Активность детей с умственной отсталостью

РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Умственно отсталые дети и младенческого, и более позднего дошкольного возраста характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, пытаясь достать ее, а также позднее начинают сидеть, стоять, передвигаться в пространстве ползком, ходить. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка знакомиться с окружающим его предметным миром, ориентироваться в пространстве.

Рассмотрим более подробно особенности развития двигательной сферы к лиц с умственной отсталостью различной степени тяжести.

Обычно у умственно отсталых лиц с незначительной степенью имеется недоразвитие психо-моторики, проявляющееся в замедлении темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, жестикуляция и мимика.

У умеренно умственно отсталых лиц статические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются. У них нарушена координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, что является помехой формированию сложного механизма бега и прыжков. Умственно отсталые с трудом воспроизводят даже заданные движения или позы. При этом нередко появляются синкинезии. У них возникают большие сложности при выполнении действий, требующих переключений движений или быстрой смены поз. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений. Грубые дефекты моторного недоразвития могут воспрепятствовать формированию навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев: при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывании ленточек. Большинство отстающих в развитии нуждаются в постоянной помощи во многих домашних делах, а некоторые из них и в надзоре.

pedlib.ru

Активность детей с умственной отсталостью

Снижение познавательной активности является основной характеристикой детей с умственной отсталостью. Это проявляется во всех сферах психической деятельности таких дошкольников, т.е. отмечается тотальность проявления дефекта.

Внимание. Внимание как познавательный процесс обеспечивает организованный и целенаправленный отбор поступающей информации, избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности, а также направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления и воображения. Внимание умственно отсталых детей непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объёмом, неустойчивостью и нарушениями переключаемости. Проявления основных свойств внимания ребенка зависят от качественного своеобразия структуры его дефекта. Например, дети с нейродинамическими нарушениями по типу преобладающего возбуждения отличаются отвлекаемостью, импульсивностью, быстрым переключением внимания с одного объекта на другой, т.е. наблюдается «полевое поведение». «Полевое поведение» — особый вид активности ребенка, при котором внешние стимулы среды управляют его поведением, внутренняя мотивация деятельности фактически отсутствует. Дошкольники-олигофрены с характерной заторможенностью могут показаться на первый взгляд внимательными, но обычно это всего лишь внешние проявления их медлительности и патологической инертности. Невнимательность детей с недоразвитием интеллекта в определённой мере обусловлена слабостью их волевой сферы. Они не могут в должной мере сосредоточиться на выполняемой деятельности, работать, не отвлекаясь. Большое значение имеет также несформированность интересов умственно отсталых детей.

Ощущения и восприятие. Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют его ощущения и восприятие. Они создают конкретную базу для формирования мышления, являются необходимыми предпосылками практической деятельности. У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов и ситуаций. Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия этих детей обнаруживается в неточном распознавании близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т.е. отсутствии выделения характерных для них частей, пропорций и др.

Для умственно отсталых детей характерно своеобразное узнавание объектов и явлений. Они склонны отождествлять в некоторой мере сходные предметы, например, кошку и белку, круг и овал. Не узнают изображения предметов в усложненных условиях восприятия, например, перевёрнутыми. Нарушение пространственной ориентировки — один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости.

Своеобразие зрительного восприятия детей с умственной отсталостью отчетливо проявляется при рассматривании сюжетных картин, понимание которых оказывается неполным, поверхностным, а в ряде случаев неадекватным. Рассматривая сюжетную картину, они часто неправильно ее толкуют, руководствуясь первым случайным впечатлением, способность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания ситуации вырабатывается у них с трудом.

Важное место в восприятии окружающего мира занимает осязание. Сенсорная система, обеспечивающая формирование осязательного образа, включает кожный и кинестезические анализаторы. С помощью осязания расширяется, углубляется и уточняется информация, получаемая другими анализаторами. При умственной отсталости наблюдается пассивность, недостаточная целенаправленность осязательной деятельности детей, несогласованность движений рук, поспешность. Часто распознание объекта детей с недоразвитием интеллекта основано на одном-двух неспецифических признаках, дополнительных попыток проверить правильность своего решения не происходит.

