Успокоительные при аутизме

Про нейролептики

моё имхо имхастое-наши врачи вообще не знают,что делать с аутизмом и аутичными чертами БЕЗ НЛ.а делать можно много-АВА терапия,сенсорная интеграция,кинезотерапия,всяки­е диеты и биомед,гомеопатия и проч.что-то из этого вы пробовали? без результата?
а у Осина не консультировались? очень грамотный врач,в курсе последних тенденций,назначениями на нейролептики не разбрасывается.
моё мнение по вашему топику-врачи просто перестраховываются.
как ни странно,с пубертатом у многих наблюдаются улучшения,т.к. гормоны начинают играть стабилизирующую роль ( сейчас на западе для аутистов предлагается окситоцин в виде спрея.многие женщины с аутизмом отмечали ,что в период беременности/кормления им было намного лучше.
тут почитайте [ссылка-1]

еще есть сообщество взрослых людей с СА и аутизмом.таких,как ваш сын,довольно много.имхо-надо просто помочь ему найти свою нишу,место и род занятий,где он будет успешен.

У моего тоже имеется кое-что из того, что вы описали. Ему сейчас 11 лет и официальный диагноз- аутичный спектр. Никаких лекарств никогда в жизни давала и давать не буду.К врачам давно не хожу. С возрастом-только улучшения и многое сглаживается или исчезает вовсе. Не теряем надежды, что вообще все перерастем..
Советую вам обходить врачей (особенно психиатров!!) седьмой дорогой и дать просто ребенку вырасти. Я знаю немало случаев, когда детей именно залечивали врачи(((..
Мои советы такие:
-Не нагружайте ребенка учебой(дополнительные кружки, где нужно много концентрировать внимание)
-побольше отдыха(желательно море, отдых за городом)
-побольше прогулок на свежем воздухе
-и даже просто дать побездельничать дома

Еще я питанию уделяю большое внимание. ОНо должно быть разнообразным и полезным. 04.05.2011 16:42:29, из-за границы

У знакомых точно такой же мальчик. И даже стереотипии такие же. Вот не поверите, в школе и в музыкалке — отличник, хотя иногда «зависает». Друзей у него нет, мой пытался с ним дружить, но очень специфично получалось, как старший с малышом. Хотя у них разница меньше года.

Сейчас ему 14,5 лет. Его мама (сама врач по образованию, зав. отделением в одном очень известном стационаре при ММА им Сеченова) никогда не давала ему ни нейролептиков, ни уж тем более психотропов. И что самое поразительное, в пубертат все, наоборот, успокоилось, ушли стереотипии (не прыгает, кистями рук не трясет, а раньше лет до 10 точно все это было, особенно когда возбужден или радуется), стал более собранным. Но жизнь в своем мире так и осталась, никуда не делась, друзей не прибавилось. В 6 классе его перевели из сильной гимназии, где он был отличником, в школу надомного обучения, потому что сверстники над ним издевались.

В общем, наблюдая этого мальчика, думаю, что нейролептики и психотропы в данном конкретном случае и не нужны вовсе. К тому же, они не самым лучшим образом влияют на интеллект. 04.05.2011 15:11:28, Natem

conf.7ya.ru

применение нейролептиков

орит, пишет 12 июня 2012, 02:20
Нижний Новгород, 38 лет

Пол: Мужской
Требуется: психиатр

Моему ребёнку 6.5 лет. аутизм поставили в 2.8г. Применяли ноотропы, были в реацентре ,речь появилась в 4г. тяжёлых проявлений аутизма таких как самоагрессия и двигательные стереотипы, нет и небыло. память есть,учимся читать.Говорит предложениями. прощается.здоровается-сам. Просьбы выражает. Наши минусы-увлечённость одними интересами,агрессия на какой либо запрет .Себя называет в третьем лице. Стереотипность речи и поведения,много страхов. В садике не любит групповые занятия, не спит в обед, на контакт идёт чаще с целью поговорить про «своё» .К обучению проявляет негатив. Нужно ли нам пить рисполепт? Или может есть другие нейролептики? Полегче? Если да,то какие.

