Аппарат при заикании

Независимый сайт о заикании

Проявления заикания

По своим проявлениям заикание очень неоднородное расстройство. Наивно полагать, что оно касается только речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся , их физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей.

Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному. Тем не менее одно тесно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое.

Поэтому при устранении заикания необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания.

Подтверждением того, что заикание в большинстве случаев является невротическим расстройством (неврозом или неврозоподобным состоянием), служат результаты клинического и неврологического исследования заикающихся. Можно перечислить многих авторов, которые указывают на различные особенности физического здоровья и состояния нервной системы заикающихся.

А.Митринович-Моджеевска указывает на целый ряд заболеваний центральной нервной системы, при которых заикание выступает как их симптом. Другими словами, заикание является следствием функциональных изменений в центральной нервной системе. С.С.Ляпидевский, В.П.Баранова на основании клинического обследования заикающихся подростков не обнаруживают в их физическом статусе каких-либо особых отклонений, но отмечают нарушение вегетативной нервной системы у большинства заикающихся (92,2%) по типу вегетодистонии. М.Зееман в проявлениях заикания обращает внимание на болезненно повышенную аффективную лабильность у них и вегетативные нарушения. М.Совак, обследовавший 300 заикающихся, обнаружил дистонию вегетативной нервной системы у 84,6%.

В.С.Кочергина при обследовании заикающихся дошкольников обнаружила у многих из них различные нарушения высшей нервной деятельности и физического здоровья: повышенную раздражительность, обидчивость, плаксивость, негативизм, различные нарушения аппетита и сна, повышенное потоотделение, склонность к простудным и инфекционным заболеваниям, физическую ослабленность, энурез.

В проявлениях заикания характерными являются также различные расстройства общей и речевой моторики. По характеру они могут быть произвольными и непроизвольными (насильственными). К произвольным (их обычно называют уловками) относятся те особенности движений, которые появляются у заикающихся сознательно с целью замаскировать или облегчить свою трудную речь. Их у заикающихся много. Уловки наблюдаются в общей моторике рук, ног, корпуса, головы и др. Изредка они появляются и в речевой моторике в виде покусывания кончика языка, нижней губы, облизывания губ, беззвучного артикулирования звуков и т.д.

К насильственным движениям относятся прежде всего речевые судороги, которые различаются по форме или типу, по месту или локализации и по частоте (см. «Запинки судорожного характера» и «Сходство и различие запинок несудорожного и судорожного характера»).

Б.И.Шостак, помимо судорог в речевом аппарате заикающихся детей, отмечает нередкие случаи насильственных движений (судороги, тики, миоклонусы) в мышцах лица, шеи, рук.

У заикающихся часто наблюдается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация и вялость. Некоторые исследователи указывают на связь заикания с леворукостью, что тоже можно отнести к нарушениям общей моторики.

При характеристике внешних проявлений речи (экспрессивной речи) заикающихся необходимо указать на наличие следующих ее особенностей:

1) нарушение плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, а то и вовсе трудным произнесением отдельных звуков, их сочетаний или просто затрудненное начало фраз;
2) речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболофразия);
3) ограничение речевой активности у многих детей, снижение общения с окружающими, что говорит об определенных нарушениях коммуникативной функции речи;
4) недостатки произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз и пр.;
5) недостатки устной речи могут отражаться в письменной речи в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения и пр. (Об особенностях экспрессивной речи у заикающихся детей писали Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, М.Е.Хватцев, В.И.Селиверстов, А.В.Ястребова и др.).

В.И. Селиверстов «Заикание у детей»

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц и, наоборот, для повышения тонуса слабых и вялых мышц. Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.
Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Расслабление мышц шеи
Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.
Упражнение 1
Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.
Упражнение 2
Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

stuttering.su

Аппарат для лечения заикания и дефектов речи

Изобретение относится к области медицины и предназначено для устранения заикания, коррекции речи и слуха, возникших вследствие ранений и травм головного мозга. Аппарат содержит приемник звуковых сигналов, усилитель сигналов, две линии задержки, два блока коммутации, низкопропускной и высокопропускной фильтры, блок фильтров и установки частот, в котором имеются прямой канал, два полосно-пропускных фильтра, низко- и высокопропускные фильтры, а также аппарат содержит суммирующий усилитель сигналов, головные телефоны и тактильный вибратор. Аппарат позволяет провести исправление недостатков речи, развитие слухового восприятия, сохранение информации об этом в соответствующих отделах головного мозга. 1 ил.

