Психотерапия депрессии бека

Шкала депрессии Бека

О шкале депрессии Бека

О скрипте «Шкала депрессии Бека»

Он-лайн тест составлен по материалам книги: Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации (справочник практического психолога). — М.: Изд-во Эксмо, 2005 г.

Он-лайн тест «Шкала депрессии Аарона Т. Бека»

В 1961 году американским психотерапевтом, профессором психиатрии Пенсильванского Университета, считавшимся «отцом» когнитивной терапии, был предложен опросник для оценки тяжести депрессии. Опросник состоит из двадцати одной группы симптомов, каждая из которых разделена на четыре утверждения.

Методика изначально была разработана с целью обеспечения количественной оценки интенсивности депрессии. Так как она способна отражать глубину депрессии, с ее помощью можно отслеживать изменения состояния во времени и дать объективную картину для улучшения и эффективности лечения.

В 1998 году методика была использована в более чем двух тысячах научных исследований. Она была переведена на несколько европейских языков, а также арабские, китайский, японский и др.

Время проведения тестирования – 15 минут.

О скрипте «Шкала депрессии Бека»

Данный скрипт (он-лайн версия теста «Шкала депрессии Бека») создан прежде всего для практикующих психологов и психотерапевтов для первичной диагностики пациентов и дальнейшего отслеживания изменения депрессивного состояния в процессе психотерапии.

Результат теста представляет собой отображение основной шкалы и двух дополнительных, а также структуру депрессивного состояния.

Красные и зеленые поля основной шкалы отображают степень патологии и нормы. Если шкала диаграммы приобретает красный цвет, это свидетельствует о предельно высоких показателях депрессивной симптоматики.

По окончанию тестирования формируется «постоянная ссылка», сохранив которую, в дальнейшем можно будет обращаться к результатам теста и/или передать их лечащему психотерапевту, психологу для ознакомления и интерпретации.

Обращаем внимание, что результаты теста не сохраняются на сервере, посему при потере ссылки, результаты восстановить будет невозможно. Рекомендуем после окончания тестирования сохранить ссылку на результат теста.

[Внимание!] Если в процессе работы со скриптом вы обнаружили ошибки, просим вас сообщить нам об этом в соответствующей ветке психологического форума, ошибки будут исправлены.

www.psychol-ok.ru

Когнитивная терапия депрессии

Книга Когнитивная терапия: полное руководство представляет собой итог многолетней исследовательской и клинической практики автора. В этом полном руководстве рассматриваются основные концепции когнитивной психотерапии и показания к ее проведению. Излагаются основные методы терапевтического процесса, определяется их место в коррекции различных когнитивных искажений пациентов и лечении психологических расстройств. Приводятся теоретическое обоснование и пошаговое описание отдельных техник когнитивной терапии. Книга богато иллюстрирована клиническими примерами. Отдельная глава посвящена роли личности психотерапевта в практике психотерапии. Когнитивная терапия адресована психологам и психотерапевтам, придерживающимся когнитивно-поведенческой традиции, специалистам других направлений, стремящимся расширить границы профессионального знания, учащимся психологических факультетов высших учебных заведений.

