Психологическая характеристика идиотии

Психологическая характеристика идиотии

Описание болезни

  • Главная
  • Идиотия
  • Олигофрения

  • Признаки заболевания
  • Нарушения поведения
  • Структурно-динамические характеристики
  • Дебильность
    • Описание болезни
    • Лечение
    • Имбицильность
      • Симптомы
      • Идиотия

          Идиотия, описание болезни

          Идиотия, описание болезни

          Идиотия, наиболее тяжёлая 3 степень олигофрении (происходит от латинского слова idiotea — невежество). Уровень интеллекта (IQ) ниже 20.

          Больные не понимают даже элементарных правил гигиены, произносят только нечленораздельные звуки или вообще не говорят. Такие люди, выполняет повторяющиеся, нецеленаправленные действия. Олигофрены в степени идиотия не понимают обращённую к ним речь, но реагируют на интонацию, никого не узнают.

          Эмоциональные реакции бедны и связаны с удовлетворением основных потребностей. Эмоции могут проявляться только в виде гнева, крика при воздействии на них неприятных раздражителей, причем они могут быть направлены не только на окружающих, но и на себя. Такие больные полностью беспомощны и нуждаются в постоянном уходе и обслуживании. Без помощи, они не способны жить и выжить. Они равнодушны к окружающей среде, пассивны, нет элементарных реакций.

          Действия олигофренов в стадии идиотии – автоматические, инстинктивные действия или элементарные действия на раздражители.

          Эти психологические особенности сочетаются с грубыми физическими дефектами, которые выражены в дисплазии, деформации черепа и скелета, а также с неврологическими симптомами, такими, как параличи, парезы, эпилептические приступы.

          При глубокой идиотии больные не отличают горячее от холодного, съедобное от несъедобного. Они тянут в рот и начинают обсасывать любые попавшиеся им предметы, одежду, собственные пальцы рук и ног.

          Невозможно привлечь их внимание.

          Олигофрены в степени идиотии не осознают опасность, у них нет представления о высоте и глубине. Например, они могут постоянно падать с кровати при попытке встать, но так и не учатся правильно вставать с неё им обязательно постоянно надо помогать.

          Если больных оставить одних, то они будут неподвижно лежат или делать что-либо стереотипное и бессмысленное, например, стучат чем-либо по стене, кровати, хлопать в ладоши или по ногам, могут монотонно биться головой о стену.

          Никакая осмысленная деятельность при глубокой идиотии не возможна!

          Почти полностью отсутствует познавательная деятельность, им недоступны элементарные умственные операции. Память неразвита или очень слаба.

          У больных идиотии снижен порог болевой чувствительности, и они никак не реагируют на боль.

          У многих больных глубокой идиотией увеличены и извращены влечения, например, много едят, поедают все, даже собственные нечистоты. У многих усиленно половое влечение, что проявляется в упорной мастурбации, даже в присутствии других людей.

          При идиотии средней и лёгкой больные отличают родных людей от посторонних, привязываются к тем, кто за ними ухаживает, радуются их появлению.

          Движения у большинства больных идиотией неуклюжие, мешковатые, но в определенных ситуациях некоторые из них могут проявить ловкость, например, могут довольно быстро залезть на дерево.

          Больные средней и легкой степени идиотии понимают, что можно порезаться или уколоться острым предметом.

          В домашних условиях, уход и постоянный надзор за больными идиотией очень сложен и их обычно помещают в специальные лечебные учреждения для психохроников.

          psihiatriya-i-nevrologiya.ru

          Психология

          Last update 03:10:37 AM GMT

          Дебилъность, имбецильность, идиотия и DSM-III

          По выраженности интеллектуального дефекта выделяют несколько степеней умственной отсталости. Общепринятая классификация, основанная на систематизации различных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности, определяет три основные группы: дебилъность, имбецильность и идиотию.

          В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «труднообучаемые».

          Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г. [1] , умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ).

          Сопоставление качественной характеристики снижения интеллекта (Россия) и количественной характеристики (зарубежные страны) дает следующие соотношения:

          Незначительная умственная отсталость, затруднение в учении

          Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении

          Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в обучении

          Глубокая умственная отсталость

          Дебильность — незначительная степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет большинство среди страдающих умственной отсталостью (70-80%).

          Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников. Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

          Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. Игровая

          деятельность не становится ведущей. В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра — многократное повторение одних и тех же действий. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется.

          Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становится отверженным в среде сверстников и вынужден играть с более младшими детьми.

