Синдром похожий на аутизм

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма. Болезнь не характеризуется отставанием в умственном развитии, но выряжается в явном дефиците общения, нарушениях в восприятии окружающего мира и адаптации к нему, а также в существенном ограничении во взаимодействии с социумом.

Основные признаки синдрома Аспергера начинают проявляться у детей после пяти лет. Точный диагноз и подтверждающий его тест способствуют своевременной психологической коррекции и улучшению дальнейшего качества жизни у взрослых.

Синдром Аспергера: что это такое?

В 1944 году знаменитый английский ученый-психолог, чьим именем назван синдром Аспергера, называл эту болезнь аутической психопатией. Он наблюдал детей разных возрастов, от 6 до 18 лет. В ходе исследований врач описывал признаки поведения, отличающие этих ребят от других сверстников.

Были выявлены определенные закономерности: у детей с наблюдаемым синдромом Аспергера полностью отсутствует интерес к обществу, которое, кстати говоря, тоже стремится вытеснить этих «отшельников» из своих рядов. Маленькие изгои живут своим внутренним миром. В их скупой речи и мимике трудно угадать, о чем они думают, и что именно чувствуют. Эти характерные симптомы и стали основой для рассмотрения синдрома Аспергера как особой формы аутизма. Хотя сказать точно, что же такое синдром Аспергера – специфическое аутичное поведение или обособленное неврологическое расстройство, ученые так и не смогли.

Причиной подобных разногласий является неоспоримый факт: у наблюдаемых детей с синдром Аспергера не обнаруживается отставание в умственном развитии. Позднее психологами был разработан специальный тест на определение уровня интеллекта маленьких пациентов, который дал ошеломляющие результаты: более девяноста случаев синдрома Аспергера из ста показывают высокие умственные способности, такие как удивительно точная память и умение строить неоспоримые логические цепочки. Как это ни странно звучит, но люди, болеющие синдромом Аспергера, имеют большие шансы стать настоящими гениями, например, новым Эйнштейном или Ньютоном.

Но, несмотря на необычный логический дар, люди с синдромом Аспергера обделены творческим потенциалом, воображением, чувством юмора и способностью понимать эмоции других людей. Это создает серьезные коммуникативные проблемы и трудности во взаимодействии с обществом.

Причины возникновения

Точный механизм, запускающий синдром Аспергера, до сих пор является объектом споров мировых ученых и психологов. Но большинство из них склоняется к теории о том, что природа заболевания та же, что и у патологии, характерной для аутизма. Основные причины, которые вызывают неврологическую дисфункцию, называемую синдромом Аспергера, могут быть следующими:

  • наследственно-генетический фактор;
  • интоксикация плода во время нахождения внутри матки матери;
  • родовые и черепно-мозговые травмы.
  • Современные методы компьютерного диагностирования и специально-разработанный тест помогают выявлять причины синдрома Аспергера более точно.

    Классическая триада симптомов

    В современной психиатрии синдром Аспергера описывается через призму так называемой триады симптомов:

  • коммуникативно-социальные проблемы;
  • сложности чувственного и пространственного восприятия мира;
  • дефицит эмоций, творческого мышления и воображения.
  • Самые первые симптомы могут начать проявляться в довольно раннем возрасте. Например, неожиданные слезы у маленьких детей вызывают резкий свет, звук или сильный запах. Но такие признаки еще трудно соотнести с синдромом Аспергера. Многим родителям сложно понять такие реакции ребенка на внешние раздражители. Хотя повышенная чувствительность детей уже сама по себе свидетельствует о наличии неврологического расстройства.

    С возрастом, у детей может пропасть бурная реакция на громкие звуки или слишком яркий свет, но остаться нестандартное восприятие окружающего мира. В отдельных случаях этот феномен проявляется достаточно ярко. Например, блюдо, кажущееся нормальным для обычного человека, больному синдромом Аспергера может нестерпимо вонять. Или предметы, достаточно гладкие и приятные на ощупь, вызывают раздражение у людей с СА, которым кажется, что поверхность очень «колюча и шершава».

    У детей и у взрослых, больных синдромом Аспергера, отмечается неуклюжая походка и физическая неловкость. Они задевают предметы локтями, натыкаются на косяки дверей, оступаются на ступеньках. Это обычно связано с рассеянностью и погруженностью «в себя» пациентов. Но часто, когда нужно сосредоточиться, эти люди способны управлять своим телом вполне удовлетворительно.

