Умственная отсталость причины классификация

Расстройства интеллектуальных способностей, общения и поведения человека являются основными признаками наличия психического заболевания — умственной отсталости. Изучение всех форм интеллектуальной отсталости находится в компетенции такого раздела психиатрии, как «Психология людей с умственной отсталостью».

  • при наличии низкого уровня интеллектуальной активности, определяемого шкалой Айзенка;
  • при наличии сложностей в социальной жизни человека, проявляемых более чем в трех направлениях жизнедеятельности.
  • Характерные нарушения психики, вызванные недостаточным развитием личности, могут зародиться даже в процессе внутриутробного развития или в результате тяжелых родов. Возникновение отсталости в развитии возможно на протяжении первых лет жизни ребенка. Также вероятность возникновения психического заболевания в виде умственной отсталости зависит от наследственности человека.

    Генетические причины возникновения заболевания

    Разнообразные изменения генетического набора человека обуславливают более половины всех патологий умственной отсталости. Генетические мутации бывают на уровне ген и на уровне хромосом. Одной из самых распространённых форм хромосомной мутации человека является болезнь Дауна. Даунизм относится к олигофренной форме умственной отсталости.

    Одной из экзогенных причин возникновения заболевания, фиксируемой медиками, является нейроинфекция. К более редким причинам появления болезни можно отнести различные травмы головного мозга и сильные интоксикации организма.

    Степени умственной отсталости

    Умственная отсталость, как любое заболевание или патология имеет разнообразные критерии, благодаря которым заболевание подразделяется на виды, степени и формы. Классификация умственной отсталости обуславливается степенью течения и формами проявления заболевания.

  • среднюю, с уровнем IQ в диапазоне 20-49 баллов;
  • Уровень IQ определяет наличие той или иной степени заболевания у пациента. Определение показателя уровня развития больного происходит путем прохождения заданий в тестовой форме. Однако это весьма условное деление тяжести заболевания. Некоторые мировые медицинские ассоциации предлагают и более расширенное деление степеней умственной недоразвитости. Американские психиатры и психотерапевты подразделяют умственную отсталость на пять степеней выраженности. Американская классификация заболевания кроме трех представленных степеней включает в себя еще пограничную и глубокую степени.

    К пограничной форме психической недоразвитости относят, прежде всего, задержку умственного развития у детей. Это изначально весьма не тяжелое психическое нарушение, которое является промежуточными звеном между нормальным и нарушенным состоянием психики человека. Считается, что пограничная умственная отсталость хорошо поддается лечению.

    Средняя и глубокая степени заболевания наиболее часто выражаются в имбецильности или идиотизме. Имбецильная разновидность умственной отсталости характеризуется средним уровнем недоразвитости психики. Такая патология лишает человека возможности мыслить абстрактно и обобщенно. Больные средней степенью психической отсталости выраженной в форме идиотизма не могут самостоятельно себя обслуживать, их практически невозможно научить трудиться.

    К основным клиническим формам умственной отсталости относятся:

  • ДЦП;
  • заболевание Тея – Сакса и прочее.
  • Синдром Дауна, как клиническая форма умственной недоразвитости встречается практически у 10% больных психическими расстройствами. Люди, болеющие данным заболеванием, имеют небольшой рост, небольшую округлую голову, узкие раскосые глаза, именно поэтому некоторое время назад даунизм называли монголизмом. Но на самом деле такое внешнее подобие не имеет никакого основания, потому что синдромом Дауна болеют представители всех национальностей и рас.

    Для предупреждения заболевания у будущего малыша, беременная женщина должна придерживаться здорового образа жизни, избегать стрессовых ситуаций и вовремя проходить необходимые исследования.

    Несмотря на то, что многие формы умственной отсталости считаются неизлечимыми, важную роль в жизни такого больного играет правильная коррекция его психики. Ранняя диагностика, поддержка семьи, необходимая помощь психиатров и психотерапевтов и социальная реабилитация способны заметно изменить уровень качества жизни пациентов с диагнозом умственная отсталость.

    onevroze.ru

    Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и етиопатогнетичним принципу

    Умственно отсталые дети — одна из самых многочисленных категорий детей с отклоняются в развитии. Они составляют примерно 2,5% от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты что обусловлено иными критериями, которые используются при диагностике у ребенка умственной отсталости.

    Понятие «умственно отсталый ребенок» включает разнообразную категорию детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеет диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции.

    Не исключены и такие случаи, когда диффузная поражения коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными, иногда включают и под-

    корковые системы. Все это обусловливает возникновение различных, с разной степенью выраженности отклонений, выявляемых во всех видах психической деятельности, особенно резко — в мыслительных процессах.

    Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляет те, в которых умственная отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных мозговых систем, которые формируются поздно, в период до развития речи (до 2-3 лет). Это так называемые дети-олигофрены (от греч, слабоумный). Данный термин был предложен немецким психиатром Э. Крепелин в начале XX в. для обозначения группы аномалий развития, различных по этиологии, клинической симптоматикой, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие.

    Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50-70-е pp. XX в. прежде всего такими известными клиницистами, как Г. Сухарева, М. Певзнер, Д. Исаев, В. Ковалев и др. Г. Сухарева, преследуя задачи выявления клинических особенностей данной формы умственной отсталости и разработки критериев отграничения ее от подобных состояний, в том числе от слабо выраженных отклонений интеллектуального развития при задержке психического развития, при тяжелых нарушениях речи, при локальной патологии головного мозга, определила основные клинические проявления олигофрении . К ним она отнесла: преобладание интеллектуального дефекта и отсутствие прогредиентный состояния.

    Похоже определение дает несколько позже В. Ковалев, определяя олигофренией как «сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлением непрогредиентних патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей «.

    Степень выраженности дефекта зависит от тяжести повреждения, от локализации, а также от времени. Чем раньше возникло в ребенка заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В таком случае срок нормального развития головного мозга ребенка минимален.

    При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга имеет резидуальный (остаточный), непрогредиентний (не усугубляет) характер, что дает основание для оптимистического прогноза по развитию ребенка, после перенесенной вредности оказывается практически здоровым, поскольку болезненные процессы, имевшие место в его центральной нервной системе, прекращаются. Ребенок способен к психическому развитию, который, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологическая. Дети с олигофренией — преобладающий контингент учащихся в специальной школе. Они являются самыми изученными в педагогическом и психологическом планах.

    Умственная отсталость, возникшая в более позднем возрасте, встречается относительно редко. Она входит в ряд понятий, среди которых определенное место занимает деменция (слабоумие). При деменции нарушения мозга возникают после довольно длительно развития ребенка, который протекал нормально (5-7 и более лет). Деменция может быть следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции имеет необратимый характер. При этом отмечается прогрессировании заболевания. В отдельных случаях с помощью лечения в благоприятных педагогических условиях можно добиться некоторой стабилизации состояния психических функций больного.

    Не относятся к числу олигофренов дети, страдающие прогредиентного текущими, прогрессирующими заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ. их умственная отсталость с возрастом становится все более резко выраженной.

    Особыми также случаи, при которых слабоумие, что у ребенка, сочетается с текущими психическими заболеваниями — эпилепсией, шизофренией и др., Что затрудняет воспитания и обучения.

    Причины, вызывающие умственную отсталость многочисленные и разнообразные. их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

    Они могут влиять в период внутриутробного развития плода, при рождении ребенка и в первые месяцы (или годы) ее жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

    тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности,

    вирусный грипп, краснуха и др .; различные интоксикации, т.е. болезненные состояния организма матери, возникающие под действием ядовитых веществ, которые образуются при нарушении процесса обмена. Интоксикация является следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств. Они могут изменить развитие плода; тяжелая дистрофия женщины во время беременности, то есть накопление обмена веществ в органах и тканях, резкие расстройства их функций и изменения в строении; заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери. К их числу относится токсоплазмоз, который является паразитарным заболеванием, возбудитель которого — паразит, относящийся к простейшим животным. Женщина заражается от домашних животных — собак, кошек, птиц, голубей, коров и от диких — мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз); при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой; травматические поражения плода, является следствием удара, также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, вдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия в родах также может привести к умственной отсталости; среди внутренних причин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности. Установлено, что примерно 75% составляют генетические форме умственной отсталости. Фактор наследственности оказывается, при несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резус-фактор), в хромосомных заболеваниях. В норме при делении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом — 46. При болезни Дауна нерозбижнисть двадцать первом пары приводит к тому, что у этих лиц есть не 46, как в норме, а 47 хромосом;

    к числу внутренних причин относятся также нарушения белкового обмена в организме. Так, например, особой формой тяжелого слабоумия является фенилкетонурия, в основе которой лежит именно эта причина;

    воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалит различного происхождения), возникшие у младенцев, нередко служат причинами умственной отсталости;

    в последние годы умственная отсталость детей все в большей степени оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагоприятной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся некоторые семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни, а затем — постоянно не получает полноценного питания, необходимого для физического и умственного развития.

    Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта измеряется тестом интеллекта Векслера в условных единицах. Дети с легкими степенями умственной отсталости (дебильность) составляют 75 — 80%. их уровень интеллектуального развития (IQ) составляет 50-69 условных единиц. После обучения в специальных школах или классах, находящихся при массовых школах, или после воспитания и обучения в домашних условиях многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются.

