Психосоциальные стрессы

9 факторов стресса

Стрессовые ситуации случаются с каждым из нас практически ежедневно: от небольшой неприятности, которую мы едва замечаем, до серьезных травматических событий, влияние которых ощущается еще долгое время. Какие из факторов стресса чаще всего становятся поводом для переживаний? Вот что говорят психологи.

Даже короткие эпизоды могут стать причиной тяжелого стресса, а привычные бытовые ситуации вызывать хроническую эмоциональную усталость. Стрессовые ситуации можно разделить на три категории:

Эти события не длятся долго, но могут иметь длительные последствия, если ситуация была психологически травмирующей.

2. Эпизодические

Также кратковременные стрессы, с которыми мы сталкиваемся регулярно, например, когда спешим на работу.

3. Хронические

Это текущие стрессы, которые стали постоянными, например, болезнь или разваливающиеся отношения.

Какие факторы стресса вызывают у нас больше всего переживаний?

1. Внешность

Кто из нас никогда не испытывал переживаний из-за морщин, веса или фигуры? Психолог Аллен Каннер и его коллеги разработали шкалу «взлетов и падений», в которой стрессы различаются по их влиянию на жизнь человека. Больше половины респондентов поставили обеспокоенность своим весом на первое место.

Около 40% россиян испытывают стресс на работе, в Западной Европе эта цифра чуть ниже – 36% (по данным конференции «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов», Сочи, 2016 год).

Профессиональные срывы влияют не только на самих работников, нанимателям они тоже дорого обходятся: со стрессом связано огромное количество отпусков по болезни.

3. Социальные факторы

Сюда входит стремление преуспеть в жизни, достичь растиражированного во всевозможных медиа идеала. Например, самоограничения ради совершенного тела могут вылиться в пищевые расстройства.

В группе риска также социальные меньшинства, часто подвергающиеся предвзятому отношению: исключение из общества, травля, дискриминация. Йен Мейер из Калифорнийского университета установил, что такие стрессы могут привести к проблемам с психическим здоровьем.

4. Здоровье

Страх за здоровье близких, опыт собственной болезни и потери контроля над происходящим может стать источником постоянного беспокойства. Более того, стресс, связанный с подобными опасениями, может в итоге привести к реальным проблемам со здоровьем.

5. Перемены в жизни

Необходимость приспосабливаться к новым обстоятельствам – еще один стрессовый фактор. Причем неважно, какие это перемены, к лучшему или к худшему.

Американские психиатры Томас Холмс и Ричард Рейх разработали оценочную шкалу трудности приспособления к социальным изменениям. Согласно ей, наиболее стрессогенные факторы – смерть партнера или развод, в шкале они занимают 1-е и 2-е место соответственно. А, например, переезд оказался на 28-м месте.

Долги, счета, погашение кредитов, необходимость материально поддерживать других людей, отсутствие возможности жить в достатке и спокойно уйти на пенсию – все эти факторы приводят к чувству финансовой незащищенности, провоцирующему стресс.

Тут не существует универсального решения, хотя для облегчения финансовых стрессов лучше научиться управлять своими доходами и расходами.

7. Отношения

Даже самые счастливые отношения могут быть источником стресса для обоих партнеров. Когда люди начинают жить вместе, им нужно приспосабливаться к привычкам друг друга, к сокращению личного пространства.

Бытовые проблемы в итоге могут привести к разрыву. Зато хорошие отношения с партнером и друзьями – два наиболее существенных фактора по шкале Каннера, которые улучшают наше состояние и помогают бороться со стрессами.

Осознание чувств партнера, понимание, как ваши действия влияют на окружающих, – все это уменьшает риск стресса в отношениях. Но постоянный поиск компромиссов может иметь и обратный эффект.

8. Смерть близких

Шок от потери или страха потери близкого человека – очевидный стрессовый фактор. Забота об умирающем, организация похорон и другие ситуации, связанные с этим печальным событием, безусловно усиливают стресс. Кроме того, нужно время, чтобы приспособиться к отсутствию человека в вашей жизни.

Травма, вызванная событиями в прошлом, может сказываться долгие годы. Примерно у трети людей, попавших в травматическую ситуацию, впоследствии развивается посттравматическое стрессовое расстройство.

Победить стресс своими силами: 10 стратегий

Мы постоянно слышим о том, как много стрессов в современной жизни. Но ведь раньше людям приходилось буквально выживать в тяжелейших условиях. Тем не менее про депрессии они не знали. В чем же дело? Психолог Райан Нимиц считает, что любой человек может победить стресс своими силами, с помощью собственных ресурсов. Нужно только уметь их использовать. Как это сделать?

