Заикание андронова арутюнян

Методика Лилии Зиновьевны Андроновой-Арутюнян.

Ключевым моментом метода профессора Лилии Зиновьевны Андроновой-Арутюнян является синхронизация речи с движениями пальцев рук. Рука не отвлекает человека от акта речи, а своими последовательно организованными движениями запускает речь, устраняя спазматические задержки, определяет темп, ритм речи и даже помогает восстановить нарушенную у заикающихся интонацию. Благодаря руке новая речь становится как бы источником спокойствия.
Работа начинается с режима молчания (до 4 дней). Это время необходимо для обучения новым речевым навыкам. С помощью руки ученики уже через несколько занятий начинают говорить без заикания, но темп речи пока медленный. До лечения заикания многих пугает медленный темп речи на начальном этапе, но, научившись правильно говорить с рукой, ученики воспринимают его уже не как наказание, а как награду, т.к. испытывают во время говорения удивительную легкость и спокойствие. Теперь не нужны уловки и нет навязчивых мыслей.
Речь быстро выносится из логопедического кабинета. Начинаются тренировки нового речевого навыка в условиях реального общения. Эти речевые тренировки занимают важное место в преодолении заикания.

Одним из мест, где используется данная методика, является речевой центр «Логопед Плюс».

Вчера (12 августа 2007 года) побывал там на речевом эказамене.
После основного курса лечения заикания ребята овоили технику синхронизации речи с пальцами ведущей руки. Они говорят пока медленно, но их выступления эмоциональны, не лишены юмора. Гости, пришедшие на экзамен, отметили эмоциональность выступающих, хороший голос, непринужденное поведение в ситуации публичного выступления.
Скажу честно — впечатлило. Правда, я не знал как эти ребята говорили до этого, но это неважно — главное, как они говорят сейчас — без заикания.

Мне же повезло: Я проходил курс лечения заикания у основателя этой методики, у самой Лилии Зиновьевны. Это был 2009 год. В течение девяти месяцев я говорил чисто, но затем, потихоньку-полегоньку, я начал скатываться обратно.

www.zaikanie.com

Анализ метода лечения заикания Андроновой-Арутюнян.

Психотерапевтический анализ метода лечения заикания Андронова- Арутюнян .

( по материалам интернета.)

Суть метода заключается в синхронизации речи человека с движениями пальцев ведущей руки. Это легко представить, если вспомнить, что все мы жестикулируем во время разговора.

Рука не мешает при разговоре, а наоборот становится некой опорой заике. Она не позволяет человеку заикаться, «двигая» его речь вперед.

При произнесении первого слога фразы прижмите большой палец к колену. Не отпускайте его до конца словосочетания или слова. Каждый следующий слог отделяем нажатием следующих пальцев: указательный, средний и так далее.

Движения руки определяют темп и ритм речи, за счет этого темп речи замедляется. По началу это может пугать, но вскоре вы увидите в этом и плюсы: речь становится свободной и плавной, без запинок.

Человек будет зависеть от руки лишь первое время. Методика построена таким образом, что вскоре она просто ему не понадобится. Нужно лишь больше практиковаться.

Полный курс, состоит из 4 этапов.

Первый этап — обучение ощущать спокойствие во время речи. Предполагается, что душевное спокойствие связано с мышечным напряжением. научившись расслаблять мышцы

можно вызывать чувство успокоения. К концу этапа должен свободно произносить слоги.

Второй этап — обучение большого пальца ведущей руки технике правильного положения. Человек совершает все те же действия, что и на первом этапе, но уже большее внимание уделяется движениям руки. К концу этапа человек должен говорить по слогам без запинок.

Третий этап — тренировка произношения целыми словами и короткими выражениями, синхронизируя свою речь с движениями руки.

Четвертый этап — работа с текстом. Текст делят на слова и словосочетания, между которыми больной должен успевать расслаблять руку и ощущать спокойствие.Также на этом этапе человек работает над выразительностью своей речи, учиться говорить без руки.

Важный момент этого метода лечения заикания – тренировки в реальной жизни.

Психотерапевтический анализ метода лечения заикания Андроновой-Арутюнян.

В первую очередь подкупает характер и четкость изложения метода, видно что методика хорошо отработана и детализированна. Очерчены этапы лечебного процесса. Главный принцип метода лечения -это тренировка речи

и тренировка серьезная, требующая достаточных волевых усилий от пациента.

