Ados шкала наблюдения для диагностики аутизма

Диагностика по шкале ADOS

Муниципальное автономное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Эго» Свердловского района

оказывает психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям с проблемами в развитии, поведении, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ и социальной адаптации, детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детям-инвалидам.

ADOS — Шкала Наблюдения для Диагностики Аутизма является «золотым стандартом» для оценки и диагностики аутизма и первазивного расстройства развития у испытуемых разных возрастных групп, уровней развития и речевых навыков.

Авторы методики: Кэтрин Лорд, Майкл Раттер, Памела Ди Лаворе, Сьюзан Ризи (США).

Эта методика может быть использована для диагностики практически каждого, имеющего подозрение на аутизм или страдающего этим расстройством: от младенческого до взрослого возраста, от неговорящих детей, до свободно говорящих взрослых.

В методике используются специально подобранные игрушки для игры, материалы для деятельности, при которых можно наблюдать социальное взаимодействие, общение и коммуникацию, проявления поведения, связанные с аутистическим спектром на разных уровнях развития и в разном возрасте. Во время исследования заранее подготавливаются коммуникативные провокации, в которых обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом — иначе. После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше — обычного, или «аутичного». По результатам подсчета выводится заключение.

При этом фиксируются данные по таким параметрам:

1. Речь и коммуникация:

— Речь — количество слов, предложений, интонация, эхолалии

— Попытки привлечь внимание

— Стереотипные слова или предложения

2. Социальное взаимодействие:

— Качество социальной инициативы

3. Игры — функциональные, символические и включающие воображение.

— Разнообразна ли игра ребенка, ее качество

— Есть ли игра «понарошку»

— Стереотипное поведение и ограниченные области интереса:

— Агрессия и самоагрессия

Методика ADOS включает в себя четыре модуля, для применения каждого из которых требуется всего от 35 до 40 минут. Испытуемому дают только один модуль, в зависимости от его или ее уровня экспрессивной речи и хронологического возраста. Следуя указаниям, приведенным в руководстве, вы выбираете соответствующий модуль для каждого человека.

Модуль I. Применяется к тем детям, которые не используют фразовую речь постоянно;

Модуль II. Применяется к тем детям, которые используют фразовую речь, но не говорят свободно;

Модуль III. Применяется, к свободно говорящим детям;

Модуль IV. Применяется, к свободно говорящим подросткам и взрослым.

Единственная группа лиц с расстройствами аутистического спектра, по отношению к которой не может быть применена методика ADOS — это неговорящие подростки и взрослые.

Для выполнения модулей 1 и 2 вам и ребенку необходимо двигаться по комнате. Модули 3 и 4, каждый из которых требует, по большей части, бесед, могут быть проведены за столом.

Эти виды активности обеспечивают 30 — 45-минутный период наблюдения, полный возможностей для испытуемого проявлять поведение, соответствующие диагнозу аутизма или общего расстройства развития. Применяя ADOS, вы записываете свои наблюдения, чтобы кодировать их позже, и сформулировать диагноз. Предоставлены граничные показатели как для более широкой диагностики общего (первазивного) расстройства развития/ атипичного аутизма / аутистического спектра, так и для диагностики аутизма в более узком, традиционном понимании.

Таким образом, диагностика проходит как стандартизированное наблюдение за поведением во время специально организованной игры с тщательно отобранными игрушками. После диагностики проводится кодирование, тщательный подсчет баллов по разным параметрам и вывод диагноза, с корреляцией с ныне действующим перечнем диагнозов МКБ-10.

centerego.ru

Диагностика аутизма ADOS

Мы проводим диагностику по протоколу наблюдения ADOS, которая является золотым стандартом диагностики аутизма во всем мире. ADOS предназначен для детей, у которых подозревается наличие аутизма или расстройства аутистического спектра.

В методике используются специально подобранные игрушки для игры, материалы для деятельности, при которых можно наблюдать социальное взаимодействие, общение и коммуникацию, проявления поведения, связанные с аутистическим спектром на разных уровнях развития и в разном возрасте. Во время исследования заранее подготавливаются коммуникативные провокации, в которых обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом — иначе. После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше — обычного, или «аутичного». По результатам подсчета ставится диагноз.

При этом фиксируются данные по таким параметрам:

  • Речь — количество слов, предложений, интонация, эхолалии
  • Попытки привлечь внимание
  • Стереотипные слова или предложения
  • Диалог
  • Указывание пальцем
  • Жесты
  • Взгляд в глаза
  • Реакция на имя
  • Выражение лица
  • Совместные действия
  • Качество социальной инициативы
  • Взаимность
  • Игры — функциональные, символические и включающие воображение.

