Работа логопеда с детьми с синдромом дауна

Развитие при синдроме Дауна

Синдром Дауна — врожденное генетическое заболевание, оказывающее значительное влияние на все высшие психические функции ребенка. У таких детей развитие речи идет со значительным отставанием, снижен интеллект, у одних в большей степени, у других — в меньшей, замедлено развитие координации движений.

Конечно, полностью устранить проявления заболевания невозможно, но занятия по развитию речи, когнитивных навыков, моторики и координации таким детям просто необходимы.

При условии раннего начала стимуляции развития по специальным методикам есть шанс, что ребенок сможет учиться в обычных классах массовых школ.

Учитывая особенности детей с синдромом Дауна, в том числе и свойственную им доброту, открытость и доверчивость, специалист, работающий с ними, должен не только владеть специальными методиками и большим опытом, но и особым складом характера — быть таким же теплым и душевным, как и его маленькие ученики.
К счастью, в наших центрах такие профессионалы есть.

Работа с детьми с синдромом Дауна требует дифференцированного подхода для выработки индивидуальной стратегии коррекции и ведется на основе поэтапного (ступенчатого) освоения умений.

  • общая моторика;
  • тонкая моторика;
  • зрительно-моторная координация;
  • восприятие и понимание речи;
  • развитие когнитивных и социальных навыков.
  • На первом этапе коррекции ключевая задача — это научить ребенка концентрировать внимание. Этим занимается дефектолог, поэтому мы рекомендуем начать занятия по развитию речи именно с ним. Не пытайтесь сразу начать с логопедических занятий, даже если вам очень хочется, чтобы ваш малыш как можно скорее смог начать с вами общаться. Сначала необходимо научить его концентрироваться.

    Есть 3 аспекта в освоении этого навыка:

    1) на человеке путем поддержания зрительного контакта;

    2) на предмете или звуке;

    3) на предмете одновременно с другим человеком.
    Итак, первый шаг — это дефектологические занятия с логопедом-дефектологом 2 раза в неделю.

    Хорошим подспорьем для работы дефектолога станут занятия в группе логоритмики и в игровой группе по развитию коммуникативных способностей. Музыка, пение, творчество, общение с другими детьми под присмотром и руководством опытного специалиста-дефектолога — отличная база для развития моторики и координации и, как следствие, появления речи. И еще более хорошее подспорье для активизации социальных навыков малыша.

    На определенном этапе можно будет подключать логопедические занятия с логопедом-дефектологом 2 раза в неделю для более интенсивной работы над развитием речи ребенка. В идеале, вводить логопедические занятия следует при сохранении дефектологических. В некоторых случаях, возможно совмещенное комбинированное занятия, но о целесообразности такого подхода будет правильно посоветоваться с вашим ведущим дефектологом.

    Также не стоит пренебрегать возможностями, которые дает нейропсихология. Курс нейрокоррекции по специальным методикам показан детям с синдромом Дауна, дает хорошую динамику в развитии крупной моторики, зрительно-моторной координации и способствует развитию речи и самостоятельности.
    Работа нейропсихолога также направлена на развитие тех основных областей, о которых мы говорил в начале статьи.
    И в развитии моторики и координации его усилия будут более эффективны благодаря владению специальными нейропсихологическими методиками.

    Помощь «солнечным детям» в развитии — работа кропотливая и требующая объединенных усилий родителей и специалистов.
    И чем раньше она начата, тем больше можно будет сделать.
    Но все усилия того стоят.

    www.logoakademia.ru

    Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста

    Авторы: учитель-логопед Кучеренко М.А.
    и педагог-психолог Жижченко Е.А МДОУ № 79, Московской области, Раменского района

    «Синдром Дауна» — самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.

    Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
    Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

    Синдром Дауна – это хромосомная патология, приводящая к нарушению интеллектуального развития и сопровождающаяся специфическими изменениями внешности. Это одно из самых распространенных генетических нарушений.

    Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно один на 600 – 800 новорожденных, причем мальчиков и девочек рождается одинаковое количество.

    Клиническая характеристика детей с синдромом Дауна

    Наиболее отмечается брахиоцефалический череп со сглаженным затылком и уплощенным лицом, косой разрез глаз, эпикантус(это вертикальная кожная складка у внутреннего угла глаза) , гипертелоризм ( широко расставленные глаза), расширенное и уплощенное переносье. У большинства больных – короткая шея, широкие кисти с короткими пальцами. Имеются типичные дерматоглифические особенности в виде поперечной борозды ладоней, одна сгибательная складка на 5-м пальце. Почти у половины детей встречаются врожденные пороки сердца, аномалии желудочно-кишечного тракта.