Что мешает нам изменить жизнь к лучшему?

Вы когда-нибудь хотели изменить свою жизнь? Избавиться от вредных привычек и стать новым человеком? Вспомните: стоило сесть на диету – вас тут же приглашали на день рождения. Едва принимались за гимнастику – вас срочно вызывали на работу. Джеймс Клир, который много лет изучает стратегии успешных людей, знает, почему возникают такие препятствия и как их избежать.

www.psychologies.ru

Психосоциальные стрессы

На языке механики стресс, то есть давление, означает «силу, которая деформирует тела». В биологии и медицине к этому термину обычно относят процессы в живом организме, совокупность его реакций для адаптации к внешним воздействиям, переменам, требованиям и нагрузкам. Реакции приводятся в действие, например, когда на человека нападают на улице, или же он подвергается воздействию токсичных веществ, попадает в экстремальные температурные условия. Активация реакций происходит не только при физическом, но также при интеллектуальном или социальном воздействии. Например, если вас оскорбит начальник, если вам напомнят о неприятном случае, если от вас ожидается результат, который, с вашей точки зрения невозможен, или если вы без всякой на то причины начинаете беспокоиться по поводу своей работы или супружеской жизни.

Для всех этих случаев общим является то, каким способом организм пытается адаптироваться к ситуации. Этим общим знаменателем — способом «нажать на газ» или «подхлестнуть» организм — является стресс. Таким образом, стресс выступает как стереотип всех реакций человека на внешние воздействия, требования и напряжение. В некоторых пределах стресс присутствует в организме постоянно. В первом приближении его можно сравнить с тем, как государство даже в мирное время поддерживает определенный уровень обороноспособности, которая время от времени усиливается — когда обоснованно, а когда и без надобности.

В этом плане уровень стресса влияет на скорость процессов изнашивания организма. Чем сильнее человек «давит на педаль газа», тем интенсивнее работает его мотор и, соответственно, тем быстрее расходуется «горючее» и изнашивается «двигатель». К описываемой ситуации применима и другая метафора: если жечь свечу с обоих концов и с высоким пламенем, она будет гореть ярче, но и сгорит быстрее. Определенный запас горючего просто необходим. В противном случае свеча гаснет, а мотор останавливается — иными словами, организм умирает. Поэтому проблема заключается не в том, что организм реагирует в виде стресса, а в том, что уровень стресса, то есть темпы износа организма, может быть чрезмерным. Продолжительность стрессовой реакции может быть различной даже применительно к одному и тому же человеку и отчасти зависит от типа и состояния организма, а также от внешних воздействия и требований — стресс-факторов, которые испытывает организм. (Стресс-фактор, таким образом, есть нечто, генерирующее стресс).

Порой трудно определить, является ли стресс в определенной ситуации злом или благом. Возьмем, например, истощенного спортсмена на пьедестале почета или недавно назначенного, но при этом изнуренного стрессом, высокопоставленного чиновника. Оба достигли своих целей. В плане достижений как таковых можно сказать, что их усилия вполне оправданны. Однако в плане психологии такой вывод вызывает определенные сомнения. Для восхождения на Олимп им потребовались значительные усилия и издержки, включая долгие годы тренировок и бесконечной сверхурочной работы, как правило, за счет своей семейной жизни. С медицинской точки зрения, по поводу обоих победителей можно сказать, что они «жгли свечу с обоих концов». Результат может иметь чисто физиологические последствия — спортсмен, например, порвет пару мышц, а у чиновника повысится давление или случится инфаркт.

Стресс в трудовой деятельности
Приведенный ниже пример наглядно демонстрирует, как на рабочем месте возникают стрессовые реакции и к чему они могут привести применительно к здоровью человека и качеству его жизни. Представим себе следующую ситуацию для гипотетического работающего мужчины. Исходя из экономических и технологических соображений, руководство решает разбить производственный процесс на комплекс примитивных операций, которые выполняются на сборочной линии. В результате такого решения создается особая социальная структура и запускается процесс, что может сформировать предпосылки для цепочки событий, генерирующей стрессы и заболевания. Новая ситуация воспринимается рабочим как психосоциальный стимул. Его восприятие может далее усиливаться тем, что он ранее прошел курс интенсивной подготовки и соответствующим образом рассчитывал на работу, требующую более высокой квалификации, а не заниженных трудовых навыков. Кроме того, его прошлый опыт работы на сборочной линии был крайне негативен (иными словами, опыт нахождения в сопоставимой среде влияет на восприятие новой ситуации). На этом фоне наследственные факторы рабочего могут спровоцировать у него повышение артериального давления как реакцию на стресс.

