Преодоление стресса в профессиональной деятельности

Особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы Филиппченкова Светлана Игоревна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Филиппченкова Светлана Игоревна. Особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы : Дис. . канд. психол. наук : 19.00.03 : Тверь, 2002 268 c. РГБ ОД, 61:02-19/318-8

Содержание к диссертации

ГЛАВА I. Сотрудник дорожно-патрульной службы как субъект профессиональной деятельности». 11

1.1. Значение индивидуально-психологических особенностей для процесса профессиональной деятельности 11

1.2. Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников ДПС 20

ГЛАВА II. Механизмы преодоления профессионального стресса 29

2.1. Концептуальные взгляды на природу стресса. Причины и следствия профессионального стресса 29

2.2. Феномен психологической защиты: важнейшие теоретические подходы 47

2.3. Эмоциональные состояния и стресс. Синдром эмоционального выгорания как результат стресса и форма профессиональной деформации 55

2.4. Когнитивные процессы и стресс. Поведение преодоления, совладания со стрессом в процессе профессиональной деятельности 86

ГЛАВА III. Объективные и субъективные факторы, способствующие преодолению профессионального стресса у сотрудников ДПС 116

3.1. Исследование особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания и представленности типов когнитивно-поведенческих стратегий преодоления профессионального стресса у сотрудников ДПС 125

3.2. Комплексное исследование особенностей личности сотрудников ДПС. 136

3.3 Исследование психологической оценки организации труда сотрудниками дорожно-патрульной службы 150

3.4. Управление профессиональным стрессом. Психологические условия оптимизации профессиональной деятельности сотрудников ДПС 166

Введение к работе

Актуальность и необходимость исследования обусловлена важностью социальной роли сотрудников силовых структур в условиях современной политической и социально-экономической нестабильности в обществе, необходимостью исследования влияния их профессиональной деятельности на личность, профессиональную адаптацию и преодоление профессионального стресса. Новые общественно-исторические условия, крупные поворотные пункты в жизни общества порождают новые трудные ситуации. В нашей стране происходят изменения в мировоззрении, пересмотр прежних ценностей и идеалов людьми, акты гражданского неповиновения, обостряются межнациональные конфликты. Все эти трудные социальные ситуации обуславливают резкое увеличение дистрессовых факторов в общественном и индивидуальном бытии, а, значит, и психическую, социальную дезадаптированность индивидов и групп. Человек находится в рамках как профессиональной, так и бытовой дезадаптации.

Согласно современным представлениям, эффективная социально-психологическая адаптация зависит от способности субъекта изменять свои психические образы, приспосабливая их к новой действительности. Несмотря на широкий диапазон индивидуальных различий в степени лабильности психических образов, постоянное изменение действительности выступает как стрессор длительного действия, истощающий запас адаптационной энергии. А это ведет к дезорганизации психики и поведения, проблематичности не только биологического выживания определенных индивидов и групп, но и надежного прогнозирования индивидуального и группового поведения в целях снижения напряженности и избежания социальных конфликтов. Для совладания с возросшим числом конфликтов внешнего и внутреннего плана люди вынуждены более интенсивно использовать механизмы психологической защиты и соответствующие ее формы — как конструктивные, так и деструктивные.

Огромную научно-практическую значимость имеют в настоящее время разработки теоретических обоснований методов исследования защитных и

и компенсаторных механизмов у сотрудников органов внутренних дел. В современной психологии на протяжении последних двадцати лет активно разрабатывается проблема взаимосвязи эмоционального состояния человека, его самосознания и поведения в условиях стресса. Исследования данной проблемы, как правило, характеризуются малым количеством измеряемых параметров, неясностью терминологии, отсутствием теоретической структуры. В научных публикациях последних лет представлены результаты исследований какого-либо одного аспекта формирования и преодоления профессионального стресса, будь то эмоции, когнитивные процессы или поведение личности. Однако эти аспекты рассматриваются рядоположно, тогда как выявление и детальное изучение их взаимозависимости и взаимосвязи открывает новые возможности оптимизации профессиональной деятельности. Эти обстоятельства и обуславливают актуальность проводимого исследования механизмов преодоления профессионального стресса у сотрудников дорожно-патрульной службы и на основании полученных результатов разработки программ различных аспектов оптимизации их профессиональной деятельности.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем ставится и находит нетривиальное решение задача теоретического обоснования механизмов преодоления профессионального стресса, проводится исследование эмоционального состояния, когнитивных процессов и поведения в условиях профессионального стресса не рядоположно, а в их взаимосвязи и взаимозависимости. В работе выявляются особенности стресса у сотрудников дорожно-патрульной службы и способы его преодоления на основе рассмотрения психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников ДПС, специфики формирования синдрома эмоционального выгорания и использования типичных когнитивно-поведенческих стратегий совладания со сложными обстоятельствами деятельности; разработан комплекс методов по изучению личности сотрудника ДПС; даны научно обоснованные рекомендации по

