Примеры стресса у детей

Ребенок и стресс

Психологическим стрессом называют состояние повышенного эмоционального напряжения. Возникает оно у человека в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Вообще стресс сопровождает нормального человека всю жизнь. Первый исследователь этого явления канадский физиолог Ганс Селье говорил: «Единственный способ убежать от стресса — это умереть». Стресс может быть и полезным — тогда он мобилизует человека, помогая справиться с ситуацией, и вредным — когда он скорее парализует волю к решению проблемы.

Выделяют еще понятие «дистресс» — им обозначают избыточное, чрезмерное напряжение организма. А еще стресс может быть острым и хроническим.

Стрессу подвержены все люди — и дети в том числе. Некоторые стрессовые ситуации одинаково тяжелы для взрослого и ребенка: потеря близкого человека, резкая перемена условий жизни и т. п. Есть ситуации, которые могут травмировать одного человека, другого оставить равнодушным. Например, тройка, полученная на экзамене. Выступление перед большой аудиторией для одного человека — огромное напряжение, негативные эмоции, другой испытывает подъем, энергетически заряжается.

Как распознать избыточное психическое напряжение у ребенка?

Ребенок не всегда понимает и может выразить то, что с ним происходит.

— Симптомы избыточного стресса у детей примерно те же, что и у взрослых. Это снижение работоспособности, повышенная утомляемость, ухудшение памяти, головные и другие боли неясного происхождения. Повышенная раздражительность или постоянная подавленность, вспышки беспричинного гнева. Может нарушиться сон, проявляются незамеченные раньше страхи.

— Если у ребенка и раньше отмечались невротические явления (запинки в речи, энурез, тики и т. д.), под действием стрессовой ситуации они могут усилиться.

— Иногда спокойный до этого ребенок сигналит о накопившемся напряжении агрессивным поведением — может драться, отбирать у других детей игрушки. Или плачет чаще обычного и без видимых причин.

— Есть и другие, более специфические симптомы. Некоторые дети, как и взрослые, в стрессовой ситуации могут отказываться от еды. Или, наоборот, успокаивают себя, поглощая беспрерывно еду, сладкое и т. д. Детское воровство иногда тоже результат стресса — например, неблагополучия в семье.

Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?

— Любые значительные, но естественные перемены в жизни. Например, поступление в детский сад или школу, появление младшего брата или сестры, переезд, смена школы, развод родителей, повторный брак родителей. Разумеется, разные дети одну и ту же ситуацию могут воспринимать по-разному. Некоторое девочки, например, остро переживают появление признаков созревания собственного организма — наступление менструаций. У других этот момент протекает более гладко.

— Кризисные ситуации (совершенное над ребенком или на его глазах насилие, попадание в зону военного конфликта, акты терроризма, стихийное бедствие, лишившее семью дома, несчастный случай, болезнь или утрата близкого человека и т. д. ). Важно помнить: маленького ребенка может травмировать и не слишком значительное с точки зрения взрослого событие — например, смерть любимой белой мышки.

— Обычные жизненные ситуации, связанные с неизвестностью, или отрывом от семьи, или болью. Например, первая поездка в летний лагерь, посещение стоматолога или назначенные лечебные процедуры (уколы, зондирование желудка и др.), обследование в больнице, предстоящая операция. Но и радостные события в определенном возрасте могут послужить источником стресса. Для девочки-подростка, например, первое свидание или «выход в свет» — на дискотеку.

— Интенсивные умственные и эмоциональные нагрузки: школьные перегрузки, контрольные, экзамены, ситуации постоянного соперничества, конкуренции с другими детьми, информационные перегрузки (телевидение).

— Неблагополучная обстановка в семье (нелады между родителями, нарушенные отношения самого ребенка с родителями), напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями.

У взрослого человека рано или поздно складываются свои способы реагирования на конфликты, свои способы борьбы с психическим напряжением. У ребенка такая защита против стресса еще не выработалась.