Таким образом, если представить себе, что все эти входные «ворота», через которые воздействия внешнего мира должны проникать в сознание ребенка и формировать его, узки и труднопроходимы, если очертания внешнего мира предстают перед ребенком размытыми, расплывчатыми, и лишь немногое пробивается внутрь, фиксируется в его представлениях — понятным становится происхождение его умственной недостаточности. Также понятной становится мысль Л.С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных симптомах умственной отсталости. Именно плохие ощущения и восприятия оказываются, с точки зрения Л.С. Выготского, ядерными симптомами, которые тормозят, задерживают развитие высших психических процессов, в частности мышления.

Память. Память как познавательный процесс заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте. Память умственно отсталых детей дошкольного возраста развита очень слабо. Объем запоминаемого детьми материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Дети с недоразвитием познавательной деятельности усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя пользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Причина замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроется, прежде всего, в свойствах нервных процессов детей.

Слабость замыкательной функции коры головного мозга обуславливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а также их непрочность. Кроме того, ослабление активного внутреннего торможения, обуславливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что воспроизведение учебного материала многими детьми с нарушением интеллекта отличается крайней неточностью. Пользуясь термином Л.С. Выготского, «ядерные» свойства памяти умственно отсталых детей, а именно: замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения — отчетливо видны и проявляются в процессе обучения. Помимо перечисленных недостатков памяти детей с недоразвитием интеллекта (замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость), следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала. У нормально развивающегося ребенка в процессе запоминания впечатления внешнего мира подвергаются классификации, отбору, переработке. Этот процесс переработки и отбора, подлежащих запоминанию впечатлений, тесно связан с другой особенностью или чертой человеческой памяти, а именно с опосредованным характером запоминания. Опосредствованное запоминание осмысленного материала — это высший уровень запоминания. Слабость мышления, мешающая детям с недоразвитием интеллекта выделить существенное в подлежащем запоминанию материале, связать между собой отдельные его элементы и отбросить случайные побочные ассоциации, резко понижает качество их памяти. Ряд исследователей (Л.В. Занков, Х.С. Земский, Б.И. Панский) показали, что при воспроизведении рассказов дети повторяют отдельные слова, фразы из рассказов, но не могут изложить своими словами основной смысл или сюжет.

Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что дети лучше запоминают внешние признаки предметов в их чисто случайных сочетаниях. Они с трудом запоминают внутренние логические связи и отношения, так как просто не вычленяют их. Воспроизведение умственно отсталыми детьми запоминавшегося материала зависит от степени его конкретности. Конкретный материал запоминался лучше, чем более абстрактный. Слабость целенаправленной деятельности детей с недоразвитием интеллекта выражается и в том, что они не умеют припоминать заученный материал. Представления детей с недоразвитием интеллекта о предметах и явлениях окружающего мира зачастую бедны, неточны, а в ряде случаев являются искаженными. С течением времени они изменяются: теряют специфические черты, уподобляются друг другу или хорошо знакомым объектам. Это в конечном итоге резко снижает темпы и качество обучения дошкольников с умственной отсталостью.

Мышление. Мышление есть высшая форма отражения окружающей действительности, обобщенное и опосредствованное словом познание действительности. Мышление дает возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность. У умственно отсталых детей дошкольного возраста имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности.

Из-за дефектов восприятия ребенок накапливает чрезвычайно скудный запас представлений. Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное — плохое развитие речи — лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление.

Мышление детей с недоразвитием интеллекта формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Они очень отличаются от здоровых детей большой конкретностью мышления и слабостью обобщений. Дошкольники с умственной отсталостью затрудняются при решении даже простейших наглядно-действенных задач, таких как «почтовый ящик» и др. Дети выполняют их с большим количеством ошибок после ряда попыток. Причём одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку умственно отсталые дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют способа действия.

Задания, требующие наглядно-образного мышления, вызывают у дошкольников еще больше трудностей. Они не могут сохранить в своей памяти показанный образец и действуют ошибочно. Наиболее трудными для дошкольников оказываются задания, выполнение которых основывается на словесно-логическом мышлении. Они часто не понимают даже несложные тексты, содержащие временные, причинные и другие зависимости. Дети с недоразвитием интеллекта воспринимают материал упрощенно, опускают многие значимые его части, изменяют последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними. Характеризуя мышление умственно отсталых детей, следует отметить стереотипность, тугоподвижность этого процесса, его недостаточную гибкость. Именно поэтому применение уже имеющихся знаний в новых условиях вызывает у детей с недоразвитием интеллекта затруднения и часто приводит к ошибочному выполнению заданий.

