Заикание логопедические занятия школьники

Заикание логопедические занятия школьники

В пособии предложена система целенаправленных игровых приемов и ситуаций, которые, по мнению авторов, «формируют у детей навыки самостоятельной речи, помогая им переходить от общения словами на первом этапе работы к развернутым высказываниям на завершающих курс занятиях».

Методики логопедических занятий со школьниками

В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.А.Чевелева (СНОСКА: Чевелева НА. Исправление речи у заикающихся школьников. — М., 1966) в своем пособии предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников 1—4 классов в процессе ручной деятельности. Принципиально она мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми-дошкольниками. Меняется в основном здесь лишь выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи, 3) предваряющей речи, 4) закрепления навыков самостоятельной речи.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н.А.Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах. В специальных школах целесообразно использовать и уроки ручного труда. Автор считает необходимым при исправлении заикания работу с родителями ребенка, его учителем, лечебное воздействие на его нервную систему.

Системы логопедических занятий с заикающимися школьниками в условиях логопедического кабинета поликлиники, специализированного стационара или санатория, предложенная В.И.Селиверстовым, тоже принципиально мало чем отличается от изложенной выше комплексной методики занятий с заикающимися дошкольниками. Изменения в ней связаны лишь с более старшим возрастом детей, возросшим уровнем их развития, что требует от логопеда большей опоры в своей работе на сознательную активность самих детей. Логопедические занятия связываются с программным обучением детей в школе (разные предметы, разные классы и пр.), с особенностями формирования их личности к подростковому периоду.

pedlib.ru

Устранение заикания у младших школьников с оборудованием сенсорной комнаты

Разделы: Логопедия

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Чаще всего оно возникает в детском возрасте на фоне раннего речевого развития, эмоциональной неустойчивости, общей ослабленности, невротических изменений. Проявляется заикание в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продления или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции.

Заикание ограничивает возможности детей при реализации своих способностей, осуществления значимых потребностей и стремлений, дальнейшего устройства личной жизни, то есть сопровождается социальной дезадаптацией. Дети с данным речевым нарушением относятся к группе школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционную работу целесообразно проводить на ранних этапах. Иногда случается так, что угасшее или мало заметное в дошкольном возрасте заикание с приходом в школу обостряется и становится явным дефектом. В этом случае необходимо проводить мероприятия по адаптации ребенка в образовательном учреждении сразу же, так как заикание лишает учащихся нормальных условий речевого общения и часто препятствует успешной учебе.

Работы по устранению заикания у детей младшего школьного возраста в “Детском оздоровительно-образовательном (социально-педагогическом) центре” предполагает использование оборудования сенсорной комнаты. Набор оборудования данной комнаты условно можно разделить на 3 зоны: зона релаксации, зона активизации и зона сенсомоторного развития.

Логопедические занятия направлены на решение следующих задач:

— снятие напряжения с органов артикуляционного аппарата;

— отработка правильного речевого дыхания;

— выработка четкости произношения;

— совершенствование интонационной выразительности речи;

— работа над голосом.

Весь цикл занятий включает в себя следующие этапы:

II. Активизация развернутой речи.

III. Свободное речевое общение.

Прежде чем начать работу, необходимо провести обследование заикающегося ребенка с целью изучения течения заболевания, куда входит изучение особенностей психомоторного и речевого развития; уровень развития слухового восприятия; состояние моторной функции (общая, мелкая и артикуляторная моторика); строение органов артикуляционного аппарата; состояние импрессивной и экспрессивной речи; состояние фонематических функций; состояние дыхательной функции (тип дыхания, ритмичность дыхания, характер вдоха при речи, продолжительность речевого выдоха); состояние просодических компонентов речи; внешняя и внутренняя симптоматика заикания; индивидуально-психологические особенности ребенка. На основании полученных данных обследования заполняется карта (составители Е.А. Логинова, С.Б. Яковлев).

Система занятий на пропедевтическом этапе направлена на нормализацию речевого дыхания, овладение навыками релаксации, формирование и нормализацию речедвигательных навыков, снятие нарушений плавности речи. В качестве речевого материала предлагаются гласные звуки, их сочетание, слова и простые фразы. В ходе занятий уделяется внимание технике правильного голосоведения, интонационным навыкам, стабилизации темпа речи.

