Почему дети в депрессии

Депрессия у детей

Принято считать, что депрессия свойственна взрослым и у детей встречается редко, однако это не так. Данное психоневрологическое нарушение может возникнуть в любом, даже самом раннем возрасте. Другой вопрос, что у ребёнка определить депрессию удаётся не всегда, родители попросту не догадываются о её наличии, малыш же, в силу возраста, не способен внятно объяснить, что его тревожит.

Ситуация осложняется ещё и тем, что для разных возрастных групп проявления депрессии могут быть различными. В самом раннем возрасте (до трёх лет) наблюдаются снижение темпов набора веса, боли в животе, рвота, плаксивость, боязнь темноты, заторможенность. Чаще всего родители принимают всё это за симптомы иных заболеваний, обращаются к врачам, водят малыша в поликлинику, чтобы у него взяли анализы, теряют время. Между тем депрессия укореняется в нервной системе ребёнка.

В более позднем (дошкольном) возрасте к симптомам может добавиться головная боль, ломота в суставах, при этом ребёнок всё чаще ищет уединения, перестаёт интересоваться чем бы то ни было, выглядит слабым, подавленным; появляются новые страхи, например боязнь потерять родителей, остаться одному, умереть. Часто малыш капризничает, плачет по любому поводу. Родители, как правило, в этом случае начинают бороться с соматическими проявлениями, полагая, что капризы и подавленность вызваны слабым здоровьем, болезненностью ребёнка. Итог, как и в предыдущем случае, – потеря времени и отсутствие результата.

В младшем школьном возрасте дети, страдающие депрессией, помимо болей в различных областях и общей слабости организма, испытывают стресс от объективной неспособности соответствовать новым требованиям и нормам. Они избегают общения со сверстниками, не проявляют интереса к учёбе и другим занятиям. Рассеянность, невнимательность осложняют процесс обучения, могут возникать конфликты с учителями. Часто такое состояние взрослые объясняют особенностями темперамента или просто ленью. Могут при этом давить на ребёнка, ругать его, что ещё больше усугубляет ситуацию. Ребёнок утверждается во мнении, что он глупый, никчёмный, что он приносит всем только огорчения.

Стоит ли говорить, что при таких обстоятельствах справиться с угнетённым состоянием невозможно. Депрессия прогрессирует, отставание в учебном процессе увеличивается. Ребёнок всё больше замыкается в себе, ближе к подростковому возрасту могут появляться вспышки гнева в ответ на критику, иногда без причины. Однако к этому времени школьник уже способен более внятно объяснить родителям, что он чувствует. Это чаще всего состояние тоски, различные страхи, желание плакать по любому поводу, апатия, недовольство собой. В сочетании с соматическими проявлениями эти обстоятельства дают основание полагать, что у ребёнка развивается депрессия. Необходимо все усилия направить на комплексное решение этой проблемы.

В подростковом возрасте депрессия сопровождается теми же симптомами, однако усугубляется гормональными изменениями, характерными для этого периода. Апатия нередко сменяется раздражительностью, вспышки гнева появляются всё чаще. Подросток склонен проецировать всё на себя. В любых неудачах, негативных обстоятельствах он видит свою вину. Часто возникают мысли, что он некрасивый, глупый, плохой, что он неудачник. В этом возрасте депрессия опасна тем, что может привести к её крайней степени – суициду.

Такой исход может наступить при острой форме заболевания, в условиях его большой продолжительности, иногда до нескольких лет. За это время можно не только выявить проблему, но и побороть её при правильном подходе и помощи специалистов. Не надо оставлять подростка с депрессией один на один в надежде, что она сама пройдёт со временем. Скорее всего, так оно и будет, но риск в результате бездействия всё же велик. Не стоит забывать, что это пора первых влюблённостей, отношений с противоположным полом. В период депрессии неудачи на этом поприще могут не только причинить тяжёлые страдания, но и толкнуть ребёнка на роковой шаг.