          Такой ребенок в условиях обычного детского сада испытывает стойкие трудности в усвоении программного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению.

          Часто дети с незначительной умственной отсталостью воспитываются в условиях массового детского сада, так как их отставание неярко выражено. Но попадая в массовую общеобразовательную школу, они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение. Часто остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают программный материал. Для того чтобы как можно раньше установить причины трудностей и оказать ребенку специальную педагогическую помощь, необходимо провести его психолого-медико-педагогическое обследование в ПМПК. Если это будет необходимо, ему будет рекомендовано обучение в другом типе школы.

          Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.

          Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, которые учитывают особенности их психического развития. Для них существуют специальные детские сады, специальные группы в обычных детских садах, где созданы особые образовательные условия для их развития. Возможно включение двух-трех детей с незначительной степенью умственной отсталости в коллектив нормально развивающихся сверстников.

          С семи-восьми лет дети с незначительной умственной отсталостью поступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучение ведется по специальным программам. В небольших городах открыты специальные классы для детей с нарушениями интеллекта при массовых школах. Однако возможности профессиональной подготовки выпускников, обучающихся в этих классах, значительно ниже, чем в специальных школах для детей с нарушением интеллекта.

          Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют детей.

          Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т. д.

          Имбецильность является умеренной степенью умственной отсталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».

          Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.

          Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.

          Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.

          Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность) признаются инвалидами детства. Эти дети вполне обучаемы, т.е. способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.

          В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет они могут быть приняты в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы специальные классы. Также они могут обучаться в школах для детей с выраженным нарушением интеллекта.

          По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т.д.). Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом (опыт кэмпхилл-общин), который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

          Идиотия — самая тяжелая степень умственной отсталости. Диагностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относительно позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам и игре.

          Диагностика основывается также на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, а также на результатах генетических и пренатальных исследований.

          У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические.

          Однако дети с тяжелой умственной отсталостью так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым), расширять свои представления об окружающем мире.

          В России лица этой категории в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход.

          [1] Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксакова, Б. А. Архипова, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 214.

          psixologiya.org

          Идиотия – это крайняя степень умственной отсталости (олигофрении), самая тяжелая ее степень. Характеризуется врожденным или приобретенным в раннем детстве дефектом умственного развития, который в последующей жизни не нарастает. В противопоставление деменции, суть которой в приобретенном дефекте интеллекта, при олигофрении (и идиотии, как ее разновидности) умственный дефект присутствует с рождения или с ранних лет жизни, являясь следствием нарушения функции нервной системы во внутриутробном или раннем детском периодах развития: черепно-мозговая травма при прохождении через родовые пути, недостаток йода в раннем возрасте, пороки развития нервной системы.

          Симптомы идиотии

        • Резкое отставание в физическом развитии: дети поздно начинают держать голову, сидеть, ходить, могут не научиться этому вообще. Выполнение каких-либо целенаправленных действий крайне затруднительно, так как все движения плохо координированы, размашисты и неточны.
        • Недоразвитие или полное отсутствие осмысленной речи: чаще всего речь больного идиотией состоит из мычания, выкриков, нецеленаправленного возбуждения.
        • Отсутствие осознанного мышления: ввиду отсутствия речи, полной неспособности больного идиотией читать он не может что-то осмысливать и оценивать.
        • Неспособность узнавать вещи, людей: чаще всего не узнают своих родных, поедают несъедобные предметы (не могут отличить съедобное от несъедобного).
        • Отсутствие способности к самообслуживанию: больные идиотией не могут самостоятельно одеваться, чистить зубы, иногда даже принимать пищу.
        • Эмоциональные нарушения в виде внезапных вспышек агрессивности, злости, раздражительности.
        • Выраженность вышеперечисленных симптомов индивидуальна для каждого человека.
        • Генетические заболевания, сопровождающиеся умственной отсталостью (синдром Дауна, синдром Ангельмана, синдром Прадера-Вилли). Они связаны с нарушением строения генов и хромосом, сопровождаются признаками физического недоразвития.
        • Вредные факторы, воздействующие на организм беременной матери (отражается на плоде).
          • Ионизирующее излучение (например, при частом использовании рентгена у беременной).
          • Химические агенты (например, бытовые токсины (яды насекомых, органические растворители), алкоголь, наркотики).
          • Наличие инфекционных заболеваний:
            • цитомегаловирусная инфекция;
            • сифилис;
            • краснуха;
            • токсоплазмоз и др.
            • Недоедание или грубое нарушение диеты: например, отказ от употребления мяса без должной компенсации необходимых веществ с помощью разнообразия продуктов.
            • Недостаток йода (он необходим для правильного развития нервной системы).
            • Травма головного мозга ребенка в процессе родов: асфиксия, родовая травма (например, сдавление головки ребенка акушерскими щипцами при родовспоможении, внутричерепное кровоизлияние из-за родовой травмы).
            • Недостаток йода в пищевом рационе ребенка в раннем возрасте (с новорожденности и до 2-3 лет).
            • Врач психиатр поможет при лечении заболевания

