Альтруизм как психическое расстройство

Альтруизм в структуре личностных потребностей волонтера

В силу специфики волонтерской деятельности
важное место в ней занимает такое качество личности, как альтруизм.

Альтруизм (лат. alter — другой)
— это система ценностно-смысловых ориентаций личности, проявляющихся в актах
безвозмездной помощи, самоотречения, заботы и милосердия.[4] Мотивами данного
поведения являются интересы и нужды другого человека или социальной группы.
Понятие «альтруизм» было введено французским философом и основателем
социологии О. Контом, как противоположное понятию «эгоизм». Конт
связывал понятие альтруизма с формированием у человека в процессе воспитания
определенного рода способности противостоять собственным эгоистическим позывам
ради интересов других людей.[8]

Проявления альтруизма могут иметь за собой
различные механизмы. В основном акты альтруистического поведения определяются
ситуативными альтруистическими установками, которые начинают актуализироваться
в различных действиях субъекта в конкретных опасных ситуациях. По мнению
Антилоговой Л. Н., если альтруистическое поведение определяется смысловой
установкой, оно становится осознанной ценностной ориентацией, которая
определяет поведение личности в той или иной ситуации. Таким образом, альтруизм
становится смыслом жизни человека.[4]

Нередко происходит так, что разного рода
проявления альтруизма сопряжены с прямой угрозой для интересов личности и даже
для ее жизни. Данные обстоятельства существенно затрудняют экспериментальное
исследование альтруистического поведения
и вынуждают исследователей обращаться к анализу внешних форм поведения, таких
как: помощь, щедрость, забота и т.д. Поэтому некоторые авторы, например Паршина
Ю. В., Потапова Н. А., предпочитают подходить к изучению альтруизма с позиции
ценностей личности. По мнению данных авторов, значимость альтруистической
деятельности определяется ценностями, которые лежат в основании взаимоотношений
альтруиста с окружающими людьми. Альтруизм может выступать в качестве важной
составляющей социально-психологического проявления гуманных отношений в
обществе.[31] По данным некоторых психологических
исследований, посвященных изучению
мотивации волонтерской деятельности, было установлено, что чувство
удовлетворения и осмысленности жизни кореллирует со склонностью к
альтруизму.[29] Таким образом альтруизм в волонтерской деятельности является
принципом ценностных и жизненных ориентаций личности, которые базируются на
желании оказывать помощь людям и заботиться о них. Являясь частью системы ценностей личности,
альтруизм занимает место главного мотива в поведении волонтера, а также
представляет собой критерий нравственной оценки, который определяет весь образ жизни.
Таким образом, отношение к людям выстраивается на основе бескорыстной помощи.
Авторы отмечают, что поведение индивида, вовлеченного в волонтерскую
деятельность, определяется большей ценностью благополучия окружающих людей
нежели собственной личности волонтера.[29]

По мнению отечественного психолога
Субботинского Е. В., альтруизм является важным фактором, определяющим
соответствие человека волонтерской деятельности. Другим, не менее важным
фактором, является гуманистическая направленность личности. Данная
направленность может быть определена в качестве чувства сопричастности человека
к духовной жизни и к бытию других людей, а также через возможность к эмпатии и
сопереживанию. Таким образом, альтруизм представляет собой нормативное
основание гуманистической направленности личности и является определяющим при
выборе волонтерской деятельности. [37] Личностный смысл связывает объективное значение с реальной жизнью и
мотивом деятельности человека, так появляется пристрастность и субъективность
человеческого сознания. Таким образом, каждая ситуация или явление окружающего
мира отражается субъектом двояким образом. В случае, когда речь идет о
ситуации, имеющей однозначный смысл и процесс целеобразoвания не осложнен, субъект
интерпретирует eго,
исходя из объективного значения. Если же
ситуация имеет множественный смысл, интерпретация в таком случае основывается
на личностном смысле и субъективном значении для личности. По мнению А. Н.
Леонтьева, если процесс целеобразования невозможен в объективных условиях, то
мотив, в таком случае, остается в форме установки. В ситуации неопределенности
личностный смысл побуждает человека действовать, ориентируясь на собственные
ценности и установки.[23]

Представители различных психологических
школ имеют различные точки зрения на вопрос о природе альтруизма и его месте в
системе потребностей волонтера.