    Признаки синдрома Аспергера у детей

    Если у маленьких детей замечают нервозность из-за внешних раздражителей, специалисты проводят специальный тест на светочувствительность и звуковое восприятие. Результаты современного метода могут выявить первые симптомы синдрома Аспергера в достаточно раннем возрасте.

    В основном же, у детей до 6 лет патология никак не проявляется. Напротив, синдрому Аспергера характерно нормальное развитие деток в их первые годы. Родители радуются тому, что ребенок рано начинает говорить, легко запоминает новые слова и спокойно играется одними и теми же игрушками. Ребенок также проявляет удивительные способности к счету и запоминанию большого объема иностранных слов.

    Основная проблема людей с синдромом Аспергера – это коммуникативные дисфункции. Симптомы социальной неприспособленности начинают ярко проявляться у детей в возрасте с 5-6 лет. Обычно это совпадает с периодом, когда ребенка отдают в школу или подготовительный класс, где ему приходится расширять круг общения.

    Яркие симптомы синдрома Аспергера у детей:

  • ребенок не желает участвовать в активных играх, так как из-за неуклюжести у него плохо получается манипулировать мячом и другими предметами;
  • нередко наблюдается сильное увлечение конкретным спокойным хобби, за которым ребенок может сидеть часами и просить не прерывать его любимое занятие;
  • малыши не любят веселых мультиков, так как не понимают шутки в них и раздражаются от слишком громких песен;
  • дети остро реагируют на новых незнакомых людей, могут заплакать, когда в дом приходит посторонний;
  • в большой компании ребенок часто ведет себя нелюдимо, не желает идти на контакт и предпочитает играть в одиночку.
  • Ребенок с синдромом Аспергера сильно привязан к дому и родителям, к которым он привык с самого рождения. А новая обстановка вызывает в нем сильнейшее беспокойство и ощутимый дискомфорт.

    Люди, имеющие синдром Аспергера, чувствуют себя спокойно только тогда, когда все предметы личного пользования лежат на своих местах, а в распорядке дня отсутствуют неожиданности. Если что-то меняется в привычном ходе событий, у детей случают истерики. Например, если ребенка забирает из школы мама, но вдруг приехал папа, может начаться приступ неконтролируемых слез и криков.

    Признаки синдрома Аспергера у взрослых

    Если с детства коммуникативные навыки не корректировались, у взрослых, имеющих синдром Аспергера, наблюдается острая социальная изоляция:

  • человек не может найти общие интересы с другими людьми;
  • не может поддерживать приятельские отношения;
  • не складывается личная жизнь.
  • Люди, страдающие синдромом Аспергера не способны работать менеджерами или руководителями. Они могут знать о предприятии все до мелочей, набирать высокие баллы, проходя тест на IQ, но предпочитают выполнять простую однообразную работу. Карьерные успехи таких людей совершенно не волнуют.

    У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, практически полностью отсутствует воображение:

  • они не понимают скрытого значения метафор;
  • образные выражения воспринимают буквально;
  • не отличают правду и ложь;
  • лишены чувства юмора.
  • Зачастую люди с синдромом Аспергера становятся общественными изгоями из-за их кажущейся невежливости:

  • они привыкли говорить то, что думают;
  • могут делать нетактичные замечания;
  • не принимают общепринятые правила этикета, если не видят в них смысла;
  • могут внезапно прервать разговор и уйти, увлекшись собственными мыслями;
  • не распознают чувства собеседника;
  • нисколько не заботятся о производимом впечатлении.
  • Страсть к порядку у людей, имеющих синдром Аспергера, с возрастом только усиливается и нередко доходит до абсурда. Например, если коллега случайно отпил из его кружки, такой человек может полчаса отмывать посуду или выкинуть ее вовсе.

    У взрослых людей с синдромом Аспергера наблюдается повышенная подозрительность и перманентная боязнь болезней. Находясь в кабинете у стоматолога, такой человек сто раз переспросит врача, все ли инструменты одноразовы и безопасны для здоровья. Из-за этого окружающим достаточно трудно контактировать с людьми, имеющими синдром Аспергера и кажущимися мелочными «занудами».