Рабочий становится раздражительным, поэтому жена вполне обоснованно начинает его «пилить» за то, что он согласился на новую работу, а теперь приносит свои проблемы в дом. На сложившуюся ситуацию рабочий реагирует дистрессом, который может сопровождаться чрезмерным потреблением алкоголя или нежелательными физиологическими реакциями, например, повышением давления. Неурядицы на работе и дома продолжаются, и его реакции из временных превращаются в постоянные. В конечном итоге человек постоянно пребывает в состоянии тревоги, становится алкоголиком или гипертоником. Эти проблемы еще более усложняют ему жизнь на работе и в семье, а также вполне способны повысить его физиологическую уязвимость. Создается порочный круг, который может закончиться инсультом, несчастным случаем на работе или даже самоубийством. Настоящий пример иллюстрирует сам процесс программирования среды, которая вызывает у рабочего поведенческую, физиологическую и социальную реакции, ведущие к повышению его уязвимости, ухудшению здоровья или даже смерти.

Психосоциальные условия в современном рабочем процессе

В соответствии с одной из важнейших резолюций Международной организации труда (МОТ), принятой в 1975 году, труд должен не только предполагать уважение жизненных норм и сохранение здоровья рабочего, а также предоставлять ему свободное время для отдыха и развлечения, он должен также позволять ему служить обществу, иметь возможность получать удовлетворение от развития собственных возможностей. Указанные принципы были зафиксированы еще в 1963 году в докладе лондонского Тэвистокского института (Документ №Т813), где также были сформулированы следующие основные постулаты, предъявляемые к труду как таковому:

1. Работа должна предъявлять к работнику более широкие требования, чем просто выносливость, и быть, как минимум, разнообразной.
2. Работник должен иметь возможность учиться на работе и продолжать свое образование.
3. Работа должна иметь определенный компонент принятия решений, которые исполнитель мог бы считать собственными.
4. На рабочем месте в определенной степени должны присутствовать социальная поддержка и признание.
5. Работник должен иметь возможность соотносить результаты своего труда с общественной жизнью.
6. Работник должен быть настроен на то, что его будущее зависит от результатов его труда.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в свою очередь, рисует менее обнадеживающую картину реальной трудовой жизни, при этом подчеркивая, что:

· Большинством взрослых людей работа воспринимается как обязанность и необходимость.
· Работа и рабочие места создаются почти всегда на основании критериев эффективности и стоимостных показателей.
· Технологические и инвестиционные ресурсы выступают в качестве императивных детерминантов оптимальной структуры труда и рабочего процесса.
· Изменения мотивируются преимущественно стремлением к неограниченному экономическому росту.
· Решения относительно оптимальных рабочих схем выбора конечных целей рабочего процесса практически во всех случаях принимаются исключительно управленцами и технологами при незначительном учете коллективных договоров и законодательства о труде.
· Другие общественные институты приобрели формы, служащие задачам сохранения указанной системы организации труда.

В краткосрочной перспективе развитие процессов, перечисленных в перечне ОЭСР, приводит к росту производительности труда при снижении затрат, а также к росту благосостояния. При этом возникают долгосрочные негативные явления, например недовольство, отчуждение и, возможно, ухудшение здоровья работника, которые применительно к обществу в целом, в свою очередь, могут негативно влиять на экономическую сферу, хотя экономические издержки этих явлений стали приниматься во внимание только недавно (Купер, Луикконен и Картрайт, 1996; Леви и Лунде-Енсен, 1996).

Ко всему прочему, мы часто упускаем из вида, что за последние сто тысяч лет в биологическом отношении человечество изменилось крайне незначительно, тогда как окружающая среда, особенно рабочая среда, претерпела коренные изменения, и в первую очередь, в течение последнего столетия и последних десятилетий. Отчасти все эти изменения были к лучшему, однако некоторые «усовершенствования» сопровождаются самыми неожиданными побочными явлениями. Например, данные, собранные Национальным центральным статистическим бюро Швеции в 80-ые годы, свидетельствуют, что:

· 11% работников в Швеции постоянно испытывают чрезмерное шумовое воздействие.
· 15% работников заняты на очень грязной работе (нефть, масло, краска и т.д.).
· 17 % работников работают в неудобном режиме, т.е. не только в дневные часы, но и рано утром или поздно ночью, посменно, а также по другим рабочим графикам нерегулярного характера.
· у 9% рабочий день в общем длится более 11 часов (если сложить непосредственно рабочее время, перерывы, время на дорогу, сверхурочные и т.д., то есть это часть суток, приходящаяся на работу).
· 11% работников участвуют в выполнении процессов, которые одновременно можно считать «беспорядочными» и «монотонными».
· 34% занятого населения считают свою работу «интеллектуально изнурительной».
· 40% работников считают, что они «не имеют возможности влиять на введение обеденных и иных перерывов».
· 45% полагают, что на работе они лишены «возможности узнавать новое».
· 26% к своей работе применяют инструментальный подход. Они считают что «работа не приносит им ничего, кроме денег, т.е. не приносит удовлетворения». Работа рассматривается исключительно как инструмент получения дохода.