личности сотрудника ДПС; даны научно обоснованные рекомендации по проведению индивидуальной и групповой психокоррекционной работы с сотрудниками ДПС практическими психологами подразделений УВД Тверского региона.

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлена совместно разработанная с кандидатом психологических наук, доцентом И.Г.Сизовой психодиагностическая методика «Когнитивно-поведенческие стратегии совладания», целью которой является выявление типичных стратегий преодоления профессионального стресса, а также разработана комплексная программа различных аспектов оптимизации профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы. Результаты диссертационного исследования используются в работе практических психологов УВД Тверского региона.

Объект исследования — профессиональная деятельность сотрудников дорожно-патрульной службы, имеющая сложную структуру и особенности, оказывающие специфическое влияние на личность.

Предметом исследования являются особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы.

Цель исследования — на основе рассмотрения психологических особенностей и условий профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы выявить ее влияние на особенности личности и определить объективные и субъективные факторы, способствующие преодолению профессионального стресса. Задачи теоретического исследования:

Выявить психологические особенности и характер профессиональной деятельности сотрудников силовых структур.

Определить основные факторы профессионального стресса и их влияние на особенности личности сотрудников силовых структур.

3. Рассмотреть важнейшие теоретические подходы к определению феномена
психологической защиты от стресса, и таких ее механизмов, как синдром
эмоционального выгорания и поведение преодоления.

4. На основе обобщения результатов теоретического исследования и
эмпирического опыта разработать практические рекомендации по
оптимизации условий профессиональной деятельности сотрудников ДПС.
Задачи эмпирического исследования:

Выявить психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников ДПС не основе методов профессиографирования.

Исследовать особенности формирования синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ДПС.

Разработать и апробировать методику диагностики типичных когнитивно-поведенческих стратегий преодоления стресса «Когнитивно-поведенческие стратегии».

4. Определить представленность различных типов стратегий совладания у

сотрудников ДПС в процессе профессиональной деятельности, а также проанализировать зависимость использования когнитивно-поведенческих стратегий совладания от уровня сформированное синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ДПС.

5. Провести комплексное исследование особенностей личности сотрудников
ДПС и изучить влияние личностных особенностей на уровень
сформированное синдрома эмоционального выгорания и использование
различных типов когнитивно-поведенческих стратегий совладания у
сотрудников ДПС.

Исследовать особенности психологической оценки организации труда сотрудниками ДПС и проанализировать взаимосвязь профессионального опыта и личностных особенностей сотрудников ДПС.

Рассмотреть способы управления профессиональным стрессом и на основании обобщения результатов теоретических и эмпирических исследований разработать программу профессиональной деятельности сотрудников ДПС

Гипотеза исследования, выдвигается предположение о том, что профессиональная деятельность сотрудников ДПС осуществляется при специфических психологических условиях, которые оказывают существенное влияние на личность и способствуют выработке определенных механизмов преодоления профессионального стресса, затрагивающих сознание, эмоциональное состояние и поведение в процессе профессиональной деятельности. В зависимости от стадии формирования синдрома эмоционального выгорания и личностных особенностей сотрудниками ДПС используются определенные типы когнитивно-поведенческих стратегий совладания в процессе профессиональной деятельности, что является ресурсом ее оптимизации.

Методологической и теоретической основой исследования явились:

Деятельностный подход к изучению психики и признание принципиального единства строения внешней (предметной) и внутренней (психической) деятельности (М.Я.Басов, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская, В.Н.Мясищев, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов, Б.М.Теплов, В.Ф.Рубахин, А.А.Крылов, В.В.Давыдов, А.Ф.Шикун и др.).

Системный подход к исследованию профессиональной деятельности (Л.С.Выготский, П.К.Анохин, Б.Ф.Ломов, Э.Г.Юдин, О.К.Тихомиров, В.П.Зинченко, П.Я.Шлаен, Г.В.Телятников, В.И.Медведев, Н.П.Ерастов, В.М.Мунипов и др.).

