Ребенок заикание психология

Что нужно знать родителям о заикании?

Во-первых, важно знать, какие особенности развития ребенка могут привести к этому серьезному речевому нарушению. Во-вторых, что можно сделать для профилактики заикания. И конечно, какая нужна помощь, если ребенок стал заикаться.

Специалисты говорят о двух основных видах заикания .

1. Причина может быть в повреждении головного мозга. Например, из-за тяжелого протекания беременности, родовой травмы, сотрясения мозга, перенесенного воспаления — менингита, энцефалита и др. Иногда такие нарушения связаны с наследственностью. В таком случае заикание называют неврозоподобным и лечат медикаментозно. Врач назначает рассасывающую, общеукрепляющую терапию. После этого с ребенком занимается логопед: учит говорить медленно, четко, выразительно, контролировать свою речь. По наблюдениям специалистов, обычно до 10-12 лет такие дети не выказывают особой обеспокоенности запинками в своей речи. В подростковом возрасте могут появиться болезненные переживания из-за своего речевого недостатка, ограничение контактов и др. Тогда приходится корректировать и невротические нарушения. Здесь понадобится помощь психолога, психотерапевта.

2. В других случаях невроз — причина, а не следствие заикания. Неврозы возникают под воздействием психических травм, чрезмерного эмоционального или умственного напряжения. А нервная система, психика ребенка или подростка особенно уязвимы. При этом виде заикания нарушение речи может начаться по-разному. В одном случае речь как бы исчезает, затем восстанавливается, но уже с заиканием. В другом после психотравмы возникает страх речи. Он и мешает ребенку нормально говорить. Причем в спокойной обстановке речь может быть обычной, без запинок. А при сильном волнении, контактах с незнакомыми людьми и в других ситуациях такие дети либо начинают заикаться, либо вообще не могут говорить.

Заикание нередко сопровождается не только нарушениями речи, но и другими невротическими симптомами (нарушения сна, аппетита, повышенная раздражительность и др.). Если психическая травма была кратковременной, то такие реакции, как правило, быстро проходят. Но у некоторых детей они могут зафиксироваться, заикание становится стойким. При невротическом заикании необходима помощь психотерапевта. Он может использовать в лечении методы внушения, в том числе и гипноз.

Если у ребенка ослабленная, уязвимая нервная система.

В этом случае нужно особенно внимательно отнестись к его речевому развитию. Наряду с другими причинами риск возникновения заикания существует, если:

— у ребенка повышенный или пониженный мышечный тонус;
— не определилась ведущая, доминантная роль одного из полушарий головного мозга, соответственно не выделилась ведущая рука;
— у ребенка при достаточном интеллектуальном и речевом развитии отстает развитие моторики. Имеется в виду моторика артикуляционного аппарата (мышц, ответственных за произнесение звуков) и мелкие, тонкие движения рук.

Обращайте внимание на особенности речи. Выделяют следующие типичные предвестники заикания:

— высокий, тонкий голос;
— речь ускоренная, как бы рубленая, с паузами;
— повторы слогов, растягивание звуков;
— частое дыхание, плечи на вдохе поднимаются;
— плечи и шея зажаты, голова в напряжении опущена.

Нужно учитывать, что у большинства детей в период активного освоения родного языка (в три-четыре года) могут наблюдаться запинки, нарушения плавности речи. Они спешат поделиться своими мыслями и чувствами, а слов не хватает, и умение строить фразу пока недостаточное. Не возводите временное заикание в проблему, не делитесь своими тревогами по этому поводу с малышом. Попробуйте сказать ему: если не спешить, слова будут рождаться намного легче. Через какое-то время речь малыша нормализуется.

Некоторые маленькие дети начинают заикаться вследствие подражания — если кто-то заикается в семье или в среде сверстников. Обычно к школьному возрасту это проходит. Главное — не фиксировать внимание на этих запинках в речи.

Есть еще одна форма заикания, не требующая специфического лечения. Она может возникать у детей, которые очень много времени проводят за просмотром теле- и видеопродукции. Они просто не успевают усвоить беспорядочно поступающую информацию. В таких случаях достаточно ограничить время просмотра, обеспечить нормальный отдых нервной системе.

Что делать, если ребенок стал заикаться?