    Дети со средней выраженностью умственной отсталости (имбецильность) составляют примерно 15% случаев. их уровень интеллектуального развития (IQ) составляет от 20 до 50 условных единиц. Некоторые из них (с умеренной умственной отсталостью, IQ 35-49) посещают специальную школу для имбецилов или учатся в специальных классах школы для умственно отсталых или воспитываются и обучаются в домашних условиях родителями или приглашенными педагогами. Они обычно живут в семьях. их трудоустройства затруднено.

    Другая группа, с выраженной умственной отсталостью (IQ 20-34), овладевает лишь навыки самообслуживания и простейшие трудовые операции, эти дети часто направляются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения. Глубоко умственно отсталые дети (идиотия) в большинстве пожизненно находятся в интернатах Министерства социальной защиты населения. Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях, их общее количество — примерно 5% от общего числа умственно отсталых детей. Мышление таких детей практически полностью неразвитое, возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослых.

    Конечно они не овладевают даже элементарными навыками самообслуживания. IQ этих детей менее 20 единиц.

    Разделение умственно отсталых детей по степени выраженности умственной отсталости практически целесообразно и находит отражение в современных международных классификациях болезней.

    Многочисленной, перспективной и изученной группой умственно отсталых детей дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. В дальнейшем, употребляя термин «умственно отсталый ребенок», мы будем иметь в виду не только эту клиническую группу, которая в свою очередь характеризуется значительным разнообразием.

    Самой распространенной классификации детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашей стране долгое время была классификация, предложенная М.С. Певзнер, согласно которой выделяются пять форм.

    При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонение в познавательной деятельности не сопровождаются грубыми нарушениями анализаторов.

    Эмоционально-волевая сфера относительно сохранена. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, но только в тех случаях, когда задача ей понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.

    При олигофрении, характеризующаяся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.

    Средний уровень интеллектуального развития соответствует диапазону 90-109умовних единиц. «Хорошая норма» интеллектуального развития соответствует диапазону 110-119 условных единиц. Снижена норма соответствует диапазону 80-89 условных единиц. Пограничный уровень интеллектуального развития между нормой и интеллектуальным снижением соответствует диапазону 70-79умовних единиц. Интеллектуальное снижение соответствует менее 70 условным единицам.

    В олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями; той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного; аппарата.

    При олигофрении с психопатоподобной поведением у ребенка наблюдаются резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у нее наблюдаются недоразвитие лицевых компонентов, снижение критичности по отношению к себе и окружающим людям, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектов.

    При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями лица по лобным типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялые, безынициативны и беспомощны. их речи многословна, бессодержательная, имеет подражательный характер. Дети не способны к психического напряжения, целеустремленности, активности, слабо учитывают ситуацию.

    Дети с олигофренией характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, что проявляется в снижении активности познавательных процессов, особенно — словесно-логического мышления. Причем имеет место не только отставание от норм, но и глубокая своеобразие личных проявлений и всей познавательной сферы. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к детям более младшего возраста, нормально развиваются. Они другие по основным своим проявлениям.

    studbooks.net

    Как классифицируются виды и степени умственной отсталости? Причины возникновения и возможно ли предупредить умственную отсталость

    Факторы, определяющие наличие заболевания

    Классификация умственной отсталости, как психологического заболевания происходит в следующих случаях:

      Исходя из этого можно понять, что низкий уровень интеллектуального развития и социальная дезориентация являются первичными признаками умственной отсталости личности.

      Причинно-следственная связь умственной недоразвитости

      Экзогенная этиология заболевания

      Степени умственной недоразвитости делятся на:

    • легкую, с уровнем IQ в диапазоне 50-69 баллов;
    • тяжелую, с уровнем IQ менее 20 баллов.
    • Разновидности заболевания

      Виды умственной отсталости классифицируются по уровню выраженности заболевания и подразделяются на:

      Степень, разновидность и форма умственной отсталости имеют прямую взаимосвязь. Например, легкая умственная отсталость характерна для дебилизма. К проявлениям дебилизма относят: незначительную недоразвитость психики, неспособность широко мыслить, примитивность мышления и т.д. Умственная отсталость легкой степени может быть как врожденная, так и приобретенная в период первых лет жизни человека.

      Идиотизм и имбецильность

      Такое психическое расстройство как олигофрения проявляется при всех степенях умственной отсталости. Психическое расстройство в виде олигофрении бывает несложным и сложным, которое осложнено различными нарушениями психического характера.

