Переживания социального стресса

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками). Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники? По классу составляет — 37%.

Слайд 18 из презентации «Пятиклассник». Размер архива с презентацией 201 КБ.

Педагогика 5 класс

«Классный час СНГ» — Композиция символизирует стремление к равноправному партнерству единству, миру и стабильности. В 2006 году численность людей, официально проживающих в Москве, составила 10 миллионов 400 тысяч. Какой город самый большой в СНГ? Подписанное всеми странами соглашение распространялось на 12 стран СНГ. Презентация к классному часу для 5 класса Разработала Горбачёва И.С. Что объединяет страны СНГ? Также в состав СНГ вошли Украина, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан.

«Дом из лего» — Сигнализация. 4. 14. 19. 7. 15. 11. 2.Вырастить сына. Отзыв учителя. 13. Описание работы:

«Адаптация 5-х классов» — Надо заметить, Родительское собрание. Как быть? Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы. Ребенок приходит со школы усталым. Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Происходит интенсивный рост тела. Новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях.

«Творческие работы учащихся» — Жилище первобытного охотника. Объёмная модель клетки. Опыт по изучению свойств воды. Дорожные знаки (6 класс ОБЖ). Строение клетки. Солнечная система. Модель жилища первобытного человека 5 класс (Кириллова Кристина 6а класс). Турова Мария 5б класс 2009/2010. Клюшина Дарья 5б класс 2009/2010. Автор: Туров Дмитрий 5б класс 2009/2010. Отражены все органы клетки.

«Классный час про космос» — Классный час «космическое путешествие». Максимальная скорость полета: 28 260 км/ч. Юрию Гагарину. «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Полет проходил в автоматическом режиме и длился 1 ч 48 мин. Максимальная высота полета: 327 км. К 50-летию полета Юрия Гагарина в космос. Подготовила: кл.руководитель 5-6 классов Михарева Л.И. 2010/2011 уч.г. Продукты не должны отягощать организм пилота.

«Школьная адаптация» — Признаки дезадаптации: Наглядность такой диагностики очевидна. Золотые правила воспитания для родителей. Причины плохой адаптации в 5-м классе. Признаки успешной адаптации: Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Всего в теме «Педагогика 5 класс» 21 презентация

5klass.net

Организация и методы исследования, характеристика испытуемых

Факторы тревожности : 1.Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

2.Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

3.Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

4.Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

5.Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

6.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

7.Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

2. Методика для определения межличностного восприятия в группе.

Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально – перцептивных процесса. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего. Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим». Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим». Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим». На основании трех описанных гипотетических «типов» восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида. В качестве исходного «банка» суждений при разработке анкеты был использован список из 51 суждения, каждое из которых отражает определенный «тип» восприятия индивидом группы (а именно – учебной группы). При создании анкеты использовались суждения из теста для изучения направленности личности и методики определения уровня социально-психологического развития коллектива. На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения. Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией. Ответ оценивается по каждому типу восприятия с помощью «ключа».

Основные причины и варианты проявления отставания в обучении школьников
В последние годы в педагогической практике отмечен значительный рост количества учащихся, для которых усвоение школьной программы представляет трудности. По различным данным, число неуспевающих школь .

Особенности организации индивидуального образования
В условиях современного производства успешность специалиста определяется его мобильностью, умением неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получить новую информацию, необходимую в данн .

www.firsteducation.ru

СПОСОБ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ

RU (11) 2160047 (13) C1

(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ К ПАТЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статус: по данным на 07.09.2007 — прекратил действие

(14) Дата публикации: 2000.12.10
(21) Регистрационный номер заявки: 2000115270/14
(22) Дата подачи заявки: 2000.06.16
(24) Дата начала отсчета срока действия патента: 2000.06.16
(45) Опубликовано: 2000.12.10
(56) Аналоги изобретения: 1. RU 2033081 C1, 20.04.1995. 2. RU 2106801 C1, 20.03.1998. 3. RU 2093076 C1, 20.10.1997. 4. RU 2093075 C1, 20.10.1997. 5. RU 951098558 A1, 20.07.1995. 6. RU 212833 C1, 10.02.1999.
(71) Имя заявителя: Некоммерческая организация фонд «Остров детства»
(72) Имя изобретателя: Крупенин Б.Л.
(73) Имя патентообладателя: Некоммерческая организация фонд «Остров детства»
(98) Адрес для переписки: 107076, Москва, Колодезный пер., д.14, 6 этаж, 16 офис, Крупенину Б.Л.