На этапе активизации развернутой речи приемы логокоррекции и речевые упражнения направлены на замедление темпа речи, овладение речевыми правилами, снятие судорожного компонента речи, при чтении стихов, прозы, разговорной речи.

Этап свободного речевого общения посвящен проверке устойчивости речи к стрессовым воздействиям. Это осуществляется через систему функциональных тренировок, на которых проводятся интенсивные тренировки речи в обычной жизненной обстановке, а также различных эмоционально значимых условиях общения с окружающими.

Рассмотрим более подробно структуру занятий по устранению заикания у младших школьников с использованием оборудования сенсорной комнаты.

I этап – пропедевтический (ограничение речи).

Создание спокойной окружающей обстановки, снятие болезненного внимания к своему дефекту, напряженности. Занятия проводятся в сенсорной комнате с использованием ее “релаксационного” блока. Создается определенный световой и звуковой фон успокаивающего характера.

15 минут — ребенок, лежа в кресле — кубике или мяче — кресле, принимает комфортную позу и расслабляется, включить аудиозапись из набора музыкальных альбомов для релаксации.

15 минут — самомассаж с целью снятия возбудимости речевых центров, восстановления нарушенной нервной регуляции речи. При этом используется так называемый успокаивающий метод воздействия.

5-10 минут – артикуляционная гимнастика (игровая) перед зеркалом.

10-12 минут — сказкотерапия (прослушивание 1 сказки). На этом этапе проводится релаксационные мероприятия. Подбирается любимое занятие ребенка, чтобы снять напряженность, связанную с болезненным вниманием к своему дефекту. Здесь можно занимать детей лепкой, рисованием, различными настольными играми и пр.

Проводится дидактические игры без речи или с минимальной речевой активностью, игры по развитию слухового внимания и памяти. Кроме этого проводится индивидуальная безречевая работа: контроль за диафрагмальным дыханием (тактильный), зрительный контроль за усилением выдоха, артикуляционная гимнастика, обучение расслаблению конечностей, шеи, всего тела.

Уделяется особое внимание коррекции моторики: игры для развития моторики пальцев — игры с массажными мячами. В эти игры вводятся простейшие упражнения для расслабления мышц кистей рук, предплечья, шеи, ног.

На этом этапе проводится 9 занятий в сенсорной комнате. Ребенок прослушивает 6-7 сказок, каждые 2 занятия меняется световой и звуковой фон комнаты.

Для организации и проведения общего и речевого охранительного режима используются коррекционные упражнения: “Молчанки”, “Спит добрый волшебник”, “В кино” (“В театре”), “В библиотеке”, “Аквалангист”, “Фотоохота”, “В горах”, “В больнице”, “Рыболов”. Оборудование сенсорной комнаты: кресло-куб, пузырьковая колонна, а также записи крика чаек, щебетание птиц, журчание ручейка, шум водопада и музыкальные произведения Баха, Бетховина, Шопена, Огинского, Штрауса, Шуберта, Пуччини; музыкальные вариации и миниатюры в исполнении популярных музыкальных ансамблей.

Для расслабления конечностей по контрасту с напряжением используются упражнения “Свободный рисунок”, “Кулачки”, “Олени”, “Штанга”, “Пружинки”, “Ноги загорают”, “Кораблики”, этюд “Встретились два существа”, “Из семечки в дерево”, “Гусли–самогуды”, “Ласковые лапки”, “Звуки-командиры”. Оборудование сенсорной комнаты: кресло–куб, пузырьковая колонна; фонотека, инструментарий для изотерапии.

При постановке диафрагмального речевого дыхания дети учатся произнесению гласных по одному и по два на выходе; называнию предметных картинок с опорой на ударный гласный; чтению стихов на соответствующие гласные. Используется сценки с минимальной речевой активностью: “Задуй упрямую свечку”, “Мишка учит буквы”, “Игра–загадка”, “Шину прокололи”, “Перекличка животных”, “Трубач”, “Жук”, “Комарик”, “Топор”, “Ворона”, “Гуси”.

Упражнения для тренировки речевого дыхания: “Авва и Альфа”, “Эдик и Элла”, “Обруч”, “ Игры детей”, “Умка и Улька”, “Яна и Яша”, “Ежка и Екки”, “Если бы…”, “Как Юля учит кошку говорить”.