Причины возникновения депрессии

Причин можно выделить несколько. Условно их разделяют на физиологические и психологические. В результате физиологических причин депрессия может возникать даже у детей до трёх лет. К таковым можно отнести:

  • Генетическую предрасположенность. Она определяется наличием у родственников психических заболеваний, нервных расстройств, иных психоневрологических нарушений, депрессии. В этом случае можно говорить о факторе наследственности.
  • Патологии в перинатальный период. Нарушения развития плода, различные инфекции, прочие заболевания, перенесённые женщиной во время беременности.
  • Родовые травмы или врождённые пороки, например асфиксия плода при родах, различные органические повреждения головного мозга.
  • Тяжёлые заболевания в раннем возрасте. Например, родившийся здоровым ребёнок переносит инфекционное заболевание или получает травму, находится на длительном лечении и т. д.
  • Однако чаще всего к депрессии приводят психологические причины. При их длительном воздействии, даже в отсутствие каких-либо физиологических оснований, у ребёнка может развиться данное психоневрологическое нарушение. Устранять такие причины очень непросто, т. к. это требует от родителей не только осознания ошибочности своего поведения, но и усилий по его изменению, а это, как показывает практика, самое сложное дело. Среди психологических причин развития депрессии можно выделить следующие:

  • Тяжёлая атмосфера в семье. Частые скандалы, крики, шум, резкие громкие звуки (например, битьё посуды, хлопанье дверями), применение насилия, тем более в присутствии ребёнка.
  • Длительная или полная разлука с матерью, особенно в раннем возрасте. Например, помещение ребёнка в стационар без матери, пребывание в детском доме, группе детского сада интернат-типа и т. д. Ребёнок в этом случае испытывает тяжелейший стресс, страх, теряет ощущение защищённости.
  • Неспособность ребёнка справляться с поставленными задачами и трудностями. Ощущение собственного бессилия в этом случае тоже является фактором стресса. Может показаться, что этот пункт не относится к малышам до трёх лет, но это не так. К трём годам ребёнок должен справиться с тремя главными задачами:
    • самостоятельно засыпать в своей кроватке (не спать с родителями);
    • самостоятельно принимать пищу (полностью прекращается кормление с ложечки);
    • самостоятельно ходить на горшок (исключить одноразовые подгузники).
    • Если к трёхлетнему возрасту не отработаны эти три основополагающих приёма, то у ребёнка, как правило, возникает масса иных неврологических и поведенческих расстройств, отягчающих жизнь и малышу, и родителям.

    • Трудности при социализации. Негативные ситуации, связанные с поступлением ребёнка в детский сад, школу. Необходимость соответствия требованиям общества, контроль своего поведения при общении с людьми, способность реагировать на отношение к нему других детей.

    Именно эти причины чаще всего лежат в основе депрессии у детей. Если же они накладываются на физиологические проблемы, то риск развития заболевания сильно возрастает. Если ребёнок получил травму при рождении или у него имеется наследственная предрасположенность к депрессии, при этом он испытал (или испытывает) психологический стресс, за его состоянием необходимо следить особенно тщательно. В случае возникновения признаков депрессии надо немедленно принять меры – обратиться к специалистам, осуществить назначенное лечение, устранить причину стресса.

    Лечение депрессии

    Подход к лечению данного заболевания должен быть комплексным. В первую очередь надо проконсультироваться с педиатром, сдать все необходимые анализы для того, чтобы иметь представление об общем состоянии ребёнка. Если он жалуется на боли в животе, сердце, суставах и других областях, требуется осмотр у соответствующих специалистов, например кардиолога, гастроэнтеролога и т. д. Подобные боли могут не только быть составляющей депрессии, но и развиваться параллельно как самостоятельное заболевание, например гастрит или сердечная недостаточность. Данную вероятность надо подтвердить и лечить заболевание либо опровергнуть и сконцентрироваться на лечении депрессии.

    После консультации с профильными специалистами (если в этом есть необходимость) нужно обратиться к невропатологу. Он поможет определить наличие физиологических причин для возникновения депрессии, а также проверит работу головного мозга и нервной системы. В случае необходимости детский невропатолог посоветует лечение, которое, в совокупности с прочими мерами, будет способствовать борьбе с депрессией у ребёнка.

    Основным специалистом по лечению депрессии у ребёнка тем не менее является детский психотерапевт. Занятия с ним составляют основу лечения. Однако потребуются усилия и со стороны родителей. Необходимо нормализовать обстановку в семье, избегать конфликтов, скандалов, договориться между собой ради помощи ребёнку. Желательно посещать психотерапевта совместно, консультироваться с психологом. Даже если у родителей отсутствует желание делать это, стоит подойти к проблеме с позиции «надо». Из некоторых ситуаций трудно выйти самостоятельно, может потребоваться помощь специалиста.

    Иногда может понадобиться медикаментозное лечение, если таковое будет рекомендовано врачом. Кроме того, возможно использование препаратов, которые также назначают профильные специалисты для снятия спазматических реакций или болевого синдрома в каких-либо органах. Благоприятное воздействие оказывает физиотерапия.