В масштабном исследовании условий труда в 12 странах Европейского союза, проведенном Европейским фондом (Паоли, 1992), отмечается, что в период проведения исследования (1991-92 гг.) 30% работников считали свой участок фактором риска для своего здоровья, 23 миллиона человек были заняты в ночные часы более 25% общего рабочего времени, каждый третий жаловался на однообразие и монотонность, каждый пятый мужчина и каждая шестая женщина были вынуждены работать «в условиях постоянного дефицита времени», а каждый четвертый работник переносил тяжести, либо работал в неудобном и вызывающем болевые ощущения положении более 50% своего рабочего времени.

Основные психосоциальные стресс-факторы на работе
Как уже отмечалось, стресс возникает вследствие «несоответствия» человека окружающей обстановке — в силу либо объективных, либо субъективных факторов, либо их сочетания, на рабочем месте или где-то еще, с учетом влияния генетических данных. Ситуация аналогична неудобному ботинку: требования среды не обеспечиваются индивидуальными способностями, либо возможности среды не соответствуют потребностям и запросам личности. Например, человек способен выполнить определенный объем работы, однако от него требуется гораздо большее; или, с другой стороны, ему вообще не предлагается никакой работы. Другой пример — работник должен быть частью социальной структуры, ощущать свою принадлежность к коллективу и смысл жизни, однако в имеющейся среде возможность удовлетворения этих потребностей отсутствует, равно как и необходимая «гармония».

Сочетаемость в любом случае будет зависеть и от «ботинка», и от «ноги», а также от ситуационных факторов, индивидуальных и групповых характеристик. К наиболее важным ситуационным факторам, приводящим к дисгармонии, можно отнести следующие:

Количественная перегрузка. Чрезмерный объем работы, дефицит времени и монотонный процесс. В значительной степени этим характеризуются технологии серийного производства и стандартизированная конторская работа.

Качественная перегрузка. Чрезмерно зауженное и одностороннее содержание рабочего процесса, однообразие стимулов, отсутствие требований к творчеству или необходимости принятия решений, низкие возможности в области социального взаимодействия. Такая работа становится все более распространенной вследствие избыточной автоматизации и расширенного применения компьютеров в конторской и производственной деятельности, хотя известны и обратные примеры.

Ролевые конфликты. Каждый человек исполняет одновременно несколько ролей. Мы руководим одними и подчиняемся другим. Все мы дети, родители, супруги, друзья, члены клубов и профсоюзов. Между этими разнообразными ролями легко возникают конфликты, которые часто приводят к стрессу. Например, служебные обязанности входят в конфликт с наличием больных родителей или детей; руководитель среднего звена разрывается между лояльностью по отношению к своему начальству и коллегам или подчиненным.

Невозможность влиять на ситуацию. Кто-то другой решает, что, когда и как делать, например, в отношении темпов и методов работы. Работник при этом не имеет возможности влиять, контролировать, или даже высказать мнение. В равной степени это относится к ситуации, когда возникает неопределенность или полное отсутствие видимой упорядоченности деятельности.

Отсутствие социальной поддержки со стороны домашних, начальства или коллег по работе.

Физические стресс-факторы. Данные факторы могут оказывать на работника физическое и химическое воздействие, например органические растворители, непосредственно воздействуют на мозг. Помимо этого, психосоциальные эффекты могут также возникать на почве дистресса, вызванного, скажем, запахами, ярким светом, шумом, повышенной температурой или влажностью воздуха и т.п. Источниками данных эффектов может стать также сам факт того, что работник знает, подозревает или боится опасного химического воздействия или возможности несчастного случая.

И, наконец, реальные условия на рабочем месте и вне его также предполагают целый комплекс воздействий, которые могут накладываться одно на другое, накапливаясь или взаимодействуя. Однако, последней каплей может стать достаточно тривиальный фактор среды, наложившийся поверх значительной предшествующей нагрузки.

Некоторые из специфических промышленных стресс-факторов заслуживают отдельного внимания. В первую очередь это относится к:

· технологиям серийного производства
· высоко автоматизированным технологическим процессам
· сменной работе.

