Амитриптилин при аутизме отзывы

Медикаментозное лечение при детском аутизме.

Отрывок из статьи Шапошниковой А.Ф. Медикаментозное лечение при детском аутизме// Аутизм и нарушения развития – 2008 — №3

Медикаментозной терапии в процессе лечения и реабилитации детей, страдающих аутизмом, как правило, отводится второстепенная роль. Лекарства применяются лишь в комплексе с методами педагогической и психологической коррекции.

Главной задачей медикаментозной терапии при детском аутизме является устранение тех или иных нежелательных симптомов, снижающих эффективность педагогической и психологической коррекции, таких как агрессия, аутоагрессия, стереотипии, негативизм, двигательная расторможенность. Кроме того, некоторые лекарственные препараты способствуют стимуляции интегративной деятельности головного мозга, активируют процессы памяти и мышления.

Основные группы препаратов, входящих в комплексное лечение расстройств спектра аутизма

1. Ноотропные препараты (нейрометаболические стимуляторы, церебропротекторы)

Лекарственные препараты этой группы направлены на стимуляцию деятельности головного мозга, активацию процессов памяти и мышления, повышение устойчивости ЦНС к психическим нагрузкам. Кроме того, некоторые из них могут оказывать успокаивающий, или, наоборот, психостимулирующий эффект, обладают антидепрессивным действием.

Суточная и разовая доза данных препаратов рассчитывается врачом в зависимости от возраста и веса ребенка. При расстройствах спектра аутизма данная группа препаратов используется в виде развернутых (3-4 месяца) повторных курсов в течение нескольких лет.

Если ребенок заторможен, и необходимо добиться повышения психомоторной активности, обычно назначают следующие препараты:

  • Когитум. Препарат выпускается в ампулах. Назначают его внутрь, обычно рекомендуется разводить раствор в небольшом количестве воды, но можно принимать и в неразведенном виде. Принимают когитум обычно в первой половине дня, так как он оказывает выраженное стимулирующее действие. Противопоказанием для назначения является только повышенная чувствительность к препарату.
  • Энцефабол. Детям до 7-ми лет этот препарат дается в форме суспензии, а старшим – в виде таблеток. Энцефабол активирует память и мышление, повышает концентрацию внимания. У этого препарата есть побочные эффекты: может повыситься возбудимость (поэтому применяют энцефабол только в первой половине дня), иногда может возникнуть тошнота. Энцефабол не назначают при тяжелых заболеваниях печени и почек, крови, при аутоиммунных болезнях (системная красная волчанка, миастения).
  • Пикамилон. Назначается детям после 3-х лет. Кроме стимулирующего действия, пикамилон оказывает положительных эффект при эмоциональной лабильности, капризности у детей, применяется в комплексной терапии ночного энуреза. Побочные эффекты отмечаются редко. Не назначают препарат при повышенной чувствительности к нему и при тяжелых заболеваниях печени и почек.
  • Если ребенок наоборот, избыточно активен, обычно назначают ноотропные препараты, обладающие успокаивающим действием:

  • Пантогам. Применяется в виде суспензии и таблеток, оказывает положительное влияние на умственное развитие, улучшает способность к концентрации внимания, память, повышает работоспособность, но при этом не вызывает возбуждение и двигательную расторможенность. Это один из немногих ноотропных препаратов, которые могут применяться у детей, страдающих эпилепсией. Однако пантогам достаточно часто вызывает аллергические реакции в виде кожной сыпи, обострения экссудативного диатеза.
  • Фенибут. Этот препарат особенно хорошо, когда у ребенка присутствуют страхи, есть повышенная тревожность, беспокойство, так как кроме собственно ноотропного действия фенибут оказывает выраженный успокаивающий и противотревожный эффект. В начале лечения возможны эпизоды тошноты, может быть некоторая сонливость, но впоследствии эти эффекты исчезают. Противопоказанием для назначения является только повышенная чувствительность к препарату.
  • Кроме препаратов, выпускаемых в виде растворов, суспензий и таблеток, врач может назначить и лекарства в инъекционной форме:

    1. Церебролизин. Этот препарат показал свою высокую эффективность в комплексной терапии расстройств спектра аутизма, он широко используется. Церебролизин оказывает выраженное положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, повышает концентрацию внимания. Противопоказанием к назначению церебролизина являются тяжелые заболевания почек, гиперчувствительность к препарату. Нежелателен церебролизин при эпилепсии с частыми, развернутыми приступами. Среди побочных эффектов отмечены только аллергические реакции.
    2. Кортексин. Препарат способствует улучшению показателей интеллектуального и речевого развития у детей, применяется при ДЦП, хорошо переносится больными с эпилепсией. Как правило, кортексин не вызывает возбуждения и двигательной расторможенности. Побочные эффекты при соблюдении возрастных дозировок не отмечены.
    3. 2. Антидепрессанты