Представитель социальной психологии Дэниел Бейтсон
рассматривал альтруизм в связи с эмпатией. По мнению автора, желание волонтера
оказывать помощь другим людям представляет собой следствие нескольких причин:
забота о собственных интересах и альтруистические мотивы. Таким образом, ход
мысли автора можно представить следующим образом:

Душевный
дискомфорт (тревога, Эмпатия
(сострадание к человеку в беде, расстройство, волнение) желание помочь

Эгоистическая мотивация: Альтруистическая
мотивация:
успокоить
себя.
успокоить другого.

Возможные действия: Действия:

(желание отстраниться (оказание помощи нуждающемуся) от страдающего)

Таким образом, по мнению Дэниела Бэйтсона, чувство эмпатии
является следствием наличия у человека альтруизма и подразумевает полное
отсутствие вознаграждения. [25]

В рамках теории социального обмена феномен
альтруизма рассматривается позиции «социальной экономики». То есть обмен между
людьми происходит не только материальными, но и социальными ценностями, такими
как эмпатия, любовь, информация и пр. Стратегия, которая задействована в данном
процессе, использует механизм минимализации собственных затрат и желание
достичь большего вознаграждения. Авторы, описавшие данную теорию, не утверждали
однозначно, что подобная стратегия сознательно используется всеми людьми,
однако считали, что подобные размышления могут влиять на поведение человека в
социальной среде. Таким образом, альтруизм выступает в качестве
завуалированного эгоизма, а процесс оказания помощи другому человеку стимулируется
личной выгодой, формы которой могут быть различны.[25]

Изучив мотивацию волонтеров, занимающихся оказанием
социальной помощи взрослым и детям с нарушениями в развитии, зарубежный
психолог Джил Клэри описала некоторые причины, побуждающие людей к
безвозмездной помощи. Среди данных причин оказались такие, как потребность
действовать в соответствии с общепринятыми ценностями, желание приобрести новые
полезные навыки, потребность стать членом группы и заслужить одобрение
окружающих, приобретение нового опыта, а также повышение самооценки посредством
укрепления чувства собственного достоинства. Данные, полученные в результате
исследования, привели авторов к предположению о том, что истоки
альтруистической деятельности лежат в эгоизме личности [36].

Другой взгляд на природу альтруизма принадлежит авторам
теории социальных норм. По мнению авторов, процесс взаимопомощи опосредован
предписаниями долженствования. Это означает, что различные морально-этические
нормы, принятые в социальной среде, определяют правила поведения людей в
обществе. Примером к данному утверждению авторы выбрали рассмотрение нормы
взаимности, которая, по мнению социолога Элвина Гоулднера, является для всего
человечества универсальной и постулирует принцип взаимопомощи. Следующая норма –
это норма социальной ответственности, которая утверждает, что нуждающимся в
помощи необходимо помогать без расчета на какое-либо материальное
вознаграждение.[25]

В рамках психоаналитической теории вопросу глубинных истоков
альтруизма было уделено немало внимания. Психоанализ, в отличие от социальных и
биологических теорий альтруизма, занимался изучением альтруистической
мотивации, подробно рассматривая ее возникновение на индивидуальном уровне.
Вопроса альтруизма в своих работах касались такие авторы как: Зигмунд Фрейд,
Анна Фрейд, Карен Хорни и другие психоаналитики.

По мнению З. Фрейда, альтруизм стоит рассматривать в качестве
компенсации в стремлении субъекта достичь идеала собственного Я. Также Фрейд
утверждал, что изначально в субъекте присутствует определенная доля эгоизма,
который может вызывать в некоторых ситуациях чувство вины, тогда
альтруистическое поведение появляется в качестве защиты от подобного
чувства.[42]

В работах Анны Фрейд альтруизм рассматривается в качестве
защиты слабого Эго. По мнению автора, это возможно благодаря наличию чрезмерно
сильной структуры Супер Эго. Таким образом, между Эго и Супер Эго возникает
конфликт, в котором Эго, тестируя реальность, способствует удовлетворению
влечений Ид. Если требования и принципы Супер Эго оказываются слишком жесткими
и каждая попытка удовлетворения влечений Ид наталкивается на сопротивление, то
влeчeния подавляются и остаются нeудовлeтворeнными. Для
того чтобы поддержать равновесие психических сил, субъект оказывается
вынужденным перенести свое желание на другого. При этом используются такие
механизмы, как проекция и идентификация.
По мнению Анны Фрейд, человеческая психика именно так поддерживает
баланс своих структур. Таким образом, собственное желание, которое было смещено
на другого человека, теперь может быть удовлетворено без сопротивления Супер
Эго.[41]

