При стрессе какие симптомы у ребенка

Признаки стресса у ребенка

Большинство из нас склонны оглядываться в детство, как в самое легкое время нашей жизни, особенно в сравнении с напряжением взрослой жизни. Но это не делает стресс вашего собственного ребенка менее реальным. Мы склонны забывать, что наши дети могут получить немалый стресс, и причин для него множество. Но иногда мы не понимаем этого. Зато стресс у ребенка можно распознать по изменениям в его поведении и самочувствии. Вот некоторые предупреждающие знаки о том, что у вашего малыша может быть стресс.

Внезапные изменения в поведении ребенка

Когда ребенок приходит из школы или садика, вы можете невнимательно отнестись к нему и не различить признаков стресса. Но он может негативно сказаться на других сферах жизни, вызывая поведенческие изменения. Они могут быть одними из самых верных признаков того, что в жизни вашего ребенка что-то не так.

Если ваш ребенок уже отлично ходит на горшок, а затем вдруг начинает мочиться в постель, это может означать, что он беспокоится о чем-то. Ночные кошмары – тоже признак стресса, часто скрытого, о котором сам малыш может не знать. Некоторые дети возвращаются к привычке сосать большой палец, даже если они уже находятся в счастливом возрасте начальной школы.

Кручение собственных волос, ковыряние в носу тоже можно воспринимать в качестве дополнительных признаков стресса. Внезапные перепады настроения, приступы гнева и нарушения сна также может быть показателями стресса.

Физические симптомы стресса

Иногда детей просто физически тошнит от стресса. Это может проявляться как боль в животе или голове. Также из-за стресса могут развиться проблемы с концентрацией внимания в школе. У ребенка может быть плохой сон и быстрая утомляемость.

Другие признаки детского стресса

Исследователи обнаружили, что дети, которые переживают издевательства ровесников в школе, тоже испытывают большой стресс. Может быть и другая реакция – дети в школе или детском саду могут набрасываться на других детей. Это тоже способ реагирования на стресс. Хроническая ложь и вызывающее поведение могут также указывать на стресс.

Этим ребенок хочет подчеркнуть, что они хотят как мама или папа. У ребенка может что-то не получаться в саду или школе, но они не хотят говорить о своих неудачах, поэтому врут родителям.

Они могут слишком остро реагировать на критику или собственные неудачи. Резкое поведение в классе может быть показателем того, что ребенку некомфортно в школе. Если это происходит, то, скорее всего, ребенок действует назло взрослым, потому что не хочет быть в школе, которая является для него одним из наиболее распространенных источников стресса.

Борьба с детским стрессом

Как только вы узнаете, что у вашего ребенка стресс, вам нужно сесть и поговорить с ним. Один из распространенных источников детского стресса – слишком плотный график занятий и слишком напряженная программа. Разрываясь между школой, спортом, внеклассными мероприятиями и маленьким количеством свободного времени, дети могут быть слишком перегружены. Их психика этого не выдерживает. Поговорите с ребенком о корректировке его графика или сокращении нескольких мероприятий, чтобы снизить уровень стресса ребенка.

Отсутствие физических упражнений иногда может тоже повышать уровень стресса ребенка. Вы будете удивлены, узнав, как всего лишь час-другой игры во дворе после школы с мамой и папой может прибавить всем удовольствия и снять стресс.

Чтобы ваш ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что ваш ребенок знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Пусть дети также знают, что их проблемы очень важны для вас и что они решаемы. Стресс – это нормальная часть жизни. Если родители помогают ребенку с ним справиться, он вырастет намного увереннее в себе и успешнее.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность — «Лечебное дело»

m.ilive.com.ua

Как снять стресс у ребенка

Стресс – это результат негативных эмоций и впечатлений, которым подвержены не только взрослые, но, к сожалению, и наши дети.

Детки не способны справиться с последствиями стрессовых ситуаций, трудно даже понять причину их появления.

Стресс у детей может накапливаться на протяжении длительного времени и привести к различным последствиям – начиная от неврозов и заканчивая отставанием в развитии.

Уберечь ребенка от подобных ситуаций невозможно, однако в ваших силах научить бороться малыша со стрессом.

Симптомы, проявления стрессовых ситуаций

  • Ребенок часто скован, пророй расслабиться довольно трудно
  • Раздражителен
  • Трудоспособность снижена на порядок
  • Постоянная усталость и сонливость
  • Частые головные боли, дискомфорт в области живота, кишечника
  • Нарушения сна
  • Вялость, частый плач
  • Повышенный интерес к пище (попытка поглощать стресс в пищи)
  • Набор веса, как следствие повышенного аппетита
  • Замкнутость в себе, избегание общение со сверстниками
  • Нарушено внимание, трудно сконцентрироваться на работе (учебе)
  • Данная ситуация не является болезней и легко переносится при правильных действиях со стороны родителей.

