Социализированное расстройство поведения у детей

Содержание:

Расстройства поведения (F91)

Расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами необщительного, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение можно было бы расценить как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, тем не менее оно может быть более тяжелым, чем обычное детское непослушание или подростковая недисциплинированность, и длиться значительное время (6 месяцев и дольше). Черты такого расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, и в этом случае предпочтение следует отдавать основному диагнозу.

Примеры поведения, на которых базируется диагноз, включают чрезмерную драчливость и вздорность, жестокость по отношению к другим людям и животным, тяжелую порчу имущества, поджоги, воровство, постоянную лживость, прогуливание занятий в школе и побеги из дома, обычно частые и тяжелые вспышки раздражения, непослушание. Наличие любого из вышеуказанных признаков, если он ярко выражен, достаточно для постановки диагноза, однако отдельные диссоциальные действия не могут служить для него основанием.

Исключены:

  • расстройства настроения [аффективные] (F30-F39)
  • общие нарушения развития (F84.-)
  • шизофрения (F20.-)
  • расстройства поведения, связанные с:
    • эмоциональными расстройствами (F92.-)
    • гиперкинетическими расстройствами (F90.1)
    • Расстройство поведения, заключающееся в диссоциальном и агрессивном поведении (а не только оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), при котором отклонение в поведении полностью или почти полностью ограничивается пределами дома и взаимоотношениями с членами семьи или ближайшими домочадцами. Диагноз этого расстройства требует наличия полного комплекса критериев для рубрики F91.-; даже тяжелое нарушение взаимоотношений родители-ребенок само по себе недостаточно для постановки диагноза.

      Расстройство, характеризующееся сочетанием устойчивого диссоциального или агрессивного поведения (полностью соответствующего критериям рубрики F91.-, а не только охватывающего оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение) со значительно выраженными аномалиями во взаимоотношениях индивида с другими детьми.

      Расстройство поведения, одиночно агрессивный тип

      Несоциализированное агрессивное поведение

      Расстройство, включающее устойчивое диссоциальное или агрессивное поведение (полностью соответствующее критериям рубрики F91.-, а не только охватывающее оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), встречающееся у индивидов, которые в основном хорошо интегрированы в свою социально равную группу.

      Расстройство поведения, групповой тип

      Правонарушение в ситуации члена банды

      Воровство в компании с другими

      Манкирование школой, прогулы

      Расстройство поведения, обычно отмечающееся у детей более младшего возраста и характеризующееся в основном выраженным вызовом, непослушанием, разрывающим отношения поведением, которое не включает правонарушительных действий или более экстремальных форм агрессивного или диссоциального поведения. Диагноз требует полного соответствия критериям рубрики F91.-; даже тяжелые формы озорства или непослушания сами по себе не являются достаточными для постановки диагноза. Необходимо соблюсти осторожность, прежде чем использовать эту рубрику, особенно применительно к детям более старшего возраста, поскольку клинически значимое расстройство поведения обычно будет сопровождаться диссоциальным или агрессивным поведением, что превышает просто вызывающее поведение, непослушание или разрывающее отношения поведение.

      mkb-10.com

      Причины развития расстройства поведения и советы родителям

      Расстройство поведения является повторяющейся и стойкой моделью поведения у детей и подростков, при котором происходит нарушение прав или основных социальных правил с участием несовершеннолетнего пациента. Ребенок или подросток, как правило, проявляет нестандартные модели поведения в различных условиях — дома, в школе, в других социальных ситуациях и это вызывает значительное ухудшение условий качества жизни его семьи.

      Причины развития расстройства поведения

      Психические расстройства и расстройства поведения не характеризуются неизменностью причин, которые можно определить заранее. Ряд факторов риска и защитных реакций могут влиять и изменять результаты детского отношения к миру, и в большинстве случаев расстройство поведения развивается из-за взаимодействия и постепенного накопления подобных факторов. В дополнение к факторам, выявленным в рамках этиологии, несколько других переменных заставляют помещать молодежь в группу повышенного риска развития расстройства, в том числе физическое насилие над детьми, дородовое злоупотребление алкоголем и курением во время беременности. Защитные факторы также были определены, и, прежде всего, включают в себя высокую IQ, развитие положительных социальных ориентиров, хорошие навыки совладания с вредными привычками и вспомогательные семейные и социальные отношения.

