Актуальность темы стресса

Анализ причин стресса и методы его профилактики 2472

В данной статье изложено обобщение современных медико-биологических и психофизиологических исследований о методах профилактики психоэмоционального стресса. Актуальность исследования состоит в том, что последствия эмоционального стресса оказывают всестороннее разрушительное влияние на жизнедеятельность организма, подрывают здоровье людей. Целью данной статьи является литературный обзор, в котором разносторонне рассматривается проблема эмоционального стресса – причины возникновения различных нервно-психических расстройств и методы профилактики возникших психоэмоциональных стрессов. Основной задачей данной статьи является анализ причин стресса и его возможной профилактики. В статье освещаются проблемные области и вопросы, строящиеся на основе научного знания и имеющихся многочисленных путей предотвращения нежелательных последствий психоэмоционального стресса и защиты лиц, подвергшихся стрессовым нагрузкам.

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Универсальную концепцию стресса сформулировал всемирно известный канадский физиолог Ганс Селье (H. Selye), что оказало большое влияние на различные направления науки о человеке: психологию, медицину, социологию и другие области знаний. Проблема изучения механизмов эмоционального стресса, который является расплатой за прогресс и цивилизацию; разработка методов преодоления стрессовых ситуаций особенно актуальны сегодня. Как и много тысяч лет назад, наш организм отвечает на сложные жизненные ситуации мгновенной ответной реакцией нервной системы с вовлечением психической сферы. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека, связанных с его процессом восприятия, особенно при недостаточности информации, со сложностью принятия решений, с ответственностью и опасностью деятельности человека [10]. Кроме того, резко увеличивается патогенное влияние средовых факторов на здоровье людей [12].

В настоящий период отмечаются большей частью неблагоприятные перемены в картине психического здоровья населения. Происходит значительный рост числа нервно-психических заболеваний, прежде всего тех, что являются наиболее характерной реакцией на психический стресс. Это в первую очередь неврозы, посттравматическое стрессовое расстройство, психосоматические расстройства, характерологические и патохарактерологические реакции, а также реактивные психозы, депривационное развитие личности. Так, в 15 экономически наиболее развитых странах показатель распространенности психических болезней за период в 98 лет (1900–1998) вырос в 10 раз и в настоящее время составляет 303,7 на 1000 населения; особенно значителен рост неврозов (в 61,7 раз), алкоголизма (в 58,2 раза), олигофрении (в 30 раз). В России за 1950– 1998 гг. уровень заболеваемости психическими расстройствами поднялся с 137,4 до 301,3 на 1000 жителей [7]. Резко возрастает (катастрофически в последние годы) число суицидов (а большинство суицидентов – с психическими расстройствами), алкогольных психозов, вообще болезней зависимости (и не только хронического алкоголизма, но и наркоманий, токсикоманий), пограничных (непсихотических) форм психопатологии, у истоков которых тоже часто стоит психологический и иной стресс; эти болезненные зависимости могут маскировать другие психические страдания.

  1. Беминг У. Самопомощь при бессонницах, стрессах и неврозах. Минск, 1985.
  2. Бобнева М.И. Социально-психологические аспекты исследований состояния напряженности и надежности работы человека в экстремальных и аварийных ситуациях // Психологическая напряженность в трудовой деятельности. М., 1998.
  3. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. Л., 1987.
  4. Кабанов М.М. Экология человека и социальная психиатрия // Материалы ХII съезда психиатров России. М., 1995.
  5. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1985.
  6. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
  7. Петраков Б.Д., Петракова А.Д. Психическое здоровье народов мира в ХХ веке. Научный обзор. М., 1984.
  8. Положий Б.С. Социальное состояние общества и психическое здоровье // в кн.: Руководство по социальной психиатрии. М., 2001.
  9. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.
  10. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982.
  11. Середенин С.Б., Бледнов Ю.А. Фармакология. М., 1987.
  12. Хохлов Л.К., Шипов А.А., Горохов В.И. Психическое здоровье население и современные экологические, социокультуральные влияния // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1 (19).
  13. Элиот Р. Новое в диагностике и лечении стрессов \\ Пер. с англ. М., 1996.
  14. Selye H. The stress of life. New York, 1956.
  15. Юридическая психология | Дворянчиков Н.В., Будыкин С.В., Авдеев Е.С., Бовина И.Б.

    psyjournals.ru

    Актуальность темы стресса

    Стресс (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — общая реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также состояние нервной системы организма (или организма в целом). Выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс (англ.)-горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) формы стресса.