На уровне поведения данная стратегия проявляется в виде
заботы о другом человеке, бескорыстной помощи окружающим, самопожертвовании, то
есть в виде альтруизма. Наряду с другими психоаналитиками, А. Фрейд считала,
что не только проекция и идентификация могут выступать в качестве механизмов,
реализующих альтруистическое поведение.
Другие механизмы психологической защиты, такие как вытеснение, реактивное образование,
интроекция, регрессия, рационализация, поворот против себя, всемогущий контроль
могут стать посредниками в образовании бессознательной мотивации
альтруистического поведения.[27]

Отечественный психолог В. Р. Кейсельман, исследуя природу
альтруистической деятельности, приводит примеры различных защитных
психологических механизмов, которые способствуют реализации альтруизма.

Рассматривая интроекцию, как механизм психологической защиты,
автор считает, что это наиболее ярко выраженный способ альтруистического
поведения. Смысл интроекции заключается в некритическом усваивании чужих точек
зрения, смыслов, позиций без предъявления своих собственных ценностей. Механизм
интроекции способствует подавлению конфликтности по отношению к старшим людям и
господствующему мировоззрению, а также адаптирует человека к реальности. Иными
словами, человек приспосабливается к определенному образу жизни, воспринимая
его как ценностную норму, подавляя при этом часть собственной личности, которая
противоречит просоциальному Эго.[19]

Также автор описывает такую психологическую защиту как
рационализация. То есть человек может рационализировать свою вынужденную жертву
в качестве заранее спланированного альтруистического акта. Данный механизм
можно проиллюстрировать на примере сотрудников, которые не решаются претендовать
на высокую должность в силу собственной неуверенности и довольствуются менее
выгодными условиями труда, рационализируя свой сознательный выбор.

Подобный механизм среди некоторых волонтеров описала и Шекова
Е. А. Автор пишет, что в силу низкой самооценки такой человек не решается найти
работу, которая принесет ему достойное вознаграждение. Выбор социальной
волонтерской деятельности у такой личности опосредован не желанием помогать
другому, а стремлением найти работу за которую он будет получать оплату. При
этом волонтер вынужден терпеть различные лишения в силу нехватки материальных
средств, рационализируя свой выбор сознательным желанием помочь другому.[49]

Следующее проявление
рационализации альтруизма состоит в том, что человек объясняет мягкость своего
характера, когда он оказывает помощь всем без разбора, своим сознательным
выбором и надеждой на то, что в дальнейшем ему воздастся за доброту. В данном случае речь идет об уступке
собственных взглядов из-за страха конфликта. Таким образом, человек
рационализирует свое поведение как
альтруистическое.[19]

Механизм рационализации зависит от стремления Супер Эго к
контролю над конкретной ситуацией. Таким образом, человек неосознанно скрывает
настоящие мотивы своей деятельности, которые идут вразрез с морально-этическими
ценностями.

Рассмотрением феномена альтруизма также занималась Карен
Хорни. Автор считала, что альтруизм представляет собой способ борьбы с
невротической тревожностью. Таким образом, альтруистичeскоe поведение в
усиленной форме способствует появлению у других людей чувства вины и желания
«оплатить долг».[45]

Волонтер, движимый бескорыстными побуждениями, имеет
возможность получить дополнительное внимание других людей, а также обходным
способом осуществить собственные бессознательные желания. По мнению Карен Хорни,
альтруистическое поведение может содержать в себе стремление к контролю и
доминированию над объектом заботы, а также происходящими событиями.
Безвозмездное участие в жизни других людей позволяет осуществить контроль
приемлемым для обеих сторон образом. Таким образом, под альтруистической
деятельностью могут скрываться враждебные импульсы.[45]

Альтруизм также может
выступать в качестве защиты от недоброжелательного отношения со стороны
окружающих. Это происходит посредством формирования у окружающих представления о
волонтере, как о жертве, взваливающей на себя вину и занимающейся
самобичеванием. Человек, занимающий
такую позицию, имеет возможность избежать различных обвинений, прикрываясь
образом жертвы и мученика. В обоих случаях альтруизм принимает форму
компромиссного невротического образования, которое позволяет невротику
справиться с присущей ему тревогой.[45]