      Детская инвалидность

      Нарушение речи является наиболее распространенным сопутствующим признаком у детей с расстройством поведения — примерно у 20-25% наблюдается стойкое сочетание. Стоит отметить, что подобные патологии не ухудшают общие тенденции терапии, как в области речи, так и поведения. Хотя отношения между расстройствами являются сложными, кажется, будто обучаемость невозможна в результате комбинации с СДВГ, историей академической трудности и неудач, а также — с проблемами социализации с семьей и сверстниками. Тем не менее, сочетание столь разнородных патологий позволяют даже лучше скорректировать схемы психотерапии и специальных навыков обучения.

      Когнитивные факторы

      С точки зрения когнитивной функции, интеллекта и умственных дефицитов, среди молодежи с расстройством поведения распространены стандартное отклонение уровня интеллекта ниже среднего, тяжелые дефициты в словесной аргументации и исполнительной функциональности. Нарушения исполнительности может проявляться в отношении своей способности переключаться между задачами, планировать, организовать, а также ингибировать доминантный ответ. Эти данные справедливы даже после учета других факторов, таких как социально-экономический статус и образование. Тем не менее, дефицит интеллекта и исполнительная дисфункция — только одна часть головоломки и величина их влияния возрастает во время транзакционных процессов с факторами окружающей среды.

      Мозговые органические различия

      При проявлении трудностей в исполнительности, расстройство поведения также может продемонстрировать различия в анатомии мозга и его физиологии. По сравнению с контрольной группой, раннее и подростковое начало расстройства поведения отображается в уменьшенном ответе в областях мозга, связанных с антисоциальным поведением — миндалевидное тело, вентромедиальная префронтальная и орбитофронтальная кора.

      Индивидуальные факторы

      Помимо выводов, связанных с неврологическими и нейрохимическими профилями расстройства поведения, индивидуальные факторы, такие как генетика, также могут быть актуальны. Имея брата или родителя с расстройством поведения, значительно повышается вероятность наличия расстройства с хорошей скоростью наследуемости.

      Семья и сверстники

      Элементы семьи и социальной среды также могут играть роль в развитии и поддержании расстройства поведения. Например, антисоциальное поведение наводит на мысль о расстройстве, связанным с одним родителем, разводом, большими размерами семьи и молодым возрастом матерей. Тем не менее, эти факторы трудно дифференцировать от других демографических переменных, которые, как известно, связаны с расстройством поведения, в том числе бедность и нищета. Функционирование семьи также играет существенную роль в развитии детской агрессии и расстройства поведения — низкий уровень участия родителей, выраженный в недостаточном надзоре за детьми и непредсказуемой реакции на их поведение.

      Признаки и симптомы расстройства личности и поведения

      Признаки, характерные для расстройства поведения включают в себя:

    • Агрессивное поведение, которое вызывает вред или угрожает вредительством другим людям или животным, например, запугивание, провоцирование драки или физической жестокостью к животным.
    • Неагрессивные поведение, которое приводит к потере или повреждению имущества, например, поджог или умышленное уничтожение чужой собственности.
    • Лживость, воровство, проникновение в чужой дом или автомобиль.
    • Серьезные нарушения социальных правил и норм, таких как пребывание в ночное время в местах, где это запрещено детям, слишком активный сексуальный интерес к своему или противоположному полу, частые прогуливания школьных занятий и тому подобное.

    Многие пациенты, страдающие расстройством поведения, могут иметь проблемы с ощущением и выражением сочувствия или угрызений совести и правильному осознанию социальных сигналов. Эта молодежь часто неправильно истолковывает действия других как враждебный или агрессивный ответ и зачастую реагируют эскалацией конфликтной ситуации.

    Расстройство поведения также часто может быть связано с другими трудностями, такими как применение запрещенных веществ, рискованного поведения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, проблемами в школе и частыми физическими травмами в результате несчастных случаев или драк.