    Индивидуально – психологические особенности:

  • Медленное формирование понятий и становление навыков: снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа; необходимость большого количества повторений; низкий уровень обобщения материала; утрата навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
  • Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно.
  • Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь познавательного развития с развитием других сфер.
  • Особенностью предметно-практического мышления, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность).
  • Нарушение сенсорного восприятия (звуков, сигналов, представлений о цвете, форме, величине т.д.), что может быть связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.
  • Принципы работы с детьми:

  • Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.
  • Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
  • Коррекционная направленность образовательного процесса.
  • Единство требований в дошкольном учреждении и в семье.
  • Коррекционно-образовательные цели и задачи в работе с детьми с синдромом Дауна

    • Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
    • Развитие познавательной активности.
    • Формирование всех видов деятельности.
      1. Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
      2. Преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
      3. Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
      4. Этапы обучения

        По результатам обследования ребенка создается индивидуальный маршрут обучения. Обучение проводится по этапам:

      5. совместная деятельность со взрослым;
      6. деятельность по подражанию;
      7. деятельность по образцу;
      8. деятельность по словесной инструкции.
      9. При подаче материала необходимо:

      10. маленькая дозировка с постепенным усложнением после усвоения пройденного материала;
      11. наглядно-практическое обучение с последующим проговариванием;
      12. постоянная положительная оценка каждого достижения;
      13. постоянное повторение пройденного материала с его применением в повседневной жизни;
      14. частая смена наглядного материала и видов деятельности;
      15. учить переносить усвоенные знания в новые условия;
      16. игровой характер обучения, игровая мотивация поставленных задач;
      17. педагог организует практические действия ребенка.
      18. Мы учимся играя

        Познавательное развитие

        Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение, обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

        Познавательное развитие предполагает:

        1. развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
        2. формирование познавательных действий,
        3. формирование первичных представлений о себе, других людях,
        4. сенсомоторное развитие ведется по нескольким направлениям: формирование представления о цвете предметов,формирование представления о форме предмета,представление о величине,формирование пространственных представлений,формирование представлений о времени,формирование количественных представлений;формирование тактильно-двигательного восприятия. Для развития сенсорных способностей необходимо правильно подойти к выбору материала. Он должен быть ярким, красочным, крупным, более упрощенным, прочным и безопасным.
        5. развитие внимания, памяти, мышления.

        На первом году обучения необходимо очень осторожно использовать картинки в качестве наглядного материала, поскольку дети часто не узнают предметы на изображении.

        В наглядном материале не должно быть ничего лишнего, в поле зрения ребенка должны бать только те предметы, которые соответствуют цели занятия. В работе с детьми широко используем: пирамидки, вкладыши, пазлы, шнуровки, мозайка, лабиринты, конструкторы, доски Сегена, матрешка, «Волшебный мешочек», коробка форм, счетный материал, геометрические фигуры, кубики, строитель.

        Речевое развитие

        Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков так и в правильности грамматических конструкций).

        Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.

        Общие черты отставания в развитии речи:

      19. меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
      20. пробелы в освоении грамматических конструкций;
      21. способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
      22. большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
      23. трудности в понимании заданий.
      24. Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.

        Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Это приводит к тому, что ребенок получает:

      25. меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;
      26. меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.
      27. Коррекционная работа по преодолению речевых проблем включает в себя:

      28. развитие дыхательных навыков,
      29. артикуляционного праксиса,
      30. постановка звуков,
      31. развитие фонематического восприятия,
      32. коррекция лексико-грамматического строя речи,
      33. работа над слоговой структурой слова,
      34. развитие связной речи.
      35. Работа по коррекции проводится в зависимости от речевых возможностей ребенка. Оказание ранней логопедической помощи способствует формированию не только первоначальных речевых навыков и умений, но также благотворно влияет на дальнейшее психологическое развитие детей с синдромом Дауна.

        Социально-коммуникативное развитие

        Основная проблема детей заключается в отсутствии связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченном общении с природой. Общение с ними — одна из ступений социальной адаптации, поэтому дети не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников.

        Основной целью социально-коммуникативного развития является овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с синдромом Дауна в общественную жизнь.

        Социально-коммуникативное развитие направлено на

      36. формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания позитивного отношения ребенка к себе («Я сам»);
      37. развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности, и присвоения общественного опыта ( концентр «Я и другие»);
      38. формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, способствуя становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях («Я и окружающий мир»).
      39. Художественно-эстетическое развитие

        Сохранность эмоциональной сферы ребенка с синдромом Дауна позволяет ему проявлять свои способности и достигать значительных результатов в творческих видах деятельности.

        Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и др.).

        Включает в себя различные виды творческой деятельности и самовыражения.

      40. Театрализованная деятельность
      41. Музыкально-ритмические движения
      42. Логоритмика
      43. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
      44. Физическое развитие

        Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражены на моторно-двигательном развитии ребенка. Недостаточность касается как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. У ребенка долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для образования двигательных навыков. Существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Снижена двигательная память.

        Физическое развитие и физическое воспитание направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно — двигательной координации.

        В занятия включаются физические упражнения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

        Вариативные формы включения в образовательный процесс ДОУ

      45. консультативный пункт — для родителей и детей, не посещающих ДОУ (от 1 до 7 лет) для оказания психолого-педагогической помощи родителям;
      46. служба ранней помощи – для детей, нуждающихся в медико-псхолого-педагогической помощи (от 2 мес. до 4 лет);
      47. лекотека – для детей, не посещающих ДОУ, как первая ступень социализации ребенка (от 2-х мес. до 7 лет);
      48. группа кратковременного пребывания «особый ребенок» – для формирования учебной деятельности и социальной адаптации ( от 3-х мес. до 7 лет);
      49. комбинированная группа- для совместного воспитания и обучения (от 3-х до 7 лет).

    Методики и программы обучения ребенка с синдромом Дауна

    Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс занимает больше времени и чем раньше начинать занятия, тем больше шансов добиться успехов. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения. Занятия важно сделать как можно более интересными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи.

  • ОДН — методика формирования основных двигательных навыков. Разработана Петером Лаутеслагером, голландским физиотерапевтом, занимающимся проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна. Применяется для детей от 3-х месяцев до 3-4 лет. Она направлена на предупреждение и коррекцию отклонения в двигательном развитии.
  • «Шаг за шагом» («Step by step») — методика формирования навыков самообслуживания и поведения в быту. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков.
  • Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Мойра Питерси, Робин Трилор «Маленькие ступеньки». Позволяет поэтапно сформировать навыки, умения и знания. Методика представлена в 8 книгах, в которых рассматриваются основные принципы и приемы обучения. По каждому из разделов программы позволяет поэтапно сформировать какой-либо навык, умение, знание. Последняя книга содержит перечень умений, которые определяют развитие ребенка, и серию проверочных таблиц, позволяющих проводить тестирование малышей. На «Маленькие ступеньки» похожа методика проведения занятий по программе для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями «Каролина», которую родители детей с синдромом Дауна могут использовать под руководством специалистов по раннему вмешательству.
  • Стребелева Е.А. Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Программа от 3-х до 8 лет. Включает 6 разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».
  • Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П, Зарин А.П. Соколова Н.Д. Программа «Воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Программа разработана для детей от 3 до 8 лет. Особенностью программы является распределение материала не по годам обучения, а по этапам. Если ребенок включается в коррекционное обучение в младшем дошкольном возрасте, то этапы соответствуют как основным дошкольным возрастам (младший, средний, старший), так и годам обучения.
  • Методика Ромены Августовой «Развитие речи и обучение чтению». Авторская методика развития речи детей с синдромом Дауна.
  • Методика Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна». Методика направлена на развитие речи, формирование моторных навыков, познавательной деятельности и социальной адаптации детей с синдромом Дауна от трех до пяти лет в процессе индивидуальных и групповых занятий.
  • Жиянова П., Штепа Н. «Начинаем говорить» — методика для развития речи у детей с синдромом Дауна, которая позволяет детям быстрее освоить навыки речи.
  • Работа с родителями

    Роль родителей в воспитании этих детей трудно переоценить. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представ¬ления. Воспитание такого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания. Эмоциональные переживания родителей проявляются в остром чувстве несамореализованности, ощущении неполноты чувства материнства, поэтому они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, при отсутствии которой оказываются неспособными рационально помогать ребенку.

    Работа с родителями не может носить эпизодический характер, от случая к случаю и без всякой системы. Надо обучать не только детей, но и их родителей. Общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.