    Кроме того, в борьбе с различными психоневрологическими нарушениями, депрессией в том числе, огромное значение имеет распорядок дня. Важность режима часто недооценивают родители, и совершенно напрасно. На подсознательном уровне чёткая структура дня даёт ребёнку необходимую уверенность, чувство контроля над ситуацией, к тому же дисциплинирует его, имеет массу плюсов при полном отсутствии минусов. Надо, чтобы ребёнок всегда в одно и то же время вставал, принимал пищу, гулял, выполнял работу по дому, домашнее задание (когда потребуется), ложился спать. Часто у родителей не хватает времени и желания следить за распорядком дня своего ребёнка. Следует понимать, что эти усилия принесут ему огромную пользу, в том числе в будущем, приложить их придётся только на начальном этапе, потом ребёнок привыкнет и будет справляться сам.

    Советы родителям

    Если у ребёнка обнаружилась депрессия, то родителям придётся запастись терпением. Одного только медикаментозного лечения будет недостаточно, а может быть, оно не понадобится вовсе. При благоприятных условиях, внимательном отношении со стороны родителей депрессия может пройти со временем сама. Необходимо проявлять заботу, давать понять ребёнку, что его проблемы очень важны для родителей, надо выражать своё участие и сопереживание, избегать конфликтов с ребёнком. Нельзя ни ругать его, ни давить на него. На чрезмерно строгих и требовательных родителей у детей может возникнуть обида, которая сохранится у них на долгие годы.

    Надо стараться отвлекать ребёнка от грустных мыслей, переключать его внимание на положительные моменты, стараться развеселить, рассмешить его. Никогда нельзя критиковать его внешность и выражать сомнения в его успешности. Наоборот, надо говорить ему, что он умный, красивый, талантливый, добрый, подчёркивать его положительные качества. При необходимости помогать справляться с различными задачами. Ребёнок, который добивается успеха в чём-то, уверенно решает повседневные задачи, практически не подвержен неврологическим расстройствам.

    Даже при явном снижении интереса к каким-либо занятиям дети сохраняют способность удивляться и радоваться. Возможно, для этого потребуется поиск новых ощущений. Часто благотворное влияние на детей, страдающих депрессией, оказывает плавание. В этом случае не повредят занятия в бассейне, посещение аквапарка, летом купание в природных водоёмах.

    Полезно общение с животными. Можно сводить ребёнка в дельфинарий, океанариум или зоопарк. Если он просит разрешения завести кошку или собаку, нужно по возможности не отказывать ему в этом – чувство ответственности за живое существо поможет выйти из состояния отрешённости и апатии.

    onwomen.ru

    Депрессия у детей: симптомы и помощь

    У детей, как и у взрослых, бывают светлые и мрачные дни. Но у некоторых из них мрачных дней больше и воспринимаются они ими серьезнее. Дети, которые часто и в течение длительного времени находятся в плохом настроении, подвержены риску развития депрессии. Если вы видите у ребенка признаки депрессии, очень важно своевременно оказать ему помощь.

    Что такое депрессия?

    Для детей нормально находиться в плохом настроении, быть раздражительными или мыслить негативно – всё это является частью их взросления. Дети должны пройти через целый ряд чувств и эмоций, чтобы узнать о том, как справляться с ними.

    Но депрессия – это нечто большее, чем грусть или плохое настроение. Депрессия является серьезным заболеванием, которое может повлиять на физическое и психическое здоровье детей.

    На первый взгляд кажется, будто трудно найти различия между печалью и депрессией, но если вы зададите себе приведенные ниже вопросы, вам станет легче понять тот факт, что с ребенком что-то не так:

  • Как долго ребенок пребывает в плохом настроении?
  • Насколько далеко зашло его негативное мышление?
  • Насколько ребенок интересуется повседневной деятельностью?
  • Насколько значительный эффект имеют мысли и чувства ребенка на его повседневную жизнь?
  • Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо. Если вы чувствуете, что с ним что-то не так, обратитесь к педиатру или психологу.

    Если ваш ребенок находится в состоянии депрессии, ему может быть трудно приобретать знания, заводить друзей и справляться с большей частью повседневных обязанностей. Если депрессия продолжается в течение длительного времени и не лечится, это может повлиять на рост, развитие и обучение вашего ребенка, поэтому, чтобы исцелиться от депрессии, ему нужна своевременная и надлежащая помощь.

    Если ваш ребенок говорит что-либо о нежелании жить: «Если бы я не родился» или «Я хотел бы заснуть и не проснуться», вы должны отнестись к этому очень серьезно и безотлагательно обратиться за профессиональной помощью.

    Признаки и симптомы депрессии у детей

    Если вы заметили у ребенка какие-либо из следующих признаков, и данные признаки проявляются дольше, чем две недели, очень вероятно, что у него депрессия.