При выделении ударных гласных, назывании и однословном описании предметов, картинок проводятся сюжетно-ролевые игры: “Сценки почти без слов”, “Угадайка”, “Что в мешочке”, “Упражнения с шаром”, “Зеркала”, “Рыбаки”, “В стране коротких ответов”, “Наблюдатели”, “Помощник”, “Повтори за мной”, “Приезд в страну коротких ответов”, “В лесу”. Используется оборудование сенсорной комнаты: кресло-куб, мячи, кукольный театр, “чудесный мешочек”, наборы цветных картинок, акриловые зеркала, пузырьковая колонна, зеркальный шар.

Работа на первом этапе завершается выступление детей (коллективные, индивидуальные).

Оцениваются первые успехи детей в соблюдении речевых правил.

II этап – активизация развернутой речи.

Продолжается закрепление навыков правильного речевого дыхания и расслабления. Используется спокойное произнесение коротких стихов, считалок, потешек. Проводятся игры на расслабление, спокойные игры с мозаикой, строительным материалом, а так же театрализованные игры, игры с соблюдением ритма движений. Дети учатся вести диалог, используя приемы тренировки речевого дыхания.

Упражнения: “Шарик”, “Любопытная Варвара”, “Хоботок”, “Горка”, “Волшебный сон”, “Жук”, “Насос”, “Комарик”, “Трубач”, “Парад цифр”, “Рассказ по кругу”, “Путешествие на облаке”, “Комбинирование образов”, “Решение не оконченных историй”, “В стране полных ответов”, “Путешествие медвежат”, “Диалоги”, “Наш театр”, “Наше кино”, “Наши фантазии”, “Кукольный концерт”, “Веселый концерт” и пр.

Оборудование сенсорной комнаты: кресло-куб, зеркальный шар, массажные мячи, ковровое покрытие, тренажер “млечный путь”, пузырьковая колона, светящая сеть, конструктор, геометрическая мозаика, ширма, кукольный театр и т.д.

25 минут – пребывание в комфортной позе в кресле-кубике; самомассаж; сказкотерапия;

15-20 минут – игра.

На этом этапе проводится 15 занятий.

Расслабление мышц шеи, речевого аппарата, диафрагмы. Внушение состояния покоя.

III этап – свободное речевое общение.

Проводятся ролевые игры, игры путешествия, театрализованные игры. В этих играх используются развернутые фразы. Продолжается сказкотерапия, закрепляются навыки пересказа и рассказа. Обучение пересказам без опоры на наглядность и без домашней подготовки. Сочинение сказок. Импровизированные диалоги. Выработка навыков свободного общения в инсценировках и сюжетно- ролевых играх.

Примерный план занятий:

10 минут — дыхательные и релаксационные упражнения;

15 минут – речевые игры;

15 минут – театрализация.

Завершается работа концертом, организованным силами детей и родителей.

Среди многочисленных речевых нарушений заикание одно из немногих, механизмы которого до конца нераскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Современный подход к преодолению заикания настоятельно требует разработки и применения дифференцированных методов коррекции данной речевой патологии.

Комплекс занятий по устранению заикания у младших школьников, проводимых с использованием оборудования сенсорной комнаты, имеет положительную динамику и способствует успешной адаптации данной категории детей в образовательном учреждении.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Методики логопедических занятий по устранению заикания у детей школьного возраста

Работа со школьниками имеет свои особенности.

1. Меняется тип ведущей деятельности главной является учебная деятельность, хотя элементы игровой деятельности сосуществуют с учебой.

2. Игровая форма занятий заменяется уроком.

3. Если у дошкольников вся работа ведется через семью, воспитателей, то в школьном возрасте логопедическое воздействие осуществляет логопед в содружестве с учителем.

4. В дошкольном возрасте все элементы речи воспитываются на основе подражания логопеду в процессе игровой деятельности, в школьном возрасте большее значение приобретает установка на сознательное преодоление дефекта, на самостоятельные упражнения над речью.

Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе.

5. Наряду с косвенной психотерапией шире используются виды рациональной психотерапии.

6. Речевой материал и виды логопедических занятий сближаются со школьной практикой.