  • Семинары-практикумы, родительские клубы – цель: знакомство родителей с современным игровым оборудованием, играми и заданиями, направленными на развитие и коррекцию.
  • Деловые игры – цель: формировать у родителей умение принимать верное решение в сложных ситуациях.
  • Совместные праздники, досуги, участие в выставках, конкурсах.
  • Тематические консультации – цель: дать родителям квалифицированный совет не только педагогов, но и родителей готовых поделиться своим опытом по воспитанию и развитию детей с синдромом Дауна.
  • Консультации по запросу родителей. психологическая поддержка, а иногда и психотерапевтическая работа
  • Излечение хромосомной аномалии невозможно, но систематические занятия и постоянное медицинское наблюдение позволяют ребенку с синдромом Дауна освоить жизненно необходимые навыки, добиться успехов в социализации и развитии. Его можно научить общаться, самостоятельно есть, одеваться, ухаживать за собой, читать, писать, танцевать и делать многое из того, что умеют сверстники.

    tc-sfera.ru

    Улучшение речи у детей с синдромом Дауна

    Социализация очень важна для детей с синдромом Дауна, речь в этом процессе играет большую роль. Проблемы могут заключаться в длительности накопления словаря, дети понимают слова намного быстрее, чем их произносят, речь может быть не очень разборчивая с искаженным произношением звуков, также могут быть проблемы с артикуляцией и фонетикой. С этим должны работать логопеды, а также родители, которые должны обучится логопедическим приемам, а главное — набраться терпения и много говорить с детьми, поправляя их ошибки. Терпение и настойчивость должны привести у улучшению речи настолько, что ребенок сможет без проблем выражать свои мысли, свободно общаться со сверстниками. Правильная речь поможет заводить новые знакомства, откроет новые горизонты в обучение и профессиональном росте.

    Задачи логопедической работы:

    • должен сформироваться словарь, который будет включать основные понятия, которые часто употребляются при общении;
    • внимание и слуховое восприятие должно развиться до уровня, при котором общение станет непринужденным, ребенку не нужно будет долго задумываться над услышанным и тем, как он должен выразить свою мысль;
    • улучшение произношение, повышение четкости разговора;
    • развитие артикуляционных мышц;
    • улучшение зрительного восприятия, зрительной памяти позволяет лучше описывать по памяти увиденный предмет или явление;
    • развитие памяти позволит лучше пополнять словарный запас, кратковременная память помогает в восприятии длинных предложений;
    • развитие мелкой моторики рук позволит расширить диапазон движений ребенка, что положительно сказывается на развитии речи;
    • чтобы увеличить четкость речи, можно корректировать структуру слогов в слове;
    • обучение звуковому анализу;
    • улучшения связной речи.
    • Чтобы внедрить эти задачи, нужно сначала осуществить диагностику речи, прослушать ребенка. На втором этапе нужно полученную информацию сопоставить с современными логопедическими методиками. Решение по тому, как ребенок будет обучаться, логопед может принимать самостоятельно, либо посоветоваться с другими врачами, если возможны варианты устранения проблемы. Следующий этап предусматривает внедрение поставленных задач, во время которого нужно фиксировать динамику развития речи.

      Нужно помнить, что ребенок может улучшить любой навык благодаря многоразовому повторению и систематическим занятиям. Можно стремится, чтобы ребенок получил такой уровень развития, как и обычные дети, но более правильной тактикой будет такая работа, которая в перспективе поможет ребенку превзойти своих сверстников, у которых нет синдрома Дауна. Если стараться улучшить на отдельных детях среднестатистические показатели, то что-то может получаться хуже, а некоторые способности вполне могут развиться гораздо лучше, чем у обычных детей. Для выявления факторов, которые помогут ребенку достигать успехов, нужно на первых этапах стараться работать в разных направлениях — развитие устной, письменной речи, звукового восприятия, и других навыков.

      Звукопроизношение

      Развитие звукового произношение и восприятия, этот этап включает развитие внимания, формирования четкого произношение, повышение внимательности. Благодаря использованию наглядных пособий улучшается зрительная память.

      Сначала нужно работать над звуками, которые получаются лучше, потом переходить к более проблемным участкам речи. Сначала нужно отрабатывать открытые слоги, потом работать со словами, которые будут составлять небольшие предложения до пяти слов. Логопедическое обучение своей этапностью похоже на обучение чтению первоклассника.

      Нужно заниматься артикуляционной гимнастикой, на протяжении определенного отрезка времени повторяя (или стараясь повторить) сложные для произношения звуки. Конечно, такие занятия лучше проводить в форме стишков или скороговорок, в которых внимание концентрируется на каком-то одном звуке.

      Также можно делать упражнения дыхательной гимнастики, но не столько для результативности обучения, сколько для расслабления, ведь органы дыхания и звукопроизношения подвергаются во время тренировки усиленной нагрузке. Дыхательную гимнастику можно проводить в форме игр, например дуть на крутящиеся лопасти, или устроить соревнования, кто быстрее доведет шарик или мячик с одного конца стола на другой на другой. Также можно надувать мыльные пузыри — у кого будет больше пузырей, или у кого пузырь получится больших размеров.