Оглавление

  • Предисловие.
  • Глава 1. Обзорная.
    • Проблема депрессии.
    • Значение психотерапии в лечении депрессий.
    • Определение когнитивной терапии.
    • Новые черты когнитивной терапии.
    • Когнитивные модели: историческая перспектива.
    • Когнитивная модель депрессии.
    • Когнитивные революции: научная и депрессивная парадигмы.
    • Требования к когнитивному терапевту.
    • Ограничения когнитивной терапии.
    • «Ловушки» когнитивной терапии.
    • Максимизация эффектов когнитивной терапии.
    • Глава 2. Роль эмоций в когнитивной терапии.
      • Идентификация и выражение эмоций.
      • Роль эмоций в терапевтических отношениях.
      • Высвобождение эмоций.
      • Глава 3. Терапевтические отношения в контексте когнитивной терапии.
        • Требования к терапевту.
        • Терапевтическое взаимодействие.
        • Терапевтическое сотрудничество.
        • Глава 4. Структура терапевтического интервью.
          • Руководящие указания для терапевта.
          • Структура когнитивной терапии.
          • Глава 5. Первое интервью.
            • Как начать интервью.
            • Поиск информации.
            • Центральная жалоба как симптом-мишень.
            • Терапевтические цели первого интервью.
            • Выбор симптомов-мишеней.
            • Глава 6. Сессия за сессией: обычный курс терапии.
              • Общее описание курса.
              • История болезни.
              • Глава 7. Поведенческие техники.
                • К когнитивной модификации через поведенческие изменения.
                • Составление распорядка дня.
                • Оценка мастерства и удовольствия.
                • Техника градуированных заданий.
                • Когнитивная репетиция.
                • Тренинг ассертивности и ролевые игры.
                • Общие рекомендации по применению поведенческих техник.
                • Глава 8. Когнитивные техники.
                  • Обоснование.
                  • Подготовка пациента к когнитивной терапии.
                  • Техника реатрибуции.
                  • Протокол дисфункциональных мыслей.
                  • Глава 9. Работа с симптомами-мишенями.
                    • Отбор симптомов-мишеней и техник.
                    • Аффективные симптомы.
                    • Мотивационные симптомы.
                    • Когнитивные симптомы.
                    • Поведенческие симптомы.
                    • Физиологические симптомы.
                    • Социальный контекст симптомов.
                    • Глава 10. Методы работы с суицидальным пациентом.
                      • Оценка суицидального риска.
                      • Суицидальное намерение как континуум.
                      • Исследование мотивов суицида.
                      • Склонить чашу весов против суицида.
                      • Рост суицидальных желаний в ходе терапии.
                      • Глава 11. Интервью с суицидальным пациентом.
                      • Глава 12. Депрессогенные убеждения.
                        • Выявление дисфункциональных убеждений.
                        • Модификация убеждений.
                        • Убеждения как «мишень».
                        • Модификация «долженствований».
                        • Убеждения как «персональные контракты».
                        • Убеждения как самореализующиеся пророчества.
                        • Дисфункциональные убеждения и когнитивные ошибки.
                        • Отказ от дисфункциональных убеждений: возможные выгоды и потери.
                        • Роль действия в изменении убеждений.
                        • Пациент как источник контраргументов.
                        • Пересмотр убеждений, основанный на переоценке собственных достоинств.
                        • Разоблачение предвзятости и произвольности убеждений.
                        • Долгосрочная и краткосрочная эффективность убеждений.
                        • Глава 13. Домашние задания как часть терапии.
                          • Обоснование необходимости домашних заданий.
                          • Постановка домашнего задания.
                          • Приемы, побуждающие к выполнению домашних заданий.
                          • Выявление дисфункционального отношения к домашним заданиям.
                          • Планирование занятий, доставляющих удовольствие.
                          • Планирование занятий, пробуждающих чувство умелости и мастерства.
                          • Письменные отчеты и задания.
                          • Роль пациента в проектировании домашних заданий.
                          • Специальные домашние задания.
                          • Подготовка к возможным проблемным ситуациям.
                          • Схема назначения домашних заданий.
                          • Глава 14. Технические трудности.
                            • Советы терапевту.
                            • Контртерапевтические установки пациента.
                            • Примеры контртерапевтического поведения пациента.
                            • Глава 15. Проблема завершения терапии и проблема рецидивов.
                              • Подготовка к завершению терапии.
                              • Опасения пациента в связи с предстоящим окончанием терапии.
                              • Преждевременное завершение терапии.
                              • Глава 16. Групповая когнитивная терапия в лечении депрессии.
                                • Введение.
                                • Общие соображения.
                                • Клинические соображения.
                                • Формальные аспекты.
                                • Проведение курса групповой терапии.
                                • Примеры типичных терапевтических приемов.
                                • Эмпирические исследования эффективности групповой когнитивной терапии.
                                • Глава 17. Когнитивная терапия и использование антидепрессантов.
                                  • Оценка пациента и диагностика депрессии.
                                  • Роль когнитивной терапии в повышении приверженности пациента режиму лечения.
                                • Приложение.
                                  • Шкала депрессии Бека.
                                  • Шкала суицидальных мыслей.
                                  • Лист для оценки компетентности когнитивного терапевта.
                                  • Причины невыполнения домашних заданий (заполняется пациентом).
                                  • Схема обследования и терапии, принятая в «Центре когнитивной терапии».
                                  • Литература.
                                  • Читайте еще:

                                    А. Б. ЗАЛКИНДЧем же опасна, спросят меня, эта ранняя половая романтика? Ведь это еще не онанизм, не половой акт. Надо ли бороться с такой законной тягой подростка к любви? Вопрос уместный, и надо на него ответить.

                                    Женское общение• Его действия: он то и дело перебивает вас, спорит или просто молчит, рассматривая ножки проходящей девушки. И что самое ужасное — зевает во время вашего красноречивого монолога.