Принципы профессиографирования и концептуальные схемы психологического исследования профессиональной деятельности (С.Г.Геллерштейн, Б.Г.Ананьев, И.Н.Шпильрейн, К.К.Платонов, В.П.Зинченко, М.А.Дмитриева, В.Н.Пушкин, Е.А.Климов, Е.М.Иванова, О.В.Дашкевич, А.Д.Глоточкин, Г.В.Суходольский, В.М.Львов, В.И.Медведев, К.М.Гуревич, С.Н.Федотов и др.).

Моделирование деятельности как метод психологического изучения (Б.Ф.Ломов, В.П.Зинченко, О. К .Тихомиров, П.Я.Шлаен, Г.М.Зараковский,

к Г.В.Суходольский, Г.В. Телятников, В.И.Медведев, О.А.Конопкин, А.А.Крылов и др.).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: различные формы опроса (анкетирование, беседа, интервьюирование, экспертная оценка), наблюдение, естественный формирующий эксперимент, анализ результатов деятельности и документации, психодиагностическое тестирование, методы обработки экспериментальных данных (корреляционный, дисперсионный, факторный, кластерный анализ и другие статистико-математические методы), методы теоретического анализа и синтеза, интерпретации результатов экспериментальных и эмпирических исследований.

Эмпирическая часть работы была выполнена в различных подразделениях УВД Тверского региона в 1999 — 2001 годах.

Обоснованность и достоверность результатов и выводов
диссертационной работы обеспечиваются логикой исследования, системным
подходом, валидностью и надежностью психодиагностического

инструментария, применением апробированных методов исследования, репрезентативностью выборки, использованием методов статистической обработки данных.

Положения, выносимые на защиту:

Профессиональная деятельность сотрудника ДПС относится к разряду сложных, имеет специфическую структуру, и предъявляет к личности особые требования со стороны эмоционального состояния, сознания и поведения. Профессиональный труд сотрудника ДПС отличает высокое эмоциональное и психологическое напряжение, в результате чего у него наблюдается высокий уровень профессионального стресса.

Для преодоления профессионального стресса сотрудниками ДПС используются определенные механизмы психологической защиты, затрагивающие сознание, эмоциональное состояние и поведение в процессе профессиональной деятельности. Такими механизмами являются синдром

эмоционального выгорания и когнитивно-поведенческие стратегии преодоления трудных ситуаций жизни и профессиональной деятельности.

Использование механизмов преодоления профессионального стресса зависит от объективных и субъективных факторов. Объективными факторами являются специфические особенности и условия профессиональной деятельности, а субъективными — определенные личностные особенности сотрудников ДПС.

Способами оптимизации профессиональной деятельности сотрудников ДПС являются методы саморегуляции по снятию нервно-психического напряжения, техники выработки конструктивных стратегий преодоления стресса и тренинги коммуникативной компетентности.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Замысел и результаты экспериментальных исследований диссертации обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии Тверского государственного университета.

Апробация работы выполнена путем практического внедрения разработанных в диссертации методических рекомендаций по оптимизации деятельности сотрудников ДПС в работу практических психологов подразделений УВД Тверского региона.

Основные положения и результаты работы отражены в публикациях в научной печати и докладывались на следующих научных конференциях в 1999 — 2001 годах: «Экология человека: Ценностные ориентации молодежи на пороге XXI века» (Тверь, 14-15 мая 1999г.), «Теоретические проблемы современной психологии» (Тверь, 22 марта 2001г.), «Психология управления в современной России» (Тверь, 17-18 мая 2001г.)

Структура диссертации определяется логикой проведения исследования, его целями и задачами, а также полученными результатами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассматривается значение индивидуально-психологических особенностей личности для процесса профессиональной деятельности сотрудника ДПС. Сотрудник ДІ 1С выступает здесь как субъект

профессиональной деятельности. Подробно анализируются психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников ДПС с применением методов профессиографирования.

Во второй главе проводится анализ основных направлений психологических исследований сущности стресса в целом и профессионального стресса в частности. Рассматриваются психологические модели стресса, причины и следствия профессионального стресса, в том числе деформация личности как его результат. Исследуется феномен психологической защиты и важнейшие теоретические подходы к нему. Проводится анализ взаимосвязи эмоциональных состояний и стресса и синдром эмоционального выгорания как механизм психологической защиты от профессионального стресса. Нами также рассматривается взаимосвязь когнитивных процессов и стресса, а также поведение преодоления, совладания со стрессом в процессе профессиональной деятельности.