Что могут сделать родители?

Не так уж и мало:

— постараться услышать, как ребенок сигналит о своем напряжении,

— стараться уберечь от непосильных нагрузок,

— не пытаться оградить ребенка от всех стрессовых ситуации. Задача родителей в другом — выпустить ребенка в жизнь как можно более стрессоустойчивым. И понимающим, где он может найти поддержку;

— оказывать поддержку и помощь в кризисных ситуациях. Знать, к какому специалисту можно обратиться за помощью (во многих регионах существуют кризисные службы помощи детям и подросткам, телефоны доверия, психологические консультации и другие виды помощи);

— научить доступным способам снятия избыточного стресса. Надежные способы снятия стресса у большинства людей индивидуальны. Для кого-то это физическая разрядка, общение с природой или искусством, с близкими по духу людьми или наслаждение одиночеством, медитация. Помогите ребенку выбрать свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения. Есть и специальные приемы немедленной самопомощи в стрессовых ситуациях. Это способы мышечной релаксации, дыхательные упражнения, вызывание зрительных образов и др. Их вы можете найти в популярной литературе — например, в книге Шейлы и Шелдона Левис «Ребенок и стресс» (СПб., 1996).

Как помочь ребенку пережить потерю.

Потери в жизни ребенка — это не только самые серьезные травмирующие события (как смерть близкого человека, например). Иногда взрослым трудно понять чувства малыша, когда он потерял любимую игрушку (с нашей точки зрения — сущую ерунду) или долго не может привыкнуть к новой школе.

Различные перемены и потери — это естественная, нормальная часть жизни. Как помочь ребенку понять это?

Возможно, стоит говорить с ним об этом и в ситуации реальной потери, и тогда, когда малыш находится в спокойном состоянии. Попросите его подумать, какие могут случиться потери в жизни человека. Выскажите свои соображения, попросите вспомнить ситуации из его жизни и жизни его друзей. Что это могут быть за потери? От выпавшего зуба, потерянной вещи, переезда на новую квартиру до чьей-то смерти. Возможно, развелись родители знакомого ребенка — это тоже потеря.

А сам ребенок? Он ведь постоянно меняется — сегодня ты уже не такой, каким был месяц или год назад. И в природе постоянно происходят какие-то изменения. Может быть, попробовать нарисовать их: например, деревья весной, летом, в листопад и зимой; гусеницу, которая становится сначала коконом, а потом бабочкой; себя — в детстве и сейчас. А каким ты будешь, когда станешь взрослым?

Посмотрите вместе с ребенком семейный альбом — здесь можно увидеть, как все меняется.

Можно обсудить с ребенком, на что похожи горе, радость, печаль, страх. Можно попросить его нарисовать различные чувства, спросить, как ведет себя при этом наше тело, изобразить их мимикой и движениями. Во время рисования попросите подумать: что тебе помогает, когда ты испытываешь печаль или гнев.

Обсудите эти способы и предложите свои (печаль — рисовать, писать стихи, записывать в дневник, найти кого-нибудь, с кем можно поделиться своей печалью, поплакать; гнев — заняться определенными видами спорта, ударять или пинать по мячу, по подушке, побегать, пореветь в подушку или в укромном месте, выразить гнев словесно.).

Подчеркните, что все чувства разрешены: если мы сердимся на кого-то, это не значит, что тот человек плохой, это означает, что в данный момент мы испытываем гнев.

Выявить страхи и тревоги ребенка можно с помощью рисования. Что может спросить взрослый, пока ребенок будет рисовать? «Что ты делаешь, когда боишься?», «Помогает ли это?», «Что можно еще сделать?». Даем понять, что испытывать страх смерти и потери нормально — взрослые его тоже испытывают.

О чем еще можно поговорить с ребенком? О реалистичных и нереалистичных страхах; о том, что страх не будет длиться вечно. Испытывая страхи, мы учимся больше ценить и жизнь близких людей; страхами можно делиться с другими и не стыдиться этих чувств и т.д.