Технологии серийного производства. В течение последнего столетия труд во многих отраслях приобрел фрагментарный характер, превратившись из четко очерченной деятельности с определенным конечным продуктом в комплекс высоко специализированных компонентов, которые на первый взгляд имеют с конечным продуктом весьма мало общего. Увеличение размеров многих производственных подразделений приводит к созданию длинной руководящей цепи между управленческим звеном и отдельными работниками, акцентируя, тем самым, удаленность этих двух групп друг от друга. Работник также дистанцируется от потребителя, поскольку ускоренное развитие маркетинга, оптовой и розничной торговли создают между производителем и потребителем большое количество промежуточных ступеней.

Серийное производство, таким образом, обычно влечет за собой не только ярко выраженную фрагментацию рабочего процесса, но и снижение контроля над ним со стороны работника. Отчасти это вызвано тем, что организация труда, его содержание и темпы определяются машинной системой. Все указанные факторы, как правило, приводят к монотонности, социальной изоляции, отсутствию свободы и дефициту времени, долгосрочное воздействие которых на здоровье и благополучие человека весьма вероятно.

Более того, серийное производство стимулирует внедрение сдельной оплаты труда. В этом смысле можно предположить, что желание (или необходимость) заработать побуждает человека работать в объемах, наносящих ущерб его здоровью, игнорировать ментальные и физические «сигналы», например чувство усталости, проблемы с нервами и функциональные расстройства различных органов или систем органов. Еще одним возможным последствием может стать ситуация, в которой настроенный на рост производительности и заработка работник начнет нарушать правила безопасности, повышая тем самым угрозу возникновения профессиональных заболеваний, несчастных случаев в отношении себя самого и окружающих (например, водители грузовиков на сдельной оплате).

Высоко автоматизированные технологические процессы. В автоматизированном процессе повторяющиеся операции, ранее производившиеся вручную, теперь выполняются машинами, а задачами работников становятся лишь наблюдение и контроль. Этот вид труда обычно достаточно квалифицирован и не регулируется до деталей, предоставляя рабочим свободу передвижения. Таким образом, внедренная автоматизация устраняет многие недостатки серийного производства. Тем не менее, данное утверждение справедливо в отношении тех ступеней автоматизации, на которых оператору реально помогают ЭВМ, а он сам осуществляет определенный контроль над ними. Если же работа, требующая от оператора определенных навыков и знаний, тоже постепенно передается компьютеру — что вполне вероятно, если окончательное решение принимается экономистами и технологами — трудовой процесс может подвергнуться новому недугу, для которого характерны монотонность, социальная изоляция и потеря способности управлять событиями.

Наблюдение за процессом обычно требует постоянного внимания и готовности к действию в течение всей монотонной смены. Это требование не совместимо с потребностью мозга получать достаточно разнообразный поток стимулов, для поддержки его в состоянии оптимальной готовности. Имеется достаточное количество документальных доказательств того, что способность человека фиксировать критически важные сигналы быстро снижается уже в первые полчаса пребывания в монотонной среде. Осознание того, что временная невнимательность и даже небольшая ошибка способны привести к значительному экономическому ущербу и другим разрушительным последствиям, может увеличить напряжение.

Другие важные аспекты управления производственным процессом связаны с весьма специфическими требованиями к интеллектуальным навыкам. Операторы работают с символами и абстрактными сигналами на пультах управления, не соприкасаясь напрямую с результатами своего труда.

Сменная работа. Применительно к сменной работе изменения биологических ритмов могут не совпадать с соответствующими требованиями среды. В этом случае организм может «надавить на газ», вызвав активизацию в момент, когда рабочему нужен сон (например, в течение дня после ночной смены). Соответственно спад активности наступит ночью, когда от рабочего будет требоваться бодрость и готовность к труду.

Ситуация осложняется тем, что работники обычно живут в среде, не приспособленной к сменной работе. И, последним по порядку, но не менее значимым является то, что сменным рабочим часто приходится адаптироваться к регулярным и нерегулярным изменениям требований окружающей среды, например при скользящем графике смен.

В заключение можно отметить, что психосоциальные требования к современным условиям работы зачастую не совместимы с потребностями и возможностями рабочего, что приводит к стрессу и подрыву здоровья человека. В настоящей статье была рассмотрена лишь малая толика психосоциальных стресс-факторов производственного характера и условий возникновения негативной ситуации на рабочем месте на современном этапе. В следующих разделах психосоциальные стресс-факторы анализируются боле детально с точки зрения источников их возникновения в современных производственных и технологических системах, а также методов их оценки и нейтрализации.

base.safework.ru

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 3315

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

С какой бы трудностью не столкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух основных типов реакций: активной, или борьбы, и пассивной, или бегства из трудности, или готовности терпеть ее. Если в организм введен яд, бегство не возможно, но реакция все равно может быть двух типов: либо химическое разрушение яда, либо мирное сосуществование с ним. Равновесие устанавливается путем выведения яда из тела, либо организм научается игнорировать яд.(Г.Селье,1982г.)

