Адаптивная программа для детей с умственной отсталостью 1 класс

Рабочая программа для детей с умеренной умственной отсталостью, 1 класс по ФГОС. Человек.

Адаптированная рабочая программа по предмету «Человек» для 1 класса разработана на основе программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой , в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основании следующих нормативно-правовых документов:

— примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. № 24/4.1.1-4851/м;

— учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7;

— годового календарного плана-графика ГКОУ РО Азовской школы №7;

— положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) педагогов ГКОУ РО Азовской школы №7.

Рабочая программа выполняет следующие функции:

— является обязательной нормой выполнения учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7;

— определяет содержание образования по учебному предмету;

— обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;

— реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;

— создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;

— обеспечивает достижение планируемых результатов (личностных и предметных) каждым учащимся.

Цель предмета: формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Задачи предмета: обучение отдельным операциям (мытье рук, одевание, раздевание, прием пищи и т.д.).

Формы организации учебной деятельности:

Виды деятельности на уроке:

– выполнение заданий и упражнений;

– наблюдение за объектом изучения;

– практикум (игры с наглядными пособиями);

Место предмета в учебном плане.

Учебный план ГКОУ РО Азовской школы №7 ориентирован на 4 – летний нормативный срок освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) . Продолжительность учебного года для 1 класса составляет 33 учебные недели (при 5 – дневной учебной неделе). Программа рассчитана для 1 «Б» класса на 66 учебных часов (2 часа в неделю, с учетом выходных и праздничных дней), в соответствии с годовым календарным учебным планом-графиком работы школы. Срок реализации программы – один учебный год.

Планируемые результаты учебного предмета

Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного предмета, курса в достижении учащимися планируемых личностных и предметных результатов

Курс «Человек» формирует у учащихся представление о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Практическая направленность курса осуществляется через игровые задания и ситуативные практикумы.

В ходе изучения предмета предполагается получение следующих результатов:

1) овладение начальными навыками адаптации в классе;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

1) Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

Представление о собственном теле.

Отнесение себя к определенному полу.

Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.

Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.

Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей .

Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.

Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами .

Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.

Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).

Умение следить за своим внешним видом.

4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса

В процессе обучения у ребенка формируются представления о самом себе, своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Предмет представлен следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».

Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Календарно – тематическое планирование учебного материала с определением основных видов учебной деятельности учащихся

Основные виды учебной деятельности учащихся

Человек. Вводный урок

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой учащихся.

Формирование учебного поведения:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

умение выполнять инструкции педагога;

использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени,

от начала до конца,

с заданными качественными параметрами.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог.

Адаптированная образовательная программа для детей с умственной отсталостью 1 класс

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Адаптированная образовательная программа

начального общего образования

для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

«Быковская средняя школа №1 имени Героя России

Арефьева Сергея Анатольевича»

Быковского муниципального района

в 2016-17 учебном году

Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном общеобразовательном учреждении «Быковская средняя школа №1 имени Героя России Арефьева Сергея Анатольевича»

Адаптированная образовательная программа начального общего образования (далее АОП НОО), адаптированная для лиц с ограниченными возможностями здоровья, с нарушением интеллекта (имеющих умственную отсталость легкой, умеренной и тяжелой степени), разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:

анализ и подбор содержания,

изменение структуры ОП НОО,

использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности

Нормативной основой АОП НОО являются документы:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

приказ МОиН РФ № 393 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009 с изменениями (приказы МОиН РФ №1241 от 26.10.2010 и №2357от 22 09.2011 г.),

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва /Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993/ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»;

Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №6» (в частности, раздел 2.5. Программа коррекционной работы).

Содержание адаптированной образовательной программы отражает требования ФГОС, учитывает особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта, содержание примерных программ для детей с ОВЗ – Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Воронковой В.В., под ред. Бгажноковой И.М., Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

Данная адаптированная образовательная программа определяет содержание образования по трем компонентам — образовательный, коррекционный и воспитательный.