    В наше время актуальность стресса вызвана непрерывным ростом социальных, экономических, экологических, технологических и других изменений нашей жизни, а также существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.

    Стрессу подвержены все люди, но реакция на него разная. Одни — очень болезненно его переживают, не случайно в народе говорят, что человека можно убить словом. Другие с легкостью переносят все тягости стресса.

    В производственной жизни стрессы неизбежны. Они отрицательно влияют на производительность труда и трудоспособность человека, мотивация к труду снижается, увеличивается брак на производстве, растет уровень травматизма на предприятии или в организации.

    Проблема трудового стресса привела к тому, что в психологии появилась новая отрасль для изучения, которая получила название «Психология профессионального здоровья» — отрасль психологии, которая занимается проблемами охраны здоровья сотрудников и превентивной (предохраняющей) работой с членами организации.

    Причинами возникновения стресса могут являться:

  16. Профессиональный стресс достижения. Несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека.
  17. Стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека.
  18. Профессиональный стресс конкуренции. Часто в коллегах человек видит своих «конкурентов». Проблема таких людей в том, что они имеют «только одну цель» — карьеру, успех в конкуренции.
  19. Профессиональный стресс успеха. Стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха. После которого наступает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось.
  20. Проблема зарабатывания денег и соответствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не только радость, но и ещё большие проблемы. Проблемы начинаются тогда, когда оказывается, что все-таки не всё можно купить за деньги, и тогда человек опасаясь неудач с такими «покупками», стремиться оградить себя от настоящих чувств и подлинных человеческих отношений, что усугубляет его личностную деградацию.

Организационные факторы являются наиболее распространенной причиной стресса. Специалисты выделяют четыре основных фактора:

  1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка — если задание превосходит реальные силы работника или же работник, не получающий нагрузку, соответствующую его должности и получаемому вознаграждению.
  2. Конфликт ролей — возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования.
  3. Неопределенность ролей — возникает, если работник не уверен в том, что от него ожидают.
  4. Неинтересная работа — необходимость изо дня в день заниматься нелюбимым, скучным делом может привести к серьезному стрессу.
  5. Существуют также и другие факторы. Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

    Основными формами проявления производственных стрессов могут быть:

  6. депрессии;
  7. агрессивность по отношению к коллегам;
  8. нежелание выходить на работу, прогулы;
  9. большое количество брака продукции;
  10. излишняя нагрузка на работе и др.
  11. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что стресс является серьезным испытанием. Выдержит или не выдержит работник стрессовую ситуацию — во многом зависит от выбора способа переживания. Поскольку стресс неизбежен, проблема стресса и дистресса в труде требует не «борьбы» со стрессом, а грамотного управления стрессом и снижения веро­ятности перехода стресса в дистресс.

    www.rae.ru

    Причины стресса в современном обществе и его влияние на организм человека

    Современная жизнь характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации человека из-за влияния быстро изменяющихся социальных и технологических условий. Изменяющиеся условия жизни служат причиной стрессов. Одной из актуальной проблем в настоящее время является постоянное воздействие различных стрессовых факторов на человека, но большинство людей не умеют с ними справляться. Неспособность или неумение совладать со стрессом является основой для расстройства здоровья или, по крайней мере, ухудшения жизни в различных сферах. В связи с этим большое значение приобрела проблема преодоления стрессов и каждому человеку необходимо научиться это делать.

