Сухарева умственная отсталость

Менеджмент

Систематика умственной отсталости по г.е. Сухаревой.

1 группа: олигофрении эндогенной природы (поражение генеративных клеток родителей):

а) болезнь Дауна, синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфелтера и др.;

б) истинная микроцефалия;

в) энзимопатические формы олигофрении с наследственным нарушением
различных видов обмена (белкового, углеводного, липоидного): фенилпировиноградная олигофрения; олигофрения, связанная с галактоземией, фруктозурией; гаргоилизм; другие энзимопатические формы олигофрении;

г) клинические формы олигофрений, характеризующиеся сочетанием слабоумия с заболеваниями костей, кожи: дизостозическая олигофрения; ксеродермическая олигофрения (ихтиоз, синдром Рада);

д) мутагенное поражение генеративных клеток родителей (ионизирующая радиация, химические вещества и др.)

2 группа: эмбриопатии и фетопатии (возникают в возрасте от 4 недель и от 4 месяцев до окончания беременности под влиянием вредностей, действующих во внутриутробном периоде):

а) олигофрения, обусловленная краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия);

б) олигофрения, обусловленная другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит);

в) олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом;

г) олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса;

д) клинические форма олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями матери и токсическими факторами (экзотоксическими агентами);

е) олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных.

3 группа: олигофрении, возникающие в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в первые 3 года жизни ребенка:

а) олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией;

б) олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой;

в) олигофрения, обусловленная перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами;

г) атипичные олигофрении, обусловленные гидроцефалией, сочетание с детским церебральным параличом, тяжелые нарушения сенсорных функций.

lartdoll.net

Сухарева умственная отсталость

Психология умственно отсталых детей находится на стыке многих наук и в значительной мере зависит от степени разработанности теоретических проблем философии, детской неврологии и психиатрии, физиологии, высшей нервной деятельности, детской,
возрастной и специальной психологии, общей и специальной педагогики, социологии.

Понимание умственной отсталости в нынешнем его представлении сформировалось не сразу. История изучения этой клинической формы представлена следующими основными направлениями.

Медицинское направление в изучении и классификации умственной отсталости в зарубежной и отечественной науке (Ф.Пинель, Ж. Эскироль, Ж. Итар, Э. Сеген, Э. Крепелин, И. П. Мержеевский, Г. И. Россолимо, С. С. Корсаков, Д. И. Азбукин, Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер и др.).

Первые клинические описания врожденного слабоумия относятся к концу XVIII века. В 1770 году Dufour указал на существование двух степеней психического недоразвития: идиотии и имбецильности. Все же до первой половины XIX века для обозначения интеллектуально неполноценных лиц использовался один термин — идиотия.

В начале XIX века Ф. Пинель (Pinel Ph., 1806) дал определение этому понятию: «более или менее абсолютное нарушение функций разума и (или) чувства». Он все еще предполагал, как это тогда было принято, что идиотия — это одна из форм психического заболевания — сумасшествия (аменции). Он расширил это понятие, распространяя его на многие состояния, отличавшиеся глубиной интеллектуального дефекта и нарушением адекватного выражения чувств. Ф. Пинель полагал, что причиной идиотизма могут быть врожденные поражения, «излишества», наркомании, умственное переутомление, «слишком обильные кровопускания, применявшиеся для лечения мании», таким образом, включая в эту группу и состояния приобретенного слабоумия. Обратив внимание на физическое состояние слабоумных и дефекты в строении их тела, он сделал заключение о том, что «если идиотизм зависит от порока сложения головы, то тогда бесполезны старания его излечить».

pedlib.ru

Психиатрия. Тесты. Задачи (+ответы). Методички / Методички / умственная отсталость

Кафедра психиатрии КГМА

Практического занятия для преподавания студентам педиатрического

факультета (5 курс)

Тема занятия: Умственная отсталость

Цель занятия: познакомить студентов с основными этиопатогенетическими факторами умственной отсталости Обучить знанию клинической картины различных степеней умственной отсталости. . Научить выставлять предположительный диагноз умственной отсталости, выявляя ее степень с использованием клинических и несложных патопсихологических методов обследования. Дать представление об основных методах коррекции , профилактики умственной отсталости, возможностях и ограничениях в лечении детей с умственной отсталостью.