    Важно вовремя понять, что стресс у малыша это не его детские капризы и баловство, все дети разные и кого-то может вывести из равновесия простое замечание учителя или моральная обстановка в коллективе.

    Встречаются так называемые « непробиваемые » дети, однако это большая редкость, и такие дети просто более скрыты и замкнуты в себе, им удобнее прятать весь негатив, глубоко внутри не выплескивая наружу.

    Причины появление стресса

    Проявление подобной недуги появляется по-разному, в зависимости от возраста ребенка.

  • До 2-х лет .
    Отсутствие или частые разлуки родителей, в частности мамы, смена обстановки или частые переезды места жительства, которые негативно сказываются на распорядке дня, плохом сне и питания.
  • Дошкольный возраст до 4 лет .
    Наличие родителей и их отсутствие, главная причина. Смена обычного места обитания, развод родителей, детские страхи, появление нового человека (часто при разводе родителей).
  • 4-7 лет .
    В этом возрасте, основная причина вызвана походами в детский сад. Ребенок впервые остается на длительное время без родных. Не восприятие коллектива и сверстников.
    Частые ссоры между родителями.
  • Причины стресса в подростковом возрасте

    С 7-8 лет, практически у всех детей, начинается переходной возраст, который имеет несколько этапом.

    Первый, из которых наступает уже в 8 лет, дальше следует 11-13.

    Третий этап наступает по достижении совершеннолетия -16-18 лет.

    В девочек, в отличие от мальчиков, данные этапы проявляются немного раньше, но по-прежнему все индивидуально.

  • Появление братика, или сестрички, которому посвящают больше внимания ласки и любви. Детская психика не в состоянии оценить правильность всех действий родителей. Дети не понимают, что новорожденный хочет кушать по 6-8 раз в день, следовательно, внимание уделяется больше.
  • Частые переезды, проблема со сверстниками, плохой сон, усталость после школы
  • Уход одного из членов семьи, или длительное отсутствие
  • Внешние факторы (телевидение, интернет, плохой коллектив на улице)
  • Потеря близкого человека, или любимого животного
  • Способы преодоления стрессовых ситуаций

    • Первым правильным способом помочь справиться со стрессом является общение. Ни в коем случае не оставляйте его наедине с собой и возникшими проблемами. Если увидели, или заметили какие-либо трудности, обязательно поговорите с ним, внимательно выслушайте и предложите свою помощь.
    • Не бойтесь прибегнуть к помощи специалистов (педагогов, психологов), которые окажут помощь в решении проблемы и помогут быстрее преодолеть стрессовую ситуацию.
    • Важно помочь ребенку освободиться от захлестывающих его эмоций, которые могут послужить причиной появления симптомов, указывающих на стресс.
    • Замена эмоциональных нагрузок на физические, которые помогут отвлечься от психологических проблем. Во время занятие спортом, организм вырабатывает эндорфины, так называемые гормоны счастья.

    Не обязательно ребенку ходить в спортивную секцию, достаточно, что бы всегда под рукой были ролики или велосипед, можно посещать уроки йоги или плавания. Благодаря спорту или физкультуре, выработается индивидуальный режим дня.

    Правильно созданный режим дня, не приводит к хаосу в мыслях и эмоциях, которые в свою очередь приводят к развитию стресса.

    Советы по преодолению стрессовых ситуаций

    Не оттягивайте лечение , пытаясь самостоятельно разобраться в причинах и проблемах, откладывая визит к педиатру или психологу. Такие родители сильно рискуют здоровьем своего чада, ведь стресс приводит к появлению соматические расстройства в организме ребенка.

    Чем раньше начнете лечение, тем легче победить негативное состояние и его последствия.

    Обязательно во всем помогайте ребенку – внушайте уверенность, убеждая, что все трудности закончились и с ними легко справится.

    Объясните, что жизнь состоит из плохих и хороших ситуаций, которые чередуются, заменяя ода другой.
    Постарайтесь убедить, что вместе вам под силу, решение любых задач и неприятностей.

    Найдите эффективные и действенные способы для расслабления, ведь вопрос не стоит, как снять стресс у ребенка, а как не привести к повторной ситуации.

    Прекрасным способом для расслабления является отдых на природе, общение со сверстниками и друзьями, просмотр любимого мультика или фильма, поход в бассейн или массаж.

    Активный образ жизни не даст вам времени думать подобных негативных ситуациях. Вы не сможете сделать из жизни ребенка сплошной праздник, но научить радостные моменты и радоваться мелочам, несущим положительный эффект, вполне возможно.