Одним из главных недостатков считаю отсутствие глубокого и сильного психологического или психотерапевтического воздействия на психику пациента. Ведь заикание — это прежде всего форма невротического расстройства личности, возникшее под воздействием психической травмы и закрепившееся во внешнем проявлении в виде спастических расстройств при попытке начать говорить. Надо отметить, что в этой методике существует попытка воздействия на психику больного через тренировку релаксации мышц рук, но как показывает опыт, такое воздействие напоминает аутогенную тренировку, которая давно доказало свою слабую эффективность при лечении невротических расстройств. Так что такая попытка через релаксацию мышц рук вызвать успокоение в нервной системе недостаточна и на самом деле не может вызвать устойчивого состояния успокоения, так необходимого для лечения и преодоления заикания.

Второй недостаток — сам подход к лечению заикания через тренинг речи.

У больного вырабатываются путем усиленных тренировок «правильные» стереотипы выговаривания слогов, слов и предложений. Одолеть весь тренинг могут только в достаточной степени настроенные на излечение люди, с хорошим волевым потециалом, так как сама тренировка требует усилий, а учитывая, что процесс тренировки и восстановления речи затягивается на несколько месяцев, то это большое испытание для самих пациентов.

Но ведь большинство больных логоневрозом — люди с расшатанной и закомплексованной психикой и им нужна прежде всего психотерапевтическая помощь в устранении этих невротических реакций, а затем уже другие варианты лечения.

Попытка восстановить речь у заикающегося с невротическими реакциями или расстройствами с помощью одного лишь тренинга, даже очень хорошего, мало эффективна и похожа на попытку построить дом без основательного фундамента на зыбучем песке.

www.chiyanov.com

Лилия Зиновьевна Арутюнян (Андронова)

Лилия Зиновьевна Арутюнян (Андронова) – автор методики «Устойчивой нормализации речи заикающихся», профессор кафедры логопедии МГОПУ им. М.А. Шолохова, научный руководитель специалистов речевого центра «Арлилия», ведущий логопед-практик.

Профессор Арутюнян (Андронова) Л.З. – логопед-практик и ученый-исследователь. Всю свою жизнь Лилия Зиновьевна посвятила проблеме заикания и заикающимся людям. Многолетний практический опыт и научные исследования помогли Л.З. Арутюнян создать новую методику.

В основу методики лечения заикания была положена концепция Н.П. Бехтеревой об устойчивом патологическом состоянии. Это в корне изменило подход к лечению заикания, позволило говорить о возможности безрецидивного лечения, то есть получения устойчивого результата на всю жизнь.

Краеугольным камнем новой методики стал способ коррекции заикания, основанный на синхронизации речи с движением пальцев ведущей руки.

Данный способ лечения заикания является универсальным и может быть успешно использован при лечении как невротического, так и неврозоподобного заикания любой этиологии и степени тяжести. Данный способ запатентован автором. Патенты СССР № 1337085 и РФ № 2210395 и № 2616993 .

В настоящее время новый вариант методики представляет из себя комплексную систему, предполагающую одновременное воздействие на все стороны речи как живого организма.

Л.З. Арутюнян была неоднократным участником Международных конференций, посвященных проблеме заикания (в Германии, Швеции, США, Дании, Англии, Франции, Нидерландах). Методика успешно использовалась не только в России, но и за рубежом. В Польше, где Лилия Зиновьевна несколько лет работала с польскими заикающимися, до сих пор существует речевой центр, работающий по ее методике. Причем организаторами и специалистами Центра стали бывшие пациенты Лилии Зиновьевны. Результаты работы были так высоко оценены пациентами Польши, что Лилия Зиновьевна удостоилась благодарственного письма, а в дальнейшем и личной встречи с Папой Римским Иоанном Павлом II.

4 сентября 2015 года состоялась скайп-конференция с участием автора методики устойчивой нормализации речи людей с заиканием Лилиии Зиновьевны Арутюнян.

Два года назад я проходил курс исправления заикания в «Арлилии». И тогда мне повезло увидеть Вас и даже немного поговорить! И чем дальше отодвигается то время, тем лучше я осознаю, с ЧЕЛОВЕКОМ какого масштаба посчастливилось мне встретиться!

Благодаря, в первую очередь, Вам, мне удалось обрести речь — то, что дается большинству просто так, без усилий, в раннем детстве. Я долго шел к этому, и поэтому очень хорошо понимаю ценность этого дара, вернее сказать, он бесценен.