Представители теории объектных отношений рассматривают
альтруизм в качестве естественной способности человека, которая формируется в
ранних отношениях с матерью. В своей работе «Зависть и благодарность» М. Кляйн
описывает две основные позиции, в которых находится младенец по мере своего
развития – это параноидно-шизоидная и депрессивная
позиции. Автор предполагает, что здоровый альтруизм сможет развиться у
человека, который в младенческом возрасте благополучно преодолел трудности
данных позиций.[20]

В своей книге автор подчеркивает, что здоровое развитие
детской психики зависит от материнской способности справляться с деструктивными
импульсами и фантазиями ребенка. Ребенок,
сумевший в ранних отношениях с матерью обрести навыки совладания с
деструктивными импульсами, в дальнейшем сможет построить здоровые и крепкие
отношения с людьми.[20] Альтруистическая деятельность такого человека будет
являться его естественным выбором, основанным на нравственных приоритетах, а не
невротическим компенсаторным образованием.

Таким образом, по мнению автора, основанием настоящих
альтруистических отношений являются здоровые объектные отношения, которые были
сформированы «достаточно хорошей матерью».

www.b17.ru

Что такое альтруизм?

Что заставляет людей рисковать своим здоровьем и благополучием ради помощи другим людям? Почему люди тратят свое время, энергию и деньги на то, чтобы сделать жизнь других лучше, зная, что они не получат никакой выгоды от этого? Стремление к бескорыстной заботе о других предполагает альтруизм. Альтруисты делают что-то просто из желания помочь, а не из чувства долга или из-за взятых на себя обязательств.

Наша повседневная жизнь полна добрых дел — то дверь вам кто-то любезно придержит, то милостыню нуждающемуся прохожие подадут.

В новостях часто рассказывают о более серьезных проявлениях альтруизма: о людях, которые ныряют в ледяную реку, чтобы спасти тонущего незнакомца, или щедрых благотворителей, которые перечисляют огромные суммы в различные фонды. Мы хорошо знакомы с таким явлением, как альтруизм, однако социальные психологи до сих пор не знают наверняка, почему оно существует. Что вдохновляет нас на такие дела? Что побуждает героев новостных сюжетов рисковать собственной жизнью, чтобы спасти совершенно незнакомого им человека?

Альтруизм представляет собой один из аспектов просоциального поведения. К просоциальному поведению относят любое действие, которое приносит пользу другим людям независимо наших мотивов или возможной собственной выгоды. Помните, однако, что лишь чистый альтруизм предполагает истинную самоотверженность. Стоит помнить и о том, что хотя все альтруистические акты носят просоциальный характер, не всегда просоциальное поведение альтруистично.

Например, мы помогаем другим по различным причинам — из чувства вины, обязанности, долга или даже из желания получить в будущем награду.

Причины существования альтруизма

Психологи предложили ряд различных объяснений тому, почему существует альтруизм.

Биологические причины

Кин-отбор: мы можем быть более расположены к тем, с кем мы связаны родственными отношениями, так как это повышает вероятность того, что наши отношения будут сохраняться. Только так мы может передать свои гены следующим поколениям.

Нейрологические причины

Альтруизм воздействует на центры внутреннего подкрепления в головном мозге. Нейробиологи обнаружили, что когда человек бескорыстно делает что-то хорошее, активизируются центры удовольствия.

Социальные нормы

Правила, нормы и ожидания, существующие в обществе, также могут влиять на поведение человека. Например, принцип взаимности при котором мы чувствуем себя обязанными помочь другим, если они уже сделали что-то для нас. Если ваш друг одолжил вам деньги на обед несколько недель назад, вы, вероятно, почувствуете себя обязанным сделать то же и для него — даже тогда, когда он попросит вас о гораздо большей сумме.

Когнитивные причины

Хотя определение альтруизма и подразумевает отсутствие награды, само же явление представляет познавательные стимулы, которые нам не очевидны. Например, мы можем облегчить страдания других потому, что добрые дела подтверждают наше мнение о себе как о чутких людях.

Выделяют и другие когнитивные причины:

  • Эмпатия. Исследователи, в том числе Батсон и др. (1981) предполагают, что люди более склонны к альтруистическому поведению, когда они сочувствуют человеку, который находится в бедственном положении. Батсон предполагает, что и сочувствие, и альтруизм — врождённые черты. Другие исследователи обнаружили, что у детей альтруизм появляется вместе с чувством эмпатии.
  • Борьба с негативными чувствами. Другие эксперты предположили, что проявление альтруизма помогает побороть негативные чувства, связанные с наблюдением за человеком в бедственном положении. По сути, увидев другого человека в беде мы испытываем отрицательные эмоции — мы расстроены, нам неудобно, — поэтому помогая человеку, мы помогаем прежде всего себе.
  • Сравнивая теории

    Главный вопрос, мучающий психологов до сих пор — а есть ли действительно «чистый» альтруизм? Совершаем ли мы полезных действия из по-настоящему альтруистических соображений, или всё равно всегда ищем скрытую выгоду для себя?