1. Вводная часть

2. Распространенность, этиология и патогенез умственной отсталости

3. Систематика умственной отсталости

4. Клинические признаки умственной отсталости (легкой, умеренной, тяжелой, глубокой).

5. Медико-педагогическая коррекция и профилактика умственной отсталости.

6. Вопросы экспертизы при умственной отсталости.

7. Демонстрация больных.

Вводная часть. Умственная отсталость или ретардация (старый термин олигофрения) — это состояние задержанного или неполного развития психики, врожденного или приобретенного в раннем детстве ( до 3 лет ) характера,проявляющееся нарушением способностей, обеспечивающих общий уровень интеллектуальности ( когнитивных, речевых, моторных и социальных).

Для умственной отсталости характерно наличие двух признаков: нтеллектуальный дефект со слабостью абстрактного мышления и отсутствие :рогредиентности. Вспомогательное значение имеет критерий нарушения

социальной адаптации , в частности невозможность освоения детьми программы общеобразовательное школы.

Необходимо дифференцировать умственную отсталость с различными формами задержки психического развития (психофизическим инфантилизмом, например), с астенический типом психопатии, ЗПР в результате микросоциальной, педагогической запущенности и с деменцией, при которой умственная неполноценность возникает после периода нормального функционирования в результате болезни или травмы (например, при эпилепсии).

Распространенность, этнология, патогенез. Классификация. Умственная отсталость относится к наиболее распространенной патологии детского возраста. В России умственная отсталость встречается в 3 случаях на 1000 населения, в Красноярском крае — 7,5 на 1000 (по данным Краевого управления здравоохранения).

Выделяют: 1) наследственно-эндогенные формы , на долю которых приходится 25% случаев умственной отсталости. К этой групее относят хромосомные и метаболические расстройства, такие, например, как болезнь Дауна, фенилкетонурия, галактоземия, синдром Клейнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера, болезнь Крузона, синдром Штурге- Вебера.

2) эмбрио-фетопатии, при которых умственная отсталость обусловлена перенесенными женщиной во время беременности

инфекционными заболеваниями, например коревой краснухой , вирусами, токсоплазмозом, сифилисом, гормональными нарушениями, умственная отсталость в результате гемолитической болезни новорожденного.

3) Формы умственной отсталости, связанные с пере и постнатальными повреждениями головного мозга (родовые травмы, асфиксия, черепно-мозговые травмы, перенесенный ‘в раннем возрасте энцефалит, менингоэнцефалит , отравления ). На ряду с этими группами Г.Е. Сухарева выделяет атипичные формы олигофрении, связанные с гидроцефалией, локальными дефектами развития головного мозга.

В патогенез различных форм умственной отсталости на ряду с различиями имеются общие механизмы. Особое значение имеет фактор времени, на каком этапе происходит поражение мозга. Характер ответной реакции мозга зависит от уровня морфологического и функционального развития. Большая часть всех форм умственной отсталости обусловлена

поражением мозга во внутриутробный период. Чем раньше поражается мозг, тем более тяжелый характер носит его поражение.

В классификации психических болезней МКБ-10 выделены четыре степени тяжести умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Клинические признаки умственной отсталости

При умственной отсталости слабоумие диффузно, «тотально» — ,страдает не только познавательная деятельность, но и личность в целом. Признаки недоразвития обнаруживаются со стороны не только интеллекта и мышления,

но и других психических функций (воспиятие, внимание, память, реч*ь, моторика, эмоционально-волевая сфера и т д.). Наблюдается преимущественное недоразвитие наиболее дифференцированных, онтогенетически молодых функций — мышления, речи, при относительно сохранных эволюционно более древних элементарных функций и потребностей.

У детей с умственной отсталостью выявляется слабость абстрактного мышления, недостаточная способность к обобщению, к отвлеченным ассоциациям, преобладают частные, сугубо конкретные связи, не выходящие за пределы привычных представлений. Слабость абстрактного мышления находит отражение в особенностях восприятия, внимания, памяти. Характерно, снижение критики и недоразвитие личности. Степень выраженности различных психопатологических проявлений находится в прямой зависимости от глубины интеллектуального дефекта.