Но, мне кажется, это не самое главное, чему я научился благодаря Вам. Ваша методика учит людей побеждать. Побеждать самого сильного и грозного противника — самого себя. Себя мелкого, эгоистичного, отчаявшегося, обидевшегося на весь мир. И эта победа дает новые силы, окрыляет, вдохновляет на то, чтобы повторять успех каждый день, каждый час, каждое мгновение. Помогает не опускать руки и продолжать идти вперед.

Поздравляю Вас с днем рождения и желаю Вам крепкого здоровья, много радостных солнечных счастливых дней, а также новых открытий и дальнейших успехов в совершенствовании Вашей замечательной методики. Пусть Вам во всем сопутствует удача!

С огромным уважением и признательностью, Виктор Ижиков

Я очень рад возможности поздравить Вас с юбилеем.

Если бы не Ваше искреннее и бескорыстное служение борьбе со столь серьезным недугом, как заикание, то у меня и у огромного числа других людей не было бы шанса прожить счастливую жизнь, полностью реализовав себя. Я глубоко преклоняюсь перед тем человеческим и профессиональным подвигом, который Вы совершили, уделив столько лет своей жизни помощи нам, своим ученикам, идущим по пути исправления речи.

Желаю Вам доброго здоровья!

Долгих Вам лет жизни. Уверен, что Вас ждет еще множество научных озарений, и горящие глаза Ваших учеников еще очень долго будут с восхищением внимать каждому Вашему слову.
Хочу подарить Вам стихотворение Булата Окуджавы «Песенка об открытой двери. «, написанное в 1959 году. Как мне кажется, настроение этого стихотворения очень хорошо передает жизненный настрой всего коллектива «Арлилии» — Центра, названного в Вашу честь.

«Песенка об открытой двери. »
Б.Окуджава

Когда метель кричит, как зверь,
протяжно и сердито,
не запирайте вашу дверь,
пусть будет дверь открыта.

И если ляжет долгий путь,
нелегкий путь, представьте,
дверь не забудьте распахнуть,
открытой дверь оставьте.

И уходя в ночной тиши,
без лишних слов решайте:
огонь сосны с огнем души
в печи перемешайте.

Пусть будет теплою стена
и мягкою — скамейка.
Дверям закрытым — грош цена,
замку цена — копейка!

Низкий поклон Вам.
Коробейников Денис

Многоуважаемая Лилия Зиновьевна!

Для меня стало большим везением и большой честью встретить Вас. Возможно, я сейчас не смогу оценить всего того, что изменилось в моей жизни благодаря Вашей методике. Многое я пойму спустя многие годы. Вы не просто исправляете дефект речи — Вы учите людей добиваться своих целей, учите их быть спокойными, уверенными, добрыми, учите слушать и понимать других людей. Я уверен, что в ближайшем будущем проблема заикания будет решена во всем мире благодаря Вашей методике.

Лилия Зиновьевна, я хочу поздравить Вас с этим замечательным юбилеем! И пожелать терпения, здоровья, долголетия, счастья Вам и Вашей семье. Большое спасибо Вам за Ваш труд, терпение, преданность делу и искреннее желание понять и помочь каждому из нас.

Уважаемая Лилия Зиновьевна, наша семья рада поздравить Вас с Юбилеем.

От всей души желаем Вам счастья, исполнения желаний, успехов в Ваших трудах. Пусть на Вашем пути будет как можно больше нацеленных на результат учеников и талантливых последователей.
С удовольствием посвящаем Вам следующее стихотворение:

Суровый, снежный и морозный
Февраль – теплее сразу стал.
Конец зиме холодной, грозной,
Когда Ваш юбилей настал.

Мы все – воспитанники Ваши
В науке сложной – речевой.
За Вас поднять готовы чаши
Под тост хвалебный, громовой.

Мы не за возраст поздравляем,
А за свершенные дела.
Здоровья, радостей желаем,
Чтоб интересной жизнь была.

Чтоб не сюрпризы приносила,
А результат трудов больших.
Чтоб плюс к уменью были силы
Быть очень нужной для других.
Спасибо Вам с земным поклоном.
Всем помогайте много лет,
Служа нам лучшим эталоном.
Вы наш по жизни амулет.

Дорогая Лилия Зиновьевна!