    Как часто встречается расстройство поведения

    Расстройство поведения более распространено среди мальчиков, чем девочек. Исследования в этой области указывают, что уровень среди мальчиков, в общей популяции, колеблется от 6% до 16%, среди девочек — от 2% до 9%. Расстройство поведения может иметь достаточно раннее начало — в возрасте до 10 лет или в раннем подростковом возрасте. Дети, которые проявляют признаки расстройства поведения в раннем возрасте, находятся в большей опасности, однако, и для них более вероятны проблемные отношения со сверстниками и академическая неуспеваемость. Среди мальчиков и девочек, расстройство поведения является одним из расстройств, наиболее часто диагностируемых в психиатрических учреждениях.

    Некоторые научные факты

    Недавние исследования в области детского расстройства поведения показали весьма перспективные результаты. Результаты показали, что большинство детей и подростков с расстройством поведения не несут с собой подобные расстройства во взрослую жизнь, выраженные в проблемы с законом, например. Большинство из них устраиваются очень неплохо, как социально, так и профессионально.

    Исследователи также достигли лучшего понимания причин расстройства поведения, а также — агрессивного отношения пациентов к окружающей действительности в целом. Расстройство имеет, как генетические, так и внешние компоненты. То есть, несмотря на то, что поведенческие нарушения являются более распространенным среди детей взрослых, которые сами пережевали подобное, когда они были молоды, есть много других факторов, которые способствуют развитию заболевания. Например, этим может явиться дефицит в обработке социальной информации или другие социальные сигналы, которые, возможно, были отклонены подростками или неправильно поняты изначально.

    Несмотря на то, что лечение этого расстройства является неэффективным, несколько недавних обзоров литературы определили перспективные подходы лечения детей и подростков с расстройством поведения. Наиболее успешными подходами являются те, которые рекомендуют вмешательство, как можно более раннее и интенсивное, что позволяет решать многочисленные контексты, при которых дети проявляют проблемы поведения, в том числе в семье, школе и обществе. Примеры эффективных подходов к лечению включают функциональную семейную терапию, мульти-системную терапию и познавательные поведенческие подходы, которые нацелены на развитие навыков, таких как управление гневом. Одно только фармакологическое вмешательство не является достаточным для лечения расстройства поведения.

    Расстройство поведения, как правило, совместно происходят с рядом других эмоциональных и поведенческих расстройств детства, в частности, дефицитом внимания с гиперактивностью (СДВГ) и расстройствами настроения (например, депрессия). Сопутствующие расстройству поведения злоупотребление психоактивными веществами должно обязательно рассматриваться в комплексе целостного подхода.

    Важность оценивания ситуации и терапии

    Диагностика расстройства поведения, да и любого эмоционального расстройства детства, должна быть сделана с помощью подходов уровня профессионального психического здоровья, причем желательно теми врачами, которые специализируются и практикуются в области психического здоровья детей. Любой диагноз должен быть сделан в сочетании с консультациями с семьей ребенка. Процесс оценки должен включать наблюдение за поведением пациента, обсуждения с ним и его семьей, использование стандартизированных инструментов или структурированных диагностических интервью и анамнеза, в том числе — полного изучения медицинской и семейной социальной истории. При оценке и диагностике любого эмоционального или поведенческого расстройства детства, должно учитывать социальные и экономические условия, в которых происходит воспитание ребенка.

    Точная оценка и целесообразное, индивидуальное лечение будут гарантировать, что ребенок будет подготовлен к дальнейшему развитию и переход в более зрелую юность, а затем и успешную адаптацию к взрослой жизни. Стоит отметить, что фармакологическое вмешательство, если таковое будет назначено, должно быть предусмотрено в наименее ограничительных условиях возможного.

    Советы родителям

    При постановке диагноза на расстройство поведения у своего ребенка не стоит опускать руки, и самое главное — нельзя срываться на нем, это только ухудшит ситуацию.