    Подведем итоги, что могут сделать родители, если ситуация не сложная и не требует вмешательства специалистов (психологов):

  • Убедите ребенка не пытаться заниматься одновременно несколькими делами.
    Одновременно занятия в школе искусств, спортивной секции и художественном кружке, могут привести к переутомлению организма, чувства «опустошения». Подростки не способны правильно и рационально распределять свое время и справляться с возникшими нагрузками.
  • В дошкольном и младшем школьном возрасте, они нуждаются в ласке и внимании, но стремятся к независимости.

    В стрессовый период каждый человек нуждается в понимании и поддержке больше обычного. Поцелуи, объятия, поглаживания – неотъемлемая часть душевного равновесия.

  • Учите малыша говорить «нет», отстаивать свои права, контролировать эмоции.
  • Развивайте у него чувство юмора, ведь юмор – это прекрасный способ снять стресс у ребенка и разрядить обстановку.
  • Хвалите малыша за успехи.
  • Дайте понять и почувствовать свое доверие к нему – начните с безопасных сфер, где ребенок не навредит себе.
  • baby-i-mama.ru

    Проявление стресса у грудных детей

    При употреблении слова стресс мы, как правило, представляем напряженного человека, с подавленным видом, с горой проблем на работе и дома, которые довели его уже до крайности. Человеку плохо, он в стрессе. Или, другая крайность, вдруг свалилось на голову наследство от троюродной бабушки – и опять стресс. То есть, мы привыкли к тому, что стресс стал неотъемлемой частью нашей жизни, мы привыкли жить в состоянии стресса, мы привыкли и к представлению о том, что причиной стресса должна быть какая-то объективная ситуация.

    А что же у малыша? Какой у него может быть стресс? Особенно, когда целый дом нянек, его все любят, родители пытаются дать все самое лучшее с раннего детства. Но… на самом деле все гораздо сложнее, и младенцы подвержены стрессу еще в большей степени, чем мы с вами. Будем разбираться.

    Пока малыш не умеет говорить, и не знает еще слова стресс, он, естественно, не сможет объяснить, что с ним происходит. Скорее всего, он вообще не понимает, что именно происходит – ему плохо и все тут. Но есть сигналы организма крохи, которые мамы должны ловить, распознавать, и устранять причины, их спровоцировавшие.

    Во-первых – это плохой набор веса. При стрессе в крови повышается содержание адреналина, который возбуждает нервную систему, и, соответственно, требуется больший расход энергии. Таким образом, даже если ребеночку будет достаточно пищи, прибавка веса будет недостаточная. Тут можно говорить также об остановке в росте.

    Возможен продолжительный сон после проведенных процедур, это своеобразная защитная реакция «замирания», ребенок просто впадает в спячку. Эта реакция досталась нам от животных, которые при опасности замирают, чтобы их не заметили, так и ребенок – чтобы его больше не трогали (особенно характерно для стресса от физических упражнений).

    Возможна другая крайность — беспокойный сон, нарушения сна. То есть, наоборот, ребенок не может «затормозить», успокоиться и уснуть, либо будет часто просыпаться, возможно с плачем. Здесь же можно говорить о повышенной возбудимости, гиперактивности крохи.

    Проявлением стресса может быть повышение у малыша внутричерепного давления. Это состояние проявляется коликами, возможны частые срыгивания. К слову, как распознать, что у ребенка именно колики: ритмичный плач (резко плачет – резко успокаивается) и плач в определенное время (обычно ближе к вечеру), при этом у малыша можно наблюдать сложности с сосанием (не берет ни грудь, ни какие другие приспособления).

    Поэтому плач при коликах нужно отличать от беспричинного продолжительного плача, который также свидетельствует о наличии стресса у ребенка. Отличать нужно для правильной реакции со стороны взрослого. При коликах — набраться терпения, просто успокаивать, медленно укачивать (Не трясти! Так как тряска повышает внутричерепное давление и ребенку может стать только хуже).

    Как реакция на стресс у ребенка может быть как гипер— так и гипотонус. То есть слишком напряженные или слишком расслабленные ручки и ножки.

    Малыш может также неадекватно реагировать (вздрагивать, плакать и т.д.) на громкие звуки, перемену положения тела (скорее всего такая реакция будет вызвана стрессом из-за массажа или проведения постоянных контрольных взвешиваний).

    И, наконец, апогеем всех проявлений стресса может стать отказ ребенка от груди. Стресс – это только одна из причин отказа. На самом деле их может быть гораздо больше. Для профилактики отказа нужно помнить, что если у ребенка истерика, то при этом запихивать ему в ротик грудь ни в коем случае нельзя. Малыша сначала нужно успокоить, а уж потом предлагать грудь. Дело в том, что ребенка может заклинить: мне плохо, при этом у меня сейчас есть грудь, следовательно мне плохо с грудью. И в следующий раз уже возможен отказ. Так как ребенку совершенно не за чем то, с чем ему плохо.