              Диагностика

            • Анализ жалоб и анамнеза заболевания (опрос людей из близкого окружения):
              • с какого возраста стали заметны признаки идиотии (отсутствие целенаправленной речи, недостаточная двигательная активность, неузнавание родственников и др.);
              • как протекала беременность матери (были ли инфекционные заболевания, недостаточное питание, простудные заболевания, повышение артериального (кровяного) давления, факт употребления алкоголя или наркотиков);
              • наличие частых простудных заболеваний в детстве;
              • наличие факта недоедания в детстве.
              • Осмотр психиатром: оценка интеллектуальных способностей человека при беседе, использовании специальных шкал, опросников. Оценивается речь пациента, уровень его общения в социальной среде, отношения с родителями и родственниками (часто люди с идиотией очень трепетно относятся к родителям, называя их по имени, но не узнают знакомых людей и даже пугаются их).
              • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы: позволяет послойно изучить строение головного мозга и определить возможные признаки повреждения мозга (кровоизлияния, нарушения строения мозга).
              • Возможна также консультация невролога.
              • Лечение идиотии

                • Постоянный надзор за больными в домах для инвалидов, домах для умственно отсталых или психиатрических лечебницах. За такими пациентами необходим тщательный уход (прогулки, гигиенические процедуры, одевание), кормление (так как больные идиотией не могут самостоятельно держать ложку, принимать пищу).
                • Успокоительные препараты при вспышках агрессивности.
                • Препараты, улучшающие питание головного мозга (ноотропы).

                Осложнения и последствия

              • Отсутствие социальной адаптации в связи с крайне сильным интеллектуальным и физическим дефектом.
              • Агрессивное поведение с социально опасными поступками (вспышки агрессивности с нецеленаправленным возбуждением).
              • Профилактика идиотии

                Чудновский В.С., Чистиков Н.Ф. — Основы психиатрии – 1997 г.
                Попов Ю.В. – Современная клиническая психиатрия, 2006 г.
                Сухарева Г.Е. – Клинические лекции по психиатрии детского возраста, том 2, 1965 г.
                Бачериков Н. – Клиническая психиатрия, 1989 г.

                Что делать при идиотии?

                • Выбрать подходящего врача психиатр
                • Сдать анализы
                • Получить от врача схему лечения
                • Выполнить все рекомендации
                • lookmedbook.ru

                  Психологическая характеристика детей при различных формах аномального развития

                  Психическое недоразвитие. Умственно-отсталые дети. Среди форм умственной отсталости олигофрения (F70-F79), или общее психическое недоразвитие (F84.9), встречается наиболее часто. Олигофрения — группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности. Термином «умственная отсталость» в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы; такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера.

                  Умственно отсталые меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. На всех этапах процесса познания у них выявляются элементы недоразвития, вследствие чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. При психическом недоразвитии оказывается нарушенным восприятие, в особенности, обобщенность восприятия, его темп. Таким детям требуется значительно больше времени на запечатление нового материала. Затруднения восприятия усугубляются особенностями мышления: снижением способности в выделении главного при анализе явлений окружающей действительности и в установлении внутренних связей между частями целого. Для умственно отсталых характерны также трудности в восприятии пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Значительно позже, чем нормальные дети, умственно отсталые начинают различать цвета, причем особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. У умственно отсталых недостаточно сформированы такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, неспособность самостоятельно оценить свою работу. Как правило, они не различают своих неудач, всегда довольны своей работой и собой. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение — у умственно отсталых имеют специфические особенности, поскольку также формируются в условиях аномального развития. Дети лучше запоминают внешние, случайные признаки; внутренние логические связи осознаются и запоминаются с трудом. Позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти заключается не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в ее воспроизведении. Вследствие непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный, хаотичный характер. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна. У умственно отсталых детей отмечаются трудности и в воспроизведении образов восприятия — представлений. Недифференцированность, фрагментарность и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности. Воображение у умственно отсталых отличается поверхностностью, фрагментарностью, неточностью, схематичностью. Страдает и произвольное, и непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита его произвольная сторона, что связано с отсутствием волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей.