Прежде всего, не впадайте в панику. Основные усилия направьте не на отыскание причин, а на ваши отношения с ребенком. Сосредоточьтесь на своем сегодняшнем поведении — от этого зависит, насколько быстро и успешно будет преодолено это нарушение.

— Не обсуждайте в присутствии сына или дочери, что послужило толчком к возникновению заикания — сильный испуг, нападение собаки, поступление в детский сад или что-то еще. Тем более что такой провоцирующий момент удается выделить далеко не всегда. Не забывайте, что ваш ребенок отличается особой восприимчивостью к таким разговорам. Он тонко чувствуетвозникшее в семье напряжение и может отреагировать усилением запинок в речи.

— Если ребенок предпочитает основные движения делать левой рукой, не переучивайте его сами и не позволяйте это делать окружающим. Предупредите о его особенностях воспитателей в детском саду, учителя в школе. Возможно, ваш дошкольник еще не определился с ведущей рукой. Понаблюдайте, какую руку он все же предпочитает. Тогда начинайте постепенно приучать его действовать в основном именно ею.

— Пересмотрите стиль ваших взаимоотношений с ребенком. Не требуйте от него беспрекословного подчинения, длительного удержания внимания, усидчивости, совершенства в выполнении всех дел и заданий. Важно, чтобы в семье все придерживались в основном единых требований к такому ребенку: что позволять, что разрешать, как порицать и как одобрять. При этом понимание проблем вашего сына или дочери не означает вседозволенности в воспитании.

— Помните, что такой ребенок особенно чувствителен к резкой смене своего образа жизни, окружения. Конечно, определенные перемены в детской жизни неизбежны. Мы можем отложить поступление такого малыша в детский сад, скажем, лет до пяти. И все же опыт общения в детском коллективе ему необходим. Тогда он быстрее и легче сможет адаптироваться в школьной обстановке.

— Определите оптимальный режим дня для вашего малыша или школьника и четко его соблюдайте. Учебные нагрузки должны быть посильными — помните об этом при выборе школы, программы обучения. Перегрузок не должно быть и в дополнительных занятиях. В то же время положительные эмоции очень нужны такому ребенку, а их могут дать занятия спортом, любимым видом искусства и т.д.

— Естественно, что в случае заикания у ребенка вы обратитесь за помощью к специалистам — логопеду, невропатологу, психологу или психотерапевту. Опыт по лечению этого речевого нарушения накоплен солидный. И все же трудно предсказать, как скоро наступит улучшение, насколько полным и стойким будет результат. Не стоит главной целью помощи ставить полное устранение запинок в речи. Если в семье заикание ребенка не воспринимается как трагедия и как повод ограждать его от любых испытаний, он сможет адаптироваться в жизни. Наверняка вы сами знаете людей с заиканием, которые получили хорошее образование, создали семью, успешно работают. В то же время есть люди с абсолютно гладкой речью, не реализовавшие себя и не умеющие полноценно общаться.

Ваш ребенок занимается с логопедом?

Старайтесь закрепить результаты занятий следующими действиями.

— Приучайте ребенка говорить низким голосом, как «медведь из берлоги». Вдыхать при этом нужно животом — не поднимая плечи, медленно, без рывков. Покажите ребенку, как нужно это делать. Когда он хочет что-то сказать, положите руки ему на плечи и не позволяйте им подниматься.

— Обязательно следите за осанкой ребенка. Плечи и спина не должны подтягиваться вверх, причем не только во время речи, но и когда он сидит или стоит.

— Не давайте ребенку, когда он говорит, смотреть исподлобья. Мягко, но крепко поддерживайте его подбородок по направлению вверх. Можно поднимать максимально высоко. Ребенку объясните это тем, что вы хотите при разговоре встречаться с ним глазами. Обратите внимание, насколько зажата челюсть. Желательно, чтобы рот ребенка был максимально спокоен, не ходил ходуном вниз-вверх или вправо-влево.

— Можно делать специальный массаж, когда ребенок говорит. Попросите логопеда показать, как правильно это делать. Или воспользуйтесь специальной литературой.