В третьей главе излагаются результаты эмпирического исследования взаимосвязи личностных особенностей, эмоционального состояния, сознания и поведения сотрудников ДПС в процессе профессиональной деятельности. Рассматриваются объективные и субъективные факторы, способствующие преодолению профессионального стресса у сотрудников ДПС, а также способы управления профессиональным стрессом.

В приложении приведены профессиограмма сотрудника дорожно-патрульной службы, комплексная программа оптимизации профессионал !>.««.»« деятельности сотрудников ДПС, образцы использованных в эмпирическом исследовании анкет и опросников, матрицы исходных и обработанных с помощью статистико-математических методов результатов исследования. Текст диссертации иллюстрирован таблицами, рисунками и графиками, содержащимися в приложении.

Значение индивидуально-психологических особенностей для процесса профессиональной деятельности

В отечественной и зарубежной психологии общепринято положение о существенной роли деятельности в развитии личности. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности и образуют сложные структуры, к которым мы относим темперамент (система природных свойств), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез отношений и способов поведения) [67,с.44]. Данные свойства в процессе профессиональной деятельности выступают не рядоположно, а во взаимосвязи, образуя сложные структуры. Эти интегральные структуры представляют собой высший уровень интеграции деятельности и поведения в соответствии с требованиями ситуации и предмета труда.

Деятельность представляет собой основной способ существования человека, познания им мира и самовыражения в обществе. Сложность и многообразие связей личности и профессиональной деятельности обусловлены особенностями структуры личностных черт конкретного индивида, психической регуляции его поведения, а также спецификой деятельности, ее психологических характеристик. Это делает систему личностно-деятельностных отношений достаточно динамичной, что проявляется во взаимном приспособлении и компенсации компонентов их структур. Вхождение человека в сферу профессиональной деятельности необратимо влечет за собой смену его картины мира, поскольку в процессе, особенно в начале профессиональной деятельности, на личность обрушивается огромный поток информации, которая ранее, как правило, не была для него доступна и актуальна.

Как показывает ряд исследований, в любом виде профессиональной деятельности, начиная с первых дней работы, человек попадает под воздействие огромного числа факторов, связанных непосредственно с выполняемой им деятельностью. Все они находят определенное выражение в его психологических особенностях, некоторые же преобразуют даже личностные свойства. Традиционно в различных отраслях психологической науки ведущая роль в преобразовании психологических черт личности уделялась разным аспектам профессиональной деятельности. Так, в работах по психологии труда и инженерной психологии большее внимание уделяется таким факторам, как условия труда, нормирование рабочего времени, степень монотонии, утомляемости, психофизиологические характеристики среды. В области организационной психологии в большей мере исследованы такие факторы, как особенности формальной, внеформальной и неформальной систем организации, организационная культура и т.п. Практики социальной психологии личности осуществили много исследований по проблемам взаимоотношений в коллективах и значению социально-психологического климата. Обобщение теоретических и практических трудов в области исследования профессиональной деятельности позволило нам провести систематизацию профессиональных факторов изменения личности. Учитывая то, что в современных социально-экономических условиях трудовой путь большинства людей характеризуется частой сменой места работы, а зачастую и ее специализации, мы решили выделить две следующие группы факторов изменения личности в процессе профессиональной деятельности.

Первая группа факторов — особенности профессиональной деятельности: ее материальная и организационная структура, определяемая технологией производства, характеризующаяся качеством и преимущественным значением мышечной и умственной, индивидуальной или групповой работы, определенной мерой ответственности, монотонности, творческого подхода и т.п.

Вторая группа факторов особенности организации, в которой индивид осуществляет свою профессиональную деятельность: особенности формальной системы организации, качественные особенности организационной культуры, социально-психологический климат конкретного коллектива, в котором осуществляется профессиональная деятельность.

Таким образом, первая группа факторов (далее профессиональные факторы) связана с профессионализацией личности, адаптацией к конкретному виду трудовой деятельности и личностной деформацией, связанной с выполнением необходимых для данной деятельности операций, и т.п. Профессиональные факторы консгантны вне зависимости от места работы и определены особенностью профессии, как типичной, исторически сложившейся формы деятельности. Факторы второй группы (далее — организационные факторы) более или менее одинаковы для всех работников организации, коллектива, вне зависимости от специальности, оказывают схожее влияние на их личностные особенности. Следовательно, в совокупности профессиональные и организационные факторы отражают все источники влияния на личность в процессе профессиональной деятельности.