Речь. Речь — это исторически сложившаяся форма общения посредством языка, обеспечивающая сохранение и передачу опыта и знаний, добытых предыдущими поколениями. Речь — орудие человеческого мышления, средство организации и контроля его деятельности, а также выражения эмоций. Грубые недостатки речи детей с недоразвитием интеллекта расценивались как один из основных критериев нарушений умственного развития. Не имея ни повреждений слуха, ни отклонений в строении речевых органов, эти дети овладевают речью замедленно. Они позднее, чем это бывает у нормальных сверстников, начинают понимать обращенную к ним речь и пользоваться активной речью.

Речь у ребенка-олигофрена скудна и неправильна. Основные причины, обусловившие такое состояние речи, — слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных условных связей во всех анализаторах, а иногда преимущественно в каком-либо одном. Значительную отрицательную роль играет также общее нарушение динамики нервных процессов, затрудняющее установление динамических стереотипов — связь между анализаторами. Становление речи ребенка с недоразвитием интеллекта осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Он позднее и менее выражено вступает в эмоциональный контакт с матерью. У дошкольников с умственной отсталостью слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуативные команды, устанавливают лишь интонацию, но не содержание обращенной к ним речи.

В 2-3 года или даже в 5 лет появляются первые слова — это преимущественно имена существительные: названия предметов ближайшего окружения и глаголы, обозначающие часто выполнимые действия. Отдельные дошкольники даже в 5 лет пользуются лепетными словами или произносят лишь первый слог нужного слова. Поэтому фонетический строй речи почти у всех детей к началу школьного обучения сформирован далеко не полностью. Однако дети постепенно все же овладевают элементарным речевым общением даже в тех случаях, когда семья не оказывает им реальной помощи и они не посещают специального дошкольного учреждения. Это связано с необходимостью, живя среди людей, взаимодействовать с окружающими.

Слабое развитие фонематического слуха приводит к замене отдельных звуков другими. Ребенку трудно установить, в каком порядке следуют друг за другом звуки. Из-за слабости фонетического анализа ребенок с недоразвитием интеллекта плохо различает на слух окончания слов, что препятствует усвоению грамматических форм речи. Определенную роль играют также отклонения, которые отмечаются в моторной сфере детей с недоразвитием интеллекта, в том числе и в движении их речевых органов. У воспитанников специальных (коррекционных) учреждений VIII вида чаще, чем у нормально развивающихся детей, наблюдаются дефекты строения органов речи, в значительной мере препятствующие овладению произношением.

Умственно отсталые дети — слышащие и говорящие. Это обстоятельство существенно облегчает работу с ними. Однако недостатки произношения затрудняют общение с ними. Детям с недоразвитием интеллекта плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Они недостаточно понимают то, что говорят окружающие и, соответственно, ведут себя не так, как следовало бы. Эти дети не умеют связно высказывать свои предложения или просьбы. Обладая весьма ограниченным словарным запасом и не владея фразой, они не могут ни спросить о том, что их интересует, ни разумно ответить на заданный вопрос. Их общение проходит в условиях ограниченных, житейских, многократно повторяющихся ситуаций с помощью хорошо заученных, стандартных высказываний. Если оно выходит за такие рамки, то это обычно ставит ребенка в тупик и подчас побуждает его к нелепым ответам. При умственной отсталости недоразвитие речи и конкретность мышления детей взаимосвязаны и взаимозависимы. Оба эти явления возникают как следствие нарушения нервных процессов. В то же время, будучи оба следствиями, эти два явления взаимообуславливают друг друга: недоразвитие речи ограничивает дальнейшее умственное развитие ребёнка, а затруднённость обобщений мешает правильному усвоению значений слов и формированию речи в целом. Иными словами, дефекты мышления и речи взаимно усугубляют друг друга. Речевое недоразвитие дошкольников с умственной отсталостью носит системный характер. Это приводит к тому, что речь даже к концу дошкольного детства не выполняет у умственно отсталых детей своих основных функций: коммуникативную и регулирующую. Однако в условиях адекватного обучения и воспитания возможна положительная динамика в речевом развитии умственно отсталых детей.

cito-web.yspu.org

Развитие познавательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью

Педагогические науки

  • Смагина Алена Юрьевна , магистр, студент
  • ПНИ «Солнышко»
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Похожие материалы

В соответствии с ныне действующим Законом РФ «Об образовании» любое образовательное учреждение обязано создать условия обучения, отвечающие возможностям, (в том числе уровню развития и состоянию здоровья) каждого ребенка. Закон «Об образовании в РФ» официально утверждает термины «Инклюзивное образование» и «Адаптированная образовательная программа», что приводит к необходимости более широкого внедрения инклюзивного образования в обучение детей вышеобозначенной категории.