    Если ваш ребенок:

  • Кажется печальным или несчастным большую часть времени.
  • Агрессивен, истеричен, не делает то, о чем вы его просите большую часть времени.
  • Говорит о себе в негативном ключе, например: «У меня ничего не получается…», «Я не справляюсь с…» или «Меня никто не любит в школе».
  • Испытывает чувство вины, например, говорит что-то вроде: «Это я во всем виноват».
  • Тревожен или боязлив.
  • Продолжает говорить о том, что у него болит живот или голова, в то время как данные проблемы не имеют объективных физиологических или медицинских причин.
  • К признакам депрессии также относятся изменения интересов вашего ребенка или уровня его энергии в повседневной деятельности. Например, если ваш ребенок:

  • Не имеет столько же энергии, сколько обычно (то есть у него снижен энергетический потенциал).
  • Не хочет быть рядом с друзьями и семьей.
  • Не заинтересован в играх или в других занятиях, которые его радовали раньше.
  • Имеет проблемы со сном, включая ночные кошмары.
  • Имеет проблемы с концентрацией внимания или памятью.
  • Если ваш ребенок ходит в школу, при этом он:

  • Не так хорошо успевает, как прежде.
  • Не принимает участия в школьных мероприятиях.
  • Имеет проблемы в школе или в общении с другими детьми.
  • Депрессия влияет на мышление детей, их настроение и поведение. Дети в состоянии депрессии часто негативно относятся к себе, своему положению и будущему. Они могут чувствовать себя действительно безнадежно.

    У родителей могут опуститься руки, если ребенок ведет себя вызывающе или не хочет быть рядом с ними. Но если причиной этого является депрессия, ребенок нуждается в родительской любви, внимании и заботе, которые могли бы поддержать его и направить на исцеление.

    Помощь при детской депрессии

    Депрессия не уходит сама собой. Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка депрессия, постарайтесь сделать следующее:

    • Запишитесь на прием к педиатру или психологу. Эти специально обученные специалисты смогут диагностировать у ребенка депрессию.
    • Если ваш ребенок испытывает затруднения при том, чтобы разговаривать с вами о своих чувствах, вы можете спросить у него, не согласится ли он поговорить о своем состоянии с другим взрослым, которому он доверяет. Несмотря ни на что ваш ребенок должен знать о том, что вы всегда готовы его выслушать и от всей души хотите понять, что с ним происходит.
    • Если вы обратитесь за профессиональной помощью на ранней стадии депрессии, то сможете:

    • Помочь ребенку быстрее поправиться.
    • Снизить риск того, что ваш ребенок будет испытывать депрессию во взрослой жизни.
    • Помочь ребенку беспрепятственно расти и развиваться.
    • Профессиональная помощь

      Если у ребенка диагностирована депрессия, вы и ваш ребенок можете работать с психологом, педиатром или психиатром для решения проблемы.

      Психолог или психиатр могут использовать когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), которая помогает детям избавиться от бесполезных или вредных привычек мыслить и вести себя.

      Также эти специалисты могут использовать другие подходы, такие как игровая терапия, детско-родительская арт-терапия или семейная терапия.

      Эти методы могут помочь вашему ребенку научиться более позитивно мыслить и более эффективно решать проблемы. Это означает, что он менее вероятно подвергнется депрессии вновь.

      Если проблема серьезная, ваш врач может назначить ребенку медикаментозное лечение депрессии.

      Что вы можете сделать в домашних условиях

      Наряду с помощью специалистов вы можете помочь своему ребенку несколькими простыми и эффективными способами:

    • Если ваш ребенок страдает от негативного мышления, вы можете моделировать позитивные способы мышления. Например, можете сказать что-то вроде: «Я до глубины души радуюсь, когда мы играем вместе», «Это было весело!» или «Я знал(а), что смогу сделать это».
    • Управляйте стрессом и напряжением вашего ребенка, регулярно находя время для отдыха, а также для той деятельности, которая радует вашего ребенка. Устойчивый семейный распорядок дня также может помочь снизить стресс.
    • Загрузите на смартфон или планшет приложения, которые помогут вашему ребенку обучиться стратегии релаксации. Такого рода приложения описывают и контролируют выполнение упражнений, нацеленных на глубокое дыхание, мышечную релаксацию, визуализацию и осознание происходящего.
    • Найдите время, чтобы поговорить с ребенком и выслушать все, что он хочет вам сказать о своем самочувствии. Вы можете сделать это, когда вместе готовите обед, читаете книгу, прогуливаетесь, едете в машине или играете дома.
    • Подумайте о том, что вместе со специалистами, работающими над исцелением депрессии вашего ребенка, вы можете составить слаженную результативную команду. Поговорите с ними о том, как вы можете вовлечься в терапию, которая поможет вашему ребенку.
    • Если ваш ребенок уже ходит в школу, поговорите с его учителем, классным руководителем или школьным психологом. Работая вместе с работниками школы, вы сможете найти лучшие способы, чтобы поддержать вашего ребенка в школьной среде.
    • Если у ребенка депрессия, он может быть не заинтересован вернуться к общению с друзьями, физической активности или просто к повседневной радости. Но весело и активно проводить время для него по-прежнему необходимо, поэтому поощряйте его, чтобы он начинал с малого и хотя бы полчаса играл с друзьями.
    • Займитесь собой