      Амитриптилин. Лечение проводится 4-5-месячными курсами с перерывами в 1-3 мес. Считается, что амитриптилин может способствовать улучшению контакта с ребенком. Уже на 3-5-й неделе лечения отмечается первое улучшение состояния, проявляющееся в возрастании интереса к окружающему миру, некоторое улучшение контакта. Сам по себе амитриптилин не излечивает детский аутизм, но, увеличивая возможности контакта, создает хорошие предпосылки для разворачивания психологической работы с ребенком. Недостатком амитриптилина является довольно большое количество побочных эффектов: возможна сонливость, снижение артериального давления, сухость во рту, тошнота, запоры, задержка мочеиспускания. Препарат назначается только под контролем ЭЭГ, так как может провоцировать появление судорожной готовности.

      3. Транквилизаторы

      Транквилизаторы обычно применяются, когда у детей, страдающих аутизмом, выражены страхи, высок уровень тревоги, и именно эти симптомы затрудняют развитие ребенка, психологическую и педагогическую работу с ним. В младшем возрасте может использоваться такой препарат как атаракс.

      Атаракс выпускается в форме сиропа и таблеток. Назначается детям в возрасте после 12-и месяцев, в зависимости от веса. Этот препарат хорошо снимает тревогу и страхи, нормализует сон. Однако длительное его применять не стоит, и побочных эффектов у него немало: сонливость, сухость во рту, тошнота, слабость, головная боль, снижение артериального давления.

      4. Нейролептики

      К нейролептикам относятся средства для лечения психозов и других тяжелых психических расстройств. Нейролептики оказывают многогранное влияние на организм. К их основным фармакологическим особенностям относятся своеобразное успокаивающее действие, сопровождающееся уменьшением реакций на внешние стимулы, ослаблением психомоторного возбуждения и аффективной напряженности, подавлением чувства страха, ослаблением агрессивности.

      Выраженным снотворным действием нейролептики в обычных дозах не обладают, но могут вызывать дремотное состояние, способствовать наступлению сна и усиливать влиянии снотворных и других успокаивающих средств. Они потенцируют действие анальгетиков, местных анестетиков и ослабляют эффекты психостимулирующих препаратов. Нейролептики изменяют нейрохимические (медиаторные) процессы в мозге… Разные группы нейролептиков и отдельные препараты различаются по влиянию на образование, накопление, высвобождение и метаболизм нейромедиаторов и их взаимодействие с рецепторами в разных структурах мозга, что существенно отражается на их терапевтических и фармакологических свойствах.

      При расстройствах спектра аутизма у детей нейролептики обычно используются для коррекции таких проявлений как агрессия, аутоагрессия, двигательная расторможенность, страхи, тревожность, стереотипное двигательное возбуждение. Некоторые нейролептики (рисполепт, этаперазин, трифтазин) оказывают активирующий эффект, повышают речевую активность, улучшают способность к контакту, улучшают интеллектуальную продуктивность.

      В основном у детей используются такие препараты: галоперидол, сонапакс, хлорпротиксен, эглонил, трифтазин, неулептил, этаперазин. Как правило, большая часть нейролептиков может назначаться только детям школьного возраста и подросткам. С 3-х лет разрешен к применению галоперидол, с 4-х лет – сонапакс, с 6-ти лет – трифтазин и эглонил.

      В последнее время широко обсуждалось применение в терапии детского аутизма так называемых атипичных нейролептиков, в частности, — рисполепта (рисперидона). В официальной аннотации препарата указано, что сведений по применению его у детей младше 15-и лет нет. Однако имеются отдельные упоминания об опыте приема рисполепта у детей, которые свидетельствуют о безопасности его применения в детской практике…

      …У рисполепта (респеридона) есть значимое позитивное качество – он в меньшей степени дает побочные эффекты, характерные для типичных нейролептиков… В литературе отмечают следующие, наиболее часто встречающиеся побочные эффекты применения рисполепта: увеличение массы тела, гиперпролактинемия, галакторения… Нужно отметить, что рисполепт (рисперидон) в форме раствора (капель) 6 октября 2006 года в США был одобрен к применению FDA у детей с 5-ти до 16-ти лет…

      Побочные эффекты, характерные для препаратов из группы нейролептиков

      Данные лекарственные препараты могут переноситься как без каких-либо неприятных явлений, так и с некоторыми побочными эффектами…

