Агрессия у младших школьников с умственной отсталостью

Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Отделение заочного образования

Кафедра педагогики и психологии

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Выполнила: студентка группы 551

Научный руководитель: Васильева В.С.,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры СПП и ПМ

Челябинск 2008 г.

Глава 1 Состояние проблемы коррекции агрессивного поведения у младших школьников в современной литературе

1.1 Проявление агрессии в детском возрасте

1.2 Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников как средство психолого-педагогической реабилитации

1.3 Проявление агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта

Выводы по 1 главе

Глава 2 Изучение агрессивности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

2.1 Методики изучения агрессивности у младших школьников с нарушением интеллекта

2.2 Состояние агрессивности у младших школьников с нарушением интеллекта

Выводы по 2 главе

Глава 3 Организация психокоррекционной работы, направленной на снижение агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта

3.1 Рекомендации специалистам по организации психокоррекционной работы, направленной на снижение агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта

3.2 Итоги коррекционной работы

Выводы по 3 главе

Поведение человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных социальных норм. Отечественный ученый социолог Ю.А. Клейберг определяет понятие социальные нормы как «определенная система норм (ценностей), включающая требования к поведению и обязанностям членам данного общества». [25, 28]

Ввиду социально – экономических и демографических причин с каждым годом возрастает количество школьников, которых выделяют как учащихся с асоциальным, отклоняющимся поведением.

В юридической литературе асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально – пассивного типа. [65,112]

Отечественные психологи (С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения, среди которых агрессивное поведение занимает одно из ведущих мест. [27;75]

Проблема агрессивного поведения в детской среде перестала быть только психолого-педагогической, она стала социальной. Сухие статистические сводки свидетельствуют о росте преступности среди детей и подростков.

Данная проблема особенно актуальна среди детей с нарушением интеллекта. Тема агрессивного поведения умственно отсталых детей рассматривалась в трудах отечественных (В.В. Ковалева, В.Ф. Шалимова, А.Д. Виноградовой и др.) и зарубежных психологов (М. Ратлер, Д. Лешли, П. Скотт и др.).

По данным Н.И. Фелинской у 44, 1% несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в детских комнатах милиции, наблюдали различные психические аномалии: олигофрению, психозы, психопатии, неврозы, психофизический инфантилизм, признаки органического поражения головного мозга. [72, 40]

Специалист по превентивной психологии С.А. Беличева рассматривает вышеперечисленные психические аномалии как психобиологические предпосылки асоциального поведения, но при этом психолог отмечает, что данные отклонения не являются предопределяющей причиной преступного поведения. [4,17]

Известный дефектолог С.Я. Рубинштейн, изучающий психологию умственно отсталых школьников, писал: «Не болезнь является причиной антисоциальных, аморальных действий умственно отсталых детей, а та среда, в которой живет и развивается ребенок». [59,150]

Отечественный психолог Ж.И. Намазбаева отмечает, что «у детей с умственной отсталостью отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии усваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, добросовестно трудиться и быть в меру своих возможностей полезными членами общества». [40,33]

Один из первых исследователей проблем отклоняющегося поведения несовершеннолетних — В.П. Кащенко писал: «Если своевременно не обратить внимание на устойчивые отклонения в поведении ребенка и не принять необходимые меры, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности». [24,22]

Психологическая коррекция агрессивного поведения умственно отсталых учащихся должна носить комплексный, системный характер. Положительный результат зависит от своевременности психолого-педагогического воздействия.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта».

Объект исследования: агрессивное поведение у младших школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования: особенности проявления агрессивного поведения у младших школьников с нарушением интеллекта.

Цель исследования: определить содержание психокоррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта на основе реализации комплексного подхода.

1. Проанализировать психолого-педагогическую и медицинскую литературу по теме исследования;

2. Выделить причины проявления агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта;

3. Подобрать и адаптировать методики, позволяющие диагностировать уровень агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта;

4. Выделить возможности взаимодействия разных специалистов (психолога, классного руководителя, воспитателя группы продленного дня и школьного врача) в условиях образовательного учреждения для организации психокоррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования: снижение агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта может протекать успешнее, если организация психокоррекционной работы будет строиться на основе комплексного подхода.