                                    В борьбе за это!Первая ошибка заключается в том, что никакого счастья «при таком раскладе» женщине не видать абсолютно! Поскольку если мужчина хочет, то он уже не мужчина (по крайней мере, женщиной он уже таковым не воспринимается).

                                    Часть третьяВ спорте и в жизни обычно выигрывает тот, кто играет не соблюдая никаких правил. Рядом с партнером играющем по правилам он получает ощутимое преимущество и выходит с победой.

                                    Об автореИ тогда вся Вселенная начинает вам препятствовать только для того, чтобы вы обрели то по настоящему бесценное сокровище, которое приготовлено для нас. Вы мучительно поднимаетесь, ступенька за ступенькой, туда, где вас, как вам кажется, ждет ценный приз, а вас опять сбрасывают к самому подножию.

                                    ° Ее (массы) бестолковость по отношению ко всякой традииии’4 ем состоящая из люмпенов, является всего лишь покорным и одно-‘,», временно агрессивным стадом, способным любую страну, самую.-‘, цветушую и миролюбивую, превратить в отсталую и нищую еим-::;.. перию злат. как называл Советский Союз Рональд Рейган.

                                    Глава 12. Что делает городской ребёнок на прогулке?Но как это обычно бывает, когда мы передаем часть своих функций помощнику-вещи, — лишившись ее, мы чувствуем себя беспомощными, уязвимыми, недостаточными. Человек, привыкший ездить в своей машине, начинает ощущать ее как черепаха свой панцирь. Без машины — пешком или тем более в общественном.

                                    Юркевич Виктория. Воля и привычка. Ч.5. Чем мы можем помочь подростку.Подчеркнем еще раз: можно считать, что волевая привычка образовалась, если подросток без всяких усилий стремится к выполнению деятельности, испытывает неудобство, если почему-то не может эту деятельность осуществить.

                                    Главное условие.Развитее капитализма есть предпосылка коммунизма, есть необходимый элемент для пробуждения нового общества. Общества вызревающего в его предшественнике и прорывающегося затем на свободу через качественное преобразование последнего — через революцию.

                                    bookap.info

                                    А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери. Когнитивная терапия депрессии — рецензия

                                    Центральным пунктом когнитивной психотерапии является положение о прямом влиянии мыслей на чувства и поведение человека. Например, человек, находящийся дома один вечером, услышал шум в соседней комнате. Если он подумает, что это грабители, то, возможно, испугается и позвонит в полицию. Если подумает, что кто-то забыл закрыть окно, то, возможно, рассердится на человека, оставившего окно открытым, и пойдёт закрывать окно. То есть мысль, оценивающая событие, определяет эмоции и поступки. То же относится к депрессивным пациентам. Человек может думать, что он ничтожество или что его никто не любит, и из-за этого испытывать депрессию. Если сделать его мысли более реалистичными и обоснованными, то самочувствие человека улучшается — депрессия проходит.

                                    Аарон Бек и его соавторы разработали целый комплекс методик, направленных на коррекцию автоматических дисфункциональных мыслей депрессивных пациентов. Например, при работе с пациентами, склонными к самобичеванию или принятию на себя чрезмерной ответственности, используется техника реатрибуции. Суть техники в том, чтобы путём объективного анализа ситуации высветить все факторы, которые могли повлиять на исход событий.

                                    Важнейшее значение в когнитивной терапии отводится домашним заданиям. Отдельные главы книги посвящены работе с суицидальными пациентами, групповой когнитивной психотерапии, поведенческим техникам, возможным техническим трудностям, применению антидепрессантов, работе с симптомами-мишенями. Книга написана хорошим языком, в ней приводятся многочисленные примеры использования техник.

                                    Безусловным достоинством когнитивной психотерапии является её экономичность. В среднем курс терапии включает 15 сессий: 1-3 недели — по 2 сессии в неделю, 4-12 недели — одна сессия в неделю.

                                    Когнитивная терапия также характеризуется высокой эффективностью. Её успешное применение приводит к меньшему количеству рецидивов депрессии, чем применение медикаментозной терапии.

                                    Алла Борисовна Холмогорова называет Бека «Фрейдом второй половины XX века». Возможно, не все согласятся с тем, что Аарон Бек крупнейшая фигура в психотерапии после Зигмунда Фрейда, но бесспорно, что данная книга не случайно вышла в серии «Золотой фонд психотерапии». Рекомендуется к изучению всем специалистам, работающим с депрессивными пациентами.