В устранении заикания велика роль учителя школы: он создает в классе атмосферу бережного отношения к заикающемуся, постепенно подводит его к самостоятельным ответам у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с логопедом и семьей заикающегося. В моменты подавленного настроения заикающегося он должен ободрить его, переключить его внимание на положительные стороны личности, на интересующую его деятельность. Учитель вовлекает заикающегося в общественную жизнь класса, а затем школы, в кружки.

В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются методические рекомендации, предложенные для работы или с детьми дошкольного возраста (для младших школьников), или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников I—IV классов в процессе ручной деятельности. Принципиально эта методика мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми-дошкольниками. Меняется в основном выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи; 3) предваряющей речи; 4) закрепления навыков самостоятельной речи.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н. А. Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах, в специальных школах.

Система логопедических занятий с заикающимися школьниками в условиях логопедического кабинета поликлиники, специализированного стационара или санатория, предложенная В. И. Селиверстовым, тоже принципиально не отличается от изложенной выше комплексной методики занятий с дошкольниками. Изменения в ней связаны лишь с более старшим возрастом детей, возросшим уровнем их развития, что требует от логопеда большей опоры на сознательную активность самих детей.

В системе логопедических занятий А. В. Ястребовой выделяется три периода в обучении учащихся.

В первом периоде заикающиеся школьники уточняют и расширяют свои знания в области языка как путем целенаправленных наблюдений над звуковой стороной речи, так и в процессе активных упражнений по упорядочению ее темпа и плавности.

Содержание логопедических занятий первого периода способствует: 1) упорядочению темпа, ритма и плавности речи;

2) расширению и уточнению словарного состава, запаса представлений и понятий; 3) овладению грамматическим строем речи; 4) развитию и закреплению навыков звукового и морфологического анализа слова.

Во втором периоде занятий активизируются полученные учащимися знания в области языка и закрепляется навык плавной, ритмичной и выразительной речи на более сложном речевом материале с целью дальнейшего расширения словарного состава, языковых представлений и понятий.

В третьем, заключительном периоде занятий продолжается работа над звуковой и интонационной стороной речи, реализуется требование осознанного использования учащимися знаний в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка и навыка плавной, выразительной речи в любой жизненной ситуации.

Таким образом, состояние устной и письменной речи заикающихся школьников с элементами общего недоразвития речи обусловливает следующие основные направления логопедической работы: а) целенаправленное и всестороннее развитие основных взаимодействующих компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики) в процессе работы над ее темпом и плавностью; б) тесную взаимосвязь речевого материала логопедических занятий с содержанием программы по русскому языку начальной школы; в) развитие речевой активности детей.

В нашей стране организованы сезонные (летние) логопедические санатории и лагеря санаторного типа для заикающихся детей. Коррекционно-педагогическая и лечебно-оздоровительная работа с заикающимися школьниками проводится в их свободное от учебы в школе время и совмещена с отдыхом. При этом широко используются климатические и природные факторы.

Перед персоналом ЛОУ (летних оздоровительных учреждений) стоят задачи общего оздоровления детей, укрепление их нервной системы, предупреждения и устранения у них легких форм заикания и его рецидивов.

Показанием для направления в сезонные специализированные санатории служит наличие у детей заикания различной степени, вплоть до самой тяжелой, а также заикания в совокупности с другими дефектами речи. В лагеря направляются дети: после проведенного курса лечения заикания; с легкими формами заикания; с другими формами расстройств плавности и темпа речи (брадилалия, тахилалия).

Сезонный санаторий и оздоровительный лагерь для заикающихся детей дополняют друг друга.

Терентьева – система тренинговых занятий 8-9лет, направлена на развитие коммуникативной деят-ти.

1.формирование межличностного взаимодействия взросл-реб, реб-реб и обучение произвольному построению высказывания на основе деят-ти. Пример: взрослый дает задание – нарисуйте дом, рыбку. Далее реб спрашивают, что нарисовал и т.д. Реб-реб: работа в парах – обсудить и выразительно рассказать стихотворение.

2.межличностное взаимодействие в группе сверстников предполагает составление плана, деятельности и высказывания. Пример: гр детей подготовить к-л сочинение, т.е.составить вместе рассказ, м.б. определены роли – авторы, артисты, режиссеры и т.д.