По каждому из компонентов сформулированы цели и круг конкретизирующих эти цели задач, определяются способы и приемы, посредством которых дети с ОВЗ (умственная отсталость) будут усваивать содержание образования.

infourok.ru

Адаптированная рабочая программа «Игротерапия» для детей с умственной отсталостью 1 класс

Транскрипт

1 Муниципальное общеобразовательное учреждение Калининская средняя общеобразовательная школа «Принято» на заседании Педагогического совета школы Протокол от Утверждаю Директор МОУ Калининской СОШ /Е.Г. Борщевская/ Пр. от 2015г. Адаптированная рабочая программа «Игротерапия» для детей с умственной отсталостью 1 класс Разработчик: Бирулина Ирина Андреевна, учитель начальных классов, 1 квалификационная категория п.калининское уч.год

2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Игротерапия» (1-4 классы) составлена на основе программнометодических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009; «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова, рецензенты: В.В. Воронкова, В.Т.Петрова. М.: Просвещение, Игра один из основных видов деятельности младшего школьного возраста. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развитие морали ребенка и совершенствование психических процессов. В ходе игры учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность, облегчить процесс усвоения знаний, сделать любой учебный материал доступным для каждого учащегося Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности. Игротерапия является одним из эффективных методов лечебно- педагогического воздействия на детей, проводимый с определенной целью и выполняющий следующие функции: — коммуникативную установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив; — релаксационную снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему; — воспитательную психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения; — развивающую развитие психических процессов и ВПФ, двигательной сферы; — дидактическую (обучающую) обогащение информацией об окружающем мире. В связи с тем, что в школьном компоненте учебного плана представлена коррекционная технология «Игра, игротерапия», но учебно-методический комплекс отсутствует, возникла необходимость создания модифицированной программы «Игра, игротерапия» (1-4 классы). Цель программы: Формирование у учащихся представления об окружающей действительности, обогатить их чувственный познавательный опыт, способствующие оптимизации психического развития ребенка и эффективной социализации в обществе. Задачи программы: — корригировать ВПФ ребенка, недостатки познавательной деятельности и эмоционально-волевую сферу; — предупреждать вторичные отклонения и нарушения в развитии, — подготавливать к восприятию учебного материала, осуществляя межпредметную связь; — учить умению сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи; — формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов — определенных систем и шкал: величины, световой спектр; — воспринимать окружающий мир через свойства и признаки его объектов: цвет, вкус, запах, звуки, ритмы; — развивать слухоголосовые и зрительно-двигательные координации, моторную неловкость, мелкую моторику; — обогащать словарный запас новой терминологией; — воспитывать мотивацию к учению.