В анамнезе больных обычно устанавливается задержка физического, психического развития (статических и локомоторных функций), понимания и воспроизведения речи, интеллекта и личности ребенка. Степень задержки развития также коррелирует с глубиной слабоумия. Умственная отсталость часто сопровождается пороками развития отдельных органов и систем. Эти пороки бывают настолько типичны, что на их основании можно поставить диагноз еще до того, как выявится психическое недоразвитие, например микроцефалия, болезнь Дауна. Пороки физического развития чаще наблюдаются при внутриутробном поражении. Очаговая неврологическая симптоматика резидуального характера наблюдается в случаях осложненной умственной отсталости.

Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Наиболее простые , « тесты психологического исследования,

позволяющие оценить степень развития отдельных психических проявлений и психики в целом — это корректурная проба, таблица Шульте, повторение цифр, повторение 10 слов, классификация предметов, абстрактные картинки, исключение 4-го, образование простых и сложных аналогий.

Коэффициент умственного развития должен определяться по индивидуально назначаемому стандартизованному тесту, для которого установлены местные культуральные нормы с учетом нарушения

экспрессивной речи, нарушения слуха, соматических факторов. Шкалы социальной зрелости и адаптации, также стандартизованные с учетом местных условий, должны заполняться на основании расспроса родителей , знающих способности ребенка. При невыполнении стандартизованных процедур диагноз должен устанавливаться лишь как временный.

Выделяют 3 основных критерия диагностики олигофрении:

1. Своебразная структура слабоумия с преобладанием слабости абстактного мышления и меньшей выраженностью поражения предпосылок интеллекта и эмоциональной сферы.

2. Непргредиентность интеллектуальной недостаточности.

3. Замедленный темп психического развития индивида.

Умственная отсталость легкой степени Дети с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но большинство из них приобретают способности использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе. Большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой (прием пищи, умывание, одевание, контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря) и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особыми проблемами являются чтение и письмо. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей.

У взрослых в благоприятных случаях легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд. В социо-культуральных условиях, не требующих продуктивности в отвлеченно-те­оретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости сама по себе может и не представлять проблемы. Тем не менее, если наряду с этим отмечается заметная эмоциональная и социальная незрелость, то проявятся и последствия ограничения социальной роли, например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей или затруднения в адаптации к культуральным традициям и нормам.

В целом, у лиц с легкой степенью умственной отсталости поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающая в связи с ними потребность в терапии и поддержке гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем интеллектуальности, нежели специфические проблемы у лиц с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости. У все большей части больных, хотя еще и не у большинства, выявляется органическая этиология умственной отсталости.

Коэффициент умственной отсталости 50-69. Включаются: малоумие, легкая олигофрения, дебил

Умственная отсталость умеренная У этих детей медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отстает и развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Совершенно независимое проживание достигается редко, но в общем они полностью мобильны и физически активны,в способны к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.Коэффициент умственного развития обычно находится а диапазоне от 35 до 49. У большинства больных с

умеренной умственной отсталостью может быть выявлена органическая

этиология. В явном меньшинстве случаев имеют место детский аутизм и другие

общие расстройства развития, оказывающие большое влияние на клиническую

картину и необходимые реабилитационные мероприятия. Часты эпилепсия, а

также неврологические и соматические нарушения. Включаются нерезко выражен­ная имбецильность, умеренная олигофрения,

Умственная отсталость тяжелая. По клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости. Наблюдается выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы. Коэффициент умственного развития обычно находится В пределах ОТ 20 ДО 34. Включаются резко выраженная имбециль­ность, тяжелая олигофрения»

Умственная отсталость глубокая. У больных коэффициент умственного развития ниже 20, что означает, что они весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала и с ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации. Они неспособны или малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.В большинстве случаев устанавливается органическая этиология.,часты эпилепсия, а также расстройства зрения и слуха. Особенно часты общие расстройства развития в наиболее тяжелых формах, в частности атипичный аутизм. Включаются идиотия, глубокая олигофрения.,

Лечение, медико — педагогическая коррекция и профилактика умственной отсталости.

Лечение умственной отсталости можно разделить на специфическое, симптоматическое и коррекционное (лечебно-педагогическое). Специфическая терапия возможна при умственной отсталости с установленной этиологей, например, диетотерапия при энзимопатиях, гормональная — при эндокринопатиях, специфическая при врожденном сифилисе и др.