    • синдром Дауна;
    • болезнь Альцгеймера;
    • гидроцефалия;
    • кретинизм;
    • Это далеко не полный список всех клинических проявлений умственной отсталости, но более детально следует рассмотреть самые распространенные из них.

      Предупреждение умственной отсталости

      Большинство вероятных случаев возникновения умственной недоразвитости можно легко диагностировать во время беременности или в раннем возрасте ребенка. С этой целью во всех женских консультациях и родильных домах проводятся специальные скрининговые исследования.

      После рождения, мамам следует внимательно относиться к здоровью ребенка, тщательно выполнять все рекомендации врачей-педиатров и в случае подозрения на задержку в развитии незамедлительно обращаться к специалистам.

      Умственная отсталость: генетические и средовые причины

      Умственная отсталость: причины возникновения, классификация, основные симптомы и синдромы

      ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

      Кафедра общей психологии

      ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХИАТРИЯ»

      Умственная отсталость, причины возникновения, классификация, основные симптомы и синдромы

      Студентка 5 курса, группа ПС – 31

      Факультета психологии и права

      Умственная отсталость, недоразвитие интеллекта или – в более широком смысле – нижняя часть спектра распределения интеллекта в популяции. Умственная отсталость не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе.

      Умственную отсталость следует отличать от нарушений интеллекта, возникающих в пожилом возрасте, а также в результате психических или неврологических заболеваний. В таких случаях интеллект снижается от предшествующего более высокого уровня, тогда как при умственной отсталости он никогда нормального уровня не достигает.

      Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка умственной отсталости.

      Олигофрения. Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50 —70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, Д.Н.Исаев, В.В.Ковалев и др.

      Г. Е. Сухарева выделила критерии отграничения олигофрении от сходных состояний, к которым она отнесла преобладание интеллектуального дефекта и отсутствие прогредиентности состояния. В.В.Ковалев, определяет олигофрению как «сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей».

      Классификация олигофрении по степеням:

      Наиболее распространенной классификацией детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашей стране является классификация, предложенная М. С. Певзнер, в соответствии с которой выделяются пять форм.

      1). Пограничная умственная отсталость — IQ = 70 — 90. Это предболезнь.

      2). Дебильность (легкая умственная отсталость) — IQ = 50 – 70 — как ребенок 8-12 лет. После обучения в специальных школах или классах, находящихся при массовых школах, или после воспитания и обучения в домашних условиях многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются.

      3). Нерезко выраженная имбецильность — IQ = 35 – 50, как у ребенка 6 — 7 лет. Некоторые из них посещают специальную школу или учатся в специальных классах школы для умственно отсталых или воспитываются и обучаются в домашних условиях родителями или приглашенными педагогами. Они обычно живут в семьях. Их трудоустройство затруднено.

      4). Резко выраженная имбецильность (выраженная умственная отсталость). IQ = 20 – 35, т.е. как у ребенка 5 лет. Дети с таким уровнем интеллекта овладевает лишь навыками самообслуживания и простейшими трудовыми операциями, эти дети часто направляются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения.

      5). Идиотия (глубокая умственная отсталость) – IQ = 0 — 19. Соответствует ребенку 2 лет. Глубоко умственно отсталые дети в большинстве своем пожизненно находятся в интернатах. Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях. Их общее количество — примерно 5% от всех умственно отсталых детей. Мышление таких детей практически полностью неразвито, возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослым. Обычно они не овладевают даже элементарными навыками самообслуживания.

      Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести заболевания, от его преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В таком случае срок нормального развития головного мозга ребенка минимален.

      Классификация олигофрении по эмоционально-волевым нарушениям (по Исаеву):

      1). Астенический тип: варианты:

      а). основной г). дисмнестический

      б). дислалический д). брадипсихический

      2). Дисфорический тип.

      3). Стенический тип: уравновешенный или неуравновешенный.

      б). акатизический (при передозировке нейролептиков) – бесцельное

      в). мориоподобный (с дурашливостью, цинизмом).

      Отличия олигофрении от педагогической запущенности:

      Педагогическая запущенность — это задержка психического развития, которая возникает в условиях социального неблагополучия.

      1). У запущенного ребенка – остается интерес ко всему новому.

      2). У запущенного ребенка отсутствует тугоподвижность мышления.

      3). Те стороны психики, которые подверглись благоприятному воздействию – у запущенного ребенка развиты нормально.

      Частный случай педагогической запущенности – синдром сиротства:

      2). Дистимия (пониженное настроение).

      3). Педагогическая запущенность.

      4). Слабо развита моторика.