3 Программа игротерапия», составлена с учетом психофизических особенностей умственно отсталых детей, которым свойственны нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы. Она опирается на ведущие виды деятельности младшего школьного возраста учебу и игру. Коррекционная направленность занятий в игровой форме помогут обучающимся в непринужденной обстановке успешно овладевать содержанием начальной ступени обучения, восполнить пробелы в знаниях. Разделы, темы программы, содержание цикла занятий носят коррекционноразвивающий характер. Программа реализуется через предметно-практическую, музыкально-ритмическую, изобразительную деятельность, конструирование, тренировочные упражнения, игры и готовит учащихся к восприятию учебных предметов на уроках математики, русского языка, устной речи, занимательного труда, рисования, физкультуры, живого мира. На уроках используются опорные схемы, демонстрационные пособия, аудио, видео — материалы, компьютерные технологии. Концентрическое расположение учебного материала создает условие для постепенного накопления информации учащимися, отработки еѐ по темам и развития каждого ребенка в ЗБР. Количество часов по программе 1-4 классов составляет за год -34 часа (1 класс 33 часа). Структура разделов в каждом классе и количество часов по разделам одинаковы (кроме 1 класс, Раздел IX. Формирование временных представлений — 2 ч.) Разделы программы: — формирование моторики и графомоторных навыков; — формирование тактильно-двигательного восприятия; — формирование кинестетических и кинетических ощущений; — формирование представлений о форме, величине, цвете предметов, конструирование; — формирование зрительного восприятия; — формирование представлений об особых свойствах предметов; — формирование слухового восприятия; — формирование пространственных представлений; — формирование временных представлений. Реализация программы направлена на коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, высших психических функций и познавательной сферы, преодоление трудностей в владении программными знаниями, умениями, навыками, что способствует осуществлению личностно ориентированного подхода. Место предмета в Учебном плане Курс «Игротерапия» предполагает изучение в объѐме 33 час за учебный год. ( 1 час в неделю) в рамках предметной области Коррекционные технологии, школьного компонента Учебного плана. ИГРОТЕРАПИЯ 1 класс 33 часа, 1 час в неделю I. Формирование моторных и графомоторных навыков 7 часов Развитие крупной моторики. Действия, движения по инструкции: бросание мяча в цель, по движущемуся предмету. Подвижные игры «Выбивной». Действия, движения по инструкции: повороты, перестроения. Упражнения на равновесие: «Дорожка следов». Развитие согласованности действий и движений телом: повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления. Игра «Следопыты». Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка трафарета (внутреннего, внешнего), штриховка фигур.

4 Развитие координации движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме». Работа в технике рваной аппликации Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. II. Формирование тактильно-двигательного восприятия 2 часа. Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой — маленький. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение». III.. Формирование кинестетических и кинетических ощущений 2 часа. Формирование ощущений от разных поз тела, верхних, нижних конечностей. Дидактическая игра «Море волнуется». Движения и позы головы по подражанию. Вербализация ощущений. Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений животных, оркестр).. IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование 7 часов. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, треугольник. Дидактическая игра «К фигуре подбери предмет». Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. Дидактическая игра «К фигуре подбери предмет». Работа по образцу с геометрическим конструктором «Лего». Различение предметов по величине и высоте. Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу. Знакомство с основными цветами: красный, синий, зеленый. Дидактическая игра «Назови цвет предмета». Знакомство с основными цветами: белый, черный, желтый Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?». Составление целого из частей (разрезной материал, 2-3 детали).дидактическая игра «Собери сам». V. Формирование зрительного восприятия 3 часа. Формирование зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дидактическая игра: «Сравни предметы». Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?» (У стола-ножки, у ведра ручки..) Дидактическая игра: «Что изменилось?». Упражнения для профилактики и коррекции зрения. VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов 4 часа. Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный горячий..), обозначение словом. Дидактическая игра «Горячо — холодно». Вкусовые ощущения (кислый, сладкий горький, солѐный). Дидактическая игра: «Узнай по вкусу». Развитие обоняния (приятный — неприятный запахи). Дидактическая игра: «Узнай по запаху».

5 Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дидактическая игра «Легко — тяжело». VII. Формирование слухового восприятия 3 часа. Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра: «Узнай на слух». Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (имитация крика животных). VIII. Формирование пространственных представлений — 3 часа. Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука). Ориентировка в классной комнате: движение в заданном направлении (вперед, назад. ). Ориентировка в линейном ряду (первый, между, на третьем месте, центр, верх, низ, правая, левая сторона..). Дидактическая игра: «Расположи верно». Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я». IX. Формирование временных представлений 2 часа. Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь). Последовательность смены времени суток. Дидактическая игра: «Что я делал?» Неделя. Порядок дней недели. Знакомство с понятиями: «сегодня», «завтра», «вчера». Дидактическая игра: «Что я делал», «Когда это бывает?». Календарный учебный график Тема урока Количет часов Дата По плану По факту I. Формирование моторных и графомоторных навыков. 7 II. III. Формирование тактильно-двигательного восприятия. Формирование кинестетических и кинетически ощущений. 2 2 IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование. 7 V. Формирование зрительного восприятия. 3 VI. Формирование представлений об особых 4