                  Умственная отсталость (F70-F79) проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в расстройстве эмоциональной сферы. Чем более выражена умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, менее нюансированы переживания, и тем в большей степени эмоциональные переживания отличаются неустойчивостью, поверхностностью, кратковременностью и случайностью.

                  Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых, характеризующейся ограниченностью представлений об окружающем мире, примитивностью интересов, элементарностью потребностей и мотивов, сниженной активностью всей деятельности в целом, трудностью формирования взаимоотношений с окружающими людьми.

                  По глубине дефекта умственная отсталость (олигофрения) традиционно подразделяется на три степени: идиотия (F73), имбецильность (F71) и дебильность (F70).

                  Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости, при которой практически отсутствует речь. Умственно отсталые в степени идиотии не узнают окружающих; их внимание почти ничем не привлекается, выражение лица бессмысленное. Отмечается резкое снижение всех видов чувствительности. Ходить эти дети начинают поздно, их движения плохо координированы. На чужую мимику и жестикуляцию не реагируют, неопрятны в своих естественных отправлениях, неспособны к самообслуживанию. В ряде случаев в моторике наблюдаются стереотипные движения — маятникообразные раскачивания головой или туловищем из стороны в сторону. При идиотии средней и легкой степени отмечается умение смеяться и плакать, некоторое понимание чужой речи, мимики и жестикуляции. Словарный запас ограничен несколькими десятками слов. Дети-идиоты не обучаются и находятся с согласия родителей в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых), а по достижении 18-летнего возраста переходят в специальные интернаты для хронически больных.

                  Имбецильность (F71) — более легкая по сравнению с идиотией степень умственной отсталости. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Словарный запас у них крайне беден. Они понимают чужую речь, мимику и жестикуляцию в пределах их постоянного обихода. Наличие грубых дефектов памяти, восприятия, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе. В правовом отношении, как и дети-идиоты, они являются недееспособными, и над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц.

                  Дебильность (F70) — наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразовательной школы. У них нередко отмечаются дефекты речи в виде шепелявости, сигматизма, аграмматизма. Недоразвитие аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности и нарушение фонетического слуха вызывают большие трудности в овладении устной и письменной речью, навыками счета. Дифференцированная моторика развита недостаточно и в сочетании с физической ослабленностью и соматическими нарушениями, а также особенностями эмоционально-волевой сферы, все это значительно ограничивает круг их возможной трудовой деятельности.

                  Задержанное психическое развитие. Под термином «задержка развития» (F84.9) понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и т. д.), задержка темпа может иметь обратимый характер. В этиологии задержки психического развития (ЗПР) играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера.

                  Задержки психического развития церебрального происхождения, при хромосомных нарушениях, внутриутробных поражениях, родовых травмах встречаются чаще других и представляют наибольшую сложность при отграничении их от умственной отсталости (F70-F79).

                  В исследованиях Певзнер и Власовой выделены две основные формы задержки психического развития: 1) задержка психического развития, обусловленная психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы); 2) задержка (возникшая на ранних этапах жизни ребенка), обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими состояниями. Задержка психического развития в виде неосложненного психического инфантилизма рассматривается как более благоприятная, чем при церебрастенических расстройствах.

                  www.eurolab.ua

                  Идиотия — глубокая умственная отсталость

                  Идиотия представляет собой самую глубокую степень психического недоразвития. IQ у пациентов с данной степенью интеллектуального дефекта будет менее 20.

                  Идиотия соответствует глубокой умственной отсталости. Патология чаще встречается у представителей мужского пола.

                  В большинстве случаев родители пациентов с подобным дефектом интеллектуально полноценны. Хотя это не является залогом рождения полноценно здорового, как в физическом, так и в психическом плане, ребенка. Человек с идиотией нуждается в постоянном присмотре и уходе, ведь он просто не способен сам себя обслуживать, даже на минимальном уровне.