3. конкурирующее межличностное взаимодействие и спонтанное взаимодействие с аудиторией. Виды: -между представителями одной группы (кто быстрее, кто больше), -между представителями оппозиционно настоеных групп (2команды, какая команда подберет больше слов), -ведение дискуссии со слушателями по содержанию выступления.

Отрабатываются коммуникативные умения. В процессе сложных коммуникаций необходимо:

1)создать зону ослабления напряжения – за счет уважительного отношения к конкуренту

2)найти совпадающие интересы, оценки, переживания

3)принять мнение собеседника и пытаться повлиять на его мнение

Обзор методик коррекции заикания у подростков и взрослых.

В подавляющем большинстве у подростков и взрослы заикание является следствием длительно протекающего процесса, возникшего в детстве. В данные возрастные периоды речевой дефект наиболее ярко выражен, стоек в своих проявлениях, спаян с личностью, с нарушенной системой отношений личности и поэтому с трудом поддается устранению, часто склонен к рецидивам. При устранении заикания необходимо применять дифференцированные в соответствии с его особенностями методы коррекционного воздействия в рамках существующего комплексного лечебно-педагогического подхода к заиканию. За основу лечебно-педагогического воздействия следует считать следующие положения.

1. Комплексность как взаимопроникновение медицинских и педагогических приемов. Например, психотерапевтическая методика — аутогенная тренировка — включает в себя речевой, логопедический материал, индивидуальные логопедические занятия, в свою очередь, проходят с использованием психотерапевтической методики функциональных тренировок и т. д.

2. Сложность клинической картины заикания у подростков и взрослых выдвигает на первый план в комплексном преодолении заикания медицинские мероприятия. Это существенным образом влияет на место, роль и специфику логопедической работы с заикающимися. Поэтому в настоящее время все чаще эта работа обозначается как логотерапия, логопсихотерапия.

3. Поэтапность, согласно которой все виды нагрузок (логопедическая, психотерапевтическая, логоритмическая) должны постепенно возрастать от простого к сложному как при подборе речевого материала, так и в построении системы функциональных тренировок. Каждый из этапов с самого начала должен позволять заикающемуся добиваться определенных успехов.

4. Нозологическая дифференцированность и индивидуализация лечебных воздействий.

Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохранения: в логопедических кабинетах и стационарах психоневрологических диспансеров и больниц.

Об особенностях логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми писали И. Ю. Абелева, Л. 3. Андронова, Л. П. Голубева, А. Я. Евгенова, М. Н. Киселева, А. И. Лубенская, М. И. Мерлис, Ю. Б. Некрасова, Н. Ф. Синицина, М. В. Смирнова, М. Е. Хватцев, А. Г. Шембель, В. М. Шкловский и др.

А. Я. Евгенова и М. В. Смирнова:

Первый период (14 занятий) содержит артикуляционные и дыхательные упражнения; счетную и фразовую зарядки; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихотворение (наизусть).

Второй период (12 занятий) включает речевую зарядку; чтение; изложение прочитанного; рассказ на данную тему; практику разговорной речи; объединенные занятия.

В третьем периоде (12 занятий) заикающимся предлагаются небольшие доклады; работа с художественным материалом (стихотворение, художественная проза); драматизации; экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы.

По методике И. Ю. Абелевой, Л. П. Голубевой, А. Я. Евгеновой, Н. Ф. Синициной, М. В. Смирновой рекомендуется начинать занятия с дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений.

Далее предусматривается работа над гласными звукам; словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвертом слоге); фразами (начинающимися со слов с начальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами). В последовательном усложнении речевых упражнений следует работа над песнями; стихотворной речью (сказки в стихах, стихотворения, басни); чтением; заучиванием текстов наизусть; пересказыванием прочитанного текста; сообщением на заданную тему; текстом драматических произведений. После всего этого следует практика разговорной речи (диалоги-сценки, телефонные разговоры, речевые игры).

В системе логопсихотерапевтической работы с подростками и взрослыми находят место суггестивные формы психотерапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз).

В разработанной В. М. Шкловским комплексной системе курс лечения заикания (2,5—3 месяца) включает пять этапов: подготовительный (диагностический); перестройки патологических речевых навыков и нарушений отношений личности; закрепления достигнутых результатов; диспансеризации и профилактики; санаторно-курортного лечения.

