Развитие внимания у младших школьников с умственной отсталостью

Игра как средство развития внимания младших школьников с умственной отсталостью — проект дипломной работы

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Актуальность. Внимание — это психическое состояние личности, выражающееся в сосредоточенности на чем-то и отражающее отношение человека к объекту его внимания. Внимание тесно связано с мышлением и речью. Поэтому для полноценного развития личности ребенка необходимо изучение особенностей внимания детей.

Внимание, как считает В.В. Богословский, занимает особое место среди психических явлений. Оно всегда включено в практическую деятельность и познавательные процессы, с его помощью выражаются интересы и направленность личности. Внимание способствует повышению эффективности таких познавательных процес¬сов как восприятие, память и мышление, проявляясь как бы внутри их. С ним связаны точность, полнота восприятия.

А.А. Люблинская говорила о том, что внимание — не специальная форма психической деятельности, но оно включается в любой психический процесс и совершенствуется в раз¬личных видах деятельности ребенка, правильно организованной взрослыми.

Об активном внимании как средстве познания окружающей действительности пишут Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Ф.Н. Гоноболин, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, В.М. Страхов и др.

В то же время необходимо отметить, что обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно-урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным. Монотонность — одна из основных причин снижения мотивации к учению. Учитель привык преодолевать сопротивление учеников, нормальным считается учиться «через не хочу», естественно желание, чтобы урок поскорее закончился. Отделенный от учителя этой баррикадой, ребенок и с одноклассниками не всегда привык сотрудничать. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра. Установлено, что в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых зависит успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игровая деятельность — одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету и обучению в целом, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к обучению, к познанию ими окружающего мира.

Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, т.к. игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию памяти, внимания, наблюдательности и мышления. В ходе игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка.

Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении, и особенно, на детей с умственной отсталостью. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке.

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество детей с этим видом аномалий не уменьшается. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития при данной патологии.

Темой нашего исследования было выбрано исследование и коррекция внимания у детей с умственной отсталостью посредством использования игровой деятельности. Изучению внимания детей с умственной отсталостью посвящен ряд исследований (А.Н. Граборов, С.Я. Рубинштейн, И.Л. Баскакова, Е.З. Безрукова, Г.М. Дульнев и др.). Все они указывают, что в самом протекании, функционировании внимания у детей с интеллектуальным недоразвитием имеет место ряд особенностей, таких как трудность привлечения, невозможность длительной активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость, неустойчивость и рассеянность внимания.

И, тем не менее, несмотря на то, что проблема внимания умственно отсталых школьников рассматривалась в специальной литературе, она разработана сравнительно мало, а специальных экспериментальных исследований, посвященных эффективности использования игры как средства развития внимания у учащихся данной категории нет, что представляет трудность для проведения коррекционной работы. Именно поэтому особенности внимания детей с нарушенным интеллектом и пути коррекции внимания у данной категории школьников посредством игровой деятельности вызвали наш интерес и стали темой нашего исследования.

В связи с вышесказанным, целью дипломной работы является определение эффективности использования игры и игровых упражнений на развитие внимания младших школьников с умственной отсталостью.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) Изучить специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2) Исследовать особенности внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и детей с нормальным интеллектуальным развитием.

3) Разработать игровые методики и провести коррекционно-развивающую работу по развитию внимания с учащимися специальной школы VIII вида и проверить ее эффективность.

Объект исследования: состояние и особенности внимания у младших школьников с умственной отсталостью.

Предмет исследования: эффективность использования игры как средства развития внимания младших школьников с умственной отсталостью.

В процессе исследования используются эмпирические методы: обсервационный (наблюдение); экспериментальный (констатирующий эксперимент); психодиагностический (сбор и анализ анамнестических данных, беседа); количественный метод (количественный анализ результатов), интерпретационные методы (качественный анализ полученных данных и их обсуждение).