                  Кто предрасположен

                  Среди причины возникновения идиотии наиболее значимы следующие:

                  1. генетические аномалии, например, синдром Дауна, синдром Вильямса, амавротическая идиотия Тея-Сакса;
                  2. всевозможные родовые и ранние послеродовые травмы;
                  3. воздействие перенесенных матерью во время беременности, особенно на ранних сроках, инфекций (краснухи, сифилиса, гриппа, цитомегалии);
                  4. тяжелое течение хронических заболеваний матери во время беременности, сопровождающееся серьезным нарушением обмена веществ (сахарного диабета, гипертонии);
                  5. перенесенные в раннем детстве энцефалиты, менингоэнцефалиты;
                    прием во время беременности матерью токсичных медикаментов (нейролептиков, антибиотиков, сульфаниламидов);
                  6. преждевременное рождение малыша (с весом менее 1000 г).
                  7. Люди с глубокой умственной отсталостью по своему психологическому развитию остановились на уровне ребенка, не достигшего 3-летнего возраста. Помимо выраженных нарушений интеллектуальной сферы очень часто присутствуют неврологические нарушения (парезы, параличи, а также судорожные состояния).

                    Характерные признаки идиотии:

                  8. коэффициент умственного развития (IQ) у таких пациентов не достигает 20;
                  9. мышление и соответственно речь практически не развиты;
                  10. люди с подобным дефектом не способны к осмысленной деятельности, даже формирование элементарных навыков самообслуживания у них значительно утруднено;
                  11. практически все эмоциональные реакции — это чувства удовольствия и неудовольствия, зато аффект злобы может возникать очень быстро;
                  12. у многих пациентов наблюдаются отклонения двигательной деятельности, часть не может самостоятельно ходить и стоять.
                  13. Такие пациенты либо не реагируют на происходящее вокруг, либо проявляют неадекватные реакции на любые раздражители, не задерживаясь ни на одном.

                    Если к ним обращаться, то они воспринимают не значение слов, а интонации. Они могут проявлять беспричинную агрессию, направленную как на других, так и на себя, у части пациентов инстинкт самосохранения нарушен или вообще отсутствует. При идиотии полностью отсутствует запас каких-либо представлений, элементарные умственные операции также недоступны.

                    Еще одним распространенным симптомом идиотии является недержание мочи и кала.

                    Такие люди не способны к выполнению даже самых простых инструкций, они нуждаются в постоянном присмотре и уходе.

                    Говоря о симптомах идиотии, нельзя не затронуть тему измененных влечений — может отмечаться булимия, извращения пищевого влечения, сопровождающееся поеданием несъедобных вещей, часто отмечаются расстройства сексуального поведения.

                    Помимо недоразвития психической сферы идиотия часто сочетается с различными физическими дефектами (деформацией черепа, диспластичностью, всевозможными пороками и аномалиями развития внутренних органов).

                    При идиотии могут развиваться различные психотические состояния, сопровождающиеся двигательным возбуждением, выраженной агрессией (в том числе и аутоагрессией), галлюцинаторной симптоматикой. В таких случаях пациенты нуждаются в стационарном лечении.

                    Если коэффициент интеллекта находится в пределах от 20 до 49, тогда выставляют умеренную степень умственной отсталости — имбецильность.

                    Как правило, диагностика идиотии должна осуществляться в первый год жизни ребенка.

                    Сам диагноз выставляется при помощи психологической диагностики, в ходе которой определяется коэффициент умственного развития.

                    Родители ребенка, страдающего идиотией, обязательно должны пройти медико-генетическое консультирование. Это необходимо не только для того, чтобы определить причину, повлекшую к возникновению когнитивного дефекта и ребенка, но и для того, чтобы определить риск возникновения подобного расстройства у других детей (в будущем).

                    Оптимальным в лечении идиотии является профилактический подход. Чаще всего даже определив, какая причина вызвала развитие патологии, существенно воздействовать на нее, а также на те изменения, которые она повлекла, невозможно.

                    Специфический медикаментозный эффект может наблюдаться только в терапии обменных нарушений, диагностированных на ранних этапах.

                    Чаще всего лечение идиотии проводится только на уровне купирования отдельных симптомов.

                    Пациенты с данной степенью олигофрении, прежде всего, нуждаются в постоянном уходе и присмотре, ведь они сами не способны освоить навыки самообслуживания. Часто родители таких детей не имеют возможности смотреть за ними, а потому помещают их в специализированные интернаты.

                    Применение ноотропов и витаминотерапии способствует улучшению обменных процессов в мозге, однако необходимо понимать, что эффект от применения данных препаратов будет минимален вследствие имеющегося дефекта интеллектуальной сферы.

                    Пациентам, у которых отмечаются судороги, показано применение противосудорожных препаратов, а также магнезии.

                    Необходимо понимать, что идиотия — это состояние, при котором пациенты не столько нуждаются в медикаментозном лечении, сколько в заботе и уходе, именно этим аспектам необходимо уделять максимальное значение.

                    psi-doctor.ru