    Так что же такое неправильное делает мама или члены семьи, что так травмирует кроху. На самом деле, порой родителям трудно увязать проявления стресса с их причинами. Ведь они стараются, всячески опекают малыша, хотят ему дать все, особенно следуя новомодным тенденциям развития и закаливания ребенка. Но даже это, казалось бы, хорошее желание, может привести детку к стрессу. Какие же могут быть ошибки в уходе за ребенком.

    Во-первых – это отсутствие чуткости мамы к нуждам ребенка. То есть ребенок может много времени проводить один, возможно ему дают хорошенько выплакаться. Вполне возможно, что кормят не по первому кряхтению и т.д. То есть мама либо еще не научилась «читать» сигналы малыша, либо не придает им должного значения.

    Причиной стресса могут быть сотрясение и травмы ребенка из-за неадекватной динамической гимнастики или бэби-йоги. Просто не нужно слепо гнаться за модой, а необходимо смотреть на реакцию именно своего ребенка. Не всем деткам, как, впрочем, и не всем взрослым, одинаково хорошо подходят физические нагрузки. К тому же вследствие динамических гимнастик у ребенка могут нарушаться представления о границах собственного тела.

    Если родители пришли к выводу, что проявления стресса у малыша связаны именно с этой причиной, то лучше все занятия спортом отложить на 2-3 недели. За это время малыш подрастет, окрепнет, и, вероятно, будет уже готов к подобным нагрузкам. Сюда же можно отнести раннее плавание, проныривание и обливание.

    Некоторых деток в состояние стресса приводит многократное применение свечей, клизм и газоотводных трубочек. Ребенок может перестать отслеживать сигналы своего организма, потому что с самого рождения родители определяют его же физиологические процессы за него.

    Младенец не в состоянии переживать большой поток информации. Поэтому частые переезды, походы в гости, посещение людных мест могут также травмировать его нервную систему. Если у малыша уже есть проявления стресса, то лучше всевозможные мероприятия отложить на несколько недель. В людных местах, лучше носить ребенка лицом к себе. В таком случае у него перед глазами не будет мельтешения, и он всегда сможет уткнуться носиком в родную мамочку. Для таких целей очень удобны слинги.

    Детишек могут нервировать частые контрольные взвешивания, к тому же они, как показывает практика, не информативны. Если есть волнения по поводу набора веса малыша, достаточно его взвешивать раз в неделю.

    И, наконец, причиной стресса у ребенка может стать массаж без адаптации. В случае с массажем, нужно смотреть по конкретному ребенку. Если массаж жизненно необходим – то, конечно, его нужно делать. Но при этом будет лучше если мама не будет сама передавать ребенка на руки массажисту, так как это станет также травматично для малыша (как это так, родная мама отдала меня какой-то тете!?) Поэтому пусть массажист берет малыша сам, к примеру из кроватки. А если родители решили сделать крохе просто курс профилактического массажа, то его лучше немного отложить.

    Таким образом, зная основные причины и проявления стресса у малыша, можно во время среагировать и исправить ситуацию. А еще, очень важно, чтобы сами родители были спокойны, так как детки чутко реагируют на состояние взрослых. Если у вас в доме уже есть такое чудо как малыш, то лучше расслабиться и получать удовольствие. Так как взаимная чуткость, любовь и уверенность друг в друге – лучшая профилактика стресса, как для малышей, так и для взрослых.

    Юлия Пальчевская — консультант по грудному вскармливанию в Минске, 8(029) 661-60-56.

    www.kormim.by

    Стресс у детей

    Симптомы стресса у детей

    Дети, подверженные стрессу, имеют перепады настроения. Они могут веселиться и играть, а через минуту уже полезут в драку, потому что будут чем-то раздражены. Дети в стрессовом состоянии плохо засыпают, могут просыпаться среди ночи, у них отсутствует четкий график сна. При стрессе у детей иногда развивается ночное недержание мочи. То есть ребенок не встает в туалет и не терпит рефлекторно до пробуждения, а «делает дело» в штаны.

    Характерны и физические ощущения, такие как головные или абдоминальные боли. Детям в стрессе сложно контролировать внимание, что сразу отражается на оценках в детском саду и школе. Ребенок получает замечания от учителя. Малыш может замкнуться в себе, избегая игр, прогулок с друзьями и общения с членами семьи.

    Маленькие дети при стрессе становятся подвержены многим негативным привычкам. Они могут начать грызть кожу вокруг ногтей или сами ногти, сосать большой палец, ковыряться в носу, облизывать или закусывать губы и т. д. Дети школьного возраста и старше в некоторых случаях начинают запугивать окружающих, много врут, пытаются доказать свою независимость и самостоятельность. Реакция на просьбы родителей и учителей может быть неадекватной, в том числе, агрессивной. Для ребенка, который живет в стрессе, характерны страхи и кошмары. Он становится излишне суетливым. На небольшие проблемы и препятствия реагирует необычайно бурно.