Проблема формирования личности профессионала является комплексной и включает психологические, физиологические, социальные и медицинские аспекты. Наиболее важный момент в психологическом содержании этой проблемы связан с изучением особенностей развития личности в период ее профессионализации и индивидуальной детерминации процессов освоения и реализации профессиональной деятельности. Центральным понятием здесь является «профессионализация» личности. Профессионализация как психологическая категория отражает процесс формирования специфических видов трудовой активности личности на основе развития и структурирования совокупности ее профессионально ориентированных характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в конкретных видах трудовой деятельности и на этапах профессионального пути [29]. Все аспекты профессионализации (и индивидуального профессиогенеза) подчиняются общей закономерности — перманентной замене старых профессионально-деятельностных стереотипов (исторических, индивидуальных, информационных, социальных) новыми. Эта замена происходит в результате противоборства устаревших принципов организации трудового процесса с приемами, более соответствующими изменившимся условиям, содержанию профессиональной деятельности и потребностям людей. Преобразование профессиональных стереотипов может осуществляться на разных качественных основаниях, наращивание профессионального знания при сохранении прежнего качества и информационной основы деятельности; качественное преобразование компонентов профессиональной структуры на имеющейся информационной базе; внезапный резкий скачок профессионального качества, сопровождающийся переходом к новым информационно-психологическим основаниям деятельности. Во всех случаях как рост эффективности деятельности, так и изменение в психологических ее особенностей зависят от процессов, связанных не с реализацией, а с реорганизацией, качественной перестройкой оснований и компонентов трудового процесса (субъекта, условий, орудий труда, информационного обеспечения) [29].

Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников ДПС

Традиционно предметом психологии труда является изучение, описание и систематизация различных видов профессиональной деятельности с точки зрения требований, предъявляемых ими к человеку. При этом для современной психологии труда характерно решение научно-практических задач с позиций системно-структурного подхода. Большое внимание уделяется составлению профессиограмм. Что же касается профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, то необходимо подчеркнуть, что ее исследования малочисленны и касаются в основном изучения особенностей сотрудников спецподразделений и лиц начальствующею состава. Исследования же профессиональной деятельности рядовых сотрудников ОВД, по нашим данным, единичны. [51, 146, 147]. Однако исследования профессиональной деятельности представителей именно этого звена требуют дальнейшей глубокой проработки в силу важнейшей социальной роли, которую итрает милиция в жизнедеятельности и нормальном функционировании общества. Профессиональная деятельность сотрудников силовых структур всегда имела свою специфику и за последнее десятилетие совершенно новые особенности, требующие подробного психологического изучения и профессиографического описания.

В психологии труда в настоящее время существует два основных направления разработки принципов и методов психологического анализа профессиональной деятельности. Представителями первого направления являются Б.Г.Ананьев, Н.А.Бернштейн. В.Т.Баранов, С.Г.Геллерштейн, Н.Д.Левитов и другие. Они работали над составлением подробных описаний и психофизиологическим анализом отдельных профессий. Данные описания способствуют решению задач психотехники: профотбора, профессионального консультирования, рационализации рабочего места, профессионального обучения.

Задачей второго направления анализа профессиональной деятельности является составление психологической классификации профессий. В данном направлении преимущественно работали Н.К.Гусев, А.Ф.Лазурский и другие. Таким образом, профессиография — это специфический подход к изучению профессиональной деятельности, представляющий собой описательно-техническую и психофизиологическую характеристику различных видов деятельности. Анализ и описание проводится в соответствии с определенными требованиями, к которым относятся: психологическая адекватность описания, полное психологическое отображение действительности в описании и конструктивное описание деятельности. Психология труда при разработке конкретной профессиограммы предлагает многочисленные и разнообразные схемы описания профессий. В зависимости от поставленных исследователем целей профессиографироваиие имеет свои специфические особенности в каждом конкретном случае. Эти особенности могут проявляться в использовании различных программ методов изучения профессии, в выборе конкретных характеристик профессии при изучении, в форме представления материала. В задачи нашего исследования входит составление методической профессиограммы, которая позволяет исследовать профессионально-важные качества субъекта труда.