      Если у вашего ребенка началась депрессия, это не ваша вина.

      Несомненно, вам трудно и больно видеть ребенка расстроенным и отстраненным в течение длительного периода времени. Поведение одного человека может сильно повлиять на других членов семьи. И хотя вы будете погружены в заботы по уходу за ребенком, очень важно, чтобы вы также заботились и о своем собственном здоровье и благополучии.

      Если вас изматывает сложившаяся ситуация, стресс и тревога оказывают влияние на вашу повседневную жизнь, обратитесь за профессиональной помощью себе. Если вы будете в хорошей физической и психологической форме, то сможете лучше ухаживать за ребенком и ободрять его своим примером.

      childdevelop.ru

      Оборотная сторона любви: хроническое беспокойство за ребенка приводит к депрессии

      Вырастают ли дети тревожных гиперответственных мам более здоровыми, чем их

      Это вопль педиатра, измученного тревожными мамами-бабушками практически здоровых детей. Если вы читали повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» или видели фильм по ее мотивам, вас, наверное, неприятно поразило поведение бабушки Саши Савельева. Большинство из вас задумалось о судьбе этого ребенка. Каково ему будет во взрослой жизни?!

      Самая частая эмоция

      У-у, я был знаком с такой бабушкой. В числе многих других, я был педиатром, у которого она вымогала для обожаемого и одновременно ненавидимого внука диагноз пострашнее и обследования посложнее. И всегда вымогала успешно. И как же она воодушевлялась, если среди анализов оказывалось какое-нибудь отклонение от стандартных значений лабораторных показателей. «Вот, – говорила она, – я же знала!». Все врачи смотрели на нее с испугом и старались сбагрить коллегам. А между тем мальчик, о котором она так заботилась, был практически здоров, что и подтвердила жизнь.

      По всем мировым данным, самая распространенная сегодня эмоция – тревога, беспокойство. Безотчетная тревога.

      Надуманные страхи. Между прочим, по убеждению профессионалов, такая тревога – одна из самых бесполезных и разрушительных эмоций. Мы боимся за будущее, которое неизвестно, за события, на которые зачастую мы никак не можем повлиять. А если ребенок тяжело заболеет в ожидаемую эпидемию гриппа? А если нужная по возрасту прививка даст осложнения? А если его укусит бездомная собака? А если…

      Чувство тревоги знакомо всем. Однако есть тип людей, которые страдают от этого чувства почти постоянно. За последние 15 лет их число в России удвоилось. По данным психологов, около трети первоклассников московских школ можно отнести к разряду тревожных детей. Выяснение причин такого распространения этого нового массового социального заболевания подтвердило уже известное: тревожные дети вырастают на руках тревожных бабушек и мам. А их становится все больше. Потому что жизнь становится все тревожнее, дети – сложнее, требования к ним («конкурентность») – все выше. Кроме того, женщины более склонны к тревожности, этот биологический факт давно известен. И потом, считается, что, если ты о ком-то волнуешься, значит, ты ответственный человек. Если боишься за своего ребенка – ты ответственная, любящая, заботливая мать. Значит – надо больше заботы и беспокойства.

      Начинаем больше заботиться и беспокоиться – раздражаемся на близких, которые не так активно участвуют в этом.

      Отстраняем их. Берем всю ответственность и все беспокойство за ребенка на себя.

      От тревоги к депрессии

      С течением времени хроническое беспокойство приводит к депрессии. Депрессия искажает реальность, и всегда в самую мрачную сторону. Везде видятся угрозы и беды. Эти женщины все время живут в состоянии стресса, с ожиданием каких-то неприятностей: «Что-то должно случиться, я же чувствую. ». И, как это ни странно, почти всегда первоначальные нежность и любовь вдруг – это для ребенка «вдруг!» – заменяются строгостью, взыскательностью, отзывчивость – недоверием, терпение – раздражительностью. Как правило, это происходит в подростковом возрасте ребенка по той простой причине, что ребенок уже с вас ростом, почти взрослый, а ведет себя так, будто ему 11 лет.