Стресс есть неспецифический ответ организма на любоепредъявленное ему требование.

Чтобы понять это определение, нужно сперва объяснить, что мы подразумеваем под словом неспецифический, Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно, или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды кожи сужаются, уменьшая потерю тепла с поверхности тела. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас.

Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием. Гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требование к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым,- это и есть сущность стресса (Г.Селье,1982г.).

Согласно многолетнему мониторингу различных социальных групп, психосоматическими заболеваниями страдают люди определенного социального статуса. Люди, которые в период неразвитых новых экономических отношений в нашей стране полностью взяли ответственность за свою жизнь и материальное обеспечение на себя. Они находятся в группе риска, так как более сильно подвержены внешним стрессам, чем люди, полностью зависящие от государственных дотаций, не умеющие зарабатывать и думать о повышении своего социального статуса. Психосоматозами фактически не страдают мужчины и женщины низших социальных слоев. Исключение составляют индивидуальные особые жизненные обстоятельства каждого из этих людей. Вначале это могут быть скрытые нарушения, не видимые с первого взгляда, когда наблюдаются изменения психологического характера, повышенная или пониженная возбудимость. Именно в это время идет формирование «гомеостазисанездоровья». «Гомеостазис нездоровья» – это присущая любому больному организму, при любой тяжести его патологии, постоянная внутренняя среда, поддерживающая жизнь организма в оптимальном для него действующем режиме, зачастую за счет минимизации или прекращении работы отдельных, как ему кажется на данный момент времени, не жизненно важных функций

(Булгакова, 2010). При возникновении и развитии различных психогенных или психосоматических дисфункций вначале формируется «первичный психологический гомеостазис нездоровья», при котором доминирует изменение личностных и поведенческих характеристик. При ухудшении состояния он трансформируется во «вторичный психофизиологический гомеостазис нездоровья», когда происходят изменения в работе уже и психологических и физиологических функций (Булгакова, 2009).

Стресс сопровождает нас повсюду: в общественном транспорте и на работе,в окружении семьи и наедине с собой.

Так же следует отметить значительный рост информационной нагрузки на детей и подростков . Изменение значимости микросоциальных взаимоотношений, появление возможности социализации за счет виртуальных контактов и игрового общения ведет к нарушению внутрисемейных и внесемейных взаимоотношений . Отсутствие ранней системы психопрофилактики и коррекции социального поведения ребенка способствует формированию хронического социального стресса и развитию психосоматической патологии (Жуков С.В.,Королюк Е.Г.,2013г.).

В последнее время увеличивается интерес к профессиональному стрессу. Это

связано с тем, что негативные последствия стресса влияют не только на физическое и психическое состояние человека, но и на производительность труда, плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей. И как следствие отражаются на эффективности функционирования организации в целом. Профессиональный стресс – это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью (Фяскина А.А.,2014)

Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений.

Возникновение эмоционального стресса большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т.д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализированный.

При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

Психологический стресс способен оказывать сильнейшее негативное влияние на организм.Это влияние может распространяться на центральную и перефирическую нервные системы,гормональную систему,провоцировать сердечно-сосудистые заболевания и заболевания желудочно-кишечного тракта,поражать лимфатическую систему.,оказывать влияние на опорно-двигательную систему и многое другое.

Генетически большинство людей имеют заложенную в них программу здоровья, осуществляемую иммунитетом, способным справиться практически с любым заболева-нием, но влияние неблагоприятных факторов современного социума, экологические факторы, состояние хронического стресса,неправильное питание, невнимание к мно-гочисленным вирусным заболеваниям нарушают эту программу, прежде всего через угнетение защитных сил. Дисфункции и различные соматические болезни возникают только после подавления сопротивляемости организма (Булгакова О.С.,2011 г.).

Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее эффективным является на разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса.

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание. При этом затруднена концентрация произвольного внимания на других объектах и отмечается повышенная отвлекаемость.Интеллектуальным признаком стресса является также спутанное мышление,нарушение логики мышления, частые сбои в вычислениях, трудность принятия решений, снижение творческого потенциала.

Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистический оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего – негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имеющиеся: интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность.

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов. Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, агрессивность) одновременно являются и следствием и предпосылками развития стрессов.