    4. Сонливость, апатия, вялость чаще встречаются при использовании нейролептиков с выраженным седативным действием, таких как хлорпротиксен, сонапакс, галоперидол. Вялость и сонливость обычно уменьшаются или исчезают в течение одной-двух недель приема препарата, но если эти проявления чрезмерны, нужно сообщить врачу для коррекции схемы лечения. При использовании указанных нейролептиков может проявиться головокружение, особенно при резком вставании с постели утром…
    5. Расторможенность, возбуждение, нарушение сна. Чаще всего эти побочные эффекты встречаются при начале терапии (на малых дозах) рисполептом, этаперазином, эглонилом, трифтазином.
    6. Любые нейролептики могут снижать порог судорожной готовности, поэтому у детей, страдающих эпилепсией, применяются ограничено, осторожно, только под контролем ЭЭГ.
    7. наибольший испуг у родителей обычно вызывают так называемые экстрапирамидные побочные эффекты нейролептиков. Эти побочные эффекты встречаются при лечении галоперидолом, трифтазином, этаперазином. Они выражаются в преходящих расстройствах движений и мышечного тонуса. Могут появиться дрожь в руках и ногах, спазмы отдельных мышечных групп (шеи, лица, туловища). Движения могут стать скованными. Чтобы этих явлений не было, врач назначает так называемый препарат-корректор – циклодол или акинетон…
    8. Если родители вовремя не сообщают врачу о побочных явлениях, они могут утяжеляться. Может ухудшиться общее состояние ребенка, появиться слабость, потливость, повышение температуры тела. Врача об этом нужно срочно информировать, он отменит препарат и даст рекомендации для нормализации общего состояния ребенка…
    9. autism-info.ru

      Аутизм у детей — прием лекарства Риссет


      Кто нибудь знает что это за лекарство? Кто нибудь давал Риссет своему ребёнку? Обсуждаем лекарственные средства и препараты которые могут полезны детям и взрослым с аутизмом. Лекарственные средства для аутистов Форум родителей детей с аутизмом

      Аутизм у детей — прием лекарства Риссет

      Кто нибудь знает что это за лекарство? Кто нибудь давал Риссет своему ребёнку?

      Откуда: Украина
      Всего сообщений: 1
      Рейтинг пользователя: 0

      Дата регистрации на форуме:
      10 апр. 2012

      Откуда: Ставрополь
      Всего сообщений: 18
      Рейтинг пользователя: 0

      Откуда: Москва ВАО
      Всего сообщений: 994
      Рейтинг пользователя: 88

      Дата регистрации на форуме:
      23 мая 2011

      Откуда: Сыктывкар
      Всего сообщений: 5225
      Рейтинг пользователя: 270

      Дата регистрации на форуме:
      15 фев. 2010

      Откуда: МО
      Всего сообщений: 27
      Рейтинг пользователя: 6

      Дата регистрации на форуме:
      15 авг. 2013

      Всего сообщений: 213
      Рейтинг пользователя: 21

      Дата регистрации на форуме:
      24 сен. 2012

      Самый активный участник голосования

      Откуда: Санкт-Петербург
      Всего сообщений: 699
      Рейтинг пользователя: 61

      Откуда: ХМАО
      Всего сообщений: 432
      Рейтинг пользователя: 20

      Дата регистрации на форуме:
      13 окт. 2012

      Откуда: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
      Всего сообщений: 774
      Рейтинг пользователя: 15

      Дата регистрации на форуме:
      12 авг. 2014

      Откуда: Москва
      Всего сообщений: 6
      Рейтинг пользователя: 0

      Дата регистрации на форуме:
      8 мая 2014

      Дата регистрации на форуме:
      10 июля 2012

      Всего сообщений: 1
      Рейтинг пользователя: 0

      Дата регистрации на форуме:
      18 дек. 2014

      Форум ребёнок-инвалид » Форум родителей детей с аутизмом » Лекарственные средства для аутистов » Аутизм у детей — прием лекарства Риссет

      Сейчас просматривают эту тему:

      а также: 1 гость, 0 скрытых пользователей.