  • Разнообразна ли игра ребенка, ее качество
  • Есть ли игра «понарошку»
  • Качество воображения
    • Сенсорные ощущения
    • Самостимуляция
    • Повторяющиеся действия
    • Агрессия и самоагрессия
    • ADOS состоит из 4-х модулей. Каждый раз используется только один модуль, наиболее подходящий уровню развития ребенка — на основе разговорной речи и хронологического возраста.

    • Модуль 1 применяется к тем детям, которые не используют фразовую речь постоянно;
    • Модуль 2 – к тем, которые используют фразовую речь, но не говорят свободно;
    • Модуль 3 – к свободно говорящим детям;
    • Модуль 4 – к свободно говорящим подросткам и взрослым.
    • В данное время единственная группа лиц с расстройствами аутистического спектра, по отношению к которой не может быть применена методика ADOS, — это неговорящие подростки и взрослые. Однако, сейчас разрабатываются новые модули, которые в ближайшем будущем уже будут использоваться специалистами.

      Таким образом, диагностика проходит как стандартизированное наблюдение за поведением во время специально организованной игры с тщательно отобранными игрушками. После диагностики проводится кодирование, тщательный подсчет баллов по разным параметрам и вывод диагноза, с корелляцией с ныне действующим перечнем диагнозов МКБ-10. Возможно также тестирование речевых навыков VB-MAPP для детей с аутизмом и отставанием в развитии речи, составление индивидуальной программы развития для ребенка, а также обучение родителей эффективным приемам работы с аутичным ребенком в домашних условиях, индивидуальные занятия АВА-терапии. Скрининговая (быстрая) диагностика производится при помощи опросника родителей (после окончания заполнения нажмите кнопку «отправить», ответ прийдет по эл.почте)

      Диагностику аутизма в нашем центре проводит кандидат психологических наук Наталия Компанец.
      Кабинет находится на бул. Дружбы народов 24/2 (М «Дружбы народов»)

      Что нужно иметь с собой?

    • медицинскую документацию ребенка (записи невролога, энцефалограмма и пр.)
    • угощение для ребенка (это нужно положить в контейнер для того, чтобы увидеть, как ребенок просит лакомство у ЧУЖОГО человека)
    • игрушку для ребенка. Мы не даем детям уносить НАШИ игрушки. Потому для утешения возьмите с собой ЕГО игрушку, чтобы он не расстраивался, когда Вы будете уходить.
    • Записаться на диагностику аутизма можно по телефонам

      050-38-095-38,

      093-755-06-29

      Если не можете дозвониться — возможно, мы на занятии с детьми- пишите СМС с темой обращения или заполните форму:

      autism.mir-detej.kiev.ua

      План диагностического обследования при аутизме. Издание второе

      ADOS-2 является второй версией «Плана диагностического обследования при аутизме». Это стандартизированная методика, позволяющая при наличии подозрения на расстройства аутистического спектра оценивать особенности общения, социального взаимодействия и игры. Структурированные виды деятельности и материалы методики позволяют создать стандартные ситуации, в которых могут проявиться формы поведения, важные для диагностики аутизма.

      ADOS-2 включает в себя пять модулей. Каждый из модулей предлагает стандартные виды деятельности (задания), позволяющие наблюдать за формами поведения, важными для диагностики расстройств аутистического спектра на разных уровнях развития и в разном хронологическом возрасте. В новую версию впервые включен модуль Т для обследования детей ясельного возраста, при помощи которого можно определить степень риска развития расстройств аутистического спектра.

      Материалы

      ADOS-2 может применяться для обследования лиц различного уровня развития и владения речью. При этом в каждом случае выбирается один из пяти модулей, исходя из уровня владения экспрессивной речью и хронологического возраста обследуемого, а также с учетом приемлемости материалов обследования для его уровня зрелости.

      ADOS-2 состоит из следующих четырех компонентов:

    • Руководство. Включает в себя две части: «Часть 1: Модули 1-4» и «Часть 2: Модуль Т для обследования детей ясельного возраста».
    • Бланки для записи обследования и кодирования результатов. Для каждого из модулей предусмотрен свой бланк, обеспечивающий упорядоченное и структурированное проведение обследования, кодирование и диагностическое заключение в рамках данного модуля.
    • Базовый набор предметов для обследования. Набор из более 100 специально подобранных предметов для наблюдения за тем, как дети разного возраста с ними обращаются. Совпадает с набором, используемым в первой версии ADOS.
    • Дополнительный набор предметов для обследования к модулю Т.
    • Общий вес полного комплекта методики 31 кг.

      Отличия ADOS-2 от первого издания ADOS

      ADOS-2 является второй версией Плана диагностического обследования при аутизме. Проведение обследования и кодирование особенностей поведения в ADOS и ADOS-2 функционально идентичны. Целью модификации ADOS стало уточнение некоторых неточностей и более подробное описание принципов проведения и кодирования. Изменения прежде всего коснулись мишеней наблюдения для заданий и описаний кодов.