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что процесс внимания у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью развивается слабо и требует специально организованного формирования. Если в процессе обучения детей данной категории использовать игры на развитие внимания на разных уроках в начальной школе, а также организовать развивающие уроки в форме игры, то можно существенно развить различные виды и свойства внимания у учащихся с умственной отсталостью.

superinf.ru

Заключение

Внимание, будучи основой любых интеллектуальных действий, является одной из основных предпосылок познавательной деятельности. Недостаточное развитие внимания учащихся младших классов с умственной отсталостью затрудняет процесс обучения и выдвигает на первый план задачу развития и коррекции произвольного внимания учащихся школ VIII вида в виде методически разработанной целенаправленной деятельности педагогов.

При подготовке дипломной работы нами был изучен и проанализирован психолого-педагогический и научно-исследовательский материал. Проблема развития произвольного внимания в научной и методической литературе представляется достаточно разработанной, однако при этом не утрачена актуальность поиска и совершенствования методов и приемов развития произвольного внимания у детей с умственной отсталостью.

Целью нашего исследования являлось обоснование возможностей коррекции и развития внимания умственно отсталых учащихся в условиях школы — интерната восьмого вида, а также разработка методических рекомендаций по коррекции и развитию произвольного внимания для воспитателей школы — интерната восьмого вида.

Как показал анализ исследований, при умственной отсталости в различной степени нарушены все свойства произвольного внимания. Умственно отсталым младшим школьникам свойственны ограниченность объема, неустойчивость и быстрая истощаемость внимания, слабая концентрация внимания, отвлекаемость, пониженная способность к переключению и распределению внимания.

При проведении исследования по выявлению особенностей произвольного внимания умственно отсталых учащихся 3-х классов мы сосредоточили внимание на исследовании концентрации, устойчивости и переключаемости внимания, считая, что данные свойств внимания являются наиболее важными для успешности всех видов деятельности школьников с умственной отсталостью.

Полученные при проведении исследования результаты позволили нам сделать вывод о том, что все качества внимания умственно отсталых учащихся развиты в недостаточной степени. У участников эксперимента превалируют низкий и средний уровни концентрации внимания. Переключение внимания у всех участников эксперимента обнаруживает выраженные в той или иной степени нарушения. У участников эксперимента преобладающим является низкий уровень устойчивости внимания.

Основными причинами недостатков внимания являются отвлечения, «застревания» и колебания внимания учащихся с умственной отсталостью, обусловленные особенностями динамики нервных процессов, определяемых структурой дефекта. Наблюдения за выполнением обследуемыми задания показали, что причинами неудовлетворительного выполнения задания также явились отсутствие интереса к заданию и неуверенность в своих силах.

Осуществленные нами теоретические и эмпирические изыскания указывают на необходимость специальной коррекционной работы по развитию внимания. Эффективность коррекционно-развивающей работы в этом направлении значительно повышается при использовании наглядного материала, развивающих игр и упражнений.

Воспитание и коррекция внимания умственно отсталых младших школьников должна происходить в двух направлениях: возбуждение и поддержание внимания на занятиях, выработка и закрепление навыков произвольного внимания во всех видах деятельности; развитие отдельных свойств внимания, таких как устойчивость, сосредоточенность, переключение, распределение и объем.

Оптимальным средством развития внимания умственно отсталых младших школьников являются упражнения, проводимые в интересных для умственно отсталых школьников игровых и занимательных формах. Развитие внимания учащихся с умственной отсталостью неотделимо от формирования всех сфер психики ребенка, поэтому воспитателям коррекционных школ следует всемерно развивать у учащихся с умственной отсталостью познавательные интересы, а произвольность всех психических процессов. Особое внимание следует обратить на формирование у детей с умственной отсталостью таких личностных свойств, как самостоятельность, чувство ответственности, умение ставить цели, задачи, дисциплинированность.

Нами разработаны методические рекомендации по развитию внимания умственно отсталых младших школьников с учетом его индивидуальных свойств, которые прошли частичную апробацию в течение 2-х месяцев в 3 классе специальной (коррекционной) школе — интернате VIII вида г.Елизова, Камчатского края и получили положительную оценку педагогов данного образовательного учреждения. Наблюдения за познавательной деятельностью участников эксперимента показали положительную динамику в развитии устойчивости, концентрации и переключаемости внимания.