      Деменция — умственная отсталость, возникшая в более позднем возрасте. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. Она может быть:

      Органическая деменция бывает частичной (парциальной) или общей. При частичной деменции сохраняется ядро личности (оно складывается из 2 критериев: сознание болезни и стремление корригировать ее), а также сохраняются социально-этические установки личности.

      Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость, принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни.

      Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

      тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, — вирусные гриппы, краснуха и др.;

      различные интоксикации, т.е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств. Они могут изменить развитие плода;

      тяжелые дистрофии женщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении;

      заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери. К их числу принадлежит токсоплазмоз, являющийся паразитарным заболеванием, возбудитель которого — паразит, относящийся к простейшим животным. Женщина заражается от домашних животных — собак, кошек, кур, голубей, коров или от диких — мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз);

      при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой;

      травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба, также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка;

      Среди внутренних причин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить:

      фактор наследственности. Установлено, что примерно 75 % составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется, в частности, в несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резус-фактор), в хромосомных заболеваниях. В норме при делении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом — 46. При болезни Дауна нерасхождение двадцать первой пары приводит к тому, что у этих лиц имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом;

      нарушения белкового обмена в организме. Так, например, особой формой тяжелого слабоумия является фенилкетонурия, в основе которой лежит именно эта причина;

      воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), возникшие у младенца, нередко служат причинами умственной отсталости;

      в последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся некоторые семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни, а затем — постоянно не получает полноценного питания, необходимого для физического и умственного развития.

      Приведем далее в качестве примеров некоторые синдромы, для которых характерна умственная отсталость.

      Синдром повышенной ломкости X-хромосомы наследуется по X-сцепленному доминантному типу. Клиническая диагностика этого синдрома обычно трудна, поскольку его фенотипические проявления многообразны и неспецифичны. Его классические признаки: большие оттопыренные уши, удлиненное лицо, выступающая нижняя челюсть, макроорхизм — появляются, как правило, только после пубертатного периода. Самыми ранними симптомами обычно являются задержка развития и поведенческие расстройства, в том числе гиперактивность и аутизм.

      Болезнь Ли обусловлена дефицитом цитохром-C-оксидазы и пируватдегидрогеназы. Заболевание начинается обычно в возрасте до двух лет и проявляется задержкой развития, мышечной гипотонией и слабостью, атаксией, офтальмоплегией, нарушением ритма дыхания.

      Синдром MERRF (миоклоническая эпилепсия с пятнистыми мышечными волокнами) обусловлен точечной мутацией в нуклеотидной паре ДНК. Синдром проявляется атаксией, мышечной слабостью, деменцией, низкорослостью, снижением слуха, лактацидозом.

      Синдром MELAS (митохондриальная энцефаломиопатия, лактацидоз и инсультоподобные эпизоды) связан с точечной мутацией в нуклеотидной паре ДНК. Клинические проявления включают низкорослость, эпилептические припадки, повторную рвоту, периодические головные боли, рецидивирующие инсультоподобные эпизоды, деменцию. В крови выявляется лактацидоз, в мышцах — пятнистые волокна.

      Синдром Кирнса-Сейра, для которого характерны прогрессирующая наружная офтальмоплегия, атаксия, мышечная слабость, дегенерация сетчатки, нарушения проводимости сердца, лактацидоз, повышение уровня белка вСМЖ, пятнистые мышечные волокна.

      Болезнь Олперса связана с недостаточностью комплекса I дыхательной цепи митохондрий. Кроме слабоумия, для нее характерны рано появляющиеся эпилептические припадки, деменция, спастичность, слепота, нарушение функции печени.

      X-сцепленная адренолейкодистрофия обычно начинается в детском возрасте, однако иногда симптомы появляются в подростковом или в зрелом возрасте. Вначале обычно возникают поведенческие расстройства и изменения личности, затем присоединяются прогрессирующие неврологические нарушения, ослабление интеллекта и признаки надпочечниковой недостаточности.

      Детский церебральный паралич — это хроническое непрогрессирующее заболевание, характеризующееся выраженными двигательными нарушениями, часто сочетающимися с эпилептическими припадками и умственной отсталостью. В зависимости от неврологических симптомов выделяют спастическую, хореоатетозную, атаксическую и смешанную формы детского церебрального паралича. Двигательные расстройства иногда становятся явными лишь на втором году жизни, что значительно затрудняет дифференциальный диагноз с прогрессирующими неврологическими заболеваниями. Важнейшая причина детского церебрального паралича — недоношенность и ее осложнения. У доношенных детский церебральный паралич обычно бывает обусловлен внутриутробными факторами, а перинатальные воздействия не играют ведущей роли.

      works.doklad.ru