Если тяжёлых проявлений аутизма нет, то, моё мнение, нейролептики лучше не пить. Они искажают и тормозят естественное развитие, подавляют интеллект. Продолжайте пить ноотропы и заниматься по программе АВА. Нет ли нарушений сна? На сколько ребёнку мешают страхи? При аутизме лучше давать нейролептики с седативным, успокоительным эффектом. Сонапакс, феназепам. Нужно проверить зрение и слух методом Вызванных Потенциалов. Если есть нарушение сна- снотворное, например, 0,25 талетки азалептин или тизерцин или имован.

Здравствуйте Gennady!Спасибо за весьма ценный совет.Правильно ли я поняла -Сонапакс более лёгкий нейрол.?Как его нужно давать- курсом или постоянно? Что такое проверить зрение и слух методом вызванных потенциалов? Ничего, если я более подробно опишу наше поведение и страхи? Боюсь что выйдет очень длинно.

Геннадий, побочек у Азалептина или Тизерцина ничуть не меньше, чем у рисполепта, если не больше.

Да, сонапакс- лёгкий нейролептик, успокаивающий, с меньшими побочками. Давать нужно при негативной симптоматике (например, страх). Если страх пройдёт, то лучше нейролептики не давать, так как все нейролептики тормозят интеллектуальное развитие. Нейролептики аутизм не лечат. Вызванные Потенциалы помогают определить, нет ли искажений при прохождении сигналов слуха и зрения. На сайте уже много раз я писал об этом. Пишите, что Вас волнует.

Не нужен рисполепт, зачем же пушкой по воробьям? Пейте постоянно травы (успокоительный сбор), по необходимости — сонопакс (если подходит, смотрите по поведению), Грандаксин можно до 4-х таблеток в день при истерике или негативизме, пробуйте Эглонил, наблюдайте — это все советовал профессор Буянов в случаях, когда нейпролептики слишком тяжелы.

Здравствуйте, Klear! Вы лечили ребенка у Михаила Ивановича? Если можно напишите на мэйлparfenovairina1@mail.ru

А страхи в вашем случае (понимание в норме по возрасту и речь), лучше прорабатывать с хорошим детским психологом. Толку может быть больше, чем от лекарств. Здоровья вам!

Советы замечательные. Самые ценные: не пить нейролептики без крайней необходимости, заниматься АВА и подообрать психолога, который понравится ребенку для проработки страхов. Если страхов много, то ребенку нужна защита от этих раздражителей и постепенное приучение к ним. Моему ре 6й год и без успокоительных нам удалось решить большинство проблем с АВА, биомедом и психологом.

ещё неплохо успокаивает ЭДАС-306

а вот у моего от всех успокоительных (включая персен в состав которого входит валерьянка) совершенно противоположный эффект — буянить начинает. пробовала многое из вышеперечисленного, а помогла успокоится гомеопатия и акатинол, ещё поведенческая терапия и суперобнимания )))

попробуйте «Капли Зеленина» за 1-2 часа до сна и в обед если будет нужно . С колько лет — столько капель на прием (вам можно 7)

я все таки пытаюсь снять дочь с нейролептиков. С июля попробуем принимать фенибут. Почитайте про него в википедии, посоветуйтесь у врача. всем доброго дня!

Марина-Маринка, а чем вызвано решение слезть с нейролептиков? вроде бы раньше Вы были не против их применения?

так на выходные я их теперь вообще не даю, на ночь только. ) Только в детском саду — там это условие посещение детского сада, и то дозы я попросила давать мизерные (1/4 таблетку труксала), чтобы ребенок спал во время тихого часа. И вечером столько же. Даже на фоне приема пантокальцина (мы сейчас его принимаем), такой агрессии, как раньше (тьфу-тьфу!), нет. Попробуем.