1. Методы теоретического исследования: анализ научной литературы, изучение состояния проблемы, абстрагирование, классификация, сравнение, обобщение.

2. Эмпирические методы: экспериментальный поиск новых решений проблемы, обработка данных эксперимента, изложение и интерпретация научных результатов, качественный анализ и количественная обработка результатов исследования, тестирование, наблюдение, беседа.

Структура дипломной работы отражает логику и содержание исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Исследование проводилось на базе Муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, в специальной коррекционной общеобразовательной школе №5 VIII вида г. Кыштыма.

В эксперименте участвовали младшие школьники с нарушением интеллекта, учащиеся второго и третьего класса вышеназванной школы.

первый этап (январь — август 2007 г.) был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической и медицинской литературы, разработке исходных позиций исследования: цель, гипотеза, методические рекомендации опытно-экспериментальной работы;

второй этап — опытно-экспериментальный (сентябрь 2007 г. — январь 2008 г.). Работа проводилась в три этапа:

I. Констатирующий эксперимент.

II. Формирующий эксперимент.

III. Контрольный эксперимент.

третий этап (январь — февраль 2008 г.) — заключительно-обобщающий. Он включает в себя обработку и систематизацию материала, обобщение и оформление исследования, внедрение методических рекомендаций в практику специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №5 VIII вида г. Кыштыма.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные и методические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на педагогическом совете, семинарах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №5 VIII вида г. Кыштыма.

Глава 1 Состояние проблемы коррекции агрессивного поведения у младших школьников в современной литературе

works.doklad.ru

Агрессия у младших школьников с умственной отсталостью

Главная Психология Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте с умственной отсталостью

агрессивный поведение детский отсталость

Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в отечественной и в зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу массе детей (они составляют более 2% от общей детской популяции), которых объединяет наличие органического повреждения мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространенный, как бы разлитой характер.

Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности и личности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие ВПФ. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

Исследования выше указанных ученых показали, что у умственно отсталых имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю и личность в целом.

Для младших школьников с умственной отсталостью характерны частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряженности, скованности, пассивности, неуверенности в себе (О.В. Фролова). В большинстве случаев отмечается капризность, раздражительность, драчливость. Они с трудом ладят со сверстниками, легко вступают в конфликты, драки. Рано вовлекаются в асоциальные компании, легко приобщаются к употреблению алкоголя. В состоянии алкогольного опьянения становятся вспыльчивыми, придирчивыми. Среди умственно отсталых младших школьников встречаются и такие, у которых агрессия выражается в следующих формах: дети обижают маленьких, слабых, отнимают у них игрушки, вещи; отмечается мстительность, иногда спустя некоторое время.

Дети — олигофрены не способны подавлять аффект. Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу, упрямство, агрессивность, двигательное и психическое беспокойство. Преобладающие и господствующие у того или иного ребенка переживания, постепенно фиксируясь, образуют те или иные оттенки свойств его характера (угрюмость, раздражительность, гневливость, агрессивность, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие).

У некоторых детей с умственной отсталостью возможны скрытые (смещенные) проявления агрессии в форме злорадства при виде несчастья, боли другого ребенка при недостаточности активных форм агрессии. Смещенное агрессивное поведении — важная форма защитного реагирования, поскольку она позволяет ребенку справиться со своей тревогой путем высвобождения агрессии в безопасных условиях.

Помимо полного отсутствия защитной агрессии можно наблюдать другую форму агрессивного поведения, если агрессия ребенка не регулируется страхами и другими эмоциями (например, любовь к тому человеку, на которого направлена агрессия). Как правило, такая импульсивная агрессия, направленная на разрушение барьера, наблюдается у эмоционально примитивных детей, для которых непереносимость барьера выражена сильнее, чем страх наказания за агрессию со стороны любимого ими взрослого. Особые случаи представляют те патологические варианты агрессии, при которых агрессия не только слабо тормозится страхами, но и связана с патологией влечений. К ним относятся:

· садистическая агрессия (удовольствие от агрессии и ее последствий сильнее, чем страх наказания);

· аутоагрессия (когда физическая боль переносится легче, чем психическое страдание, ибо служит формой выражения силы этого страдания; ослаблен инстинкт самосохранения);

· агрессия, являющаяся следствиями паранойяльной установкой ребенка (генерализованные страхи, искаженный инстинкт самосохранения).