Изобретение предназначено для устранения заикания, коррекции речи и слуха у слабослышащих людей, устранения заикания и дефектов речи, возникших вследствие ранений и травм головного мозга, перенесенного инсульта, для постановки правильного произношения, при обучении иностранным языкам, для подбора оптимального слухового поля.

Известны аппараты серии «Верботон» «Г-20», «Г-30», «Дилей» (изготовитель — Хорватия), каждый из которых применяется только по одному конкретному назначению.

Известно устройство для лечения заикания, для улучшения речи здоровых людей, техническим эффектом которого является повышение эффективности лечения заикания при отсутствии психических заболеваний у больного [1]. Оно содержит микрофон, усилитель с регулируемым коэффициентом усиления, электроды, задатчик случайных чисел, блок управления, генератор звуковой частоты, динамик, генератор индикации и светодиод.

Известно устройство для корректирования речи при заикании, содержащее детектор, усилитель, источник света, источник звука, измерительный блок, блок регулирования пороговых уровней измеряемого сигнала, стимулятор [2].

Также известно устройство для исправления речи заикающихся, содержащее магнитофон с каналом записи и каналом воспроизведения, усилитель воспроизведения, головные телефоны, канал стирания, блок управления задержкой фонограммы, генератор белого шума, смеситель [3].

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является терапевтический прибор для лечения заикания, содержащий приемник звуковых сигналов, схему сдвига частоты и задержки во времени и передатчик звуковых сигналов на приемник, который можно закрепить на ухе или ввести в ушной канал [4].

Недостатками вышеперечисленных устройств является их низкая эффективность, поскольку работа приборов основана на исправлении речи заикающихся механически.

Цель изобретения — подсознательное исправление недостатков речи, развитие слухового восприятия, сохранение информации об этом в соответствующих отделах головного мозга.

Действие аппарата основано на эффекте задержанной речи. Время восприятия звука продлено: заикание вызывает изменение акустического восприятия речи. Когда обратный акустический сигнал задерживается на определенную величину, обнаруживается положительный эффект, проявляющийся в полной или частичной нормализации речевой деятельности.

Аппарат для лечения заикания содержит микрофон и магнитофон или два микрофона как приемники входного сигнала, усилитель с регулируемым коэффициентом усиления, две независимые линии задержки, низкопропускной фильтр, высокопропускной фильтр, прямой канал, четыре канала фильтров низкопропускной с переключаемыми частотными срезами от 90 Гц до 4 кГц, с полуоктавным или октавным шагом, два полосно-пропускных фильтра с частотными срезами от 350 Гц до 1,4 кГц и от 2 кГц до 8 кГц, с полуоктавным или октавным шагом, высокопропускной фильтр с переключаемыми частотами среза от 2,8 кГц до 8 кГц, с полуоктавным или октавным шагом, два блока коммутации, суммирующий усилитель сигналов, головные телефоны, тактильный вибратор.

На чертеже представлена блок-схема аппарата для лечения заикания и дефектов речи, где

1 и 1a — два микрофона или микрофон и магнитофон как приемник входного сигнала,

2 — микрофонный усилитель сигнала,

3 — первая линия задержки,

4 — вторая линия задержки,

5 — первый блок коммутации,

6 — блок фильтров и установки частот,

7 — второй блок коммутации,

8 — суммирующий усилитель сигналов,

9 — головные телефоны,

9а — тактильный вибратор как источник выходных сигналов.