                                    www.psychologos.ru

                                    Аарон Бек (Beck А. Т., род. в 1921 г.). Основатель когнитивной психотерапии, одной из наиболее влиятельных и эмпирически валидизированных форм психотерапии на сегодняшний день. Бек внес большой вклад в современную психиатрию и психологию, так как предложенная им психотерапия оказалась эффективной в лечении депрессии и тревоги. На самом деле его модель была применена в лечении многих нарушений, включая личностные расстройства, алкогольные и другие зависимости, супружеские и семейные дисгармонии, суициды, панические атаки, шизофрению и биполярные аффективные расстройства.

                                    Аарон Бек родился в Провиденсе, штат Родайленд, США, но его родители эмигрировали в Соединенные Штаты Америки с Украины. В детстве у него были академические успехи, но вместе с тем и сложности, включая угрожающую жизни травму и связанное с ней заболевание. На протяжении жизни ему неоднократно приходилось преодолевать различные страхи, к примеру: страх травмы с кровотечением, страх задохнуться, туннельную фобию, тревогу по поводу своего здоровья, страх публичных выступлений. В начале своей карьеры у него также был легкий депрессивный эпизод. Но он сумел использовать свой личный опыт для того, чтобы понять чувства других людей и внести вклад в теорию и практику психотерапии. Процесс, при помощи которого он осуществлял наблюдения, генерализации, проверки (тестирование) теорий, объединяющей теории и ее обоснование, берет свое начало в собственных способностях к самонаблюдению.

                                    После окончания Университета Браун и Йельской медицинской школы Аарон Бек начал свою карьеру в медицине. Изначально его привлекла неврология, но во время резидентуры он перешел в психиатрию. Неудовлетворенность психоанализом угнетала Аарон Бека, несмотря на попытки принять его предпосылки, недостатки, конкретности и точности. Во время исследований по валидизации теории депрессии Фрейда (Freud S.) Аарон Бек начал задаваться вопросами относительно самой этой теории и создал свою собственную. Его исследование снов депрессивных пациентов не выявило направленного на себя гнева или злости, как полагал Фрейд, а скорее темы утраты, поражения и депривации. Эти находки повторились в дальнейших экспериментах по peaгированию депрессивных пациентов на успех или провал в выполнении экспериментальных задач и отчетах о потоке сознания депрессивных пациентов в частной практике Аарон Бека.

                                    С точки зрения Бека, мотивационная модель Фрейда не выдержала испытания проверкой. Вместо поиска бессознательной мотивации Б. объяснял возникновение потока мыслей и снов исходя из концепции самости. При депрессии индивид видит себя неудачником, мир — карающим, а будущее — бледным и даже безнадежным. При депрессии, как и при других синдромах, когниции полны ошибок, называемых в логике «когнитивными искажениями». Это означает, что позитивная или нейтральная информация из окружающего мира искажается или модифицируется таким образом, чтобы соответствовать индивидуальному состоянию ума в текущий момент. Происходит фиксация на ошибках или их преувеличение, позитивная информация минимизируется или игнорируется, нейтральная информация интерпретируется в самом неблагоприятном свете и т. д. Мышление депрессивного индивида становится настолько ригидным и абсолютистским, что эти искажения проходят без коррекции и негативные мысли становятся все более выраженными и правдоподобными. Негативные мысли отражают дисфункциональные убеждения и предположения, которые были запущены соответствующими жизненными событиями, и приводят в движение депрессивную программу. Когнитивная модель депрессии не противоречит биохимической: они отражают различные уровни анализа. Независимо от ее «причин», депрессия характеризуется одними и теми же когнитивными процессами. Может быть биологическая уязвимость по отношению к депрессии, а может быть и когнитивная уязвимость. Более того, лечение, сфокусированное на этих когнитивных процессах, зарекомендовало себя как высокоэффективное. Было показано, что когнитивная психотерапия является такой же эффективной, как и фармакотерапия при лечении монополярной депрессии. Кроме того, было установлено, что когнитивная психотерапия является эффективной и при профилактике рецидивов депрессии. Текущие исследования должны дать ответ на вопрос: может ли когнитивная психотерапия предотвратить манифестацию первого эпизода депрессии в группе риска.