      invamama.ru

      Форум Нейролептик.ру — консультации психиатра онлайн, отзывы о препаратах

      галоперидол, амитрипилин ребенку 7 лет

      Frau 26 Июн 2014

      Очень нужен совет! Ребенку 7 лет. Диагнозы ставились разные. Аутизм, атипичный аутизм, мутизм. Аутичные черты стали проявляться после двух лет — агрессия, самоагрессия, ритуалы, ел только молочные и хлебобулочные изделия. В 2 года и 8 месяцев поступил в ДОУ. В результате — отказ от речи со всеми, кроме отца и бабушки. Мать лишена родительских прав. Предлагали положить в 6 психиатрическую детскую больницу, но отец отказался. Через год — отказ от речи тотальный. В возрасте 6 с половиной лет был два заезда в речевом отделении шестекри. В результате — улучшение поведения, но пропал даже шепот. Диагноз — страх перед процессом говорения. С конца 2013 года не получает никаких препаратов. Поведение значительно улучшилось. Ребенок знает буквы, цифры, умеет писать, решать, рисовать. С детьми общается мало, но стал принимать пассивное участие в играх. Инициативы не проявляет. Очень стесняется на приеме у врачей и при контакте с посторонними. Начинает хлопать ресницами, непроизвольно дотрагиваться до лица. Интеллект — пограничное состояние между ЗПРР и нормой. УО, слава Богу, сняли. В школу не пошел, еще на год предложили оставить в саду. До 8 лет. С надеждой, что появится речь. На комиссии перед школой психолог дал телефон психоневролога, которая якобы «вытягивает» таких молчунов. На приеме прописала галоперидол утро- вечер по 2 капли и 3 капли вечером, амитрипилин — 1 таблетка вечером. Потом должны идти клоназепам и еще один препарат. Велено не читать о побочке. Сразу же, конечно, прочитала. Разве такие препараты дают детям? Я боюсь брать на себя такую ответственность. Или же в таких дозах ои помгают ребенку снять страх? А что дальше будет? Мы сейчас в другой стране, но телефон врача есть и связаться с ней можно. Не слишком ли суровые препараты для ребенка 7 лет?

      >Или же в таких дозах.

      Каких таких? Дозы измеряются в милиграммах.

      Полноценная карательная терапия по типу «хуже уже не сделать». Всё правильно. Только галоперидол бы на трифтазин заменить.

      Frau 27 Июн 2014

      Извините, если не правильно написала. Я имела ввиду, что это минимальная доза, если верить врачу. Извините за дремучесть, но что такое «карательная терапия»? Звучит как то . Я понимаю, что советоваться на форуме по поводу того давать препараты или нет глупо, но уж очень большие сомнения.

      Razzer 27 Июн 2014

      Ооо полный боекомплект!

      Хуже правда уже не сделаешь. а препараты шикарные! Амитриптилин, галоперидол!

      Еще нужно аминазин и сульфозин (серу) добавить для полного счастья ))) И можно еще электрошок ЭСТ чтоб ребенку жизнь райской показалась)))

      Вы, видимо, хорошо разбираетесь в препаратах и от этого Вам так смешно. Но не все такие продвинутые. Оттого и возниают вопросы. Правильно ли я поняла, что прием препаратов нанесет такой вред здоровью ребенка, что и наличие речи не компенсирует это. Не факт, что и речь появится. Ребенок то ПОЧТИ нормальный в плане поведения. Агрессия и самоагрессия ушли, сон крепкий. Начал радоваться присутствию на площадке других детей. Хотя вступать в контакт очень стесняется. Сердце подсказывает, что лучше без препаратов создавать ребенку теплую атмосферу, свозить на море, То есть делать то, что в наших силах.

      BattleAngelAlita99 27 Июн 2014

      Аутизм не лечится, а всякие галаперидолы назначают чтоб неудобный ребёнок не мешался.

      Самое лучшее что можно сделать — это принять аутичные особенности и не тыкать в них и не стыдить за них ребёнка.

      Segreyko 27 Июн 2014

      Бозе мой, почему-то про рисперидон врач позабыл.

      Cyanide_Silence 27 Июн 2014

      С трудом сдерживаюсь, чтобы не писать с матом через слово. Благо я уже накатил. Окей, имел ввиду вот что:

      — КАКАЯ ДОЗИРОВКА? Понимаете, есть люди, разбирающиеся в препаратах, но не психиатры и вообще не врачи, которые не знают и, что ещё важнее, совершенно не хотят знать, какая там конц-я у галоперидола в капельках (такой есть вообще? вы ампулы вскрываете штоле?), по сколько там у вас мг амитриптилин в таблетках и т.д. В МИЛИГРАММАХ В СУТКИ ПИСАТЬ НАДО.

      — Карательная терапия — потому что это полный комплект старых, 70х годов, препаратов. Сколько лет врачу? Он(а) маразматик? Он(а) подозревает детскую шизофрению?

      — Если дозировки малы, то на самом деле в таком оболван-компоте, принимаемом примерно МЕНЕЕ МЕСЯЦА, для ребёнка нет ничего плохого. Он не говорит в 7 лет, так? В таком случае, хуже уже не сделать. Вы хотите, чтобы он в школу в 9-10 лет пошёл? (такое вообще возможно?) Или учился в «специальной» школе для «особенных»? Очень дорого время. Даже если наплевать на соц. адаптацию, учиться-то ему надо. Тупой соц.адаптированный придурок способен выжить; умный соц.неадаптированный шизоид тоже; тупой соц.неадаптированный шизоид — нет.

      — Детский мозг податлив: ломается — ломайте. В хорошем смысле (насколько это возможно). Есть аутизм, а есть детская шиза, да-да, есть, никуда это не делось, правда, редкая вещь. Это ныне принято умалчивать (ну вот последние буквально несколько лет буржуи аккуратно писать стали наконец), но это никуда не девалось в 80-90е.

