Заикание или спотыкание

Заикание или спотыкание

Ю. А. Флоренская считала, что механизмы парафразии и афазии одинаковы. Основное расстройство при афазии и парафазии связано с затруднением произвольного нахождения слов и выражается как: нарушение правильного течения синтаксических рядов речи, рыхлость предложения, непроизвольная вставка в речь добавочных элементов, нарушение буквенного состава слова, наличие литеральных парафразии.

Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

Начиная с работ Аристотеля, рассматривается в группе различных расстройств органического и функционального происхождения. С конца XIX в. оно выделено как самостоятельное речевое нарушение. Экспериментальные исследования направлены на отграничение спотыкания прежде всего от заикания. А. Куссмауль (1879) выделил дислогические расстройства речи, или дизфразии, обусловленные нарушением содержательной стороны речи, и спазматические лалоневрозы, к которым отнес заикание как чисто артикуляторное расстройство речи. Он первым указал на возможность смешения спотыкания с заиканием и предложил способ различения этих расстройств: привлечение внимания к речи у заикающихся усиливает судорожность, у лиц со спотыканием — улучшает речь; заикающиеся в домашних условиях говорят лучше, а люди со спотыканием — хуже.

Анализ признаков полтерна и заикания показывает, что в первом случае люди обычно не осознают своего недостатка, в то время как заикающиеся от него страдают. При сосредоточенном внимании речь при полтерн и парафразии улучшается, а при заикании — ухудшается. В присутствии некоторых людей или в ответственной обстановке дети с парафразией и полтерн говорят лучше, заикающиеся — хуже. Во время непринужденного разговора симптомы полтерн и парафразии усиливаются, симптомы заикания уменьшаются.

В 30—50-х годах нашего столетия были проведены электроэнцефалографические исследования, подтверждающие различия между заиканием и спотыканием.

pedlib.ru

Баттаризм и полтерн (спотыкание в речи): что это такое? Диагностика, симптомы и рекомендации родителям и учителям

Речь маленьких детей всегда имеет определенные недостатки, возникающие из-за неполного развития органов артикуляции: губ, мягкого неба, языка, челюсти. Однако есть ряд речевых нарушений, возникших по иным причинам и требующих коррекции и квалифицированной помощи специалистов: невролога, психиатра, логопеда. Тахилалия (в частности ее формы: баттаризм и полтерн) как раз и относится к таким патологиям.

Характеристика и симптомы баттаризма и полтерна

Баттаризм — это такая патология, при которой повышенный темп речи чередуется с толчкообразными остановками для дыхания. Часто искажаются или не договариваются отдельные слова, искажаются фразы, пропускаются слоги и слова.

Основные речевые симптомы баттаризма:

  • перестановка или выбрасывание из предложения слов;
  • неправильное оформление мысли;
  • перестановка в слове букв или слогов;
  • несоответствие ритма речи и скорости мышления.
  • возможно беззвучное движение губы и языка;
  • характерны расстройство дикции и дыхания;
  • нарушается письмо (характерны замены, пропуски);
  • внимание неустойчиво;
  • некритичность (человек может вообще не замечать речевого дефекта);
  • логичность мышления снижена;
  • отмечается разбросанность мыслей.
  • Для полтерна характерны несудорожные нарушения темпа ускоренной речи (паузы, запинки). На первый взгляд очень похоже на заикание, но есть существенные различия. При спотыканиях (полтерне) дети не видят собственный дефект, а при заикании — осознают его и очень стесняются. Внимание к речи заикающихся детей приводит к ухудшению, а дети с тахилалией начинают говорить лучше. Недостаток внимания приводит к обратному результату в каждом из случаев. Их почерк тоже отличается: заикающиеся дети растягивают слова, а дети с патологией баттаризм или полтерн — сжимают.