                                    Продолжающиеся исследования в области психопатологии и использовании когнитивной терапии обеспечили Бека выдающееся место в научном сообществе Соединенных Штатов Америки. Им написаны сотни научных статей и теоретических глав, равно как и несколько книг. Он разработал оценочные шкалы для депрессии, риска суицида, для исследования личности. Аарон Бек получил награды и почести от академических учреждений и профессиональных организаций всего мира, включая Американскую психиатрическую ассоциацию, Американскую психологическую ассоциацию и Королевский психиатрический колледж (в Великобритании). Он остается плодотворным автором и исследователем. Его работа в настоящее время финансируется Национальным институтом психического здоровья, что подчеркивает ее значение.

                                    Аарон Бек является почетным профессором психиатрии Пенсильванского университета, где он долгое время работал, основателем Института Бека, являющегося научным и учебным центром, возглавляемым одним из его 4 детей, Д. Бек (Beck J.). Институт Бека является одним из многих центров по обучению когнитивных психотерапевтов и для подготовки исследователей. Б. возглавляет обучение сотен клиницистов когнитивной психотерапии. В свою очередь, они создали свои собственные центры по когнитивной психотерапии. Аарон Бек продолжает быть значимой фигурой и выразительным голосом в современной психотерапии.

                                    psyera.ru

                                    Когнитивная терапия А. Бека

                                    Когнитивная терапия была предложена А. Беком в 60-х годах XX века в первую очередь для лечения больных с депрессиями. В последующем показания для ее применения были расширены, и она стала использоваться для лечения больных с фобиями, с навязчивыми расстройствами, психосоматическими заболеваниями, пограничными расстройствами, а также для оказания помощи клиентам с психологическими проблемами, не имеющими клинической симптоматики.

                                    Когнитивная терапия не разделяет взглядов трех основных психотерапевтических школ: психоанализа, который считает источником расстройств бессознательное; поведенческой терапии, которая придает значение лишь очевидному поведению; традиционной нейропсихиатрии, в соответствии с которой причинами эмоциональных расстройств служат физиологические или химические нарушения. Когнитивная терапия основана на достаточно очевидной идее о том, что представления и высказывания человека о себе, своих установках, убеждениях и идеалах информативны и значимы.

                                    По мере развития люди накапливают обширный багаж информации, концепций и шаблонов для совладания с психологическими проблемами существования. Эти знания находят применение в процессе наблюдения, выдвижения и проверки гипотез, вынесения суждений — своего рода практической научной работы. Исходя из своего культурного наследия, образования и опыта, люди учатся использовать инструментарий здравого смысла: формировать и проверять истинность предчувствий, выявлять различия, рассуждать, чтобы разрешать конфликты, и судить о том, насколько реалистичной является их реакция на различные ситуации (Паттерсон С, Уоткинс Э., 2003).

                                    Здравый смысл, однако, не может дать объяснений эмоциональным расстройствам. Так, мысли и поступки страдающих депрессией пациентов противоречат основному принципу человеческой природы — инстинкту выживания. Мышление таких пациентов находится под контролем ошибочных представлений о себе и об окружающем мире. Бек указывает, что предложенная им «формулировка психологических проблем в терминах неверных посылок и склонности к искаженным воображаемым переживаниям сильно отличается от общепринятых формулировок психологических расстройств» (Beck А., 1976). Когнитивная терапия не нуждается в концепции бессознательного. Психологические проблемы «могут стать результатом обычных процессов, таких как неправильное научение, вынесение неверных суждений на основе неполной или ошибочной информации, неумение провести четкую границу между вымыслом и реальностью. Кроме того, мышление может быть нереалистичным, поскольку оно основано на ошибочных посылках; поведение может быть направлено во вред себе, поскольку основывается на неразумных установках» (Beck А., 1976).

                                    Когнитивная терапия — это активный, директивный, ограниченный во времени структурированный подход, используемый при лечении различных психиатрических расстройств (например, депрессии, тревоги, фобий, болевых ощущений и др.). В основе данного подхода лежит теоретическая посылка, согласно которой эмоции и поведение человека в значительной степени детерминированы тем, как он структурирует мир. Представления человека (вербальные или образные «события», присутствующие в его сознании) определяются его установками и умопостроениями (схемами), сформированными в результате прошлого опыта. Например, в мышлении человека, интерпретирующего любое событие в терминах собственной компетентности или адекватности, может доминировать такая схема: «Пока я не достигну во всем совершенства, я — неудачник». Эта схема определяет его реакцию на самые разные ситуации, даже те, что никак не связаны с его компетентностью (Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г., 2003).