Выделяют следующие виды агрессивности у умственно отсталых младших школьников : — агрессия как проявление компенсаторной реакции при инфантильно-гедонистической мотивации в связи с трудностями учебной деятельности;

— агрессия как проявление извращенных влечений (сексуального, инстинкта самосохранения);

— агрессия при психомоторном и аффективном возбуждении;

— агрессия как реакция протеста на трудности во взаимоотношениях;

— агрессия при дистрофических нарушениях;

— агрессия подражательного характера, становящаяся стереотипом поведения;

— агрессия как проявление групповой солидарности.

Таким образом, проблема агрессивности умственно отсталых младших школьников в настоящее время очень актуальна. Ее изучение, а так же выявление способов коррекции ведется активно, в различных сферах и направлениях. Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать следующие выводы:

Формирование агрессивности может провоцировать ряд факторов: а) тип отношения родителей к ребенку; б) стрессы и негативные примеры в социальном окружении; в) индивидуальные особенности ребенка; г) препятствование реализации базовых потребностей ребенка — потребности в движении, общении, внимании; д) биологический фактор, связанный с неправильным формированием головного мозга или заболевания.

2. для умственно отсталых детей характерно наличие нарушений, как в познавательной, так и в эмоциональной сфере, которые проявляются в повышенной возбудимости, или наоборот, инертности, раздражительности, неусидчивости, агрессивности и т.д.

3. Особенности проявления агрессивности у умственно отсталых детей обусловлены деформацией компонентов агрессии, таких как: — познавательный компонент; — эмоциональный компонент; — волевая сторона.

Таким образом, агрессивность младших школьников с умственной отсталостью можно охарактеризовать как одну из самых значимых тем в специальной психологии.

studbooks.net

Статья по теме:
Статья на тему «Особенности проявления агрессивности у детей с недоразвитием интеллекта подросткового возраста».

Статья на тему «Особенности проявления агрессивности у детей с недоразвитием интеллекта подросткового возраста»

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Особенности проявления агрессивности у детей с недоразвитием интеллекта подросткового возраста»

Карабанова Евгения Игоревна

Агрессия у лиц с умственной отсталостью является неотъемлемой частью их делинквентных действий, и происхождение ее обусловлено сложным взаимодействием неблагоприятных биологических и социально-психологических процессов в онтогенезе. При этом биологические факторы (резидуально-органическая церебральная патология с дефицитом когнитивного процесса), создавая определенные закономерности нейропсихологических (дизонтогенетических) механизмов, обеспечивают возникновение агрессии.

Неблагоприятные психосоциальные факторы, взаимодействуя с биологическими, провоцируют и рецидируют усвоение агрессивного поведения (С. Г. Бецков, 1999).

Феномен агрессивности проанализирован в целом на основе выделения нескольких подходов к его изучению и интерпретации у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: клинического и социально-психологического. С точки зрения первого, могут быть выделены следующие причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: прием медицинских препаратов и алкоголя [Г.Е. Сухарева и др.]; астенические явления, возникающие вследствие насыщения работой [А.Р. Маллер и Г.В. Цикото]; метеочувствительность и другие вегетативные расстройства [Т.Д. Зинкевич–Евстигнеева и Л.А. Нисневич]; наличие психопатологических синдромов, при которых наблюдается повышенная агрессивность[А.Ю. Асанов, Л.О. Бадалян, Д.Н. Исаев, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина и др.]; особая сензитивность к прикосновениям [С.В. Андреева, Д.Н. Исаев]; ослабленность дифференцировочного вида активного торможения [А.А. Ватажина, В.Н. Воронина, М.И. Кузьмицкая]; реакция на новое – симптом тождества (новая обстановка, новые лица и пр.); степень умственной отсталости [Р. Бэрон и Д. Ричардсон, Д.Н. Исаев, Л.М. Шипицына];этиология умственной отсталости [А.Ю. Асанов, Л.О. Бадалян, Д.Н. Исаев, А.Р. Маллер, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, Г.В. Цикото].