(54) СПОСОБ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ

Изобретение относится к медицине, в частности к психологическим исследованиям, и может быть использовано для оценки психоэмоционального состояния детей и психологической адаптации к социальной среде. Способ обеспечивает повышение точности психологической оценки тревожности детей. Проводят тестирование детей и оценку общей тревожности с помощью факторов, влияющих на общую тревожность. Дополнительно проводят тестирование родителей и учителей, при этом тесты для родителей образуют три блока вопросов, определяющие взаимоотношение ребенка с родителями, с одноклассниками и учителями, ответы оценивают по четырехбалльной шкале. После этого определяют среднее значение несовпадений. Оценку общей тревожности детей осуществляют путем усреднения полученных результатов тестирования детей, учителей и родителей. При общем среднем числе несовпадений: менее 30% судят о низком уровне тревожности, при общем числе несовпадений от 30 до 60% судят о повышенной тревожности, а значение больше 60% свидетельствуют о высоком уровне тревожности. Результат заключается в наиболее полном и точном отражении поведения детей в различных ситуациях. 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к психологическим исследованиям и может быть использовано психологами, психиаторами при оценке тревожности детей в школах, садах, интернатах, а также для оценки их психоэмоционального состояния и психологической адаптации к социальной среде.

В некоторых исследованиях тревога представлена как форма адаптации организма в условиях острого или хронического стресса. Другие авторы считают, что тревога представляет собой не столько форму психической адаптации, сколько сигнал, свидетельствующий о ее нарушении. Длительная интенсивная, неадекватная ситуация тревоги препятствует формированию адаптивного поведения.

Наиболее точным подходом к определению тревоги является подход, при котором тревога рассматривается как предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто она проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями. Таким образом, тревога возникает, как отклик на состояние неопределенности в результате предвосхищения неприятности.

Анализ источников информации свидетельствует о разделении тревоги и страха. Это разграничение основано на критерии, введенном в психиатрию К. Ясперсом. Тревога ощущается вне связи с каким-либо стимулом, тогда как страх соотносится с определенным стимулом и объектом.

Как эпизодические реакции тревога и страх имеют свои аналоги в форме более устойчивых психических состояний: страх в виде боязни, а тревога в виде тревожности.

Существует огромное разнообразие тестовых и проективных методик, использующихся для психодиагностики тревожности.

Среди этих методик широкое распространение получили шкалы ситуативной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера и шкала тревожности Дж.Тейлора. Эти способы предназначены для определения уровня тревожности у взрослых.

Для диагностики тревожности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста разработана шкала тревожности А.М.Прихожан, которая построена по принципу «шкалы социально-ситуативной тревоги» О.Кондаша. Как дополнительный способ при изучении особенностей актуального состояния человека предлагается использовать тест цветовых предпочтений М.Люшера.

Кроме описанных способов диагностики тревожности у детей и взрослых рекомендуется применение проективных методик. Они характеризуются глобальной оценкой личности и наиболее эффективны для обнаружения скрытых, завуалированных ее сторон.

Среди рисуночных проективных методик наибольшее распространение получили такие, как «Несуществующее животное», «Дом-дерево-человек» и «Рисунок семьи».

Наиболее информативным из проективных способов считается способ «Рисунок семьи», который может дать глубокую и содержательную информацию об отношениях и состоянии ребенка.

Для создания психологически комфортной атмосферы в учебном процессе, а также обеспечения его наибольшей эффективности необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности эмоционально-психологического состояния школьника. Состояние беспокойства и тревожности ребенка часто определяется обстановкой в семье, особенностями его воспитания родителями, а также эмоциональной атмосферой в классе и личностными особенностями педагогов и родителей.