                                    Когнитивная терапия исходит из следующих общетеоретических положений (см. там же):
                                    • восприятие и переживание в целом представляют собой активные процессы, задействующие как объективные, так и интроспективные данные;
                                    • представления и идеи являются результатом синтеза внутренних и внешних стимулов;
                                    • продукты когнитивной активности человека (мысли и образы) позволяют предсказать, как он оценит ту или иную ситуацию;
                                    • мысли и образы формируют «поток сознания», или феноменальное поле, отражающее представления человека о самом себе, мире, своем прошлом и будущем;
                                    • деформация содержания базовых когнитивных структур вызывает негативные изменения в эмоциональном состоянии и поведении человека;
                                    • психологическая терапия может помочь пациенту осознать когнитивные искажения;
                                    • путем корректировки этих искаженных дисфункциональных конструктов можно добиться улучшения состояния пациента.

                                    Эмоциональные и поведенческие реакции, таким образом, не являются прямыми или автоматическими ответами на внешние стимулы. Напротив, стимулы обрабатываются и интерпретируются внутренней когнитивной системой. Значительные расхождения между внутренней системой и внешними стимулами могут привести к психологическим расстройствам. В промежутке между внешним событием и определенной реакцией на него у пациентов возникают соответствующие мысли, которые часто отражают негативное отношение к прошлому, настоящему или будущему. Хотя пациенты обычно не сознают или игнорируют эти мысли и, как следствие, не сообщают о них, можно научить их выявлять еще до возникновения эмоций.

                                    Такие мысли получили название «автоматических». Автоматические мысли специфичны и дискретны, возникают в укороченном виде, не являются следствием размышлений или рассуждений, относительно автономны и непроизвольны; при этом пациент считает их вполне обоснованными, даже если они представляются окружающим нелепыми или противоречат очевидным фактам (Паттерсон С., Уоткинс Э., 2003).

                                    Таким образом, А. Бек при теоретическом обосновании предложенной им терапии исходил из положения о том, что эмоции и поведение человека определяются присущим каждому специфическим способом истолкования внешнего мира. Проблемы пациента вытекают главным образом из неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Объективный мир при восприятии его человеком преломляется через когнитивные модели или схемы. Данные схемы подобны фильтрам или «концептуальным очкам», которые определенным образом отбирают поступающую информацию. При значительном искажении этих фильтров у индивида возникают эмоциональные проблемы, а впоследствии — и клиническая симптоматика, поэтому задача терапевта — сконцентрировать внимание клиента на том, как им осуществляется процесс отбора и интерпретации информации, после чего ему предлагается проверить обоснованность сделанных выводов и при заключении об их ошибочности заменить их на более адекватные (Федоров А. П., 2002). Терапевт помогает пациенту отыскать искажения в мышлении и научиться альтернативным, более реалистическим способам формулирования своего опыта.

                                    Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Отказавшись от представлений о себе как о беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов или автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отказаться от них или пересмотреть их. Только определив и исправив ошибки мышления, он может достигнуть более высокого уровня самоосуществления.

                                    Главная концепция когнитивной терапии состоит в том, что решающим для выживания организма фактором является переработка информации. Мы не смогли бы выжить, если бы у нас не было функционального аппарата для приема информации из окружающей среды, синтезирования ее и планирования действий на основе этого синтеза (Александров А. А., 2004).

                                    Терапевтические техники, используемые в рамках данного подхода, основаны на когнитивной модели психопатологии. При различных психопатологических состояниях (тревога, депрессия, мания, параноидное состояние, обсессивно-компульсивный невроз и т. д.) на переработку информации оказывает влияние систематическое предубеждение, специфичное при каждом конкретном расстройстве. Другими словами, мышление пациентов тенденциозно. Так, депрессивный пациент из информации, предоставляемой окружающей средой, выборочно синтезирует темы потери или поражения, в то время как у тревожного пациента имеется сдвиг в направлении темы опасности.

                                    Этим когнитивным сдвигам способствуют специфические позиции, склоняющие людей в определенных жизненных ситуациях тенденциозно интерпретировать свой опыт. Например, человек, для которого идея возможной внезапной смерти имеет особое значение, может, пережив угрожающий жизни эпизод, начать интерпретировать нормальные телесные ощущения как сигналы наступающей смерти, и тогда у него разовьются приступы тревоги (Александров А. А., 2004).

                                    Когнитивный сдвиг аналогичен компьютерной программе, замечает А. А. Александров. Каждое расстройство имеет свою специфическую программу, которая диктует вид вводимой информации, определяет способ ее переработки и результирующее поведение. При тревожных расстройствах, например, активируется программа «выживания»: индивид из потока информации выбирает «сигналы опасности» и блокирует «сигналы безопасности». Результирующее поведение будет состоять в чрезмерном реагировании на относительно незначительные стимулы как на сильную угрозу, и пациент начнет отвечать избеганием.