    Чем опасен синдром Аспергера?

    Синдром Аспергера может не иметь прямой угрозы для жизни и здоровья человека. Многие дети, своевременно прошедшие психологическую коррекцию, вполне комфортно приспосабливаются к окружающей действительности, неплохо учатся и делают успехи в конкретной деятельности, например, в науке.

    Но часты случаи, когда синдром Аспергера серьезно мешает во взрослой жизни:

    • человеку трудно найти свое место и предназначение;
    • перемены в жизни вызывают сильнейшую депрессию;
    • развиваются различные фобии и навязчивые состояния, которые трудно поддаются психологической коррекции.
    • Задача родителей, у детей которых обнаружен синдром Аспергера, прививать ребенку коммуникативные навыки и приспособляемость к изменчивости жизни, чтобы взрослый человек, уже лишенный отчей опеки, смог полноценно сосуществовать с окружающим миром, а не закрываться наглухо в своей «внутренней раковине».

      Диагностирование болезни

      Опытный психолог способен поставить диагноз синдрома Аспергера, основываясь на наблюдении за поведением взрослых или детей, а также на изучении анамнеза жизни пациента. Однако определить всю глубину отчужденности от мира человека с синдромом Аспергера не всегда удается только по внешним признакам. Иногда симптомы болезни похожи на черты характера обычного интроверта.

      В качестве диагностирования синдрома Аспергера используют различные тесты. Они помогают выявить и сами неврологические нарушения, и степень психических отклонений.

      Тест, разработанный для выявления синдрома Аспергера у взрослого, конечно же, отличается от теста для детей сложностью вопросов. Но все опросники делятся на группы по назначению:

    • тесты, оценивающие уровень интеллекта;
    • тесты на определение сенсорной чувствительности;
    • тест на творческое воображение и др.

    Существуют и специфические тесты, специально используемые для диагностирования синдрома Аспергера:

    1. Тест ASSQ. Проводится у детей с 6 лет. Способен выявить некоторые аутичные черты синдрома Аспергера у ребенка, на основании его восприятия различных картинок и просьб описать характер изображенных персонажей.

    2. Тест RAADS-R. Выявляет психические расстройства у взрослых, такие как социофобию, тревожные навязчивые состояния, клиническую депрессию и др. Во время опроса человеку предлагается выбрать один из вариантов его поступков в конкретных жизненных ситуациях.

    3. Опросник Aspie Quiz. Тест состоит из сотни вопросов, расшифровывающих наличие аутических черт синдрома Аспергера у взрослых, а также и их возможные причины.

    4. Торонтская шкала. Тест выявляет патологию, характерную для синдрома Аспергера, которая выражается нестандартными телесными ощущениями. Кроме этого, опросник проявляет сниженную способность к интерпретации символов и метафор.

    5. TAS-20. Тест направлен на определение дефицита эмоций у взрослых и детей, что очень характерно синдрому Аспергера. Испытуемого просят описывать ощущения, которые вызывает в нем просмотр определенных картинок и фотографий.

    Современные методики тестирования с помощью вопросов и интерпретации демонстрируемых картинок помогают выявить симптомы синдрома Аспергера и даже некоторые причины болезни, начиная с раннего возраста. На основании результатов осмотра, наблюдения и тестирования врач-специалист назначает лечение синдрома Аспергера сеансами психотерапии и, возможно, медикаментозное сопровождение.

    Людям, страдающим синдромом Аспергера, необходимы консультации специалиста-психиатра. Основное лечение для синдрома Аспергера строится на адаптации детей и взрослых к социуму и меняющимся условиям окружающего мира.

    Для лечения приступов депрессии и нервных расстройств у людей, имеющих синдром Аспергера, назначаются медицинские препараты седативного характера. В некоторых случаях не обходится без курса лечения антидепрессантами.

    Полностью изменить особенность восприятия мира у людей с синдромом Аспергера нельзя, но можно скорректировать их общественное поведение и развить навыки приспособления к изменчивым перипетиям жизни.

    Люди с синдромом Аспергера обладают незаурядной логикой, им нужно объяснять, что с ними происходит и как это можно изменить, раскладывая факты и аргументы по полочкам. Тогда человек, подверженный синдрому Аспергера, будет стремиться преодолевать свои проблемы самостоятельно.