  • Узнайте больше о расстройстве поведения, в том числе недавних исследований в области эффективных подходов к лечению.
  • Проконсультируйтесь со специалистом в области психического здоровья, который специализируется в области педиатрической психологии.
  • Исследуйте доступные варианты лечения. Лечение должно быть индивидуальным, чтобы удовлетворить потребности каждого ребенка и не должно испортить положительное культурное отношение пациента.
  • Можно найти семейную группу поддержки или соответствующую организацию в своем сообществе.
  • onevroze.ru

    Расстройства поведения (продолжение)

    Социализированное расстройство поведения (F91.2). Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или аг­рессивное поведение возникает у общительных детей и подрост­ков. У них адекватные, длительные взаимоотношения со сверстни­ками приблизительно того же возраста. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. Если их антисоциальное поведение включает в се­бя хулиганство, могут быть нарушены взаимоотношения с жертва­ми или другими детьми. Со взрослыми, представляющими власть, отношения плохие. С некоторыми взрослыми могут быть хорошие взаимосвязи. Эмоциональные расстройства обычно минимальные. Нарушения поведения могут включать или не включать семейную сферу. Расстройства поведения в школе совместимы с диагнозом. Сюда включаются групповая делинквентность, правонарушения в условиях членства в банде, воровство в компании с другими, про­гулы школы.

    В., 12 лет. Ученик 7-го класса. В школе возник конфликт. При удовлетворительных способностях не желает учиться. Отказывается посещать уроки. Поведение антисоциальное. На уроках громко раз­говаривает, поет, визжит, разрисовывает парты. Во время занятий выкрикивает бранные слова. Ходит по классу. Вспыльчив, агресси­вен. Затевает драки. Бьет детей палками, ногами. Травит вновь при­шедших в класс. Измывается над детьми и взрослыми. Получая заме­чания или наказания, не плачет, а озлобляется. Заявляет: «Что могут сделать со мной?» Отрицает получение двоек.

    Отец — газосварщик, бывший заключенный, был осужден за кра­жу. В разводе с матерью больного с того времени, когда последнему было 3 года. Сейчас не работает.

    Мать — продавец, имеет неполное среднее техническое образова­ние.

    От первой беременности, протекавшей с токсикозом на фоне волнений. Ребенок был желанным, но потом мать разочаровалась в нем. Родился в срок, масса тела была 2750 г. Грудное вскармливание до 4 месяцев. До года стучал головой о стенку. Начал ходить с 9 ме­сяцев. Речь развилась вовремя. С полутора лет пошел в ясли, затем в детский сад. Из детсада уходил. Сторонился детей с 4-летнего возра­ста. Ударил девочку качелями. Отравил рыбок в аквариуме. Из-за его поведения воспитательница конфликтовала с матерью. В школе с 7 лет. К школе был не готов. В 1-м классе ленился. В начальных классах учился только удовлетворительно, со 2-го класса был неу­сидчивым, вертлявым, отвлекался. С этого учебного года мать пере­стала следить за учебой и поведением мальчика. В 9 лет был неспра­ведливо наказан из-за стекла, которого не разбивал. С 4-го класса стал нарушать дисциплину. Заработал ярлык «дебила», «негодяя». С прошлого учебного года появились многочисленные двойки. Произо­шел конфликт. Во время перемены дрались, не слушались старших девочек, которые дежурили в этот момент. Приставали к ним, втроем преследовали одну из девочек. В отместку был затащен в класс стар­ших, унижен. Озлобился, кидал булавки в детей. Был обвинен в том, что разбил очки.

    Болел ветрянкой, частыми катарами верхних дыхательных путей. Перенес тяжелое отравление. Когда ребенку было 3 года, отец увез его к своим родителям на 1 месяц. Там ребенок много плакал. В до­школьном возрасте перенес электротравму, сунув пальцы в розетку.

    Результаты исследования интеллектуального функционирования: WISC — общая оценка: 117, вербальная — 106, невербальная — 125.