      Также можно заниматься пальчиковой гимнастикой, ведь она сопровождается стишками и играми. Кроме артикуляции, пальчиковая гимнастика сопровождается также развитием мелкой моторики. Не нужно слишком много времени концентрироваться на пальчиковых упражнениях, ведь они вполне могут замениться более практичными занятиями — например, лепкой вареников, шитьем, вышиванием, пусть и самым простым, но результативным. А наличие результата, пусть и в перспективе — это лучшая мотивация как для ребенка, так и для родителей.

      Разговорные навыки

      У ребят может быть слабая кратковременная память, и они не очень понимают длинные предложения, фразы. Но это поправимо, нужно работать над развитием понимания устной речи. Лучше это делать за счет заучивания коротких фраз, которые нужно постепенно превращать в короткие стихотворения. Память у детей с синдромом Дауна может развиваться довольно хорошо, и это нужно использовать для улучшения восприятия речи.

      Словарный запас без навыков чтения можно расширять за счет описательных занятий, на которых ребенку нужно много рассказывать, подтверждая свои слова иллюстрациями, наглядными пособиями, либо просто предметами, о которых идет речь на занятии. Хороший способ заниматься на улице, можно рассказывать обо всем, что попадается на дороге, указывая на названные предметы. Домашнюю работу, например приготовление пищи, также можно комментировать.

      Такие простые, казалось бы занятия в непринужденной обстановке дают очень большой эффект, ведь ребенку гораздо интересней общаться с родным человеком, чем, например, смотреть тематический мультфильм либо детскую передачу на экране телевизора либо компьютера. Малыш будет пробовать что-то спрашивать, и это развивает его мышление и язык. Словарный запас будет не только пополняться, но и сразу использоваться, усиленные занятия, проведенные в практической атмосфере (например, общение во время уборки в доме), не вызывают утомления и дают позитивный воспитательный эффект, который будет влиять на всю жизнь ребенка.

      После обучения восприятия информации нужно научить ребенка ее воспроизводить — нужно детей учить рассказывать, что изображено на картинке. Сперва можно брать картинки с отдельными предметами, группами предметов, потом можно перейти описанию домашней обстановки по картинке либо просто описать, что находится в классе, комнате. Самое сложное — описание индустриальных пейзажей, например городской улицы, где много автомобилей, магазинов, людей, зданий. Описание обычных, природных пейзажей — более простое, поэтому лучше, чтобы ребенок сам рисовал и описывал все элементы рисунка.

      Следующий этап обучения — общение в виде диалога. Сперва можно просто общаться по принципу вопрос-ответ. Потом можно диалоговое общение воспроизводить в форме небольших сценок, представлений. Главное — чтобы это не было напоказ для взрослых. Зрители, конечно, могут быть, но детям должно быть интересно.

      Письмо и чтение

      Завершающим этапом речевого обучения является обучение чтению, а затем и письму. Конечно, лучше эти два вида деятельности совмещать. Буквы можно начинать учить довольно рано — как не странно, но дети с синдромом Дауна могут различать все буквы алфавита уже в двухлетнем возрасте. Это еще раз говорит о том, что при прилежной работе ребята с синдромом могут во многих случаях опережать в развитии детей, которые не имеют врожденного заболевани, но также не имеют такого преимущества, как интенсивное обучение.

      Чтение дает возможность устно анализировать состав слова, письменная форма речи дает еще больше времени для совершенствования речи, ведь процесс идет медленно, и можно многократно повторять звуки, слоги, слова, совершенствуя произношение. Также вырабатывается умение соотносить букву и звук — ведь часто слова пишутся немного иначе, чем произносятся.

      На этом этапе ребенок учится образовывать составные слова, а также изменять простые. Вырабатывается не только произношение, но умение вставлять слова в правильной форме исходя из других форм в предложении. Также чтение и письмо — хорошая возможность добавить в словарный запас сложные слова, которые не так часто встречаются в разговорной речи.

      Занятия с логопедом или родителем должны продолжаться около получаса каждый день, можно полчаса сутра и полчаса вечером.

      В заключении можно сказать, что для того, чтобы ребенок правильно и результативно общался, ему нужно много общаться с обычными детьми. При этом преодолеваются трудности, с которыми так или иначе ребенок будет сталкиваться всю жизнь — непонимание, возможно нежелании других детей идти на контакт. Родители должны позаботиться, чтобы уровень развития малыша был достаточным для посещение обычной школы и обычного садика, ведь поведение ребенка часто подражательное — он хорошо развивается в коллективе, и одновременно социализация затруднена, если круг общения ограничен родными либо ребятами, которым также трудно дается общение.

      www.deti-semja.ru