Рассмотрим основные наиболее важные для нашего исследования особенности профессиональной деятельности сотрудника ДПС. Профессиональный труд сотрудника ДПС отличает высокая эмоциональная нагруженность. Эмоциональные факторы деятельности по своей природе могут быть как объективными, так и субъективными. Так, сам по себе факт, что средняя величина рабочей недели намного выше средней для других профессий (40 часов), может восприниматься как обычная для тех ситуаций, однако при сравнении с другими профессиями может показаться обидным, то есть эмоциональным фактором. Профессиональную деятельность сотрудников ДПС отличает высокая заболеваемость психическими болезнями, высокая «стрессируемость», вызываемая бытовыми неурядицами из-за ненормированности рабочего дня, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаточности внимания, уделяемого домочадцам, низкой оплаты труда и т.п., а это нередко приводит к фрустрации как предпосылке различных психических заболеваний. В построенной А.С. Шафрановой [148] классификации профессий на основе полученных данных в особую группу выделены профессии, относящиеся к области искусства, просвещения и постоянного общения с людьми, на основании «преобладающего присутствия творческого начала». В эту группу включаются педагоги, врачи, инженеры, психологи, воспитатели, работники милиции, обслуживающий персонал железных дорог и аэрофлота. Этой группе дается название «профессии высшего типа» по признаку «необходимости внеурочной работы над предметом и собой». Профессии среднего (ремесленного) типа подразумевают работу только над предметом, а профессии низшего типа после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом. Подобное основание в большой степени подходит для определения субъективного вклада индивидов в профессиональное занятие в зависимости от того, работают ли они над собой и (или) над предметом или нет, и тем самым для психологической диагностики возможности продвижения в профессии. Анализ показал, что группа высших профессий совершенно особая. Таким образом, мы можем говорить о следующих особенностях профессиональной деятельности сотрудников ДПС:

? Первая особенность состоит в том, что работа всегда новая, ряд моментов совершенно недоступен внешнему наблюдению и учету, а доступные моменты требуют особого психологического анализа.

? Вторая особенность состоит в том, что свойства продукта деятельности, то есть общения с партнером, определяются характером и свойствами самого исполнителя, причем каждый создает индивидуальную ценность данному продукту труда.

Концептуальные взгляды на природу стресса. Причины и следствия профессионального стресса

Жизнь и деятельность человека в условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается сильными негативными переживаниями, перенапряжением физических и психических функций. Особенно выражены эффекты такого воздействия на психику человека при техногенных и природных бедствиях, авариях и катастрофах, социальных и профессиональных конфликтах, в ходе выполнения сложных, ответственных и опасных задач трудовой деятельности. В многочисленных работах отмечается, что такого рода воздействия приводят не только к ухудшению функционального состояния, но также к изменению личностного статуса, нарушению эффективности и безопасности труда, развитию психосоматических и других заболеваний.

Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных факторов жизнедеятельности, является психологический стресс. Как самостоятельная научная проблема он стал предметом специальных исследований всего три-четыре десятилетия тому назад. Зарождение этой проблемы связано с достижениями в области изучения биологического и физиологического стресса, психологии и физиологии эмоций, адаптации человека к экстремальным условиям, развития психосоматических заболеваний и ряда других направлений. Существенный вклад в становление данной проблемы внесен исследованиями таких состояний, как эмоциональный стресс, психическое (нервно-психическое) напряжение, утомление (переутомление) и другие.

Сущность учения о психологическом стрессе отражается в содержании его понятия. Р.Лазарус и Р.Лейтер 216] определили психологический стресс как «реакцию на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром». Это состояние в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуация, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных условиях, их адекватному выбору. Р.Лазарус и С.Фолкман [77] представили психологический стресс как «определенную взаимосвязь между человеком и чрезмерными требованиями среды», что связано с превышением его ресурсов и созданием угрозы для личного благополучия.

Обобщая представления зарубежных психологов о сущности психологического стресса, можно сказать, что это состояние рассматривается как процесс (а не только реакция), в котором требования ситуационного воздействия оцениваются личностью относительно ее ресурсов, необходимых для удовлетворения этих требований. Когнитивная оценка взаимодействия, по мнению указанных авторов, является основным регулирующим фактором реакции на стрессоры. Она же определяет межиндивидуальные различия в реакции на определенную стрессовую ситуацию.

Однако механизмы регуляции психологического стресса не сводятся только к оценочным процессам, о чем свидетельствуют исследования ряда зарубежных авторов. В настоящей работе предпринята попытка теоретического анализа и обобщения данных о роли различных проявлений психики в развитии системы регуляции стресса. Знание этих вопросов должно определять не только понимание специфики возникновения и особенностей проявления психологического стресса у конкретных индивидов и контингентов людей в различных жизненных и производственных ситуациях, но также стратегию и способы преодоления этого состояния.