    Чушь. Спросите у сотни Аспи — хотят ли они лечиться и входить в социум. 99 гарантированно ответят — «нет». Еще и пошлют по матушке за то, что назвали больным и предложили лечение. Поймите, нам очень комфортно в нашем состоянии! Не нужно нас социализировать и навязывать общение. Поверьте — когда мы считаем нужным — мы отлично умеем контактировать. Другое дело — чаще всего нам это просто не нужно. Любой взрослый Аспи вежлив и корректен на уровне английского дипломата. До тех пор, пока кто-то из доброхотов не начнет пытаться его «лечить». Аспи прекрасно сосуществует с человеком, который понимает его особенности и не навязывает общение. Просто оставьте нас в покое.

    ну наконец-то это обрело название. Кошмар какой-то.

    Никто,кроме самых близких родственников, живущих в одной семье,никогда не заметят и тем более не определят по внешним признакам у человека синдром Аспергера. Это очень скрытые признаки, заметив которые в раннем детстве, родители «списывают» на детство, а врачи тем более не определят, так как не живут постоянно под одной крышей с ребенком. Поэтому определить это явление в раннем детстве невозможно. И только во взрослом возрасте, живя постоянно рядом с таким человеком начинаешь замечать чудачество и странности, не присущие уже скажем 20-летнему парню. Например, взрослый уже сын в 23 года совсем по-детски вдруг закатывает истерику по поводу того, что в тарелке со вторым блюдом мама при подаче на стол порезала ему кусок мяса в гарнире, не так сказала «спокойной ночи», непременно «скажи лучше». Эдакой вот необъяснимый «синдром чудаков» можно заметить уже во взрослости, а в детстве это все «списывается» на то, что это же ребенок. Ни с чего вдруг подпрыгивает на месте или повторяет одни и те же необъяснимые движения,например часто подходит к окну и как бы всем телом тянется в окно приподымаясь на корточки. Разговаривать начал в 1 год и 3 месяца, в школе отлично учился, географию знал на зубок, в совершенстве овладел разговорным английским языком. Закончил техникум а впоследствии и академию. Но в социуме не приспособленный, не отличает ложь от правды, верит всем на слово и сам искренний и честный как дитя. У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, практически полностью отсутствует воображение — это правда.

    Буквально вчера психолог сказал мне, что у моего ребенка (11 лет) скорее всего синдром Аспергера (были на консультации, просто беседовали: вопрос-ответ). Я в шоке. Что делать?

    Все верно. Но с возрастом во многом адаптируешься. Хотя далеко не во всем. Я совершенно не умею инициировать общение, к примеру. Стараюсь подражать другим, подлаживаться, чтобы никого не раздражать. Но все равно есть дистанция между мной и другими.

    Браво! Общаюсь только когда захочу. Как меня достало это внешнее согелашательство (а приходится) и беседы за компанию…

    prosindrom.com

    РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: КЛАССИФИКАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ, СИМПТОМЫ

    РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА:

    КЛАССИФИКАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ,

    СИМПТОМЫ

    © Семянникова А.А.

    Уральский государственный педагогический университет,

    В статье освещается проблема расстройств аутистического спектра: анализ классификаций и дифференцировка понятий. Статья носит разъяснительный характер для родителей, педагогов массовых школ, заинтересованных лиц и людей, недостаточно знакомых с данной проблемой. Автор указывает на необходимость знания и понимания данных определений в связи с увеличением количества людей с расстройством аутистического спектра.

    Ключевые слова: расстройство аутистического спектра (РАС), синдром Каннера, синдром Аспергера, синдром саванта, синдром Ретта, атипичный аутизм, детское первазивное (дезинтегративное) расстройство, аутичные состояния, симптомы.

    Расстройства аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов [1].

    Актуальность понимания и дифференцировки определений, входящих в спектр аутистических расстройств очевидна: конкретизируется диагностика, улучшается коррекционная работа специалистов, родители учитывают особенности детей в воспитательном процессе, педагоги в процессе обучения.