Психологический подход к объяснению причин и механизмов агрессивности представляют различные теории личности. С точки зрения фрустрационной теории [Дж. Доллард, Л. Берковиц, С. Розенцвейг и др.], могут быть объяснены такие причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, как:невозможность удовлетворения потребностей, в том числе сексуальных [С.В. Андреева]; непонимание того, что такое раздражение и отсутствие навыков самоконтроля [К. Грюневальд]; сепарация детей и подростков от семьи, перевод из одного учреждения в другое, из группы в группу [М.И. Кузьмицкая и А.А. Ватажина];трудности адаптации к внезапным изменениям в окружении [Е.А. Воронова, Д.Н. Исаев, В.В. Маскин, Т.К. Меркулова, Л.М. Шипицына и др.]; собственное эмоциональное состояние и самочувствие педагогов [Т.Д. Зинкевич–Евстигнеева и Л.А. Нисневич]; отсутствие дифференцированных реабилитационных режимов, индивидуальных программ социально-бытовой и трудовой адаптации [А.А. Модестов]; неблагоприятные условия среды, в том числе в семье [А.Р. Маллер; В.В. Русских, Л.М. Шипицына]; отсутствие речи [С.В. Андреева и Л.М. Шипицына].

С позиции теории социального научения [А. Бандура, А. Басс, Б.Ф. Скиннер] агрессивное поведение детей и подростков с умственной отсталостью — это повторение, подражание тому, что они усваивают, наблюдая за агрессивным поведением окружения [Д.Н. Исаев, А.Р. Маллер и Г.В. Цикото], в том числе: родителей, старших детей и подростков в интернате или школе [Д.Н. Исаев]. Возможность научения агрессивности усиливается вследствие особой подражательности и внушаемости детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Д. Лейн и Б. Стрэтфорд, Л.М. Шипицына, О. Шпек].

С точки зрения гуманистического подхода [К. Роджерс, Г. Олпорт], причинами неконтролируемой агрессивности являются: неумение снять свое психофизическое напряжение самостоятельно [С.В. Андреева и Л.М. Шипицына], а также порицание и критика поступков [С.Д. Забрамная, А.Р. Маллер, М.Б. Медведева, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицына и др.]; похвала [Е.А. Воронова, В.В. Маскин, Т.К. Меркулова]; привычка [Э. Сеген] иотсутствие культуры [В.А. Веремейчик, В.Н. Колчина, В.Н. Попова].

Среди причин, обусловливающих агрессивность детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, по данным изученной литературы, не встретились указания на возрастные, индивидуальные особенности (боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки и склонность испытывать чувство стыда вместо вины), влияние гендерного фактора, средств массовой информации, хотя все эти причины называются специалистами, занимающимися изучением агрессивности нормально развивающихся детей [Л. Джой, О.Н. Ежов, Н. Забрак, Е.В. Змановская, И.С. Кон, Д. Уильямс, Э. Эриксон и др.].

Исследования показывают, что уже в дошкольном возрасте у умственно отсталых детей при разрешении конфликтных ситуаций со сверстниками преобладает выраженное агрессивное поведение (Игнатьева Е.А., 2000).

Ряд особенностей агрессивного поведения умственно отсталых отмечает К. Поспишиль (1975). Он пишет, что агрессивные ответные реакции вызываются у умственно отсталых детей менее важными причинами, чем такое же поведение у нормально развивающихся детей. Дети с умственной отсталостью характеризуются вспыльчивостью и несдержанностью.Они труднее преодолевают жизненные трудности. Если у нормально развивающихся детей агрессивные реакции смягчаются их рациональной оценкой, то у умственно отсталых детей вследствие их недостаточности понимания подлинных причин многих своих неудач, наблюдается склонность интерпретировать их как содержащие большую степень несправедливости по отношению к ним, что повышает силу агрессии.
Агрессивные проявления в поведении олигофренов с нарушениями поведения были установлены в исследовании К.С. Лебединской, Э.Я. Альбрехт, М.Н. Фишман, В.А. Малинаускене (1979). Выраженные проявления агрессии наблюдались при психической декомпенсации психопатоподобного типа.