На подготовительном (диагностическом) этапе (10—15 дней) проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, медикаментозное лечение.

На этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) проводятся логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функций, выработке речевых эталонов и т. д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и рациональная психотерапия. Затем (спустя 15—20 дней) проводится сеанс внушения в бодрствующем состоянии. После сеанса начинается активная логопедическая работа. Достигнутые результаты закрепляются во время сеансов гипнотерапии, самовнушения и рациональной психотерапии.

Навыки слитной речи автоматизируются, заикающиеся обучаются различными приемами, помогающим им справиться с возникающими речевыми затруднениями: упражняются в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т. д. В случаях, когда не удается достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженном и отраженном произношении. Логопедическая работа проводится наряду с активной суггестивной психотерапией.

Речевым занятиям в течение дня отводится не менее 3-4 часов.

Психотерапевтическая работа на этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности имеет различные формы. С помощью рациональной психотерапии больному разъясняют причины заикания, необходимость активного отношения к занятиям для успешного лечения заикания.

Гипнотерапия начинается на 3—4-й день после начала активной тренировки речи. Проводится вначале 3 раза в неделю, а затем один раз в 7—10 дней. Во время внушения особое внимание уделяется нормализации эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в бодрствующем состоянии.

Используются беседы на фоне сильного эмоционального напряжения больных, заканчивающиеся императивным внушением; императивное внушение с включением демонстративных моментов. Сеанс заранее назначается на определенный день, который особенно ожидается больными, так как является переломным этапом в их лечении.

В процессе самовнушения заикающиеся стремятся представить себя хорошо говорящими, вызывают у себя представление о том, как они говорят без заикания дома, в учебном заведении на работе и в других ситуациях. Сеанс самовнушения рекомендуется проводить также перед сном.

На этапе закрепления достигнутых результатов (в течение месяца) проводится тренировка речи больного в жизненной обстановке.

В. М. Шкловский подчеркивает необходимость диспансеризации и профилактики как важных разделов работы, без которых не может быть решена проблема лечения заикания. Для заикающихся с глубокими невротическими нарушениями и резко выраженной вегетативной дистонией автор советует проводить санаторно-курортное лечение с использованием климато-бальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтических мероприятий.

Хватцев – разработал самостоятельную систему над работой над речью заикающихся. Оздоровление НС и самовоспитание. Самостоятельный режим молчания, затем разговор с маленькими детьми, одновременно следить за осанкой, смотреть в глаза собеседнику, говорить в замедленном темпе, можно говорить более высоким или низким голосом (чтобы заново учился говорить). При появлении судороги сделать остановку, вдохнуть, спокойно продолжать в более медленном темпе не прибегать к уловкам. Далее – самостоятельные занятия – упражнения на расслабления с использованием аутотренинга, на регуляцию ритма движений – под музыку отстукивать ритм рукой, ногой, отхлопывать ритм, маршировать, танцевать. Затем ритмизовать речь – отстучать слабый удар, сильный, затем – проговорить, прочитать стихотворение с такой организацией, заменить все слоги в стихотворении слогом ТА и тренироваться в разных формах устной речи (сопряженная, отраженная, вопросно-ответная) + самовнушение и регулярно вести дневник самоконтроля.

students-library.com

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Исправление речи у заикающихся школьников I—IV классов. 231

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда можно проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах. В специальных школах для устранения заикания у детей целесообразно использовать не только логопедические занятия, но и уроки ручного труда, на которых также можно развивать самостоятельную речь детей по рекомендуемой системе.

Лучшей формой организации занятий с заикающимися детьми являются групповые, коллективные занятия. Такие занятия помогают преодолеть одну из самых больших сложностей для заикающихся — говорить при коллективе. Учащиеся получают возможность без конца практиковаться в разговоре друг с другом, спрашивать, отвечать, спорить, советоваться. Находясь в кругу товарищей с таким же дефектам, они не стесняются своей речи, меньше волнуются в процессе речевого общения или выполнения каких-либо заданий. В результате у детей появляется постоянная уверенность в успехе

В каждой группе не должно быть более 5 учеников, с тем чтобы каждый ребенок практиковался в речи.