К симптоматической терапии относятся дегидрсггационная, рассасывающая, общеукрепляющая, противосудорожная, седативная.Особое значение имеет применение препаратов, оказывающих стимулирующее действие на психическое развитие: витамины группы В, глютаминовая кислота, гаммалон, аминалон, церебрализин, пирацетам или ноотропил и др.

При возникновении психопатоподобных или психотических состояний назначаются психофармакологические препараты- нейролептики,

Важнейшим моментом в терапии умственной отсталости являются лечебно-воспитательные и лечебно-педагогические мероприятия. С самого раннего детства проводится целенаправленное воспитание, обучение умственно отсталых детей по специальным методикам, обучение чтению, труду, выработка навыков самообслуживания, важным является обучение профессиональным навыкам и рациональное трудоустройство.

Эффективность терапии тем выше, чем раньше оно^ начата Это связано с тем, что речь идет не столько об устранении дефекта, сколько о мерах, предупреждающих его развитие и прогрессирование. При обсуждении

вопроса о показаниях к госпитализации умственно отсталых детей в отделения, обращается внимание на различные формы нарушения поведения

(расстройства влечений, ранняя алкоголизация, бродяжничество, психопатоподобное и асоциальное поведение pi др.).

Профилактика включает в себя медико-генетическое консультирование для выявления и лечения наследственных форм умственной отсталости и профилактики рождения умственно отсталых. Особое значени должно придаваться профилактике интранатальной асфиксии и родовой травмы. Определенное значение имеет профилактика инфекций и травм у новорожденных-и детей раннего возраста. -Некоторое значение имеет борьба с алкоголизацией , соблюдение техники безопасности на вредных производствах. Профилактикой умственной отсталости является также улучшение условий окружающей среды и воспитания.

Согласно статьи ныне действующего приказа министра обороны больные с умственной отсталостью не годны к воинской службе и сняты с учета.

Судебно — психиатрическая экспертиза. При экспертизе легкой и умеренной умственной отсталости особое значение имеет оценка

интеллектуального недоразвития, патологической внушаемости, развитости сферы эмоций. Вменяемость определяется индивидуально с учетом меры осмысления ими совершенного деяния.Глубокая, тяжелая умственная отсталость предопределяются невменяемыми.

Глубокая и тяжелая умственная отсталость обусловливают

недееспособность больных. При умеренной умственной отсталости больные недееспособны, При легкой умственной отсталости признаются дееспособными.

1. А.С.Чистович «Лекции по психопатологии детского возраста». 1966, Л.

2. Г.Е. Сухарева » Лекции по психиатрии детского возраста», 1974, М

3. В.В.Ковалев «Психиатрия детского возраста» 1979, М.

4. Г.К.Ушаков» Детская психиатрия», 1973, М.

5. Г.И. Каплан, Б.Дж. Сэдок » Клиническая психиатрия, том 2,1994, М.

6. М.Т. Хэзлем «Психиатрия», Москва-Львов, 1998.

7. Вид, » Современная клиническая психиатрия», 1998, М.

studfiles.net

Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения ком

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по специальной (коррекционной) педагогике. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по специальной (коррекционной) педагогике — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Развитие отечественной олигофренопедагогики: 1/ в 1854г. доктор Ф. Пляи открыл первое в РОССИИ образ