В качестве исходных позиций, определяющих наличие системных признаков в развитии психологического стресса, можно представить две теории, отражающие закономерности организации человеком информации о явлениях внешнего и внутреннего мира и выстраивания им на этой основе конкретных действий и поступков. В теории «личного конструкта» Д.Келли ключевая идея заключается в том, что люди становятся психически восприимчивыми в гой мере, в какой они ожидают события. Ожидания ограничивают обзор и восприятие до очень узкого, заранее определенного диапазона. Различные предположения о возможных событиях, а также разные их толкования существуют только в пределах, заданных их ожиданием. По теории «схем» Ж.Пиаже [136] сознание может изменять заранее определенные схемы сенсорного входа в зависимости от характера ситуации, что и обусловливает роль личной схемы в развитии ряда психических состояний. В частности, схема ожидания успеха или неудачи может влиять на подход к ситуации, ее оценку, в этом случае схема работает как первично значимая система в познании.

Передача сообщения о стрессе осуществляется по трем основным каналам нервной системы: 1) От мозга посредством двигательных нервов они передаются к ногам, рукам и другим скелетным мышцам, приводящим их в состояние готовности к движению. 2) К вегетативной нервной системе, вследствие чего поднимается кровяное давление, учащается частота ударов сердца, повышается уровень сахара в крови, замедляется процесс пищеварения. 3) Стрессовые сигналы передаются на надпочечники, которые выбрасывают в кровь главный стимулятор — адреналин. Любой неблагоприятный физический или психический фактор «нажимает» на одну и ту же кнопку — гипоталамус (руководящую структуру мозга). Он отдает приказания нижестоящим органам, в частности, заставляет другой мозговой центр — гипофиз вырабатывать гормон АКТГ, активизирующий надпочечники. Эти железы в большом количестве выбрасывают в кровь свои гормоны «тревоги»1 — адреналин и норадреналин. Под их воздействием происходят изменения в вегетативной нервной системе. Одновременно еще один гормон надпочечников — кортизол включает реакции, ускоряющие обмен веществ. Словом, почти мгновенно, автоматически, без участия нашей воли организм приводится в состояние повышенной боевой готовности. Итак, рассмотрим еще раз некоторые ключевые понятия: 1. Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель. 2. Стрессовая реакция является психофизиологической реакцией. 3. Стресс характеризуется широким набором реакций. 4. Раздражитель, вызывающий стрессовую реакцию, называется стрессором. 5. У многих людей хроническое вызывание стрессовой реакции может привести к психосоматическому или психофизиологическому заболеванию.

Хотя многие работы подчеркивают негативные черты стресса, стрессовая активация обладает также и положительными аспектами. Таким образом, стресс — это интегральный (глобальный) ответ организма и личности на экстремальные воздействия (стрессоры) или на повышенную нагрузку. Стресс представляет собой явление, имеющее множество биохимических, физиологических, психологических, соматических проявлений.

Исследование особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания и представленности типов когнитивно-поведенческих стратегий преодоления профессионального стресса у сотрудников ДПС

В исследовании принимали участие сотрудники ДПС в возрасте от 23 до 45 лет с опытом работы не менее трех лет. Результаты нашего исследования подтверждают влияние личностных (возраст) и социальных (стаж работы) факторов на развитие синдрома эмоционального выгорания. Как выясняется, лица, входящие в группу испытуемых с уровнем синдрома ниже средне груп по во го (менее 103,98 баллов), имеют средний возраст 26,3 года. В то же время лица с показателем синдрома выше среднегруппового имеют средний возраст 35,2 года. В эту же группу входят лица с наиболее высокими показателями возраста — 41-45 лет. В группе лиц ниже среднегруппового показатель синдрома эмоционального выгорания возраст колеблется от 23 до 34 лет. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что уровень развития синдрома эмоционального выгорания зависит от возраста — чем старше сотрудник ДПС, тем выше у него уровень эмоционального выгорания. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении стажа работы — чем выше стаж работы в Органах и опытнее сотрудник, тем более высокий у него уровень развития синдрома эмоционального выгорания. Исследование контрольной и экспериментальной групп подтверждают данный вывод. Нами не выявлено достоверных различий в специфике формирования синдрома эмоционального выгорания у этих двух групп. В контрольной группе общий уровень синдрома 112,61, в экспериментальной — 101, 38.