Затем можно обсудить пути разрешения проблем, избавления от страхов. Пробуем вместе с ребенком поработать над проблемами. Сначала на бумаге составляем список проблем, вариантов выбора, опасностей. Кто может помочь, поддержать, к кому обратиться в той или иной ситуации и т.д.? Обсудить отношения людей в целом. Что такое семья? Каким образом родственники связаны между собой? Они не только делят вместе пространство и бюджет, но и заботятся друг о друге; они могут соревноваться и ссориться, но они же помогают и поддерживают друг друга.

Ребенок и смерть близкого человека.

Как помочь ребенку пережить потерю близкого человека? Нужно, конечно, понимать, какое поведение в такой момент является нормальным, а какие реакции могут потребовать вмешательства психотерапевта.

Нужно самим овладеть приемами эмоциональной поддержки. Но очень важным в данном случае оказывается и то, как вообще в семье относятся к смерти и говорят ли о ней с ребенком. Ему гораздо тяжелее пережить потерю, смириться с произошедшим, если в семье тема смерти под запретом. Не избегайте таких разговоров. Даже трех-четырехлетнему ребенку можно сказать правду, если он задает такие вопросы. Постепенно он поймет, что смерть — это естественная и неизбежная часть жизни. И будет лучше подготовлен к серьезным потерям.

Как сообщить ребенку о смерти близкого человека? Хочется уменьшить его страдания, и даже приходит мысль не говорить, увезти подальше от горестных хлопот, отложить разговор на потом. Это может быть правильно только в отношении очень маленького ребенка. Ребенку нужно пережить трудный момент жизни вместе с семьей. Иначе в дальнейшем может возникнуть непонимание и отчуждение.

Лучше, если сообщит о смерти близкого кто-то из родных ребенка или человек, которого он хорошо знает и которому доверяет. В этот момент очень важен физический контакт прикоснуться, обнять, взять за руки. Дать понять, что он по-прежнему будет окружен любовью, защищен.

Ребенок может прийти в ярость, испытывать агрессию против принесшего печальное известие. Не надо уговаривать его взять себя в руки и упрекать за несдержанность Не надо и уговаривать плакать, если он не хочет. В первые дни после случившегося допускается любое проявление чувств страха, боли, гнева, протеста. Если ребенку нужно побыть в одиночестве, предоставьте ему такую возможность.

В переживании ребенком горя несколько стадий. Вначале он испытывает шок. Затем может начать отрицать произошедшее, не верит, что близкого человека больше нет рядом, даже ищет его. Но потом, когда ребенок осознает, что вернуть умершего невозможно, вновь наступает отчаяние.

Переживания такие же острые, как в первый момент после случившегося. Ребенок опять начинает плакать, гневаться. Маленький ребенок может сердиться и на родителя, покинувшего его, и на людей, которых считает виноватыми в смерти, и на Бога. Он может ломать игрушки, устраивать истерики. Подросток может грубить, проявлять агрессию к домашним или становиться замкнутым, подавленным. Некоторые дети винят себя в произошедшем.

Как вести себя близким? Прежде всего, помочь ребенку назвать свои чувства и признать их. Это может быть страх, гнев, чувство вины, ощущение беспомощности, потери стабильности, неуверенности в будущем. Если нужно, подробнее обсудите с ребенком это чувство. Если оно обозначено, легче понять, как помочь ребенку, какую оказать поддержку.

Что предпринять, если выяснилось, что ребенок чувствует себя виноватым? Попросите его нарисовать или рассказать, что можно было сделать, обсудите рисунок, настоящую и принятую на себя вину и др. Спросите, чему он научился от этого близкого человека, что вспоминает из времени, проведенного с ним. Где и когда вместе с ним бывал? Может ли перенести свои воспоминания на бумагу?

Разумеется, нужно контролировать эмоциональное состояние ребенка.