Собравшись написать поздравления, я неожиданно для себя понял, что с Вашим Днём Рождения я поздравляю не столько Вас, сколько. себя самого и всех тех, кому дорог Ваш труд, знания и мудрый совет, кому Вы подали руку помощи и привели к здоровой и полноценной жизни. Наверное, так происходит, если человек делает какое-то очень большое и доброе дело — он становится очень значимым в глазах тех, кому он помог, и его праздники и успехи уже становятся не только его. Потому прошу простить мне этот «грабёж», но только так и будет честно, если я скажу, что поздравляю всех нас с Вашим 80-летием. И пусть не меньшей, а большей радостью для всех, кому Вы и Ваше дело дороги, станет 18 февраля через 20 лет!

Мне очень хотелось бы присоединиться к поздравлениям, которые звучат сегодня в Арлилии. Я могла бы просто написать мое поздравление и прислать его, но я хочу его произнести. Я хочу его озвучить. Ведь год с небольшим назад я, просто, не могла это сделать. За этот год жизнь моя изменилась. Так же, как изменилась жизнь многих людей благодаря Вам, Вашей методике, Вашей увлеченности своим делом, Вашей душевной щедрости, Вашей мудрости. Вот уже много лет Вы без остатка дарите себя Вашим ученикам, и в день Вашего юбилея я желаю Вам много-много сил, здоровья, терпения.

Ведь Вы так нужны тем, кто все еще боится бросить вызов заиканию.

Лилия Зиновьевна, от всей души поздравляю Вас с Юбилеем и желаю, чтобы Вам стократ вернулось то добро, которое вы делаете людям каждый день. Желаю семейного благополучия и гармонии. Спасибо Вам за право голоса, которое Вы нам дарите.

Лилия, тобою пленена.
Самая певучая струна,
Красоту твою не обойти,
Продолжай божественно цвести,
Будь счастливой всюду и во всем,
Одаряя светом и теплом.
Пусть будет в жизни все, что нужно,
Чем жизнь бывает хороша:
Любовь, здоровье, счастье, дружба
И вечно юная душа.
Чтоб всегда под счастливой звездою
Нас судьба по дороге вела.
В доме чтоб полноводной рекою
Жизнь спокойно и мирно текла.
Пусть твой дом лишь друзья посещают,
Стороною обходят ненастья,
От души мы добра пожелаем,
Долгой жизни, здоровья и счастья!
Желаем смеха много-много.
Хотим, чтоб в жизни непростой
Тебе широкая дорога
Не стала узкою тропой.
Еще любви тебе желаем
Огромной, чистой, как слеза.
Чтобы все время улыбались
Твои красивые глаза.

Поздравляю Вас с Юбилеем! Спасибо за то, что Вы делаете! То, как вы преданны своему делу, не может не восхищать и не быть примером! Вы — настоящий ученый, исследователь, и человек с широкой душой и чутким сердцем! Вы помогаете людям стать уверенными в себе и счастливыми! Здоровья Вам и
вдохновения!

Уважаемая Лилия Зиновьевна!

От всей души поздравляю Вас с Юбилеем! Желаю Вам крепчайшего здоровья, благополучия и светлых людей вокруг Вас! Спасибо Вам за то, что Вы возвращаете нам самих себя.

Лилия Зиновьевна!

Не передать словами того уважения, которое мы все к вам испытываем. Да, пожалуй, я скажу за всех, потому что вы не можете вызвать в человеке чего-то другого. Если светильник поставить под сосудом, то он не будет светить людям. А вы светите людям. Делаете людей счастливыми. Не буду писать здесь много слов благодарности. Я просто совершенно искренне желаю вам всего самого хорошего.

От всей души поздравляю Вас с юбилеем. Вы – гениальный человек. Спасибо Вам за всё. Желаю Вам здоровья, и чтобы всё было хорошо!

Dzien dobry Pani Profesor,

prosze o przeslanie dokladnych danych Pani oraz Meza, potrzebnych do
uzyskania zaproszenia i wizy. Planowany termin otwarcia osrodka 7 maja
2010 r. Prosze o podanie na jaki adres wyslac Pani Profesor zaproszenie.
Pozdrawiam serdecznie i pilnie czekam na wiadomosc.

Это может быть вам интересно

Мы находимся в 5-ти минутах пешком от метро Медведково.