      — Галоперидол — это как-то совсем пиздец. Предлагаю трифтазин, растормаживающее действие, т.д. Поговорите с врачом.

      Cпасибо за ответ. Может, не накатили и не ответили бы. Да, галоперидол в каплях бывает. Да, врачиха старая. Шизу возможно и подозревает. Они все спрашивают «Как спит? Наверное, плачет по ночам? Наверное, плачет, когда просыпается?» Если бы это было, я бы сказала. Но он крепко спит, просыпается всегда с хорошим настроением. Никаких животных в углах не видит. Об этом тоже постоянно спрашивают. Потеря речи, как я понимаю, может быть одним из признаков шизы. На приеме у одного из врачей шестерки, в его частном центре, он вообще ничего не спросил даже про ребенка, сказал только, что с ним все ясно. Шиза у него. Как можно ее определить за 5 минут? Аутичные черты у нас сходят. Психует, в основном, из за того, что мы не всегда понимаем его. Он же молчит. Но стал сдерживать свой психоз в общественных местах.Видимо, для снятия страха она и решила ему такой разрыв мозга устроить. В школу, получается, пойдет в 8. В коррекционную не хотелось бы, конечно, а в «нормальную» не возьмут, да и дети могут обижать. Вобщем, решила я не давать ничего. С конца 2013 года ничего не даю. Речи нет, а в остальном динамика хорошая. — стал чаще улыбаться, к детям тянуться, животных любит. Сталд в театры ходить с удовольствием. Сегодня записала его в Логомед прогноз на программу запуска речи. Дорого уж очень. Может все таки без галоперидолов справимся? Раз Вы пишете, что это пй@@@@ц, то боюсь. Как бы хуже не сделать.

      neuroleptic.ru

      амитиптилин при аутизме

      daiana9, пишет 22 октября 2013, 10:09
      Махачкала, 34 года

      у кого есть опыт применения амитриптилина.какие результаты?

      Это антидепрессант, применяется при депрессии.

      Мой сын принимал. У него был аутоагрессия, истерики, на амитриптилине все это почти уходило. Но пили какие-то крохотулечки — помню, что делила таблетки.

      Геннадий, это скорее успокоительное, чем антидепрессант:

      Депрессии любой этиологии. Особенно эффективен при тревожно — депрессивных состояниях, в силу выраженности седативного эффекта. Не вызывает обострения продуктивной симптоматики (бреда, галлюцинаций) в отличие от антидепрессантов со стимулирующим действием.

      Смешанные эмоциональные расстройства и нарушения в поведении, фобические расстройства.

      Детский энурез (за исключением малышей с гипотоническим мочевым пузырем).

      Психогенная анорексия, булимический невроз.

      Неврогенные боли хронического характера, для профилактики мигрени.

      Как видите, даже от мигрени принимают. У моей подруги муж принимал, потому что неуравновешен эмоционально был — становился гораздо спокойнее.

      я читала статью в инете что при аутизме снижены уровни трех нейрогормонов.это серотонин(снижен в 5 раз)дофамин снижен в 2 раза и ноадреналин снижен тоже примерно в 2 раза.а амитриптилин вроде как нормализует нехватку этих гормонов и стабилизирует работу мозга.и еще было написано что если ребенок классический аутист каннера то после нескольких курсо в амитриптилина становится синдромом аспергера.это при том что нет органики.вот мне хотелось бы знать правда ли это прежде чем начать давать ему это лекарство.тем более там есть кардиотоксичность

      Конечно же это неправда. Вот вы пишете что вашему ребенку назначили схему из 6 лекарств. Если вы хотите чтобы вашу схему оценили , выкладывайте всю и подробно. Там наверняка другие лекарства основные , а амитриплилин сопутствующий. И каков был замысел врачей, нам пока неведомо.

      То что вы ссылаетесь на статью , это просто одна из точек зрений. Таких статей море, тем более она наверняка переводная и переводил ее гуманитарий, который биохимию мозга вообще не понимает . И оригинал был совсем другим.

      То что вы очень старым антидепрессантом исправите уровни основных нейрогормонов мозга и он улучшит в разы свои интеллектуальные показатели ? Вам любой психиатр скажет , что при аутизме допамин завышен. Вы же пишете , что занижен. возможно вам хотели поднять уровень серотонина.

      Если доверяете вашим врачам, пейте все что вам назначили.

      Лично мой ребенок антидепрессанты никогда не принимал , т к их действие м б противоречивым и сложным. Все серьезные лекарства стали принимать после 14 лет. Антидепрессанты могут растормаживать , и рекомендуется их принимать после 14 лет , когда мозг созреет. Нам некоторые врачи рекомендовали, но я решила не экспериментировать.

      www.medkrug.ru

      Лечение аутизма у детей

      Многие попытки найти успешный способ биологической терапии не привели пока к успеху. В настоящее время основное внимание уделяется разработке методов специального обучения и воспитания.