Считаем задачи дипломной работы выполненными, гипотезу — подтвержденной в ходе теоретического и экспериментального исследования.

Практическую значимость нашей дипломной работы мы видим в том, что нами выявлены некоторые особенности внимания умственно отсталых учащихся 3-го класса, что подтвердило необходимость планирования коррекционной работы с умственно отсталыми учащимися младших классов, а также послужило основой для разработки методических рекомендаций, которые могут быть использованы в коррекционной работе.

studbooks.net

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С учетом полученных в ходе констатирующего эксперимента данных, характеризующих особенности развития внимания умственно отсталых младших школьников, была разработана программа ее коррекции.

Целью формирующего эксперимента является разработка и апробация программы, направленной на коррекцию нарушений внимания у младших школьников с умственной отсталостью.

Задачи этого этапа исследования заключались в следующем:

— разработать программу по коррекции внимания умственно отсталых младших школьников;

— апробировать программу по коррекции недостатков внимания в группе умственно отсталых младших школьников;

— проанализировать результативность коррекционной работы (контрольный эксперимент).

Так как для умственно отсталых детей, как правило, характерно отсутствие интереса к учению, они легко отвлекаются и быстро устают, коррекционная работа с ними требует более широкого, чем с обычными детьми, включения методов, вызывающих интерес к учению: использование развивающих игр, создание занимательных ситуаций, игровых упражнений и т.д.

Коррекционная работа осуществлялась на протяжении 3х месяцев. Психокоррекционные занятия по развитию внимания проводились во второй половине дня: во время подготовки домашнего задания, во время игровой деятельности, как в помещении, так и на улице, при проведении внеклассных мероприятий.

Программа коррекции нарушений внимания у детей с умственной отсталостью включает из 12 занятий, основной направленностью которых является коррекция и развитие произвольного и непроизвольного внимания, а также увеличение его объема и повышение переключаемости.

Разработка психокоррекционной программы осуществлялась с учетом следующих принципов:

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

• Доступность предлагаемого материала по содержанию и объему для данной категории детей;

• Опора на предметную и изобразительную наглядность;

• Связь новых сведений с ранее усвоенным материалом;

Длительность занятия составляет 25-40 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Дидактический материал, использованный на занятиях, представлен в Приложении Б.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на коррекцию внимания младших школьников с умственной отсталостью включает в себя следующие занятия.

1. Упражнение «Заколдованное слово».

Психолог объясняет задание: Ребята, сейчас вам сначала надо без ошибок переписать зашифрованные слова, а затем их отгадать:

НАЛИМА (малина); УДАГАР (радуга); РАТЕКА (ракета).

2. Игра «Найди два одинаковых предмета»

Цель: развитие зрительного внимания, быстроты реакции, речи.

Детям предлагаются карточки с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Надо как можно быстрее найти эти два одинаковых предмета и объяснить свой выбор.

В качестве поощрения используются фишки (медальки «Самый быстрый», «Самый внимательный» и т.д.), которые даются детям, которые быстро и правильно справились с заданием.

1. Упражнение «Сказочный лес».

Цель: развитие концентрации внимания и речи.

Форма занятия групповая.

Психолог предлагает отправиться школьникам в сказочный лес, где растут необычные деревья разной формы. Выбирается 1 ребенок (который пойдет по лесу), а другие дети, по команде психолога «замирают» в разных позах изображая «сказочные деревья». (Деревья не должны шевелиться и менять позу!). Ребенок идет по лесу и рассказывает, на что похожи деревья. Затем роли меняются.

2. Игра «Где чей домик?».

Ребенку дается рисунок с изображением 5-7 разных зверей и таким же количеством домиков. Задача ребенка — определить, где чей домик не прорисовывая линии.

На первом этапе, если ребенок не справляется, психолог разрешает пользоваться карандашом, но в дальнейшем задание выполняется без прорисовки пути.