    Причиной стресса у ребенка (как и у подростка) могут стать такие факторы:

    • смена места жительства (например, семья переезжает в другой город)
    • ссоры или расставания с близкими людьми (друзьями или родственниками)
    • изменения в распорядке дня, к которым крайне тяжело адаптироваться
    • давление со стороны сверстников (если ребенок является «белой вороной» или попал не в ту компанию)
    • подготовка и сдача экзаменов, собеседования в детский сад или другое образовательное учреждение
    • начало и конец учебного года
    • игры за компьютером много часов в день, особенно «стрелялки»
    • У детей в возрасте до 6 лет расставание с мамой, папой (или бабушкой или дедушкой) при посещении учебного/воспитательного заведения может вызывать стресс. Если у кого-то из родителей ребенка стрессовое состояние, это отражается на семье, в том числе на психологическом комфорте малыша.

      Стресс может быть вызван и мировыми новостями, которые ребенок слышит по телевизору, радио, от взрослых и т. д. Это могут быть войны, стихийные бедствия. Ребенок начинает переживать о своей безопасности и положении дорогих ему людей, которых теоретически могут затронуть услышанные/увиденные события.

      Экологические стрессы

      Это особый вид стрессов у детей, связанный с климатическими изменениями. На детской психике отражаются в значительной мере загрязнения воздуха, смена погоды (например, когда среди лета становится резко холодно, и идут дожди). Стресс могут вызвать смены температуры воздуха, а также колебания давления.

      Качество воды также относится к фактору экологических стрессов. Загрязненная токсинами или другими веществами еда может оказать негативный вред как на физическое, так и на психологическое состояние малыша. Дети, которые подвержены экологическим стрессам, чаще болеют инфекционными болезнями, у них развиваются аллергии и стресс-связанные расстройства.

      Влияние стресса на организм

      При стрессе растет уровень психического напряжения, ребенок находится в бодром состоянии. Психика занята сверхконтролем. Это приводит к тому, что различные мелочи вызывают у малыша беспокойство, он постоянно находится на гране нервного срыва. У малыша появляются тревожные ожидания, например, он постоянно боится, что с мамой и папой по пути с работы что-то случится (собьет машина, нападет грабитель и пр.).

      Стресс становится причиной инсомнии. Проявляется это с беспокойном сне и очень тяжелом засыпании. Память ребенка ухудшается, внимание сложно удержать на одном объекте или рассказе учителя. Стресс мешает работе вегетативной нервной, эндокринной систем и головного мозга. Надпочечники начинают вырабатывать излишнее количество таких гормонов как адреналин и кортизол. Дети в стрессе очень быстро устают. Мышцы их тела напряжены, особенно аксиальная мускулатура, что приводит к болевым ощущениям.

      Стрессы повышают риск сердечно-сосудистых патологий в 4 раза. Они влияют на самоконтроль, ухудшая его. Импульсивное поведение, которое при этом возникает у детей, можно ошибочно принять за нехватку внимания и синдром гиперактивности. В 10-25 случаях из 100 у ребенка при постоянном стрессе фиксируют рецидивы и обострения болезней внутренних органов.

      Профилактика стресса у детей

      Адаптироваться организму к различным факторам окружающей среды лучше всего помогут режим дня и адекватный потребностям малыша отдых. Ребенок в зависимости от возраста должен спать определенное количество часов. Для взрослых норма составляет 8 часов, но она может колебаться в каждом конкретном случае. Профессиональные спортсмены часто спят дольше, их организму требуется дополнительное время на восстановление, по сравнению с организмами среднестатистических людей. Дети, которые занимаются с раннего возраста спортом или танцами в активном режиме, также спят чуть дольше, чем дети со средней для своего возраста физической нагрузкой. Также сон дольше у гипотоников: людей, для которых характерное пониженное артериальное давление. Максимальная длительность сна у младенцев.

      Гигиена сна

      Как детям, так и подросткам, и взрослым людям врачи советуют ложиться спать в одной и то же время. Например, приучите малыша, что подъем будет в 8 часов, а «отбой» — в 22 часа. Нельзя ложиться спать слишком рано, это собьет режим и суточные ритмы организма. Не советуют ложиться спать в негативных эмоциях (в расстроенном состоянии, гневе и пр.). Лучше перед укладыванием в кровать успокоить ребенка и настроить на позитивный лад.

      Перед сном можно принять прохладный душ. Это не должна быть совсем холодная вода, просто не такая горячая, как, например, в другое время суток. Такая процедура будет способствовать быстрому засыпанию. Мышцы под душем должны расслабляться, потому при принятии душа рекомендуется прислушиваться к своему телу, регулируя длительность принятия водных процедур и комфортную температуру воды. В вечернее и ночное время нельзя применять контрастный душ, а также холодные или горячие ванны. Они активизируют организм, и будет очень сложно заснуть.