У Ребенка агрессия на пантокальцин и вы продолжаете давать? Может он ему не подходит? У нас была на него агрессия и врач отменила сразу, заменив другим. Мало ли хороших производных.

инфу в студию. Поинтересуюсь у врача. Мой врач упорно нам увеличил дозу. Спасибо за ответ.

Марина, мы пили пантотенат кальция, он другого действия. почитайте про гопантеновую и пантотеновую кислоты. Гопантеновая — антагонист пантотеновой. При приеме пантокальцина может возникнуть острый дисбаланс и дефицит вит. В5, который ухудшает самочувствие и вызывает мышечные и другие боли, вот отсюда и агрессия. Либо пить их вместе чтоли. Но у нас все что ГАМК активизирует не идет вообще.

Если можно тоже отвечу на этот вопрос, ибо накипело. Я выбросила рисполепт, потому что на фоне приема этой гадости (в дозе капля в день) ребенок страшно деградировал и забыл все, что было наработано за полгода: и горшок, и рисование, и аккуратная еда за столом. Это был просто малыш с текущей слюной изо рта и постоянно капающей мочой — чего не было вообще. Я была в гневе, пришлось обучать заново, при отмене сами по себе навыки не вернулись.

Здравствуйте! Нашему сыну было 6 лет,когда нам врач выписал рисполепт. Ребенок был гиперактивным. но после приминения этого лекарства поведение стало гораздо лучше! Стал спокойным,усидчивым,что очень способствует обучению. Нет этих криков,когда что-то у него не получается. В общем его развитие стало намного заметнее! Но вот я прочитала здесь комментарии,и стала сомневаться. Может стоит отменить.

а сколько вы уже принимаете этот препарат? у нас сначала тоже были улучшения,незначительные,но позже улучшения пропали куда то,разве только сон ночной спокойный более или менее остался.

У нас со сном с рождения проблем не было. А этот препарат даем уже около 8 месяцев. Кстати, улучшения пропали месяца два назад.

у нас до года проблем не было со сном.а после начались. а вам не предлагали заменить этот препарат?

Наш психиатр сразу предложила рисполепт,ну он у нас был ОЧЕНЬ гиперактивный. И начитавшись здесь,стала задумываться в компетентности нашего врача.

и наша психиатр тоже сразу рисполепт,я ее еще переспросила нет ли полегче чего(я знала что есть сонопакс,но его приравнивают к персену),она сразу сказала что нам ничего кроме рисполепта не поможет.

И вот что теперь делать ума не приложу.

и я не знаю что делать. руки опускаются.

Руки опускать не стоит! Пусть наши детки не такие как все. но они все-равно самые любимые. Может они по-счастливее нас будут,в своем уютном мирке. А наша задача лишь помогать им!

согласна! 🙂 и очень надеюсь, что наши детки будут СЧАСТЛИВЕЕ нас.

Они определенно УЖЕ счастливее нас!:))

Орит, не давайте ребенку такую гадость как рисполепт, его не стоит даже пробовать! Мой сын принимал всего лишь месяц, и за полгода прибавил в весе 6 кг! Все дети моих знакомых, кто его пил, добреют как на дрожжах. Тут правильно вам советуют — начните с трав, очень хорошо помогает пустырник в таблетках, можно настойку валерианы смешать с настойкой пустырника и давать. Не поможет — легкие успокоительные. Фенибут очень хороший препарат, это ноотроп с легким успокоительным эффектом. Пикамилон тоже очень хороший препарат.

Не помогают — легкое успокоительное вроде атаракса. Это препарат из группы транквилизаторов, у них нет такой побочки, как у нейролептиков. В крайнем случае сонапакс, потому что это уже нейролептик.

Еще очень хорошо успокаивает вода. Пусть дома каждый день сидит в ванной по часу, пока лето и тепло — ходите на пляж.

Нет какого-то конкретного лекарства, лечащего аутизм и только его. По мере необходимости могут назначаться антидепрессанты, нейролептики, транквилизаторы и нейрометаболическая терапия.