Дети, пережившие потерю близкого человека, могут испытывать острое чувство вины. Просто за то, что они живы. Или из-за ссоры, которая произошла незадолго до этой смерти между ним и умершим, если она не закончилась примирением. Ребенок не может найти себе оправдания, и это тоже может привести к саморазрушению.

В течение какого-то времени, возможно, первого года после случившегося, бывают острые вспышки горя. Иногда это происходит даже во время праздников, дней рождения. Постепенно ребенок научится справляться со своими чувствами.

Маленькому ребенку помогите снять напряжение, давая ему ломать коробки, рвать пакеты и т. д. Детям постарше предложите физическую работу, требующую значительных усилий, длительную прогулку пешком.
Через какое-то время после печальных событий вы сможете говорить с ребенком об умершем человеке. Рассматривайте вместе семейные фотографии, вспоминайте о приятных событиях, связанных с ним.

Когда человек продолжает мысленно общаться с умершим — это совершенно нормально. Но иногда понятная реакция на смерть может перейти в патологическое горе, которое может длиться годами, а то и всю жизнь. В случае слишком острой или затянувшейся реакции следует обратиться за помощью к специалисту.

В каких случаях ребенку может потребоваться профессиональная помощь (психотерапевта или психиатра)?

— если ребенок полностью не способен управлять своим поведением в течение длительного времени;

— если вы наблюдаете у него полное отсутствие каких-либо проявлений чувств;

— отказ от еды, бессонница в течение длительного времени, галлюцинации;

— слишком затянувшееся острое переживание горя, сильные страхи.

Это нормальная реакция на ненормальные (экстремальные) обстоятельства. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, технологические катастрофы, войны, межнациональные конфликты, любое насилие, потеря близких людей и т.д.

Наиболее распространенные посттравматические реакции у детей: навязчивые воспоминания о событии, повторяющиеся кошмары, игры на тему случившегося (в похороны, в землетрясение и т.д.), страх, что событие повторится.

Ребенок теряет интерес к жизни, может отмечаться замедление развития и временная утрата навыков (опрятности, речи и т.д.). Дети начинают хуже учиться, становятся конфликтными, агрессивными. Возникает чувство изоляции, ожидание скорой смерти.

Важно знать, как вести себя с детьми, переживающими подобный стресс.

Дети, пострадавшие от стихийных бедствий, могут до бесконечности играть в игры, которые со стороны кажутся чудовищными: в землетрясение, в похороны и т. п. Именно в процессе таких игр дети излечиваются. Даже если они не играют сами, психологи очень часто специально рекомендуют такую психотерапию. К сожалению, родителей эти игры пугают, и они запрещают их, не понимая, что таким образом выдают свои собственные страхи.

Большинство детей, пострадавших от технологических катастроф, живет в ожидании «конца света» и собственной смерти. В этом случае теряют смысл педагогические воздействия, рассчитанные на долгий срок. Зачем хорошо учиться, думать о будущей профессии, менять что-то в себе, если скоро умирать?

Дети, пострадавшие в национальных конфликтах, видели насилие, убийства, разрушения, становились жертвами насилия или даже участвовали в нем. Для них мир делится на своих и чужих. Чужих надо ненавидеть и бояться. Вырастая, эти дети несут в себе идеи национального превосходства и мщения.

Не менее тяжело детям, пострадавшим от случайного насильника. Это может быть физическое, сексуальное и психологическое насилие. Такой ребенок испытывает сильнейший стыд, отвращение к себе, чувство оскверненности. Он находится в жутком одиночестве, изоляции от других, благополучных детей, не способных его понять, он наедине со своими переживаниями.

Огромная проблема — отношение окружающих к травмированным бедой детям. Не надо думать, что жертвы насилия и несправедливости вызывают у окружающих только жалость и желание помочь.

