (уровень развития воли, локус контроля, эмоциональная устойчивость, уровень личностной тревожности, социальная смелость);

2) стили межличностных отношений;

3) копинг-стратегии поведения испытуемых в стрессе.

Различия между группами изучались с помощью t-критерия Стьюдента для несвязных выборок.

Итак, при сравнении индивидуально-психологических характеристик были выявлены следующие различия между группами (см. таблицу 1).

Сравнительный анализ индивидуально-психологических характеристик между группами

gigabaza.ru