      Несоответствие внешних параметров и стиля поведения ребенка для всех тревожных мам-бабушек становится разительным, пугающим, к привычному стрессу добавляется новый, и тогда наступает кризис доверия. Ребенок спрашивает: «Что случилось? Почему вы стали такими злыми?». А ему объясняют, что теперь он почти взрослый и мы хотим взрослых отношений с ним. В это время дети убегают из дома или делают попытки суицида…

      В России каждая пятая молодая мать страдает той или иной степенью депрессии. У их мужей депрессия встречается в три раза реже. Самое ужасное то, что у детей депрессивных матерей в 3 раза выше риск копирования депрессивного стиля поведения. На долгие годы, а у некоторых детей – на всю жизнь. Вырастает робкий и недоверчивый человек. Он пессимистичен, плохо переносит стрессы, уклоняется от ответственности, от принятия решений. Но бывает и наоборот: под влиянием обстоятельств жизни такой человек накапливает в себе оппозиционность, агрессивность. И почти всегда все это кончается неожиданным взрывом. «В тихом омуте черти водятся», заметил народ по этому случаю.

      Черная дыра

      И уж, конечно, в полную силу беспокойство тревожных мам-бабушек разворачивается тогда, когда ребенок заболевает. Кажется, что у них все время ощущение, что им не хватает информации о ребенке. Они бегают по врачам, вызывают консультантов. Они раньше врачей узнают о появлении новых лекарств и методов обследования. Они рыщут в Интернете на сайтах, обсуждающих болезни. Это они – самые частые посетители «народных целительниц» и потребители БАД. И все это происходит не потому, что они действительно что-то не знают или не понимают, а потому, что никакие сведения не могут насытить их тревожное беспокойство, ожидание неприятностей. У обычного человека, когда ситуация проясняется, страхи отступают. А у тревожных мам-бабушек внутри словно черная дыра, которую ничем нельзя заполнить. И когда у них заболевает ребенок, они испытывают чуть ли не облегчение. Теперь некогда думать о других близких, о себе, о том, что внутри сидит какой-то непонятный страх. Теперь надо особенно заботиться о ребенке. В этой ситуации, как ни странно, на короткое время обычной детской болезни (в большинстве случаев это острая инфекция) выигрывают и мать-бабушка и ребенок – он получает повышенную порцию заботы и внимания, а взрослые торжественно утверждаются в своей роли успешного хранителя жизни их отпрыска.

      Истинная причина болезни

      Возникает вопрос: а может быть, это и хорошо – такая озабоченность? Ведь если женщина пристально следит за ростом и развитием ребенка, она не пропустит чего-то серьезного, опасного и вырастит здорового, а заодно и всесторонне обследованного ребенка. И ее жертва («За это я отдала тебе всю жизнь!») окупится.

      Множество исследований показало, что тревожные дети по всем показателям ровно так же здоровы, как и все другие. Но по жизни именно у тревожных матерей дети чаще болеют. Объяснение простое: обязательным, естественным фоном развития ребенка должно быть ощущение радости. Но сможет ли ребенок стремиться к достижениям, если каждый его шаг вперед окрашен в мрачные, тревожные тона? Это прямая дорога к недугам. Мнимым и реальным. Разбираясь с этим, педиатры недавно заметили, что дети тревожных матерей не только чаще болеют, они и дольше болеют. Во время болезней ребенок получает дополнительную порцию тепла, внимания, заботы. Ему прощаются капризы. А детям нравится все, что подтверждает: они любимы. «Если мама или бабушка хотят меня видеть маленьким и беспомощным, то таким я и буду», не столько думает, сколько интуитивно чувствует ребенок. Выгодность болезни осваивается быстро. Уже к 6–7 годам ребенок знает, как можно этим попользоваться, чтобы получить дополнительную порцию тепла и внимания, игрушек и удовольствий, и освободиться от нагрузок. И если до 10‑летнего возраста этот фон воспитания сохраняется, то «заболеть» становится универсальным разрешением всех проблем. В таких случаях излюбленная жалоба пред­школьников и школьников – неопределенные боли в животе. Они уже отлично понимают, что на такой симптом взрослые обязательно отреагируют. А объективно? После обязательных многократных лабораторных исследований стула, крови, мочи, после всевозможных УЗИ педиатры чаще всего регистрируют у них различные функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта. Затем ставится излюбленный, но ни о чем не говорящий, чисто российский врачебный диагноз «дискинезия», по поводу которого большинство специалистов давно пришли к выводу, что главной причиной этой «болезни кишечника» у детей являются психологические расстройства – подавляемый стресс, тревожность, а в запущенных случаях – депрессия или невроз.