Распространенная реакция: «Сам (сама) виновата!» К тому же от них шарахаются в суеверном страхе, боясь заразиться несчастьем, бедой. Не случайно некоторые родители стараются скрыть случившееся с ребенком, не сообщая даже в милицию и тем более в школу.

Ребенок остается наедине со своими переживаниями. Он настолько низко себя ценит, что возможны и попытки самоубийства, и наркомания, и алкоголизм, и криминальное поведение.

Важно помочь такому ребенку вовремя преодолеть травматический опыт. Нельзя допустить, чтобы он закрепился в стойких личностных изменениях. Обязательно нужно показать ребенка психологу или психотерапевту. И, скорее всего, работа эта будет очень продолжительной.

adalin.mospsy.ru

Стресс у детей и способы его преодоления

Для многих из нас период детства ассоциируется с тем временем, когда нет никаких хлопот и забот. И мало кто задумывается, что современные дети, как и их взрослые родители, живут в постоянном стрессе. Разница только в причинах и проявлениях. Что же делать, если подрастающее поколение страдает от эмоционального дисбаланса?

Ситуаций, которые могут влиять на стабильное психологическое состояние и вызвать стресс у детей — множество. У малышей младшего дошкольного возраста огромным потрясением становится детский сад. По мере взросления появляются новые проблемы: адаптация в первом классе; огромные нагрузки школьного процесса; первая неразделенная любовь; влияние компании ровесников; кризисы подросткового возраста.

Как проявляется детский стресс?

Помимо прочего, огромное количество детей младшего и школьного возраста вынуждены переживать проблемы старшего поколения семьи, развод матери и отца. Даже банальная простуда у мнительных ребят уже может являться причиной повышенной нервозности. Что говорить о тех малышах, которым в силу физиологических нюансов, приходится в своей жизни часто сталкиваться с медицинскими манипуляциями, проходя лечение? Как видим, причин для нарушения нормального психологического развития ребенка — огромное количество. На фоне всего этого детство уже не кажется такой уж беззаботной порой. И в силах взрослых сделать все возможное, чтобы влияние неблагоприятных факторов как можно меньше сказывалось на стабильном развитии подрастающего поколения. А если проблемы возникли — помочь мягко их преодолеть.

Стресс является следствием невозможности организма справиться с повышенными эмоциональными и умственными нагрузками. Первым и главным симптомом его проявления является внезапное изменение привычного поведения у чада. Ведь взрослые могут чувствовать и объяснить, что с ними происходит, а вот крошкам трудно понять,что же с ними «не так». Отсюда, как последствие, и возникает нетипичное для них поведение.

Психологи выделяют несколько основных признаков, которые должны насторожить:

  1. Повышенная агрессия. Если еще вчера ваш малютка был милым и послушным ангелочком, а уже сегодня превратился в неуправляемого чертенка, который обижает деток в садике, конфликтует с одноклассниками и взрослыми; бьет братиков и сестричек, швыряет игрушки — подумайте: не было ли в последнее время в его жизни таких изменений, которые могли бы спровоцировать подобное поведение?
  2. Неожиданные страхи. Наверное большинство из родителей сталкивались с ситуацией, когда их чадо младшего возраста внезапно отказывается засыпать в комнате, рассказывая о «страшных чудовищах под кроватью». Или же ребятенок младшего школьного возраста становиться плаксивым, начинает бояться смерти (своей или близких), тревожится, когда уходит на занятия в школу или в секцию.
  3. Регресс в развитии. Подобные симптомы хорошо наблюдаются у детей младшего возраста. Обычная ситуация: в семье родился братик или сестричка. И старший ребенок внезапно начинает вести себя как маленький: капризничает, просится быть все время на ручках, вспоминает о соске, забывает вовремя сходить в туалет. Причина проста: стресс у старшего ребенка. Своим поведением он просто хочет обратить внимание на себя.
  4. Проблемы со здоровьем. Симптомы могут быть настолько сильными, что вызывают физические патологии, которые напрямую связаны с психосоматикой. У малютки может подняться температура, сильно разболеться живот…Взрослые начинают искать причину в вирусах и бактериях, назначать лечение таблетками, совершенно забывая о психологической составляющей. Ведь, если убрать психосоматический раздражитель, здоровье резко идет на поправку без медикаментов.
  5. Быстрая утомляемость и нарушение сна. Проявляются в том, что еще вчерашний отличник начинает получать плохие отметки, а малыш, несмотря на активно проведенный день, никак не хочет уснуть. Мамы грешат на лень, капризы. А причина в другом: повышенные нагрузки утомляют; обилие эмоций за день — перевозбуждает.
  6. Компульсивность. Внешне кроха может вести себя спокойно. Но в то же время появляются непривычные для него движения, которые возникают спонтанно. И он сам даже не следит за тем, что делает это осознанно. Например, девочки начинают наматывать длинные волосы на пальцы или сосать прядь волос; мальчики — грызть ногти, держать руку в трусах. У детей после напряжения могут появляться такие признаки, как внезапное подергивание плечами, частое моргание, постоянное покашливание.