Таким образом, психологический стресс можно охарактеризовать, как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.(Щербатых Ю.В.,2006)

На чем же основан профессиональный стресс и как им управлять?Какова цель управления стрессом?

Цель управления стрессом — не полное исключение его воздействия, а ограничение вредоносного эффекта. Люди, которые научились управлять стрессом, часто реагируют интенсивно, но быстрее возвращаются в нормальное состояние, чем те,кто не умеет управлять cтpeccом.(Ванакова Г.В.,2012)

Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Их условно можно разделить на три группы:

1. Внешние факторы – это усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы и т.п.

2. Факторы, зависящие от организации:

— характер выполняемой работы;

— дефицит времени и высокая ответственность;

— нечеткое распределение ролей;

— неясные перспективы профессионального роста и развития карьеры;

— отношения в коллективе;

3. Факторы, зависящие от самого работника, — это личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников.

Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необходимо иметь в виду, что стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе довольно незначительная причина, дополняя уже накопленный уровень стресса, может стать «последней каплей», после которой наступают крайне негативные последствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса (Гаитбаева Д.Н.,Хасанова Д.Н.,2012 г.).

Актуальной является проблема формирования конфликтологической компетентности руководителей и работников организации и включает в себя следующие составляющие:

– понимание природы организационных и межличностных конфликтов между людьми;

– формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации;

– наличие навыков управления конфликтами и навыков по профилактике профессиональных стрессов;

Профилактика профессионального стресса – это система согласованных мероприятий, направленная не только на стресс-мониторинг персонала, но и на разработку и внедрение программы профилактики профессионального стресса работников организации, а также на последующий мониторинг результатов. Многие стрессогенные факторы можно минимизировать с помощью переорганизации рабочего времени. Минимизировать стрессы помогает подробное планирование рабочего дня сотрудников на уровне рядового персонала. Для создания благоприятного моральнопсихологического климата необходимо реальное привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с модернизацией структуры или технологического процесса. С целью снижения возможности возникновения профессионального стресса, связанного с ролевой неопределенностью, необходимо определить должностные обязанности работников и сферу их функциональной ответственности.(Калмыкова О.Ю.,Гагаринская Г.П.,2013г.)

Рассматривая направления управления стрессом, не стоит забывать и об

измерении уровня стресса. Уровень стресса принципиально зависит лишь от двух факторов: от степени стрессогенности ситуации и от текущего состояния субъекта. Чем более стрессогенна ситуация и чем менее ресурсно состояние, тем уровень стресса будет выше и наоборот. Снижая стрессогенность ситуации и управляя своим психическим состоянием, можно эффективно управлять уровнем стресса. Однако в реальности степень сложности решаемых задач периодически не позволяет даже обученному специалисту эффективно управлять стрессом – человеку элементарно не хватает «оперативной памяти». И тогда приходится работать в состоянии стресса. В этом нет ничего страшного, если стрессы не накладываются друг на друга. А чтобы этого не происходило, необходим еще один элемент стресс менеджмента – восстановление.

Поскольку управление стрессом имеет вспомогательный характер, то все мероприятия стресс-менеджмента целесообразно «привязывать» к этапам основной деятельности. Разделив основную деятельность на три этапа (подготовка, реализация, анализ), получим временные «маркеры» для трех главных задач стресс-менеджмента. А в дополнение к этому не будем забывать про необходимость поддержания и развития стрессоустойчивости (Устюгова В.С. , Эльмурзаева Р.А.,2012).

А что делать, если стрессы встречаются не только в профессиональной деятельности, но и в постоянной жизни? Существует три базовые стратегии управления стрессом:

1. Уход от проблемы.

2. Изменение проблемы.

3. Изменение отношения к проблеме.

Стратегии управления стрессом не случайно указаны именно в такой последовательности:

Уход из стрессогенных обстоятельств – самый быстрый и простой вариант. Если пациент жалуется на повышенную тревожность и при этом пьет много кофе и много курит (а кофеин и никотин повышают тревожность), наиболее логичным будет уменьшить употребление кофе и по возможности отказаться от курения.

Стратегия ухода от проблемы хороша еще и тем, что здесь нет необходимости в психологической помощи. Все зависит от решения самого человека. Но, к сожалению, далеко не всегда у нас есть возможность уйти из стрессовой ситуации. Есть проблемы, от которых нельзя или не хочется уходить.

Есть проблемы, от которых невозможно уйти (например, связанные с характером, с установками, отношением к чему-либо и т.д.). В таких случаях наиболее адекватными будут стратегии изменения проблемы или изменения отношения к проблеме.