1. Упражнение «Что звучало?»

Цель: развитие слухового внимания.

Психолог показывает ребенку разные звучащие предметы (музыкальные инструменты, пищащие игрушки, свистульки и т.д.), а затем прячет их за ширму и воспроизводит звуки, но ребенок уже не видит сам предмет. Задача учащегося — отгадать, какой предмет издавал звук.

2. Упражнение «Какое слово повторяется?»

Цель: развитие произвольного внимания, мышления.

Форма занятия индивидуальная.

Психолог дает ребенку на листочке слова «склеенные» между собой и объясняет, что нужно их разделить и найти повторяющееся слово:

1. Игра «Что посадим в огороде».

Цель: развитие моторно-двигательного внимания.

Психолог говорит: Ребята, я хочу посадить огород. Помогите мне выбрать, что надо сажать, а что нет. Затем говорит: «Я хочу посадить…..(капусту)», или «Стулья будут расти?». А дети должны ответить.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

На первоначальных занятиях рекомендуется сопровождать вопросы иллюстрациями (картинка моркови, капусты, стула и т.д.).

2. Упражнение «Что я видел».

Цель: тренировка объема внимания.

Психолог в отсутствие ребенка кладет на стол от 5 до 7 разных предметов (количество предметов зависит от уровня развития ребенка) и накрывает их непрозрачной салфеткой. Затем приглашается ребенок. На короткое время психолог убирает салфетку и показывает ребенку лежащие под ней предметы, затем опять накрывает их и предлагает ребенку перечислить предметы, которые он видел.

Данное упражнение необходимо повторять со сменой предметов и постепенным увеличением их количества. Затем можно будет предлагать ребенку описать внешние признаки спрятанных предметов (синий карандаш, зеленый ластик и т.д.).

1. Упражнение «Лишние числа».

Цель: развитие концентрации и распределения внимания.

Психолог предлагает ребенку считать вслух от 1 до 15 (в дальнейшем счет усложняется и увеличивается), но он не должен называть числа, включающие 3 или кратное трем. Вместо тройки он должен говорить «Лишнее число».

Например: 1,2, «Лишнее число», 4,5, «Лишнее число», 7,8….

2. Игра «Быстрая реакция».

Цель: развитие навыка переключения внимания.

Форма занятия групповая или индивидуальная.

Психолог говорит: Когда я говорю слово «Лес» — мы идем по лесу, когда говорю слово «Нос» — мы дотрагиваемся до носа, «право» — делаем шаг вправо, «ухо» — дотрагиваемся до уха и т.д.

Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, выполняя действия.

1. Игра «Светафор».

Цель: развитие слухового внимания, быстроты реакции.

Дети становятся в круг или в линию на некотором расстоянии от психолога, у которого в руках три кружочка с цветами светофора: красный — «Остановились», желтый — «Приготовились», зеленый — «Пошли».

Психолог поднимает разные кружочки в разном порядке, а дети выполняют нужные действия. Кто ошибается — выбывает из игры.

Игру хорошо сопровождать легкой веселой музыкой.

2. Упражнение «Назови пары слов».

Цель: развитие переключения внимания, сосредоточенности.

Психолог предлагает ребенку поочередно назвать два неодушевленных и два одушевленных слова. Например: «воздух» — «вода»; «цыпленок» — «утенок».

Варианты игры: назвать одно слово неодушевленное, два одушевленных. Назвать одно слово — предмет мебели, два — животные, три — растения. Назвать два числа и три геометрические фигуры.

Варианты подбираются в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.

1. Упражнение «Что изменилось?».

Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия, мышления.

Психолог проговаривает с ребенком несложные задачи: «Мама послала сына в магазин купить хлеб, молоко, сахар и сыр. Мальчик купил в магазине сыр, молоко, хлеб и спички». Он все купил правильно? Что изменилось? И т.д.

2. Упражнение «Пишущая машинка».

Цель: развитие активного и волевого внимания, переключения внимания, осуществление контроля и самоконтроля.

Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Карточку с буквой можно прикрепить на грудь ребенку. Затем придумывается слово или простая фраза. По сигналу дети начинают «печатать»: выходит первая буква, к ней подходит вторая. Когда слово будет составлено полностью, все дети хлопают в ладоши.

1. Упражнение «Найди половинку».

Цель: развитие устойчивости внимания.

Психолог дает ребенку лист, на котором нарисованы 5-7 пар разных предметов в хаотичном порядке. Задача ребенка — логически их соединить — цветы-ваза; чашка-блюдце; стол-стул и т.д.

2. Игра «Зеркальная комната».

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Формирование чувства уверенности, умения выполнять действия по команде.

Психолог говорит детям: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в комнату, где стоит много зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами».

1. Упражнение «Нарисуй по образцу».

Цель: развитие кратковременной памяти и увеличение объема внимания.

Психолог показывает ребенку рисунок, на котором изображены 4-7 геометрических фигур (количество со временем увеличивается) и предлагает их запомнить, а затем нарисовать точно также на отдельном листе бумаги.

2. Игровое упражнение «Ладошки».

При выполнении игрового упражнения «Ладошки» участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т. е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки дети, поднявшие ладошки не вовремя или не поднявшие их в нужный момент, выбывают из игры.

1. Упражнение «Найди отличия».

Цель: развитие устойчивости внимания и концентрации.

Форма занятия индивидуальная или групповая.

Психолог дает ребенку два почти одинаковых рисунка и предлагает их внимательно рассмотреть и найти отличия.

Если работа ведется в групповой форме, то выигрывает тот, кто быстро и правильно нашел все отличия.

2. Игра «Четыре стихии».

Цель: развитие произвольного внимания и концентрации движений.

Психолог рассаживает детей на стульчики по кругу и объясняет правила: если он говорит слово «земля» — руки опускаются вниз, «вода» — вытягиваем руки вперед, «огонь» — встать и обойти стульчик, «воздух» — поднять руки вверх.

Данную игру также можно проводить на свежем воздухе во время прогулки.

1. Игра «Волшебная цифра».

Цель: развитие концентрации внимания и произвольности, слухо-моторной координации.

Психолог говорит детям, что если они будут хорошо знать цифры, то попадут в Страну Знаний. Для каждого он сообщает волшебную цифру. На коврик вразброс кладутся цифры по всему залу (по числу участников) Игроки запоминают свою цифру. Когда психолог подаст сигнал, дети бегут к коврику и ищут свою цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.

2. Упражнение «Выкладываем по образцу».

Цель: развитие произвольного внимания.

Психолог показывает ребенку игру «Мозаика». На игровом поле уже выложен узор. Учащемуся дается пустое мозаичное поле и предлагается выполнить задание по образцу.

1. Игра «Воспроизведение геометрических фигур».

Цель: развитие концентрации и объема внимания, зрительной памяти.

На столе психолога лежат разные геометрические фигуры. Ребенку дается чистый лист бумаги и карандаши. Психолог предлагает рассмотреть разные геометрические фигуры в течение 10 секунд, запомнить их, и потом на листе бумаги по памяти нарисовать эти фигуры.

После просмотра плакат (фигуры) убираются и дети рисуют по памяти.

2. Упражнение «Летает-не летает» или «Съедобное — не съедобное».

Цель: развитие концентрации переключения внимания и мышления.

Учащиеся садятся или становятся полукругом, а ведущий (психолог) называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

При проведении коррекционной работы мы пришли к выводу о том, что для развития внимания необходимо воспитывать у умственно отсталых школьников наблюдательность, т.е. способность замечать предметы и явления и обращать на них внимание.

Умственно отсталые школьники часто не имеют четких представлений об обычных предметах, не умеют называть их части, основные свойства. Еще больше трудностей вызывает наблюдение незнакомых предметов. В этом случае психолог помогает ребенку, задавая ему наводящие вопросы или обращая его внимание на пропущенные им моменты.