Телефон:
+7 (926) 220-73-73
+7 (495) 785-91-70

[email protected]
Соколова Марина Борисовна
логопед для взрослых и подростков от 14 лет

[email protected]
Ракитина Анна Эдуардовна
логопед для детей

[email protected]
Тинина Татьяна Алексеевна
администратор

© 2007 — 2018 Речевой центр Арлилия. Все права защищены.

www.arlilia.ru

Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова) — М.: Эребус, 2013.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. Хрестоматия. Учебное пособие. — М., «ЭКСМО-Пресс», 2011.

3. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольни­ков. — М., 2013.

4. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П.. Устранение за­икания у дошкольников в игре. — М., 2014.

5. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ — М.: ВЛАДОС, 2012.

6. Преодоление заикания у дошкольников. Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 2008.

7. Асатиани Н. М., Белякова Л. И., Калачева И. О., Мозговая Е. Л.Клинико-физиологическая характеристика детей дошкольного возраста, страдающих невротическим неврозоподобным заиканием //Дефектология. — M. 2008.

8. Богомолова А.И. Методика формирования твердой ритмичной речи. — М., 2008.

9. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — С.Пб., 2005.

10. Вопросы патологии голоса и речи. Под ред. Б. С. Крылова. — М., 2008.

11. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 1958.

12. Данилов В.И., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. — Л., 2006.

13. Жалмухамедова А.К. Оказание ранней коррекционно-развивающей помощи детей с ограниченными возможностями. /Под. ред. Сулейменовой Р.А. – А., 2008. – 60 с.

13. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 2008.

14. Забрамная С.Д. Психологическая диагностика. — М., 2005.

15. Заикание. Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера. — М., 2008.

16. Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Л.И. Беляко­вой. — М., 2004.

18. Заикание у подростков. Сост. Буянов М.И. — М., 2009.

19. Клиника и терапия заикания. Под ред. Г.В. Морозова. — М., 2005.

20. Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. — СПб., 2004.

21. Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. – Казань,2006.

22. Рау Е.Ф. О заикании детей дошкольного возраста. — М., 2006.

23. Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения.

Язык обучения:казахский, русский

Ответственный за курс:Боранбаева С.Т., Амиркенова Э.Ж.

studopedia.ru

Режим молчания

Оказаться заике в такои компании совсем не зазорно

08.08.2005 в 00:00, просмотров: 1886

Только не заикайся!

Телефон для него непреодолимое препятствие, поэтому он снимает трубку в лучшем случае один раз в месяц. Он никогда не знакомится с девушками на улице и вообще не заговаривает с незнакомыми людьми. В поликлинику обращается только в исключительных случаях, потому что проблемы начинаются уже в регистратуре. В магазине покупает не то, что хочет, и не столько, сколько ему нужно. Он давно уже привык есть и пить то, что может выговорить, чтобы, например, при заказе “пппп-пи-ва” не стать объектом насмешки.

Из своих 25 Александр Д., художник-оформитель, заикается 20 лет. Он знает множество уловок, помогающих избегать нелюбимых звуков и слов, и давно научился обходиться без лишних вопросов.

— Если мне надо что-то узнать по телефону, в спокойной обстановке записываю это на диктофон и, когда надо, нажимаю “play”. Поэтому многие не догадываются, что я заикаюсь, — признается он. — А ведь иногда я даже не могу сказать своему коту: “Брысь!”

Таких, как он, в мире около 60 миллионов человек — население средней европейской страны. По преимуществу это мужской недуг, женщины заикаются почти в четыре раза реже. Причем проблемы возникают не всякий раз, когда человек открывает рот. В знакомой, доверительной обстановке, в кругу семьи, близких людей и просто благожелательных собеседников у большинства барьеры исчезают. Но достаточно любого стресса, как плавная речь превращается в мучительный процесс. Вызвали к доске, обругали в транспорте, распекли на службе — все! Вместо предложений с языка срываются лишь отдельные звуки.

Александр помнит, что до пяти лет он не заикался. Это началось после автомобильной катастрофы, в которой погибла вся его семья — родители и старшая сестра, и пятилетний ребенок был единственным живым в смятой грузовиком легковушке. Многочисленные переломы, черепно-мозговая травма.

— Кости срослись, а речь не налаживалась, — рассказывает он. — Появился страх. Бабушка устроила меня в логопедический детский сад, водила к психологу, экстрасенсу, перепробовала все, даже сеансы гипноза. И в 12 лет я почти перестал заикаться.