Любые перечисленные выше симптомы являются поводом для обращения за консультацией специалиста. Необходимость специфического лечения способен определить только профессионал.

Стадии детского стресса

Стресс, как и любое другое нарушение, имеет свои этапы:

  • Перевозбуждение. Проявляется повышенной эмоциональной возбудимостью. Причем яркие положительные эмоции также можно отнести сюда. Пример: родственники готовят малыша к детскому саду. Он, не зная реалий, в возвышенном состоянии рассказывает, как будет ходить к деткам и с нетерпением ожидает того дня, когда начнет посещать коллектив садика.
  • Отрицание. Кроха на все отвечает «нет»: не пойду в сад, не буду там кушать, не хочу играть с детьми, не собираюсь слушать воспитателя. Если взрослые не обращают внимание на детский стресс, считая банальным непослушанием, он может протекать в агрессивной форме. Большой ошибкой взрослых на подобном этапе является наказание ребенка. Не разобравшись в причинах неадекватного поведения, не решая причины, они загоняют ее только во внутрь. Маленький человек старается переживать эмоции в себе, что рано или поздно приведет к проблемам со здоровьем.
  • Апатия. Эта стадия уже напрямую связана с депрессивным состоянием. Поэтому избавляться от нее становится сложнее. Проявляется в том, что карапуз покорно смиряется со своим положением. Он также провоцирует поведением, но при этом испытывает безысходность, незащищенность. Его организм попросту истощает резервы.
  • Физические заболевания. Последняя стадия, при которой наверх показываются различные нюансы со здоровьем: повышенная температура, боли в различных частях тела, заикание. Психосоматика заболеваний бывает разной: обиды и сдавленные эмоции начинают выливаться в респираторных патологиях, нарушениях дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта. Та же температура является сигналом. Тогда начинают лечить симптомы физических заболеваний, но не избавляются от психологической основы их появления. Идет замкнутый круг. В то же время, работа с эмоциональной составляющей способна раз и навсегда избавить от физических патологий.
  • Психологи советуют: лучшая профилактика — это правильная подготовка ребенка к предстоящим изменениям в жизни.

    Стресс у детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Известно, что дети в возрасте до 6-7 лет являются особо эмоционально чувствительными к любым изменениям, которые происходят вокруг них. Они чутко реагируют на психологический климат в семье; легко перенимают на себя его эмоциональное состояние.