Если бы такое лекарство существовало, то проблема аутизма так остро бы не стояла в обществе. Не создавались бы специальные школы и центры реабилитации, не подключалось бы столько ресурсов, сил и времени на адаптацию таких детей.

Посещайте педагога-дефектолога, детского психолога и специальные центры для развития и адаптации аутичных детей, занимайтесь с ребенком дома. Это принесет гораздо больше пользы.

Приобрести эффективные лекарства для лечения этого заболевания

www.medkrug.ru

Детский аутизм

Многим детям в раннем возрасте сложно общаться с незнакомыми людьми, однако некоторые малыши с трудом поддерживают эмоциональный контакт и с самыми близкими – мамой, папой, братьями и сестрами. Возможной причиной является аутизм.

Причины развития аутизма

Аутизм является сложным нарушением эмоционально-личностной сферы ребенка, механизм развития которого еще не полностью изучен. По разным гипотезам, это расстройство может быть вызвано психической травмой, недостаточным развитием центральной нервной системы, врожденным или перенесенным заболеванием (туберозный склероз, нейроинфекции и т. д.). Согласно современным медицинским исследованиям, аутизм могут провоцировать все названные причины как отдельно, так и в комплексе.

Признаки аутизма можно отметить у детей в возрасте 2-3 лет

Симптомы детского аутизма

Сложности при эмоциональном контакте. Ребенок, страдающий аутизмом, с трудом выражает собственные эмоции и не понимает эмоциональные состояния окружающих людей. Такие дети не поддерживают зрительный контакт, испытывают трудности при взаимодействии с помощью интонации, жестов и мимики. Аутизм наиболее остро проявляется при попытке общения с посторонними людьми, но часто его признаки могут заметить и близкие.

Стереотипичность поведения. Дети с аутизмом часто бывают увлечены однообразными действиями – прыжками, взмахами руками, раскачиванием и т. п. Объектом манипуляций может быть один предмет, который ребенок постоянно крутит в руках, трясет, переворачивает. Во время рисования, игр и разговоров у детей, страдающих аутизмом, часто доминирует одна и та же тема. Ребенок противится любым нововведениям и изменениям привычного ритма жизни.

Нарушение речевого развития. У аутичного ребенка может быть богатый словарный запас, но при этом малышу сложно грамотно и четко формулировать мысли. Дети могут разговаривать штампами или полностью избегать вербального общения. Им свойственно игнорировать вопросы, использовать по отношению к себе местоимения «он», «она», «ты». При этом в одиночестве ребенок может говорить грамотно, комментировать свои действия, без запинки повторять выученные стихи.

Особенности обучения детей с аутизмом

Обучение обобщению. Дети с аутизмом с трудом обобщают различные факты и понимают причинно-следственные связи между явлениями. При выполнении любого действия ребенку нужно объяснять, что именно нужно сделать, чтобы получить желаемый результат. При этом родителям необходимо научиться предугадывать желания детей. Например, если малыш ищет любимую игрушку, следует сразу сказать ему, где она лежит и как он может достать ее, если захочет поиграть.

Обучение концентрации внимания. Для детей с аутизмом характерно неумение сосредотачивать внимание. В этом случае, чтобы ребенку было легче концентрироваться, можно использовать различные символы-подсказки – вербальные или визуальные. С их помощью малыш не запутается при выполнении сложного действия и будет быстрее ориентироваться в новой для него ситуации. Например, рассказывая о взлете и посадке самолета можно использовать карточки с надписями «вверх» и «вниз», которые помогут связать новую информацию с уже знакомой. Использование визуальных подсказок особенно эффективно, поскольку многие дети, страдающие аутизмом, мыслят не логически, а образно.

www.tenoten-deti.ru

Аутизм у детей

«Человек дождя», «Карточный домик», «Восход Меркурия» — все эти фильмы объединяет общая особенность главных героев — аутизм. Название этого заболевания происходит от латинского слова autos — «сам» (аутизм — погружение в себя). Аутизм встречается не так уж редко: по данным статистики — от 3—4 до 10—15 случаев на 10 000 детей, причем аутизмом чаще страдают мальчики, чем девочки.

Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Основная проблема аутизма заключается в непонимании, невосприятии человеком событий, происходящих вокруг.

Отчего это бывает?

Доказано, что большая часть случаев аутизма наследственно обусловлена, однако точные механизмы наследования до настоящего времени неизвестны. Единственное, что можно утверждать, что скорее всего наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет — во многом зависит от внешних обстоятельств, которые, скорее, являются не причиной, а условиями развития аутизма. Именно поэтому нередко появлению признаков аутизма в возрасте до 2-2,5 лет предшествуют самые различные события: родовые травмы, природовая асфиксия и другие нарушения беременности и родов, а также различные факторы, действующие уже после рождения.

В последние годы аутизму уделяется особое внимание. Связано это с тем, что, по данным ряда исследований, количество людей, больных аутизмом, становится с каждым годом растет. Однако, неясно, связано ли это с какими-то внешними факторами или же просто происходит расширение границ понятия «аутичности».

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются некоторыми особенностями развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза); он может также не реагировать на звуки, на свое имя, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет.

Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность проявлений его нарушения. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость.

Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности — иногда просто гениальные — к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания», а тех, кто ими обладает, называют «учеными аутистами». Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.

Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутренний мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией — боязнью всего нового. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети страдают сенсорной фобией — например, дети могут бояться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т.д. Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений.

Речь отличает негибкость «сделанность», «механистичность», «попугайность». Часто производит впечатление штампованности. Одна из ярких характеристик речи аутичного ребенка — эхолалирование, часто — отсроченное, повторение услышанной где-либо фразы вне связи с реальной ситуацией.

Проблемы семьи аутичного ребенка

Беда семей с аутичными ребенком, прежде всего, в том, что осознание проблемы зачастую наступает внезапно. Трудности установления контакта, взаимодействия уравновешиваются в глазах родителей успокаивающими впечатлениями, которые вызывают серьезный, умный взгляд ребенка, его особые способности. Поэтому в момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, на самом деле «необучаем». Часто им сразу предлагают оформить инвалидность или поместить его в специальный интернат. Состояние стресса для семьи, которая продолжает «сражаться» за своего ребенка, с этого момента нередко становится хроническим.

Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами. Ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Понятны поэтому проявления у нее депрессивности, раздражительности, эмоционального истощения. Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувства вины, разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого, только глазной контакт он может выдержать лишь очень непродолжительно. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми.

Кроме того, что отцы обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть долговременными, фактически пожизненными. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: в психологическом и бытовом плане они тоже испытывают определенные трудности, и родители в такой ситуации нередко вынуждены жертвовать их интересами.

Если вы заметили вышеперечисленные признаки в поведении своего ребенка, обратитесь за консультацией к детскому психиатру. Чем в более раннем возрасте вы начнете коррекцию развития аутичного ребенка, тем больше шансов адаптировать его к нормальной жизни. При диагностике аутизма основным критерием является то, что это заболевание никогда не развивается у здорового ребенка после 5 лет. Таким образом, если перечисленные отклонения обнаруживаются в более зрелом возрасте, следует в первую очередь подумать о шизофрении, а не об аутизме.

Кроме того, некоторые симптомы аутизма схожи с проявлениями умственной отсталости, нарушениями речи, врожденной глухоты и регрессивного психоза. Поэтому только опытный специалист может определить, действительно ли ваш ребенок страдает аутизмом.