  • речевые
  • запинки, спонтанные паузы;
  • неправильное образование звуков, носовой оттенок речи;
  • перестановки, повторы букв и слогов;
  • повышенная эмоциональность;
  • при письме тоже происходит замена и перестановка букв и слогов.
  • неречевые:
    • нарушение координации и моторики;
    • отсутствие познавательных интересов;
    • неумение сосредотачиваться;
    • снижение слуховой, зрительной и моторной памяти;
    • при возбуждении наблюдается покраснение кожи, потливость рук и лица, тахикардия.
    • 1-я — моторные расстройства (определяются ускоренной речью и сбоями в артикуляции звуков);
    • 2-я — сенсорные расстройства (отсутствие слухового внимания);
    • 3-я — сложности с подбором нужных слов;
    • 4-я — спотыкание — спонтанные остановки, растягивание гласных, необоснованные восклицания.
    • При таких патологиях, как баттаризм и полтерн, дети отличаются бедностью словарного запаса, расстройствами дикции, дыхания, изменением тембра голоса. Дети не могут запомнить прочитанное или услышанное. При письме: как говорят, так и пишут.

      Диагностика, лечение и коррекция при патологии

      Сегодня логопеды выдвигают различные причины возникновения подобных расстройств, но основными считают такие факторы:

    • преобладание процесса возбуждения над процессом торможения как результат определенных нарушений центральной нервной системы;
    • привычка, подражание людям, имеющим похожий дефект речи;
    • несоответствие между развитием речевых возможностей и желанием сказать;
    • наследственность;
    • опухоли, травмы, нейроинфекции;
    • маниакально-депрессивный и органический психоз, шизофрения, псевдобульбарный паралич, эпилепсия, олигофрения.
    • Корректировать данные патологии можно лишь комплексно, включая логопедическое, медицинское и психотерапевтическое воздействие. Поэтому родители, столкнувшиеся с подобной проблемой, должны понимать, что без консультации специалистов для назначения эффективного курса лечения не обойтись. Искать причины лучше методом исключения, пройдя обследования у невролога, психиатра и логопеда.

      Мероприятия по диагностике баттаризма и полтерна следующие:

      • составление анамнеза больного;
      • электроэнцефалография;
      • эхоэнцефалография;
      • МРТ головного мозга.
      • При необходимости ребенку могут быть назначены медикаментозная и физиотерапия, ЛФК, нейроседативный массаж.

        Коррекция речи психотерапевтом и логопедом может длиться от 2,5 до 12 месяцев и проходит в несколько этапов:

      • 1 этап: режим молчания; психотерапевтические мероприятия по снятию возбудимости, логопедические игры в форме диалога;
      • 2 этап: работа по замедлению темпа речи; речевые разминки в виде счета (например, от 30 до 50 или десятками от 20 до 90 и обратно); установка на замедление всех психомоторных процессов;
      • 3 этап: работа над редактированием мысли: пересказы, составление речевых описаний, упражнения на подражания;
      • 4 этап: участие в групповой работе над коллективным рассказом (каждый включается в работу по сигналу логопеда), тренировка речи во время общения вне стен кабинета (интерактивные игры «Микрофон» и т.п.); медленное чтение вслух и про себя.
      • 5 этап: подготовка к публичному выступлению.
      • Большую роль в коррекции баттаризма и полтерна играют родители и школьные учителя.

        Советы учителям по работе с детьми, страдающими полтерном и баттаризмом

        При планировании занятий с проблемными детьми целесообразно отдавать предпочтение следующим формам работы:

      • Пересказ отрывка текста, декламирование с жестикуляцией и без, рассказ, чтение текстов в ролях, чтение фразы по одному слову, упражнения на выразительность речи, чтение через прорезь.
      • Интерактивные игры на развитие логического мышления, придумывание вариантов сюжетных ситуаций.
      • Упражнения на преодоление дефектов внутренней речи, ответы на вопросы, составление плана ответа, математических задач, тестов.
      • Развитие слухового внимания: заучивание услышанных пословиц, четверостиший, а позже — небольших отрывков в прозе.
      • Работа над темпом речи: движения под счет, счет, сопровождающийся движением; проговаривание по слогам с отстукиванием, чтение под метроном.
      • Конечно же, работа с логопедом принесет результат гораздо быстрее. Однако не всегда у родителей есть возможность найти специалиста. Не стоит отчаиваться. Если у ребенка нет серьезных отклонений состояния здоровья, то родители могут попытаться выполнить коррекцию темпа речи самостоятельно. Мы настоятельно рекомендуем обращаться к специалистам.