Конечно же, лучше вначале попытаться изменить проблему. Например, если пациент жалуется на повышенную социальную тревожность и затруднения при выступлении перед аудиторией, наиболее уместным решением будет тренинг уверенности или курсы ораторского мастерства, которые помогут научиться спокойно и уверенно общаться со слушателями.

Если же проблема относится к категории неизменяемых и мы ничего не можем с ней поделать, тогда у нас остается третья стратегия – стратегия изменения отношения. Замечали ли вы, что некоторые люди могут спокойно спать под раскаты грома, но не могут уснуть, если с улицы доносится мяуканье кошки? Хотя звуки грома гораздо громче. Тогда откуда такая реакция?

Все дело в отношении: на поведение кошки мы можем повлиять (прикрикнуть и т.д.), а с грозой ничего не поделаешь: это стихийное бедствие и злиться на нее бесполезно, все равно ничего не изменится.

При выборе второй или третьей стратегии очень полезной может оказаться помощь психолога или психотерапевта. Существуют десятки различных методов когнитивно-поведенческой психотерапии, которые позволяют быстро и успешно справиться со стрессом.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на кажущуюся сложность вышеописанных направлений стресс-менеджмента, для их успешного применения требуется всего лишь желание. На наш взгляд, любой профессионал должен уметь управлять стрессом. Но в первую очередь это касается людей «сложных» стрессовых профессий – финансистов, менеджеров, врачей, политиков, педагогов. Именно они способны получить от данной технологии максимум пользы (Устюгова В.С. , Эльмурзаева Р.А.,2012).

Исследование

Исходя из цели работы — выявление уровня выраженности психосоциальных факторов стресса у работников , было проведено тестирование.

Участниками исследования стали:группа сотрудников организации из пяти человек. Женщины от 32 до 38 лет.

В качестве методик использованы:

1)Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе.Методика позволяет диагностировать три компонента психологического климата:эмоциональный,поведенческий и когнитивный.

От –1 до –0,33 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются отрицательными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается неудовлетворительным.

От –0,33 до +0,33 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются противоречивыми. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается противоречивым, неопределенным и нестабильным.

От +0,33 до +1 — средние оценки, попадающие в этот интервал, считаются положительными. Психологический климат по каждому компоненту в этом интервале признается как благоприятный.

2)Бостонский тест на стрессоустойчивость.

меньше 10 баллов: прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, здоровью ничто не угрожает.

от 11 до 30 баллов — нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.

более 30 баллов, стоит задуматься, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние

более 50 баллов, высокая уязвимость. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни — не пора ли ее изменить, и подумать о своем здоровье.

3)Шкала Ч.Д.Спилберга,Ю.Л.Ханина (Шкала самооценки уровня тревожности)

При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 — низкая тревожность; 31-45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.

4) А так же тест ШСО (Шкала семейного окружения),предназначенный для оценки социального климата в семьях всех типов.

ШСО включает 10 шкал, каждая из которых представлена девятью пунктами, имеющими отношение к характеристике семейного окружения.

Интерпретация. Краткое описание шкал.

Показатели отношений между членами семьи

Сплоченность (С). В какой степени члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу; выраженность чувства принадлежности к семье.

Экспрессивность (Э). В какой степени в семье разрешается открыто действовать и выражать свои чувства.

Конфликт (К-т). В какой степени открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений в целом характерно для семьи.

2) Показатели личностного роста

4. Независимость (Н). В какой степени члены семьи поощряются к самоутверждению, независимости к самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений.

5. Ориентация на достижения (ОД). В какой степени разным видам деятельности (учебе, работе и пр.) в семье придают характер достижения и соревнования.

6. Интеллектуально-культурная ориентация (ИКО). Степень активности членов семьи в социальной, интеллектуальной, культурной и политической сферах деятельности.

7. Ориентация на активный отдых (ОАО). Насколько семье свойственны активный отдых и спорт.

8. Морально-нравственные аспекты (МНА). Степень семейного уважения к этическим и нравственным ценностям и положениям.

3) Показатели управления системой

9. Организация (О). Насколько для семьи важны порядок и организованность (структурирование семейной деятельности, финансовое планирование, ясность и определенность семейных правил и обязанностей).

10. Контроль (К-л). Степень иерархичности семейной организации, ригидности семейных правил и процедур, контроля членами семьи друг друга.

Условные критерии интерпретации: 0-2 — низкий показатель; 3 — пониженный показатель; 4-6 — средний показатель; 7 — повышенный показатель; 8-9 — высокий показатель.

Участникам исследования были предложены индивидуальные опросники, после подведения подсчетов, результаты тестирования были сведены в общие по группе таблицы.

www.scienceforum.ru