      Так что, можно, конечно, ходить к «целительницам» и прочим знахарям, но без психоневролога никак не обойтись.

      www.aif.ru

      Осенняя депрессия у детей

      На сегодняшний день похвалиться в плане здоровья могут очень немногие. Как в плане физическом, так и психологическом. Особенно тяжело, то, что не только взрослых постигла эта участь, а и наших деток. Большинство людей порой испытывают плохое настроение или грусть. Эти чувства — естественная часть жизни для многих. Однако, ребенок или подросток, который по осени грустит слишком часто, долго или сильно, скорее всего, страдает от осенней депрессии. Почему именно осень? Спросите Вы. А давайте вспомним, что для ребёнка основной деятельностью является? Конечно же, школа. А когда у нас День знаний? Правильно, осенью. Вот и получается, что летние каникулы, так всеми детьми любимые, заканчиваются и у них новые обязанности, ответственность и повинность. Молчу про тех, кто идёт в первый класс или же поступает в ВУЗ, это самые сложные периоды в самоопределении и адаптации. А так как наши детки ещё малоопытны, они испытывают некоторые сложности всё в той же адаптации к новым условиям, сложности в гибкости к ситуациям. Причём каждый год ребёнка ждёт новый класс, новая цифра, новые рубежи и сложности.

      Когда-то психиатры спорили, может ли ребенок испытывать депрессивные состояния? Ведь ощущение печали, тоски, ослабление интересов, снижение общего тонуса, уход от контактов, заторможенность — типичные проявления «взрослой» депрессии.

      У детей трудно выделить подобные признаки, во-первых, из-за их нечеткости, а, во-вторых, из-за того, что ребенок не всегда может дать подробный отчет о своих эмоциональных переживаниях (хотя встречаются и взрослые, которые испытывают в этом сложности).

      Для депрессии характерна семейная предрасположенность, и это показывает, что биологическую склонность к депрессии можно унаследовать.
      Мамочки и папочки, Вы должны знать, что депрессивные состояния почти всегда протекают с жалобами на нездоровье. Жалобы на сердцебиение, головокружение, тошноту, слабость, нарушение сна, различные боли в сочетании с вялостью, изменением внешнего облика ребенка создают картину тяжелого физического недуга, и первые месяцы (и даже годы) бывают предметом внимания педиатров или хирургов.
      Наиболее частыми у детей дошкольного возраста бывают жалобы на боли в животе , а у детей младшего школьного возраста — на головную боль . Зачастую дети уверены в неизлечимом заболевании (так называемое ипохондрическое расстройство). Это проявляется в том, что у ребенка даже при упоминании о чьей-то болезни или смерти усиливается тревога.

      Неопределенная, беспредметная тревога кратковременна, но быстро переходит в конкретный страх: остаться одному, потерять маму, ребенок боится, что мама не придет за ним в детский сад, что по дороге с работы она попадет под машину или ее убьют бандиты. Наряду с этим, выступает и страх за себя, свое здоровье, жизнь, будущее.

      В разном возрасте осенняя депрессия проявляется по-разному. У малышей снижается аппетит, останавливается прибавка веса, появляется капризность и замедленность движений. В дошкольном возрасте: тихий голос, печальное выражение лица, скупая мимика, старческая походка. У младших школьников более заметны: замкнутость, безразличие, потеря интереса к играм, школьным занятиям, тоскливое настроение. Кстати, жалоба на «скуку», означающая снижение интереса к окружающей жизни, — один из самых частых признаков детских депрессий. При этом в отличие от депрессивных взрослых, у детей отмечаются повышенная слезливость или постоянная готовность к плачу, выраженные тем больше, чем меньше ребенок. Депрессивные дети плачут по малейшему поводу: при обиде, замечании или поощрении, приходе в дом постороннего.

      Между тем дети выглядят не столько печальными, сколько мрачными и угрюмыми. Детки недовольны отношением к ним родителей, считают их виновными в плохом самочувствии, сниженном настроении, высказывают массу претензий и упреков. Любое замечание или недовольство родителей провоцируют приступы двигательного крика с плачем, нелепыми угрозами и поступками, вплоть до демонстративных попыток самоубийства.