      Обновленные алгоритмы

      ADOS-2 включает в себя обновленные алгоритмы с более высокими чувствительностью и специфичностью определения диагностической группы по сравнению с первой версией. При исследовании детей, не владеющих беглой речью, алгоритмы ADOS-2 учитывают уровень владения навыками экспрессивной речи (в Модуле 1) и возраст испытуемых (Модуль 2), предлагая два алгоритма для каждого модуля.

      Сравнительный балл

      ADOS-2 предусматривает сравнительный балл — оценку степени выраженности аутистических проявлений у детей и подростков, обследованных по ADOS-2, в сравнении с выборкой людей того же возраста и уровня владения навыками экспрессивной речи с расстройствами аутистического спектра. Сравнительный балл выводится по десятибалльной шкале с разделением на высокую, умеренную, низкую и минимальную степень выраженности симптомов аутистического спектра. Этот параметр может использоваться для уточнения диагностической классификации ADOS и описания изменений, произошедших между обследованиями.

      Новое руководство

      Руководство ADOS-2 написано заново группой авторов под руководством разработчиков первого издания ADOS. Оно включает в себя более подробное описание как порядка проведения заданий ADOS-2, так и принципов кодирования. Кроме этого, приведены исчерпывающие сведения о процессе стандартизации и валидизации ADOS-2. Отдельный раздел посвящен новому модулю для обследования детей ясельного возраста. Для каждого модуля приведены клинические случаи с примером написания заключения по результатам обследования и практическими рекомендациями.

      Новые протоколы обследования и кодирования

      В ADOS-2 были улучшены формулировки мишеней наблюдения для каждого задания, которые теперь представлены в виде вопросов. Для наиболее структурированных заданий последовательность стимулов теперь приведена в брошюре-бланке. Набор пунктов кодирования был расширен, некоторые коды были уточнены, теперь их формулировка включает примеры (например, что понимается под необычным жестом) и указания, на кого должно быть направлено оцениваемое поведение. В ряде случаев был добавлен код «3», что повышает точность оценки и позволяет более эффективно описывать изменения между обследованиями.

      Модуль для обследования детей ясельного возраста

      В ADOS-2 входит новый модуль для обследования детей в возрасте 12-30 месяцев (Модуль Т) с подозрениями на расстройства аутистического спектра. Таким образом, минимальный возраст для использования ADOS снизился с 15 до 12 месяцев. ADOS-2 позволяет оценить уровень обоснованности повода для беспокойства с точки зрения риска развития у ребенка расстройства аутистического спектра. Для обследования при помощи Модуля Т необходим специальный набор материалов, который входит в ADOS-2.

      Для использования данной методикой необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: диплом (специалитет; магистратура; ученая степень) по одной из следующих специальностей: психология, клиническая психология, медицина (неврология, психиатрия или педиатрия).

      osrussia.com

      Помощь детям с аутизмом «Цветы Жизни»

      Аутизм — не беда, безразличие — беда

      ADOS

      Шкала Наблюдения для Диагностики Аутизма
      Catherine Lord, Ph.D., Michael Rutter, MD, FRS, Pamela C. DiLavore, Ph.D., and Susan Risi, Ph.D.

      Шкала Наблюдения для Диагностики Аутизма (ADOS) является «золотым стандартом» для оценки и диагностики аутизма и общего (первазивного) расстройства развития у испытуемых разных возрастных групп, уровней развития и речевых навыков.

      Эта полу-структурированная методика может быть использована для диагностики практически каждого, имеющего подозрение на аутизм или страдающего этим расстройством, — от младенческого до взрослого возраста, от неговорящих детей, до свободно говорящих взрослых.

      Методика ADOS состоит из различных мероприятий, которые позволяют наблюдать социальное и коммуникативное поведение, связанное с диагнозом общего расстройства развития. Эти мероприятия обеспечивают интересные, нормативные условия, в которых может происходить взаимодействие.

      Методика ADOS включает в себя четыре модуля, для применения каждого из которых требуется всего от 35 до 40 минут. Испытуемому дают только один модуль, в зависимости от его или ее уровня экспрессивной речи и хронологического возраста. Следуя указаниям, приведенным в руководстве, вы выбираете соответствующий модуль для каждого человека. Модуль 1 применяется к тем детям, которые не используют фразовую речь постоянно; модуль 2 – к тем, которые используют фразовую речь, но не говорят свободно; модуль 3 – к свободно говорящим детям; и Модуль 4 – к свободно говорящим подросткам и взрослым. Единственная группа лиц с расстройствами аутического спектра, по отношению к которой не может быть применена методика ADOS, — это неговорящие подростки и взрослые.