      Приучайте ребенка, что на кровати нужно только спать. Играться и читать нужно в других местах. Иначе организму будет тяжело сориентироваться, почему в кровати он должен заснуть, если обычно на этом месте происходят другие интересные вещи. Следует контролировать, что и сколько ваше ребенок кушает вечером. Тяжелую и жирную пищу в вечернее время нужно исключить. Допустима нежирная рыба, нежирные сорта мяса, овощи, фрукты, творог, цельнозерновой хлеб, но не позже, чем за 3 часа до сна. Ни в коем случае нельзя переедать, следите за размером порции ребенка. Сладости лучше вечером не есть, даже если вес тела в норме.

      Компьютерные игры (как и игры на смартфонах и т.п.) активизируют нервную систему. Потому ближе к вечеру (именно вечером, а не перед самым отходом ко сну) нужно перейти на спокойные игры, чтение, разговоры, просмотры телепередач про природу. Отучайте ребенка весь вечер играть в компьютерные игры. Стрессы и умственная нагрузка в вечернее время суток должны быть минимальны. Уроки лучше делать не менее чем за 4 часа до сна.

      Физическая активность

      Физическая нагрузка должна присутствовать в жизни ребенка, но все упражнения и танцы нужно закончить за 3 часа до сна или раньше. Физические упражнения лучше выполнять утром и днем, они пойдут на пользу и нервной, и мышечной системе, и всему организму в целом. Нагрузка должна быть регулярной. Это повышает выносливость организма и помогает «снять стресс».

      Эффективны интервальные тренировки. Это циклические смены умеренной и интенсивной нагрузки, общая длительность которых составляет от получаса до 40 минут. В неделю можно заниматься как 3 раза, так и каждый день. Нужно смотреть по интересу ребенка и его физической подготовке. Если вы только начинаете физические упражнения любого характера, стартовать нужно с минимальной и редкой нагрузки, постепенно максимизируя частоту и интенсивность.

      Детям можно бегать, заниматься спортивной ходьбой (лучше — по пересеченной местности), ездить на велосипеде, на лыжах. Рекомендуются различные виды фитнеса, в том числе аквааэробика. Ребенка можно отдать на танцы. Предпочтение отдается спортивным танцам, которые развивают внутренний мир малыша, его чувство ритма, умение работать в команде, самодисциплину, а также помогают избавиться от стрессового состояния, расслабив психику и мышцы. Также рекомендуется плавание в бассейне. Это могут быть тренировки с родителями или групповые занятия с тренером. Также хорошими вариантами физической нагрузки для детей как профилактики стресса являются большой теннис и различные виды борьбы.

      Лучше всего чередовать ритмичные виды физических нагрузок с релаксационными практиками, такими как йога, стрейчинг и пилатес. Но это рекомендуется в основном для подростков и взрослых, для детей такие варианты почти не рассматриваются. Упражнения такого характера нужно делать 1-2 раза в неделю, чтобы укрепить опорно-связочный аппарат. Это особенно актуально для детей с синдромом дисплазии соединительной ткани.

      Физические нагрузки должны в большинстве своем начинаться с разминки на протяжении 10-15 минут, после чего следует 20-30 минут физической активности интенсивного характера, а далее следует так называемая «заминка», которой завершается тренировка. Она длится от 10 до 15 минут в среднем. Темп ее не такой активный, как разминки. Кушать детям можно за час-полтора до физических занятий. У детей быстрый метаболизм, потому вариант «покушать за 3 часа до тренировки» не рассматривается. В противном случае у организма случается так называемый метаболический стресс. Маленький спортсмен может упасть в обморок и т. п.

      Здоровое питание от стресса

      На организме негативно отражается плохое качество пищи. В основном те продукты, которые продаются в супермаркетах, нельзя назвать здоровыми. К выбору продуктов питания, особенно для детей, нужно подходить тщательно. Питание плохой едой снижает устойчивость организма малыша к стрессовым факторам. Пища должна быть богата витаминами и минералами в нужном для организма количестве, это называют сбалансированным питанием. Если питание несистематично, преобладают полуфабрикаты, блюда из кулинарии супермаркетов, фаст-фуд, то нарушается работа головного мозга, нервной системы, у ребенка становится слишком изменчивое настроение.

      Дефицит магния как фактор стресса у детей

      На сегодня в организме детей часто не хватает магния. Если вы заметили, что ребенок слишком возбудим, стал беспокойным, раздражительным, быстро устает, находится в подавленном состоянии, стоит сдать анализ на магний, чтобы определить его количество в организме. Магний является незаменимым микроэлементом. Он регулирует то, насколько клетку вырабатывают и используют энергию. Отвечает за спокойствие нервной системы. Если даже стрессовые факторы незначительны, но в организме наблюдается дефицит магния, ребенок будет находиться в стрессе.