Действие аппарата основано на том, что у пациента не механически, а подсознательно исправляются недостатки речи и развивается слуховое восприятие, и информация об этом сохраняется в соответствующих отделах головного мозга. Неправильное произношение вызвано тем, что данный конкретный человек дефектно воспринимает звуки на слух, потому их так и произносит. Аппарат помогает правильно воспринимать на слух и затем научиться правильно произносить звуки в речи. Пациент слушает коррегируемые чистые звуки на оптимальных для каждого звука частотах при комфортном слушании для каждого пациента индивидуально.

Когда обратный акустический сигнал задерживается на определенную величину, обнаруживается положительный эффект, проявляющийся в полной или частичной нормализации речевой деятельности. Заикающийся слышит в головных телефонах речь логопеда (как образец), затем собственную речь с опозданием до двух секунд (слово — пауза — слово), в результате чего корректируется темп, ритм его речи, что в свою очередь приводит к значительному снижению речевой судорожности. Общее состояние речи значительно улучшается, степень заикания становится более легкой и исчезает совсем. Также при работе на аппарате улучшается артикуляция звуков, вырабатывается более сильный голос, отрабатывается интонационная выразительность. Аппарат может использоваться одновременно для коррекции заикания, развития слухового восприятия у лиц с нарушенным слухом и исправления звукопроизношения. Система фильтров позволяет подбирать оптимальное слуховое поле (оптимальные частоты, при которых у пациента наилучшая разборчивость речевого материала при минимальном усилении — индивидуально для каждого пациента). Предусмотрена трансмиссия низких частот, оптимальный подбор звуков. Аппарат также может быть использован в допротезной терапии — перед подбором слухового аппарата индивидуального пользования.

Также может одновременно использоваться для коррекции заикания, речевых нарушений и обучения иностранным языкам. Пациент, работая на этом аппарате, имеет возможность усваивать правильную речь и правильное произношение в иностранном и родном языке — это достигается коррекцией, основанной на ритме, интонации и психоакустических характеристиках звуков языка.

Коррегируется не изолированный звук, а звук в логотомах (слоях), так как соседние звуки влияют на данный звук, изменяя его. С каким гласным или соседним согласным начинается коррекция дефектного звука, зависит от нарушения произношения пациента (искажение, замена, отсутствие звука; его высота, напряженность, артикуляция, протяженность и т.д.). Пациенту не объясняется артикуляция. Он слушает, сравнивает, пробует имитировать, подражать тому, что слышит, контролирует свое произношение. Затем при появлении чистого произнесения звук автоматизируется и дифференцируется от сходных по звучанию звуков как обычно, во всех позициях (в логотомах), при расширении слушания в речевой зоне (от 300 до 3000 Hz), в словах, предложениях, связной речи.

Аппарат работает следующим образом. Речевой сигнал, поступивший через микрофоны или микрофон и магнитофон 1 и 1а, усиливается микрофонным усилителем 2. Через линии задержки 3 и 4 с независимым задаваемым временем задержки — от 0 до 1999 мс, с шагом 1 мс (максимальная задержка каждого канала около 2 с) — сигналы поступают на первый коммутатор 5 и направляются на требуемые в конкретном случае фильтры — низкопропускной или высокопропускной, или полосно-пропускные, или прямой канал, находящиеся в блоке фильтров 6. Через блок коммутации 7 сигналы поступают на суммирующий усилитель 8, где просуммированный сигнал усиливается до необходимой величины для нормальной работы головных телефонов (наушников) 9 и тактильного вибратора 9а. Тактильный вибратор позволяет работать над дефектами голоса (низкий, высокий).

Пример конкретного выполнения.

Задается время задержки первой линии задержки — 90 мс, время задержки второй линии задержки — 190 мс. Две независимые линии задержки работают в диапазоне 0-1999 мс, который выбран на основе наработок, время задержки зависит от характера дефекта речи. Сигнал первой линии задержки проходит через фильтр низких частот с частотой среза 600 Гц, сигнал второй линии задержки проходит через фильтр высоких частот с частотой среза 3000 Гц. Регуляторами уровня звука устанавливаются необходимые величины на основе субъективного восприятия пациента. Низкопропускной фильтр работает с двумя переключаемыми частотными срезами 300 и 600 Гц, с крутизной 40 дБ/окт. Частота среза зависит от характера дефекта речи, величины — абсолютные, фонемный ряд соответствует определенной частоте каждого звука.