      Для выполнения модулей 1 и 2 вам и ребенку необходимо двигаться по комнате. Модули 3 и 4, каждый из которых требует, по большей части, бесед, могут быть проведены за столом. Мероприятия, включенные в модули 1 и 3, приведены ниже:

    • Свободная игра
    • Реагирование на имя (отозваться на имя)
    • Реагирование на общее внимание
    • Игра с мыльными пузырями
    • Предвиденье рутинных действий с объектами
    • Реагирование на улыбку
    • Предвиденье рутинного социального поведения
    • Функциональная и символическая имитация
    • Празднование дня рождения
    • Обед
    • Задание на построение
    • Выдуманная игра
    • Игра на общее взаимодействие
    • Задание на демонстрацию
    • Описание картины
    • Рассказ истории из книги
    • Мультфильмы
    • Сообщение о необычном событии/разговоре
    • Эмоции
    • Социальные трудности/неприятности
    • Перерыв
    • Друзья / Одиночество / Брак
    • Создание истории
    • Эти виды активности обеспечивают 30 — 45-минутный период наблюдения, полный возможностей для испытуемого проявлять поведение, соответствующие диагнозу аутизма или общего расстройства развития. Применяя ADOS, вы записываете свои наблюдения, чтобы кодировать их позже, и сформулировать диагноз. Предоставлены граничные показатели как для более широкой диагностики общего (первазивного) расстройства развития/ атипичного аутизма / аутического спектра, так и для диагностики аутизма в более узком, традиционном понимании.

      Предлагая стандартизированные показатели и материалы, методика ADOS позволяет диагностировать расстройства аутистического спектра, не зависимо от языка. Поскольку данная методика применима к широкому кругу детей и взрослых, она является экономически эффективным дополнением для любой больницы, клиники или школы, которая служит людям с нарушениями развития.

      Стартовый комплект ADOS включает в себя:

      • Стимульные материалы — 100 штук (адаптированы для русского языка и Украины).
      • Комплекты протоколов на русском языке — 10 шт. для каждого модуля
      • Руководство на русском языке
      • www.fl-life.com.ua

        Ados шкала наблюдения для диагностики аутизма

        Ремшмидт X.
        Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение

        2. Ранний детский аутизм (синдром Kanner)

        2.3. Диагностика

        Диагноз раннего детского аутизма устанавливают по данным анамнеза и по результатам наблюдения за ребенком в различных ситуациях. При этом в основе диагностики лежат критерии обеих международных классификаций психических расстройств и заболеваний МКБ-10 [ВОЗ, 1992] и DSM-4 [АРА, 1994].

        Дополнительными вспомогательными средствами являются стандартизированные опросы родителей или близких, а также шкалы наблюдения, позволяющие более точно и качественно оценить определенные поведенческие симптомы.

        При сборе данных анамнеза родители часто сообщают, что уже во время беременности мать испытывала трудности, наблюдались осложнения беременности и отклонения в развитии ребенка уже в первые месяцы жизни. Родители особенно обращают на это внимание в тех случаях, когда ребенок-аутист не является первым и поэтому они имеют возможность сравнивать. Матери, например, сообщают следующее: ребенок с самого начала избегал физического прикосновения и сближения, не улыбался в ответ, не реагировал на оклики или на другие звуки. V родителей создавалось впечатление, что ребенок глухой. В детском саду он не проявлял интереса к другим детям, играл в одиночестве, предпочитал играть с неодушевленными предметами, а не с людьми, использовал предметы не по назначению, совершал вращательные движения ими. Он радовался лишь тогда, когда занимался с какими-либо предметами, а не общался с другими детьми. Речь либо вовсе не развивалась, либо отмечалась выраженная задержка речевого развития. На стадии развитии речи ребенок не только отставал от других, но у него наблюдались уже описанные речевые нарушения. Эти симптомы можно было выявить как при непосредственном наблюдении, так и уточнить с помощью стандартизированных опросов и шкал наблюдения.

        В настоящее время существует целый ряд опросов, шкал и методик наблюдения, направленных исключительно на диагностику раннего детского аутизма, разработанных в основном в англоязычных странах и применяющихся в научных исследованиях. Некоторые из этих методик переведены на немецкий язык. Ниже перечислены некоторые из них.

      • Опрос для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview — ADI-R) [Lord et al., 1994].
      • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule — ADOS) [Lord et al., 1989].
      • Шкала наблюдения для диагностики аутизма — общий вариант (Autism Diagnostic Observation Schedule-Generic; ADOS-G) [Lord et al., 1997].
      • Шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale — CARS) [Schopler et al., 1980].
      • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist — ABC) [Krug et al., 1980].

        Упомянутые здесь стандартизированные методики дают исследователям возможность выбора, и мы не будем останавливаться здесь на более старых методиках заслуженных авторов.

        www.autism.ru