    Батсон предполагал, что несмотря на то, что люди часто делают добро из корыстных соображений, истинный альтруизм существует. Чалдини и другие специалисты, наоборот, высказали предположение, что сочувствие к другим часто появляется из желания человека помочь самому себе.

    В своей работе «Социальная психология» Кэтрин А. Сандерсон отмечает:

    «Хотя на первый взгляд кажется, что эти модели противоречат друг другу, они всё-таки сходятся в одном: порой люди помогают другим из эгоистических побуждений. Главное отличие между этими моделями заключается в том, что модель эмпатии описывает преимущество, которое получает оказавший помощь человек, как нежданное, в то время как вторая гипотеза считает это преимущество основным мотивом. Сами по себе эти мотивы можно разбить на три категории: желание избавиться от негативного чувства, страх наказания за неоказание помощи и желание награды».

    aboutyourself.ru

    Альтруизм и эгоизм — две стороны одной медали

    Альтруизм – это понятие, которое во многом схоже с самоотверженностью, когда человек проявляет бескорыстную заботу о благополучии других людей. По сути, альтруистическое поведение являет собой прямую противоположность эгоизму, а в психологии также рассматривается в качестве синонима просоциального поведения. Но понятия альтруизм и эгоизм не настолько неразделимы, ведь они оба являются сторонами одной медали.

    В психологии альтруизм определяется как социальный феномен, а впервые этот термин был сформирован Франсуа Ксавье Контом – основоположником социологии. В его трактовке альтруизм подразумевал жизнь ради других, с течением времени понимание данного понятия не претерпело существенных изменений. Однако подобный принцип морального поведения не всегда становится выражением бескорыстной любви к ближнему. Психологи замечают, что часто альтруистические побуждения возникают из желания быть признанным в той или иной сфере. Отличие альтруизма от любви состоит в том, что объектом здесь становится не какой-то конкретный индивид.

    В работах многих философов можно увидеть обоснование альтруизма жалостью как естественного проявления человеческой природы. В социуме альтруистическое поведение может принести и определенную выгоду, выражающуюся, например, в повышении репутации.

    Основные теории

    На сегодняшний день существует три основные теории альтруизма. Первая из них связана с эволюцией и базируется на мнении, что альтруистические побуждения изначально запрограммированы в живых существах и способствуют сохранению генотипа. Теория социального обмена рассматривает проявления альтруизма в качестве формы глубинного эгоизма, так как, по мнению сторонников этой теории, делая что-то для других, человек все же просчитывает и собственную выгоду. Теория социальных норм выстраивается на принципах взаимности и социальной ответственности.

    Конечно, истинную природу альтруизма достоверно и развернуто не объясняет ни одна из выдвинутых теорий, возможно потому, что такое явление должно рассматриваться не в научной, а духовной плоскости.

    Если рассматривать труды философов и психологов, альтруизм может являться моральным, осмысленным, нормативным, но также и патологическим. В соответствии с вышеописанными теориями также можно выделить следующие виды альтруизма:

    • Нравственный. В качестве примера нравственных альтруистов могут служить волонтеры, ухаживающие за тяжело больными людьми или бездомными животными. Проявляя бескорыстную заботу об окружающих, человек удовлетворяет собственные духовные потребности и достигает ощущения внутреннего комфорта;
    • Родительский. Бескорыстно-жертвенное отношение к детям, которое часто принимает иррациональный характер, выражается в готовности отдать буквально все ради ребенка;
    • Сочувственный. Сопереживая людям, попавшим в трудные обстоятельства, человек как бы проецирует эту ситуацию на себя, при этом помощь всегда конкретна и на нацелена на определенный результат;
    • Демонстративный. В этом случае общепринятые нормы поведения выполняются автоматически, потому что «так принято»;
    • социумный или парохиальный альтруизм. Распространяется только на определенное окружение, например, семью, соседей, коллег по работе. Парохиальный альтруизм. Способствует поддержанию комфорта в группе, но нередко делает альтруиста объектом манипуляций.
    • Проявления в жизни

      Чтобы приблизиться к пониманию настоящего альтруизма, можно рассмотреть примеры из жизни. Солдат, закрывающий своим телом товарища во время боевых действий, жена запойного алкоголика, не просто терпящая мужа, но и стремящаяся помочь ему, многодетные матери, не находящие времени для себя – все это образцы альтруистического поведения.