    Ю., 12 лет, ученица 6-го класса. С октября 1999 г. перестала хо­дить в школу. Уходит из дома, не ночует в течение нескольких не­дель. Конфликтует с членами семьи. Грубо с ними обращается. Тер­роризирует 8-летнего брата. Не следит за своим внешним видом. По­красила волосы. Курит. Несколько раз приходила домой пьяной. Берет из дома деньги. Однажды взяла 600 рублей из кассы на работе у матери. Общается с компанией ребят, которые старше ее. Три ме­сяца тому назад совместно с ними обокрала квартиру родителей (комнату сестры). Унесли много вещей, золотые украшения. В тече­ние двух последних месяцев приходит и уходит из дома, когда ей вздумается. Мать — продавец, с неполным средним образованием. Страдает пороком сердца. Отец — морской офицер. 5 лет тому назад разбился, упав с водосточной трубы, когда спускался с 4-го этажа от своей любовницы. Много пил с самого начала совместной жизни с матерью больной. Был жестоким человеком, бил жену. В то же вре­мя любил больную, баловал ее. Дед со стороны отца — алкоголик, грубый, жестокий человек. Старшая сестра 20 лет, замужем. Млад­ший брат — 8 лет. От второй беременности. Желанная. Роды нор­мальные. В течение 3 месяцев была на грудном вскармливании. С 3 лет в детском саду. Посещала его с удовольствием. После рожде­ния брата изменилась, не была им довольна, к нему относилась пло­хо, толкала его, трепала, отнимала и разрушала его игрушки. Ревно­вала к матери. До настоящего времени ломает его вещи, оскорбляет, без всякого повода жестоко бьет. С 7 лет в школе. Смерть отца тяже­ло переживала, много плакала, была на его похоронах, забрала у ро­дителей отца его фотографию, разговаривала с ним. После смерти отца до настоящего времени посещает его могилу. Пишет стихи и по­свящает их отцу. С 4-го класса поведение ухудшилось, появились драчливость, жестокость. С 5-го класса стала учиться на «удовлетво­рительно», «плохо». В 6-м классе новой школы, куда была переведе­на из-за плохой успеваемости, училась только 3 месяца. Сразу не по­ладила с новыми соучениками, вступила с ними в конфликт. Один из школьников побил ее. После этого в школу не возвращалась. Однаж­ды пришла в школу, однако дети ее обзывали «больной СПИДом», другими нехорошими кличками. Навела на обидчиков «друзей», ко­торые припугнули обидчиков, побили их. После этого приходила проверить, будут ли ее дразнить. Была удовлетворена тем, что никто не обзывал ее. Злорадствовала по этому поводу. Мать пыталась за­ставить ее возобновить занятия, сама водила ее в школу, привязав ее руку к своей руке. Девочка, войдя в здание школы, убегала оттуда. Дома ведет себя вызывающе. Мажет помадой губы, перекрашивает волосы. Несмотря на неопрятность в одежде, приукрашивает себя цветным шарфиком. Регулярно употребляет джин-тоник, курит доро­гие сигареты, которыми ее угощают приятели. Иногда пьет водку, уверяет, что редко и понемногу. Использует до 10 таблеток димедро­ла, чтобы видеть «глюки». Рассказывает о виденных ею «летающих Касперах», стоящих за ее спиной тенях. «Играла с подругой, исполь­зуя шприцы для того, чтобы брать у себя кровь из вены». Ее знако­мые предлагали даром и в долг порции героина, она, по ее словам, отказывалась колоться, «боялась последствий». Неоднократно уходя из дома, не возвращается в течение нескольких недель, спит у по­друг, иногда остается на ночь в парадной. Однажды вместе с подруж­кой приняли несколько каких-то таблеток, чтобы свести счеты с жизнью. После того как отделались рвотой, болями в животе и по­носом, больше этих попыток не повторяли. Разозлившись на мужа сестры за то, что тот якобы много врет, пригласила «приятелей» ограбить комнату, где он живет с сестрой девочки. Не понимает не только своего коварства, но и того, что заставляет страдать сестру. Матери заявляет, что хотела бы вернуться в старую школу. Уверяет, что хотела бы порвать со своими уличными друзьями. Якобы для этого завела новую подружку. Девочка поставлена на учет в детской комнате милиции. На заседании комиссии по делам несовершенно­летних предупреждена, что, если не вернется в школу, будет отправ­лена в специальное учреждение на перевоспитание.

    razvitie-rebenka.pro

    Социализированное расстройство поведения

    Содержание:

    Найдено 2 определения термина Социализированное расстройство поведения

    F91.2 Социализированное расстройство поведения.

    А. Должны выявляться общие критерии расстройства поведения (F91).

    Б. Должны отмечаться три или более симптомов из перечисленных в критерии G1 для F91, причем минимум три из пунктов 9) — 23).

    В. Хотя бы один симптом из пунктов 9) — 23) должен отмечаться на протяжении минимум 6 месяцев.

    Г. Расстройства поведения наблюдаются и вне дома или семейного окружения.

    Д. Взаимоотношения со сверстниками не выходят за рамки нормальных.