Министерством образования науки России даны разъяснения о порядке организации образовательного процесса для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, проживающими в детских домах-интернатах. В которых написано, что организации должны создаваться специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Специальные условия включают в себя использование специальных образовательных программ, учебников, специальных технических средств обучения, а также создания предметно развивающей среды.

Длительное время в отечественном образовании дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью считались необучаемыми. Г. Е.Сухарева пишет: «У детей, страдающих олигофренией, отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир».

Познавательная активность умственно отсталого ребенка связана с процессом познания, «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» .

Познавательная активность описана в научной литературе многими учеными (М. Г.Блюмина, Г. Е.Сухарева, С. Я.Рубинштейн и др.), занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, которые отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не развита познавательная активность, слабая ориентировочная деятельность — это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга. У умственно отсталых детей на уровне нервных процессов имеет место слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению. Все это создает патогенную основу для снижения познавательной активности в целом. «В основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между мало растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент» В.С. Ильин. Н.Н. Поддъяков выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым. Собственная активность ребенка с умственной отсталостью в любом случае связана с деятельностью, направленной от взрослого, а умения, навыки и знания, полученные от взрослых, принимаются и, становясь его опытом, которым он оперирует, как своим.

Образовательная деятельность таких детей является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Процесс обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью осуществляется в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, проектом Государственного стандарта общего образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

В Краевом государственном бюджетном учреждение социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Солнышко», — стационарное учреждение медико — социального обслуживания, проживают 290 детей от 4 до 18 лет с серьезными нарушениями в интеллектуальном и физическом развитии, (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью) дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Эти дети нуждаются по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, бытовом и медицинском обслуживание, а также в социально-трудовой реабилитации, обучении и воспитании.

В 2014 году педагогами учреждения была разработана и за лицензирована первая программа по дополнительному образованию этих детей. Следующим шагом возникла потребность в получении образования детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Про диагностировав детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью было выявлено, что у этих детей не развита познавательная активность, отсутствует стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений.

Таким образом, целью нашей работы стало разработка основной адаптированной образовательной программы для детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Программа скоординирована таким образом, что целостность педагогического процесса обеспечивается полностью. Содержание программы позволяет использовать широкий спектр знаний и необходимый уровень познания детей в различных сферах деятельности. Методы и приемы обучения, предусмотренные в используемых технологиях, стимулируют познавательную активность детей.

Для наиболее полного и предметного развития познавательной активности в учреждении педагогическим коллективом создана предметно – развивающая среды, которая направлена на развития познавательной активности детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Организация предметно-развивающей среды обеспечивает возможность интеграции образовательных областей, реализуемых в образовательном процессе и обеспечивающая разностороннее развитие детей с учетом гендерного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию дошкольников. В групповых помещениях оборудованы центры развития для различных видов деятельности направленные на стимуляцию развития познавательной активности детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Наполнение центров, необходимым игровым оборудованием и дидактическими пособиями, побуждает детей к активному взаимодействию с предметным окружением, а то есть способствует развитию познавательной активности, самовыражению воспитанников, обеспечивает индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Большая часть игрового пространства связана с активной деятельностью детей, отражающей их жизненный опыт, творческие проявления (рисунки, поделки, фотографии значимых событий и др.).

На базе Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева было создана методическое и дидактическое обеспечение для написания и реализации основной адаптированной образовательной программы, которые обеспечивает образовательную деятельность в полной мере.

При апробации основной адаптированной образовательной программы, по нашему мнению основным условием для развития познавательной активности детей являются:

  • интересы и потребности детей,
  • осмысление и осознание себя в окружающем мире,
  • индивидуальность каждого ребенка,
  • средства и способы добывания знаний.
  • Познавательная активность и любознательность заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.