    Есть несколько ведущих ситуаций в жизни, которые могут ярко проявляться и накладывать отпечаток на психоэмоциональное состояние детей младшего возраста:

  • Рождение младших братьев и сестер. В каждой семье, где есть двое и больше детей, могли наблюдать такую картину: с появлением нового члена семьи старший меняется в поведении. Даже, если он сам очень просил и ждал малыша. Оказывается, для того, чтобы с ним играть или полноценно общаться, должны пройти многие месяцы. Старший к этому не готов.
  • С появлением брата или сестры у крохи часто появляется страх того, что он станет «не нужным» родителям. Младшенький начинает восприниматься им как конкурент за любовь и внимание. Дитя видит, что за братом или сестрой ухаживают: носят на руках, бесконечно моют-кормят-агукают. У него возникает логическая цепочка: для того, чтобы и мне уделяли столько же внимания, нужно стать маленьким. Поэтому начинает наблюдаться регресс в поведении. Также возможен вариант, когда внимание родителей добивается кардинальным методом: кроха начинает болеть. В его подсознании уже закрепилось воспоминание, что когда ему плохо ( температура, боль), тогда мама или папа посвящают ему свое время.

  • Начало посещения детского сада или школы. На первый взгляд кажется, что проблем нет: ребенок хотел идти в детский коллектив. Но на проверку оказалось, что там есть свои требования, своя дисциплина, не всегда приятные воспитатели, задиры-ровесники и много новых обязательств (кушать, спать, слушаться, делать уроки). Он оказывается не готов к реалиям. Поэтому, еще задолго до начала посещения детских коллективов, нужно готовить сына или дочку. В большинстве случаев подготовка заключается в том, что взрослые расписывают, как хорошо будет их чаду в саду или школе: новый коллектив, где можно играть; новые права. И это в корне неправильно. Ведь тот же сад, это еще и необходимость кушать не домашнюю привычную пищу; учиться находить общий язык с драчунами; выполнять предписания воспитателей. И мамы рядом не будет. В реальности такое положение оказывается настоящим шоком. И истерики перед дверьми дошкольного учреждения могут вызываться капризами «из ничего». Это влияние эмоционального потрясения.
  • Плохие отношения и развод родителей. Взрослые часто допускают две большие ошибки: стараются сохранять видимость семьи «ради ребенка» или же бездумно рвать отношения, не взирая на младших членов семьи. В первом случае малыш будет чувствовать то напряжение, которое существует в общении между отцом и матерью или вовсе быть зрителем постоянных скандалов. Во втором он становится заложником ситуации, когда его мнения особо не спрашивают. Он вынужденно должен принимать выбор папы и мамы, которых одинаково любит. Еще вчера он с папой регулярно играл в футбол, когда тот возвращался с работы, а уже завтра он общается с ним в разы меньше. Дабы уберечь малыша от потрясений, взрослые должны тщательно обдумывать каждый свой шаг и слово. И не допускать выяснения отношений в присутствии детей. Они не должны становиться заложниками ситуации или объектом манипуляций. Поэтому, если у малютки вдруг поднялась температура, не назначайте сразу активное лечение. Просто задумайтесь: так ли хорошо в семье?
  • Стрессовые состояния у подростков

    Подростки смотрят на мир совсем другими глазами, чем взрослые и малыши. Он воспринимается обостренно. Нервный срыв способна вызвать любая мелочь. Чаще всего это связанно с мощной гормональной перестройкой организма, что не может не влиять и на нервную систему. В этот период бывает очень важно помочь ему справляться с эмоциями. Ведь стресс у детей и подростков имеет свои отличия.

    В отличие от младшего возраста, дети старшего школьного периода очень ранимы. У них появляется масса комплексов. Кто-то начинает переживать по поводу физических показателей; кто-то- не удовлетворен отношениями с ровесниками. Расцветают различные фобии. Известен вариант, когда девочки школьного возраста начинают массово переходить на диетическое питание. Причем даже тогда, когда к этому нет никаких предпосылок. Одно неосторожное слово способно породить комплекс выдуманной полноты. Значение имеет буквально любая мелочь. Мальчики очень болезненно воспринимают вопросы лидерства, ведь влияние ровесников велико. Агрессивно реагируют на подколки одноклассников. В связи с этим существует еще одна опасность подросткового возраста: современные школьники отличаются жестоким поведением. Жертвами в таких ситуациях становятся обе стороны: и тот, кто обижает, и сам обиженный. Ведь в первом случае есть те обстоятельства, которые влияют на такое неадекватное поведение, а во втором — рождается огромная обида, вплоть до ощущений собственной неполноценности.