Обычная терапия предполагает, как соответствующую диету, так и применение лекарств и успокоительных средств, чтобы улучшить общее состояние ребенка. Кроме того, сейчас существует масса методик и наработок, направленных на лечение или коррекцию аутизма. Например, терапия общения помогает выработать у ребенка независимость, самостоятельность и навыки социальной адаптации. Здесь важно также способствовать выработке навыков общения посредством языка жестов и других различных методов (невербального общения). Аудио-вокальная тренировка и аудио-обучение направлены на последующую адаптацию ребенка-аутиста так же, как и терапия конфликта, основным методом которой служит насильственное объятие «forceal holding», или холдинг-терапия. Этот метод также носит название «форсированной поддержки» и был впервые предложен М. Welch (1983). Он состоит в попытке форсированного, почти насильственного образования физической связи между матерью и ребенком, т.к. именно отсутствие этой связи нередко считается основным нарушением при аутизме.

Кроме того, необходимы постоянные занятия специализированной лечебной физкультурой для того, чтобы ребенок научился правильно владеть своим телом.

Родителям необходимо понять, что происходит с их ребенком, по возможности установить с ним эмоциональный контакт, почувствовать свои силы, научиться влиять на ситуацию, изменяя ее к лучшему.

Кроме того, семьям с аутичными детьми полезно общаться между собой. Они не только хорошо понимают друг друга, но каждая из них имеет свой уникальный опыт переживания кризисов, преодоления трудностей и достижения успехов, освоения конкретных приемов решения многочисленных бытовых проблем.

m.rus.delfi.lv

Травы при аутизме

Корсун Владимир Федорович

Каждому родителю приятно наблюдать за тем, как его ребёнок улыбается, смеётся, бормочет и реагирует на происходящее вокруг него. Дети тоже любят это внимание, постоянно окружающее их. На самом деле такое поведение детей и родителей — не только проявление любви, но и необходимое условие развития. Однако есть дети, которые не любят обращать внимание на окружающих и словно живут в своём собственном мире. Они не стремятся познавать новое, знакомиться, делиться своими эмоциями. Часто у таких детей возникают проблемы в общении и социальной адаптации, ничего не интересует их. Ребёнок, у которого появляются симптомы, схожие с перечисленными выше, болен аутизмом.

Термин «аутизм» (от греческого autos – сам) был введен психиатром Е. Блейлером и означает «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений». Швейцарский психиатр Л. Каннер в 1943 г. впервые дал целостное описание синдрома, наблюдаемого в детской психиатрической практике, который он обозначил как ранний детский аутизм (РДА). Основным нарушением в описанных им клинических случаях он считал неспособность детей с самого рождения устанавливать отношения с окружающими людьми и правильно реагировать на внешние ситуации. Сначала это расстройство Каннер относил к детской форме шизофрении, но затем признал его самостоятельность, а причины искал то в аффективной сфере, то в кругу органических нарушений. С тех пор не утихают споры относительно причины, механизма развития, проявлений, лечения, прогноза этого психического расстройства.

Нарушение социального взаимодействия проявляется в отсутствии или выраженной ограниченности контакта с внешней реальностью. Ребенок как будто отгорожен от мира, живет в своем панцире, «скорлупе». Может создаться впечатление, что он не замечает окружающих людей, для него имеют значение только собственные интересы и нужды. Попытки «проникнуть» в его мир, вовлечь в контакт приводят к вспышке тревоги, агрессивным и самоагрессивным проявлениям. Часто больший интерес вызывают предметы, а не люди: ребенок может часами заворожено следить за движением пылинок в луче света или рассматривать свои пальцы, крутя ими перед глазами и не реагировать на призывы матери. словно неживой предмет. Иногда ему нравится играть рядом с другими детьми, смотреть, что они делают, что пишут в тетради, во что играют, при этом больший интерес вызывают не дети, а то, чем они занимаются. Поведение ребенка в общественных местах может быть недостаточно адекватным. Так, он может кричать, в магазине все хватать с полок. А если кто-то обращает на него внимание, то начинает нервничать. В детском саду не соблюдает режим, не слушается воспитателей, не участвует в занятиях, а может сидеть, например, в шкафу.