    F91.2 Социализированное расстройство поведения

    Эта категория применяется к расстройствам поведения, включающим стойкое диссоциальное или агрессивное поведение (удовлетворяющее общим критериям /F91/ и не ограничивающееся оппозиционным, вызывающим, брутальным поведением) и возникающим у детей, обычно хорошо интегрированных в группе сверстников.

    Ключевым дифференциальным признаком является наличие адекватных длительных взаимоотношений со сверстниками приблизительно того же возраста. Часто, но не всегда, группа сверстников состоит из несовершеннолетних, вовлеченных в делинквентную или диссоциальную активность (в которой социально неприемлемое поведение ребенка может одобряться группой сверстников и регулироваться субкультурой, к которой он принадлежит). Однако это не является необходимым требованием для установления диагноза; ребенок может составлять часть неделинквентной группы сверстников со своим собственным диссоциальным поведением за ее пределами. В частности, если диссоциальное поведение включает в себя хулиганство, могут быть нарушены взаимоотношения с жертвами или другими детьми. Это не исключает диагноз в том случае, если ребенок имеет некую группу сверстников, которой он предан и в которой сложились продолжительные дружеские отношения.

    Имеется тенденция к плохим взаимоотношениям с теми взрослыми, которые относятся к представителям властей, но с некоторыми взрослыми могут быть хорошие взаимосвязи. Эмоциональные расстройства обычно минимальные. Нарушения поведения могут включать или не включать семейную сферу, но если они ограничены домом, то это исключает диагноз. Часто расстройство наиболее заметно за пределами семьи и специфичность проявления расстройства в обстановке школы (или в других несемейных условиях) совместима с диагнозом.

    — расстройство поведения, групповой тип;

    — правонарушения в условиях членства в банде;

    — воровство в компании с другими;

    — уходы из школы (дома) и бродяжничество в группе;

    — синдром повышенной аффективной возбудимости, групповой тип;

    — манкирование школой, прогулы.

    — активность в банде без манифестного психического расстройства (Z03.2).

    vocabulary.ru

    Расстройства поведения у детей

    Расстройства поведения у детей – синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его в соответствии с общественными нормами и правилами. Проявляется необщительностью, агрессивностью, непослушанием, недисциплинированностью, драчливостью, жестокостью, тяжелой порчей имущества, воровством, лживостью, побегами из дома. Постановка диагноза осуществляется клиническим методом, данные дополняются результатами психодиагностики. Лечение состоит из сеансов поведенческой, групповой, семейной психотерапии, приема медикаментов.

    Термин «расстройства поведения» (РП) используется для обозначения повторяющихся, устойчивых на протяжении более 6 месяцев поведенческих образцов, несоответствующих социальным нормам. РП является наиболее распространенным диагнозом детской психиатрии. Эпидемиология среди детей составляет около 5%. Существует гендерная зависимость – поведенческим расстройствам более подвержены мальчики. У детей соотношение составляет 4:1, у подростков – 2,5:1. Уменьшение разницы по мере взросления объясняется поздним дебютом у девочек – 12-13 лет. У мальчиков пик заболеваемости приходится на 8-9 лет.

    Причины расстройства поведения у детей

    Развитие поведенческих расстройств определяется реализацией биологических задатков и влиянием среды. Исследования подтверждают, что ведущая роль принадлежит воспитанию, а наследственность, психофизиологические особенности относятся к факторам риска. Среди причин расстройств поведения у детей могут быть выделены:

  • Физиологические процессы. Дисбаланс гормонов, процессов возбуждения-торможения, метаболические нарушения способствуют развитию РП. Эпилепсия, детский церебральный паралич ассоциированы с повышенным риском неповиновения, раздражительности.
  • Психологические особенности. Формированию РП способствует эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка, подавленное настроение, искаженное восприятие причинно-следственных связей, проявляющееся склонностью обвинять события, других людей в собственных неудачах.
  • Семейные отношения. Поведенческие синдромы у ребенка формируются при патологических стилях воспитания, частых конфликтах между родителями. Данные причины наиболее актуальны для семей, где один или оба родителя страдают психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, вовлекаются в преступную деятельность, имеют патологические зависимости (наркотическую, алкогольную). Внутрисемейные отношения характеризуются враждебностью, холодностью, суровой дисциплиной или ее полным отсутствием, недостатком любви, участия.
  • Социальные взаимодействия. Распространенность поведенческих нарушений выше в детских садах, школах с плохой организацией учебно-воспитательного процесса, низкими моральными принципами педагогов, высокой текучестью кадров, враждебными отношениями между одноклассниками (одногруппниками). Более широкие влияния социума – отношения на территории проживания. В районах с национальной, этнической, политической разрозненностью высока вероятность поведенческих отклонений.
  • Физиологическими предпосылками формирования расстройств поведения у детей являются изменения активности нейротрансмиттеров, переизбыток тестостерона, метаболические изменения. В результате нарушается целенаправленность нервной передачи, развивается дисбаланс процессов торможения и возбуждения. Ребенок долго возбужден после фрустрации либо неспособен активизировать волевые функции (направленное внимание, запоминание, мышление). При правильном воспитании, доброжелательном окружении физиологические особенности нивелируются. Частые конфликты, отсутствие близких доверительных отношений, стрессы становятся пусковыми механизмами для реализации биологических особенностей и развития РП.

    Классификация

    В Международной классификации болезней 10 (МКБ-10) расстройства поведения выделены отдельной рубрикой. Она включает:

  • РП, ограниченное рамками семьи. Характеризуется диссоциальным, агрессивным поведением, реализующимся в пределах дома, взаимоотношений с матерью, отцом, домочадцами. Во дворе, детском саду, школе отклонения проявляются крайне редко либо отсутствуют.
  • Несоциализированное расстройство поведения. Проявляется агрессивными действиями, поступками в отношении других детей (одногруппников, одноклассников).
  • Социализированное расстройство поведения. Агрессивные, асоциальные поступки совершаются в составе группы. Трудностей внутригрупповой адаптации нет. Включает групповые правонарушения, прогулы занятий, воровство вместе с другими детьми.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство. Характерно для детей младшего возраста, проявляется выраженным непослушанием, стремлением разорвать отношения. Агрессивные, диссоциальные поступки, правонарушения отсутствуют.
  • Симптомы расстройства поведения у детей

    Поведенческие расстройства имеют три основных проявления: нежелание повиноваться взрослым, агрессивность, антисоциальная направленность – активность, нарушающая права окружающих, причиняющая вред собственности, личности. Важно учитывать, что данные проявления возможны как вариант нормы, непослушание определяется у большинства детей, свойственно кризисным этапам развития. О расстройстве свидетельствует устойчивое (от полугода) и чрезмерное проявление симптомов.

    Дети с расстройствами поведения часто спорят с взрослыми, гневаются, не контролируют эмоции, склонны переносить вину на другого человека, обидчивы, не подчиняются правилам и требованиям, целенаправленно досаждают окружающим, мстят. Часто отмечается стремление к разрушению, повреждению чужих вещей. Возможны угрозы, запугивания сверстников, взрослых. Подростки с РП провоцируют драки, потасовки с применением оружия, проникают в чужие автомобили, квартиры, устраивают поджоги, проявляют жестокость по отношению к людям, животным, бродяжничают, прогуливают школу.

    Клинические симптомы включают подавленное, дисфоричное настроение, гиперактивность, проявляющуюся снижением внимания, беспокойством, импульсивностью. Иногда развиваются депрессивные состояния, совершаются попытки самоубийства, наносятся самоповреждения. Деструктивное поведение негативно сказывается на успеваемости, познавательный интерес падает. Популярность ребенка в группе низкая, постоянных друзей нет. Из-за проблем принятия правил он не участвует в играх, спортивных мероприятиях. Социальная дезадаптация усиливает расстройство поведения.

    Осложнения

    Осложнения расстройств поведения развиваются у взрослых. Юноши, не получавшие лечения, проявляют агрессивность, склонны к насилию, антисоциальному образу жизни, часто имеют алкогольную, наркотическую зависимость, вовлечены в преступные группировки либо совершают правонарушения самостоятельно. У девушек агрессивность, антисоциальность сменяются эмоционально-личностными расстройствами: неврозами, психопатиями. В обоих случаях нарушается социализация: отсутствует образование, профессия, имеются сложности с трудоустройством, сохранением супружеских отношений.