      В повседневной жизни каждого человека проявления альтруизма также имеют место быть, выражаясь, например, следующим образом:

      • семейные отношения. Даже в нормальной семье проявления альтруизма являются неотъемлемой частью крепких отношений между супругами и их детьми;
      • подарки. В какой-то степени это также можно назвать альтруизмом, хотя иногда подарки могут преподноситься и не совсем в бескорыстных целях;
      • участие в благотворительности. Яркий пример бескорыстной заботы о благополучии нуждающихся в помощи людей;
      • наставничество. Альтруизм нередко проявляется в том, что более опытные люди обучают других, например, своих менее опытных коллег по работе и т.д.
      • В литературе также можно найти несколько ярких примеров. Так, образцы альтруистического поведения описал Максим Горький в своем произведении «Старуха Изергиль», в той части, где герой Данко сумел вывести племя из гиблого леса, вырвав из груди собственное сердце и осветив им дорогу страдающим людям, вынужденным пробираться через бесконечные дебри. Это и есть пример бескорыстия, настоящего альтруизма, когда герой отдает свою жизнь, не получая ничего взамен. Что интересно, Горький в своем произведении показал не только положительные стороны такого альтруистического поведения. Альтруизм всегда сопряжен с отказом от собственных интересов, но в повседневной жизни такие подвиги не всегда уместны.

        Довольно часто люди неверно понимают определение альтруизма, путая это понятие с милосердием или филантропией. Альтруистическому поведению обычно присущи следующие особенности:

      • чувство ответственности. Альтруист всегда готов отвечать за последствия своих поступков;
      • бескорыстие. Альтруисты не ищут личной выгоды от своих действий;
      • жертвенность. Человек готов понести определенные материальные, временные, интеллектуальные и прочие затраты;
      • свобода выбора. Альтруистические действия всегда являются личным выбором человека;
      • приоритетность. Альтруист ставит интересы окружающих на первое место, нередко забывая о собственных;
      • чувство удовлетворения. Жертвуя собственными ресурсами, альтруисты не ощущают себя в чем-то обделенными или ущемленными.
      • Альтруизм во многом помогает раскрыть потенциал личности, ведь человек может сделать для других людей гораздо больше, чем для самого себя. В психологии даже распространено мнение, что альтруистическая натура чувствуют себя гораздо более счастливыми, нежели эгоисты. Однако в чистом виде такое явление практически не встречается, поэтому многие личности вполне гармонично сочетают в себе и альтруизм, и эгоизм.

        Что интересно, существуют некоторые различия между проявлениями альтруизма у женщин и мужчин. Первые обычно склонны показывать долгосрочное поведение, к примеру, заботясь о близких. Мужчины чаще склонны совершать единичные поступки, нередко нарушая общепринятые социальные нормы.

        Когда речь идет о патологии

        К сожалению, альтруизм далеко не всегда является вариантом нормы. Если человек проявляет сострадание к другим в болезненной форме, страдает бредом самообвинения, старается оказать помощь, которая на деле приносит только вред, речь идет о так называемом патологическом альтруизме. Такое состояние требует наблюдения и лечения у психотерапевта, так как патология может иметь весьма серьезные проявления и последствия, в том числе, альтруистическое самоубийство.

        odepressii.ru

        Альтруизм как психическое расстройство

        Психология и Психиатрия

        Популярные Фобии

      • Пиромания – это нарушение импульсивного поведения, которое выражается в безумной.
      • Гомофобия – это навязчивый страх индивида перед тем, что в истинном виде его лич.
      • Страх смерти (танатофобия) — это фобия человека, выражающаяся в навязчивой, неко.
      • Консультации

        • Ведмеш Н.А к записи Как пережить смерть мамы
        • Ведмеш Н.А к записи Что делать если муж разлюбил
        • Рома к записи Как пережить смерть мамы
        • Диана к записи Что делать если муж разлюбил
        • Лиза к записи Психопатия
      • Пройдите наш опрос

        Альтруизм – это принцип поведения, согласно которому человек делает добрые поступки, связанные с бескорыстной опекой и благополучием других. Альтруизм значение слова и главный его принцип определяются, как «жить ради других». Термин альтруизм ввёл Огюст Конт основатель социологической науки. Под этим понятием он лично понимал бескорыстные побуждения личности, которые влекут действия, предоставляющие пользу только для других.