      Проведенное нами поисковое лечение позволило предложить систему комплексной терапии, в основу которой положена разработанная М. М. Кабановым концепция реабилитации не только как той или иной степени восстановления социального и личного статуса и ускорения саногенеза, но и как метода подхода к больному. Сформулированные М. М. Кабановым принципы реабилитации в приложении к работе с аутичными детьми могут быть модифицированы и дополнены следующим образом: 1) принцип партнерства врача и семьи, апелляция к ней как к субъекту, а не только объекту, и сотрудничество с семьей (апелляция к самому ребенку как субъекту, по крайней мере в тяжелых случаях аутизма, невозможна из-за специфики расстройства); 2) разносторонность, разноплановость и комплексность работы; 3) единство биологических и социальных методов; 4) ступенчатость как переход одного мероприятия в другое; 5) цикличность как возвращение к решению диагностических, терапевтических и реадаптационных задач на качественно новом уровне улучшения состояния и развития ребенка. Если во взрослой практике лечение при таком понимании направлено не только на ликвидацию болезненных явлений, но и на оптимальное приспособление к среде, то у аутичных детей улучшение их адаптации в каждый момент обеспечивает возможность более адекватного развития психики в дальнейшем. Реадаптация, таким образом, представляет собой не только этап работы, но и одновременно и сущность лечения детского аутизма.

      Медикаментозное лечение аутизма . Малые транквилизаторы сколько-нибудь глубокого воздействия на симптоматику не оказывают. Они могут положительно влиять на невротические и некоторые неврозоподобные проявления, обнажая базисные симптомы и помогая тем самым более точной структурной диагностике состояния. Использование их — с учетом индивидуальных особенностей соотношения возбудимости и тормозимости — целесообразно в симптоматических целях: седуксен, элениум — при преобладании возбудимости, триоксазин, медазепам (рудотель) и другие препараты с малым затормаживающим или с достаточным стимулирующим эффектом — при преобладании тормозимости в клинической картине. Мепробамат мы почти не используем из-за его выраженного миорелаксирующего и сомнолентного действия и возможности привыкания к нему. При необходимости общего воздействия на явления невротического регистра и отсутствии специальных показаний к использованию транквилизаторов мы пользуемся для лечения предложенной нами микстурой:

      T-rae Valerianae
      Т-гае Convallariae majalis
      T-rae Leonuri
      Extr. Passiflorae
      Extr. Craetegi flL Extr. Eleuterococci. T-rae Echinopanacis
      T-rae Menthae aa 10,0 Phenobarbitali 0,3-1,0-2,0 .

      M.D.S. Капли по числу лет на прием 3-6 раз в день за 15- 20 мин до еды (дозировка фенобарбитала зависит от особенностей состояния).

      Соотношение ингредиентов в ней может варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей состояния ребенка. При сравнении с плацебо отметено хорошее действие на невротические и неврозоподобные фобии, тики, расстройства засыпания и клинической структуры сна. При длительном приеме реализуется адаптогенное действие элеутерококка и заманихи.

      Нейролептики оказывают глубокое, но неоднозначное действие на клиническую картину. Многими психиатрами отмечена парадоксальная стимуляция при их использовании. Аминазин нередко пытаются использовать при лечении аутизма для уменьшения расторможенности и психомоторного возбуждения, но у большинства больных он только усиливает их. Осторожное его применение возможно лишь при достаточной уверенности в снижении порога возбудимости. В противном случае даже однократный прием его может приводить к усилению расторможенности. Галоперидол в малых (транквилизирующих) дозах может уменьшать расторможенность и возбудимость, неплохо купирует ряд фобий. Дозировки его для дошкольников составляют 0,5-1 мг/сутки. Удобнее использовать галоперидол в каплях благодаря отсутствию вкуса и легкости дозирования — в 1 капле содержится 0,1 мг вещества. Тиоридазин (10- 30 мг/сутки у дошкольников) более эффективен при сочетании расторможенности с элементами раздражения и подавленности, аутоагрессивными тенденциями. Нередко он способствует уменьшению страхов и некоторому улучшению общения. В первые 3-5 дней приема у детей с ослаблением тормозимости возможна той или иной степени расторможенность. Как правило, она носит преходящий характер, однако лучше избежать ее путем постепенного наращивания дозы до терапевтической. Если возбуждение сохраняется более 5-7 дней, препарат следует отменить. Действие френолона в дозе 5-10, реже 15 мг/сутки обнаруживается в некотором выравнивании поведения, увеличении его целенаправленности, уменьшении тиков и «ритуалов». Если общению препятствуют страхи, возбуждение, френолон обнаруживает благоприятный эффект. Могут быть использованы небольшие дозы неулептила, которые у ряда больных приводят к упорядочению поведения. Следует отметить, что больные с детским аутизмом, прошедшие курсовое лечение нейролептиками по схеме лечения психозов, либо шоковые методы терапии (атропиншоковая терапия), в последующем чрезвычайно трудно поддаются лечению.