    Отметим и тот факт, что по данным Всемирной организации аутизма за последние 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Можно встретить лиц данной категории в массовых детских садах и школах, а также в специальных группах и классах. Это подтверждает необходимость в человеческом понимании различных определений РАС, так как помимо классического аутизма выделяется множество других схожих с ним расстройств [3]. Существует несколько подходов к классификации расстройств аутистического спектра. Рассмотрим некоторые из них: Международную классификацию болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и классификацию расстройств аутистического спектра, предложенную К. Гилбертом и Т. Питерсом в книге «Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие». По Международной классификации болезней 10-го пересмотра спектр аутистических расстройств помещен в класс «Психические расстройства ирасстройства поведения», блок «Расстройства психологического развития». По данным МКБ-10 в РАС входят: Детский аутизм (F84.0), Атипичный аутизм (F84.1), Синдром Ретта (F84.2), Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (F84.3), Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F84.4), Синдром Аспергера (F84.5) [2].

    По классификации К. Гилберта и Т. Питерса в РАС входят: классический аутизм или синдром Каннера, синдром Аспергера, детское первазивное (дезинтегративное) расстройство, другие, похожие на аутизм заболевания, аутичные состояния [1]. По данным классификациям видно, что многие их составляющие схожие, либо одинаковые. Например, детский аутизм и классический аутизм или детское первазивное (дезинтегративное) расстройство и другие дезинтегративные расстройства детского возраста. Если рассматривать их вкупе, то необходимо изучить проявления следующих основных расстройств: Классический аутизм или синдром Каннера, Синдром Аспергера и входящий в него Синдром саванта, Синдром Ретта, Атипичный аутизм, Детское первазивное (дезинтегративное) расстройство, Аутичные состояния.

    Классический аутизм или синдром Каннера

    Аутизм (инфантильный аутизм, детский аутизм) – комплексное расстройство, включающее несколько нарушений. Все существующие основные диагностические системы (МКБ-10, ДСМ-III-Р, ДСМ-IV) сходятся в том, что для постановки диагноза аутизма должна присутствовать триада симптомов: недостаток социального взаимодействия (сложно понять чувства и эмоции других людей, а также выразить свои собственные, что затрудняет адаптацию в обществе), недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной) и недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения. Существуют определенные симптомы, часто появляющиеся при аутизме, но не считающиеся основными для постановки диагноза, однако они заслуживают внимания. К ним относятся: гиперактивность (особенно в раннем детском или подростковом возрасте), слуховая чувствительность, гиперчувствительность к прикосновению, необычные привычки при приеме пищи, включая приемы непищевых продуктов, аутоагрессия (нанесение себе повреждений), пониженная болевая чувствительность, агрессивные проявления и перемены настроения. Эти симптомы встречаются по меньшей мере у 1/3 людей с синдромом аутизма.

    Синдром Аспергера

    Встречается у людей с нормальным или по всем показателям хорошим, а иногда даже высоким интеллектуальным уровнем. Синдром Аспергера отличается ранним развитием речи, а также сохранностью заинтересованности в окружающем и навыков адаптации. Данный синдром устанавливается, следуя тому же набору диагностических критериев, относящихся к аутизму, но исключая критерии, относящиеся к нарушению коммуникации. Синдром Аспергера и аутизм (при высоком интеллектуальном уровне) пересекаются друг с другом. Уровень развития сопереживания (эмпатии) может быть определяющим фактором в постановке того или иного диагноза. При чрезмерно низких показателях эмпатии возможен диагноз аутизма, а в тех случаях, когда уровень эмпатии более высокий, вместо аутизма может быть поставлен диагноз синдрома Аспергера. Чаще единственным признаком, который дифференцирует аутизм от синдрома Аспергера, является уровень IQ. Низкий коэффициент интеллекта ведет к постановке диагноза аутизма, а более высокий уровень IQ – синдрома Аспергера. Стоит отметить и такой феномен, который в современном обществе принято называть «синдромом саванта». Синдром саванта, иногда сокращѐнно называемый «савантизм» считается частным случаем аутизма. Это состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического спектра) имеют выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности. Встречается довольно редко и обычно является вторичным явлением, сопровождающим некоторые формы нарушений развития, зачастую синдром Аспергера [4].