В исследовании Е.С. Иванова, Л.М. Шипициной, Э.Г. Крутиковой, Б.А. Бараш, Т.А. Никольской (1989), посвященном роли биологических и социальных факторов в формировании нарушений поведения у учеников вспомогательных школ, описаны группы учащихся с умственной отсталостью 1-4 классов с проявлениями агрессии. Нарушения поведения одной из групп учащихся ограничивались пределами школы-интерната и возникали редко только тогда, когда взрослые и сверстники пытались насильственно, не считаясь с состоянием детей, вовлечь их в какую-то активную деятельность. В этой ситуации у детей возникала выраженная аффективная реакция, сопровождающаяся громким криком, нецензурной бранью, оскорблениями учителей и товарищей, дракой, разрушительными действиями. Аффективная реакция имела инертный характер, продолжалась несколько часов и даже дней. Нарушение поведения детей второй группы выходило за рамки школы, для них были характерны побеги из школы, бродяжничество, воровство (в одиночку или групповое), попрошайничество, приставание к иностранным туристам, хулиганские действия, поджоги, отклонения в сексуальном поведении, суицидальные попытки и демонстрация этих намерений. У данной группы детей отмечались эмоциональные нарушения, которые проявлялись неоднозначно. У одной части детей на фоне добродушного или несколько приподнятого настроения почти без особого повода возникали бурные аффективные реакции, которые сопровождались агрессивными и разрушительными действиями, побегами, иногда самоповреждениями. У другой части детей эмоциональные нарушения выражались постоянной напряженностью аффекта, на фоне которой эпизодически наступали без особого повода дисфорические состояния, по своим проявлениям сходные с эпилептическими. В этих состояниях у детей отмечалось мрачное, злобное настроение, они были склонны к разрушительным и агрессивным действиям. Иногда у этих детей на фоне эмоционального напряжения появлялось приподнятое настроение, но потенциальная возможность разрушительных и агрессивных действий сохранялась. Нередко у них возникали садистические действия, стремление к самоповреждению, суицидальные попытки.

Группировка форм агрессии у умственно отсталых детей 7-12 лет с нарушениями поведения представлена в работе Е.С. Иванова (1989). Е.С. Иванов выделил следующие формы агрессии у умственно отсталых школьников: агрессия как проявление компенсаторной реакции при инфантильно-гедонистической мотивации в связи с трудностями учебной деятельности; агрессия как проявление эксплозивности при олигофрении; агрессия как проявление извращенных влечений (сексуального, инстинкта самосохранения и др.); агрессия при психомоторном и аффективном возбуждении больных; агрессия как реакция протеста на трудности во взаимоотношениях; агрессия при дисфорических нарушениях; агрессия подражательного характера, становящаяся стереотипом поведения; агрессия как проявление групповой солидарности.

Е.С. Иванов отмечает, что в изучаемой возрастной группе умственно отсталых школьников 7-12 лет не было четкой выраженности формы агрессии как самоутверждения. Эта форма агрессии, предполагает автор, имеет место в старшем школьном возрасте. Анализируя причины агрессивности, Е.С. Иванов приводит высказывание Л.С. Выготского (1983) о том, что ребенок может компенсировать трудности ответными агрессивными действиями по отношению к социальной среде, в которой он находится. Именно у таких детей агрессивность может являться извращенной компенсаторно-защитной реакцией. Но было бы неправильно полагать, что только компенсаторно-защитная реакция является единственным патогенным фактором агрессии детей с умственной отсталостью. Агрессивность может быть вначале подражательной защитной реакцией, принятой в той среде, в которой находится ребенок. В дальнейшем драки оформляются как стереотип реагирования на конфликтную ситуацию. Е.С. Иванов отмечает, что агрессия может и не иметь прямой связи с ситуацией в школе. Она может возникнуть при расстройствах настроения по дисфорическому типу. М.О. Гуревич (1979) описал подобные нарушения в рамках органического синдрома и связывал его с поражением подкорковых узлов. Близкие к этому состояния были описаны Д.Н. Исаевым (1982) при дисфорической форме олигофрении.