        Упражнения для занятия с ребенком

        Вот несколько упражнений, которые родители могут выполнять вместе с ребенком, играя:

      • На восстановление дыхания: Принять удобное положение, вдохнуть через нос, наполнив живот и грудную клетку воздухом. Выдохнуть также через нос, повторив движения не менее 5 раз.
      • На задержку дыхания. Дыхание выполнять по технике первого упражнения, задерживая его сначала на 2, 3, 4 и 5 секунд.
      • Мычание. Набрать в легкие побольше воздуха и на выдохе проговорить любую фразу или детский стишок, петь гласные звуки и слова по слогам, резко выбрасывать воздух со звуком «ХААА» и пр.
      • Существует множество логопедических игр, которые можно проводить в домашней обстановке. Самостоятельно можно освоить игры для мелкой моторики, для формирования чувства ритма, правильного вдоха и выдоха, на расширение диапазона голоса, развитие темпа речи.

        Посоветовать игры и дать рекомендации по конкретному ребенку может только специалист. Не занимайтесь самолечением.

        На заметку: эффективность занятий возрастет, если проводить их под легкое музыкальное сопровождение в спокойной обстановке. Занятия нужно проводить регулярно.

        Об авторе: Забродина Наталья Николаевна, учитель математики, физики и астрономии.

        Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
        стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
        и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

        Есть мнение?
        Оставьте комментарий

        Понравился материал?
        Хотите прочитать позже?
        Сохраните на своей стене и
        поделитесь с друзьями

        Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

        pedsovet.su

        Молодым родителям

        Спотыкание — неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа и ритма речи. На этом виде расстройства речи необходимо остановиться более подробно, так как оно отличается большой распространенностью и часто сочетается с другими нарушениями речи (особенно с заиканием).

        Кратко обобщая историю вопроса о спотыкании, по данным отечественной и зарубежной литературы, можно разбить ее на три периода. Первый, описательный, период начинается в древности и простирается до конца XIX столетия, второй — с конца XIX века до конца 30-х годов XX века. Это этап вычленения спотыкания из группы сходных состояний, период более углубленного изучения этиологии, патогенеза, клиники и лечения спотыкания. Третий период занимает последнее десятилетие и характеризуется наиболее широким увлечением проблемой с экспериментальным подходом к изучению сущности спотыкания и определением четких критериев дифференциального диагноза (т. е. отграничения спотыкания от сходных по внешним проявлениям расстройств речи и прежде всего от заикания).

        Только к концу XIX столетия спотыкание было выделено как самостоятельное нарушение речи. Для его обозначении было предложено огромное количество терминов: Polltern, Paraphrasia, Gluttering, Tumultus Sermonis, Brudeln, Battarismus, Bredoillement, Balbutiement, Bafoillage, Praeceps, Agitophasia, Tachyphemia, Nadaras и др.

        Kussmaul (1885) первым квалифицированно описал клинику спотыкания (Poltern), подчеркнув сходство его с заиканием, частое сочетание с ним дислалии, и четко отграничил спотыкание от заикания. Проводя классификацию речевых расстройств, Kussmaul отнес спотыкание и заикание к разным группам неврозов речи: заикание — к чисто артикуляторным расстройствам речи (лалоневрозам), а спотыкание— к функциональным нарушениям внешней и внутренней речи (логоиеврозам). Главным дифференциально-диагностическим признаком их он считал тот факт, что привлечение внимания к патологической речи больного при спотыкании улучшает речь, а при заикании — ухудшает. Kussmaul первым наметил различные подходы к терапии этих двух сходных расстройств речи.

        Gutzmann (1885) считал, что в основе Poltern лежит расстройство координации между темпом мышления и темпом речи за счет явлений моторной атаксии. Libmann (1900) еще более точно описал симптоматологию спотыкания — парафразии (Paraphrasia) и выработал дополнительную теорию механизма этого расстройства речи. По мнению этого автора, спотыкание появляется в результате преимущественно моторных или преимущественно сенсорных расстройств внимания, сходных с нарушениями его при соответствующих формах афазии Libmann подчеркивал, что парафразия в чистом виде встречается редко.

        Ю А Флоренская (1933) полностью разделяла концеппию парафрШ» Гун мат я Лйбмлиа. находя много общего между различимми видами парафразяй, а также сенсорными и моторными видами афазии. Однако этим автором подчеркивалось, что это только внешнее сходство и что в основе парафразии лежит функциональный характер нарушения.