    Общая для всех савантов интеллектуальная особенность – феноменальная память. Специализированные области, в которых чаще всего проявляются способности савантов: музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчѐты, картография, построение сложных трѐхмерных моделей. Человек с синдромом саванта может быть способен повторить несколько страниц текста, услышанного им один раз или безошибочно расчитать результат умножения шестизначных чисел. Помимо этого, среди зарегистрированных проявлений синдрома саванта есть способности к изучению иностранных языков, обострѐнное чувство времени, тонкое различение запахов и др. При этом, в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценность, вплоть до умственной отсталости.

    Синдром Ретта

    Синдром Ретта – одно из наиболее распространенных патологий в ряду наследственных форм умственной отсталости, встречающееся исключительно у девочек. В течении заболевания часто выявляют четыре стадии:

    1. Первая стадия – стагнация. Возраст, в котором впервые отмечаются отклонения в развитии детей, колеблется от 4 месяцев до 2,5 лет. Первые признаки болезни включают замедление психомоторного развития ребенка и темпов роста головы, потерю движения, напоминающие «мытье рук». Более чем у половины детей наблюдаются аномалии дыхания, возможно появление судорожных припадков. Важным симптомом является потеря контакта с окружающими.

    2. Далее следует период регресса нервно-психического развития, который начинается, как правило, в возрасте 1-3 лет и сопровождается приступами беспокойства, «безутешного крика», нарушением сна. В течение нескольких недель – месяцев ребенок утрачивает ранее приобретенные навыки, в частности, пропадают целенаправленные движения рук, он перестает говорить.

    3. Третья стадия, охватывает период дошкольного и раннего школьного возраста. В это время состояние детей относительно стабильно. На первый план выступают глубокая умственная отсталость, судорожные припадки, а также разнообразные двигательные расстройства. Приступы беспокойства проходят, сон улучшается, становится возможен эмоциональный контакт с ребенком.

    4. К концу первого десятилетия жизни начинается четвертая стадия прогрессирование двигательных нарушений. В то же время судороги становятся реже. В таком состоянии пациенты могут пребывать десятки лет.

    Атипичный аутизм

    Тип общего расстройства развития, который отличается от аутизма либо возрастом начала, либо отсутствием хотя бы одного из трех диагностичеких критериев. Атипичный аутизм наиболее часто возникает у детей с глубокой умственной отсталостью, у которых очень низкий уровень функционирования обеспечивает возникновение проявлений специфического отклоняющегося поведения, требуемого для диагноза аутизма; он также встречатся у лиц с тяжелым специфическим расстройством развития рецептивной речи. Атипичный аутизм, таким образом, представляет собой состояние, значительно отклоняющееся от аутизма.

    Детское первазивное (дезинтегративное) расстройство

    Существует небольшая группа людей, которые развиваются без явных номалий в возрасте от 1,5 до 4 лет, а затем у них появляются тяжелые симптомы аутизма. У имеющих более длительный период нормального развиия затем следовали явно выраженная регрессия навыков и развитие многих симптомов, характерных для аутизма. Совокупность данных симптомов в прошлом рассматривали как психоз Геллера, деменцию Геллера или дезинтегративный психоз. В настоящее время такие формулировки устарели и применяется понятие детского перваивного (дезинтегративного) расстройства.

    Люди, проявляющие три или более симптомов, но не имеющие полного набора критериев аутизма, синдрома Аспергера, детского дезинтегративного расстройства или другого, похожего на аутизм расстройства, могут диагностироваться как имеющие аутичное состояние. Многие дети с расстройством внимания и тяжелой моторной неуклюжестью имеют аутичные состояния. В данной статье отражены основные положения, которые необходимо знать педагогам массовых школ и родителям, видящим в детях особенности, присущие расстройствам аутистического спектра для того, чтобы обратиться за консультацией к специалистам: психиатру или специальному психологу.

    1. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг, Т. Питерс. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 312 с.

    2. Официальный сайт МКБ-10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mkb10.com/b/62.

    3. Официальный сайт Association for Science in Autism Treatment (Американской ассоциации о научном подходе к лечению аутизма) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asatonline.org.