    Основная адаптированная образовательная программа направлена на необходимость учить, не просто усваивать материал, а познавать мир, вступать с ним в активный диалог. Искать ответы на свои вопросы, не останавливаться на достигнутом этапе, тем самым развивать познавательную активность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

    Мы определяем познавательную активность как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

    Список литературы

    1. Закон «Об образовании в РФ», вступающий в силу с 1.09.2013
    2. Минобрнауки России от 26.05.2014 N ВК-1048/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов»
    3. Организация образовательного процесса для воспитанников с ОВЗ, проживающих в детских домах-интернатах
    4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1982
    5. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.
    6. Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. М., 2002

    Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    novainfo.ru

    Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

    Дата публикации: 30.04.2014 2014-04-30

    Статья просмотрена: 2447 раз

    Библиографическое описание:

    Сизова Л. Н. Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 752-754. — URL https://moluch.ru/archive/65/10694/ (дата обращения: 24.06.2018).

    Умственная отсталость — это состояние заторможения или неполного умственного развития, для которого характерны расстройства в области познавательных возможностей, речи, двигательных и социальных возможностей. Отсталость в двигательном развитии проявляется из расстройств в области восприятия мира, с которым не связано отставание физического развития. Примитивные действия у ребенка ведут к возникновению первичных форм конкретного мышления (двигательного мышления).

    Большой раздел физического воспитание детей отводится гимнастическим упражнениям. Гимнастика — это раздел, который может разнообразить и оказать благоприятное воздействие на организм, позволяющий корректировать и следить за изменениями в состояние здоровья умственно отсталого ребенка. У умственно отсталых детей, часто бывают нарушения связанные с дыхательным аппаратом, которые можно корригировать при помощи дыхательных упражнений в сочетании с гимнастическими. Например, дыхательная гимнастика: «Куры»:

    Можно понюхать фрукт: яблоко или апельсин. Приносила на занятие: по 4 фрукта, так как занимаюсь с подгруппой (4–5 человек детей). Дети с увлечением выполняют эти упражнения, окунаясь в них с головой, с удовольствием. Можно нюхать цветы (я давала искусственные, яркие подсолнухи) потому что занятие проходило зимой, также может быть аллергия у ребенка. Приносила стаканчики одноразовые и трубочки, пытались делать «шторм на море», можно надувать мыльные пузыри, дуть на пластмассовые шарики, мячи маленького диаметра, сдувать «снежинки» с ладошки. У нас в детском доме еще есть парашют, один 5, другой 7 метров, который мы тоже использует для дыхательных упражнений. Все происходит в форме игры.

    У умственно отсталых детей происходят нарушение в развитии основных двигательных способностях, которые отстают от нормально развивающего ребенка, это проявляется во всем. Основных групп мышц туловища, быстроты, выносливости, координации, скоростно — силовых качеств, подвижности суставов. У этих детей локализация органических поражений в центральной нервной системе, которая приводит к недоразвитию моторики. Чем выше уровень поражения, тем грубее двигательные расстройства.

    В связи с физическими недостатками детей необходимо учитывать двигательные нагрузки в развитие общей моторики. У умственно — отсталых детей происходит отставание в росте, в весе от принятой возрастной нормы: в телосложение, нарушены пропорции, осанки. Умственно отсталые дети нуждаются в дозированной нагрузке, индивидуальном подходе, они не могут выполнять гимнастические упражнения требующие больших двигательных усилий, так как это приводит к возбуждению нервной системы. Поэтому, подбирая для занятия физические упражнения нужно включить задания на работу опорно- двигательного аппарата, мышечные группы и системы, дыхательную гимнастику, корригировать недостатки развития ребенка. Давать гимнастические упражнения можно, начиная с элементарного построения, необходимо выполнять которые на каждом занятии. Построение в шеренгу, я корригирую по ориентирам: конусам, кубикам, флажкам, резиновым «блинчикам», а с маленькими дошкольниками, по игрушкам. Также можно использовать линии разметки. Сначала ввожу материал по показу, позже использую словесную инструкции, так они запоминают свои места. После этого по показу происходит обучение: на носках, пятках, по ориентирам. Ходьба в строю. Ходьба и бег оказывают большое тренировочное воздействие на мышцы всего тела. Умственно отсталые дети при ходьбе часто сутулятся, топают, шаркают ногами, видна не ритмичность движения. Имитационная ходьба легче усваивается детьми, они с удовольствием подражают походке кошке, медведю (животным). Большинство двигательных навыков можно представить, как игровые. Эти навыки помогут научиться новым игровым приемам, а игра, в свою очередь, поможет освоить новые умения, то есть в этом процессе одно способствует развитию другого. Особенно, если движение сопровождаются текстом (стихами).