Высокопропускной фильтр работает с частотой среза 3000 Гц, с крутизной 40 дБ/окт. Полоса пропускания прямого канала 20 -1800 Гц.

Четыре канала фильтров работают со следующими частотами среза:

— низкопропускной фильтр — 125,180, 250, 355 Гц, с крутизной 60 дБ/окт.;

— первый полосно-пропускной фильтр — с центральными частотами 180, 250, 355, 500, 710, 1000 Гц, с шириной полос — 1 октава или 1/2 октавы, с крутизной 20 или 60 дБ/окт.;

— второй полосно-пропускной фильтр — с центральными частотами 1400, 2000, 2800, 4000, 5600, 8000 Гц, с шириной полос 1 октава или 1/2 октавы, с крутизной 20 или 60 дБ/окт.

— высоко-пропускной фильтр — 2000, 5600 Гц, с крутизной 60 дБ/окт.

Аппарат для лечения заикания и дефектов речи отличается от прототипа тем, что позволяет совмещать несколько функций в одном: проводить одновременную коррекцию механического нарушения речи и нарушений звукопроизношения. Обладает невысокой стоимостью, небольшим весом (не более 3,5 кг), габаритами (300300135 мм), малой потребляемой мощностью (не более 35 Вт), что позволяет использовать его как в стационарных условиях, так и в качестве переносного прибора. Аппарат производится в промышленных условиях российским предприятием ООО «Путь домой».

1. Патенты РФ №2152194, МПК A 61 F 5/58.

2. Патент РФ №2030172, МПК F 61 F 5/58.

3. Патент РФ №1718911, МПК A 61 F 5/58.

4. Патент США №5961443, МПК A 61 F 5/58 — прототип.

Аппарат для лечения заикания и дефектов речи, содержащий приемник звуковых сигналов, микрофонный усилитель сигналов, низкопропускной фильтр, две линии задержки сигналов, головные телефоны, отличающийся тем, что в качестве приемника звуковых сигналов используются два микрофона или микрофон и магнитофон, при этом в устройство введены высокопропускной фильтр, высокопропускной, первый полоснопропускной, второй полоснопропускной и прямой каналы, причем все фильтры и прямой канал объединены в блок фильтров и установки частот, а также введены два блока коммутации, суммирующий усилитель сигналов и тактильный вибратор, причем приемник звуковых сигналов через микрофонный усилитель соединен с линиями задержки сигналов, которые через первый коммутатор соединены с блоком фильтров и установки частот, соединенным через второй коммутатор с суммирующим усилителем, который соединен с головными телефонами и тактильным вибратором.

www.findpatent.ru

разработчик и производитель реабилитационной техники для людей с ограниченными возможностями

Аппарат Монолог для коррекции речи при заикании

Аппарат АКР-01 Монолог

Аппарат АКР-01 Монолог

Отзывы

Патент Аппарат АКР-01 Монолог

Сертификат соответствия

Паспорт Аппарат АКР-01 Монолог

Аппарат АКР-01 «Монолог» (далее по тексту аппарат «Монолог»), предназначен для комплексной реабилитации лиц, страдающих любыми формами заикания, различными речевыми расстройствами, а также восстановления речи после травм.

Аппарат «Монолог» может быть использован для реабилитации детей с 5-7 летнего возраста, подростков и взрослых с любыми формами заикания вне зависимости от степени выраженности речевого дефекта и страха речи на разных этапах занятий, а также на этапе отработки навыков речевого самоконтроля.

В предлагаемом аппарате впервые объединены 4 различных аппарата:
— корректофон, построенный на эффекте заглушения собственной речи «белый шум»;
-аппарат «Эхо», воспроизводящий речь с определенной задержкой, создающей эффект эха;
-звукоусиливающий аппарат, позволяющий воспроизводить собственную речь в усиленном режиме;
-метроном, способствующий формированию темпо-ритмических навыков.