6 свойствах предметов. VII. Формирование слухового восприятия. 3 VIII Формирование пространственных представлений. 3 IX. Формирование временных представлений. 2 X. Обследование детей, комплектование групп дл коррекционных занятий. — ИТОГО: 33

7 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0- IV кл. под редакцией И.М. Бгажноковой — М, «Просвещение» 2011». 2. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: программнометодического материала под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Митиева Л.А., Удалова Э.Я. М. «Просвещение», Математика 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Алышева Т.В.: М. «Просвещение» «Живой мир». 1 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н.Б., Котина Н.М., Куртова Т.О: М. «Просвещение» «ТЕХНОЛОГИЯ. Ручной труд» 1 класс. Кузнецова Л.А. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ СПБ. филиал издательства «Просвещение», «ТЕХНОЛОГИЯ. Ручной труд» 1 класс. Методические рекомендации: пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Кузнецова Л.А. СПБ. филиал издательства «Просвещение», «Устная речь». 1 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Комарова С.В. — М. «Просвещение» 2011.

docplayer.ru

Рабочая программа по математике (1 класс) на тему:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — пр. Минобрнауки № 1599 от 19.12.2014 года, адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-4 классы), Примерной программы основного общего образования по математике для 1-4 классов. –М. «Просвещение»: 2011.

Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися.

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новоусманская СОШ №3» Новоусманского муниципального района

на заседании ШМО» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор

___________И.В.Бабакова __________В.В. Воронина __________Л.В.Потанина

Пр. № ___от «___»______2015г. «___»______2015 г. «____»________2015 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

для обучающихся 1 «____» класса

на 2015 — 2016 учебный год

В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

Математическое развитие младших школьников.

Формирование системы начальных математических знаний.

Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
  2. Программа определяет ряд задач , решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

    — формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

    — развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

    — развитие пространственного воображения;

    — развитие математической речи;

    — формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

    — формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

    — формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

    — развитие познавательных способностей;

    — воспитание стремления к расширению математических знаний;

    — формирование критичности мышления;

    — развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

    Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

    Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

    Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

    Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

    Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

    Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

    Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

    Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

    Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

    Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

    Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

    При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

    Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

    Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

    Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

    Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

    Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

    Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

    В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

    Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

    Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

    Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

    Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

    Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

    Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

    Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

  3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан в 1 классе— 132 ч (33 учебные недели).

  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
  • За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

    Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

    формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

    — чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

    — восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

    формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

    — доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

    — уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

    развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

    – принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

    – ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

    – формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

    развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

    – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

    – формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

    развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

    – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

    – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

    – формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

    – формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

    Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

    V. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

    К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы относятся:

    • начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
    • начальные представления о математических способах познания мира;
      • начальные представления о целостности окружающего мира;
      • понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
      • проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
      • осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
      • понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
      • приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
      • знание основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика»,
      • отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
      • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
      • способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
      • К метапредметным результатам освоения адаптированной рабочей программы относятся:

      • понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
      • принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
      • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
      • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
      • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
      • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
      • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
      • Познавательные
        Минимальный уровень

      • понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
      • проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
      • определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
      • выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
      • осуществлять синтез как составление целого из частей;
      • иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
      • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
      • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
      • объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
      • Коммуникативные
        Минимальный уровень:

      • задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
      • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
      • уважительно вести диалог с товарищами;
      • принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
      • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
      • применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
      • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
      • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
      • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

      Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный .

      Числа и величины
      Минимальный уровень:

    • считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
    • читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», « (больше), », « », « [1] .

      «Странички для любознательных» — (4 ч)

      Повторение пройденного « Что узнали. Чему

      научились» (2 ч)
      Проверочная работа « Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов (1 ч)

      nsportal.ru