                                    Активированная программа ответственна за когнитивный сдвиг в переработке информации. Нормальная программа правильно отобранных и проинтерпретированных данных заменяется «тревожной программой», «депрессивной программой», «панической программой» и т. д. Когда это случается, индивид испытывает симптомы депрессии, тревоги или паники.

                                    А. Бек выделил несколько наиболее часто представленных у депрессивных больных типов логических ошибок, а также указал вероятные для каждого типа альтернативные заключения, с которых может начаться когнитивное переформирование этих ложных выводов.

                                    Сверхгенерализация (сверхобобщение) — это выводы, сделанные на основе одного наблюдения, единственного случая. Пример такой сверхгенерализации — вывод о том, что человек никогда не добьется успеха, поскольку первая попытка оказалась неудачной. Альтернативой является рассуждение на тему: «Действительно ли другие возможные ситуации будут похожи?»

                                    Селективное внимание (избирательность) — это обращение внимания на особые детали события и игнорирование всего контекста, извлечение из памяти только плохих переживаний и неудач. Пример — чувство отвержения, возникающее у пациента, если друг бросился к подошедшему автобусу, а не поговорил с ним. Альтернатива — обращение внимания на весь контекст ситуации, воскрешение в памяти других примеров успехов и удач.

                                    Персонификация — это ошибочное приписывание себе значения события. При персонификации «Я» пациента становится центром, исходя из которого им понимается значение происходящего. Пример — мысли о том, что люди смеялись над ним, когда он вошел, хотя они смеялись совсем по другому поводу. Альтернатива — изучение иных возможных причин.

                                    Дихотомическое мышление — мышление в полярностях, в черно-белом цвете, все хорошо или плохо, чудесно или ужасно. При этом, говоря о себе, пациент обычно выбирает негативную категорию. Пример — убеждение, что он стал нищим после утраты небольшой суммы денег, как будто все будущее заключено в этой сумме (в этом кошельке). Альтернатива — демонстрация того, что обычно события занимают промежуточные положения между такими полюсами.

                                    Излишняя ответственность — это ощущение личной ответственности за все плохое, что произошло. Пример — убеждение, что в неудачной судьбе своей дочери (алкоголизация, потеря работы) повинен сам.пациент. Альтернатива — выявление других возможных причин произошедшего, опровержение того, что все может быть отнесено на счет клиента.

                                    «Катастрофирование» — это заключение типа «Всегда случается самое плохое».

                                    Альтернатива — оценить вероятность неприятного события. Вспомнить примеры, когда это происходило.

                                    Чтобы лучше понять депрессивные нарушения мышления, отмечают А. Бек и соавторы (Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г., 2003), полезно рассмотреть их с точки зрения используемых индивидом способов структурирования реальности. Если разделить последние на «примитивные» и «зрелые», то очевидно, что в депрессии человек структурирует опыт сравнительно примитивными способами.

                                    Его суждения о неприятных событиях носят глобальный характер.

                                    Значения и смыслы, представленные в потоке его сознания, имеют исключительно негативную окраску, они категоричны и оценочны по содержанию, что рождает крайне отрицательную эмоциональную реакцию. В противоположность этому примитивному типу мышления зрелое мышление без труда интегрирует жизненные ситуации в многомерную структуру (а не в какую-то одну категорию) и оценивает их скорее в количественных, нежели в качественных терминах, соотносит друг с другом, а не с абсолютными стандартами. Примитивное мышление редуцирует сложность, многообразие и изменчивость человеческого опыта, сводя его к нескольким самым общим категориям.

                                    С точки зрения А. Бека, психологические нарушения, связанные с аберрациями мышления (нарушениями на когнитивной стадии переработки информации, включающими обозначение, селекцию, интеграцию, интерпретацию), предшествуют этапу нейрофизиологических расстройств. Искаженные когниции являются причиной ложных представлений и самосигналов и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций. Поэтому задачей когнитивной психотерапии является исправление неадекватных когниций. Техники когнитивной терапии позволяют выявить, проанализировать и скорректировать ошибочные концептуализации и дисфункциональные убеждения (схемы) пациента. Пациент научается решать проблемы и находить выходы из ситуаций, которые прежде казались ему непреодолимыми, переосмысляя их и корректируя свое мышление. Когнитивный терапевт помогает пациенту мыслить и действовать более реалистично и адаптивно и тем самым устраняет беспокоящие его симптомы.