Занятия по исправлению заикания с применением ручной деятельности мы рекомендуем проводить в течение всего учебного года с перерывами, совпадающими со временем школьных каникул.

В особо тяжелых случаях заикания этого времени может оказаться недостаточно. Тогда необходимо продолжить занятия в следующем учебном году. При этом нужно иметь в виду, что начинать повторные занятия следует с той формы речи, которая уже доступна ребенку. Так, например, если ученик поступил в группу для продолжения занятий по устранению заикания, хорошо владея завершающей формой речи, то его следует подключить к занятиям, когда в группе будут проходить занятия во втором периоде.

Желательно, чтобы логопедические занятия проводились с детьми в специально оборудованном для этого помещении, где можно было бы хранить все необходимые материалы и инструменты для работы.

Перед началом занятий логопед должен предложить родителям обеспечить своих детей всем необходимым для ручного труда — материалом и инструментами (ножницами, клеем, кисточками, пластилином, цветной бумагой). Все это должно храниться улогопеда и быть всегда под рукой. Остальные же нужные для занятий вещи (листья, лоскуты материи, пустые коробки из-под зубного порошка, пуговицы и прочие мелочи) дети будут приносить по просьбе логопеда накануне занятий.

Перед началом занятий логопед должен провести беседу с родителями.

Необходимо, чтобы у ребенка был определенный, строгий режим (своевременный и достаточный сон, здоровое и своевременное питание, прогулки на воздухе и т. п. ).

Одновременно с началом логопедических занятий необходимо ограничить речь ребенка вне занятий. Поэтому родителям следует избегать разговоров с детьми, не задавать им вопросов, стремиться занять каким-нибудь полезным делом, чтобы у детей не появлялось желания спрашивать, разговаривать.

Серьезное внимание следует уделить лечебной стороне дела. Заикающегося ребенка нужно показать врачу невропатологу, так как во многих случаях лечебное укрепление нервной системы является обязательным.

Логопед еще до начала занятий должен поговорить также с обучающим ребенка учителем. Учитель должен создать в классе здоровое отношение к заикающемуся со стороны товарищей. С началом логопедических занятий следует первое время воздержаться от устных опросов заикающегося. При этом ни в коем случае не следует говорить самому ребенку о причине такого поведения.

Когда же у заикающегося ребенка появятся первые успехи, их необходимо поддерживать и учителю в классе. По договоренности с логопедом такого ученика можно начать постепенно спрашивать на некоторых уроках.

Хорошую речь во время ответов заикающегося ребенка как на логопедических занятиях, так и в классе следует постоянно поощрять, создавая у него тем самым бодрое, приподнятое настроение.

Логопедические занятия должны быть организованы так, чтобы ученики все время говорили не заикаясь. Если у ребенка во -время занятий появятся запинки в речи, это значит, что он еще плохо освоил предыдущую форму речи и новая ему пока непосильна. В этих случаях следует вернуться к более лепкой форме речи.

Учитель должен уметь быть требовательным к детям. Всякое его задание должно выполняться точно и в срок. (Дома должны проводиться упражнения по закреплению поставленных звуков и выработке навыка правильной, плавной речи. )

Логопед каждый раз напоминает детям, что дома нужно делать точно такую же поделку и называть вслух все производимые трудовые операции. Чтобы повторное изготовление поделки имело для ребенка смысл, ему нужно объяснить, что теперь он должен сделать такую же вещь для сестренки или брата, товарища, мамы или папы, для класса или логопедического кабинета.

Такие домашние замятия должны выполняться обязательно под наблюдением родителей или других старших членов семьи. При этом следует проявлять живой интерес ко всему, что делает и говорит ребенок.

Логопед должен заранее проконсультировать родителей относительно того, какие вопросы нужно при этом задавать ребенку, например: “Что ты делаешь?”, “Что ты сейчас загибаешь?”, “Что ты склеиваешь?” и т. п. Нужно предостеречь родителей от таких вопросов, — которые требуют от ребенка самостоятельных выводов, обобщений, так как при этом может снова проявиться заикание.

Строгая последовательность и систематичность в занятиях, чуткое, внимательное отношение к ребенку, тесный контакт логопеда с учителем и родителями ребенка — необходимые условия успеха.

studepedia.org