    4. Darold Treffert Extraordinary People: Understanding Savant Syndrome

    www.integration.com.ua

    Эдвард Ритво «Клинические симптомы: от тяжелого аутизма до синдрома Аспергера» часть 3

    Нарушения социального взаимодействия при высокофункциональном аутизме и синдроме Аспергера

    Все без исключения люди с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера испытывают трудности в общении с другими людьми, и им дискомфортно в группах других людей, так как они им сложно понять символическое значение социальных знаков. Это ключевой признак их расстройства. Часто окружающие называют их «чудаками», «одиночками», «не вписывающимися», «отшельниками», «шизоидами», «антисоциальными» и множеством других, гораздо более обидных слов.

    К сожалению, в большинстве случаев такие люди становятся объектами чужих предрассудков. Отвержение со стороны других людей лишь усиливает их желание оставаться в одиночестве, возникает своеобразный порочный круг – они становятся все больше и больше изолированными от других людей. Мы с прискорбием наблюдали, как этот порочный круг разрушает жизни многих наших пациентов, больших и маленьких. Однако мы видели и другое – многие наши пациенты были счастливы в браке, воспитывали детей, у них были друзья. Очень часто в таких случаях партнеры пациентов принимали их проблемы в социальном взаимодействии и компенсировали их.

    Сейчас я с улыбкой вспоминаю эпизод, от которого несколько лет назад я едва не плакал. Это было в 1988 году. Я тогда пытался опубликовать первое в мире исследование, описывающее родителей-аутистов. В пятой главе, где обсуждаются темы семейных исследований и генетики, я подробнее рассказываю об этом исследовании. Вопрос в том, что в 1988 мне просто не верили – никто не хотел поверить, что ребенок-аутист может вырасти, вступить в брак и завести детей. Мы отправили статью в шесть очень уважаемых научных журналов и получили шесть отказов в публикации. Их мудрые и всезнающие рецензенты «просто знали», что такого не бывает, а нас читали сумасшедшими за одну такую идею. Седьмой научный журнал решил рискнуть и дать нам шанс. Конечно, в наши дни уже все понимают, что взрослые люди с умеренным аутизмом могут вступать в брак и становиться родителями.

    В седьмой главе я описываю случаи некоторых родителей с аутизмом и синдромом Аспергера. Как вы заметите, в таких семьях второй родитель очень часто берет на себя основную часть воспитания и решения домашних вопросов. Общение родителя-аутиста в семье остается отчужденным и сдержанным. Вот пример из интервью с матерью мальчика-аутиста, которая была замужем за мужчиной с высокофункциональным аутизмом. Я спросил ее (отдавая дань моей подготовке фрейдистского психоаналитика): «У вас трое детей, скажите мне, как ваш муж узнал о “птичках и пчелках”?» Она без запинки ответила, совершенно искренне и прямо: «Он узнал, что конкретно ему надо делать, и потом делал это».

    Ее ответ позволит вам судить о том механическом, отчужденном и не чувственном мире, в котором живет ее муж. Никаких букетов роз, разговоров об «этом чудесном вечере», флирта и соблазнения. Нет, ему это не нужно. В отношении самого интимного момента в жизни женатой пары, он просто «узнал, что конкретно надо делать, и делал это».

    Другой пример эхо/конкретного мышления можно найти на видеозаписио одного моего коллеги, профессора Джеймса Симмонса. На видео Джим, как мы все его зовем, интервьюирует подростка с умеренным аутизмом в отделении детской психиатрии. Диалог оказался настолько классическим, что мы вручили Джиму Оскара и много лет демонстрировали запись нашим студентам. Диалог был следующим:

    Джим: «Привет, Фрэнки, как сегодня твои дела?»

    Фрэнк: «Привет, сегодня я говорю с вами». [Предельно конкретный ответ, произносится монотонным голосом «в нос», интонации голоса не меняются во время всего разговора].

    Джим: «Спасибо, что зашел ко мне в кабинет. Это ничего, если я задам тебе несколько вопросов?»

    Фрэнк: «Да, это ничего если вы зададите мне несколько вопросов».

    Джим: «Ты не скажешь нам, Фрэнкк, у тебя есть подружка?»

    Фрэнк: «Да, я скажу вам, у меня есть подружка».

    Джим: «Расскажешь нам о твоей подружке, какая она?».

    Фрэнк: «Да, я расскажу вам о своей подружке, о том, какая она. Когда я хожу в кино, она там стоит с фонариком, и она провожает меня к моему месту. Она девушка, и она очень дружелюбная, так что она моя подружка».