Умственная отсталость

ум) — вид недоразвития психической деятельности, в основе которого лежат остаточные явления перенесенного органического поражения центральной нервной системы (преимущественно коры полушарий головного мозга).
Термин «олигофрения» был введен немецким психиатром Э. Крепелином в 1915 г.
Возникновение олигофрении обусловлено главным образом вредными воздействиями на мозг ребенка во внутриутробном периоде его жизни, а также воспалительными, токсическими и травматическими заболеваниями ребенка в течение первого года жизни.
По степени выраженности дефекта олигофрению делят на 3 группы:
дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;
имбецияыюстъ — глубокая умственная отсталость;
идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.
Дети с дебильностью (дебилы) не в состоянии овладеть программой общеобразовательной массовой школы ввиду сниженного интеллекта и особенностей эмоционально- волевой сферы. У таких детей:
недоразвитие аналитике — синтетической функции высшей нервной деятельности;
нарушение функции абстрактного мышления;
недостаточное развитие способностей к установлению и пониманию временных, пространственных и причинно-следственных отношений между объектами и явлениями; соматические нарушения, общая физическая ослабленность, нарушения историки;
затруднена последующая профессионально-трудовая деятельность.
Дети, страдающие имбецильностью:
обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков; имеют глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы;
практически необучаемые; недееспособны (установление опеки);
до достижения совершеннолетия находятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых; некоторая часть детей, страдающих имбецильностью, может овладеть некоторыми знаниями, умениями, навыками (в объеме специально разработанных для них программ); могут работать в специально организованных мастерских.
Краткая характеристика идиотии:
недоступность осмысления окружающего; крайне медленное и ограниченное развитие речевой функции (в ряде случаев эта функция не развивается); тяжелые нарушения моторики, координации движения, ориентировки в пространстве; лежачий образ жизни (у многих); медленное, затрудненное формирование навыков самообслуживания, в том числе гигиенических; недееспособность. Дети-идиоты: не подлежат обучению; находятся (с согласия родителей) в детских домах для глубоко умственно отсталых (необходимая медицинская помощь и уход); по достижении 18-летнего возраста переводятся в интернаты для хроников; при установлении опеки возможно содержание таких детей в семье.

Похожие вопросы

  • Специальная (коррекционная) педагогика — Умственнаяотсталость
    По степени выраженности дефекта олигофрению делят на 3 группы: — дебильность — относительно легкая, неглубокая умственнаяотсталость; — имбецияыюстъ.
  • . педагогика — Социальная политика в отношении умственноотсталых лиц
    1. Термином «умственнаяотсталость» в отечественной специальной педагогике обозначается стойко выраж.
  • . Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта (умственно.
    Результативность коррекционной помощи во многом зависит: — от раннего выявления умственнойотсталости; — своевременного начала специального обучения.
  • Психиатрия и наркология — Патология интеллекта
    Деменция в отличие от олигофрении всегда проградиентн. Патология интеллекта.
    Имбецильность.
  • Клиническая психология — Типы нарушений психического развития
    1) умственнаяотсталость; 2) пограничные и парциальные задержки психического развития
    3. Олигофрения, характеризующаяся нарушением различных анализаторов.
  • Специальная (коррекционная) педагогика — Практика обучения, воспитания.
    В дома-интернаты, согласно соответствующей инструкции, направляются и принимаются дети с умственнойотсталостью в степени имбсиильности, идиотии и дебильности при наличии.
  • Педиатрия — Болезни обмена аминокислот. Фенилкетонурия
    2) умственнаяотсталость и судорожный синдром (некетотическая гиперглицинемия, карнозинемия, фенилкетонурия, аргинин-янтарная ацидурия, цитруллинемия.
  • Психодиагностика и психологический практикум — Дифференциальная.
    Их работы внесли определенный вклад в разработку методов, помогавших определить умственнуюотсталость.
  • Факультетская терапия — Болезни обмена аминокислот. Фенилкетонурия
    2) умственнаяотсталость и судорожный синдром (некетотическая гиперглицинемия, карнозинемия, фенилкетонурия, аргинин-янтарная ацидурия, цитруллинемия.
  • Хирургия и травматология — Болезни обмена аминокислот. Фенилкетонурия
    2) умственнаяотсталость и судорожный синдром (некетотическая гиперглицинемия, карнозинемия, фенилкетонурия, аргинин-янтарная ацидурия, цитруллинемия.

найдено похожих страниц:10

cribs.me

5 курс, факультет педагогики и методики начального образования,

ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический
институт имени А.П. Чехова»

Особенности обучения детей с умственной отсталостью.

Долгие годы очень мало внимания уделялось изучению проблем обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями интеллекта. Они считались долгое время «не обучаемыми» и не получали практически ни какой помощи от специалистов. Современные знания об умственной отсталости и повседневный опыт работы дают основания утверждать, что не обучаемых детей нет, но у всех разные возможности.

Олигофрения — это форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

Этот термин был предложен немецким психиатром Э. Крепелином в начале ХХ века для обозначения группы аномалий развития, разнородных по клинической симптоматике, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие. Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении активно велось в 50-70-х гг. ХХ в. такими отечественными учёными, как Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев и др.

Г.Е. Сухарева выделила следующие клинические особенности олигофрении как формы умственной отсталости:

— преобладание интеллектуального дефекта;

— отсутствие прогредиентности состояния.