    Предварительный просмотр:

    Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат

    «Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования

    ПРИЧИНЫ СТРЕССА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

    И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

    Выполнила Милена Сергеевна Селиванова

    Руководитель Н. П. Ларина

    1. Стресс и его влияние на организм человека………………………………….5

    1.2. Влияние стрессовых состояний на деятельность человека……………….7

    Изучение стресса имеет многоплановую историю. Впервые в специальной литературе воздействие стрессоров на появление психических расстройств зафиксировано в 1621 году. Известны экспериментальные исследования на животных В.Кеннона, работы Г. Селье, психологическая модель стресса Р. Лацаруса [1,3]. Тем не менее, до сих пор остается недостаточно ясным, чем можно объяснить вариабельность реакций на стресс, почему одни люди быстро реагируют формированием соматических или психических расстройств, а другие остаются устойчивыми к стрессу или даже способны извлечь из него полезный опыт. Можно предположить, если человек знает эффективные способы борьбы со стрессом, то стрессоустойчивость его не будет выходить за рамки нормы.

    Можно сказать, что стрессы составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Если их нет по естественной причине, то мы сами организуем их влияние на нас. Примером может служить то, как мы сами загоняем себя в стресс, оставляя дела до последнего момента. Причем мы не торопимся не только с неприятными, но и с приятными делами, даже если от их выполнения получаем удовольствие или материальные блага. Так, известный французский писатель Бальзак писал только тогда, когда у него накапливалось много долгов. Поэтому можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интереса к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. «Различным людям для счастья требуются различные степени стресса», — отмечал Г.Селье [3]

    Цель данной работы состоит в выявлении основных стрессогенных факторов среды для современного человека и их влияния на организм.

    К числу основных задач исследования относятся:

    1. Рассмотреть, что такое стресс, назвать причины стресса.

    2. Изучить реакции организма на стресс.

    3. Дать рекомендации по профилактике стресса.

    4. Исследовать стрессоустойчивость подростков.

    5. Определить, как часто возникают реакции психики, характерные для стрессовых ситуаций у подростков.

    Предметом исследования являются причины стресса и его влияние на организм современного человека, объектом – процесс проявления стресса.

    Методы, используемые в данной работе:

    1. Анализ психолого-педагогической литературы.

    1. Стресс и его влияние на организм человека

    1.1. Стресс и его причины

    Нелегко дать точное определение стресса, так как в разных профессиях люди, используя его, имеют в виду разные вещи. Врачи подразумевают физиологические механизмы нагрузок, которые может выдержать организм; специалисты менеджмента – воздействие социальных факторов; обыватели – все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. stress – давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие [5]. Это понятие было введено канадским физиологом Г. Селье для обозначения необычной реакции организма на любое сильное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы: усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое – вызывают в организме однотипную комплексную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности.

    В 1963 году канадский физиолог Ганс Селье опубликовал сообщение «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами», в котором впервые описал явление стресса – общей неспецифической реакции организма, направленной на мобилизацию его защитных сил при действии раздражающих факторов [3]. В развитии стресса были выделены три стадии:

  12. Стадия тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма
  13. Стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость.
  14. Стадия истощения, если не удается долго устранить вредоносные факторы. На последней стадии приспособленные способности организма снижаются, он хуже сопротивляется другим вредоносным воздействиям, увеличивается опасность заболевания. При этом отмечаются нарушения метаболического, гормонального и гомеостатического баланса.
  15. Г. Селье была сформулирована теория «Общего адапционного синдрома» (ОАС) и адапционных болезней, как следствия адапционной реакции, согласно которой ОАС проявляется всякий раз, когда человек чувствует опасность для себя.

    Причинами стресса, или стрессорами, называются жизненные события, которые систематизируются по размеру негативного воздействия и времени, требуемого на восстановление [1]. В таблице 1 представлены основные причины стрессов и их воздействие на организм человека.

    Типы стрессоров и их характеристика.