        К определению альтруизма О. Контом было выдвинуто оппозиционное мнение психологами, которые с помощью своих исследований определили, что альтруизм в длительной перспективе образовывает больше преимуществ, нежели на него было затрачено усилий. Они признали, что в каждом альтруистическом действии есть доля эгоизма.

        Как противоположность альтруизму рассматривается эгоизм. Эгоизм – жизненная позиция, согласно которой удовлетворение собственного интереса воспринимается, как наивысшее достижение. Отдельные теории твердят, что альтруизм это в психологии определенная форма эгоизма. Человек получает высшее удовольствие от достижения успехов другими, в которых он принимал непосредственную участь. Ведь в детстве всех учат, что добрые дела делают людей значимыми в обществе.

        Но если все же рассматривать альтруизм значение слова, которое переводится, как «другой», тогда оно понимается, как помощь другому, которая проявляется в актах милосердия, заботе и самоотречении ради другого человека. Необходимо, чтобы эгоизм, как противоположность альтруизму присутствовал в человеке в меньшей мере и уступал место доброте и благородству.

        Альтруизм может соотноситься с разнообразными социальными переживаниями, например, симпатией, милосердием, сочувствием и доброжелательностью. Альтруистические поступки, которые распространяются за границы родственных, дружеских, соседских, или любых отношений по знакомству, называются филантропией. Люди, которые занимаются альтруистической деятельностью, за пределами знакомств, называются – филантропами.

        Примеры альтруизма различаются зависимо от пола. Мужчины склонны к кратковременным порывам альтруизма: вытащить тонущего из воды; помочь человеку, попавшему в сложную ситуацию. Женщины готовы к более долговременным поступкам, они могут забыть о своей карьере, чтобы воспитать детей. Примеры альтруизма отображаются в волонтерской деятельности, помощи нуждающимся, наставничестве, милосердии, бескорыстии, филантропии, донорстве и другом.

        Альтруизм, что это такое

        Альтруистичное поведение приобретается с воспитанием и вследствие индивидуального самовоспитания.

        Альтруизм это в психологии понятие, которым описывается активность человека, ориентированная на заботу об интересах других. Эгоизм, как противоположность альтруизму по-разному толкуется в бытовом использовании, от этого смысл этих двух понятий путается. Так, альтруизм понимается, как качество характера, намерение или общая характеристика поведения человека.

        Альтруист может пожелать проявить заботу и потерпеть неудачу в самой реализации плана. Альтруистическое поведение иногда понимается, как проявление искренней заботы о благополучии других больше, нежели о собственном. Иногда, это как проявление одинакового внимания к своим потребностям и к нуждам других людей. Если «других» много, тогда данное истолкование не будет иметь практического смысла, если же относится к двум индивидам, тогда оно может стать крайне важным.

        «Взаимные» альтруисты – это люди, которые согласны на жертву только ради тех людей, от кого они ожидают аналогичных поступков. «Универсальные» – считают альтруизм этическим законом, и следуют ему, совершая добрые поступки с благими намерениями ко всем.

        Альтруизм бывает нескольких видов, которые сразу можно трактовать, как примеры альтруизма. Родительский альтруизм выражается в бескорыстном саможертвенном отношении, когда родители полностью готовы, что должны будут отдать материальные блага и вообще собственную жизнь ребенку.

        Нравственный альтруизм это в психологии реализация нравственных потребностей ради достижения внутреннего комфорта. Это люди, имеющие повышенное чувство долга, которые предоставляют бескорыстную поддержку и получают моральное удовлетворение.

        Социумный альтруизм распространяется лишь на людей из ближайшего круга – друзей, соседей, коллег. Такие альтруисты предоставляют бесплатные услуги этим людям, что делает их более успешными. Поэтому ними часто манипулируют.

        Сочувственный альтруизм – люди испытывают эмпатию, понимают потребности другого, искренне переживают и могут помочь ему.

        Демонстративный тип альтруистического поведения проявляется в поведении, что поддается контролю общепринятым нормам поведения. Такие альтруисты руководствуются правилом «так положено». Они проявляют свой альтруизм в безвозмездных, жертвенных поступках, используя личное время и собственные средства (духовные, интеллектуальные и материальные).