    Умственно отсталым детям тяжело соблюдать дистанцию между собой. Можно, этот материал давать в форме игры.

    Например, игра: «Паровоз», когда дети стоя в колонну, держатся за гимнастическую палку одной рукой, с равным промежутком друг от друга (учитель «сажает» детей в вагончики), так они идут по кругу соблюдая определенную дистанцию между собой. Или стоя друг за другом, положив руку на плечи впереди стоящему, начинают взмах руками («Птички летают»). После этого мы строимся, делаем круг (взявшись за руки) и начинаем по показу выполнять общеразвивающие и корригирующие упражнения. Мои детки любят особенно упражнения с предметами, которые совершенствуют пространственную ориентировку, развивают мелкую моторику. С их помощью значительно расширяется диапазон движений и развитие двигательных функций, совершенствуется координация движения рук (кисти и пальцев). Упражнения с предметами быстрее вырабатывают двигательный стереотип и образование межмышечных связей. Например, упражнения с мячами, начинаю вводить при помощи больших фитбольных мячей. Детям легче их прокатывать, бросать и ловить. После того, как навык закреплен, даю мяч меньшего диаметра. После этого отрабатываю метание, у детей при выполнении этих упражнений развивается мелкая моторика, глазомер, меткость; ребята учатся правильному захвату мяча.

    Общеразвивающие упражнения, которые относятся к гимнастике, оказывают корригирующий и оздоровительный эффект, который непосредственно влияют на осанку, тренирует вестибулярный аппарат, развивает сердечно — сосудистую систему. Большая часть гимнастических упражнений является мощным профилактическим средством различных нарушений у умственно отсталых детей. Как на физическом уровне, так и влияет на психические процессы, на их интеллект. Происходит положительная динамика, пусть не у всех детей, пусть хоть немного, но она есть. Я это вижу по результатам срезов, которые мы проводим осенью и весной. Бег и ходьба- это циклические упражнения, динамического характера. Во время бега в работу вовлекаются почти все группы мышц.

    Умственно отсталым детям нравится преодолевать полосу препятствий — это практическое пособие в лазании и перелезаний, в котором задействуются мышцы плечевого пояса и туловища, это средство для развития координации и равновесия. В работе, мне помогает спортивный комплекс «Жук», в котором есть горки, проходы через модули и сухой бассейн. Дети в нем лазают на четвереньках, вверх и вниз, с увеличением угла наклона. Также использую его при коррекции пространственной ориентировки.

    Гимнастические упражнения присутствуют и в играх, в которые дети с увлечением вовлекаются. Подвижные игры, которые одновременно воздействуют на физическое состояние и заполняют эмоциональную сферу ребенка. Подвижные игры я «переделываю» под своих детей. Игра «мышеловка», которую используют в обычных детских садах; я изменила движения, текст остался прежним.

    Ах, как, мыши надоели!

    Все погрызли, все поели,

    Берегитесь же, плутовки!

    Доберемся мы до вас!

    Вот расставим мышеловки,

    Переловим всех сейчас!

    Дети не бегают через «мышеловку», а вместе с учителем водят хоровод (учитель произносит текст сам, так как многие из моих детей не говорят). После чего, останавливаясь, ребенок, который хочет (сообразит быстрее) берет игрушку — мышку в руки и обнимает ее. Ребенок при этом получает положительный, эмоциональный настрой, который способствует доброжелательному отношению друг другу и к окружающим, способствует повышение двигательной активности детей, побуждает к игре. Упражнения необходимо выполнять со средней интенсивностью.

    Таким образом, учитель должен знать данные врачебных осмотров, знать состояние здоровья своих воспитанников, в связи с этим планировать свою работу. На занятии наблюдать за ребенком, как он себя чувствует после выполнения упражнения. Главное, не навредить, а помочь и активизировать двигательную активность ребенка.

    1. Частные методики адаптивной физической культуры (Текст): учебник/ под общ.ред проф. Л. В. Шапковой.- М.: Советский спорт,2007.-608 с.: ил.

    2. Лопухина И. Л.. Логопедия. Ритм. Речь. Движение. С.-П.,Дельта,1997

    moluch.ru