    Джим: «Ты знаешь, как ее зовут, Фрэнки?»

    Фрэнк: «Нет, мне не нужно знать, как ее зовут. Она такая подружка, что мне ее имя знать не обязательно».

    Джим: «Это очень интересно. Скажи, Фрэнки, тебе нравится читать журнал Плейбой?»

    Фрэнк: «Да, мне нравится читать журнал Плейбой».

    Джим: «Когда ты его читаешь?»

    Фрэнк: «Читаю его, когда он есть».

    Джим: «Скажи, что ты думаешь о девушках с разворота?»

    Фрэнк: «Это нехорошо одеваться голыми».

    Я полагаю, вам очевидно, почему я называю это классическим примером конкретного, не символического мышления. Для этого подростка-аутиста подружка – это девушка, которая ему друг, а значит, «подружка». Насколько я помню себя в его возрасте, мои стандарты в отношении «подружек» были несколько иными. И как, скажите на милость, можно «одеваться голыми»?

    Попробуйте представить, что вы смотрите на мир так, как Фрэнки. Как бы это повлияло на ваши отношения, на весь ваш жизненный путь?

    Если подвести итоги, то задержка в социальном взаимодействии – это один из главных признаков высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера. Если вы встретите человека, который думает похожим образом, то это повод заподозрить аутизм или синдром Аспергера!

    Аутизм и интеллект

    Прежде чем завершить тему клинических симптомов, я хочу кратко затронуть тему интеллектуальных способностей и «умственной отсталости» при аутизме и синдроме Аспергера.

    Позвольте мне сразу признаться, что если вы предложите мне тест IQ на русском, греческом или японском, то вы с легкостью «докажете», что у меня такой низкий уровень интеллекта, что речь идет об «умственной отсталости». Очевидно (я надеюсь), что вы понимаете – поскольку я не говорю на этих языках, я не могу правильно ответить на вопросы теста, даже если я знаю ответы. Просто тест не был составлен с расчетом на мое нарушение – способность говорить только по-английски.

    К сожалению, эта, казалось бы, нелепая ошибка допускалась много лет в отношении детей-аутистов. Им предлагали тесты IQ, которые были разработаны для детей без аутизма. Тесты IQ были стандартизированы для детей с нормальными навыками восприятия речи, а у детей-аутистов, как мы все знаем, есть задержка в речевом восприятии. Естественно, их результаты были очень низкими. Вот отсюда и пошла эта идея, что «дети-аутисты умственно отсталые», или что аутизм «является видом умственной отсталости». Трудно поверить, но этот миф оказался таким живучим, что некоторые до сих пор так считают.

    Так что позвольте мне сказать, что я думаю про IQ и аутизм. Когда я преподаю своим аспирантам, я объясняю эту трудную проблему с помощью очень сложной научной формулы, которая называется «теория шариков и роликов». Суть в следующем. У детей с аутизмом и синдромом Аспергера такое же количество «шариков и роликов» (баллов IQ), что и у всех остальных детей. Просто наличие аутизма мешает им использовать эти шарики и ролики, но стартовое количество у них такое же.

    Если отвлечься от научной терминологии, то наличие аутизма или синдрома Аспергера и уровень интеллекта – это два независимых друг от друга фактора. У некоторых моих пациентов был очень высокий уровень IQ, у подавляющего большинства он был средним, у некоторых он был низким.

    Доктор Б. Дж. Фриман, профессор медицинской психологии нашего университета, а также ее исследовательская команда смогли продемонстрировать это несколько лет назад. Сначала она адаптировала тесты IQ для каждого ребенка-аутиста, которого она тестировала. Она сделала это таким образом, чтобы компенсировать их задержку речи, точно так же такие тесты следовало бы адаптировать для слепых или глухих детей.

    Когда она впервые протестировала детей, то у некоторых результаты были высокими, у некоторых низкими, у большинства результаты были где-то посередине – этого и следовало ожидать. Потом она повторно тестировала этих же детей раз в год в течение десяти лет. Результаты показали, что уровень IQ не менялся по мере взросления детей, которые к концу исследования стали подростками или взрослыми. Ни у одного ребенка не произошло снижения IQ. Это очень хорошие новости, и мы поспешили сообщить их всем родителям наших маленьких пациентов.

    asperger-ru.livejournal.com