Перечисленные выше функции, объединенные в одном аппарате, позволяют использование различных подходов и методов, одновременно варьируя их и объединяя.

При использовании аппарата «Монолог» удается добиться улучшения речевого статуса, расширения коммуникативных и адаптационных возможностей, ликвидации признаков девиации личности.

Технические характеристики аппарат АКР-01 «Монолог».

Уровень входного звукового сигнала — от 5 mV до 20 mV

Глубина плавной регулировки

чувствительности микрофона — 20 dB

Глубина плавной регулировки громкости — 45 dB

Частотная полоса пропускания звукового сигнала — от 100 Гц до 1200 Гц

Количество телефонных каналов — 1

Глубина дискретной регулировки задержки

звукового сигнала — от 0 ms до 650 ms

Шаг регулировки задержки входного звукового сигнала — 10 ms

Диапазон установки частоты (метроном) — от 30 до 200 тактов в мин.

Шаг установки частоты метронома — 10 тактов в мин.

Источник питания — аккумуляторная батарея

Длительность непрерывной работы аппарата — не менее 4 часов

Габаритные размеры аппарата — 72х45х12 мм

www.globusa.ru

Диагностика заикания

  • Заикание
  • Диагностика заикания
  • Диагностика и определение формы логоневроза и логофобии

    На самом деле в российской медицине не существует универсальной и общепризнанной классификации типов заикания, и большинство логопедов применяют устаревшие либо неполные критерии оценки, которые не отражают все особенности этого нарушения речи, которые могут очень сильно отличаться от случая к случаю. К тому же эти особенности могут меняться у одного человека с течением времени.

    По причине возникновения *

  • Психогенное (невротическое) заикание – возникает в результате сильного стресса, испуга, любых других психологических травм. Распространено в подавляющем большинстве случаев.
  • Органическое (неврозоподобное) заикание – возникает в результате поражения ткани нервной системы и является следствием различного рода энцефалопатий.
  • Наследственное заикание – передается по наследству и связано с мутацией в генах GNPTAB , GNPTG и NAGPA. Наследственное заикание тоже классифицируется как неврозоподобное.
  • * Отметим, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное является устаревшим, поскольку дифференциальная диагностика этих двух типов заикания возвращает к выявлению причин его возникновения. Это деление является необъективным, так как в свою очередь по симптоматике заикания в большинстве случаев нельзя точно определить причину его появления.

    По типу речевых судорог

    Основным симптомом заикания являются речевые судороги, которые помимо мышц речевого аппарата могут затрагивать и дыхательные. Судороги бывают клоническими, тоническими и смешанными (их еще называют тонико-клоническими), по этой классификации различают:

    • Тонический тип заикания – характеризуется длительным напряжением речевых мышц в процессе разговора или при попытке начать произношение. Речевой аппарат заикающегося при этом как бы скован, а напряжение обычно захватывает несколько мышечных групп, в том числе нередко и дыхательные. Обычно это приводит к продолжительной паузе или к напряженному озвучиванию определенного звука. Лицо, а иногда и шея при этом могут быть сильно напряжены, что заметно со стороны. Человек словно зависает во время разговора, а из-за длительного сокращения дыхательных мышц может не хватать воздуха. Такие спазмы могут длиться несколько десятков секунд.
    • Клонический тип заикания – характеризуется непроизвольным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, при этом человек повторяет отдельные звуки, слоги, а иногда и отдельные слова. При этом частота повторений может быть высокой или низкой. Стоит отметить, что это обычно происходит также перед «сложными» звуками, на которых у человека обычно наблюдается тоническое заикание – так как в большинстве случаев заикание является смешанным.
    • Тонико-клонический (смешанный) тип заикания – наблюдается у большинства заикающихся, обьединяет в себе явления клонического и тонического типов. С течением времени у одного и того же человека может чаще проявляться тот или иной тип речевых судорог.

    По локализации речевых судорог

    При заикании непроизвольному сокращению могут подвергаться разные группы мышц речевого аппарата, непосредственно участвующие в формировании речи: голосовые, дыхательные и артикуляционные.