Изучение актуального состояния учащегося, его ближайшего окружения, знакомство с его самоощущениями в семье, в школе и анализ полученных данных позволяют не только констатировать наличие у него высокого уровня тревожности, но и вскрыть причины и механизмы формирования этого состояния для разработки форм и методов психокоррекционной работы с детьми, способов индивидуальной и групповой консультативной помощи педагогам и родителям.

Известен способ определения интеллектуального развития детей, заключающийся в тестировании детей за счет предъявления различных предметов, а об уровне интеллектуального развития судят по выполнению теста по классификации предметов (см. заявку 94002978, 27.07.96).

Известен способ оценки эмоциональной и стрессовой напряженности, заключающийся в тестировании репациента путем задания вопросов и регистрации кожно-гальванической реакции, по изменению параметров которой судят о стрессовой напряженности (патент RU 2068653 C1, 10.11.96).

Наиболее близким аналогом предложенного способа является способ психодиагностической оценки тревожности, заключающийся в тестировании и оценке общей тревожности, позволяющей оценить общее эмоциональное состояние, и факторов, влияющих на общую тревожность: переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями (см. патент 2033081, 20.04.95).

К недостаткам известных способов относится:

невозможность оценки уровня адаптации школьников к социальной среде из-за отсутствия в тестах вопросов, направленных на оценку тревожности у детей как младшего, так и старшего школьного возраста

отсутствие информации, связанной с оценкой поведения детей, их адаптации, психоэмоционального состояния родителями и учителями

низкая точность полученных результатов тестирования из-за отсутствия комплексной информации о поведении ребенка в различных ситуациях и социальной обстановке.

Задачей настоящего способа является обеспечение психодиагностической оценки тревожности детей с привлечением комплексной информации о психоэмоциональном состоянии детей и уровне их адаптации к социальной среде, полученной от родителей и учителей, наиболее полно и точно отражающих поведение детей в различных ситуациях.

Поставленная задача решена за счет того, что в способе психодиагностической оценки тревожности детей, заключающемся в тестировании и оценке их общей тревожности, позволяющей оценить общее эмоциональное состояние, и факторов, влияющих на общую тревожность: переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями, дополнительно проводят тестирование родителей и учителей, при этом тесты для родителей образуют три блока вопросов, определяющие взаимоотношение ребенка с родителями, одноклассниками, учителями, ответы оценивают по четырехбалльной шкале, а тесты для учителей позволяют оценить популярность, эмоциональную зависимость от родителей и степень родительского контроля, волнение при ответе или выполнении задания, после этого определяют количество ответов, не совпадающих с ключами тестов по каждому фактору в отдельности при тестировании общей тревожности, учителей и родителей, определяют среднее значение несовпадений, проводят анализ результатов путем сравнения полученных средних значений при различных направлениях тестирования, а генерализованную оценку тревожности детей осуществляют путем сравнения полученных результатов при тестировании общей тревожности, учителей и родителей; при общем числе несовпадений менее 30% судят о низком уровне тревожности, при общем числе несовпадений от 30% до 60% судят о повышенной тревожности, при значении более 60% свидетельствуют о высоком уровне тревожности.

На фиг. 1 приведены известные блок-схемы диагностики тревожности, на фиг. 2 приведена предлагаемая блок-схема.

Существо предлагаемого способа заключается в следующем.

Для диагностики тревожности у детей, как младшего, так и старшего школьного возраста был использован тест школьной тревожности Филлипса, позволяющий наиболее точно измерить уровень ситуативной тревожности в школьной обстановке. Он позволяет оценить следующие факторы школьной тревожности:

1) общая тревожность в школе

2) переживание социального стресса

3) фрустрация потребности в достижении успеха

4) страх самовыражения

5) страх ситуации проверки знаний

6) страх не соответствовать ожиданиям окружающих

7) низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

8) проблемы и страхи в отношениях с учителями

Шкала под названием «общая тревожность в школе» позволяет оценить общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включенности в жизнь школы. Это эмоциональный фон, на котором разворачиваются события школьной жизни ребенка. Напряжение, возникающее на той или иной из остальных шкал, обязательно будет отражено на изменении уровня общей тревожности.