Об агрессии умственно отсталых детей пишет Г.К. Поппе (1989). Он отмечает, что агрессия у умственно отсталых детей с возрастом возрастает, причем у мальчиков с 40% до 65%, а у девочек – с 35% до 56%. Г.К. Поппе расценивает агрессию как защитную реакцию на трудности или как подражание взрослым в конфликтной ситуации. Автор отмечает, что агрессия у олигофренов часто носит характер чрезмерной жестокости, без достаточного понимания последствий для здоровья пострадавшего. Аутоагрессия в два раза чаще наблюдается у девочек, а до 12 лет – в три раза чаще. Обычно после конфликта с родителями или сверстниками дети били себя по голове, царапали, наносили порезы или рвали волосы. Нередко они повторяли эти действия при любой возникающей трудности в учебе или общении.

О формировании защитных, псевдокомпенсаторных форм поведения, нередко с выраженной агрессивной направленностью, у детей с дебильностью пишет И.А. Коробейников (2002). Формирование такого рода поведения обусловлено тем, что в условиях вспомогательной школы дети с достаточно выраженной дебильностью, не способные к усвоению даже несложных конвенциальных норм, отвергаются их сверстниками с более высоким интеллектом. Точно так же дети с легкой дебильностью в массовой школе игнорируются или активно отвергаются детьми с сохранным интеллектом. И в том, и в другом случае отвергаемые дети переживают достаточно выраженную фрустрацию с присущей ее чувствами психологического дискомфорта, неудовлетворенности, страдания.

Агрессивные проявления умственно отсталых школьников, воспитанников школы-интерната, в процессе речевой коммуникации анализирует в своей работе Д.И. Бойков (1994). В исследовании Д.И. Бойкова установлен высокий уровень внешней направленности агрессии умственно отсталых школьников, особенно по отношению к сверстникам, крайне низкий уровень самостоятельности и инициативы в разрешении конфликтных ситуаций. Автор отмечает, что недоразвитие внутренних механизмов опосредования у воспитанников интерната компенсируется формированием различного рода защитных образований, когда вместо становления произвольного поведения формируется ориентация на внешний контроль, вместо стремления справиться с трудной ситуацией превалирует тенденция к аффективному реагированию, перекладыванию ответственности на других. Это в известной мере относится и к детям, воспитывающимся в семье. Причем дети из интерната подчас оказываются более успешными в решении конфликтов, чем их сверстники, воспитывающиеся в семье. Особенно заметны различия в возрастной динамике показателей, характеризующих коммуникацию детей из интерната и из семьи; воспитанникам интерната присуще улучшение показателей, характеризующих общение со взрослыми, в то время, как в сфере общения со сверстниками наблюдается нарастание напряженности. У детей, воспитывающихся в семье, наоборот, взаимодействие со взрослыми воспринимается как конфликтное по существу, вместе с тем в отношениях со сверстниками наблюдаются процессы по направлению к гармонизации.

Важный, на наш взгляд, аспект коммуникации умственно отсталых школьников, связанный с генезом агрессивности, отмечает Д.И. Бойков (1994). Он указывает на склонность детей с нарушением интеллекта преувеличивать по отношению к себе степень проявления недоброжелательности, несправедливости со стороны окружающих, интерпретировать любой неуспех в деятельности не как свой собственный недостаток, а как результат стремления навредить со стороны других людей.
Агрессивные тенденции в поведении умственно отсталых младших школьников как проявления школьной дезадаптации анализирует в своей работе В.М.Махова (2000). Исследование В.М. Маховой показало, что большинство умственно отсталых младших школьников предпочитают деструктивные способы решения проблемных ситуаций, когда сознательное провоцирование конфликтных отношений с окружающими сопровождается проявлениями физической и вербальной агрессии. В наибольшей степени агрессивность проявляется во взаимоотношениях со сверстниками. В.М. Махова отмечает, что высокий показатель агрессивности может быть обусловлен, с одной стороны, некоторой склонностью умственно отсталых детей к агрессивному поведению в связи с ослаблением контролирующей функции собственной психической деятельности, с другой стороны, неблагоприятными условиями семейного воспитания.