      Барбитураты, антигистаминные препараты (пипольфен, димедрол) и бромиды оказывают действие, зависящее от соотношения возбудимости и тормозимости. При недостаточной тормозимости эти препараты оказывают возбуждающее действие вплоть до эпизодов делириоподобных страхов, возбуждений. Обычно реакция больного на эти препараты однотипна. Поэтому анамнестические указания на возникновение возбуждения после приема любого из них мы расцениваем как противопоказание для использования всех этих средств. При необходимости противосудорожного лечения в таких случаях предпочтительнее использовать небарбитуровые препараты либо — при необходимости и возможности — корригировать возбуждающее действие барбитуратов препаратами со стимулирующим компонентом действия.

      Как основное психотропное средство для лечения может быть рекомендован амитриптилин (триптизол). Мы пытались применять его, опираясь на отдельные указания о его применении при аутизме и эффективности при атонической олигофрении. При этом выявлены закономерно воспроизводящиеся в динамике лечения подавляющего числа больных эффекты.

      Как правило, на 3-5-й неделе лечения аутизма родители отмечают общее впечатление некоторого улучшения. Ребенок становится более управляемым, начинает проявлять интерес к окружающему. На 2-3-м месяце улучшение становится более определенным. В первую очередь это проявляется в изменении типа контакта с матерью — переходе от недостаточного контакта к симбиотическому — либо сглаживании черт последнего, если он к началу лечения был определяющим. Игнорирование других детей постепенно сменяется пассивным интересом, затем — возможностью игр в присутствии других детей и, наконец, первым избирательным пассивным контактом с детьми, как правило, старше или младше себя.

      В ходе лечения в зависимости от исходных особенностей игровой деятельности можно отметить свертывание монотонно-стереотипных манипуляций с предметами, появление игр с кубиками и попыток конструирования из них, обращение к расширяющемуся кругу игрушек, игровое моделирование общения. Отчетливо редуцируются страхи. «Феномен тождества» принимает менее грубую форму неофобий. Происходит свертывание сложных «ритуалов» до простых и более редких проявлений. Тики исчезают или становятся реже. Существенные изменения претерпевает речь. Прежде всего расширяется ее коммуникативное использование. На этом фоне увеличивается запас слов и начинает, если она отсутствовала к началу лечения, разворачиваться фразовая речь. Одновременно несколько сокращается количество эхолалий и начинается овладение личными речевыми оборотами. При этом — подчеркнем еще раз — формирование и адекватное использование «я» следует за становлением адекватно используемых понятий «он», «она», «они».

      Эти тенденции динамики в ходе применения амитриптилина тем более отчетливы, чем младше больной и чем ближе состояние к классическому синдрому Каннера. Лучший — при прочих равных — эффект отмечен при начале лечения до 5 лет. Правомерен вопрос — не обусловлены ли благоприятные сдвиги, относимые за счет лечения, естественной возрастной динамикой? Сомнениям такого рода способствует сходство спонтанной и терапевтической динамики по качеству и этапности. Однако варьирование доз сопровождается и изменениями состояния, а отмена препаратов на ранних сроках лечения приводит к восстановлению исходной картины. Это, как представляется, подтверждает эффективность амитриптилина. Кроме того, совпадение лекарственной и спонтанной динамики позволяет оценить его эффект как патогенетический.

      Полного излечения амитриптилин сам по себе не приносит. Благоприятная динамика выражается в переходе от картин синдрома Каннера к картинам аутистической психопатии. Наиболее стойки нарушения социальных контактов, хотя именно в этой сфере проявляются первые обнадеживающие результаты.

      Эффект амитриптилина несколько менее постоянен при органическом аутизме: при снижении порога возбудимости может нарастать апрозексия и усиливаться расторможенность. Ухудшение состояния с нарастанием аутизма, усилением фобий и т. д. может указывать на, вероятно, ошибочный диагноз и наличие шизофрении.

      Начальные дозы амитриптилина для детей 3-5 лет составляют 10-15 мг/сутки, терапевтические — 30-45 мг/сутки. Лечение проводится длительно в виде 4-6-месячных курсов с перерывами между ними в 1-3 мес. Примечательно, что именно во время таких перерывов ранее намечавшаяся положительная динамика реализуется особенно ярко. Часто именно в это время происходит овладение навыками, прививавшимися в предыдущие месяцы. Учитывая ранее отмечаемую возможность провоцирования судорожной активности за счет блокирования амитриптилином REM-сна, лечение следует проводить под контролем ЭЭГ и при появлении и нарастании судорожной готовности дополнять противосудорожными препаратами. Осложнения отмечены нами в одном случае в виде преходящего спазма аккомодации. Общепринятый лабораторный контроль проводится раз в 3-6 месяцев.