Главной же проблемой является отсутствие или выраженная недостаточность коммуникативной функции речи ребенка. Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и активность обнаруживаются с раннего возраста. Ребенок испытывает большую потребность в сохранении стабильности и неизменности его привычного окружения.

В свою жизнь ребенок вносит большое количество ритуалов и нуждается в их неукоснительном выполнении, например, перед сном требует, чтобы ему читали рассказы из семи определенных книг в определенной последовательности.. Нередко у ребенка отмечается прекрасный музыкальный слух, любовь к музыке, которую он внимательно слушает, безошибочно узнает мелодии, кружится под них, а некоторых может бояться, поворачиваться спиной к магнитофону, пятиться из комнаты, вжав голову в плечи. Физическое развитие при чистых формах детского аутизма, как правило, нормальное.

Постепенно ребенок может развить, иногда достаточно глубокие и прочные связи с родителями, братьями и сестрами. У некоторых детей социальное развитие улучшается в течение подросткового и взрослого периодов жизни. Небольшое количество детей делают значительный шаг вперед в течение подросткового периода и функционируют значительно лучше по сравнению с ранними годами жизни.

Известно, что при отсутствии лечебно-коррекционной помощи до 70% детей с аутизмом становятся глубокими инвалидами и нуждаются в постоянной помощи посторонних лиц. Раннее начало лечебно-коррекционных мероприятий значительно улучшает прогноз.

Лечение аутизма

Медикаментозная терапия направлена на уменьшение симптомов, дополнительно ухудшающих социальную адаптацию ребенка, например, выраженные агрессия, саморазрушающее поведение, импульсивность, гиперактивность. Назначают пирацетам, пикамилом, дигидрокверцетин, комплекс витаминов группы В и пр. Коррекционная работа необходима детям со сниженным интеллектуальным развитием и должна проводиться по специально разработанным методикам, учитывающим особенности эмоциональной сферы, общения, восприятия окружающего мира.

Идеальным вариантом является комплексная работа, включающая педагогическое воздействие, музыкальные, танцевальные и т.п. занятия и, обязательно, психотерапию.

Психотерапия должна быть одной из составляющих комплексного терапевтического воздействия. Она воздействует на эмоциональные проблемы ребенка, помогает устанавливать полноценный контакт с окружающими, преодолеть глубокие психологические барьеры, страхи. Психотерапия его – это длительный процесс, самым лучшим является режим 3-4 сеанса психотерапии в неделю в течение не одного года. Но потраченные усилия оказываются ненапрасными.

Определенную пользу могут принести некоторые лекарственные растения. Поиск правильного лекарственного средства и адекватной его дозировки при аутизме часто очень тяжел, и могут уйти месяцы на апробацию различных лекарственных препаратов. Это касается использованию мелиссы, багульника, любистка, солянки холмовой, бакопы, шизонепеты, шлемника байкальского, датиски коноплевой. Хороший эффект дают препараты гинкго двулопастного (танакан, билобил, табакан), которые положительно влияют на процессы обмена веществ в нейронах мозга, улучшают усвоение глюкозы и кислорода, обладают выраженными ноотропными и антиоксидантными свойствами. Известен дормиплант (экстракт корня валерианы и листьев мелиссы), улучшающий сон и дающий успокоение при тревожном напряжении. В ряде случаев помогает утренний прием экстракта родиолы, настойки левзеи, а вечером – душицы, мелиссы, пассифлоры, валерианы и других растений, проявляющих успокаивающее, улучшающее сон, стрессопротективное и вегетостабилизирующее действие. Все перечисленные растения и препараты желательно использовать после консультации с врачом, знающим эти растения, а лучше – прошедшем подготовку по фитотерапии. Каждые 2 – 3 недели фитопрепараты меняют, чтобы не развилось привыкание в организме.