    Диагностика

    Диагностикой расстройств поведения у детей занимается детский психиатр. Исследование основывается на клиническом методе. Для объективизации данных дополнительно проводится психодиагностика, собираются выписки обследований узких специалистов (невролога, офтальмолога), характеристики воспитателей, учителей, представителей правоохранительных органов. Комплексное обследование ребенка включает следующие этапы:

  • Клиническая беседа.Психиатр выясняет тяжесть, частоту и продолжительность агрессивных, антисоциальных поступков. Уточняет их характер, направленность, мотивацию. Беседует с родителем об эмоциональном состоянии ребенка: преобладании печали, подавленности, эйфории, дисфории. Расспрашивает о школьной успеваемости, особенностях социализации.
  • Наблюдение. Параллельно с беседой врач наблюдает за поведением ребенка, особенностями взаимоотношений между ним и родителем. Учитываются реакции на похвалу, осуждение, оценивается, насколько актуальное поведение адекватно ситуации. Специалист обращает внимание на чуткость родителя к настроению ребенка, склонность преувеличивать имеющиеся симптомы, эмоциональный настрой участников беседы. Сбор анамнеза, наблюдение за внутрисемейными отношениями позволяют определить долю биологических и социальных факторов формирования расстройства.
  • Психодиагностика. Проективные методы, опросники используются дополнительно. Они дают возможность выявить состояние дезадаптации, эмоционально-личностные характеристики, такие как агрессивность, враждебность, склонность к импульсивным поступкам, подавленность, озлобленность.
  • Дифференциальная диагностика поведенческих расстройств предполагает их различение с расстройством адаптации, синдромом гиперактивности, субкультурными отклонениями, расстройствами аутистического спектра, вариантом нормы. Для этого при обследовании учитывается наличие недавнего стресса, намеренность отклоняющихся поступков, приверженность субкультурным группам, наличие аутизации, развитость когнитивных функций.

    Лечение расстройств поведения у детей

    Лечение проводится методами детской психотерапии. При выраженных, не позволяющих установить контакт нарушениях поведения применяются медикаменты. Комплексный подход к устранению РП предполагает:

    • Поведенческие методы. Основаны на теории научения, принципах обусловливания. Техники нацелены на устранение нежелательных форм поведения, выработку полезных навыков. Используется структурированный, директивный подход: анализируется поведение, определяются этапы коррекции, тренируются новые поведенческие программы. Соблюдение ребенком требований психотерапевта подкрепляется.
    • Групповые психологические тренинги. Применяются после поведенческой терапии. Призваны способствовать социализации ребенка. Проводятся в игровой форме, направлены на отработку навыков межличностного взаимодействия, решения проблем.
    • Медикаментозное лечение. Предпочтение отдается седативным средствам растительного происхождения. Сопутствующие эмоциональные расстройства, соматовегетативные нарушения корректируются транквилизаторами бензодиазепинового ряда с вегетостабилизирующим действием. Индивидуально назначаются нейролептики (небольшие дозировки).
    • Лечение ребенка должно быть дополнено семейным консультированием, социально-реабилитационными мероприятиями. Работа с родителями направлена на улучшение семейного микроклимата, установления отношений сотрудничества с четким обозначением границ дозволенного. В форме тренинга проводится обучение правильному стилю воспитания, предполагающему фокусировку на желаемом поведении ребенка, повышении навыков самоуправления, совладания при конфликтных ситуациях.

      Прогноз и профилактика

      Прогноз расстройств поведения у детей благоприятный при систематической психотерапевтической помощи. Необходимо понимать, что процесс лечения неограничен по времени, занимает несколько лет, требует периодического врачебного наблюдения. Чаще всего положительный исход наблюдается при наличии отклоняющегося поведения по одной характеристике, например, агрессивности, с сохранением нормальной социализации, учебной успеваемости. Прогноз неблагоприятен при раннем начале расстройства, широком спектре симптомов, неблагоприятной семейной обстановке.

      Профилактические меры – благоприятная внутрисемейная обстановка, уважительное, доброжелательное отношение к ребенку, создание комфортных материально-бытовых условий проживания. Необходимо своевременно диагностировать и лечить неврологические, эндокринные заболевания, поддерживать физическое здоровье организацией регулярной активности (секции, прогулки), рационального питания.

      www.krasotaimedicina.ru