  • Голосовое заикание:
  • Дрожащий гортанный спазм – при таком заикании во время разговора голосовые складки непроизвольно смыкаются и размыкаются, что приводит к прерывистому, дрожащему звуку при полном отсутствии артикуляции. При этом рот обычно открыт, а так же часто наблюдаются ритмичные движения нижней челюсти, языка, либо всей головы.
  • Смыкательная голосовая судорога – голосовые складки при попытке начать разговор или в процессе произношения смыкаются, в результате чего резко пропадает голос, что препятствует движению воздуха. Мышцы всего туловища человека приходят в оцепенение, лицо обычно неподвижно или напряжено. Заикающийся при этом не двигается, ему не хватает воздуха. Такое заикание характеризуется ощущением комка или препятствия в области гортани.
  • Вокальная судорога возникает на гласных звуках в процессе речи, воспринимается как необычная продолжительность произношения гласного звука. Часто продолжительность этого настолько высока, что человеку не хватает воздуха, чтобы закончить произношение. Другими словами, заикающийся слишком долго тянет гласный звук. Часто при этом спазмируются мышцы шеи, а голос приобретает неестественный, «фальшивый» характер. Может полностью отсутствовать артикуляция.
  • Дыхательное заикание:
  • Инспираторные судороги возникают на вдохе, то есть характеризуются непроизвольным резким напряжением на вдохе во время произношения. Причем при клоническом заикании они могут следовать одна за другой с различной частотой. Со стороны такие речевые судороги чаще всего малозаметны, но всегда приводят к необоснованной паузе во время разговора.
  • Экспираторные судороги речевого аппарата возникают на выдохе и более заметны, чем инспираторные. При разговоре человек непроизвольно совершает напряженный, продолжительный выдох, которому сопутствует сильное сокращение мышц пресса. При этом обычно наблюдается спазм всех групп речевых мышц, лицо в разной степени может быть искажено, а человеку не хватает воздуха. Экспираторные судороги обычно наблюдаются при тоническом заикании. Со стороны человек будто с большим трудом пытается выдавить из себя звук или слово. Продолжительность, как и степень выраженности может различаться от случая к случаю и меняться со временем.
    • Артикуляционное заикание:
      1. Лицевые судороги — при таком заикании судорожному сокращению подвергаются мышцы верхней или нижней губы, происходит оттягивание угла рта в сторону или вниз, судорожное открытие рта. В тяжелых случаях сюда же можно отнести судороги шеи, лобных и ушных мышц.
      2. Язычные судороги. При этом чаще всего кончик языка непроизвольно упирается между зубами и небом, но вариантов может быть много, в том числе самые тяжелые – подъязычная судорога, когда непроизвольно открывается рот в связи с напряжением мышц, находящихся под языком, а также изгоняющая судорога языка. Последний тип характеризуется непроизвольным выталкиванием языка наружу из ротовой полости, и может быть как тоническим – язык высунут в напряженном состоянии, так и клоническим – когда язык то выдвигается вперед, то втягивается обратно.
      3. Носовое заикание связано с судорогами мягкого неба. В результате этих судорог проход в носовую полость из глотки то открывается, то закрывается, поэтому заикающийся говорит то через рот, то через нос. Это вызывает достаточно неприятные ощущения в носоглотке.
      4. В результате исследований удалось обнаружить, что в момент заикания отдельная речевая мышца, которая подвергается судорожному сокращению, одновременно получает как тормозной, так и возбуждающий нервный импульс. Подробнее об этом в нейрофизиологии заикания.

        Теперь, основываясь на тяжести и частоте проявления указанных выше речевых судорог, принято различать тяжелую, среднюю и легкую степень заикания.

        По степени тяжести

      5. Легкая степень заикания — когда речевые судороги иногда наблюдаются в спонтанной речи.
      6. Средняя степень заикания – речевые судороги возникают при диалоге и монологе, но человек может определенное время говорить без заикания.
      7. Тяжелая степень заикания – речевые судороги возникают при любых ситуациях, в том числе когда заикающийся находится наедине с самим собой.
      8. Большинство специалистов справедливо отмечают несостоятельность деления заикания в зависимости от степени тяжести, поскольку в зависимости от времени или ситуации у одного и того же человека заикание может как отсутствовать полностью, так и принимать самые тяжелые формы. Деление заикания на легкую, среднюю и тяжелую степень условно и формально.