      При наличии выраженной психомоторной нестабильности возможны сочетания с меллерилом, малыми дозами галоперидола, транквилизаторами.

      У детей с психическим недоразвитием и задержками развития целесообразно применение глутаминовой кислоты, липоцеребрина, церебролизина, аминалона. По нашим наблюдениям, хотя аминалон и гаммалон идентичны по составу, аминалон может, в отличие от гаммалона, увеличивать возбуждение и провоцировать судорожную активность. Лечение им целесообразно проводить под контролем ЭЭГ и под защитой противосудорожными средствами. Ряд сообщений последнего времени позволяет предположить целесообразность применения L-ДОРА, дрожжевой РНК, ноотропила, пантогама и пиридитола, которые улучшают общение и уменьшают расторможенность.

      Витаминотерапия может использоваться в виде применения профилактических доз поливитаминов, больших доз витамина В6 — до 50 мг/сутки в течение месяца, витаминов С и РР. Однако прямого терапевтического действия больших доз витаминов мы не отметили.

      По показаниям используются рассасывающие, дегидратирующие (в том числе медицинский глицерин), противосудорожные средства. В комплекс общеукрепляющей терапии целесообразно вводить биостимуляторы (противопоказаны при онкологически отягощенной наследственности) и вещества с адаптогенным действием.

      Работа с семьей . Аутичные дети, как правило, — первые, а часто и единственные в семье. Их воспитание проходит под знаком отсутствия родительского опыта, и родители часто не замечают психических нарушений вплоть до наступления возраста, когда ребенок уже, безусловно, должен вступить в достаточно широкое общение. В любом случае 3-й год жизни является критическим для родителей — либо становится очевидной серьезность ранее недооцененных нарушений, либо череда смутных опасений приводит к открытию аномальности ребенка, либо, наконец, это открытие кризисно сменяет предшествующую уверенность в благополучии. Реакции родителей проявляются подавленностью, растерянностью перед лицом неконтактности ребенка, своеобразным комплексом родительской, неполноценности, недоверием к себе как воспитателю, утрированным отказом от себя во имя ребенка, попытками постоянных с ним занятий, тревожными опасениями в связи с предполагаемой ролью «плохой наследственности» и т. д. Это усугубляется невозможностью общения с другими семьями на уровне общения детей, постоянным и невыгодным сравнением своего ребенка с «нормальными» детьми, уменьшением степеней свободы в социальном бытии родителей. Порождаемое аномальностью ребенка напряжение значительно деформирует семейные отношения, нередко определяя их скрытую или явную конфликтность. Изгнание из семьи отцов, не проявивших ожидаемой от них способности к самоотречению и самопожертвованию, взаимные обвинения родителей в происхождении нарушений у ребенка – не частые, но все же наблюдающиеся примеры этого. Но даже в самых благополучных семьях происходят переориентация и смещение акцентов на борьбу за ребенка — сгущение семейной эмоциональности на ребенке с той или иной степенью разреженности отношений между родителями.

      Весь этот сложный комплекс реакций определяет позиции родителей в повседневном обращении с ребенком и при обращении к врачу для лечения. Одни из них недооценивают реальные успехи и возможности ребенка, фиксируясь на проявлениях его недостаточности. Даже в относительно мягких случаях они невыгодно отличают ребенка от сверстников, аномальность ребенка порождает стыд за него перед окружающими и раздражает, воспитание строится на запретах нежелательного и жестко-директивных попытках достижения желательного поведения. Другие родители выступают в роли «антрепренеров» и «адвокатов» своих детей, всячески преувеличивая и демонстрируя их достижения и затушевывая недостаточность. Часто родители просто делают многое за ребенка, не замечая совершаемой подмены и приписывая результаты ребенку. Во многих семьях эти полярные типы отношений определяют противоречивость воспитания не только разными членами семьи, но и каждым из них. Стремясь развить ребенка, родители делают упор на вербально-интеллектуальное развитие. Это желательно для них, ибо уравняло бы ребенка со здоровыми сверстниками по наиболее демонстративным показателям, и это возможно, ибо западает преимущественно невербальное развитие. Однако при таком стиле занятия с ребенком не оказывают ему требуемой помощи.

      Перед работой с семьей стоит, таким образом, ряд внутренне взаимосвязанных задач: 1) компенсация дезадаптации каждого из родителей; 2) компенсация дезадаптации семьи; 3) привлечение родителей к.грамотной медико-педагогической работе с ребенком и обучение их ее методам. В этой работе мы выделяем три условных структурных этапа .

      Страница 1 — 1 из 5
      Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

      www.blackpantera.ru