Потом тяжело заболела бабушка. Александр понимал, что из больницы она уже не выйдет, но смерть самого близкого человека стала потрясением. В семь утра ему позвонили из реанимации, а он уже не мог произнести в ответ ни слова.

Многие родители четко помнят момент, когда ребенок начал спотыкаться в словах. Смерть близких родственников, развод, разлука с мамой, падение с карусели, укус собаки — события, вызвавшие потрясение, часто провоцируют заикание.

И у взрослых пережитый шок может стать причиной речевого расстройства. Специалисты сталкивались с такой реакцией у “афганцев”, жертв терактов, стихийных бедствий, участников чеченской войны.

На каком этапе происходит сбой в работе речевого механизма? Существует множество теорий, пытающихся разгадать тайну этой необычной патологии. Некоторые ученые выдвигают на первый план генетический фактор. Действительно, в роду заик эта проблема встречается чаще, чем в среднестатистических семьях. У кого-то заикался дедушка, у кого-то — дядя или племянник. Но такой четкой взаимосвязи, как в случае с другими наследственными заболеваниями, здесь, конечно, нет. По крайней мере, у ребенка родителей-аллергиков или гипертоников больше шансов унаследовать семейный недуг, чем, к примеру, у сына папы-заики.

Шоковая терапия

Как только не пытались лечить заикание! Еще в VI веке существовала радикальная хирургическая методика: эскулапы подрезали уздечку и подсекали корень языка, считая, что причина заикания в дефекте артикуляционного аппарата. В середине XIX века похожие способы взяли на вооружение немецкие врачи, но после серии операций, закончившихся смертью пациентов, эксперименты прекратились. В начале прошлого века группа американских студентов провела опыты на себе. Они заковывали руки в гипс, играли в бадминтон левой рукой, стремясь задействовать участки мозга, ответственные за речь. Даже стреляли друг в друга так, что пули только свистели у головы.

После шоковой терапии иной излишне впечатлительный человек может вообще лишиться дара речи, но иногда принцип “клин клином” все-таки срабатывает. Моя коллега начала заикаться, когда пошла в школу. К доске шла, как на плаху, и учителя, жалея ребенка, не решались лишний раз заставлять ее отвечать. Мама-врач записывала дочку к специалистам, но кардинальных перемен не происходило. Помог случай. Однажды, когда она отдыхала в летнем лагере, детей повезли в открытом кузове грузовика на прополку в колхоз, и девочка, потеряв равновесие, вывалилась через бортик на дорогу, чуть не угодив под колеса. Испугалась ужасно, но заикания как не бывало!

Сегодня существует свыше 200 способов лечения заикания. Это и аутогенные тренировки, и гипноз, и электросон, и иглоукалывание, и компьютерные программы, и комплексная терапия. Лечат пением, игрой на трубе и даже лесным ауканьем.

Если у детей в большинстве случаев дефект речи проходит — сам по себе или с помощью терапии, то со взрослыми сложнее. Если человек заикается 1000 раз в день, это происходит уже автоматически. Можно научить пациента контролировать речь, можно смягчить заикание, но полностью избавить взрослого больного от мучительной патологии получается далеко не всегда.

Легкие запинки в словах выглядят безобидно, а порой придают человеку неповторимый шарм. Этот прием используется в литературе и почти всегда свидетельствует в пользу героя, подчеркивая его мягкость, романтичность и интеллигентность. Но тяжелое заикание напрочь лишено даже намека на привлекательность. Оно лишает людей радости общения, делает их замкнутыми и раздражительными.

Знакомый фотохудожник, сам страдающий заиканием, около полутора десятков лет следил за методикой ныне покойной Юлии Некрасовой. На ее занятиях пациенты учились не только необходимым дыхательным техникам, но и владению своим психологическим состоянием. В тихих, неуверенных людях открывались качества настоящих лидеров, а речевое расстройство пропадало. Но спустя годы у некоторых случался рецидив.

Испытание словом

Согласно статистике навсегда забыть о заикании в результате терапии смогут лишь 7—8 процентов пациентов. У 50—60 процентов недуг станет менее заметным, а 10 процентов и вовсе безнадежны.

С этими выкладками категорически не согласна логопед-дефектолог Марина Борисовна Соколова. Она уверена, что заикание излечимо: проверено на собственном ребенке.

Когда девочке исполнилось три года, родители впервые отправили ее на месяц к бабушке с дедушкой. Веселая общительная малышка до поездки стрекотала без умолку и поражала всех не по возрасту развитой речью. Домой она вернулась заикой.