    Еще одной самой распространенной причиной эмоциональных потрясений становится первая любовь. Особенно, если объект вожделения не разделяет симпатию. Или же, если после романтических отношений, вдруг решает их разорвать. Для 12-15 летних школьников такие жизненные обстоятельства кажутся «концом света». Папы и мамы же не всегда правильно реагируют на это, отмахиваясь дежурным советом, что «ничего страшного, какие там годы». Но подросток именно в этот момент воспринимает по-другому, расценивает, как предательство сверстников и «лечение мозгов» старшим поколением. Начинаются разочарования, которые могут привести даже к суициду. Ведь нередко можно услышать в новостях о том, что школьник покончил с собой из-за неразделенной любви. Да и родственники, которые категорически запрещают детям встречаться, также могут стать причиной психологического дисбаланса, приводящего к печальным последствием.

    На то, что у подростка существуют проблемы, могут указывать такие признаки:

    • замкнутость;
    • рассеянность — погружение в переживания;
    • патологическое стремление изменить свою фигуру;
    • агрессивность;
    • нарушение сна;
    • апатия.
    • Также возможно психосоматическое проявление физических патологий: та же повышенная температура, блуждающие боли. Профилактика психологически трудных ситуаций — предупреждение физических заболеваний.

      Дети школьного подросткового возраста редко идут на контакт. Им кажется, что проще проблемы переживать внутри себя. Они слабо доверяют взрослым. Да и хочется доказать самому себе, что способен решать вопросы самостоятельно и делать правильно. Подростковый период — очень сложный в плане того, что внутри взрослеющего тела остается все еще мозг и психология ребенка. Это взрослые дети, которым очень необходима поддержка и внимание, а не активное влияние на их жизнь.

      Как помочь ребенку справиться со стрессом

      Нетипичное поведение ребенка младшего или школьного возраста является сигналом о том, что существуют те обстоятельства, которые нарушают его эмоциональное равновесие. И он хочет привлечь к себе внимание. Это всего лишь скрытая просьба о помощи, которую не каждый может понять. Сам приход человека в этот мир уже является для него эмоциональным потрясением. Стоит вспомнить, как ведут себя новорожденные в первые дни: они либо беспробудно спят, либо постоянно кричат. И тот и другой вариант — это индивидуальный способ переживания послеродовой адаптации к внешнему миру. Что делает мама? Она старается неотлучно быть при малютке, чутко реагируя на каждый его писк. Сама природа подсказывает, что нужно маленькому человеку для снятия эмоционального напряжения и устранения раздражающих факторов: ему не требуется лечение, а только лишь правильная помощь взрослого.

      Крошка взрослеет. И скоро ему придется пройти через психологическую встряску расставания с мамой: она выходит на работу или малыш отправляется в детский сад. В этот же период могут сложиться обстоятельства, когда родители разводятся или в семье ожидается появление младшего ребенка. Для крошки важно чувствовать, что не смотря ни на что, он продолжает оставаться самым любимым. И что понимание плюс поддержка будет обеспечена ему в любой ситуации.

      Важно научить дитя адаптироваться к разным жизненным обстоятельствам, спокойно реагировать, выстраивая взаимоотношения со сверстниками. Не делать все за него, а быть тем человеком, который позволит ему учиться самостоятельно, но при постоянной поддержке при необходимости. Не забывать о похвале. Постараться организовать режим дня и правильный рацион питания, которого будут тщательно придерживаться. Давать эмоциональную разгрузку при помощи физического активного времяпровождения. И помнить, что если ребенок чувствует защиту и поддержку в семье, то сможет справиться с любым стрессом.

      vseostresse.ru