Необходимо отметить тот факт, что практически у всех обследованных сотрудников ДПС ведущей является фаза резистеїщии синдрома эмоционального выгорания, то есть фаза активного сопротивления стрессу, характеризующая поведенческий уровень развития синдрома. Это касается как контрольной (49,40), так и экспериментальной (44,27) групп испытуемых. Это объясняется особенностями профессиональной деятельности сотрудников ДПС — они имеют возможность отреагировать накапливаемое нервно-психическое напряжение в постоянном общении с клиентами. Отсюда при повышении уровня развития фазы резистенции синдрома эмоционального выгорания у сотрудников может возникать неадекватное эмоциональное реагирование, заключающееся во вспышках раздражения, гнева или полной амбивалентности по отношению к субъекту общения. Не менее опасны и другие симптомы фазы резистенции — эмоционально-нравственная дезориентация, проявляющаяся в безосновательном разделении клиентов на заслуживающих и не заслуживающих внимания, «хороших» и «плохих». У них происходи! расширение сферы экономии эмоций, то есть апатия и пассивность присутствуют не только на работе, но и дома в отношениях с семьей и друзьями. Редукция, или упрощение профессиональных обязанностей также может иметь место. Все это, безусловно, является недопустимым с точки зрения профессиональной этики. На основании этих данных можно говорить о необходимости социально-психологической и психокоррекционной работы с сотрудниками ДПС психологами подразделений с целью снятия нервно-психического напряжения и снижения резистенции в профессиональной деятельности.

Для исследования используемых когнитивно-поведенческих стратегий преодоления стресса сотрудниками ДПС использовалась совместно разработанная с кандидатом психологических наук, доцентом И.Г.Сизовой «Когнитивно-поведенческие стратегии». Данная методика разрабатывалась в течение 1999 -2001 годов в лаборатории психодиагностики при факультете психологии и социальной работы Тверского государственного университета, апробировалась на широкой выборке, включающей сотрудников различных подразделений УВД Тверского региона, учителей, психологов, студентов. Результаты работы над разработкой методики представлены в статье «Поведение преодоления: современные исследования и методы диагностики в сборнике «Методики и программы социально-психологических исследований личности и группы» под редакцией А.Л.Журавлева в Институте психологии Российской Академии наук. Описание методики: Типология стратегий преодоления на когнитивном и поведенческом уровнях Л.И.Анцыферовой позволяет наиболее логично отразить в методике адаптивное значение различных, эмпирически выделенных исследователями видов поведения преодоления. Поэтому классификация Л.И.Анцыферовой легла в основу созданного нами опросника «Когнитивно-поведенческие стратегии». Шкала задумывалась для диагностики базовых и функционально-ситуативных стратегий преодоления. При создании методики была выдвинута гипотеза, что люди обычно используют все стратегии преодоления, однако 3-4 из них являются ведущими, наиболее часто используемыми и таким образом становятся стереотипными формами поведения. Первоначально нами были составлены личностно-ориентированные утверждения, содержательно наполняемые согласно описанию особенностей основных когнитивно-поведенческих стратегий преодоления, приведенных в классификации Л.И.Анцыферовой (количество утверждений — 112). Концептуальная валидность утверждений верифицирована путем экспертных оценок. Для экспертизы привлекались преподаватели факультета психологии и социальной работы Тверского госуниверситета (10 человек). В результате были отобраны 52 утверждения. В опроснике нами предлагаются субшкалы для оценки частоты употребления каждой из описанных стратегий, а также коэффициенты для оценки выраженности использования конструктивных преобразующих и приспособительных стратегий и неконструктивных стратегий преодоления.

Технология работы с методикой: При проведении опроса необходимо соблюдать все общие правила, которые способствуют созданию соответствующей атмосферы тестирования. Особенно необходимо соблюдать принцип добровольности, т.к. даже малейшее давление на испытуемого может привести к искажению результатов. Письменная инструкция, приведенная перед опросником, достаточно проста и в большинстве случаев не требует дополнительного пояснения. Длительность тестирования не ограничена. Среднее время тестирования 12-15 минут. Методика предназначается для использования в индивидуальном и групповом варианте для взрослых (старше 16 лет). Обработка результатов тестирования может проводиться с использованием ключа-трафарета, а также раздельно для каждой субшкалы. Первичные оценки по субшкалам подсчитываются в соответствии с ключом. В результате обработки данных по ключу выясняется количество баллов, полученное испытуемым по каждой из стратегий преодоления. Нами произведена проверка на нормальность распределения каждой шкалы опросника (см. Приложения).

www.dslib.net