Согласно международной классификации болезней, травм и причин смерти девятого пересмотра (МКБ-9) выделяют три степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.

Дебильность — это легкая степень олигофрении (IQ 50-70). К этой категории относится 70-80 % от общего количества лиц с интеллектуальной недостаточностью. Дети с незначительной умственной отсталостью после обследования ПМПК направляются в специальную (коррекционную) школу VIII вида, специальные классы общеобразовательной школы.

Имбецильность — это средняя степень олигофрении. Больные имбецильностью могут говорить, понимать жесты и обращённую к ним речь. Имбецилам могут быть привиты элементарные навыки. Понятие «имбецильность» в специальной педагогике в настоящее время используется реже, чем понятие «умеренная умственная отсталость» (IQ 35-49).

Идиотия — это наиболее глубокая степень олигофрении. В выраженных случаях примитивные реакции полностью отсутствуют. Речь не развита, больные могут издавать нечленораздельные звуки. Способность ходить появляется поздно, движения неуклюжи, малокоординированные, часто наблюдаются стереотипные покачивания, сгибания туловища, повороты головы и др. В одних случаях преобладает апатия, вялость, в других — неадекватный плач, гнев, злобность. Коэффициент интеллекта (IQ) при идиотии варьируется от 0 до 34.

Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать, поскольку она лишается своей основной специфики. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции. Для обучения детей с умственной отсталостью выделяют следующие принципы.

При использовании принципа сознательности и активности обучения используются различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность учащихся, способствующие восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала, его самостоятельному анализу и обобщению и последующему применению. В специальной школе для умственно отсталых детей учитель последовательно, шаг за шагом руководит мыслительной деятельностью учащихся, постоянно побуждает их к выполнению тех или иных заданий, оставляя без помощи лишь на короткое время, постепенно приучая к самостоятельности, путем подбора задач и постановки вопросов, требующих активного подхода к ним.

Для обучения детей с умственной отсталостью по-разному реализуется принцип наглядности. При использовании этого принципа обычно акцентируются приемы, объединяющие чувственное и рациональное познание. Большое внимание при этом уделяется вербальным средствам. Существенно значение придается не только речи учителя, которая должна быть четкой и немногословной, но и речи самих учеников. Учащихся постоянно побуждают к речевым высказываниям, основаниями для которых служат в начальных классах преимущественно реальные объекты, их объемные или плоскостные изображения.

Принцип прочности усвоения знаний — предполагает работу, направленную преимущественно на закрепление знаний, на включение их в определенные системы, на использование различным образом организованных повторений пройденного. Всегда имеются в виду вариативные повторения, дающие возможность более глубоко понять учебный материал и закрепить его в памяти. При этом не отвергаются его многократные повторения, однако им не отводится решающего места. Большое внимание уделяется развитию произвольной памяти и обучению детей способам логического запоминания.

Одним из основных принципов коррекционной педагогики является принцип индивидуального подхода к ученикам. Без его соблюдения немыслима работа специальной школы. Крайне важен и дифференцированный подход к группам школьников, обучающимся в одном и том же классе, объединенным на основе типологических особенностей познавательной деятельности, учета уровня и темпа обучаемости детей. Так, например, в школе для умственно отсталых учеников в начальных классах есть учащиеся, которые могут пересказывать простые тексты, опираясь на серию соответствующих картинок. Наглядные опоры помогают детям самостоятельно восстановить в памяти изложенный материал в данном порядке. Другие дети более продуктивно работают, отвечая на вопросы, которые задает учитель. Серия картинок помогает им пересказывать текст лишь очень незначительно. Естественно, что с учениками этих двух групп следует по-разному организовывать работу.

Мы согласны с определением Э. Крепелином, с тем что олигофрения — это есть форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды. Дети-олигофрены это преобладающий контингент учащихся так называемой специальной коррекционной школы 8 вида. Многочисленные учреждения развивались из различных областей помощи лицам с ограниченными возможностями, то есть из таких областей, как педагогика, медицина, религия и т.д. Мы согласны что умственно отсталые дети ни в коем случае не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по своим проявлениям.

1.Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. — 176 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

2. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста/ Т. II.- Госиздат медицинской литературы.- М.: Медгиз, 1959.

umotnas.ru