Шкала «переживание социального стресса» прежде всего предполагает оценку уровня тревожности, возникающей из-за нарушения общения ребенка со сверстниками. Это эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты.

Шкала «фрустрация потребности в достижении успеха» отражает тот неблагоприятный психический фон, который не позволяет ребенку развивать свои способности, насколько ребенок сомневается в своей способности достижения успеха или высокого результата.

Шкала «страх самовыражения» отражает негативные эмоциональные переживания ситуаций, которые предполагают самораскрытие ребенка, предъявление себя другим, демонстрацию своих возможностей.

Шкала «страх ситуации проверки знаний» отражает негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки (особенно публичное) знаний, достижений, возможностей школьника.

Шкала «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» выражает ориентацию школьника на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревогу по поводу оценок, страх негативных оценок окружающих. С первого по восьмой класс значимыми окружающими являются родители, а с девятого по одиннадцатый класс значимыми другими становятся одноклассники или близкие по возрасту друзья из нешкольной компании.

Шкала «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» раскрывает особенности психофизической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стресогенного характера и повышающим вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожные факторы окружающей среды.

Шкала «проблемы и страхи в отношениях с учителями» отражает общий негативный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка. Для школьника, особенно в старших классах, школьная жизнь является моделью взрослой жизни и каждый преподаватель — это образец того или иного паттерна поведения. Отношения учителя и ученика постоянно развиваются и переживают ряд конфликтов, обусловленных возрастными кризисами школьника. Но то, как в целом строятся отношения учителя и ученика в процессе внутришкольного взаимодействия, оказывает огромное влияние на дальнейшее развитие ученика как личности.

При обработке результатов выделяются вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на вопрос 58 ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-«, то есть «нет»(см.Приложение 1 в конце описания). Ответы, не совпавшие с ключом — это проявления тревожности. Затем подсчитывается число несовпадений по каждому из факторов тревожности, выделенным в тексте. Если общее число несовпадений меньше 30% — можно говорить о низком уровне тревожности, значения от 30% до 60% — выражение повышенной тревожности, если общее число несовпадений более 60% — свидетельствуют о высоком уровне тревожности. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, которое во многом определяется наличием тех или иных тревожных синдромов и их комбинацией.

Личностная тревожность характеризуется устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания и иногда тонкой координации движений. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Для наиболее полной оценки уровня адаптации школьников были разработаны варианты опросников для родителей и классных руководителей, в которых они должны были оценить факторы, наиболее ощутимо влияющие на уровень адаптации ребенка в школе — взаимоотношения ребенка со сверстниками, с родителями и учениками (см. Приложения 1,2 в конце описания).

Опросник для родителей включал три блока вопросов: вопросы, касающиеся взаимоотношения ребенка с родителями, с одноклассниками и с учителями. Ответы можно было давать по четырехбалльной шкале. Затем «сырые» баллы пересчитывались в проценты, таким образом получалось сколько процентов детей из отдельно взятого класса, по мнению родителейБ имеют проблемы в вышеперечисленных трех сферах. По такому же принципу был выполнен и опросник для учителей, но они должны были оценить каждого ученика из своего класса по следующим параметрам:

популярность в классе

беспокойство по поводу производимого впечатления

интерес к учебе

эмоциональная зависимость от родителей

степень родительского контроля

популярность у противоположного пола

подчиняемость чужому влиянию

Шкала опросников родителей и учителей соотносятся со шкалами теста школьной тревожности Филлипса следующим образом (см. табл. А)

Таким образом, были получены три типа результатов — собственно результаты теста школьной тревожности Филлипса (по 8 шкалам), данные опроса родителей и классных руководителей. Данные обрабатывались по параллелям (например — уровень адаптации в первых классах). Порядок расчета включает следующие операции:

1. Подсчитывают число несовпадений знаков («+»- Да, «-» — Нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах)

2. Представление среднего значения полученных данных по каждому классу в виде диаграмм и их интерпретация

3. Сопоставление среднего значения по параллелям (например, все первые классы) с результатами опроса родителей и учителей.