        Альтруизм это в психологии стиль поведения и качество характера индивида. Альтруист ответственный человек, он способен индивидуально принять ответственность за поступки. Он ставит интересы других выше, чем собственные. Альтруист всегда владеет свободой выбора, ведь все альтруистические поступки совершаются им самим только по собственному желанию. Альтруист одинаково остается удовлетворенным и не ущемленным, даже когда поступается личными интересами.

        Происхождение альтруистического поведения представлено в трех главных теориях. Эволюционная теория объясняет альтруизм через определение: сохранение рода есть движущей развивающей силой эволюции. В каждом индивиде заложена биологическая программа, согласно которой он склонен совершать добрые поступки, которые ему лично не приносят пользу, но он сам понимает, что делает все это для всеобщего блага, сохранения генотипа.

        По теории социального обмена – в разнообразных социальных ситуациях совершается подсознательный учет основных ценностей в социальной динамике – информации, взаимных услуг, статуса, эмоций, чувств. Оказавшись перед выбором – помочь человеку или мимо пройти, индивид инстинктивно сначала просчитывает возможные последствия своего решения, он соотносит затраченные силы и полученную личную выгоду. Данная теория демонстрирует здесь, что альтруизм является глубинным проявлением эгоизма.

        По теории социальных норм законы социума твердят, что совершение безвозмездной помощи является естественной необходимостью человека. Данная теория основывается на принципах обоюдной поддержки равных, и на социальной ответственности, помощи людям, что не располагают возможностью ответить взаимностью, то есть маленькие дети, больные люди, пожилые или малоимущие. Здесь мотивацией альтруистических поступков считаются социальные нормы.

        Каждая теория анализирует альтруизм разносторонне, не дает единственного и полного объяснения его происхождения. Вероятно, это качество стоит рассматривать в духовной плоскости, поскольку вышеописанные теории социологического характера и ограничивают изучение альтруизма, как личностного качества и выявления мотивов, что побуждают человека действовать бескорыстно.

        Если происходит ситуация, где другие являются свидетелями поступка, тогда индивид, который его совершает, будет готов к альтруистическому действию больше, нежели в ситуации, когда никто не наблюдает за ним. Это происходит через стремление человека выглядеть хорошо перед окружающими. Особенно, если наблюдателями являются значимые люди, чье расположение к себе он принимает, как очень ценное или эти люди также ценят альтруистические поступки, человек будет стараться придать своему поступку еще большего благородства и демонстрировать свою бескорыстность, не ожидая, что его отблагодарят.

        Если возникает ситуация, в какой вероятна опасность того, что отказ в помощи конкретному человеку значит то, что индивиду придется нести за неё персональную ответственность, по закону, например, тогда он, конечно, будет более расположен действовать альтруистически, даже когда лично этого не хочет делать.

        Дети, в основном, проявляют альтруистические поступки через подражание взрослым или другим детям. Это совершается до того, как они понимают необходимость такого поведения, даже если другие поступают по-другому.

        Альтруистическое поведение, как результат простого подражания может случаться в группе и подгруппе, в какой другие люди, что окружают данного индивида, делают альтруистические поступки.

        Также как человек проявляет симпатию к людям, которые на него похожи, также он тянется помогать таким людям. Здесь альтруистические действия управляются сходством и отличием от человека тех, кому он помогает.

        Принято думать, что поскольку женщины слабый пол, значит, мужчины должны помогать им, особенно, когда ситуация требует физического усилия. Поэтому за нормами культуры мужчины должны действовать альтруистически, но если случается, что мужчина нуждается в женской помощи, тогда себя альтруистически должны вести женщины. Это является мотивацией альтруизма, образованной на гендерных различиях.

        Так происходит в ситуациях, когда требуется помочь индивиду определенного возраста. Так, дети, пожилые люди намного больше нуждаются в помощи, нежели индивиды среднего возраста. К этим возрастным категориям люди должны проявлять альтруизма больше, чем к взрослым, которые еще могут сами помочь себе.

        Такие аспекты, как актуальное психологическое состояние, особенности характера, религиозные наклонности, относятся к персональным особенностям альтруиста, влияющие на его поступки. Поэтому, объясняя альтруистические действия, нужно учитывать текущее состояние альтруиста, и принимающего его помощь. Также в психологии определяют личностные качества, что содействуют, либо препятствуют альтруистическому поведению. Содействуют: доброта, эмпатия, порядочность, надежность, а препятствуют: черствость, агрессивность, безразличие.

        psihomed.com