        Кардинальным признаком парафразии Ю. А. Флоренская (как и другие авторы) считала сложное расстройство речевого внимания: нарушение регулирующей функции внимания, расстройство быстрого темпа самопроизвольной перестройки его по ходу речевого потока, нарушение рассредоточения внимания, интенсивности и фиксации его по времени на каждом этапе речи.

        animatsuri.org

        Итальяно-русский словарь . 2003 .

        Смотреть что такое «заикание» в других словарях:

        Заикание — МКБ 10 F98.598.5 МКБ 9 307.0307.0 OMIM 184450 … Википедия

        заикание — нарушение речи устной, при коем она становится прерывистой, происходит непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникают судорогоподобное напряжение мышц лица, что приводит к затруднению общения с другими людьми. Чаще всего начинается в … Большая психологическая энциклопедия

        Заикание — нарушение устной речи, при котором она становится прерывистой, происходит непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникают судорогоподобное напряжение мышц лица, что приводит к затруднению коммуникаций с другими людьми. Заикание чаще… … Психологический словарь

        ЗАИКАНИЕ — (balbuties), спазм артикуляции, периодически наступающий во время речевой функции. 3. обыкновенно появляется в детском возрасте, б. ч. от 2 до 7 лет (чаще в 4 года). Распространение 3. среди детей школьного возраста, по Капустину, равно 0,8%. У… … Большая медицинская энциклопедия

        ЗАИКАНИЕ — ЗАИКАНИЕ, расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др … Современная энциклопедия

        ЗАИКАНИЕ — расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др … Большой Энциклопедический словарь

        ЗАИКАНИЕ — ЗАИКАНИЕ, заикания, мн. нет, ср. (мед.). Нервное расстройство речи, выражающееся в затрудненном произношении звуков вследствие судорожного движения мышц гортани. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

        ЗАИКАНИЕ — ЗАИКАНИЕ, я, ср. 1. см. заикаться. 2. Патология речи запинки, остановки, повторение одних и тех же звуков из за судорожных сокращений мышц гортани. Страдать заиканием. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

        Заикание — чаще всего бывает нервного и притом наследственногопроисхождения; объяснять З. перенесенной в детстве английской болезнью,худосочием и ослабленным питанием едва ли верно, так как множестволюдей, при перечисленных условиях, говорят совершенно… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

        Заикание — ЗАИКАНИЕ, расстройство речи в виде задержки звуков, слогов и их повторения вследствие судорог мышц речедвигательного аппарата. Возникает обычно в детстве после испуга, инфекций, интоксикаций и др. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

        Спотыкание

        Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .

        Смотреть что такое «Спотыкание» в других словарях:

        спотыкание — спотыканье, запинание, заикание Словарь русских синонимов. спотыкание сущ., кол во синонимов: 3 • заикание (11) • … Словарь синонимов

        спотыкание — rus спотыкание (с) eng stumbling, tripping fra trébuchement (m) deu Stolpern (n) spa tropezón (m), obstáculo (m) … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

        спотыкание — спотык ание, я … Русский орфографический словарь

        Спотыкание — Сон, в котором вы споткнулись обо что то и упали, предупреждает вас, что вы слишком беззаботны. Сделайте над собой усилие и займитесь делами, иначе потом вам с ними будет не справиться. Если в вашем сне спотыкается и падает кто то другой … Большой универсальный сонник

        заикание — запинание, спотыкание, пселлизм, логопатия Словарь русских синонимов. заикание сущ., кол во синонимов: 11 • ангофразия (1) • … Словарь синонимов

        запинание — хмыканье, заикание, запинка, мемеканье, спотыкание Словарь русских синонимов. запинание сущ., кол во синонимов: 5 • заикание (11) • … Словарь синонимов

        Черт — (чорт, от черный) термин, употребляемый народом как родовое название для обозначения всякого рода злых духов старинной дохристианской веры, а также в смысле христианского образа сатаны, дьявола, искусителя и врага рода человеческого ( нечистая… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

        преткновение — преткнов’ение спотыкание, соблазн, встреча помехи (Лев.19:14 ; Ис.8:14 ) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

        ДИВИНАЦИЯ — • Divinatio, 1. искусство и дар гадания, μαντική, т. е. τέχνη. Вера в способность людей предсказывать будущее посредством возбужденной божественной силы и узнавать волю богов, не пользуясь обыкновенными средствами ума, встречается во… … Реальный словарь классических древностей

        dic.academic.ru