4. Представление сравнительных результатов среднего значения данных по параллелям и результата опроса родителей и учителей в виде диаграмм и их интерпретация.

5. Выделение наиболее проблемных классов по каждой шкале

6. При общем числе несовпадений менее 30% судят о низком уровне тревожности, при общем числе несовпадений от 30% до 60% судят о повышенной тревожности, при значении более 60% свидетельствуют о высоком уровне тревожности.

Предлагаемый способ психодиагностической оценки тревожности детей прошел апробацию в школах-интернатах.

Способ психодиагностической оценки тревожности детей, включающий тестирование детей и последующую оценку их общей тревожности, с помощью факторов, влияющих на общую тревожность: переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями, отличающийся тем, что дополнительно проводят тестирование родителей и учителей, при этом тесты для родителей образуют три блока вопросов, определяющих взаимоотношение ребенка с родителями, одноклассниками и учителями, ответы оценивают по четырехбалльной шкале, а с помощью тестов для учителей позволяют оценивать популярность, эмоциональную зависимость от родителей и степень родительского контроля, волнение при ответе или выполнении задания, а общую тревожность детей определяют по количеству ответов, не совпадающих с ключами тестов по каждому фактору в отдельности при тестировании детей, учителей и родителей, определяют среднее значение несовпадений, сопоставляют полученные средние значения при различных направлениях тестирования и при общем среднем числе несовпадений меньше 30% судят о низком уровне тревожности детей, при общем числе несовпадений от 30 до 60% судят о повышенной тревожности, а значение более 60% свидетельствует о высоком уровне тревожности.

ПРОЧИТАТЬ НУЖНО ВСЕМ !
Судьба пионерских изобретений и научных разработок, которым нет и не будет аналогов на планете еще лет сорок, разве что у инопланетян

www.ntpo.com

Особенности проявления тревожности у учащихся подросткового возраста

“… Воспитание детей – рискованное дело,
ибо в случае удачи последняя приобретена
ценою большого труда и заботы, в случае же
неудачи – горе несравнимо ни с каким другим”.

Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для людей ХХ столетия, то проблемы тревожности и порожденные ею трудности наверняка займут одно из первых мест. И в этом нет ничего удивительного. Все больше людей живет в крупных городах, где человек на каждом шагу вынужден вступать в контакт с незнакомцами. Нагрузка на психику сейчас несравнимо больше, чем раньше. В этом виноват и сумасшедший темп жизни, и обилие информации, и калейдоскоп событий и лиц, мелькающий перед глазами любого, кто пройдется или проедется по городским улицам, посмотрит телевизор и прочее и прочее. Наши дети, естественно, делят с нами все эти трудности. Особенно, если учесть, что со второй половины 80-х годов в России произошли политические и социально-экономические изменения, приведшие к кризису. Время, особенно кризисное, существенно влияет на психические особенности людей.

Существует обширная литература, раскрывающая влияние социально-экономических условий в стране на жизнь подростков и юношей. Весь материал этих публикаций свидетельствует, а точнее, кричит о том, что жизнь подростков стала совершенно иной по сравнению с жизнью подростков докризисного периода, причем по самым различным показателям (условия обучения в школе, материальная база семьи, возможность продолжения учебы после школы, возможность реализовать мечту, быть здоровым и т.д.). Данных же о том, каковы психические особенности подростков кризисного времени явно не достаточно для оказания им психологической помощи. Дефицит этой информации связан и с конкретным временем, и с конкретным местом жизни подростков. Оказывается, что в условиях кризиса на разных его этапах существуют совершенно различные проявления в психологической жизни людей. Подростки 1993 года уже существенно отличаются от подростков 2002 года, подростки, живущие в одном районе Челябинска, отличаются от подростков, живущих в другом районе.