        Мы же считаем, что тяжесть заикания определяется степенью фиксации заикающегося на своем дефекте. Это значит, что если человек в целом заикается редко и практически незаметно, но у него присутствует сильная логофобия, то есть страх повторения заикания, то состояние такого человека уже можно отнести к тяжелой степени ввиду заметного нарушения социальной адаптации.

        Логофобия, речевые уловки, вегетативные реакции

      9. Вегетативные реакции при заикании – побледнение или покраснение лица, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение. Все это свидетельствует о сильном эмоциональном напряжении, которое в свою очередь еще больше усиливает заикание.
      10. Речевые уловки (эмболофразия) – использование лишенных смысловой нагрузки или вовсе искусственных словосочетаний, слов, слогов или звуков перед «сложными» звуками. Речевые уловки, то есть эмболы, могут много раз повторяться перед словами или звуками, на которых человек обычно заикается. Еще эмболы часто используются после заикания как вступление в плавную речь. Примеров очень много (это самое, ну, как его, э, вот, да, а,), а в отдельных случаях заикающийся использует несуществующие приставки к каждому слову.
      11. Логофобия – страх речи, речевых ситуаций, стыд при этом, ожидание заикания, моделирование заикания перед разговором. Логофобия является чуть ли не самым тяжелым следствием заикания, играет роль в закреплении несинхронной работы речевых центров. Заикание без логофобии встречается довольно редко, а ее степень иногда доходит до того, что человек вовсе отказывается говорить.
      12. По степени логофобии

        Классификация степени выраженности и особенностей логофобии, которая в значительной степени определяет характер заикания:

        • Логофобия легкой степени – страха речи практически нет в обычных ситуациях и комфортных условиях, но при разговоре на публике или с определенными людьми проявляется в виде заметной, но преодолимой неуверенности. Наблюдается чаще всего при легком заикании, которое в ряде случаев можно скрывать.
        • Логофобия средней степени – проявляется в виде значительной неуверенности в общении и страха речи, который может снижаться в комфортных условиях.
        • Логофобия тяжелой степени – страх речи и неуверенность в общении в большинстве ситуаций определяют характер вашего поведения и жизни в целом. Характеризуется выраженной избегающей формой поведения и стойким, прогрессирующим нарушением социальной адаптации.
        • Степень выраженности логофобии практически всегда меняется со временем, изменения ее степени могут быть связаны с любыми событиями, со стрессовыми или приятными ситуациями, с возрастом, при воздействии психотерапии и т.д.

          По характеру течения

        • Волнообразный тип течения заикания – наблюдается в подавляющем большинстве случаев. Заикание то ухудшается, то улучшается, причем часто можно проследить зависимость этих колебаний от времени года, лунных циклов (многие пишут, что речь улучшается при растущей луне), времени суток. Улучшения или ухудшения так же часто наступают по естественным причинам, которые трудно выявить.
        • Стационарный тип течения заикания – заикание практически не меняется на протяжении времени, это относится больше к легкой степени.
        • Реградиентный тип течения – самый редкий и самый благоприятный. При нем вся симптоматика заикания со временем пропадает. Чаще встречается среди детей, а так же нередко встречается после контузионных травм или ушибов головного мозга у взрослых.
        • Проградиентный тип течения заикания – продолжительная тенденция ухудшения речи. Больше всего встречается у детей и подростков. Анализ информации от многих подписчиков нашей группы свидетельствует о том, что заикание часто ухудшается до 18-20 лет, а затем выравнивается до волнообразного или стационарного типа течения.
        • Рецидивирующий тип течения заикания – наблюдается чередование периодов заикания и нормальной речи.
        • При составлении статьи использована информация:

        • Исследования Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, М.В. Секачева.
        • zaikanie.info