      Нехватка магния приводит к тому, что энергия расходуется неэффективно. Воспалительные процессы в организме начинают «активничать», обменные процессы проходят вне нормы, клетки различных систем и органов разрушаются тогда, когда не должны. Дети с дефицитом магния зачастую весят больше нормы, у них накапливается жировая ткань. Из-за этого они склонны к гипертонии, развивается резистентность к инсулину. Если проблему вовремя не решить, ребенок заполучит такую серьезную проблему как ожирение, а также сахарный диабет и метаболический синдром.

      Причиной нехватки магния для организма является в большинстве случаев неправильное питание. Это не только увеличивает стрессы, но и способствуют развитию различных заболеваний. В основном не хватает магния детям, у которых в рационе много поваренной соли. Она поступает в организм не только с солеными блюдами домашнего приготовления. Важную роль играет «скрытая» соль, которая содержится в большом количестве в полуфабрикатах, колбасных изделиях и пр. В рафинированных продуктах магния нет или находится минимальное его количество. Энергетики, которыми злоупотребляет множество подростков, также являются фактором развития нехватки магния в организме.

      Магний хуже усваивается также из-за аспартама и глутамата. Это пищевые добавки, которые сегодня есть в подавляющем большинстве блюд фаст-фуда и в полуфабрикатах. Они также выводят магний из организма. В итоге люди, которые питаются такой едой, получают эмоциональные расстройства, не говоря уже про целый ряд болезней разных органов и систем.

      Период с ноября по март характеризуется снижением количества магния в организмах. Еще одна причина нехватки данного элемента: стресс. Чем больше ребенок нервничает и переживает, тем меньше магния у него в крови. Потребность детских организмов в этом элементе больше, чем взрослых. Это объясняется процессами роста. На 1 кг массы детям нужно примерно 6 мг магния. Малышам до 3 лет нужно от 50 до 150 мг, детям в возрасте от 4 до 6 лет — 200 мг, детям от 7 до 10 лет — 250 мг, а ребенку в возрасте от 11 до 17 лет понадобится 300 мг магния.

      Увеличить уровень магния можно так:

    • ввести в рацион зеленые овощи
    • кушать больше фруктов, злаков и круп
    • ввести в рацион продукты с содержанием витамина В6, который помогает магнию усваиваться в организме (это бурый рис, запеченный в кожуре картофель, бананы, гречка и пр.)
    • заменить поваренную соль морской
    • использовать минимальное количество соли при приготовлении блюд
    • Сегодня для профилактики дефицита магния применяют препарат «Магне В6». Он помогает предотвратить влияние стресса на организм. «Магне В6» помогает магнию усваиваться и попадать должным образом в клетки тканей и органов. Питьевой раствор Магне B6 врачи назначают пациентам старше 12 месяцев от роду. Магне B6 форте могут принимать дети старше 6 лет. Дозировка препарата может отличаться в каждом индивидуальном случае, потому самолечение и самостоятельная профилактика не рекомендуется. Обязательно обращайтесь к врачу, если подозреваете дефицит магния в организме ребенка, или если анализы обнаружили снижение уровня этого элемента в крови.

      Если в организме достаточное количество магния, у детей хорошая память, что отражается на их успеваемости. Они находятся в хорошем настроении, чувствуют себя хорошо. Минимизируются проявления вегетативной дисфункции. Если ребенок страдает от головных болей, также стоит подозревать у него нехватку магния. Часто головные боли спровоцированы стрессом. Часто требуется не только прием одного препарата магния, но комплексная терапия, которая назначается лечащим врачом.

      Снятие стресса у детей

      Родители должны особым образом общаться с детьми, которые испытали или испытывают стресс. Нужно знать ряд правил и придерживаться их, если вы хотите гармонизировать психическую сферу ребенка. Вы должны знать, что стрессовые факторы у детей не такие, как у взрослых. Например, двух-, трехлетнего малыша заставляет сильно нервничать тот факт, что вы оставляете его с чужими людьми, собираясь куда-то (няня, знакомые, которые вы попросили присмотреть за ребенком). Для 4-леток стрессом является каждое утро поход в садик (не всегда, но в частых случаях). 11-летняя школьница, которая первый раз собирается на танцы, также испытывает сильный стресс.

      То, что для взрослых кажется пустяком, для детей является травмирующим психику фактором. Общаясь с ними, вы должны войти в их положение, мыслить понятиями и ценностями ребенка того возраста. Чтобы войти в систему ценностей ребенка, чтобы лучше понять стрессовые факторы, вспомните свое детство. Что заставляло вас переживать, нервничать, расстраиваться?