      Одним из ранних признаков детской депрессии является школьная дезадаптация . Она, как правило, нарастает постепенно, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. Дети все больше времени тратят на приготовление домашних заданий, не понимают прочитанного. Появляется и несвойственная ребенку медлительность, неловкость. Дети подолгу одеваются, не могут бегать, играть со сверстниками на переменах, на уроках физкультуры выглядят вялыми и неуклюжими, постепенно прекращают посещать спортивные секции, требующие физического напряжения.

      И, конечно же, самую яркую окраску приобретают депрессии у подростков. К чувствам грусти, тоски, печали присоединяются идеи собственной никчемности, ущербности, неинтересности для сверстников, болезненности. Проявления могут быть очень разными: подросток может стать вялым и апатичным, может стать грубым и непослушным, может тревожно говорить и думать только о своем здоровье или внешности. Утрата воли, энергии проявляются в томительном безделье. При этом школьник не может сесть за уроки, ругая себя за лень и отсутствие силы воли. При отсутствии успехов от занятий подросток стремиться избежать ситуаций, контролирующих качество обучения: тайком пропускает некоторые уроки, контрольные, а затем и вовсе прекращает посещать школу. Это ещё что, а вот когда подросток начинает переживать первую влюблённость, да может ещё и безответную, тогда всё ему не мило, во время становления его как личности, устанавливания социальных контактов, контактов с противоположным полом подросток очень подвержен депрессивных состояниям.

      Старшему поколению, конечно же, трудно понять такое вот поведение, они то слишком давно всё это пережили. И по этой причине допускают уйму педагогических ошибок. В это время уязвленный подросток реагирует на все замечания грубостью, резкостью, а иногда и физической агрессией. Он становится конфликтным и нетерпимым. В семье он скрытен, враждебен, особенно к тому из родителей, кто проявляет большую жесткость и прямолинейность.

      Так вот, подведём черту и выделим основные признаки осенней депрессии:

      • появление чувства безнадежности, вины, низкая самооценка или неуверенность в себе, потеря интереса к тому, что раньше нравилось;
      • отсутствие энергии и мотивации, постоянное ощущение скуки, значительные изменения аппетита или веса;
      • склонность к уединению, избегание общения, частые мысли о смерти, самоповреждении или самоубийстве;
      • частые физические жалобы, повышенная раздражительность, враждебность или рискованное поведение;
      • приступы плача, крика, жалоб или беспричинного раздражения, частые прогулы или плохая успеваемость в школе;
      • и самое печальное, как результат это — употребление алкоголя или наркотиков.
      • Депрессия у детей и подростков — не слабость или недостаток характера. Чувства при депрессии вполне подлинные, и не стоит ожидать от детей, что у них все пройдет, и они вдруг развеселятся. Такие дети и подростки нуждаются в лечение, и их депрессия вполне излечима.
        Врачи сходятся во мнении, что если депрессию рано удается диагностировать и начать эффективно лечить, то ребенок быстро выздоравливает. Большинство врачей использует психотерапию, иногда объединяемую с медикаментозным лечением.

        Лечение депрессии зависит от возраста ребенка. Маленьких детей часто лечат игровой терапией, арттерапией, приглашая их играть с куклами или другими игрушками, рисовать, чтобы помочь им открыто выражать свои чувства. Если дети постарше и более разговорчивы, с ними разговаривают, дают им выговориться. Если необходимо, врач пропишет антидепрессант. Как долго будет длиться терапия зависит от ряда факторов, включая степень депрессии. Если депрессия — это результат разводящихся родителей или смерти родственников, то рана на душе заживет относительно быстро, возможно в пределах 3-6 месяцев еженедельных занятий.

        Исследования показывают, что психотерапия является эффективным методом лечения депрессии. Психотерапия помогает улучшить отношения с окружающими людьми и изменить негативный образ мышления, часто связанный с депрессией. Другие методы могут включать групповую или семейную терапию.

        Лекарственное лечение, консультации психотерапевта или сочетание этих методов лечения часто помогает детям излечиться от депрессии. В таком состоянии детям обязательно нужно пройти консультацию у психолога, психотерапевта или психиатра, которые помогут выявить причину депрессии. Семейное консультирование также очень эффективно и помогает всем членам семьи.

        Что можно ещё сказать, конечно же, очень важно активное участие самих детей в процессе выздоровления. И здесь, задачей родителей должна быть помощь в реализации природных способностей и интересов детей. При этом самым важным будет именно отношение близких взрослых: сочувствие, понимание страдания ребенка, умение в процессе общения отвлечь его от тягостных мыслей и переключить на интересные ему проблемы. Такое общение станет необходимым фундаментом детского выздоровления.

        www.semya-rastet.ru