    Время, требуемое на восстановление

    1. Повседневные сложности (микрострессоры)

    Стрессовые события повседневной жизни, которые вызывают нарушение самочувствия и ощущаются как угрожающие, оскорбительные, фрустрирующие или связанные с потерями

    Излишек работы, конфликты на работе (в школе), сжатые сроки выполнения работы, конфликты в семье, трения с соседями, лицемерие, двойная роль – подготовка к экзаменам и выступление на соревнованиях

    Минуты или часы

    2. Критические жизненные события

    1. Их можно датировать и локализовать во времени и пространстве.

    2. Они требуют качественной реорганизации в структуре «индивид – окружающий мир»

    3. Они сопровождаются стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями

    1. Нормативные имеют биологическую или культурную природу – пубертатный период, поступление в школу.

    2. Ненормативные – внезапны и непредсказуемы, например, неожиданная смерть кого-то из близких

    Недели или месяцы

    3. Хронические стрессоры

    Продолжаются длительное время и представляют собой постоянно повторяющиеся тяжелые испытания, затянувшиеся нагрузки.

    Нагрузки на работе или в семье, называемые хроническим напряжением

    Иногда длятся годами

    Исследования показывают, что наносить вред здоровью и самочувствию могут как интенсивные, более или менее короткие стрессовые жизненные события, так и хронические стрессоры. Это относится к появлению симптомов вообще и специфических психических расстройств в частности [1].

    1.2. Влияние стрессовых состояний на деятельность человека

    В зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому стрессу.

    В качестве причин стресса может выступать угроза либо биологической целостности организма, либо психологическому статусу человека. На этом основании выделяют две группы стрессовых состояний – физиологический и психологический стрессы. Физиологический стресс вызывают разного рода препятствия, а так же сильные звуки, интенсивное освещение, повышенная температура воздуха, вибрация [4]. В таблице 2 представлено положительное и отрицательное воздействие стресса на организм.

    Механизм физиологического стресса

    Выброс в кровь адреналина из надпочечников

    Ускоряются движения, повышаются уровень сахара в крови и кровяное давление, усиливается обмен веществ

    Кровяное давление вызывает нарушение работы сердца и почек, диабет.

    Выброс гормонов щитовидной железы

    Ускорение обмена веществ

    Истощение, потеря веса

    Поступление в кровь холестерина из печени

    Рост энергического уровня

    Снижение работы пищеварительной системы

    Увеличение прилива крови к мышцам и легким

    Заболевание желудочного тракта

    Вентиляционные каналы в легких расширяются

    Потребляется много кислорода, облегчается дыхание

    Избыток кислорода ведет к временной слепоте, нарушению сердечного ритма

    Поступление в кровь эндорфинов из гипоталамуса

    Снижение чувствительности к ушибам и ранам

    Усиление чувствительности к обычным недомоганиям (головная боль)

    Сужение кровеносных сосудов, сгущение крови

    Более раннее свертывание крови при ранении

    Рост нагрузки на сердце, образование тромбов

    В психологических стрессах экстремальность ситуации задается отношением человеком к задавшемуся положению и оценкой его сложности. Неожиданное изменение задания, отсутствие необходимой подготовки, дефицит времени, высокая значимость работы, а так же личная ответственность за успех порученного дела – вот типичные ситуации появления психологического стресса [4].

    Психологический стресс, в свою очередь, можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиваться информационный стресс [2, 5]. Для этого вида стресса характерно снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможности сосредоточиться, ухудшение памяти; мышление становиться спутанным, теряется способность оценивать существующие условия или прогнозировать последствия.

    В особых, экстремальных ситуациях человек испытывает состояние эмоционального стресса. Эмоциональный стресс появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остается один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон. Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные люди – угрюмыми и замкнутыми. Устремления и жизненные цели могут быть остановлены, увлечения заброшены. Возможно как появление депрессии, беспомощности и эмоциональных взрывов [6].

    Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психические нагрузки. У одних наблюдается усиление активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности, это так называемый «стресс льва». У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»).