Умственно отсталых детей надо учить умению выделять признаки предметов и явлений. Часто наблюдение бывает неполным из-за отсутствия необходимых слов в словаре ребенка. Пополнение их словаря различными определениями также помогает развитию наблюдательности. На внеклассных мероприятиях необходимо вводить в активный словарь умственно отсталых учащихся определения предметов и явлений, разъясняя их оттенки и значения. Упражнения можно проводить в игровой форме, в форме игры-соревнования «Кто больше?». Учащиеся делятся на две команды, которым предлагается подобрать как можно больше определений к существительным (осень, воздух, цветы, береза, ель, кошка и т. п.). Победившей команде вручаются призы.

Важнейшим приемом развития внимания и наблюдательности является сравнение, открывающее особенности предметов и явлений. Для младших школьников с умственной отсталостью это должно быть сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд. Умственно отсталые младшие школьники способны перечислить детали предметов без их сопоставления; сопоставлению сравниваемых предметов их надо учить.

Развитию умения сравнивать хорошо помогает привлечение третьего предмета, отличающегося от обоих сравниваемых, или сравнение предметов различной степени сходства. Так, сравнение кошки и собаки станет более полным, если противопоставить им ежа, так как для ребенка станет более очевидным их сходство в образе жизни (домашние), пище (хищники), внешнем виде (мех) и т.д. По мере овладения мыслительной операцией сравнения дети начинают регулировать свое внимание, направлять свою исследовательскую активность от непосредственного восприятия к выделению в предметах существенных и необходимых сторон. При этом особенное значение приобретает правильная постановка вопросов перед ребенком в отношении исследуемого им предмета.

Известно, что учащиеся с нарушениями интеллекта обладают различной направленностью внимания, в частности, одни ученики, прежде всего, схватывают целостное впечатление от объектов, а другие предпочитают аналитический путь распознавания, т.е. начинают с опознавания составляющих целых частей, иногда даже их деталей. У одних детей преобладает зрительное внимание, у других — слуховое. В работе с подгруппами необходимо опираться на более развитый тип внимания: при преобладании зрительного внимания — широко пользоваться зрительной наглядностью, при преобладании слухового внимания — опираться на слуховую наглядность. В то же время следует необходимо развивать менее сформированные виды внимания.

Хорошие результаты для тренировки внимания давал одновременный подсчет двух, трех и более предметов на специальных картинках-таблицах или в реальных жизненных ситуациях. Во время прогулки дети подсчитывали число встретившихся на прогулке машин разных марок, деревьев одной породы и т. п.

Для групповой и индивидуальной работы в направлении развития концентрации внимания были предложены задания, требующие выделения признаков предметов и явлений. Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Хорошим материалом для тренировки поискового внимания служат картинки со скрытыми в них изображениями. В свободное время создавались игровые ситуации поиска скрытых фигур, в эту игру вносились элементы соревнования. Воспитанию отдельных свойств внимания умственно отсталых школьников способствуют специальные упражнения и игры.

При проведении коррекционного занятия по развитию внимания детей делили на 2 группы: средний уровень развития внимания и низкий уровень развития внимания. Задания подбирались индивидуально или для каждой группы детей. Общая и индивидуальная коррекция осуществлялась практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и тоже время. Общая коррекционная работа проводилась фронтально, индивидуальная коррекция — с отдельными учениками. Психолог давал всему классу самостоятельное задание на 5-7 минут и в это время работал с группой из трех-четырех человек, отрабатывая еще раз пройденный материал или выполняя с учениками отдельные упражнения, направленные на коррекцию произвольного внимания.Психокоррекция нарушений внимания проходила не только на специально организованных занятиях, но и на уроках, во время прогулок и физкультурных занятий. Игры и упражнения, направленные на развитие различных свойств внимания, необходимо организовывать и проводить многократно. При наличии комплексного, осуществляемого во всех видах деятельности, с использованием всего разнообразия психолого-педагогических методов и приемов и учетом индивидуальных особенностей коррекционного воздействия, внимание умственно отсталых детей в определенной степени развивается.

studwood.ru