— На ночь таким детям рекомендуется в течение двух недель делать массаж воротниковой зоны. Такие курсы проводят три-четыре раза в год. Расслаблению хорошо помогают успокоительные травяные сборы, ванны с ароматическими травами, морской солью. Используйте разнообразные средства, чтобы снять напряжение, укрепить нервную систему ребенка (естественно, после консультации со специалистом).

Известный детский психиатр М. Буянов отмечает, что лишь у незначительного числа людей заикание не проходит к подростковому возрасту. Это говорит либо о тяжести нарушения, либо о неправильном лечении в прошлом. Но и в таком случае при настойчивости и терпении пациента и его родственников прогноз благоприятный.

adalin.mospsy.ru

Заикание у ребенка

Взгляд психолога. Причины и рекомендации (для детей от 2х до 5ти лет)

В своей практике я часто сталкиваюсь с таким запросом: «Мой ребенок неожиданно начал заикаться, что делать?». И, к сожалению, такие запросы звучат все чаще. И я решила написать эту статью, чтобы ответить сразу на ряд вопросов, которые возникают у взволнованных родителей и дать первые рекомендации, которые помогут на начальных этапах справиться с заиканием.

Хочу отметить сразу, что я психолог. И эта статья будет написана с точки зрения психолога, а не логопеда или врача-невролога.

Определение заикания

Заикание (или логоневроз) – одно из самых сложных речевых расстройств, возникающих в следствие испуга или нервного перенапряжения. Согласно МКБ-10, заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, или слов; или частыми остановками и нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Многие родители думают, что заикание может пройти само по себе, также как и возникло. Но это ошибочное мнение. Заикание – серьезное нарушение речевой функции, и без внешней помощи, в некоторых случаях и медикаментозной, оно не пройдет.

Причины возникновения заикания

Один из самых первых вопросов, которым задаются родители – «Почему мой ребенок начал заикаться?». До этого же говорил нормально, а тут вдруг начал заикаться». Действительно, как правило, заикание появляется в период становления речи (с 2х до 5ти лет), когда активно формируется координированная речь и речевое мышление. Но здесь важно помнить, что заикание — это не просто дефект речи, а сбой в работе организма в целом. Одновременно с заиканием могут наблюдаться нарушения сна, аппетита, самоконтроля (от скованности, до излишней подвижности). Заикание может возникнуть резко, например от испуга или сильного стресса. А может развиваться медленно (на протяжении нескольких месяцев).

Я хотела бы отметить следующие причины появления заикания:

1. Органические поражения головного мозга. Иногда в следствие либо травм, либо перенесенных заболеваний (которые могли отразиться на головном мозге), могут возникать задержки речевого развития.

2. Ускорение в развитии речи. Если родители слишком рано пытаются начать учить ребенка говорить, при этом заучивать с малышом сложные слова, добавляя изучение иностранного языка, то такое ускорение процесса может повлиять на формирование речевой функции в целом.

3. Напряженная обстановка в доме, конфликтные отношения между членами семьи. При этом если родители непоследовательны в своем поведении, в своих правилах, а также в проявлениях своих чувств, то это может отразиться на ребенке.

4. Сильный раздражитель. Это не всегда должен быть раздражитель со знаком «минус», любая резкая перемена в жизни ребенка может сказаться на его еще неокрепшей психике.

Что делать с заиканием?

В тот момент, когда вы только стали замечать, что у вашего ребенка появляются признаки заикания (повторы слов в начале предложения, напряжение в мышцах лица и челюсти, неконтролируемые движения языка и периодические вытягивания его изо рта во время речи, трудности дыхания во время речи, кивательные движения, тики), сразу обратитесь за помощью.

Лечение необходимо начинать как можно скорее, при этом помнить, что подход к преодолению данной проблемы должен быть комплексный. В первую очередь необходимо обратиться за консультацией к врачу-неврологу. Напомню, что заикание связано с нарушением в деятельности головного мозга, поэтому без консультации врача справиться с проблемой не получится.

Вторым шагом будет обращение к психологу или психотерапевту. В данном случае специалист поможет обратить внимание на те или иные ситуации в семье, которые влияют на ребенка. Также при психотравме специалист поможет отыграть ребенку его страхи, злость и другие эмоции, которые по какой-то причине он не может отреагировать самостоятельно. Данная работа должна проводиться со всей семьей: как с самим ребенком, так и с родителями или хотя бы с одним из них.