    Таким образом, были рассмотрены вопросы, что такое стресс, названы его причины и изучены реакции организма на стресс. Поведение в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего, от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, мгновенно ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

    С целью исследования стрессоустойчивости и определения частоты возникновения реакций психики, характерных для стрессовых ситуаций у подростков, обучающимся 5-9 классов МО ШИСП были предложены тесты.

    В тестировании принимали участие 83 человека.

    1. Определение уровня стрессоустойчивости [4].

    Стрессы, постоянные перегрузки часто называют «болезнью века». Многие из нас замечают, что становятся все более раздражительными, вспыльчивыми, нервозными. Как же мы справляемся с повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важный, критический момент. Ответ на эти вопросы может дать этот тест.

    Варианты ответов на вопросы: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».

    Раздражает ли вас:

  16. смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?
  17. женщина «в летах», одетая, как молоденькая девушка?
  18. чрезмерная близость собеседника (допустим, в трамвае в час «пик»)?
  19. курящая на улице женщина?
  20. если какой-то человек кашляет в вашу сторону?
  21. если кто-то грызет ногти?
  22. если кто-то смеется невпопад?
  23. если кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?
  24. если любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?
  25. если в кинотеатре или театре сидящий перед вами человек все время вертится и комментирует фильм?
  26. если вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который только собирается прочесть?
  27. если вам дарят ненужные предметы?
  28. громкий разговор в общественном транспорте?
  29. слишком сильный запах духов?
  30. человек, который жестикулирует во время разговора?
  31. знакомый, который часто употребляет иностранные слова?
  32. За каждый ответ «очень» запишите 3 балла, за ответ «не особенно» — 1 балл, за ответ «ни в коем случае» — 0.

    Более 40 баллов. Это люди, которых не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Их раздражает все, даже вещи незначительные. Они вспыльчивы, легко выходят из себя. А это расшатывает нервную систему, отчего страдают окружающие. Низкая стрессоустойчивость.

    От 12 до 39 баллов. Эти люди относятся к самой распространенной группе людей. Их раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод они не делают драму. К неприятностям они умеют «поворачиваться спиной», достаточно легко забывают о них. Нормальная стрессоустойчивость.

    11 и менее баллов. Это весьма спокойные люди, реально смотрящие на жизнь. О них можно сказать: «Вы не тот человек, которого легко можно вывести из равновесия». Высокий уровень стрессоустойчивости.

    2. Определите, часто ли вы подвержены ниже перечисленным реакциям психики, характерным для стрессовых ситуаций – сколько раз в день, неделю, месяц [3].

    • неспособность сосредоточиться;
    • затруднение в принятии простых решений;
    • отсутствие уверенности в себе;
    • раздражительность, частые вспышки гнева;
    • беспокойство, смятение;
    • беспричинный страх или полная паника.

    В работе использовалось интервью со школьным психологом Горной Е.П., в ходе которого были изучены вопросы:

    1. Причины стресса и влияние его на организм человека.

    2. Как можно диагностировать стресс.

    3. Способы борьбы со стрессом.

    В ходе первого тестирования было выявлено, что у 98% обучающихся нормальная стрессоустойчивость, у 2% обучающихся – высокая.

    Для того чтобы определить, подвержены ли подростки реакциям психики, характерным для стрессовых ситуаций, был предложен тест № 2. Как выяснилось, реакции, характерные для стрессовых ситуаций, возникают часто у 20 %, иногда – у 68 %, редко – у 12% исследуемых (Приложение 1, диаграмма 1). Нужно отметить, что у 14% обучающихся таких реакций не возникает (Приложение 1, диаграмма 2).

    Результаты, показывающие, какие реакции, наиболее характерны для подростков, у которых высокий и нормальный уровень стрессоустойчивости, представлены на диаграмме 3 (Приложение 1). Неспособность сосредоточиться наблюдается у 31% обучающихся. Затруднение в принятии простых решений встречаются у 20%, отсутствие уверенности в себе характерно для 23% и раздражительность – для 26% подростков.