                                    Стратегии и техники когнитивной терапии предназначены для дезактивации дезадаптивных программ, для сдвига аппарата переработки информации (когнитивного аппарата) в более нейтральное положение. У каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место — «когнитивная уязвимость», которая располагает его к психологическому стрессу. Эти «уязвимости» относятся к структуре личности.

                                    Личность формируется «схемами», или когнитивными структурами, представляющими собой базальные убеждения (позиции). Эти схемы начинают создаваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими. У людей складываются концепции о себе, о других, о том, как функционирует мир. Эти концепции подкрепляются дальнейшим опытом научения и, в свою очередь, влияют на формирование других убеждений, ценностей и позиций (Александров А. А., 2004). Схемы могут быть адаптивными или дисфункциональными и являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными, когда включаются специфическими стимулами, стрессорами или обстоятельствами.

                                    У пациентов с пограничными личностными расстройствами имеются так называемые ранние негативные схемы, ранние негативные ядерные убеждения. Например: «Со мной происходит что-то неладное», «Люди должны поддерживать меня и не должны критиковать, должны соглашаться со мной, правильно понимать меня». При наличии подобных убеждений у этих людей легко возникают эмоциональные расстройства.

                                    Другое частое убеждение было названо Беком «условным предположением». Такие предположения, или позиции, начинаются с «если». Два условных предположения, часто отмечаемых у пациентов, склонных к депрессии: «Если я не добьюсь успеха во всем, что я делаю, никто не будет уважать меня»; «Если человек не любит меня, значит, я недостоин любви». Такие люди могут функционировать относительно хорошо до тех пор, пока они не испытают серию поражений или отвержений. После этого они начинают считать, что никто не уважает их или что они недостойны любви.

                                    Особенность когнитивной терапии, отличающая ее от более традиционных видов, таких как психоанализ и клиент-центрированная терапия, заключается в активной позиции врача и его постоянном стремлении к сотрудничеству с пациентом. Депрессивный больной приходит на прием растерянным, рассеянным и погруженным в свои мысли, и потому терапевт должен сначала помочь, ему организовать мышление и поведение — без этого невозможно научить пациента справляться с требованиями повседневной жизни. В силу наличествующих на данной стадии симптомов пациент нередко уклоняется от сотрудничества, и терапевту приходится проявлять находчивость и изобретательность, чтобы побудить его к активному участию в различных терапевтических операциях. Классические психоаналитические техники и приемы, например, техника свободных ассоциаций, предполагающая минимум активности со стороны терапевта, неприменимы при работе с депрессивными больными, так как пациент еще больше погружается в трясину своих негативных мыслей и идей.

                                    В отличие от психоаналитической терапии, содержание когнитивной терапии определяется проблемами «здесь и сейчас». Когнитивный терапевт не придает большого значения детским воспоминаниям пациента, если только они не помогают прояснить текущие наблюдения. Главное для него — исследовать, что думает и что чувствует пациент во время сессии и в перерывах между сессиями. Он не занимается интерпретацией бессознательного. Когнитивный терапевт, активно взаимодействуя и сотрудничая с пациентом, исследует его психологические переживания, намечает для него план действий и дает ему домашние задания.

                                    С поведенческой когнитивная терапия разнится большим вниманием к внутреннему (психическому) опыту, мыслям, чувствам, желаниям, фантазиям и установкам пациента. В целом стратегия когнитивной терапии, отличающая ее от всех иных терапевтических направлений и школ, заключается в эмпирическом исследовании «машинальных» мыслей, выводов и предположений пациента. Формулируя дисфункциональные убеждения и представления пациента о самом себе, собственном опыте и собственном будущем в виде гипотез, когнитивный терапевт затем предлагает ему с помощью определенных процедур проверить достоверность этих гипотез. Практически любой внутренний опыт может стать отправной точкой эксперимента по проверке негативных представлений или убеждений пациента. К примеру, если пациент считает, что окружающие отворачиваются от него с отвращением, терапевт помогает ему выработать систему критериев для оценки человеческих реакций и затем побуждает объективно оценить жесты и мимику людей. Если пациент убежден в своей неспособности выполнить простейшие гигиенические процедуры, терапевт может привлечь его к составлению специальной формы, где пациент в последующем будет отмечать, насколько хорошо или плохо он выполняет эти процедуры (Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г., 2003).