В аюрведической медицине обоснованно при аутизме используются препараты бакопы. Это полученный по оригинальной технологии таблетированный экстракт знаменитого лекарственного растения семейства норичниковых бакопа Монье (Bacopa monnieri (Linn.) Pennel). Его успешное применение при проявлении различных расстройств высшей нервной деятельности, в частности повышенной возбудимости, ухудшении памяти, слабоумии, эпилепсии, аутизме уже более тысячи лет назад было описано в классических трудах восточной медицины. Бакопа Монье заслуженно принадлежит к числу нескольких “избранных” представителей южной экзотической флоры, которые благодаря своим проверенным временем и не имеющим аналогов свойствам всё шире используются и в современной западной диетологии, фитотерапии и косметологии.

Многочисленные научные эксперименты как российских, так и зарубежных ученых-медиков неопровержимо свидетельствуют о том, что, с одной стороны, содержащиеся в бакопе Монье биофлавоноиды, нетоксичные алкалоиды брахмин и герпестин, а также сапониновые производные (бакозиды А и В) благотворно влияют на метаболизм активных медиаторов в головном мозге и особых рецепторов, которые участвуют в регуляции эмоциональных реакций, лежащих, в частности, в основе депрессии. С другой стороны, бакозиды ускоряют синтез протеина в клетках головного мозга, отвечающих за способность к обучению, память и сообразительность.

И, наконец, согласно последним исследованиям, данное растение обладает великолепным антиоксидантным действием, превосходя по этому показателю в том числе популярный витамин Е.

Столь редкое сочетание уникальных свойств определяет главные области применения таблетированного экстракта на основе бакопы Монье. Прежде всего—это один из лучших антидепрессантов сбалансированного типа действия, удачно дополняющий “созидательное”, стимулирующее мозговую активность начало мягким успокаивающим эффектом. Он также оказывает неоценимую помощь в решении сложных и деликатных проблем, связанных с расстройством памяти и концентрации внимания. При этом достоверно доказано, что в возрастном плане его действие в самом хорошем смысле слова «универсально», т.е. в равной степени эффективно при задержке умственного развития у детей, при переутомлении в связи с учёбой или напряженным интеллектуальным трудом у молодежи и взрослых, а также при проявлении возрастных ухудшений памяти у пожилых людей.

Антиоксидантные свойства также обуславливают его перспективность в области геронтологии для замедления процесса старения организма и профилактики связанных с ним нервных расстройств, которые согласно представлению современной науки вызываются именно свободными радикалами.

И, наконец, благодаря восстановительному механизму действия бакозидов, он способствует скорейшему устранению последствий инсультов, нервных потрясений и черепно-мозговых травм.

В определенной мере таблетки бакопы заменяет индонезийское средство риколин, содержащий ряд трав Юго-Восточной Азии.

Нами используется при аутизме сбор, включающий цветки боярышника пятилопастного(3 части), плоды шиповника коричного (4), рябины красной (2), траву спорыша (4), зверобоя продырявленного (3), донника лекарственного(2), багульника болотного (1), мелиссы лекарственной (2), дербенника иволистного (3), посконника (4), корни пиона уклоняющего (3), солодки голой (4), синюхи голубой(2), семена льна (2), слоевище морской капусты (2), корни шлемника байкальского (3), траву шизонепеты многонадрезанной (2 части). Все компоненты смешать. 1 чайную ложку смеси трав залить 1 стаканом воды, кипятить 5 мин на малом огне, настоять 30 мин, процедить. Принимать по 30 — 70 мл 3 раза в день (в зависимости от возраста пациента) до еды 3 – 5 месяцев.

Подойдут блюда из круп и овощи, приготовленные на пару. Исключаются молочные продукты, орехи, хлебобулочные и кондитерские изделия, сладкие фрукты и соки из них. Применяются травы и специи: имбирь, корица, перец, солодка, базилик, гвоздика, мята. Эти травы могут добавляться как в пищу, так и готовятся чаи из них. Полезно употребление смеси соков лимона и свежего имбиря с теплой водой. Шафран с горячим молоком способствует росту тканей головного мозга и улучшению памяти.

ru.likar.info