    Основываясь на результатах тестирования, можно сказать, что стрессоустойчивость подростков не выходит за рамки нормы, т.е. организму удается справляться с вредными воздействиями, несмотря на воздействие стрессоров.

    Профилактика стресса, как и защита от стресса основывается на одном принципе – необходимо постараться оградить себя от воздействия сильных стрессовых факторов, научиться регулировать свой стресс и вести здоровый образ жизни.

    Важными навыками поведения в усложненных условиях являются умения целесообразно распределять временные ресурсы и строить четкую программу действий.

    Элементарные навыки культуры труда, например, регулирование громкости звучания устройств связи, качественное изображение на экране дисплея, снижают вероятность возникновения физиологических стрессов.

    Еще один способ снятия напряжения — это занятие физической культурой и спортом. Следует больше ходить, танцевать, дышать свежим воздухом. Хорошо помогает снять стресс расслабляющий массаж.

    Необходимо больше времени уделять всевозможным водным процедурам, принимать расслабляющие ванны, ходить в бассейн, принимать контрастный душ, делать обтирание мокрым полотенцем.

    В борьбе и профилактике стресса также важным фактором является сон. Нужно постараться высыпаться, и спать именно ночью.

    Но, прежде всего, нужно начать работу с головы: отказаться от негативных мыслей и строить позитивное, вытеснять из подсознания различные страхи и неуверенность. Для этого существует много различных упражнений (Приложение 2)

    И самое главное правило борьбы со стрессом – если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.

    В целом стресс – это обычная действительность нашей жизни. Просто мы не всегда знаем, что стоит за ним. У современного человека, если он бизнесмен в качестве стрессов выступает стремление к успеху, престижу, соответствию сложившимся нормам; если речь идет о спортсмене, то основными стрессорами будут участие в состязаниях, стремление к победе, влияние болельщиков; у учащихся также есть свои стрессоры — отношения с учителем, отметка в дневнике, сдача экзаменов. Несмотря на воздействие стрессоров, у обучающихся 5-9 классов МО ШИСП стрессоустойчивость не выходит за границы нормы, что свидетельствует о хороших адаптационных способностях организма, развитии умения ограждать себя от негативных воздействий окружающей среды, и в связи с занятием спортом.

    Физиологические механизмы мобилизуют организм дать ответ тому воздействию, которому он подвергается. Физиологические механизмы стресса вызывают как положительное, так и отрицательное воздействие на организм. Но любая реакция может принести вред телу, если позволить ей продлиться слишком долго.

    Видимыми причинами стресса может быть изменение абиотических и биотических факторов среды. В последние десятилетия значительно выросло число антропогенных факторов среды, обладающим высоким стрессогенным эффектом (химическое загрязнение, радиация, воздействия компьютеров при систематической работе с ними). К стрессовым факторам среды следует отнести и негативные изменения в современном обществе: повышение плотности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, рост безработицы, преступность.

    В заключение следует сказать, что жить без стресса невозможно, поэтому необходимо решить проблему «Как жить в условиях стресса?». В этой ситуации человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные испытания.

    1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу [Текст] : основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Пере. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 166 с.

    2. Антистресс-фитнесс [Электронный ресурс] www.protein-shop.ru

    3. Грисюк, С.В. Стресс, стрессоустойчивость и управление [Электронный ресурс] / С.В. Грисюк // Библиотека учебной и научной литературы. — http://sbiblio.com .

    4. Губарева, Л.И. Экология человека [Текст] : практикум для вузов / Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. – М.: Владос, 2003. – С. 84-94.

    5. Рогов, Е.И. Эмоции и воля [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос. – 1999. 240 с.

    6. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] : учебник / Н.В. Самоукина. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС. – 2000. С. 187-189.

    7. Симптомы и причины стресса [Электронный ресурс] www.ayzdorov.ru

    8. Современная практическая психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непсихологическим специальностям / под ред. М.К. Тутушкиной. М.: ACADEMIA, 2005. – С. 168.

    nsportal.ru