      Следующее правило: дайте ребенку время на то, чтобы объясниться. Не «наскакивайте» на него с требованиями объяснить, что его беспокоит. Выберите удобное время, например, перед засыпанием, чтобы поговорить по душам. Можете просто слушать, не обязательно говорить самому.

      Если ребенок находится в тревожном состоянии из-за ситуации или событий, которые будут ожидать его в будущем, постарайтесь развеять неизвестность. Человек, не зная, чего ему ждать, фантазирует худшее. Например, если вы готовите ребенка к операции, расскажите последовательность обследований и действий хирурга. Это поможет ему морально подготовиться к предстоящему испытанию и испытывать меньше стресса.

      Объясняйте ребенку, когда именно произойдет та или иная ситуация. Для малышей ничего не говорят слова «я вернусь через трое суток». Нужно сказать «мама вернется, когда ты три ночи поспишь, проснешься, а на утро я уже буду с тобой». Так он будет понимать, когда именно вы вернетесь.

      Нельзя ожидать от своих чад идеального поведения в школе и исключительно максимальных баллов. Завышенные ожидания и требования родителей являются травмирующим психику малыша фактором, он постоянно пребывает в стрессе, пытаясь угодить маме и папе. Не нужно реализовывать через ребенка то, чего вы сами не смогли достичь в жизни. Он не должен повторять (или наоборот — не повторять) ваш путь.

      Ребенок будет меньше всего подвержен стрессам, если будет знать, что родители всегда являются его поддержкой и опорой. И не важно, сколько лет вашему малышу: два или 15. Он должен знать, что вы поможете ему в любой ситуации, должен чувствовать поддержку ближайшего окружения. Самых маленьких детей нужно в буквальном смысле держать за руку. Через телесную поддержку они ощущают и моральную. Нужно поддерживать его словами, например, когда он боится темноты или боится учиться ходить. Более старшим детям рассказывайте, что вы не сомневаетесь в преодолимости любых проблем, в том, что они обязательно справятся со всеми задачами в жизни.

      Детям можно рассказать о своем жизненном опыте. Расскажите случаи, когда вам пришлось испытывать стресс, и что вам помогло. Опыт обязательно должен быть позитивным. Ребенок должен ощущать, что его проблема типична для всех людей, что он не является исключением. Поговорите с ребенком о том, как лучше справляться со стрессом. Продемонстрируйте свои методы управления стрессовой ситуацией. Меньше нервничайте перед своим чадом, чтобы он не перенял ваше беспокойство и манеру негативного взгляда на мир и на будущее.

      Как мы уже отметили, физическая активность является хорошим средством от стресса. Но дети с плотным графиком больше всего подвержены переживаниям и негативным ожиданиям. Такое бывает, когда родители таскают ребенка по большому количеству секций, от которых, кстати, дети часто не получают удовольствия (потому что родители сами решили, чем малыш будет заниматься и водят его на секции по своему усмотрению).

      Никогда не руководствуйтесь логикой «мы заплатили на год вперед за твою музыкальную школу, купили тебе пианино, потому, будь добр, играй и ходи на уроки в музшколу». Доверьте ребенку самостоятельный выбор. Покажите, какие занятия бывают (танцы, шахматы, лыжи, футбол, борьба, создание изделий из бисера, рисование, чтение), пусть он попробует одно, другое, третье, и выберет сам, что ему больше нравится. Тогда такие занятия помогут снять стресс, а не наоборот.

      Нужно укреплять чувство уверенности ребенка в себе. Люди, которые в себе не уверены, рассматривают всё происходящее как препятствие, причем то, которое нельзя преодолеть. Уверенные люди отвечают на вызовы в жизни, пытаясь решить все задачи и достичь целей. Покажите ребенку, что в нем есть то, за что стоит уважать и любить самого себя. Поощряйте малыша, когда он достигает целей, особенно тех, к которым сильно и долгое время стремился.

      Не всем детям определенные занятия даются с первого раза. У малыша может быть плохая память и внимательность. Но всё это поправимо, просто воспитанию и обучению таких детей нужно уделять больше времени и дарить им всю любовь и ласку. Нельзя несколько раз напоминать ребенку, если у него что-то не получилось. Например, крайне неправильным будет воспитание, при котором ребенку всю неделю напоминают, что он разбил стакан, накрывая на стол, ругают его за это несколько дней.

      Нужно показывать детям, что вы их любите (вне зависимости от их успехов в школе и в секциях). Это защищает психику малыша от стрессов. На самом деле любому человеку независимо от возраста важно знать, что есть люди, которые его любят, ценят и принимают таким, каким он является. Дети, уверенные в любви родителей, почти не беспокоится о соперничестве, которое является одним из основных стрессовых факторов в школе (гимназии, лицее).

      www.eurolab.ua