Третий шаг – работа с логопедом. При неожиданно начавшемся заикании первое время логопедические занятие не рекомендуются. Напротив, рекомендуется охранительный режим речи. Под охранительным режимом речи понимается такое взаимодействие с ребенком, которое по возможности будет требовать от него минимального включения речи. Т.е., постарайтесь не провоцировать ребенка на разговоры. Это не значит, что вы будете вынуждены запрещать ребенку разговаривать, в тот момент, когда у него в этом будет необходимость, но ограничить эту функцию придется.

Занятия с логопедом рекомендованы не ранее 3х лет, при условии, что заикание наблюдается более 2-3 месяцев, и вошло в структуру речи ребенка. После охранительного режима речи (первые месяцы появления заикания) можно приступать к работе с логопедом.

Рекомендации родителям ребенка с заиканием

Ниже я приведу примеры практических рекомендаций, которые помогут вам как в первые дни до обращения за помощью, так и в дальнейшем самостоятельно помогать вашему ребенку.

1. Не создавайте вокруг случившегося панику и не делайте акцента на заикании. Старайтесь даже исключить данное слово из вашего лексикона и лексикона окружения. Не стоит заострять внимание на не-плавности речи ребенка, не стыдите его и не заставляйте повторять слова до тех пор, пока не скажет без запинок.

2. Создавайте благоприятный психоэмоциональный фон в семье. Конфликты сильно влияют на уровень стресса, поэтому постарайтесь их свести к минимуму. Не обсуждайте при ребенке проблему заикания, тем более в присутствии посторонних.

3. Соблюдайте режим дня, не забывайте про правильное питание и здоровый сон. Не игнорируйте дневной сон. Регулярно гуляйте, как минимум 2 часа в день.

4. Обратите внимание на свою манеру речи. Дети могут подражать тому, как говорят взрослые. Поэтому старайтесь, чтобы все члены семьи говорили медленно и четко, короткими и понятными фразами, используя знакомые для ребенка слова.

5. В продолжение пункта №4: не торопите и не торопитесь сами. Порой дети не успевают за быстрым темпом взрослых, и им приходится постоянно торопиться. Постарайтесь сделать жизнь ребенка более размеренной: выходите из дома заранее, если вам надо куда-то идти, медленнее ходите, ешьте тоже медленно.

6. Постарайтесь взаимодействовать с ребенком так, чтобы потребность в речи почти отсутствовала. Это, конечно, трудно, но вполне реально:

• Используйте разные материалы для игр, пластилин или глину. В данный период полезны игры с конструктором по принцу «строю-ломаю», данный вид игр помогает ребенку развивать ощущения контроля, а также помогает экологично выражать агрессию и справляться со страхами.

• Рисунок является неотъемлемой частью жизни и развития ребенка. В лечении заикания для рисования лучше использовать листы большого формата, а вместо кисточек использовать руки. Старайтесь не корректировать творческий процесс вашего ребенка, не дополняйте и не рисуйте за него.

• Используйте танцевально-двигательную гимнастику. Помогает петь и танцевать вместе с ребенком. Можно использовать уже готовые пальчиковые игры, например, готовые программы Железновых. В их программах есть диски с песнями, а также стишки для пальчиковых игр.

• Прекрасно подходят игры с песком и водой. Они носят успокаивающий характер, а так же – дают еще одну возможность для выражения эмоций.

Справиться с заиканием невозможно без активного участия родителей в лечении. Пока Вы, дорогие родители, не осознаете, как ваше поведение и взаимодействие с ребенком влияют на возникновение проблемы, и не будете готовы изменить это, положительного результата в лечении не будет. Семейный психолог поможет вам увидеть со стороны жизнь вашей семьи, осознать, какие ваши действия или бездействия создают проблему. А также поможет вам найти новые способы взаимодействия внутри семьи и даст рекомендации, которые помогут восстановить речь вашего ребенка.

personagrata-studio.ru

Заикание у детей: причины и лечение

Автор: Виктория Фоменко, логопед

Чаще всего начинается заикание у детей с 3 до 5 лет. Заикание всегда приносит массу проблем детям дошкольного возраста и их родным. Если ребенок заикается, ему очень сложно озвучить свои просьбы. Он растерян и напуган тем, что слова даются ему с невероятными усилиями. Малыш пытается говорить, но звуки словно застревают у него в горле или на губах. Ребенок плачет и прикасается руками ко рту и горлу, не понимая, почему он не может нормально говорить. Естественно, что речь детей с заиканием вызывает сочувствие и сопереживание у окружающих. Родители, очень сильно переживая за своего малыша, хватаются за любую возможность узнать, как вылечить заикание у ребенка. Давайте рассмотрим причины заикания у детей с точки зрения классической логопедии, с учетом психологических факторов.

Формы заикания у детей дошкольного возраста

Детское заикание подразделяется на органическое и функциональное. Органическое заикание вызывается органическими (чаще внутриутробными) поражениями речевых механизмов центральной и периферической нервной системы. Функциональное заикание у детей возникает в процессе длительного пребывания в стрессовой ситуации или после психической травмы. Рассмотрим факторы, вызывающие функциональное детское заикание.

Причины заикания у детей. Взгляд системного логопеда

Корневая причина функционального детского заикания скрыта в психике ребенка. Чтобы понять его причину, обратимся к Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которая изучает устройство психики детей и взрослых, рассматривая ее через призму восьми векторов. Вектор – это совокупность врожденных свойств и желаний человека. Каждый вектор с рождения наделяет ребенка индивидуальными особенностями, которые проявляются в том, как ребенок себя ведет, как он разговаривает, во что любит играть и т.д. Различные сочетания векторов у разных детей формируют их характер.

В зависимости от того, в каком векторе произошел стресс, системно-векторная психология Юрия Бурлана выделяет следующие формы детского заикания: заикание в оральном векторе, заикание в анальном векторе, заикание в зрительном векторе. Поговорим подробнее о том, как возникают и проявляются эти типы заикания у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Речь малышей с оральным вектором

Ребенок с оральным вектором выделяется в любом коллективе своей чрезмерной говорливостью. Он может говорить без устали 24 часа в сутки. Темы для монологов – от «что вижу, то и пою» до матерных слов и рассказов «откуда берутся дети». Его звучный громкий голос притягивает к себе внимание детей и взрослых. Порой в интонации болтунишки проскальзывают нотки подхихикивания и высмеивания.

Пятилетний ребенок с оральным вектором без смущения может обратиться на «ты» к взрослому человеку. В произношении звуков нередко наблюдается отличительная особенность: ребенок будто пришепетывает в процессе говорения. Его язык часто просовывается между зубами. Ребенок может периодически трогать пальцами свои губы, щеки, залезать пальцами в рот, как бы ощупывая пространство внутри. Очень любит целоваться. Впечатление, будто рот такого малыша живет совершенно самостоятельной жизнью.

Причины заикания у детей с оральным вектором

Когда ребенку с оральным вектором не хватает внимания мамы, он начинает придумывать на ходу небылицы. Постепенно такое поведение входит у него в привычку. И однажды мама, поймав ребенка на лжи, может ударить его по губам. Что происходит в этот момент в психике малыша? Для ребенка с оральным вектором говорение – это самое высшее наслаждение. Самое важное, ценное и желанное действие. Если в это время ребенок внезапно получает удар по губам, то в его психику впечатывается негативная связь между говорением и болью. И когда в следующий раз ребенок пробует говорить, то во избежание боли он бессознательно тормозит речевой процесс. Малыш начинает говорить первые звуки и прерывается. Механизм заикания в оральном векторе запущен. Если ребенок с оральным вектором заикается, скорее всего, были ситуации, когда его били по губам.

Речь детей с анальным вектором

О детях с анальным вектором говорят: «Золотой ребенок!» Такой малыш с удовольствием слушается маму, аккуратно обходит лужи, спокойно копает лопаткой в песочнице, без истерик собирает игрушки. Его ритм относительно медленный, потому что он настроен все делать очень хорошо.

Если малыш хочет о чем-то поведать, то он начнет свой рассказ издалека. Его речь всегда основательна и нетороплива. В ней много подробностей и деталей происшедшего: «А Петя сказал… А я ему сказал… И Петя сказал…» В монологе много повторяющихся слов. Голос у таких деток негромкий и монотонный. Они часто вздыхают без видимой причины.

Причины заикания у детей с анальным вектором

Некоторым мамам не нравится, что их ребенок все делает медленно: завязывает шнурки, кушает, одевается, долго собирается перед началом нового дела. «Ну, что же ты все так медленно делаешь? Давай побыстрей!» — дергает мама с кожным вектором своего неторопливого малыша с анальным вектором. С этой фразой она буквально вклинивается в его пространство. В этот момент мама прерывает действие, которым так поглощен ребенок, сбивает его с ритма и не дает ему спокойно закончить начатое.

Другой вариант, когда мама с кожным вектором сбивает размеренность своего малыша, проявляется в том, что она резко меняет свое решение в процессе действия. Сначала зовет погулять в парк, а спустя минуту решает, что нужно зайти в магазин. То же самое происходит, когда она быстро дает ему указания, не давая закончить начатое действие: «Идем гулять. Надевай носки. Нет, сначала майку. Так, а игрушки кто будет убирать?! Брось майку, иди собирай игрушки!». Таким образом мама сбивает, нарушает внутренний ритм малыша, вносит дисбаланс в его психические свойства. Для анального ребенка важно любое действие спокойно довести до конца. Таковы особенности его психики.

Чем бы ни занимался ребенок с анальным вектором: говорит ли, кушает, идет, одевается, умывается, строит ли башню из кубиков или медленно читает слово в букваре — любое его действие прерывать нельзя! Это вызывает у него стресс. Ответной реакцией психики будет ступор, свой протест ребенок будет выражать упрямством.

В ситуации стресса реагирует и тело. Самая уязвимая система у детей с анальным вектором – желудочно-кишечный тракт. Сначала полученный стресс вызывает зажатость анального сфинктера и запор. При повторе и накоплении стрессовых воздействий, когда ребенка постоянно перебивают или поторапливают, зажим поднимается выше, что может привести к спазму окологлоточных речевых мышц. Так возникает детское заикание в анальном векторе.

Речь детей со зрительным вектором

Ребенок со зрительным вектором наделен от природы особенным чувственным восприятием окружающего мира. Такой ребенок полон эмоций и ярких переживаний. Собственные зрительные фантазии порой воспринимаются им как настоящая реальность. Для детей со зрительным вектором характерна быстрая смена настроения. От слез до радости – всего один шаг. «Ой, какая красивенькая куколка! Моя любимая будет!» — может восклицать ещё минуту назад плачущая девчушка, остановившись перед витриной магазина игрушек. Теперь её огромные глаза блестят от восхищения и желания обладать красивой куклой.

Речь детей со зрительным вектором эмоциональная, чувственная, с театральным придыханием. Они как бы говорят на публику. Темп речи меняется в зависимости от настроения ребенка: то ускоряется, то замедляется. Словарный запас у таких деток обычно большой, потому что они легко усваивают новую информацию и любят красиво говорить.

Детское заикание в зрительном векторе

От природы дети со зрительным вектором пугливы, внушаемы и легко возбудимы. Страшные сказки, «ужастики» на ночь, увиденные похороны, детские догонялки с «пуганием» из-за угла, обещания «отдать Бабе-Яге» непослушного ребенка, разговоры взрослых о катастрофах и войнах и масса других негативных ситуаций — все это опасно для еще не созревшей психики малышей со зрительным вектором. Это мешает развитию зрительного ребенка, фиксируя его в состоянии страха. А от внезапного и сильного испуга у него может возникнуть заикание.

Коррекция заикания у детей

Как правило, если ребенок заикается, процесс коррекции заикания занимает продолжительное время. Независимо от того, в каком векторе появилось детское заикание, родителям прежде всего следует обратить внимание на взаимоотношения взрослых членов семьи. Необходимо исключить скандалы в семье, громкие крики, выяснения отношений, наказание, истерики – все, что травмирует психику ребенка.

Только родители могут дать своему ребенку самое необходимое для полноценного развития его психики — чувство защищенности и безопасности. Без этой атмосферы в семье коррекция заикания у детей будет иметь нулевой эффект. При прохождении полного тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана мамы отмечали положительную динамику в речи своих детей, имеющих в анамнезе заикание или задержку психоречевого развития.

Это объясняется тем, что до наступления пубертатного возраста между ребенком и мамой существует теснейшая взаимосвязь. Выравниваются внутренние состояния мамы – восстанавливается чувство защищенности и безопасности у ребенка, одно из важнейших условий для его нормального развития. Понимание особенностей своего ребенка позволяет дать ему тот подход, в котором он нуждается. Как следствие – уходит симптоматика детского заикания.

Рекомендации родителям: как лечить заикание у детей

Прежде всего родителям необходимо узнать об особенностях своей психики и своего ребенка.

Малыша с оральным вектором нельзя бить по губам. Необходимо выслушивать его до конца. Рекомендуется заниматься с ним риторикой или специальными упражнениями по развитию ораторского мастерства. Подробнее о детишках с оральным вектором в статье «Воспитание орального ребенка».

Для ребенка со зрительным вектором рекомендуются занятия по развитию наглядно-образного мышления, чтение сказок на сострадание, занятия рисованием, карточки и анимационные фильмы для развития зрительной памяти.

Ребенка с анальным вектором нельзя подгонять и прерывать в любой деятельности. Для развития его речи и мышления хорошо подходят задания, требующие собранности ума, кропотливости и терпения. Не забывайте хвалить своего ребенка за хорошо выполненное дело. Подробнее в статье про обучение малышей с анальным вектором.

Возможно, вы уже отчаялись помочь своему ребенку избавиться от детского заикания. Пройдено и опробовано многое для коррекции заикания у вашего малыша, а результат все ещё недостижим? Как мы уже убедились, причины детского функционального (невротического) заикания кроются в психике малышей. Получить знания о том, как устроена психика ребенка и взрослого, как помочь своему ребенку избавиться от детского заикания, как правильно взаимодействовать с ним, если ребенок заикается, — можно на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Присоединяйтесь к счастливым родителям счастливых детей! Регистрация здесь.

Автор Виктория Фоменко, логопед

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Педагогика

5 Май, 2016 Комментариев: 3 Просмотров: 2865

svp.expert

Психологическое заикание

Психологическое заикание — это, наверное, самое распространенное определение заикания. В медицинской терминологии звучит это несколько иначе — невротическое заикание. По сути эти два названия определяют одни и те же закономерности в появлении запинок.

Эти закономерности в появлении запинок и позволяют назвать его психологическим:

  • — появление заикания в общении с незнакомыми людьми
  • — в ситуациях, когда необходимо отстоять свою точку зрения
  • — в аудитории с большим количеством людей (сослуживцы, сокурсники, очередь в магазине и т.п.)
  • — невозможность что-то сказать в маршрутном такси и пр.

Речь выравнивается в психологически комфортной обстановке.

У детей заикание при волнении возникает гораздо чаще, ведь ребенок только познает мир и окружающих его людей и волнительной может оказаться любая малозначительная с точки зрения взрослого человека ситуация или эпизод в общении. Испытав психологическую травму и чувствуя сложность в речи, ребенок закрепит заикание, если ему не оказать помощь необходимого объема. Начав заикаться, даже не переживая эту проблему, ребенок начнет «осторожничать» в общении, т.е. появится логофобия. (логофобия явная или скрытая)

Логофобия не сразу сопровождает заикание. Чаще логофобия присоединяется после неоднократного опыта неудач в речи.

Психологическое заикание или психогенную зависимость в проявлении запинок часто отмечают и взрослые заикающиеся. Логофобия при заикании может быть ярко выраженной или наоборот: ей может не придаваться значение, особенно если в силу профессии заикающийся человек нечасто общается с людьми или избегать общения — его личный выбор.

Гораздо легче вылечить заикание, когда к нему не присоединились психологические переживания накопившегося опыта неудач, нет яркой картины логофобии. Психологическое заикание часто приводит к «замкнутому кругу»: заикание происходит при волнения, а неудачи в речи приводят еще к большему волнению и переживаниям, что будет способствовать усугублению заикания и приводит к синдромокомплексу: заикание + логофобия.

Не стремитесь сами поставить себе диагноз, будь то психологическое заикание или логофобия. Опыт, образование, теплое участие врача будут необходимы, чтобы определить последовательность в работе с заиканием и психологическими переживаниями. Помните: психотерапевт — ваш друг и союзник, а не злодей, который «выискивает» проблемы!

zaikanie.spb.ru