— Для меня это было как гром среди ясного неба, — вспоминает Марина Борисовна. — Нам повезло, что дочка попала в детский сад, где как раз адаптировалась применительно к дошкольникам методика профессора Лилии Зиновьевны Андроновой-Арутюнян. Вскоре заикание отступило. Дочери уже 20 лет, и она давно забыла про трудности с речью, а та драматическая история стала просто семейным преданием.

…Перед дверью не толпятся студенты, на преподавательском столе не разложены билеты, и никто не прячет шпаргалок. А в остальном экзамен как экзамен. Правда, несколько необычный.

Этим разновозрастным “студентам” надо выйти на сцену и перед большой аудиторией произнести домашнюю заготовку — достаточно сложный и интересный текст, а затем ответить на различные вопросы, в том числе и каверзные. Они справляются с заданием по-разному. Кто-то разливается счастливым соловьем, кто-то медленно и монотонно вымучивает предложения, кто-то едва сдерживает страшное волнение. У всех общая проблема: заикание. Трудно поверить, что люди, еще недавно не решавшиеся подойти к прохожему, чтобы спросить дорогу, и избегавшие любого общения, могут превратиться в ораторов.

“Всегда” и “никогда” — эти слова Лилия Зиновьевна Андронова-Арутюнян считает самыми страшными, потому что они лишают надежды. Ее многолетний опыт свидетельствует, что у 70 процентов людей есть все шансы забыть о заикании навсегда. Последние годы она работала в Польше, в другой языковой среде, и благодарные пациенты даже устроили своему доктору аудиенцию у Папы Римского Иоанна Павла II.

— Представьте себе горную лощину, в которой лежит камень, — объясняет профессор Андронова-Арутюнян. — Сам по себе он никогда не сдвинется. Резко подбросишь — упадет. Новая, свободная от заикания речь создается долго и кропотливо. За один-два месяца, а тем более за один сеанс эту проблему не решишь.

По ее мнению, в основе речевого расстройства лежит триада: желание скрыть дефект, волнение, связанное с общением, и запинки, живущие на губах. Очень часто логопеды стремятся убрать только видимую часть айсберга.

— Люди, страдающие заиканием, иногда по характеру так похожи, будто их родила одна мать, — грустно улыбается Лилия Зиновьевна. — Они очень мнительные, у каждого внутри живет страх. Некоторые тратят всю жизнь на то, чтобы скрыть свой дефект. Отказываются от общения, не говорят, что хотят, готовы даже прослыть дураками, лишь бы не выставить себя на посмешище. И заикание превращается в трагедию невысказанных мыслей. Цель терапии — связать речь и спокойствие.

Все начинается с режима молчания, который длится 10 дней. Своеобразный обет исключает пустую болтовню. В это время пациенты выполняют тренировочные задачи, осваивают технику нового речевого навыка — двигают “камень” по ступенькам, чтобы научиться говорить без запинок. А потом они выходят на улицу и говорят с людьми, сначала по бумажке, потом — без шпаргалок. Общение перестает быть наказанием.

Если раньше к профессору Андроновой-Арутюнян обращались за помощью пациенты с серьезными речевыми расстройствами, то сегодня все чаще приходят те, кого беспокоят лишь легкие запинки. Кому-то это мешает пройти важное собеседование, кому-то тормозит карьеру. А недавно появился старик: “Доченька, хочу хоть перед смертью поговорить!” Это было желанием всей его жизни.

“Я тяжело говорю и косноязычен”, — признавался Моисей, водивший евреев по пустыне. Заикались Вергилий, Эзоп, Демосфен, Льюис Кэрролл, Бисмарк, Наполеон, Черчилль, Мольер — блестящая компания. Талантливым людям даже в публичные профессии вход не воспрещен. Заикалась Мэрилин Монро, не блещут гладкостью речи Брюс Уиллис и Жерар Депардье. Этот дефект не помешал актерской карьере Бориса Хмельницкого, Николая Бурляева, Дмитрия Певцова. Великая сила искусства!

Все они нашли себя в жизни, а заикание осталось где-то на заднем плане. И о том, что у них были проблемы с речью, будут знать только дотошные биографы, которым по должности положено вникать в мельчайшие штрихи к портрету избранных персонажей.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №1761 от 8 августа 2005

www.mk.ru