Ссылаясь на исследования, можно отметить, что наибольшую нагруженность проблемами имеют подростки 13 лет, а также 12-летние. К 16-летнему возрасту проблемная нагруженность ослабевает, исключение составляет лишь область будущего. На фоне общей проблемной озабоченности в каждом возрасте есть те области проблем, которые наиболее актуальны для конкретной возрастной группы. Так , в 12 лет, кроме отношения к будущему, остро переживаются взаимоотношения со сверстниками и проблемы взаимоотношений с родителями. В 13 и 14 лет проблема взаимоотношений с родителями выступает на первое место по сравнению с переживанием отношений со сверстниками. Безусловно, новым фактором является то, что уже в 12-13 лет возникает тревога в связи с будущем. От того, как будет переживаться подростковый кризисный этап ребенка в самом его начале (11-12 лет) будет зависеть во многом его дальнейшая жизнь.

Понимая, что для решения проблем (в частности: проблема межличностного взаимоотношения) подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические особенности, мы начали лонгитюдное исследование, направленное на изучение проблем подростков, тем более, что новое время вносит существенные коррективы в развитие взаимоотношений между взрослыми и детьми, а также детей со своими сверстниками (что в этом возрасте играет огромную роль для дальнейшего гармонического развития личности).

Перед проведением исследования мы выдвинули гипотезу о том, что тревожность, связанная со школьной жизнью, наиболее выражается у детей в период начала подросткового возраста, заметно снижается к его завершению при правильно выбранном стиле воспитательного воздействия педагогов, родителей и коррекционно-развивающих занятий, проводимые психологом.

В исследовании принимали участие ученики 7 а класса (в последующих годах – 9 а класса) школы № 107 г. Челябинска, в количестве 13 человек.

Для выявления видов и уровней тревожности мы применили “Тест школьной тревожности Филлипса”.

Его особенностью и главным преимуществом перед многочисленными опросниками, фиксирующими так называемую “базовую” и “личностную” тревожность, является его деятельностная направленность. Он позволяет выявить уровень тревожности младшего подростка в различных школьных ситуациях, определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает. Это принципиально важная информация для последующей консультативной и психотерапевтической работы.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “да” или “нет”.

При обработке результатов выделяются вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58 вопрос ребенок ответил “да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “нет”. Ответы, несовпадающие с ключом, регистрируют проявления тревожности.

При обработке подсчитываются:

во-первых, общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка; если оно больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности;

во-вторых, число несовпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируя общее внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома:

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
  4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих способностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Результаты исследования по тесту Филлипса учеников 7 а класса занесены в табл. 1 и 2 (См. приложение 1). Из них видно, что показатели тревожности распределены следующим образом: самый большой процент очень высокой тревожности получился по шкале “Страх проверки знаний”. Совершенно не вызывает тревожности показатели шкал “Переживание социального стресса” (54% по шкале повышенной тревожности) и “Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу” (хотя по шкале повышенной тревожности он составляет 69%).

Следующий уровень – повышенная тревожность. По нему мы получили самый большой процент по шкалам “Фрустрация потребности в достижении успеха” (69%), “Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (69%)”, “Проблемы и страхи в отношении с учителями (69%)”, “Страх самовыражения (61%)”.

Результаты повторного исследования тех же учащихся 9 а класса (через 2 года) сведены в таблицы 3 и 4 (См. приложение 2). Из сравнительного анализа данных этих таблиц можно заметить, что практически совсем снизились показатели очень высокой тревожности по всем шкалам, кроме шкалы “Страх ситуации проверки знаний” (22%). Большой процент повышенной тревожности остался по шкалам “Страх ситуации проверки знаний” (66%) и “Страх не соответствовать ожиданиям окружающих” (66%).

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели школьной тревожности имеют тенденцию возрастать к началу подросткового возраста (12-13 лет), что может объясниться сложностью начала кризисного периода, и постепенно снижаться к концу подросткового возраста (14-15 лет). При благоприятных условиях и психологической поддержке со стороны социального окружения эти дети будут испытывать эмоциональный комфорт. Психика детей младшего подросткового возраста еще пластична и открыта воздействию со стороны взрослых (важно, чтобы оно было положительным). Проведенная психокоррекционная работа повлияла на изменение эмоциональной сферы детей в лучшую сторону, а именно, произошло заметное снижение высокой тревожности по всем шкалам.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai