Синдром дауна коррекция

Синдром Дауна

Развитеие детей с синдромом Дауна

Синдром Дауна – результат хромосомного расстройства, обусловленный наличием лишней хромосомы. Это достаточно частое явление из 100 000 новорожденных 120-140 детей рождаются с таким диагнозом. Если женщина в возрасте 35 лет и выше планирует стать матерью, то вероятность рождения ребенка с данной патологией увеличивается во много раз. Синдром Дауна встречается как у мальчиков, так и у девочек. Возникновение заболевания имеет связь с нерасхождением 21 хромосомы, сказывается это на организме ребенка в каждом случае по-разному.

Изменение хромосомного набора влияет на умственное развитие, но к тому, же это ещё нарушения клеточного обмена, в результате чего страдает организм ребенка. Могут иметь место нарушения в психике, разнообразные пороки развития органов, нарушения защитных функций организма. Иммунодефицит развивается на фоне врожденной неполноценности ферментных систем и снижении клеточного и гуморального иммунитета. Дети с синдромом Дауна имеют общие особенности и признаки: круглое плоское лицо, глаза с косым разрезом, деформированные, неправильной формы ушные раковины, большой широкий язык, редкие волосы с низкой границей роста на шее.

Признаком заболевания является нестабильность суставов, низкий тонус мышц, короткие руки и ноги, широкие кисти и стопы, мизинцы обеих рук искривлены. Одно из основных достоверных проявлений синдрома Дауна – складки на ладонях и две складки на мизинце, вместо трех. Часто сердечнососудистая система у ребенка с таким диагнозом отличается дефектом межпредсердной или межжелудочковой перегородки и в строении крупных кровяных сосудов отмечены некоторые, порой серьезные аномалии. В большинстве случаев с помощью хирургического вмешательства улучшается состояние детей, но есть и неизлечимые пороки.

После рождения малыша с синдромом Дауна необходимо пройти комплексное обследование организма, чтобы выяснить проблемы со здоровьем, выявить возможные пороки сердца и эндокринной системы. Таким детям присуще отставание в росте и физическом развитии, они обычно вырастают, достигая небольшого роста. Формирование психической сферы зависит от применения специально разработанных программ. Синдром Дауна – это набор особых признаков.

При правильной коррекции можно от части признаков избавиться. Эти дети имеют несколько отстающие темпы развития по возрастным нормам обычных детей.

Но многие из них могут научиться нормально, говорить, бегать, танцевать, петь и делать все, то, что умеют здоровые ребята. Если у Вас появился на свет «солнечный», особый ребенок примите это, он не хуже остальных деток, он просто совсем другой. Ему необходимо уделять больше внимания, постоянно посещать детского врача и проходить обследования.

Ваша задача помочь ему стать самостоятельным насколько это возможно.

Обязательно при обследовании малыша необходимо проверить зрение и слух. Тесный контакт с мамой, грудное вскармливание, помогают малышу становиться крепче. Антитела в молоке матери, обеспечивают формирование иммунитета ребенка, служат профилактикой проблем в работе желудочно-кишечного тракта. Стимуляция сенсорики всех органов чувств должна проводиться постоянно.

Важны тактильные ощущения, зрительное восприятие, развитие слухового аппарата, стимуляция вкуса и обоняния. Непрекращающиеся занятия у специалистов, например, у врача-логопеда помогут правильно произносить слова, массажи нужны для развития физических возможностей. Несмотря на то, что у таких детей невысокий уровень интеллекта, они очень ласковые, терпеливые, и послушные.

Коэффициент интеллектуальности большинства детей с синдромом Дауна – это средняя степень задержки в развитии, они обучаемы, имея разные умственные способности, обладают каждый своей индивидуальностью и талантами. В атмосфере любви и заботы малыши с диагнозом «синдром Дауна» быстро осваивают любые жизненно необходимые навыки. Ребята с синдромом Дауна, как и здоровые дети, нуждаются в большом количестве разнообразных красочных игрушек, побуждающих их к активным действиям.

Общение с другими детьми, братиками и сестричками доставляет массу удовольствия. Родители должны знать, чем раньше они позволят своему необычному малышу общаться со сверстниками, тем лучших результатов можно достичь. Маленький ребенок, находящийся в четырех стенах, к которому относятся только лишь, как к больному существу не будет полноценно развиваться и вырастет незнающим и непонимающим человеком.

Специальные программы ранней помощи, помогают в развитии и позволяют ощущать этим людям позитивное к ним отношение общества. Многие люди с трисомией-21 ведут самостоятельную жизнь, отлично овладевают несложными профессиями.

www.ayzdorov.ru

Психологическая коррекция взаимодействия младенцев с синдромом Дауна и их близких взрослых

Панарина Лариса Юрьевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

МЛАДЕНЦЕВ С СИНДРОМОМ ДАУНА И ИХ БЛИЗКИХ ВЗРОСЛЫХ

Общая характеристика работы

Психическое развитие ребенка первого года жизни невозможно рассматривать вне его постоянного взаимодействия с близкими людьми, прежде всего, матерью, которая является посредником и организатором практически всех его контактов со средой. Рассматривая развитие детей в первые месяцы жизни, Д. Винникот писал, что «без материнской заботы не было бы младенца». Ребенок на ранних этапах развития зависим от матери не только физически (как от источника реализации всех его витальных потребностей в сытости, тепле, безопасности и т.д.), но и как от регулятора его аффективного состояния: она может его успокоить, расслабить, взбодрить, утешить, увеличить выносливость и настроить на усложнение взаимоотношений с окружающим миром.

Анализу взаимодействия в диаде мать-дитя, описанию его динамики в разные возрастные периоды посвящен ряд работ как отечественных, так и зарубежных исследователей (Н.Н. Авдеева, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Г.Х. Мазитова, С.Ю. Мещерякова, Р.Ж. Мухамедрахимов, J. Bowlby, J. Robertson, R. Spitz, A. Freud и др.).

Во многих научных течениях (классический психоанализ, теория отделения, этологические исследования, концепция генезиса общения и др.) социально-эмоциональные отношения в младенчестве и раннем возрасте рассматриваются как главные аспекты развития. Описания в работах ряда авторов тяжелой патологической реакции ребенка в ситуации отделения от матери свидетельствует о глубинной природе связи между матерью и ребенком, о важной роли ранних отношений для развития ребенка (M. Ainsworth, J. Bowlby, R. Spitz, D. Stern, A. Freud). В исследованиях отечественных авторов установлено, что отношение к другому человеку, к себе и к миру начинает формироваться в актах эмоционального общения первых месяцев жизни младенца. Во взаимодействии с близкими взрослыми для ребенка сначала вырисовывается присутствие иного человека, а через него — и присутствие в мире его самого (М.И. Лисина и др., 1983).

Таким образом, в раннем возрасте существенный вклад в общий ход формирования человеческой личности вносит развитие не только интеллектуальной, но и социально-эмоциональной сферы ребенка. Поэтому изучение характера и особенностей взаимодействия у детей раннего возраста важно для более глубокого понимания всей их целостной психической деятельности и научно обоснованной системы их воспитания.

Исследования последних десятилетий (Е.Р. Баенская, М.К. Бардышевская, Е.В. Кожевникова, В.В. Лебединский, Р.Ж. Мухамедрахимов, О.С. Никольская, Ю.А. Разенкова, Т.А. Сохина, Л.А. Чистович и др.) оказали значительное влияние на расширение представлений о социально-эмоциональном развитии младенца во взаимоотношении с первичным объектом — матерью (или лицом, ее заменяющим), подтверждая тем самым необходимость дальнейших экспериментальных исследований в этой области, в том числе и в отношении детей с синдромом Дауна.

В ряде исследований (С.Д. Забрамная, Н.Б. Лурье, В.Л. Орлова, Г.Е. Сухарева, M.J. Dicks-Mireaux, K. Filps) поднимались вопросы о своеобразии социально-эмоционального развития детей с синдромом Дауна. Тем не менее, в отечественной специальной психологии особенности взаимодействия с взрослым у детей, а тем более младенцев, с указанным синдромом специально не исследовалось. Кроме того, отсутствуют исследования, в которых развитие первичных объектных отношений таких детей изучалось бы в контексте социальных условий, социальных отношений. Описания, встречающиеся в отечественной литературе, часто собирательны и не ставят своей задачей выявление особенностей установления связи между матерью и младенцем с синдромом Дауна.

Актуальность исследования определяется также необходимостью преодоления сохраняющейся тенденции в отечественной клинической и педагогической практике рассматривать синдром Дауна как состояние неперспективного психического развития, что, в свою очередь, создает в обществе комплекс негативных социальных стереотипов и препятствует принятию такого ребенка семьей. В коррекционно-образовательной практике существует настоятельная потребность в научно обоснованных способах психологической коррекции нарушенного родительского отношения к ребенку и апробированных программах оптимизации социального поведения, а именно социального и эмоционального реагирования во взаимодействии с взрослым, детей первого года жизни с синдромом Дауна.

В государственных учреждениях социальной защиты, где воспитываются младенцы с синдромом Дауна, при низком уровне информированности персонала о путях преодоления последствий материнской депривации отсутствуют соответствующие формы ухода за ребенком, помогающие его социальному развитию.

Итак, проблема исследования порождена противоречием между необходимостью оказания своевременной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с синдромом Дауна и их семьям и наличием стойких негативных стереотипов в отношении возможностей развития детей с синдромом Дауна, распространенных в клинической, социально-педагогической и психологической практике, обусловленных отсутствием научно обоснованных данных о возможностях обучения и воспитания таких детей.

В рамках указанной проблемы мы избрали тему исследования: «Психологическая коррекция взаимодействия младенцев с синдромом Дауна и их близких взрослых».

Объект исследования: взаимодействие младенцев с синдромом Дауна и их близких взрослых.

Предмет исследования: психологическая коррекция особенностей социального поведения при взаимодействии с близкими взрослыми младенцев, имеющих синдром Дауна.

Цель исследования: разработать и обосновать научно приемы и способы психологической коррекционной помощи в налаживании адекватного взаимодействия близкого взрослого и младенца с синдромом Дауна.

1. Провести феноменологический анализ: А) социально-эмоционального реагирования младенцев с синдромом Дауна, воспитывающихся в различных условиях, в ходе взаимодействия с взрослым; Б) характера взаимодействия матери со своим ребенком, имеющим синдром Дауна,

2. Определить задачи и содержание системы психокоррекционных мероприятий для формирования адекватных способов эмоционального взаимодействия с близким взрослым у детей с синдромом Дауна первого года жизни в ситуации воспитания в семье.

3. Проверить эффективность предложенной системы работы специалиста с младенцем, имеющим синдром Дауна, и его матерью при формировании адекватных способов взаимодействия матери — с ребенком, ребенка — с окружающими.

1. В диаде «Мать — ребенок с синдромом Дауна» возможно наличие особенностей взаимодействия, связанных как с типичными чертами развития ребенка, так и со своеобразием поведения матери.

2. Восстановление естественных последовательных этапов социального взаимодействия матери с ребенком, имеющим синдром Дауна, в системе психокоррекционных мероприятий, будет способствовать как позитивным изменениям материнского поведения, так и появлению качественно новых форм эмоционального реагирования у младенцев.

Методологической основой исследования явились:

· культурно-историческая и генетическая теории развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), где ключевым «в изучении развития психики ребенка является анализ развития его деятельности так, как она складывается в данных конкретных условиях его жизни» (А.Н. Леонтьев, 1972);

· теория привязанности, в которой рассмотрение отношений в диаде «мать — младенец» производится с системной точки зрения. Мы опираемся на факты, свидетельствующие о том, что как мать, так и младенец активно участвуют в создании диадических отношений, поддерживают и развивают этот процесс. В отношениях между собой они меняются сами и меняют процесс. Совместность изменения и развития характерна для их социальных отношений в целом, и особенно сильно проявляется в младенчестве и раннем детстве (J. Bowlby, 1976; D. Stern, 1977; P. Trad, 1996);

· концепция генезиса общения А.В. Запорожца и М.И. Лисиной, согласно которой отношение к другому человеку, к себе и к миру начинает формироваться в актах эмоционального общения первых месяцев жизни младенца. (М.И. Лисина, 1986).

Методы и методики исследования:

В проведении эмпирического исследования особенностей взаимодействия младенцев с синдромом Дауна и их близких взрослых были использованы методы наблюдения, эксперимента, опроса. В соответствии с целями и задачами работы был создан комплекс методик:

1. Структурированное наблюдение — применялось для уточнения и качественного анализа показателей развития социальных навыков детей с синдромом Дауна.

2. Карта психомоторного развития ребенка 1-го года жизни О.В.Баженовой — применялась для определения количественных показателей индексов развития отдельных психических сфер.

3. Серия экспериментальных проб — служила для определения динамики развития социальных навыков у детей с синдромом Дауна.

4. Анализ историй болезни — предпринимался с целью сбора объективных данных о соматическом состоянии младенцев и динамике неврологического статуса от рождения до момента исследования, а также с целью создания однородной группы.

Полученные данные подвергались количественно-качественному анализу и обрабатывались методами математической статистики: для доказательства неслучайности различия в уровнях развития эмоциональной и социальной сферы нормально развивающихся детей и младенцев с синдромом Дауна был использован х 2 — критерий Пирсона, для подтверждения связи между особенностями поведения матери и глубиной нарушений в эмоциональном развитии и в процессе взаимодействия с взрослым у детей — коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена; для доказательства достоверности и значимости изменений, произошедших в указанных сферах младенцев с синдромом Дауна, в результате формирующего эксперимента был подобран критерий углового преобразования Фишера (g * ).

Экспериментальной базой исследования служили специализированный дом ребенка № 1 г. Самары, лаборатория ранней диагностики и помощи Центра специального образования Самарской области.

Первый этап (1998-2000гг) — разработка научно-теоретических подходов к проблеме исследования на основе изучения психолого-педагогической литературы, проведение поискового эксперимента с детьми с синдромом Дауна первого года жизни, воспитывающихся в ситуации материнской депривации.

Второй этап (2000-2001гг) — разработка и апробация экспериментального материала; проверка и уточнение теоретических положений исследования.

Третий этап (2001-2003гг) — завершение экспериментального исследования, обработка, анализ, обобщение результатов, полученных в ходе исследования.

Впервые проведен феноменологический анализ взаимодействия с взрослым младенцев синдромом Дауна как особой группы. Выявлены типичные особенности социального и эмоционального реагирования младенцев с синдромом Дауна в ходе взаимодействия с взрослыми. Описаны специфические особенности взаимодействия матери с младенцем с синдромом Дауна, обусловленные тем, что упускаются возможности сензитивного периода становления материнства. Доказано, что последовательное воспроизведение этапов социального взаимодействия матери с ребенком с синдромом Дауна будет способствовать позитивным изменениям материнского и младенческого поведения в ситуации взаимодействия.

Экспериментально подтверждена непродуктивность традиционной точки зрения, принятой в клинической, социально-педагогической и психологической сферах, о неперспективности психического и личностного развития детей с синдромом Дауна.

Расширены и уточнены представления об особенностях формирования эмоционального реагирования младенцев с синдромом Дауна в ситуации взаимодействия с взрослым и о специфике материнского отношения к младенцам с синдромом Дауна, а также о возможностях «сглаживания» диспропорций в социально-эмоциональном развитии младенца за счет преодоления дисфункциональной характеристики стиля взаимодействия матери и ребенка с синдромом Дауна.

Практическое значение исследования выражается в том, что оно предлагает научно обоснованные новые продуктивные формы работы с младенцами, имеющими синдром Дауна, в структуре обучающих программ для родителей или персонала домов ребенка, а также апробированный комплекс психокоррекционных мероприятий по формированию адекватных форм поведения матерей в ситуации взаимодействия с ребенком с синдромом Дауна.

Результаты проведенного исследования могут быть включены в содержание профессиональной подготовки специальных психологов, олигофренопедагогов и врачей-неонатологов.

Обоснованность и достоверность результатов базируется на основных теоретических и методологических принципах психологии, использовании адаптированных для целей исследования, зарекомендовавших себя в отечественной и зарубежной специальной науке методик изучения особенностей развития детей 1-го года жизни, использованием методов математической статистики для обработки полученных данных, а также воспроизводимостью результатов исследования в коррекционно-психологической практике.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседании кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии ИКП СПТУ, на Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» (Самара, 21-23 апреля 2003г.).

Теоретические и экспериментальные материалы исследования легли в основу спецкурсов для вузов «Психолого-педагогические технологии социальной реабилитации», «Ранняя помощь детям с интеллектуальными нарушениями».

Внедрение. На базе ИКП СГПУ создан консультативный пункт для родителей г. Самары и Самарской области, имеющих детей с синдромом Дауна. Предложенный комплекс психокоррекционных мероприятий реализуется в лаборатории ранней диагностики и помощи детям с отклонениями в развитии, работа проводится в рамках программы ранней помощи Министерства образования РФ и ГНЦ «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» ИКП РАО.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 117 источников, в том числе — 20 на иностранном языке, 15 приложений. Текст диссертации изложен на 152 страницах. Работа содержит 29 таблиц и 4 диаграммы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Поведение ребенка с синдромом Дауна во II полугодии жизни в ходе взаимодействия с взрослым характеризуется такими типичными феноменами социально-эмоционального реагирования как: а) независимость эмоциональных реакций от уровня развития навыков взаимодействия с взрослыми; б) особая логика развития отрицательных эмоций; в) синдром «псевдонезависимости».

2. Поведение матери по отношению к ребенку с синдромом Дауна, в свою очередь, характеризуется сочетанием эмоционального принятия своего ребенка и отсутствием навыков поддержания гармоничных и реципрокных взаимоотношений с ним.

3. Типичность взаимодействия матери и младенца с синдромом Дауна определяется как особенностями реагирования ребенка с синдромом Дауна, так и спецификой поведения его матери. При этом уровень развития эмоционального реагирования ребенка прямо пропорционален степени неадекватности поведения его матери.

4. Ключевым моментом специально организованной коррекционной работы по формированию адекватных социально-эмоциональных реакций младенца с синдромом Дауна является воспитание «компетентного материнства» и ориентирование близкого взрослого на соблюдение логики естественных этапов аффективного развития младенца в норме.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются гипотезы, цель, задачи исследования, определяются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, излагаются положения, выносимые на защиту.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению взаимодействия младенцев с близким взрослым. В главе рассмотрены различные теоретические концепции развития взаимодействия с взрослым в младенческом возрасте. Представлены современные подходы к изучению закономерностей психического развития детей младенческого возраста и становлению навыков взаимодействия младенцев с окружающими, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Показана роль матери в становлении адекватного типа эмоционального и социального реагирования. Рассмотрены особенности общения с взрослыми как важнейшего стимула возникновения и развития эмоциональных реакций младенца, формирующего у него социальную потребность — во взаимодействии, лежащую в основе всего дальнейшего психического развития. (Н.Н. Авдеева, Д. Винникот, Е.В. Кожевникова, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Г.А. Мишина, Р.Ж. Мухамедрахимов, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, M. Ainsworth; J. Bowlby, C. Cunningham, H. Papousek и др.)

Многочисленные зарубежные исследования уделяют большое внимание изучению аспектов взаимодействия матери и младенца. Большинство авторов подчеркивает значимость близких взрослых, как для общего психического развития младенца, так и для его благополучного социально-эмоционального развития; отмечают особенности формирования психических, социальных, личностных качеств ребенка этого возраста в зависимости от выбранного матерью (или другим близким взрослым) стиля общения (M. Ainsworth, 1964.; Т.В. Brazelton, B. Kozlovski & M. Main, 1974.).

В данной главе рассматриваются современные подходы к изучению лиц с синдромом Дауна в зарубежной и отечественной науке.

В зарубежных исследованиях достаточно полно представлены данные об особенностях познавательных способностей, социального поведения и социального взаимодействия, а также языковых способностей. Как показывает анализ, большинство сведений, представленных в зарубежной литературе, носит не столько экспериментальный, сколько описательно-феноменологический характер (Spiker, 1982, 1990; Richard, 1986; Fischer, 1987; Mitchell, 1987; Berger, 1990; Marfo, 1990).

Анализ литературных источников по проблеме эмоционального и социального развития младенцев с синдромом Дауна показал, что развитие привязанности у таких детей существенно отличается от стандартного. По мнению большинства авторов, социальные и эмоциональные проявления таких дети менее понятны, дифференцированы, чем у их нормально развивающихся сверстников. Ряд ученых, занимающихся вопросов взаимодействия «родители-дети», отметили, что дети с синдромом Дауна являются трудными социальными партнерами, они участвуют во взаимоотношениях достаточно непредсказуемо и менее инициативны (Berger, Crawley, Fischer, Marfo, Spiker).

C. Cunningham (1979, 1983); C. Dunst, C. Trivette (1979); K. Marfo (1988), изучая отклонения в развитии ребенка, указывают, что врожденные особенности нервной системы ребенка оказывают влияние на формирование той или иной родительской позиции. Анализируя литературные данные по этому вопросу, мы пришли к выводу, что важнейшими детерминантами родительского отношения к ребенку с отклонениями является клинико-психологические особенности ребенка, с одной стороны, и социо-культурные традиции родительского поведения, с другой (Варга А.Я., Кон И.С., Klebanoff, Pitfield и Oppenheim и др.)

Единое мнение об эмоциональных реакциях детей с синдромом Дауна отсутствует. Многие авторы, изучающие особенности психического и личностного развития детей с синдромом Дауна, говорят о том, что органическое поражение коры головного мозга приводит к различным отклонениям в эмоциональном состоянии детей. Ряд исследователей указывают на значительное нарушение эмоциональной составляющей, ее недоразвитие (M.J. Dicks-Mireaux, В.Л. Орлова, Г.Е. Сухарева), другие ученые (Miranda, С.Д. Забрамная, Н.Б. Лурье, К. Филпс) отмечают достаточную сохранность эмоциональной сферы, но все же выделяют ряд особенностей в эмоциональной сфере таких детей, вызванных как нарушениями взаимодействия основных нервных процессов, так и снижением интеллекта. На ранних этапах нарушение эмоционального развития таких детей проявляется, в основном, в задержке появления эмоциональных реакций. Также исследователи отмечают, что уровень и темпы формирования эмоциональных реакций и привязанностей у младенцев, имеющих подобным образом измененный кариотип, будут зависеть от общего физического развития ребенка, от его социального окружения, эмоциональных контактов (Miranda, 1974; C. Cunningham, 1983; M. Rutter, 1986, К. Филпс, 1998).

Таким образом, литературный анализ показывает, что все особенности эмоционального взаимодействия младенцев с синдромом Дауна сводятся исследователями к задержке формирования ответных реакций. Если ребенок не способен проявить необходимую начальную активность вследствие имеющихся у него особенностей развития, то родительская позиция будет включать больше патологических установок, чем при воспитании нормально развивающегося ребенка. Развитие эмоциональной сферы младенца обязательно должно проходить все этапы нормального развития. Принудительное, вне логики нормального аффективного развития, формирование различных реакции ребенка может привести к нестойкости, непродолжительности и малой эффективности приобретенных навыков.

Глава 2. Особенности взаимодействия с взрослым младенцев с синдромом Дауна. В главе описаны цель, задачи, организация, комплекс методик, ход и результаты констатирующего эксперимента, проведенного с целью выявления специфических черт социального и эмоционального реагирования при взаимодействии с взрослым детей с синдромом Дауна, а также особенностей материнского поведения в ситуации взаимодействия с младенцем, имеющим синдром Дауна.

Теоретической и методологической основой нашего исследования явилось положение о значимости для младенческого периода становления личности социальной ситуации развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. льконин и др.), а также понятие «адекватного материнства» (H. Papousek & M. Papousek, P. Trad, К. Солоед).

В исследовании принимали участие 30 диад «Мать — нормально развивающийся младенец», 10 диад «Мать — младенец с синдромом Дауна» и 10 младенцев с синдромом Дауна, воспитывающихся вне семьи. В ходе исследования в рамках теории эмоционального взаимодействия младенца регистрировались следующие параметры: особенности формирования эмоционального отношения к среде; наличие определенных периодов в становлении эмоциональной сферы; отсутствие патологических симптомов (Баженова О.В). На основании концепции генезиса общения нами рассматривались особенности реакций ребенка на социальные раздражители, в том числе: реакции на голос, лицо взрослого; реакции на контактные обращения взрослого и дистантные; реакции на предложенные игры; наличие реактивной или активной формы общения с взрослым (А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.).

Учитывая особенности развития социальных реакций младенцев с синдромом Дауна, описанных в литературе, мы обращали особое внимание на наличие понятных для матери коммуникативных сигналов.

Определение диады «мать — дитя» как полисубъекта в нашем исследовании вызвало необходимость рассмотрения характера взаимодействия матери с ребенком.

На основе анализа экспериментальных данных, полученных в ходе изучения анамнестических данных, серии экспериментальных проб, структурированного наблюдения и с помощью «Карты психомоторного развития ребенка 1-го года жизни» О.В. Баженовой, нами были описаны особенности эмоционального и социального реагирования младенцев с синдромом Дауна, воспитывающихся в различных условиях.

В группе детей с синдромом Дауна были выделены следующие общие черты эмоционального реагирования: младенцы с синдромом Дауна, в отличие от нормально развивающихся сверстников, чаще испытывают отрицательные переживания, их эмоциональные состояния отличаются большей лабильностью, неадекватностью. Кроме того, нормально развивающихся младенцев отличает устойчивость положительных переживаний, а у их ровесников с синдромом Дауна наиболее устойчивыми являются отрицательные эмоциональные состояния. Следует также отметить, что дети, имеющие синдром Дауна оказались неспособны к дифференциации ответных реакций, демонстрируя диффузные, соответствующие начальным этапам становления эмоциональных реакций, как ответных в ситуации взаимодействия с взрослым.

Развитие способов взаимодействия с взрослым у детей с синдромом Дауна.

Чертой реагирования на взрослого, характерной для младенцев с синдромом Дауна обеих групп, является комплекс эмоциональных и социальных реакций, свидетельствующих о двойственном отношении к взрослому человеку, который мы обозначили как феномен «псевдонезависимости». Амбивалентное, неустойчивое отношение к взрослому проявляется в следующем: младенцы не выражают резко отрицательного отношения к взрослому человеку, но и не проявляют интереса к нему и к социальному взаимодействию в целом; регистрируется реакция активного избегания (рано появляющееся отведение взора, попытки занять себя любым предметом, рассматривания частей собственного тела, в некоторых случаях нарастание агрессивного поведения); невозможно установление доверительного отношения к взрослому. Тем не менее, в ситуациях «формального контакта» (экспериментальная проба) дети не демонстрируют готовности положительного эмоционального отклика на любое лицо взрослого, вне зависимости от получаемого эмоционального отклика. Кроме того, игнорирование чужого взрослого контрастирует у таких детей с удовольствием, испытываемым в ситуации «на руках» у того же взрослого. В подобных ситуациях в группах младенцев с синдромом Дауна не было зарегистрировано ни одного случая протеста, в отличие от материнских детей без особенностей развития, дети принимали прилегающую позу. Яркой особенностью этого типа взаимодействия являлся постоянный зрительный контакт. В ситуациях прерывания тактильного контакта отмечалась быстрая смена удовольствия от нахождения на руках у взрослого настороженностью.

Задержка и диспропорция формирования социальной сферы младенцев с синдромом Дауна, была выявлена и в ситуации общения с матерью. В большинстве случаев (54%) они оказались неспособны, поддержать предложенную матерью игру, оставаясь пассивными наблюдателями, более того, в 14% случаев младенцы с синдромом Дауна давали ярко выраженную отрицательную реакцию, обнаруживая тем самым активный протест против предпринятых действий матери. В то же время, их здоровые сверстники в 94 случаях из 150 положительно откликнулись на инициативу матери и принимали активное участие в предложенной матерью игре. Отрицательных же переживаний при изучении данного параметра в группе нормально развивающихся младенцев зафиксировано не было.

Отличие во взаимодействии с матерью у детей, воспитывающихся в семье, заключалось в том, что все здоровые дети оказались способны самостоятельно инициировать контакт, используя все виды побуждений (двигательное оживление, улыбка, вокализации), одновременно с этим младенцы с синдромом Дауна демонстрировали лишь реактивные формы общения, зачастую (60%) даже не проявляя признаков недовольства, если взрослый не начинал контактировать первым.

Следует также отметить, что ни один ребенок с синдромом Дауна не обладает каким-либо хорошо понятным для матери коммуникативным сигналом, в то время как нормально развивающиеся малыши в ходе наблюдения подавали таковые, по крайней мере, один раз.

Таким образом, положительные переживания от контактов с матерью испытывают все дети вне зависимости от наличия нарушений в развитии. Однако взаимодействие матери с младенцем с синдромом Дауна затруднено вследствие пассивной позиции ребенка во время взаимодействия, низкой способности подавать какие-либо понятные для матери коммуникативные сигналы.

Статистическая оценка данных, использованная в исследовании, позволяет утверждать, что полученные различия при регистрации следующих моментов: общей активности младенцев, включая уровень двигательной и познавательной активности (при значении х 2 -критерий = 50, р 2 -критерий = 24,36; р 2 -критерий = 45,97; р 2 -критерий = 12,06; р

childpsy.ru