Агрессивные проявления у умственно отсталых детей, воспитывающихся в интернатных условиях, описал И.В. Евтушенко. Автор выделил у умственно отсталых эмоционально-поведенческие расстройства, обусловленные сложным этиопатогенезом и усиливающиеся в связи с помещением в учреждение для детей-сирот. Были выявлены реакции активного и пассивного протеста, причем первый вид реакции протеста доминировал у аффективно-возбудимых детей и подростков, а второй – у тормозных. При затяжных реакциях протеста часто отмечалось агрессивное поведение детей по отношению к окружающим, при конфликтах со сверстниками и взрослыми усиливалась недоброжелательность, преобладал пониженный фон настроения, полностью пропадал интерес к учебе. Нередко на фоне аффективного сужения сознания наблюдались случаи аутоагрессии, суицидального поведения. В ситуации пассивного протеста происходило усиление аутичных тенденций; стремление к избеганию конфликтов с окружающими людьми. На этом фоне усиливались эмоциональные нарушения по типу плаксивости, обидчивости, страха, неустойчивости настроения; нередко чувства отчаяния, страха. Кроме того, возникали и обострялись такие симптомы, как заикание, тики, бессонница, потеря аппетита, энурез, энкопрез, рвота, навязчивые действия или движения. Во многих случаях наблюдалась двигательная расторможенность в сочетании с эмоционально-аффективной возбудимостью и агрессивностью (особенно у мальчиков). У девочек в подростковом возрасте часто наблюдались истерические реакции (стремление быть в центре внимания окружающих, подчинять себе других). Аффективные реакции у них протекали чрезвычайно бурно, была характерна частая смена эмоций и их поверхностность (Кистенева Е.П., 2000).

Психологические особенности агрессивного поведения подростков с недоразвитием интеллекта были проанализированы в работе Н.В. Волковой (2000). Автор отмечает, что у подростков с легкой умственной отсталостью наблюдается достаточно высокий уровень агрессивности и враждебности, причем наиболее высокий показатель характерен для физической агрессии. По мере взросления показатель физической агрессии не снижается, тогда как в норме, физическая агрессия постепенно уступает доминирующее значение вербальной агрессии и негативизму. Уровень агрессивности подростков с нарушением интеллекта возрастает с 50% в12-13 лет до 70% в 14 и 80% в 15-16 лет. У подростков с недоразвитием интеллекта в 12-13 лет менее всего выражен негативизм, который затем стремительно возрастает к 15-16 годам. Косвенная агрессия остается на последнем месте в ряду других агрессивных реакций. Вербальная агрессия, в 12-13 лет находящаяся на следующем после косвенной агрессии уровне, к 14 годам возрастает и выходит на второй план. В 15-16 лет значение вербальной агрессии хоть и увеличивается по сравнению с предыдущей возрастной группой, но находится уже на четвертом месте после физической агрессии, чувства вины и негативизма. Чувство вины имеет большое значение во все возрастные периоды и с возрастом заметно увеличивается, выходя к 15-16 годам на второй план.
В исследовании Н.В. Волковой установлены значительные различия в проявлении агрессивности между мальчиками и девочками. Так, для девочек с недоразвитием интеллекта характерна вербальная агрессия, косвенная агрессия, а также очень высокое чувство вины. У мальчиков с недоразвитием интеллекта преобладает физическая агрессия. Девочек характеризует также более высокий, по сравнению с мальчиками, уровень раздражительности. Высокий уровень физической агрессии отмечен не только у мальчиков, но и у некоторых девочек.

Таким образом, агрессивные тенденции являются характерными для поведения умственно отсталых школьников. Наибольшую степень выраженности они имеют в подростковом возрасте. При этом выявлена тенденция общего увеличения агрессивных и враждебных реакций от младшего подросткового возраста к старшему. Возникновение и закрепление агрессивных тенденций в поведении умственно отсталых школьников исследователи связывают не только с органической недостаточностью центральной нервной системы, но и с действием неблагоприятных факторов социальной среды (Шипова, 203:59-75).

nsportal.ru